Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТИВИЗИРУЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ

Работа №66897

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы65
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
541
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Формы социальной работы с пожилыми людьми 7
1.1 Социальные и психологические особенности пожилого возраста 7
1.2 Возможности активизации личностных ресурсов людей пожилого возраста.... 14
1.3 Социальный театр как средство активизации 21
Глава 2. Возможности театра в активизации ресурсов пожилых людей (на примере
деятельности театральной студии СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района»).
Эмпирическое исследование 36
2.1 Программа исследования 36
2.2 Анализ опыта работы театральной студии для пожилых людей в СПб ГБУ
«ТЦСО Кировского района» 38
2.3 Анализ результатов исследования 40
Заключение 50
Рекомендации 51
Список литературы 53
Приложение № 1 59
Приложение № 2 63
Приложение № 3

Согласно статистическим данным, «доля лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения Санкт-Петербурга постоянно растёт (23,5% ко всему населению в 2004 г., 25,6% в 2012 г. и уже 26% в 2015 г., это 1350,2 тыс. человек)» . Для Санкт-Петербурга характерен непрекращающийся процесс демографического «старения» населения . В этой связи становится наиболее актуальным вопрос социальной работы с пожилыми людьми.
У людей пожилого возраста отмечаются не только физические проблемы со здоровьем, но и проблемы психологического характера. А именно - потеря привычных социальных связей, одиночество, депрессия, неуверенность в своих силах и в будущем, нехватка общения и дефицит участия в культурных мероприятиях. Организация досуга позволяет решить эти проблемы.
Одним из таких видов досуга может быть участие в театральной студии. Театральная студия может рассматриваться как вариант социального театра, который на сегодняшний день является деятельностью, имеющей терапевтический эффект. Как следствие, улучшается адаптация пожилых людей к социальным ситуациям. В целом это может рассматриваться, как психосоциальная реабилитация людей старшего возраста.
Цель работы:
Выявить потенциал театра в повышении социальной активности пожилых.
Задачи работы:
• описать проблемы и потребности людей пожилого возраста;
• рассмотреть формы активизации пожилых людей;
• рассмотреть опыт организации социального театра в России и за рубежом;
• изучить опыт организации социального театра в социально-досуговом отделении СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района».
Объект работы:
Пожилые люди.
Предмет работы:
Потенциал театра в активизации ресурсов пожилых людей.
Гипотеза:
Участие в социальном театре активизирует потенциал пожилых людей, что способствует снижению остроты психосоциальных проблем данной категории.
Новизна и практическая значимость работы:
Новизна работы заключается в том, что социальный театр рассматривается как явление, имеющее терапевтический и реабилитирующий эффект для пожилых людей - актёров такого театра и зрителей - за счёт активизации их личностных ресурсов.
Новая для России технологии организации социального театра уже реализуется в работе с актуальными проблемами пожилого населения, тем не менее рекомендуем дополнить эту технологию дискуссией после театрального представления, которая способствует ещё большему терапевтическому эффекту как для актёров, так и для зрителей.
Теоретико-методологической основой работы выступают:
• Принцип активизации в социальной работе (О.И. Бородкина и В.А. Самойлова).
• Теория социальной изоляции, теория возрастных ценностных асимметрий, теория стигмы (М.Э. Елютина).
• А также работы в области театрального влияния на личность (Т.О.Адрианова, В.И. Лыскова и др).
Методическое обеспечение эмпирического исследования:
1. В данном исследовании количественным методом сбора первичной информации является телефонный опрос. Он используется для быстрого зондажа мнений.
Выбранный метод относится к методу анкетирования, так как используется открытая анкета с вопросами для респондентов. Телефонный опрос предполагает краткость беседы, которая не допускает личные и деликатные вопросы. Таким образом, такой опрос позволяет получать информацию в ограниченных тематических рамках.
Применение данного метода позволило исследовать знания пожилого населения Санкт-Петербурга о направлениях деятельности социальных служб города по решению данных психосоциальных проблем пожилых людей, в частности - о социальном театре для пожилых людей.
Выборка составила 30 человек:
Жители Санкт-Петербурга в возрасте 55-74 лет.
2. Качественный метод - экспертное интервью.
Экспертное интервью является качественным методом сбора первичной информации.
