Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности отношения матерей к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения

Работа №66926

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2008
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
275
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения отношения матерей к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения
1.1. Отношение матери к ребенку: понятие, структура, типы и стили 6
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста
с нарушениями зрения 18
1.3. Особенности отношения матерей к детям с нарушениями развития 25
Глава II. Эмпирическое исследование отношения матерей к детям дошкольного
возраста с нарушениями зрения 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
Выводы 52
Заключение 54
Литература 56
Приложение

Актуальность. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, которые имеют различные нарушения развития, в психологии представляют собой важную и одновременно сложную проблему. Возможно, что социально-психологическая адаптация детей с различными психическими и соматическими нарушениями зависит от грамотного материнского поведения. Некоторые специалисты предполагают, что для всестороннего развития ребенка материнское отношение имеет большое значение, но в науке остается вопрос об особенностях формирования отношения матери и его влияния на развитие ребенка. Особенно актуальной оказывается эта проблема в контексте взаимодействия матери с ребенком, имеющим различные нарушения в развитии (в том числе и с нарушениями зрения). В отечественной и зарубежной психологии данная проблема недостаточно исследована, хотя потребность в таких исследованиях очень велика. Без этого просто невозможно организовать квалифицированную психологическую помощь таким матерям. Матери, воспитывающие детей с различными нарушениями в развитии (в том числе и с нарушениями зрения) , часто бывают подавлены и испытывают чувство вины из-за рождения ребенка с дефектом, вследствие чего они нуждаются в помощи психолога. В этом и заключается актуальность нашего исследования.
Анализ работ различных психологов по проблеме материнского отношения (исследования Н.Н. Авдеевой, Г.А. Ариной, Е.Б. Айвазян, М.В. Маклаковой, С.Ю. Мещерековой, Р.В. Овчаровой, Е.А. Савиной, О.Б. Чаровой, Н.В. Самоукиной, Е.О.Смирновой, М.В. Соколовой, В.В Ткачевой, Г.Г. Филипповой, Е.Г. Щукиной) показывает, что подходов к рассмотрению этой проблемы недостаточно. Были изучены различные типы и стили материнского отношения, рассмотрены различные составляющие структуры отношения матерей к детям, но недостаточно рассмотрено само понятие «материнское отношение».
Также недостаточно изучено специфика отношения матерей к детям различного возраста с нарушениями в развитии. В основном, психологов интересовали особенности материнского отношения к детям с интеллектуальными нарушениями (работы О.Б. Чаровой, Е.А. Савиной), а также к детям с двигательными нарушениями (работы В.В. Ткачевой), с нарушениями слуха (работы О.Б. Чаровой, Е.А. Савиной) и др. Все вышесказанное определило наш интерес к теме «Особенности отношения матерей к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Объект исследования: материнское отношение.
Предмет исследования: особенности отношения матери к ребенку с нарушениями зрения.
Цель исследования: изучить особенности отношения матерей к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Данная цель предполагает решение следующих задач исследования:
1. Проанализировать проблему отношения матерей к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения в теоретическом аспекте.
2. Исследовать отношения матерей к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Провести сравнительный анализ отношений матерей к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения и без них.
4. Определить специфику отношения матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, к их болезни.
5. Оценить влияние отношения к болезни ребенка на материнское отношение в целом.
6. Предложить рекомендации по оказанию психологической помощи матерям, воспитывающих дошкольников с нарушения зрения, с учетом выявленных закономерностей.
Гипотезы исследования:
1. Отношение матерей к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения отличается от отношения матерей к детям дошкольного возраста без зрительной патологии.
2. На отношение матери к ребенку с нарушением зрения влияет отношение к его болезни.
В эмпирической части настоящего исследования использовались следующие методы: тестирование (методика диагностики родительского
отношения А.Я. Варга, В.В. Столина (ОРО), методика PARI (в адаптации Т.В. Нещерет), опросник изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И.М. Марковской и методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) В.Е. Кагана и И.П. Журавлевой), качественный и статистический анализ.
Базой нашего исследования являются детские сады компенсирующего вида № 400 и общеразвивающего вида № 265 г. Челябинска.
Тематика работы обусловлена конкретным социальным заказом, который предоставил Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 400 г. Челябинска.
