КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ КУЛЬТУРНО -
ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Культурно-досуговая деятельность как объект теоретического
анализа
1.2. Профилактика девиантного поведения подростков средствами
культурно - досуговой деятельности
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ОПЫТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Опыт общеобразовательных школ г.Белгорода по организации
профилактики девиантного поведения подростков средствами культурно - досуговой деятельности
2.2. Проблемы организации социально-культурной деятельности в
системе профилактики девиантного поведения подростков
2.3. Рекомендации по совершенствованию профилактики девиантного поведения подростков средствами культурно досуговой деятельности в общеобразовательных учреждениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ КУЛЬТУРНО -
ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОРА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Культурно-досуговая деятельность как объект теоретического
анализа
1.2. Профилактика девиантного поведения подростков средствами
культурно - досуговой деятельности
2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ: ОПЫТ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Опыт общеобразовательных школ г.Белгорода по организации
профилактики девиантного поведения подростков средствами культурно - досуговой деятельности
2.2. Проблемы организации социально-культурной деятельности в
системе профилактики девиантного поведения подростков
2.3. Рекомендации по совершенствованию профилактики девиантного поведения подростков средствами культурно досуговой деятельности в общеобразовательных учреждениях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Актуальность темы исследования. В современных условиях вопрос успешной социализации подрастающего поколения можно с уверенностью отнести к стратегически важным задачам воспитательного процесса, осуществляемого целым рядом социальных институтов. Особое место в данном процессе занимают специалисты системы общего образования. Школа - сохраняет позиции ключевой активности подростка, что обусловливает необходимость формирования системы особого контроля и профилактики различных отклонений в поведении подростка.
Такая задача, как формирование системы мощных механизмов профилактики отклоняющегося поведения включается в анализ исследователей в области социальной работы, социальной теории, педагогики и психологи не случайно. Подростковый возраст, прежде всего характеризуется как период психоэмоциональной нестабильности личности, начала формирования устойчивой системы ценностей, освоением новых повседневных практик, обретением дополнительных обязательств, самостоятельности, необходимости планирования собственного будущего. Очевидно, что подростковый возраст - наисложнейший этап для личности ребенка, в который он нуждается в оказании сопровождения и своевременной профилактики нежелательных моделей поведения.
Профилактическая работа общеобразовательных учреждений сохраняет свою актуальность как предмет исследования, поскольку существует довольно детально проработанные методы и механизмы работы с подростками, чье поведение диагностируется как девиантное и предпреступное, однако сама диагностика подростков, которые могут быть в дальнейшем включены в девиантные практики и работа с подростками «групп риска» требует более серьезной концептуализации как в научной литературе так и в непосредственной практической работы общеобразовательных учреждений.
С подростками ведется профилактическая работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта профилактика не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.
Опыт работы общеобразовательных учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия, что можно отнести к некоторому упущению из вида культурно-досуговой формы социальной профилактики девиантного поведения подростка.
Таким образом, остается нерешенной проблема необходимости выявления педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей, именно она и предопределила тему данной работы.
Степень разработанности темы исследования. Социально-профилактическая работа с подростками в условиях общеобразовательного учреждения находится в поле таких наук как социология, социальная работа, педагогика, психология. Многоаспектность данной темы требует учета специфики всех затрагиваемых научных областей.
Наиважнейшим теоретическим базисом для данной работы является характеристика девиантного поведения в подростковой среде М.А. Алеманский, И.Н. Андреевой, Э. Берджесс, Н.М. Боенко, А.Валлона, Ю.В. Васильковой, Ю.Н. Галагузовой, С.И. Голод, М.П. Гурьяновой, Н.И. Дивицына, И.Ф. Дементьева, Л.М. Зюбин, И.Ф. Исаева, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.Н. Кокоренко, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, К. Мангейм, Л.В. Мардахаева, Л.Н.Никитиной, Р.В.Овчаровой, Л.Я. Олиференко, П.Д. Павленок, В.А. Сластенина, Г.К. Селевко, Д.И.Фельдштейн, Т.А. Шишковец.
