Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №66983

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
325
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Развитие навыка использования предложных конструкций в онтогенезе 7
1.2. Психо - речевые особенности дошкольников с общим недоразвитием
речи 14
1.3. Анализ методических приемов по формированию предложных
конструкций 22
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ ЗНАЧЕНИЕМ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Организация экспериментального исследования пространственных
представлений у детей с общим недоразвитием речи 29
2.2. Методические рекомендации по формированию предложных конструкций с
пространственным значением для детей с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ

Пространственные отношения в речи определяются с помощью предлогов, предложных конструкций. Психологической основой формирования высказывания с пространственным значением является процесс восприятия пространства (восприятия местоположения предметов, взаимоположения предметов в пространстве, направления движения предмета в пространстве). В речи результаты этого процесса отражаются через использование предложно - падежных конструкций существительных с пространственным значением.
Актуальность рассмотрения вопроса об изучении предложных конструкций с пространственным значением дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена рядом причин психолого-педагогического характера. Проблема формирования предлогов у детей с общим недоразвитием речи вызвана, вторичным нарушением ориентировки в пространстве, в связи с этим дети не усваивает лексику с пространственным значением, фонематическая недостаточность не позволяет распознать предлоги в речи окружающих людей.
Актуальность проблемы в том, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются грубые нарушения грамматического строя, связанные с отсутствием или с неправильным использованием предлогов с пространственным значением. Процесс формирования предложных конструкций с пространственным значением у детей с общим недоразвитием речи очень сложен, из-за специфического
характера их речевого недостатка.
Теоретико-методической основой исследования являлись работы психологов, таких как В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Семаго Н.Я., Семаго Н.Н. исследовавших проблемы развития пространственных представлений детей. Теория развивающего обучения Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др., а также исследования, посвященные развитию и обучению дошкольников с общим недоразвитием речи (Левина Р.Е., Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. и др.).
Исследования таких ученых как Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и многих других, указывают на своеобразие овладения детьми с общим недоразвитием речи грамматическим строем речи. Своеобразие проявляется в замедленном темпе усвоения грамматических категорий, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, в искажении общей картины речевого развития.
Проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики является менее изученной. В своих работах среди морфологических аграмматизмов при общем недоразвитии речи Н.С. Жукова, В.А. Ковшиков, Р.Е. Левина выделяют неправильное употребление предложных конструкций в устной и письменной речи детей.
Решение данной проблемы связано с обновлением методических систем, учитывающих разнообразность контингента детей с нарушениями речи и ведущие тенденции обновления содержания образования.
Проблема исследования заключается в совершенствовании
коррекционно-педагогической работы по формированию навыков использования предложных конструкций с пространственным значением старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Целью исследования является совершенствование методики формирования предложных конструкций с пространственным значением у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются процесс формирования предложных конструкций с пространственным значением у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития.
Предметом исследования является система упражнений, направленная на формирование предложных конструкций с пространственным значением у дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития.
Гипотезой исследования является утверждение о том, что у детей с ОНР недостаточно сформированы предложные конструкции с пространственным значением. Формирование предложных конструкций с пространственным значением требует индивидуализированного и поэтапного коррекционного воздействия и должно быть реализовано в различных видах деятельности детей с использованием принципов комплексного подхода и наглядности.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить пространственные представления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи, в ходе экспериментального исследования.
3. Разработать методические рекомендации по данной теме.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической, лингвистической, методической литературы по теме исследования.
2. Метод констатирующего эксперимента.
3. Интерпретация анализа полученных данных, формирование выводов.
4. Разработка методических рекомендаций по данной теме.
Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующей направленности п. Томаровка Яковлевского района Белгородской области» в подготовительной к школе группы детей с нарушениями речи и в подготовительной группе детей с нормой.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели, задачи и методы исследования.
В первой главе дается обзор данных теоретической, лингвистической и методической литературы по проблемам развития речи в норме и при общем недоразвитии речи, по проблемам формирования предложных конструкций с пространственным значением у дошкольников с нормальным речевым развитием и при ОНР.
Во второй главе приводятся результаты экспериментального изучения пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития, анализ этих результатов, а также методические рекомендации.
