ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Познавательный интерес: сущность и значение 8
1.2. Возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников 16
1.3. Педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 35
2.1. Анализ УМК «Начальная школа XXI века» с позиции формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 35
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 44
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения 64
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Познавательный интерес: сущность и значение 8
1.2. Возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников 16
1.3. Педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 25
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 35
2.1. Анализ УМК «Начальная школа XXI века» с позиции формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 35
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» 44
Заключение 57
Библиографический список 59
Приложения 64
Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» - одна из самых актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности.
Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательного интереса.
Известный польский ученый В. Оконь в своей книге «Основы проблемного обучения» пишет, что чем больше ученики стремятся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты (Оконь, 2005).
В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Классифицировали методы проблемного обучения, разработали положение о роли проблемных ситуаций. Определили этапы проблемного обучения и внесли вклад в построение системы приемов познавательной деятельности (Лернер и др., 2000).
Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. Данный подход для активизации умственной активности использовался собеседником, а также в пифагорейской школе знания в учебном процессе.
В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательного интереса, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Приёмы активизации познавательных интересов очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников .
Предмет исследования: педагогические условия формирования
познавательного интереса у младших школьников на уроках при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательного
интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если
- учебный процесс строить на основе технологии проблемного обучения;
- содержание учебного материала связывать с возможностями его практического использования в повседневной жизни;
- при изучении нового материала в учебный процесс включить познавательные игры .
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
1 .Рассмотреть сущность и значение познавательного интереса;
2. Выделить возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников;
3. Рассмотреть педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»;
4. Проанализировать возможности УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой по предмету «Окружающий мир» в формировании познавательного интереса
5. Разработать и апробировать педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: методика
диагностики формирование познавательного интереса младших школьников
База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгорода, 4 «Б» класс в составе 20 учащихся.
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на формирование познавательного интереса младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы 80 страниц.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение познавательного интереса; возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников; педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроке по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе проводится анализ УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой по дисциплине «Окружающий мир» с позиции формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках ; представлены результаты экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроке по предмету
«Окружающий мир».
В заключении подтверждается гипотеза исследования, приводится краткое обобщение по степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы в рамках реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательной деятельности.
Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании познавательной активности, умения учиться. Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательного интереса.
Известный польский ученый В. Оконь в своей книге «Основы проблемного обучения» пишет, что чем больше ученики стремятся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем лучше достигаемые результаты (Оконь, 2005).
В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Классифицировали методы проблемного обучения, разработали положение о роли проблемных ситуаций. Определили этапы проблемного обучения и внесли вклад в построение системы приемов познавательной деятельности (Лернер и др., 2000).
Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского: «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». Проблемный подход к обучению нельзя назвать новейшим методом. Данный подход для активизации умственной активности использовался собеседником, а также в пифагорейской школе знания в учебном процессе.
В.Ф. Одоевский считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательного интереса, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений и навыков, их активностью.
Приёмы активизации познавательных интересов очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе.
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников .
Предмет исследования: педагогические условия формирования
познавательного интереса у младших школьников на уроках при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования познавательного
интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет эффективным, если
- учебный процесс строить на основе технологии проблемного обучения;
- содержание учебного материала связывать с возможностями его практического использования в повседневной жизни;
- при изучении нового материала в учебный процесс включить познавательные игры .
Цель данного исследования определила необходимость решения следующих задач:
1 .Рассмотреть сущность и значение познавательного интереса;
2. Выделить возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников;
3. Рассмотреть педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир»;
4. Проанализировать возможности УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой по предмету «Окружающий мир» в формировании познавательного интереса
5. Разработать и апробировать педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Для проверки и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, систематизация, обобщение литературы по изучаемой проблеме; эмпирические: наблюдение, тестирование, анкетирование; диагностические методики: методика
диагностики формирование познавательного интереса младших школьников
База исследования: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение средняя общеобразовательная школа №7 г. Белгорода, 4 «Б» класс в составе 20 учащихся.