Основные вопросы профилактической деятельности девиантного поведения отражены в работах отечественных ученых Г.А. Аванесова, С.А. Беличева, В.Ф. Зудина, Д.А. Керимова, Л.И. Кононова,А.Л. Навроцкого, М.М. Скугаревской, А.Н. Спиридонова,
B. М. Фокина, C. А. Беличевой, А.С. Макаренко, П.В. Станкевич, М.Г. Ярошевского.
Анализу влияния культурно-досуговой деятельности на девиантное поведение подростков посвящены работы А.В. Белоусова,А.Г. Бересневой, Е.И. Денисенко, Л.А. Дубровина, А.В. Иванова, Е.Ю. Кашникова, И.Е. Мищенко, Е.Б. Скачкова, О.В. Прохорова, А.В. Путинцев, Ю.А. Стрельцова, Д.В. Шамсутдиновой, H.H. Ярошенко.
Проблемная ситуация дипломной работы состоит между объективной потребностью включения в социально-профилактическую работу в образовательной среде культурно-досуговой деятельности и недостаточной концептуализацией данного подхода, для его активного внедрения.
Объект исследования - социально-культурная деятельность в системе профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - культурно-досуговая деятельность как фактор профилактики девиантного поведения подростков.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику осуществления профилактической деятельности общеобразовательного учреждения с учетом культурно-досугового сектора разработать рекомендации по осуществлению профилактики девиантного поведения подростков в школе на основании культурно-досуговой деятельности.
Задачи исследования:
• выявить теоретические основания изучения социальной профилактики в школе;
• раскрыть специфику культурно-досуговой деятельности в общеобразовательном учреждении;
• разработать пути реализации подхода профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе на основании культурно-досуговой деятельности.
Методы исследования: анализ специализированной литературы, соответствующей тематике исследования, электронных источников и нормативно-правовой базы, экспертный опрос, анкетный опрос в ходе прохождения преддипломной практики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция рациональной организации досуга М.А. Ариарского, теории психологического и психофизиологического восприятия и роли досуга в развитии личности К.А. Абульханова-Славская Б.Г. Ананьев, A. C. Дмитриев, К. Левин, C.JI. Рубинштейн, Б.И. Цуканов, Д.Г. Элькин; исследования педагогических аспектов культурно-досуговой деятельности B C. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Э.В. Соколов; материалы по проблеме социального воспитания в сфере досуга и социально-культурной деятельности в целом М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, А.Ф. Воловик, Е.И. Григорьевой, Г.А.Евтеевой, А.Д. Жаркова, C.B. Сальцевой, Ю.А. Стрельцова, С.Т. Шацкого, H.H. Ярошенко; выделенные профессиональные компетенций И.А. Зимней; методологические положения методики и технологии работы социального педагога М.В. Шакурова.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты органов власти РФ в области социальной защиты детства; данные Федеральной службы государственной статистики, устав МОУ «Северная СОШ №1».
Эмпирическую основу исследования дипломной работы составили материалы авторского исследования, проведенного в ноябре 2015 года на базе МОУ «Северная СОШ №1». Участники исследования - обучающиеся МОУ «Северная СОШ №1», генеральную совокупность составили 40 обучающихся (N=40), выборочная совокупность с доверительным интервалом в 5% составила 36 человек (n=36). Также был проведен экспертный опрос специалистов - социальных работников и социальных педагогов - работников общеобразовательных учреждений г. Белгорода.
Теоретико- практическая значимость исследования состоит в том, что полученные материалы обогащают теорию социальной работы в общеобразовательной школе в разделе теории и методики профессиональной подготовки специалистов на примере профессиональной подготовки социальных педагогов к организации культурно-досуговой деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной модели профилактики девиантного поведения на основании культурно-досуговой деятельности в общеобразовательной школе.
Результаты исследования апробированы на базе МОУ «Северная СОШ №1».Выборочная совокупность - 36 подростков обучающиеся 8-9 классов школы МОУ «Северная СОШ №1»(p= 0.5). Предлагаемые в выпускной квалификационной работе меры по профилактике девиантного поведения средствами культурно-досуговой деятельности успешно применяются на базе МОУ «Северная СОШ №1».
В структуру данной работы входит: введение, первая глава (в которой рассмотрены теоретические основания исследования профилактики девиантного поведения подростков посредством культурно-досуговой деятельности), второй главы (которая содержит в себе анализ эмпирических данных и предлагаемые меры по совершенствованию профилактической деятельности подростков средствами культурно-досуговой деятельности) и заключения. Также в дипломной работе есть приложение, которое включает в себя тесовые методики, применявшиеся в диагностике.
