Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интонационно-синтаксическое оформление переходов к новой теме в новостных теле- и радиопрограммах: функциональный аспект

Работа №66982

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения введения новой темы в звучащих текстах программ новостей 7
1.1. Особенности интонационного оформления сообщения на русском
языке 7
1.2. Синтаксические особенности повествовательного предложения на
русском языке 20
1.3. Сообщение о новой теме в программах новостей: особенности структуры
и реализация в речи 30
Выводы 40
Глава 2. Исследование специфики функционирования интонационных и синтаксиче ских средств в новостных программах 42
2.1. Материал и методика проведения эксперимента 42
2.2. Основные результаты исследования 53
2.3. Анализ выявленных закономерностей 107
Выводы 120
Заключение 124
Список литературы


Мы живем в мире, которым в полной мере управляют средства массовой информации. В настоящем телевидение и радиопрограммы всегда связанны с нашей жизнью. Благодаря интонации, не только соединения слов, но и отдельные слова могут приобретать значение предложения.
Интонация — это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому. Обычно под интонацией понимают совокупность звуковых средств языка, которые налагаются на ряд произносимых и слышимых слогов и слов. Интонация является важным средством человеческого общения, поэтому от умения говорящего правильно интонационно оформить предложения зависит правильное его понимание. В каждом языке объективно существуют определенные интонационные средства, благодаря владению которыми слушающий правильно воспринимает смысл той или иной интонации. И интонация, таким образом, является важным средством оформления предложения и выступает в качестве одного из постоянных характерных признаков предложения.
Актуальность исследования: при изучении иностранного языка существуют трудно сти осознания учащимися взаимосвязи интонации и синтаксиса. В связи с этим выявление закономерностей взаимодействия интонации и синтаксиса в оформлении перехода от одной темы к другой в программах новостей на современном российском телевидении является одной из актуальных тем.
Особенно значимым для понимания информации является овладения интонационно-синтаксическими особенностями небольшого по объёму, но информационно насыщенного текста, каким является, например, текст новостной программы.
Объектом исследования является интонационно-синтаксическое оформление переходов к новой теме в новостных теме- и радиопрограммах.
Предмет исследования: функционирование интонационных и синтаксических средств в новостных программах.
Цель исследования: выявить особенности интонационно- синтаксического оформления перехода к новой теме в программах новостей.
Задачи:
-- определить теоретическую базу исследования;
-- описать понятие «интонация» в современном русском языке;
-- охарактеризовать особенности интонационных конструкций русского языка;
-- раскрыть специфику интонации как синтаксического средства;
-- выявить особенности синтаксического оформления повествовательного предложения на русском языке;
-- определить специфику синтаксических конструкций, используемых для ввода новой темы;
-- выявить взаимосвязь, существующую между интонационными и синтаксическими особенностями сообщения о новой теме в программах новостей.
В работе использованы следующие методы исследования:
-- метод наблюдения и лингвистического описания,
-- метод описательного анализа,
-- метод интонационного анализа,
-- метод синтаксического анализа,
-- метод сопоставительного анализа.
В качестве материала исследования для практической части работы использованы новостные программы: телеканал "Россия" - "Вести”, телеканал "НТВ" - “Итоги недели”, Телеканал "1" - “Время”, радиопрограммы каналов: «Радио Маяк», «Эхо Москвы», «Вести FM», «Радио России».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что рассматриваются особенности введения новой темы в звучащих текстах программ новостей, в уточнении интонационных особенностей оформления сообщения и синтаксические особенности повествовательного предложения на русском языке
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть полезны на лекциях и занятиях по русскому языку, а также при дальнейшем развитии исследования; могут применяться в преподавании русского языка как иностранного, при составлении учебных пособий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша работа посвящена анализу интонационно-синтаксического оформления переходов к новой теме в новостных теле- и радиопрограммах.
В первой главе работы мы рассмотрели основные теоретические вопросы: под термином «интонация» следует понимать интонационные средства выразительности устной речи. Интонация - это изменение основного тона звучащей речи. Она делится на основные типы: восходящая (повышающаяся) и восходяще-нисходящая (понижающаяся). Основным понятием является интонационный контур (см., например, Л. В. Бондарко). Произношения языковой единицы с той или иной интонацией называется интонированием. Интонация также может быть классифицирована с помощью понятия интонационной конструкции (см. труды Е. А. Брызгуновой).
Синтаксические особенности строения повествовательного предложения в русском языке сводятся в основном к следующему: тенденция к сложным синтаксическим построениям, использование придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов, прямой порядок слов. Текст новостного переходов к новой теме содержит ударную фразу сообщения. Фразовое ударение употребляется как термин «интонационный центр» и связано с интонацией и синтаксисом.
Пауза, отделяющие фразу от фразы, синтагму от синтагмы, называются логическими паузами. Важно правильно определить место логических пауз в середине фразы. Неуместные паузы делают мысль непонятной, иногда абсурдной. Кроме того, тон речи и интонации также должны быть выверены и соответствовать нормам русской речи.
Во второй главе исследования мы рассмотрели специфику использования различных языковых средств, создание выразительности, взаимодействие интонации и синтаксических особенностей речи ведущих информационных программ. Нами было исследовано 70 подводок к новой теме в новостных программах. Тексты для анализа записаны с помощью записывающих аудиальных средств с эфира каналов, расшифрованы и переведены в вербальный формат. Интонационный и синтаксический анализы подводок к сюжетам по избранной нами методике дали количественные результаты. На основе количественных результатов мы провели качественный анализ, который позволил выявить закономерности в интонационном и синтаксическом оформлении устной речи ведущих информационных программ. Интонационные конструкции позволяют передать точный смысл того, что хочет выразить ведущий, на чем он акцентирует внимание.
В новостных программах на телевидении интонация часто преобразует один и тот же порядок слов в разные по смыслу предложения. Варьируя высоту звучания голоса, мелодику, ритмические характеристики речи, ведущие используют различные интонационные конструкции, которые прямым образом влияют на синтаксис их высказывания.
В радионовостях, наоборот, ведущие тяготеют к определённому интонационному рисунку (ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4), устойчиво оформляющему определённые синтаксические конструкции. В новостных радиопередачах интонационный рисунок подводок к новостным сюжетам оказался более бедным по типам использованных интонационных конструкций. Радиодикторы практически не используют возможности имитации «беседы со слушателем» с помощью рассуждений, риторических восклицаний и вопросов, пауз, радионовости остаются предельно функциональными, стремясь информировать слушателя о новости, о корреспонденте, её сообщающем, а также о ситуации вокруг новости.
Анализ подводок, выбранных методом сплошной выборки, к новостям на российских радио- и телеканалах показал, что радио- и телевизионные новостные программы обладают разным спектром синтаксических и интонационных возможностей в подаче новостей, в организации определённой эмоциональной и интеллектуальной реакции на новости и в формировании активной позиции слушателя.