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на формирование познавательного интереса младших школьников.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Общий объем работы 80 страниц.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение познавательного интереса; возрастные особенности формирования познавательного интереса младших школьников; педагогические условия формирования познавательного интереса у младших школьников на уроке по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе проводится анализ УМК «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой по дисциплине «Окружающий мир» с позиции формирования познавательного интереса у младших школьников на уроках ; представлены результаты экспериментальной работы по формированию познавательного интереса у младших школьников на уроке по предмету
«Окружающий мир».
В заключении подтверждается гипотеза исследования, приводится краткое обобщение по степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что главной целью современной школы является помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - развитие личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться, и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся познавательного интереса.
Интерес - это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упуская из поля зрения. Хорошо выражает особенность познавательного интереса термин « поисковый » характер. Этот термин удачно раскрывает влияние интереса на активизацию мыслительных процессов. Характерной чертой познавательного интереса является именно то, что под влиянием его человек всё время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения. Также познавательный интерес - это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. Его предметом является - познавать окружающий мир не только с целью ориентировки в действительности, но и в стремлении поникать в его многообразие, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.
Познавательный интерес может быть охарактеризован как сложное отношение человека и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.
В ходе выпускной квалификационной работы мы убедились, что формирование познавательного интереса необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как это один из важнейших этапов становления и развития личности.
Познавательный интерес эффективно формируются при изучении дисциплины «Окружающий мир» и других базовых предметов начальной школы.
Экспериментальная работа показала, что формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе изучения курса «Окружающий мир» эффективно, если:
1) разрабатывать и проводить уроки с использованием технологии проблемного обучения, которые направлены на:
• активизацию познавательной активности обучающихся;
• непосредственный анализ взаимодействия ребенка с внешним миром, на оценку повседневных ситуаций;
2) содержание учебного материала связывать с возможностями его практического использования в повседневной жизни;
3) при изучении нового материала в учебный процесс включать познавательные игры.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности познавательного интереса имели 70% учащихся, а на контрольном всего 15% детей. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательного интереса, так как именно в это время закладывается фундамент ведущего способа познания и взаимодействия с миром.
Интерес - это сосредоточенность на определённом предмете мыслей, помыслов личности, вызывающая стремление ближе ознакомиться с предметом, глубже в него проникнуть, не упуская из поля зрения. Хорошо выражает особенность познавательного интереса термин « поисковый » характер. Этот термин удачно раскрывает влияние интереса на активизацию мыслительных процессов. Характерной чертой познавательного интереса является именно то, что под влиянием его человек всё время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения. Также познавательный интерес - это важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека. Его предметом является - познавать окружающий мир не только с целью ориентировки в действительности, но и в стремлении поникать в его многообразие, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.
Познавательный интерес может быть охарактеризован как сложное отношение человека и явлениям окружающей действительности, в котором выражено его стремление к всестороннему, глубокому изучению, познанию их существенных свойств.
В ходе выпускной квалификационной работы мы убедились, что формирование познавательного интереса необходимо начинать с младшего школьного возраста, так как это один из важнейших этапов становления и развития личности.
Познавательный интерес эффективно формируются при изучении дисциплины «Окружающий мир» и других базовых предметов начальной школы.
Экспериментальная работа показала, что формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе изучения курса «Окружающий мир» эффективно, если:
1) разрабатывать и проводить уроки с использованием технологии проблемного обучения, которые направлены на:
• активизацию познавательной активности обучающихся;
• непосредственный анализ взаимодействия ребенка с внешним миром, на оценку повседневных ситуаций;
2) содержание учебного материала связывать с возможностями его практического использования в повседневной жизни;
3) при изучении нового материала в учебный процесс включать познавательные игры.
В ходе экспериментальной работы было выявлено, что на констатирующем этапе эксперимента низкий уровень сформированности познавательного интереса имели 70% учащихся, а на контрольном всего 15% детей. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий. Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательного интереса, так как именно в это время закладывается фундамент ведущего способа познания и взаимодействия с миром.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