Экспертное интервью — это вид глубинного интервью, главной особенностью которого является компетентность и статус респондента, выступающего в качестве опытного участника изучаемой программы. В ходе экспертного интервью предполагается получение от респондента развёрнутых ответов.
Применение данного метода позволило исследовать мнение экспертов (специалистов социально-досугового отделения СПб ГБУ "ТЦСО Кировского района") о проблемах и потребностях пожилых людей (клиентов социально-досугового отделения социально-досугового отделения СПб ГБУ "ТЦСО Кировского района"), о специфике работы с данной категорией граждан, а также о влиянии участия в театральной студии на психоэмоциональное состояние пожилых людей.
Выборка составила 10 человек:
В СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района»: заведующая социально-досуговым отделением, режиссёр театральной студии, помощник режиссёра, психолог, руководитель секции «Плейстик» (гимнастика), руководитель хорового кружка, руководитель танцевального кружка.
В СПб ГБУ «КЦСОН Красносельского района»: заведующая социально-досуговым отделением, руководитель хорового кружка, руководитель изобразительного кружка.
3. Анкетирование участников театральной студии социально-досугового отделения СПб ГБУ "ТЦСО Кировского района".
Чтобы исследовать влияние театральной деятельности на психосоциальное состояние людей пожилого возраста, 17 марта 2016 г. был проведен анкетный опрос участников театральной студии социально-досугового отделения СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района».
Выборка составила 25 человек:
Участники театральной студии социально-досугового отделения СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района» в возрасте от 60 до 78 лет.
Респондентам была предложена анкета с открытыми вопросами.
4. При изучении организации социального театра был использован метод наблюдения. Он позволил провести непосредственную и целенаправленную фиксацию событий, отмечая конкретные действия людей и регистрируя в режиме реального времени развитие такого явления как «социальный театр».
Эмпирическая база исследования:
Базой для проведения эмпирического исследования послужило СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района».
Описание структуры работы:
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются формы социальной работы с пожилыми людьми. Во второй главе представлен анализ эмпирического исследования возможностей театра в активизации ресурсов пожилых людей (на примере деятельности театральной студии СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района»).
В заключении приводятся итоговые выводы по работе, исходя из задач, приведённых во введении.
В самом конце работы написаны рекомендации по усовершенствованию технологии организации социального театра на базе социально-досуговых отделений комплексных центров социального обслуживания населения.
В работе имеется 5 рисунков, наглядно демонстрирующих результаты анализа телефонного опроса, экспертного интервью и анкетирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из задач, указанных в начале работы, можно сделать следующие выводы.
Пожилой возраст характеризуется своими особенностями - сменой социального статуса вследствие прекращения трудовой деятельности, потерей привычных социальных связей, дефицитом общения и т.д. Описанные социогеронтологические теории дают возможность структурировать социальные проблемы пожилых людей, выделить наиболее острые из них. Данные теории дают объяснение причин возникновения проблем пожилого возраста, позволяют использовать эти наработки для выделения понятия активизирующего потенциала, о котором пойдёт речь в последующих параграфах. Наиболее актуальными для социальной работы являются социальные и психологические проблемы пожилых людей. Снизить остроту этих проблем можно средствами социальной работы, в доступных ей сферах. Главная суть социальной работы с гражданами пожилого возраста — их социальная реабилитация. Она представляет собой восстановление в привычных функциях, обязанностях, видах деятельности и характере отношений с людьми. Основная задача для социального работника - перевести пожилого человека из статуса объекта социальной работы в статус её субъекта.
Существует достаточно много способов активизации ресурсов пожилых людей. К сожалению, создание геронтологических центров ведётся не так активно, а клубы пожилых людей есть далеко не в каждом учреждении социальной сферы. Поэтому, на наш взгляд, необходимо усовершенствовать работу комплексных центров социального обслуживания населения, а именно - работу социально-досуговых отделений для пожилых людей.
Под социальным театром понимается театральная активность, которая берёт за основу социальные проблемы общества. Он обладает всеми характеристиками репертуарного театра, а также обладает активизирующим потенциалом воздействия на зрителя и на актёра.
Изучив опыт организации социального театра в социально-досуговом отделении СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района», мы можем сказать, что данный социальный театр соответствует определению и функциям социального театра, приведённым в теоретической части работы. Он пользуется популярностью у клиентов социально-досугового отделения СПб ГБУ «ТЦСО Кировского района». По результатам эмпирического исследования мы пришли к выводу, что социальный театр обладает активизирующим потенциалом, имеет терапевтический эффект, а следовательно, может служить способом социальной реабилитации пожилых людей, дабы снизить остроту психосоциальных проблем данной категории граждан.
