Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации системы закупки
и продажи товаров на предприятии торговли
1.1. Закупки в торговле: понятие, методы и формы 5
1.2. Сущность и виды продаж
1.3. Организация системы закупок товаров
Глава 2. Исследование процесса организации системы закупки
и продажи товаров в ООО «Яровит»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Яровит» 30
2.3. Анализ системы закупки и продажи товаров по предприятию
Глава 3. Оптимизация системы закупки и продажи товаров организации ООО «Яровит»
3.1. Рекомендации по стимулированию продаж ООО «Яровит»
3.2. Оценка эффективности рекомендаций по стимулированию продаж
Заключение 64
Список использованной литературы
Список приложений 71
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Торговля - это вид экономической деятельности, направленный на осуществление купли-продажи, обмена товаров, а также связанные с этим процессы: непосредственное обслуживание покупателей, доставка товаров, их хранение и подготовка к продаже.
Актуальность выбранной темы исследования определяется необходимостью в настоящее время в условиях рыночной экономики создания и поддержания прочных и стабильных коммерческих связей, необходимых для успешного функционирования предприятий и потребителей товаров, и услуг. Развитие рынка опирается на многочисленные коммерческие связи, установившиеся между предприятиями и потребителями продукции. В настоящее время благополучие и успех любого предприятия полностью зависит от того, насколько эффективна организована его деятельность.
Операции по организации торговых процессов закупки и продажи товаров и управления ими, с целью достижения высокой экономической эффективности предприятия связаны с рациональной организацией торговых отношений с поставщиками товаров, которые способствуют сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке товаров [10, с. 25].
Целью работы является изучение организации системы закупки и продажи товаров в организации оптово-розничной торговли.
Исходя из цели, в ходе работы поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть виды и формы закупки и продажи товаров в организации торговли;
2) рассмотреть сущность организации системы закупок и коммерческих связей с поставщиками;
3) исследовать процесс организации системы закупки и продажи товаров в ООО «Яровит»;
4) изучить и оценить эффективность деятельности ООО «Яровит» в период с 2013 по 2015 год;
5) определить направления по совершенствованию организации закупки и продажи товаров в ООО «Яровит».
Методической основой исследования послужили общие методы познания: сравнение, обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция. Были применены также специальные методы: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные методам стимулирования продаж в торговой организации и анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия, опубликованные в периодической печати, сети Интернет. Эмпирической базой работы послужили данные бухгалтерского учета и отчетности ООО «Яровит» за 2013-2015 гг.
Объектом исследования является ООО «Яровит».
Предмет исследования - система закупки и продажи товаров в организации оптово-розничной торговли ООО «Яровит».
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы организации системы закупки и продажи товаров на предприятии торговли.
Во второй главе проведено исследование процесса организации системы закупки и продажи товаров в ООО «Яровит». На основе данных бухгалтерского баланса и отчёта о прибылях и убытках сделан анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности и финансового состояния организации.
В третьей главе работы предложена оптимизация системы закупки и продажи товаров и представлены рекомендации по стимулированию продаж организации ООО «Яровит».
В заключении представлены выводы о проделанной работе и рассмотрены рекомендации по улучшению деятельности организации.
Организация системы закупки и продажи товаров является основой эффективной деятельности торговой организации. От того на сколько эффективно будут организованы связи с поставщиками по закупке товаров и успешный сбыт этих товаров покупателям, зависит экономическая эффективность предприятия и его финансовое состояние.
В ходе написания работы было проведено исследование процесса организации системы закупки и продажи товаров в ООО «Яровит», проведён анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, позволившие сделать вывод о том, что организация с каждым годом от момента начала своей деятельности постепенно начинает наращивать объёмы продаж товаров, что способствует увеличению выручки и получению большей чистой прибыли.
На данный момент организация не располагает собственными средствами, деятельность ведётся за счёт заёмных средств. У организации неустойчивое финансовое положение, это может привести к нарушению платежеспособности организации. Организация не способна покрыть сразу все затраты на процесс закупки и продажи товаров, платежеспособность в долгосрочной перспективе пока оценить нельзя.
Анализ ликвидности баланса ООО «Яровит» показал, что ликвидность баланса организации в большей степени отличается от абсолютной; присутствует платежный недостаток, размер наиболее срочных обязательств вырос в 2015 году до размера в 25743 тыс. руб. Медленно реализуемые и труднореализуемые активы имеют тенденцию к увеличению, это негативно влияет на финансовое состояние организации, но наблюдается тенденция повышения текущей ликвидности в недалеком будущем, что определяется увеличением величины быстрореализуемых активов в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 50%. Величина основных источников формирования запасов в 2015 году увеличилась. Также значительно увеличился и недостаток собственных оборотных средств к 2015 году, но возмещение этого недостатка происходит за счёт заёмных средств, взятых в оборот на временное пользование. Общество является финансово зависимым от кредиторов, на данный момент нет возможности полностью погасить кредиторскую задолженность, но всё же сохраняется возможность восстановления равновесия в связи с принятием мер по пополнению источников собственных средств, возможно за счёт сокращения дебиторской задолженности или ускорения оборачиваемости оборотных средств.