1. Андроников И. Слово написанное и сказанное // «Лит. газета», 1961, 18 апреля.
2. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. М., 1976; Рус. грамматика. М., 1980. Т. 2;
3. Белошапкова В. А., Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская и др.. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. ун-тов М.: Высш. шк.,1989. 800 с. С. 69, С.532.
4. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка: учебное пособие. СПБ.: Изд-во СПбГУ, 1998. 276 с. С. 230.
5. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1977. 180 с. С.88, С.95, С. 97.
6. Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 1991. С. 8.
7. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. - М.: 2000. 416 с. С. 83.
8. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. М.: Логос, 2002. 528 с. С. 77.
9. Введенская Л.А, Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на- Дону, 1999. С. 107.
10. Горкина А.П. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн, 2006. С. 56. С. 232.
11. Ершов Ю. Телевизионное производство новостей. Томск, 2000. С.34, С.
56.
12. Князев А.А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Учебное
пособие/ Кыргызско-Российский Славянский университет. Бишкек: Изд-
во КРСУ, 2001.
13. Князев А.А. Новость // Энциклопедический словарь СМИ. Бишкек: Издательство КРСУ, 2002. С. 90.
14. Кузнецов Г.В. Телевизионная журналистика. М., 2002. С. 76, С. 85-91.
15. Ладыженская Т.А. Живое слово. М., 1986. 126 с. С. 55.
16. Лукьянова Т.Н. Ритмико-интонационное строение текста. М., 1991. 156 с. С. 26
17. Новиков Л. А. Современный русский язык. СПб., 1999. 592 с. С. 199, С. 201.
18. Парсаданова Т.Н. Особенности организации производства телевизионных информационных программ // Российское предпринимательство [журнал]. 2003. № 5 (41). С. 43-48.
19. Попов Р Н., Валькова Д. П., Маловицкий Л. Я., Федоров А. К. Современный русский язык. М.: Просвещение,1986. 464 с. С. 93
20. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М., 1988. С. 7-9.
21. Русская грамматика / под ред. Н. Ю. Шведовой. Том I. Фонетика, фонология, ударение, интонация, словообразование, морфология. М.: изд-во Наука, 1980. С. 43, С. 57.
22. Синицына Л .В . Ритмиче ская организация диктор ской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Волгоград, 2014.
23. Стародумова Е. А. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие для дистанционного обучения. М, 2005. С. 99.
24. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка. М., 2008. 224 с. С. 56.
25. Юровский А.Ю., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики. М., 1966. С. 195.
Справочная литература:
26. Концепция федеральной целевой программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2007-2015 годы)»
27. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В. Н. Ярцевой М.: Сов. энцикл., 1990. 682 с. С. 165, С. 330, С. 505.
28. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: Изд-во Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература // Под редакцией Фриче В. М., Луначарского А. В.. 1929—1939. С. 37.
29. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова- Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.- С. 205.
30. Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2011. С. 85.
Источники аудиоматериала:
31. Телеканал ВЕСТИ. Официальный сайт // https://www.vesty.ru/
32. Первый канал. Официальный сайт // https://www.1tv.ru/
33. НТВ. Официальный сайт //http://www.ntv.ru/
34. «Радио Маяк» Официальный сайт http://radiomayak.ru/contacts/
35. «Радио России» Официальный сайт http://www.radiorus .ru/pr/about/
36. «Вести FM» Официальный сайт http://radiovesti.ru/ about/
37. «Эхо Москвы» Официальный сайт http://echo.msk.ru/about/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