Практическая значимость нашего исследования определяется тем, что предложенные нами рекомендации по оказанию психологической помощи могут быть использованы психологами дошкольных образовательных учреждений для работы с матерями детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша работа посвящена изучению особенностей отношения матерей к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения. Мы предполагаем, что особенно актуальной является эта проблема в контексте взаимодействия матери с ребенком, имеющим различные нарушения в развитии. В отечественной и зарубежной психологии данная проблема недостаточно исследована, хотя потребность в ее изучении очень велика. Без этого просто невозможно организовать квалифицированную психологическую помощь таким матерям. Матери таких детей часто бывают подавлены и испытывают чувство вины из-за рождения ребенка с различного рода нарушениями (в том числе и со зрительным дефектом). К сожалению, в психологии недостаточно разработаны подходы к оказанию такой помощи. В связи с этим, мы предлагаем предложенные нами рекомендации по оказанию психологической помощи матерям, которые воспитывают дошкольников с нарушения зрения, с учетом выявленных закономерностей. В этом и заключается актуальность нашего исследования.
В теоретической части исследования мы рассмотрели понятие, структуру, типы и стили материнского отношения, психологические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также особенности отношения матерей к детям с нарушениями в развитии. Мы определили, что в психологии недостаточно изучено само понятие материнского отношения, а также наблюдается мало исследований по специфике отношения матерей к детям с различными патологиями.
В эмпирической части нашего исследования мы рассмотрели организацию, методы исследования, а также провели количественный и качественный анализ полученных данных. Мы выявили, что у многих матерей дошкольников с нарушениями зрения преобладает эмоциональное отвержение своего ребенка, высокая авторитарность по отношению к нему. Такие матери воспринимают своего ребенка со зрительным дефектом несамостоятельным, не стремятся к симбиотическим отношениям и установлению контакта с ними, а также не стремятся к партнерским и уравнительным отношениям с такими детьми. В тоже время, матери детей дошкольного возраста с патологией органов зрения раздражительны, излишне суровы. Уровень заботы по отношению к таким детям у матерей снижен. Такие матери боятся обидеть своих детей, стараются подавлять преждевременное развитие агрессивности и сексуальности и не стремятся ускорить психическое развитие ребенка. По применению мер воспитания матери таких детей последовательны и требовательны. Гипотеза о том, что материнское отношение к детям дошкольного возраста с нарушениями зрения имеет свои особенности, была подтверждена, как и вторая гипотеза о том, что на материнское отношение влияет отношение матери к болезни ее ребенка.
Полученные результаты нашего эмпирического исследования можно использовать при оказании психологической помощи матерям, которые воспитывают детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.



1. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование, 2006. № 2. С. 82
- 91.
2. Айвазян Е., Одинокова Г., Павлова А. «Любовь по правилам и без, или Особые ли матери у особых детей?» // Дошкольное воспитание, 2005. № 9. С.51 - 63.
3. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. - Спб.: Речь, 2005. - 244 с.
4. Анисимова Н.Л. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения // Дефектология, 1998. № 1. С.56 - 62.
5. Арина Г.А., Айвазян Е.Б., Маклакова М.В. Особенности развития эмоционально-ценностного отношения к ребенку женщин с отягощенной беременностью // Дефектология, 2003. № 4. С.59 - 66.
6. Архиреева Т.В. Методика измерения родительских установок и реакций // Вопросы психологии, 2002. № 5. С.144 - 153.
7. Баранов А.А., Белокрылова М.Ж. Забота родителей о детях как фактор девиантного развития личности // Психология образования: культурно - исторические и социально-правовые аспекты. Материалы III национальной научно-практической конференции. С.137 - 138.
8. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Анализ результатов изучения слепых детей со сложными нарушениями развития за тридцать лет // Дефектология, 2006. № 2. С. 3 - 13.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - Спб.: Издательство «Лань», 2003.
- 656 с.
10. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с нарушенным зрением. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.
11. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Методическое пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 159 с.
12. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
13. Ермакович Е.Д. Организация работы с родителями в специализированном дошкольном учреждении // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003. № 1. С.28-39.
14. Зальцман Л.М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта // Дефектология, 2006. № 2. С.31-35.
15. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч. ред. А.Л. Тулупьева.- Спб.: «Речь», 2002. - 134 с.
16. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. - Спб.: КАРО, 2005. - 240 с.
17. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
18. Кожухарь Г. Как влиять на детей // Семья и школа, 2001. № 6. С.5-7.