Подводя итог работе, следует сказать, что гипотеза о том, что участие в социальном театре активизирует потенциал пожилых людей, а это в свою очередь способствует снижению остроты психосоциальных проблем данной категории, подтвердилась.
Организация социального театра способствует активизации и социальной реабилитации, решению проблемы одиночества пожилых людей. Следовательно, на сегодняшний день важно популяризировать организацию социального театра на базе комплексных центров социального обслуживания населения.
На основании проведённой работы мы можем вывести следующие рекомендации директорам комплексных центров социального обслуживания г. Санкт-Петербурга и заведующим социально-досуговыми отделениями.
В социально-досуговых отделениях центров социального обслуживания населения необходимо использовать новые технологии, интересные и привлекательные для пожилых людей, многофункциональные по своим возможностям. Одной из таких технологий является социальный театр. К сожалению, по тем или иным причинам, не во всех комплексных центрах социального обслуживания существует такая технология работы с пожилыми людьми как социальный театр.
Выявив и сформировав группы желающих заниматься творческой деятельностью, участникам театра можно предложить выступить в роли актёров, а возможно и режиссёров. Они сами смогут выбрать волнующие темы, помогать разрабатывать сценарии. Это способствует повышению уверенности в себе и в своем будущем, позволяет становиться на позицию героя произведения и преодолевать стоящие на пути препятствия, выбирая наиболее подходящие способы из множества выборов. Желательно, чтобы сценарий излагался простым, доступным языком, имел логическую развязку и отвечал интересам участников спектакля.
Важным компонентом театральной технологии являются оценка и анализ результатов воздействия постановки на актёров и на зрителя и последующая оценка изменения их психоэмоционального состояния.
На наш взгляд, данная технология имеет высокую социально-реабилитационную значимость. Технология уникальна тем, что специалист может адаптировать её, исходя из своих задач и целей.
Полезным дополнением к театральному действию может стать управляемая дискуссия после просмотра спектакля. Актёры вступают в диалог со зрителями, не выходя из своего образа, то есть от имени своего персонажа. Ведущим дискуссии может стать режиссёр спектакля или другой специалист. Он ведёт дискуссию в таком направлении, чтобы зрители полнее прочувствовали и поняли проблемы, затронутую в спектакле. Зрители могут делиться своими впечатлениями, давать советы героям.
За счёт идентификации с героем спектакля, происходит лучшее понимание своей роли в решении собственных проблем. Участие самодеятельных актёров в такой дискуссии позволяет им ещё лучше осмыслить и ощутить социальную значимость участия в театральной деятельности, почувствовать себя востребованным и полезным членом общества.



1. «Социальный театр» (искусство театра для людей с ограниченными возможностями): долгосрочная, многоцелевая социально-культурная программа // Портал Национальной премии «Гражданская инициатива». - Режим доступа: http://premiagi.ru/initiative/965.(Дата обращения: 27.07.2015)
2. Fox J. Acts of service: spontaneity, commitment, tradition in the nonscripted theatre. — NY: Tusitala Publishing, 2004.
3. Mary Elizabeth Anderson and Doug Risner - «Hybrid lives of teaching artists in dance and theatre arts». - Cambria Press - 2014.
4. Адрианова Т.О. Социальные функции театра. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №35 (289) // Философия. Социология. Культурология. Вып. 28. - С. 91-94.
5. Альперович В.Д. Проблемы старения: Демография, психология, социология /
B. Д. Альперович. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT», 2004. - С. 341.
6. Астраханцева Л.Н. Социальный театр как средство воспитания подрастающего поколения. - Омутнинск, 2014 г.
7. Атапина Е.А. Клубы общения как одна из форм повышения жизненного потенциала пожилых людей // Психология зрелости и старения. - 2003. - № 1. -
C. 93-98.
8. Бородкина О.И., Самойлова В.А. Активизация в социальной работе с семьёй: коллективная монография / под ред. О.И. Бородкиной, В.А. Самойловой. - СПб.: Скифия-принт. - 2013.
9. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие / В.В. Бочаров. - СПб.: СПУ, 2001.- 192 с.