В заключении подводится итог экспериментальной работы, делаются соответствующие выводы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время актуально более глубокое изучения вопросов речевого развития детей с ОНР и связано это с подготовкой их к обучению в школе. Недоразвитие всех компонентов речи (фонетико-фонематического, лексико-грамматического) и более медленное развитие речи обуславливает наличие у таких детей вторичных отклонений в развитии психических процессов, что создает значительные трудности при овладении детьми связной речью.
Проведенное нами исследование пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР, III уровня речевого развития показало, что неспособность детей свободно пользоваться в речи словесными обозначениями пространственных характеристик, положения предметов друг относительно друга обусловлена именно тем, что их речь не является нормально развитой.
В процессе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР, необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия, пространственных представлений в онтогенезе и временных ориентировок. Эта работа требует серьёзного понимания значения пространства, пространственных представлений и умения справляться с этими соотношениями. Коррекционная работа имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность пространственных представлений с большой вероятностью скажется у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма. Ведь как уже известно, что для полноценного овладения письмом ребёнку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательности звуковых комплексов.
Таким образом, временные и пространственные восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Дети, у которых не достаточно сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предложные конструкции, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов. Они плохо ориентируются в пространстве относительно своего тела, относительно предметов и на плоскости.
Впоследствии это проявится в затруднениях при ориентировке в схеме тетрадного листа. Они не могут добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к оформлению письменных работ.
Таким образом, на основании полученных результатов были предложены методические рекомендации коррекционной работы по уточнению и закреплению предложных конструкций с пространственным значением. Использование методик формирования предложных конструкций у детей с ОНР помогает учителям- логопедам, воспитателям и родителям, инструктору по физической культуре и музыкальному руководителю, систематизировать и совершенствовать работу по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, подготовить их к обучению в школе. Своевременная и целенаправленная коррекция нарушений грамматических форм у дошкольников является одним из важнейших условий их речевого развития.
Гипотезой исследования являлось утверждение о том, что у детей с ОНР недостаточно сформированы предложные конструкции с пространственным
значением и формирование предложных конструкций с пространственным
значением требует индивидуализированного и поэтапного коррекционного воздействия, должно быть реализовано в различных видах детской деятельности с использованием принципов комплексного подхода и наглядности.
Таким образом, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза имеет свое подтверждение. В дипломной работе цель достигнута, задачи решены.



1. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя у дошкольников [Текст] / Т.В. Александрова - Пособие для логопедов и воспитателей.- СП: Детство-пресс, 2007. - 48с.
2. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст] / М.М Алексеева - Учеб.пособие для студ. Высш. и сред.пед. учеб. заведений. 3е изд., стереотип. - М.: Издательский центр
«Академия», 2000.- 153 - 156с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова - учебное пособие для студентов пед. вузов -- М.: АСТ :Астрель, 2007. - 224 с
4. Афанасьева Е.А., Фомичева, М.Ф. Овладение пространственными представлениями основа усвоения предложно-падежных конструкций детьми с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е.А. Афанасьева - Е.А.Сб. научн. трудов. - М.: МГЛУ, 2008. - 393с.
5. Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития [Текст] / И.К. Боровская - Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 369с.
6. Виноградов В.В. Русский язык [Текст] / В.В. Виноградов -Грамматическое учение о слове. Учеб. пособие для вузов. -4-е изд. М.: Рус. яз., 2001. - 717с.
7. Волковой Л.С., С.Н. Шаховской. Логопедия [Текст] / Л.С. Волковой Учеб. для студ. Дефектол.фак. пед. высш. Учеб. заведений / Под ред. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 680с
8. Волковой В.И., Селиверстова В.И Хрестоматия по логопедии, том 2 [Текст] / В.И. Волковой - М., 2000.- 656 с.
9. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец - М., 2004. - 287с.
10. Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. [Текст] / Галкина О. И. - М.: Акад. пед. наук РСФСР.,2000.- 89с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст] / А.Н. Гвоздев - М.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с
12. Голубец О.Д. Журнал логопед №9 2013г
13. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно [Текст] / О.Е. Грибова - М.: Айрис-пресс, 2004.-360с
14. Еливанова М.А. Освоение детьми пространственных отношений и средств их языкового выражения [Текст] / М.А. Еливанова - СПб.: Златоуст, 2006.- 94 с.
15. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. -2-е изд., перераб. [Текст] / Л.Н. Ефименкова-М.: Владос, 2006. -250с
16. Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М.,Филичева Т.Б. «Логопедия» [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева - Екатеринбкрг: 2004.-320с
17. Интернет ресурс//Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня./ Новое в логопедии,№1,2004.
18. Китаева Н.Н. Мозгова Л.Г. Журнал логопед сегодня №4 2010г
19. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. / Сост. [Текст] / И.Ю. Кондратенко, - М.: Айрис- пресс, 2005.-224с.
20. Коновалова С.Н.. Дефектология №5, 2004
21. Короткова А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико грамматического строя речи третьего уровня./ Логопед [Текст] / А.В. Короткова, Е.Н Дроздова. - М: 2004.-287с
22. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. [Текст] / Р.И. Лалаева - СП.: Союз,2001.- 218с
23. Лебединский В.В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития. [Текст] Лебединский В.В. - М., 2001
24. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) [Текст] / Н.И. Лепская- М., 2000-380с
25. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л.В. Лопатина - Спб, 2001-250С
26. Лыков В.М. Речевые расстройства у детей [Текст] / В.М. Лыков - М.: ЦНИИСП-2000. - 35с.
27. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного
возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева В.И.Яшина[Текст] / Г.М. Лямина - М.: Академия, 2000.-336с
28. Моргачева И. Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
29. Мусейибова Т. С. Ориентировка в пространстве. //Дошкольное воспитание. [Текст] / Мусейибова Т. С. - 2003. - № 8. с.23- 26.
30. Николаенко И. Н. Зрительно-пространственные функции правого и левого полушарий мозга.— СПб., 2006.
31. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей Работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). — СПб. 2006
32. Павлова Т. А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. - [Текст] / Павлова Т. А. М.: Школьная пресса, 2003. - 40 с.
33. Панина О.П Журнал логопед №5 2012 г
34. Розенталь Д.Э. Современный русский язык [Текст] / Д.Э. Розенталь - М.: Айрис - Пресс, 2006.-432с.
35. Рудакова Н.П. Журнал логопед №3 2004
36. Рудакова Н. П. Особенности усвоения падежно-предложных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.//Новое в логопедии-№3[Текст] / Н. П. Рудакова - М: -2004-280с
37. Рудакова Н. П. Формирование предложно-падежных конструкций в системе коррекционно-логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:Дис. канд. пед. Наук [Текст] / Н. П. Рудакова - М, 2005.-188с
38. Седых Н.А. воспитание правильной речи у детей [Текст] / Н.А. Седых - М: АСТ, 2005.-279с
39. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практ. Пособие [Текст] / Н.Я. Семаго - М.: Айрис-пресс, 2007.-360с.
40. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Диагностический Комплект. М.: АРКТИ, 2000.-256с.
41. Семенович А.В., Умрихин С.О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. - [Текст] / Семенович А.В., Умрихин С.О. М.: МГУ., 2000.46 с
42. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. Учебник [Текст] / Е.Ф. Соботович - М.: Классик Стиль.2003-160с
43. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева - М.: Academia, 2001.- 334с.
44. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.--метод.пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений [Текст] / О.С. Ушакова - М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. -288 с.
45. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова - М: ВЛАДОС, 2004-288с
46. Ушинский К.Д. Собр. Соч. [Текст] / К.Д. Ушинский М.: АПН РСФСР. Т.2.-2008/ - 560c.
47. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи. - М.: Издательство «Книголюб», 2010.
48. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Ястребова А.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Т.Б, Филичева - М: Арти, 2005/ - 240с
49. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Дети с проблемами в развитии НОУ «СОЮЗ».№1. [Текст] / Т.Б. Филичева- М: - 2004.
50. Цветкова Л.С., Пирцхалайшвили Т.М. Роль зрительного образа в формировании речи и у детей с различными формами патологии II Дефектология. [Текст] / Л.С. Цветкова- М: -2000. 11-18с


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