СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК РЕСУРС РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК РЕСУРСА РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
1.1. Ресурсный потенциал социального предпринимательства в 8
социальном развитии общества: задачи и функции
1.2. Отечественный и зарубежный опыт социального 17
предпринимательства в решении социальных проблем
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО 31
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1. Анализ практики социального предпринимательства в решении 31 социальных проблем
2.2. Социальный проект «Развитие молодежного социального 37
предпринимательства на территории Белгородской области»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 8
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК РЕСУРСА РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
1.1. Ресурсный потенциал социального предпринимательства в 8
социальном развитии общества: задачи и функции
1.2. Отечественный и зарубежный опыт социального 17
предпринимательства в решении социальных проблем
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО 31
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
2.1. Анализ практики социального предпринимательства в решении 31 социальных проблем
2.2. Социальный проект «Развитие молодежного социального 37
предпринимательства на территории Белгородской области»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Социальное предпринимательство занимает определенное место в экономической системе многих стран, являясь балансом социальных целей и коммерческой составляющей. Находясь на стыке традиционного предпринимательства и
благотворительности, оно призвано помочь государству силами бизнеса решить или смягчить возникающие социальные проблемы, ориентируясь не только на получение прибыли, но и на позитивный социальный эффект от результатов этой деятельности на условиях самоокупаемости и финансовой устойчивости. Современная ситуация в России (экономический кризис, нарастание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила социальные проблемы населения. Одним из основополагающих ресурсов для решения существующих проблем в сложившихся условиях рыночных отношений выступает социальное предпринимательство.
В Российской Федерации в настоящее время социальные предприятия оказывают услуги в таких сферах, как содействие трудоустройству незащищенных слоев населения, социальное обслуживание граждан, услуги в сфере здравоохранения, образования, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях и т.д. Руководствуясь такими критериями, как социальная миссия, новаторство и поиск новых комбинаций ресурсов в решении социальных проблем, в Российской Федерации, начиная с 2007 года, Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» поддержано более 140 социально-экономических проектов, призванных решать конкретные проблемы общества.
Таким образом, тема представляет теоретический и практический интерес в контексте развития системы социальной поддержки, оказываемой как на федеральном, так и на региональном, местном уровнях, привлечения дополнительных денежных ресурсов в отрасли социальной сферы, содействия их оптимизации и распределения в условиях рыночных отношений.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Среди зарубежных исследователей вклад в разработку проблем развития социального предпринимательства внесли ученые Дж. Боше, Г. Дис, И. Марти, Дж. Мэйр, Г. Шульер. Огромное значение для осмысления сущности социального предпринимательства имеют научные труды отечественных ученых Ю.М. Беспаловой, А.Ф. Векслер, О.В. Карамовой, М.Б. Орлова, Е.В. Орловой, Р.Н. Павлова, А.В. Савина, Л.А. Темниковой, Г.Л. Тульчинского и др., посвященные проблеме социальной ответственности представителей бизнеса. И.Д. Афанасенко рассматривает перспективы развития социального предпринимательства, сопоставляя российский и зарубежный опыт.
Но, несмотря на многочисленные исследования в данной области, необходимо отметить, что исследованию социального предпринимательства как ресурса в решении социальных проблем на региональном уровне уделено недостаточно внимания.
Объект исследования: социальное предпринимательство как социальный феномен. Предмет исследования: специфика социального предпринимательства как ресурса в решении социальных проблем общества.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику социального предпринимательства как ресурса в решении социальных проблем общества в условиях рыночных отношений и разработать проект, направленный на совершенствование деятельности в сфере социального предпринимательства на региональном уровне.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы исследования социального предпринимательства как ресурса в решении социальных проблем.
2. Охарактеризовать проблемы и перспективы социального предпринимательства в условиях рыночных отношений на примере Белгородской области.
3. Разработать проект «Развитие молодежного социального предпринимательства на территории Белгородской области».
Теоретико-методологические основы исследования. Методологической базой для исследования послужил подход к социальному рамках экономической теории Й. Шумпетера. По его мнению, социальное предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, тип хозяйствования, основанный на инновационном поведении собственников предприятия, а социальный предприниматель является самоорганизующимся субъектом экономической активности. Экономическое содержание социального предпринимательства охватывает его характеристику как экономической категории, как метода хозяйствования и как типа экономического мышления.