Такая задача, как формирование системы мощных механизмов профилактики отклоняющегося поведения включается в анализ исследователей в области социальной работы, социальной теории, педагогики и психологи не случайно. Подростковый возраст, прежде всего характеризуется как период психоэмоциональной нестабильности личности, начала формирования устойчивой системы ценностей, освоением новых повседневных практик, обретением дополнительных обязательств, самостоятельности, необходимости планирования собственного будущего. Очевидно, что подростковый возраст - наисложнейший этап для личности ребенка, в который он нуждается в оказании сопровождения и своевременной профилактики нежелательных моделей поведения.
Профилактическая работа общеобразовательных учреждений сохраняет свою актуальность как предмет исследования, поскольку существует довольно детально проработанные методы и механизмы работы с подростками, чье поведение диагностируется как девиантное и предпреступное, однако сама диагностика подростков, которые могут быть в дальнейшем включены в девиантные практики и работа с подростками «групп риска» требует более серьезной концептуализации как в научной литературе так и в непосредственной практической работы общеобразовательных учреждений.
С подростками ведется профилактическая работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта профилактика не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить его социализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведением, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.
Опыт работы общеобразовательных учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия, что можно отнести к некоторому упущению из вида культурно-досуговой формы социальной профилактики девиантного поведения подростка.
Таким образом, остается нерешенной проблема необходимости выявления педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности в социализации личности несовершеннолетних правонарушителей, именно она и предопределила тему данной работы.
Степень разработанности темы исследования. Социально-профилактическая работа с подростками в условиях общеобразовательного учреждения находится в поле таких наук как социология, социальная работа, педагогика, психология. Многоаспектность данной темы требует учета специфики всех затрагиваемых научных областей.
Наиважнейшим теоретическим базисом для данной работы является характеристика девиантного поведения в подростковой среде М.А. Алеманский, И.Н. Андреевой, Э. Берджесс, Н.М. Боенко, А.Валлона, Ю.В. Васильковой, Ю.Н. Галагузовой, С.И. Голод, М.П. Гурьяновой, Н.И. Дивицына, И.Ф. Дементьева, Л.М. Зюбин, И.Ф. Исаева, Ю.А. Клейберг, И.С. Кон, В.Н. Кокоренко, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, А.Р. Лурия, К. Мангейм, Л.В. Мардахаева, Л.Н.Никитиной, Р.В.Овчаровой, Л.Я. Олиференко, П.Д. Павленок, В.А. Сластенина, Г.К. Селевко, Д.И.Фельдштейн, Т.А. Шишковец.
Основные вопросы профилактической деятельности девиантного поведения отражены в работах отечественных ученых Г.А. Аванесова, С.А. Беличева, В.Ф. Зудина, Д.А. Керимова, Л.И. Кононова,А.Л. Навроцкого, М.М. Скугаревской, А.Н. Спиридонова,
B. М. Фокина, C. А. Беличевой, А.С. Макаренко, П.В. Станкевич, М.Г. Ярошевского.
Анализу влияния культурно-досуговой деятельности на девиантное поведение подростков посвящены работы А.В. Белоусова,А.Г. Бересневой, Е.И. Денисенко, Л.А. Дубровина, А.В. Иванова, Е.Ю. Кашникова, И.Е. Мищенко, Е.Б. Скачкова, О.В. Прохорова, А.В. Путинцев, Ю.А. Стрельцова, Д.В. Шамсутдиновой, H.H. Ярошенко.
Проблемная ситуация дипломной работы состоит между объективной потребностью включения в социально-профилактическую работу в образовательной среде культурно-досуговой деятельности и недостаточной концептуализацией данного подхода, для его активного внедрения.
Объект исследования - социально-культурная деятельность в системе профилактики девиантного поведения подростков в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - культурно-досуговая деятельность как фактор профилактики девиантного поведения подростков.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику осуществления профилактической деятельности общеобразовательного учреждения с учетом культурно-досугового сектора разработать рекомендации по осуществлению профилактики девиантного поведения подростков в школе на основании культурно-досуговой деятельности.
Задачи исследования:
• выявить теоретические основания изучения социальной профилактики в школе;
• раскрыть специфику культурно-досуговой деятельности в общеобразовательном учреждении;
• разработать пути реализации подхода профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе на основании культурно-досуговой деятельности.