19. Колпакова Л.М. Влияние ситуации нетипичности ребенка на ценностно - смысловые образования матери // Мир психологии, 2005. № 3 (43). С.120 - 127.
20. Константинов В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога. - СПб.: Питер, 2006. - 272 с.
21. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра - драматизация. - М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 160 с.
22. Кричевец А.Н. Математика для психологов: Учебник / А.Н. Кричевец, Е.В. Шикин, А.Г. Дьячков / Под ред. А.Н. Кричевца. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. - 376 с.
23. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей / Кэмпбелл Росс; Не только любовь / Максимов М. - М.: Знание, 1990 (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 4). - 192 с.
24. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие-
практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 432 с.
25. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Спб.: КАРО, 2006. - 336 с.
26. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - Спб.: Речь, 2006. - 150 с.
27. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
28. Мещерекова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии, 2000. № 5. С.18 - 27.
29. Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики. - М.: Изд-во
Института Психотерапии, 2003. - 251 с.
30.Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.
31.Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
32. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд- во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 328 с.
33. Психологический словарь/авт.сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова; Под общей ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2003. - 640 с.
34. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под общ. ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский дом «Академия», 2005. - 192 с.
35. Райгородский Д.Я. Диагностика семьи. Методики и тесты. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ - М», 2004. - 736 с.
36. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский центр «БАХРАХ - М», 2005. - 672 с.
37. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ любви. Учеб. пособие для студ. факультетов психологии, педагогики и социальной работы. - Самара, Издательский центр «БАХРАХ - М», 2002. - 688 с.
38. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - М.: Московский психолого¬социальный институт; Флинта, 2003. - 320 с.
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 529 с.
40. Савина Е.А., Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии, 2002. № 6. С.15 - 23.
41. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии, 2000. № 3. С.67-82.
42. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы
психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Педагогика, 1989. - 298 с.
43. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: ООО «Речь», 2004. - 350 с.
44. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 96 с.
45. Смирнова Е.О. На что жалуются мамы // Семья и школа, 2006. № 4. С. 2 - 4.
46. Смирнова Е.О. Почему мамам бывает трудно? // Семья и школа, 2006. № 5. С.14 -16.
47. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии, 2000. № 3. С.3-14.
48. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии, 2007. № 2. С.57-68.
49. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграф сервис, 1997. - 123 с.
50. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер: В 2 ч. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - Ч. II. - 712 с.
51. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 464 с.
52. Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонением в развитии // Дефектология, 1999. № 3. С.30 - 36.
53. Ткачева В.В. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Коррекционная педагогика, 2004. № 1 (3). С.74 -79.
54. Ткачева В.В. Работа психолога с материями, воспитывающими детей с
тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология, 2005. № 1.
С. 25 -35.
55. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. - М.: Издательство «Книголюб», 2007. - 144 с.
56. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии, 2001. № 2. С.22 -36.
57. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал, 1999. Т. 20. № 5. С.81- 88.
58. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.:
Издательство Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
59. Хайртдинова Л.Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология, 2005. №1. С.11 - 13.
60. Хорват Ф. Любовь, материнство, будущее. - М.: Издательство «Прогресс», 1982. - 96 с.
61. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология, 1991. № 3. С.88 - 93.
62. Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания. Т.1. Зарубежная история / Сост. А.А. Фролов, Ю.Х. Трушина. - М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2007. - 304 с.
63. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода / Сост. А.Н. Васина. - М.: Издательство УРАО, 2005. - 328.
64.Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология, 1999. № 5. С.34 - 39.
65. Шарипов А.Р., Гафурова Э.Ф. Особенности представления родителей близоруких детей о семейном воспитании // Дефектология, 1998. № 3. С.23 - 28.
66. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. - М.:
Издательство Московского социально-психологического института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 928 с.
67. Щербакова Ю.В. Специальная психология: Учеб. пособие. - М: Издательство РИОР, 2006. - 80 с.
68. Щукина Е.Г. Понимание и отношение к феномену материнства в
концепциях ученых-мужчин // Мир психологии, 2006. № 4 (48). С.46 - 55.
69. Щукина Е.Г. Психосоциальные основы формирования материнства на современном этапе // Мир психологии, 2005. № 2 (42). С.206 - 216.
70. Энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
- 496 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