В социологической теории объектом изучения является предпринимательство как социально-экономический феномен, а предметом - закономерности формирования и воспроизводства предпринимательского типа экономического поведения в конкретно-исторических условиях.
Методы исследования. В дипломном исследовании использовался комплекс теоретических (метод дедукции, позволяющий делать заключения о предмете исследования на основании множества частных признаков; анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме; метод обобщения, при помощи которого делается вывод о предмете и явлении социального предпринимательства и др.) и эмпирических (анализ документов, нормативно-правовой базы, анкетирование, экспертный опрос) методов.
Эмпирическая база исследования: результаты анализа специальной литературы, нормативно-правовых актов по проблеме исследования: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства Белгородской области от 20.10.2008 № 250-пп «О мерах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства области», а также отчетная документация ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр», Центра инноваций социальной сферы Белгородской области, Управления социальной защиты населения Белгородской области, результаты собственного авторского исследования, проведенного на базе Центра инноваций социальной сферы Белгородской области и Управления социальной защиты населения Белгородской области.
Теоретико-практическая значимость исследования. Изучены теоретико-методологические основы исследования социального предпринимательства как ресурса решения социальных проблем; проблемы и перспективы социального предпринимательства в условиях рыночных отношений. Уточнено понятие социального предпринимательства. Разработан проект, направленный на совершенствование деятельности в сфере социального предпринимательства на региональном уровне, который может быть использован муниципальными органами власти, практиками учреждений социально-предпринимательской сферы.
Апробация результатов. Результаты, полученные путем проведения исследования, были апробированы в ходе производственной и преддипломной практики на базе Центра инноваций социальной сферы Белгородской области и Управления социальной защиты населения Белгородской области. Отдельные положения представлены в статье «Социальное предпринимательство как ресурс социальной поддержки населения», опубликованной в сборнике материалов конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики», в выступлениях автора на научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики», в Международной молодежной школе проектного управления «Пегас-2015», проходившей в НИУ «БелГУ» 30.06.¬5.07.2015 г.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
благотворительности, оно призвано помочь государству силами бизнеса решить или смягчить возникающие социальные проблемы, ориентируясь не только на получение прибыли, но и на позитивный социальный эффект от результатов этой деятельности на условиях самоокупаемости и финансовой устойчивости. Современная ситуация в России (экономический кризис, нарастание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила социальные проблемы населения. Одним из основополагающих ресурсов для решения существующих проблем в сложившихся условиях рыночных отношений выступает социальное предпринимательство.
В Российской Федерации в настоящее время социальные предприятия оказывают услуги в таких сферах, как содействие трудоустройству незащищенных слоев населения, социальное обслуживание граждан, услуги в сфере здравоохранения, образования, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях и т.д. Руководствуясь такими критериями, как социальная миссия, новаторство и поиск новых комбинаций ресурсов в решении социальных проблем, в Российской Федерации, начиная с 2007 года, Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» поддержано более 140 социально-экономических проектов, призванных решать конкретные проблемы общества.
Таким образом, тема представляет теоретический и практический интерес в контексте развития системы социальной поддержки, оказываемой как на федеральном, так и на региональном, местном уровнях, привлечения дополнительных денежных ресурсов в отрасли социальной сферы, содействия их оптимизации и распределения в условиях рыночных отношений.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Среди зарубежных исследователей вклад в разработку проблем развития социального предпринимательства внесли ученые Дж. Боше, Г. Дис, И. Марти, Дж. Мэйр, Г. Шульер. Огромное значение для осмысления сущности социального предпринимательства имеют научные труды отечественных ученых Ю.М. Беспаловой, А.Ф. Векслер, О.В. Карамовой, М.Б. Орлова, Е.В. Орловой, Р.Н. Павлова, А.В. Савина, Л.А. Темниковой, Г.Л. Тульчинского и др., посвященные проблеме социальной ответственности представителей бизнеса. И.Д. Афанасенко рассматривает перспективы развития социального предпринимательства, сопоставляя российский и зарубежный опыт.
Но, несмотря на многочисленные исследования в данной области, необходимо отметить, что исследованию социального предпринимательства как ресурса в решении социальных проблем на региональном уровне уделено недостаточно внимания.