10. Василенко Н.Ю. Социальная геронтология: учеб. пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2003. С.110-120.
11. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики,
2003. - 512 с.: ил.
12. Волкова Н.Ф. Активный досуг. Панацея от одиночества // Социальная работа. -
2009. - № 5. - С. 49-50.
13. Галанина А.С. «Университет третьего возраста» как средство самореализации лиц пожилого возраста // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2012 № 2. С. 77-84
14. Герасимова Н.В. Социальная адаптация пожилых людей к современным условиям. Автореф. дис. . кандидата соц. наук / Н.В. Герасимова. Саранск, 2001. 24 с.
15. Глухих С.И., Молчанова Н.В. Социально-психологические особенности медико-социальной реабилитации пожилых людей / С.И. Глухих, Н.В. Молчанова // Педагогическое образование в России. 2015 г. № 11. Стр. 89-93.
16. Горбашко Е.Н. Золотой возраст // Дом культуры. - 2010. - № 10. - С. 3-7.
17. Делокас В. Старость в радость / В. Делокас // Социальное обеспечение, 2002, № 12. С. 19-20.
18. Дёмина Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан : метод. пособие. СПб. 2007.
19. Джо Салас. Играем реальную жизнь в Плэйбэк-театре. — М.: Когито_Центр, 2009. 159 с.
20. Дюркгейм Э. Социология: её предмет, метод, предназначение. - М., 1995. - С. 153.
21. Елютина М.Э. Особенности перехода к пенсионному статусу / М.Э. Елютина,
Н.А. Бексаева // Социально-экономические проблемы гуманизации
современного общественного развития. Межвузовский научный сборник. Саратов: Аквариус, 2004. - С. 84-87.
22. Елютина, М.Э. Социогеронтологические теории / М.Э. Елютина. - Москва, 2008 // Психология зрелых возрастов : хрестоматия / сост. И.В. Шаповаленко. - Москва : АНО ПЭБ, 2008. - С. 550-562.
23. Елютина, М.Э. Чеканова Э.Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. Саратов: СГТУ, 2006. - 165 с.
24. Ермолаева M.B. Практическая психология старости / M.B. Ермолаева. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 214 с.
25. Здоровье пожилых: Доклад комитета экспертов ВОЗ / ВОЗ, Женева, 2013.
26. Зенина Е.В., Молокитина Е.В. Социальный театр, как средство социокультурной и социально-психологической реабилитации людей с ограниченными возможностями / Е.В. Зенина, Е.В. Молокотина. - Свердловская обл., 2013. - С. 3.
27. История успеха: Социальный театр // Портал «HelloCity». - Режим доступа: http://hellocity.pro/casebooktheatre/.(Дата обращения: 27.07.2015)
28. Кипнис, М. Драматерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. - СПб., 2002.
29. Кислова Л.Н. Клубная работа в реабилитации пожилых людей // Социальная работа. - 2007. - № 4. - С. 21.
30. Клименко Ю.Г. Театр как практическая психология / Ю.Г. Клименко // Альманах «Катарсис» - М., 2004.
31. Ковалёва Н.Г. Пожилые люди: социальное самочувствие / Н.Г. Ковалёва // Социс. 2001. № 7. - С. 73-79.
32. Коваленко И. Досуг пожилых // Социальное обеспечение. - 2005. - № 21. - С. 4.
33. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров / Т.З. Козлова // Социс. - 2002. № 6. С. 130-135.
34. Колошина Т.Ю. - Драматерапия и сценическая пластика - М., 2008.
35. Краснова О.В. Социальная активность людей позднего возраста как непрерывность социализации // Психология зрелости и старения. - 2005. - № 1. - С. 87-101.
36. Краснова О.В., Галасюк И.Н. Психология личности пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. М. : КАРО, 2011.
37. Краснова О.В. Социальная психология старения / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 223 с.
38. Куликов Л.В. Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л.В. Куликов. - Санкт-Петербург: Питер, 2004. - 464 с.
39. Лорен, К. Терапевтический театр. Экзистенциальная психодрама. М.: Класс, 2014. - 235 с.
40. Лыскова В.И. Социальный театр - новые возможности профилактики.
Методические рекомендации по технологии социального театра: для
специалистов системы профилактики, преподавателей вуза и студентов гуманитарных специальностей. Составители: В.И. Лыскова, А.П. Фирюлин. - Киров: ООО «Перспектива», 2013.