Методы исследования: анализ специализированной литературы, соответствующей тематике исследования, электронных источников и нормативно-правовой базы, экспертный опрос, анкетный опрос в ходе прохождения преддипломной практики.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция рациональной организации досуга М.А. Ариарского, теории психологического и психофизиологического восприятия и роли досуга в развитии личности К.А. Абульханова-Славская Б.Г. Ананьев, A. C. Дмитриев, К. Левин, C.JI. Рубинштейн, Б.И. Цуканов, Д.Г. Элькин; исследования педагогических аспектов культурно-досуговой деятельности B C. Беспалько, И.В. Бестужев-Лада, Э.В. Соколов; материалы по проблеме социального воспитания в сфере досуга и социально-культурной деятельности в целом М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, А.Ф. Воловик, Е.И. Григорьевой, Г.А.Евтеевой, А.Д. Жаркова, C.B. Сальцевой, Ю.А. Стрельцова, С.Т. Шацкого, H.H. Ярошенко; выделенные профессиональные компетенций И.А. Зимней; методологические положения методики и технологии работы социального педагога М.В. Шакурова.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые акты органов власти РФ в области социальной защиты детства; данные Федеральной службы государственной статистики, устав МОУ «Северная СОШ №1».
Эмпирическую основу исследования дипломной работы составили материалы авторского исследования, проведенного в ноябре 2015 года на базе МОУ «Северная СОШ №1». Участники исследования - обучающиеся МОУ «Северная СОШ №1», генеральную совокупность составили 40 обучающихся (N=40), выборочная совокупность с доверительным интервалом в 5% составила 36 человек (n=36). Также был проведен экспертный опрос специалистов - социальных работников и социальных педагогов - работников общеобразовательных учреждений г. Белгорода.
Теоретико- практическая значимость исследования состоит в том, что полученные материалы обогащают теорию социальной работы в общеобразовательной школе в разделе теории и методики профессиональной подготовки специалистов на примере профессиональной подготовки социальных педагогов к организации культурно-досуговой деятельности. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанной модели профилактики девиантного поведения на основании культурно-досуговой деятельности в общеобразовательной школе.
Результаты исследования апробированы на базе МОУ «Северная СОШ №1».Выборочная совокупность - 36 подростков обучающиеся 8-9 классов школы МОУ «Северная СОШ №1»(p= 0.5). Предлагаемые в выпускной квалификационной работе меры по профилактике девиантного поведения средствами культурно-досуговой деятельности успешно применяются на базе МОУ «Северная СОШ №1».
В структуру данной работы входит: введение, первая глава (в которой рассмотрены теоретические основания исследования профилактики девиантного поведения подростков посредством культурно-досуговой деятельности), второй главы (которая содержит в себе анализ эмпирических данных и предлагаемые меры по совершенствованию профилактической деятельности подростков средствами культурно-досуговой деятельности) и заключения. Также в дипломной работе есть приложение, которое включает в себя тесовые методики, применявшиеся в диагностике.
В современных условиях образование выступает постоянно трансформируемым, предъявляемым все более жесткие требования к освоению учебных программ социальным институтом, главной целью которого является воспитание полноценной гармоничной личности обучающегося в ней ребенка. Особое место в системе школьного образования уделяется освоению учебных предметов, так как более жесткие условия конкурсов освоения дальнейших образовательных ступеней ежегодно усложняются в содержательном плане. Стремление подготовить обучающихся к дальнейшему образованию наиболее полным образом, с одной стороны находится в логике федеральных государственных образовательных стандартов, с другой, зачастую исключает из поля образовательного процесса саму личность обучающегося.
Наряду с вышеупомянутой тенденцией важно отметить, что подростковый возраст, к которому относятся 75% обучающихся общеобразовательных школ, требует от окружающих подростка взрослых пристального внимания и активной работы, вкладывая в личность самого подростка максимальное количество компонентов конструирования полноценного ответственного гражданина, с устойчивой системой ценностей. Это обусловлено самой логикой подросткового возраста - периода эмоционально нестабильного, сопутствующего освоению многих социальных парадигм, столкновением с принципиально новыми требованиями к моделям поведения. Отсутствие необходимых социальных навыков и опыта у подростка является естественным и одновременно с этим губительным фактором в случае отсутствия необходимой поддержки со стороны взрослого окружения. Складывающаяся неблагоприятная ситуация зачастую провоцирует возникновение моделей девиантного поведения подростка, которые также прежде всего выражаются в различных социальных отклонениях и социальных болезнях - наркомании, алкоголизма, табакокурении, правонарушениях. Сложное протекание переходного возраста, выражающееся в девиантном поведении, может нанести непоправимый ущерб жизненному сценарию подростка.