Объём реализации продукции покупателям увеличился, прибыль от продажи продукции начала превышать и оправдывать затраты и себестоимость самой продукции. Большинство показателей рентабельности имеют тенденцию к увеличению. Изменения по всем показателям происходят за счет увеличения выручки от продажи товаров, полученной чистой прибыли, эффективности использования оборотных средств и основных фондов организации.
Исходя из анализа финансового состояния и системы закупки и продажи товаров по предприятию, ООО «Яровит» были предложены следующие рекомендации, по стимулированию сбыта предлагаемых товаров, чтобы улучшить свою деятельность:
1) участие организации в выставках должно оказать самое положительное и эффективное влияние для увеличения продаж. Обществу предлагается участие в двух выставках, которые будут проводиться в ВК «Белэкспоцентр», который находится по адресу: Россия, г. Белгород, ул. Победы, 147а. Первая выставка называется БелгородАгро 2016, она будет проводиться с 7 по 9 сентября и вторая выставка Приусадебный участок 2016, будет проводиться в период с 4 по 8 октября;
2) адресная рассылка коммерческих предложений и рекламы заранее выбранным потенциальным клиентам;
3) совершенствование собственного сайта, разделение его на две зоны, создание условий потребителям для более удобного пользования сайтом в виде размещения дополнительной информации о товарах и услугах, возможность обратной связи с покупателями;
4) улучшение договорной работы в ООО «Яровит», чтобы заключение договоров осуществлялось на наиболее выгодных для организации условиях;
5) внедрение в организации системы скидок, которая даст очень хороший результат, так как покупателей всегда привлекают и стимулируют скидки, они стараются приобрести большее количество товара, пока она действует;
6) заказать информационно-рекламную продукцию в виде визиток и начать осуществлять личные контакты с заранее выбранными потребителями в виде посещения их предприятий, с целью личного ознакомления их с предлагаемыми организацией товарами.
Все предложенные рекомендации и мероприятия должны улучшить деятельность ООО «Яровит». Оптимизация договорной работы с поставщиками и покупателями позволит организации рационально использовать свои денежные средства, взятые в кредит, работать на более выгодных для себя условиях, также оперативный контроль за исполнением договорных обязательств позволит избежать значительных убытков из-за недополученных от покупателей денежных средств или штрафов за свои просроченный платежи с поставщиками товаров.
Появление у организации новых заказов на продукцию и увеличения числа постоянных покупателей, позволит расширить клиентскую базу, получать большую выручку от реализации товаров, тем самым это даст шанс быстрее погасить кредиторскую задолженность и позволит за счёт возросшей прибыли сформировать собственный капитал, добиться появления собственных средств и быть более финансово устойчивой, не быть зависимой от кредиторов. Всё это позволит организации улучшить своё финансовое состояние и свободно маневрировать в отношениях с другими участниками рынка.
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина. - М.: Дело и Сервис, 2011. - 254 с.
2. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева. - М.: Финпресс, 2010. - 402 с.
3. Андреева, О.Д. Технология бизнеса: маркетинг [Текст]: учебное пособие / О.Д. Андреева. - М.: ИНФРА, 2010. - 303 с.
4. Бобрович, С.М. Оценка финансового состояния и деловой активности предприятия [Текст]: учебное пособие / С.М. Бобрович, О.В. Богатырева. - М.: Эксмо, 2010. - 120 с.
5. Баркан, Д.И. Эффективное управление сбытом / Д.И. Баркан. - М.: Академия, 2008. - 347 с.
6. Берстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности / Л.А. Берстайн. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 126 с.
7. Бороненкова, С.А. Управленческий анализ [Текст]: учебное пособие / С.А. Бороненкова. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 208 с.
8. Бобылева, М. П. Рекламный менеджмент. Основы профессиональной деятельности / М. П. Бобылева. - М.: Эксмо, 2011. - 240 с.
9. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА, 2010. - 215 с.
10. Волков, О. И. Экономика предприятия (фирмы) / О.И. Волков. - М.: ИНФРА, 2009. - 502 с.
11. Валевич, Р.П. Экономика торгового предприятия / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова. - М.: Высшая школа, 2007. - 367 с.
12. Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность [Текст]: учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова. - М.: КНОРУС, 2009. - 351 с.
13. Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф. Фомина. - СПб.: Экономическая школа, 2007. - 288 с.
14. Волгин, В.В. Продвижение товаров в условиях рынка / В.В. Волгин. - СПб.: Бизнес-пресса, 2012. - 243 с.
15. Гаврилова, А.Н. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебник / А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. - М.: КНОРУС, 2010. - 452 с.
16. Грачев, А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление [Текст]: учебно-практическое пособие / А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис, 2009. - 256 с.
17. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности [Текст]: учебное пособие / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - М.: Дело и сервис, 2011. - 336 с.
18. Дыбаль, С.В. Финансовый анализ: теория и практика [Текст]: учебное пособие / С.В. Дыбаль. - СПб.: Бизнес-пресса, 2010. - 336 с.
19. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Маркетинг, 2008. - 632 с.
20. Егоров, И.В. Управление товарными системами / И.В. Егоров. - М.: Маркетинг, 2011. - 213 с.
21. Ефимова, О.В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений [Текст]: учебник / О.В. Ефимова. - М.: Омега-Л, 2010. - 350 с.
22. Егоров, В.Ф. Организация торговли [Текст]: учебник / В. Ф. Егоров. - СПб.: Бизнес-пресса, 2010. - 352 с.
23. Загородников, С.В. Экономика предприятия / С.В. Загородников. - М.: Экзамен, 2007. - 245 с.
24. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: Форум-Инфра, 2011. - 288 с.
25. Ковалев, В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 560 с.
26. Когденко, В.Г. Экономический анализ / В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-
ДАНА, 2011. - 390 с.
27. Крылов, Э.И. Управление финансовым состоянием предприятия (организации) [Текст]: учебное пособие / Э.И. Крылов, В.М. Власов, И.В. Иванова. - М.: Эксмо, 2012. - 416 с.
28. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле [Текст]: учебник / Л.И. Кравченко. - М.: Новое знание, 2007. - 512 с.
29. Королев, О.Г. Организация деятельности по закупкам и снабжению / О. Г. Королев. - М.: Эксмо, 2010. - 178 с.
30. Лапуста, М.Г. Финансы организаций (предприятий) [Текст]: учебник / М.Г. Лапуста. - М.: ИНФРА, 2011. - 575 с.
31. Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. - 471 с.
32. Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия / С.Н. Лебедева, Н.А. Казинчикова, А.В. Гавриков. - М.: Новое знание, 2007. - 240 с.
33. Никитина, Н.В. Финансовый менеджмент / Н.В. Никитина. - М.: Кнорус, 2010. - 336 с.
34. Николаева, Г.А. Бухгалтерский учет в торговле / Г.А. Николаева, Л.П. Блицау. - М.: Приор, 2009. - 352 с.
35. Осмоловский, Н.Р. Сбыт продукции, или как увеличить продажи / Н.Р. Осмоловский. - М.: Феникс, 2010. - 189 с.
36. Платонов, В.Н. Организация торговли [Текст]: учебное пособие / В.Н. Платонов. - М.: БГЭУ, 2011. - 286 с.
37. Прошин, Д.В. Маркетинг [Текст]: учебник / Д.В. Прошин. - М.: Омега-Л, 2012. - 275 с.
38. Перов, Д.И. Методы комплектации заказов / Д.И. Перов. - М.: Феникс, 2011. - 167 с.
39. Сидоренко, К.Н. Маркетинг [Текст]: учебник / К.Н. Сидоренко. - М.: ИНФРА, 2013. - 315 с.
40. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА, 2011. - 512 с.
41. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА, 2010. - 288 с.
42. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ, управления финансами [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 650 с.
43. Санников, А.А. Эффективное управление сбытом / А.А. Санников. - М.: Прогресс, 2009. - 389 с.
44. Столпова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст]: учебник / Е.С. Столпова. - М.: Перспектива, 2010. - 656 с.
45. Терехин, К.И. Книга коммерческого директора: способы увеличения объема продаж / К. И. Терехин. - СПб: Бизнес-пресса, 2009. - 224 с.
46. Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА, 2011. - 415 с.
47. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ [Текст]: учебное пособие / А.Д. Шеремет, А.Ф. Ионов. - М.: ИНФРА, 2009. - 479 с.
48. Шумаев, В.А. Логистика товародвижения / В.А. Шумаев. - М.: Новый век, 2011. - 235 с.
49. Юдина, Л.Н. Бухгалтерская отчетность как источник информации для финансового анализа / Л.Н. Юдина. - М.: ИНФРА, 2011. - 320 с.
50. Yarovit-belgorod.ru: сайт организации ООО «Яровит» [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://yarovit-belgorod.ru.