41. Ляшенко В.В. Арт-терапия как практика самопознания: присутственная арт- терапия. - М.: Психотерапия, 2014.
42. М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер - Драматерапия - М., 2002.
43. Максимова С.Г. Старость: социальное отчуждение или социальное приятие? / С.Г. Максимова // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2002. № 4. С. 179 194.
44. Маринская А.Г. Опыт работы клубов для пожилых людей в Центре социального обслуживания // Социальное обслуживание. - 2011. - № 2. - С. 45-47.
45. Никитина Т.В. и др. Социальная геронтология в таблицах, схемах и опорных конспектах. Учебное пособие. - М.: «Дашков и К». 2009. - с.80.
46. Писарев A.B. Образ пожилых в современной России / A.B. Писарев // Социс.
2004. № 4. - С. 51-56.
47. Попов А.А. Духовная жизнь пожилых людей в современных социокультурных
условиях: автореф. дис. канд. социол. наук.
- Курск, 2007.
48. Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. — М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008. 144 с.
49. Попова Н.Т. Современная культура и «особое искусство». // Протеатр. Феномен «особого искусства» и современная культура (с приложением реестра «особых театров»). М.: Институт фундаментальных и прикладных гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, 2008. С.134-144
50. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.07.1999 №32 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения»
51. Постановление Правительства РФ от 29 января 2002 г. № 70
"О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы"
52. Сахарова Т.Н. Эмоционально-нравственная сфера пожилых людей. М. : Прометей, 2011.
53. Социальный театр: исследуем вместе: блог. - Режим доступа:http://www.social- theater.org. (Дата обращения: 10.11.2015).
54. Социальный театр: что это такое? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://upogau.org/ru/ourview/ourview_2136.html.(Дата обращения: 16.02.2016)
55. Станиславский К.С. Собр. Соч., т. 2, с. 123-127, М., Искусство, 1954
56. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 478 с.
57. Строганов А.Е. Психотерапия на базе театральных систем. Практическое руководство. - СПб.: Наука и Техника, 2008. - 496 с.
58. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: монография / Я. Стюарт-
Гамильтон; пер. с англ. И. Буровой; под науч. ред. Л.А. Рудкевича. - СПб.,
2010.
59. Терлецкая О.В. Особенности социально-эмоционального развития «группы
риска» в условиях реабилитационного центра. Электронный ресурс:
http://www.science-education.ru/pdf/2015/2-2/423.pdf (Дата обращения:
14.12.2015)
60. Устав СПБ ГБУ «ТЦСО Кировского района» 2011 г. (с изменениями от 2014 г.)
61. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
62. Филатова Е.Л. Авторская программа клуба "Театр воспоминаний" // Работник социальной службы. - 2010. - № 3
63. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие / Е.И. Холостова//.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», - 2011.
64. Холостова Е.И. социальная работа с пожилыми людьми: учебно-методическое пособие. М., 2009.
65. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация : учеб. пособие. М., 2002.
66. Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А. Медико-социальные практики активизации ресурсов пожилых людей: социологический анализ.
67. Шиллер, Ф. Театр, рассматриваемый как нравственное учреждение// Шиллер, Ф. Собр. соч.: в 7 т. Т.6. - М., 1957. - С.21-22.
68. Шмелева Н.Б. «Третий» возраст и его проблемы. Технологические аспекты социальной работы с пожилыми людьми / Н.Б. Шмелева // Социальная работа. 1995. №2, С. 64-66.
69. Щанина, Е.В. Социальная активность пожилых людей в современном российском обществе: региональный аспект: автореф. дис. канд. социол. наук. - Пенза, 2006.
70. Электронный ресурс:http://gerontol.ru/category/gerontologiya/starost-psych.html(Дата обращения: 14.12.2015).
71. Электронный ресурс:http://gov.spb.ru - сайт Правительства Санкт-Петербурга (Дата обращения: 27.11.2015).
72. Электронный ресурс:http://www.spbdoverie.ru/ - Центр социальной помощи «Доверие» (Дата обращения: 16.02.2016).
73. Электронный ресурс: Интернет-журнал gerontol.ru (Дата обращения:
15.08.2015).
74. Электронный ресурс: Официальный сайт Госкомстата. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 17.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