Как следствие, основными социальными институтами, которые могут повлиять на жизненный сценарий подростка является образование и семья. Не исключается также, что данные социальные институты могут послужить катализаторами возникновения социальной девиации у подростка. Семейный контекст необходимо учитывать в диагностировании ранних стадиях социальных девиаций подростка, так как именно членами семьи закладываются базовые социальные навыки, ценности, нормативные модели поведения.
Однако в силу того, что основную деятельность подростка составляет образовательная сфера стоит также уделять внимание и системе внутри школьных отношений. Общеобразовательная школа - пространство, в котором могут встретиться абсолютно разные дети, с различными внутрисемейными контекстами и различными психоэмоциональными состояниями. Здесь также крайне важно учитывать, что подростковый возраст является возрастным этапом развития личности, когда ключевым для восприятия собственной значимости подростка становится среда его сверстников, необходимость признания и включения в социальное пространство других подростков. Данная тенденция крайне важна, для анализа возможного включения в девиантные практики подростков изначально устойчивых, которые не входили в так называемые «группы риска».
Общеобразовательная школа в свою очередь обладает целым спектром всевозможных ресурсов для раннего диагностирования, своевременного решения задач напрямую связанных с девиантным поведением. Так как ключевым здесь является не непосредственная работа с уже наблюдающимися случаями девиантного поведения, а возможное возникновение, предупреждения нарушения важно учитывать комплексный характер социально - профилактической работы. Социальная профилактика девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы - это плотная система межведомственного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса. Объединяющим ядром здесь становится специалист по социальной работе, социальный педагог, так как именно данный актор обладает всеми необходимыми компетенциями, как для межведомственного взаимодействия, так и для организации ранней диагностики и предупреждения всех возможных видом социальных девиаций.
Одним из наиболее мощных механизмов социально - профилактической работы с подростками с девиантным поведением выступает организация полноценно системы культурно-досуговой деятельности. Это объясняется тем, что самостоятельная организация досуговой деятельности для подростков является крайне сложным вопросом, поскольку подростковый возраст сам по себе требует необходимого конструирования культуры досуга. Организация интересной подростку системы культурно - досуговой деятельности способствует духовно - нравственному воспитательному процессу, формированию гармоничной личности, преодолению сложных кризисных этапов развития подростка через созидательную творческую деятельность.
Проведенный в ходе дипломного исследования анализ одной из общеобразовательных школ города Белгорода показал устойчивую необходимость активной профилактической работы с подростками, так как достаточно внушительное количество участников исследования находились в состоянии, диагностируемым как пограничное между нормативным и девиантным. Диагностирование обучающихся школы на ключевые показатели социального благополучия выражается в достаточно высоком уровне нижних показателей социального благополучия, многие респонденты уже имели опыт включения в девиантные практики. Наряду с этим у подростков наблюдается устойчивое желание проявлять творческую активность, участвовать в жизни школы, класса, заниматься творческой деятельностью.
Исходя из вышеперечисленных проблем, объективным ответом на них становится разработка и внедрение проекта системы организации культурно - досуговой деятельности с проведением вторичной диагностики ситуации на различных этапах организации проекта. Общение со сверстниками, творческая деятельность, направленная на создание культурного продукта, уверенность в значимости собственной деятельности, престиж в среде сверстников выполняемой деятельности способствует снижению уровня потенциального включения в практики, которые можно охарактеризовать как девиантное поведение.
Таким образом, активное участие в культурно- досуговой деятельности в рамках образовательного учреждения грамотно реализованного специалистом по социальной работе способствует развитию гармоничной личности обучающегося, преодолению кризисных ситуаций, уходу от отклоняющихся практик поведения.
Наряду с вышеупомянутой тенденцией важно отметить, что подростковый возраст, к которому относятся 75% обучающихся общеобразовательных школ, требует от окружающих подростка взрослых пристального внимания и активной работы, вкладывая в личность самого подростка максимальное количество компонентов конструирования полноценного ответственного гражданина, с устойчивой системой ценностей. Это обусловлено самой логикой подросткового возраста - периода эмоционально нестабильного, сопутствующего освоению многих социальных парадигм, столкновением с принципиально новыми требованиями к моделям поведения. Отсутствие необходимых социальных навыков и опыта у подростка является естественным и одновременно с этим губительным фактором в случае отсутствия необходимой поддержки со стороны взрослого окружения. Складывающаяся неблагоприятная ситуация зачастую провоцирует возникновение моделей девиантного поведения подростка, которые также прежде всего выражаются в различных социальных отклонениях и социальных болезнях - наркомании, алкоголизма, табакокурении, правонарушениях. Сложное протекание переходного возраста, выражающееся в девиантном поведении, может нанести непоправимый ущерб жизненному сценарию подростка.
Как следствие, основными социальными институтами, которые могут повлиять на жизненный сценарий подростка является образование и семья. Не исключается также, что данные социальные институты могут послужить катализаторами возникновения социальной девиации у подростка. Семейный контекст необходимо учитывать в диагностировании ранних стадиях социальных девиаций подростка, так как именно членами семьи закладываются базовые социальные навыки, ценности, нормативные модели поведения.
Однако в силу того, что основную деятельность подростка составляет образовательная сфера стоит также уделять внимание и системе внутри школьных отношений. Общеобразовательная школа - пространство, в котором могут встретиться абсолютно разные дети, с различными внутрисемейными контекстами и различными психоэмоциональными состояниями. Здесь также крайне важно учитывать, что подростковый возраст является возрастным этапом развития личности, когда ключевым для восприятия собственной значимости подростка становится среда его сверстников, необходимость признания и включения в социальное пространство других подростков. Данная тенденция крайне важна, для анализа возможного включения в девиантные практики подростков изначально устойчивых, которые не входили в так называемые «группы риска».
Общеобразовательная школа в свою очередь обладает целым спектром всевозможных ресурсов для раннего диагностирования, своевременного решения задач напрямую связанных с девиантным поведением. Так как ключевым здесь является не непосредственная работа с уже наблюдающимися случаями девиантного поведения, а возможное возникновение, предупреждения нарушения важно учитывать комплексный характер социально - профилактической работы. Социальная профилактика девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы - это плотная система межведомственного взаимодействия всех участников образовательного и воспитательного процесса. Объединяющим ядром здесь становится специалист по социальной работе, социальный педагог, так как именно данный актор обладает всеми необходимыми компетенциями, как для межведомственного взаимодействия, так и для организации ранней диагностики и предупреждения всех возможных видом социальных девиаций.
Одним из наиболее мощных механизмов социально - профилактической работы с подростками с девиантным поведением выступает организация полноценно системы культурно-досуговой деятельности. Это объясняется тем, что самостоятельная организация досуговой деятельности для подростков является крайне сложным вопросом, поскольку подростковый возраст сам по себе требует необходимого конструирования культуры досуга. Организация интересной подростку системы культурно - досуговой деятельности способствует духовно - нравственному воспитательному процессу, формированию гармоничной личности, преодолению сложных кризисных этапов развития подростка через созидательную творческую деятельность.
Проведенный в ходе дипломного исследования анализ одной из общеобразовательных школ города Белгорода показал устойчивую необходимость активной профилактической работы с подростками, так как достаточно внушительное количество участников исследования находились в состоянии, диагностируемым как пограничное между нормативным и девиантным. Диагностирование обучающихся школы на ключевые показатели социального благополучия выражается в достаточно высоком уровне нижних показателей социального благополучия, многие респонденты уже имели опыт включения в девиантные практики. Наряду с этим у подростков наблюдается устойчивое желание проявлять творческую активность, участвовать в жизни школы, класса, заниматься творческой деятельностью.
Исходя из вышеперечисленных проблем, объективным ответом на них становится разработка и внедрение проекта системы организации культурно - досуговой деятельности с проведением вторичной диагностики ситуации на различных этапах организации проекта. Общение со сверстниками, творческая деятельность, направленная на создание культурного продукта, уверенность в значимости собственной деятельности, престиж в среде сверстников выполняемой деятельности способствует снижению уровня потенциального включения в практики, которые можно охарактеризовать как девиантное поведение.
Таким образом, активное участие в культурно- досуговой деятельности в рамках образовательного учреждения грамотно реализованного специалистом по социальной работе способствует развитию гармоничной личности обучающегося, преодолению кризисных ситуаций, уходу от отклоняющихся практик поведения.
Подобные работы
- ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В КАДЕТСКИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - Досуговая деятельность как средство социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Работа социального педагога с девиантным подростком
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Досуговая деятельность как средство профилактики правонарушений
несовершеннолетних, состоящих в группе риска
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И ИХ УЧЁТ В ШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения у старших подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018