Объект исследования: социальное предпринимательство как социальный феномен. Предмет исследования: специфика социального предпринимательства как ресурса в решении социальных проблем общества.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику социального предпринимательства как ресурса в решении социальных проблем общества в условиях рыночных отношений и разработать проект, направленный на совершенствование деятельности в сфере социального предпринимательства на региональном уровне.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретико-методологические основы исследования социального предпринимательства как ресурса в решении социальных проблем.
2. Охарактеризовать проблемы и перспективы социального предпринимательства в условиях рыночных отношений на примере Белгородской области.
3. Разработать проект «Развитие молодежного социального предпринимательства на территории Белгородской области».
Теоретико-методологические основы исследования. Методологической базой для исследования послужил подход к социальному рамках экономической теории Й. Шумпетера. По его мнению, социальное предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, тип хозяйствования, основанный на инновационном поведении собственников предприятия, а социальный предприниматель является самоорганизующимся субъектом экономической активности. Экономическое содержание социального предпринимательства охватывает его характеристику как экономической категории, как метода хозяйствования и как типа экономического мышления.
В социологической теории объектом изучения является предпринимательство как социально-экономический феномен, а предметом - закономерности формирования и воспроизводства предпринимательского типа экономического поведения в конкретно-исторических условиях.
Методы исследования. В дипломном исследовании использовался комплекс теоретических (метод дедукции, позволяющий делать заключения о предмете исследования на основании множества частных признаков; анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме; метод обобщения, при помощи которого делается вывод о предмете и явлении социального предпринимательства и др.) и эмпирических (анализ документов, нормативно-правовой базы, анкетирование, экспертный опрос) методов.
Эмпирическая база исследования: результаты анализа специальной литературы, нормативно-правовых актов по проблеме исследования: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Постановление Правительства Белгородской области от 20.10.2008 № 250-пп «О мерах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства области», а также отчетная документация ОГБУ «Белгородский региональный ресурсный инновационный центр», Центра инноваций социальной сферы Белгородской области, Управления социальной защиты населения Белгородской области, результаты собственного авторского исследования, проведенного на базе Центра инноваций социальной сферы Белгородской области и Управления социальной защиты населения Белгородской области.
Теоретико-практическая значимость исследования. Изучены теоретико-методологические основы исследования социального предпринимательства как ресурса решения социальных проблем; проблемы и перспективы социального предпринимательства в условиях рыночных отношений. Уточнено понятие социального предпринимательства. Разработан проект, направленный на совершенствование деятельности в сфере социального предпринимательства на региональном уровне, который может быть использован муниципальными органами власти, практиками учреждений социально-предпринимательской сферы.
Апробация результатов. Результаты, полученные путем проведения исследования, были апробированы в ходе производственной и преддипломной практики на базе Центра инноваций социальной сферы Белгородской области и Управления социальной защиты населения Белгородской области. Отдельные положения представлены в статье «Социальное предпринимательство как ресурс социальной поддержки населения», опубликованной в сборнике материалов конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики», в выступлениях автора на научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики», в Международной молодежной школе проектного управления «Пегас-2015», проходившей в НИУ «БелГУ» 30.06.¬5.07.2015 г.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Социальное предпринимательство является частью любой социально-экономической системы, основанной на началах частной собственности и конкуренции. Понятие социального предпринимательства многогранно и отображает широкий спектр задач, функций и особенностей, свойственных ему. Даже название указывает на то, что именно решение или смягчение существующих социальных проблем приоритетно для данного вида бизнеса. Извлечение прибыли в этом случае не является основополагающим. Позитивность, устойчивость и измеримость достигнутых социальных результатов выступают основой для благоприятного социального развития общества, а социальный предприниматель ставит перед собой цель - внести положительные изменения в инфраструктуру общественной системы, имеющие долгосрочный эффект.
Предприниматель-собственник - центральная фигура в гражданском и торговом обороте, он - главное действующее лицо рынка, гарант стабильности гражданского общества. По сути, социальное предпринимательство - это бизнес-решение социальной проблемы. Социальная проблема, которую пытается решить социальный предприниматель, является отправной точкой его бизнеса.
Социальное предпринимательство - это не просто бизнес, в котором возможны пожертвования процентов от прибыли в пользу благотворительности, а бизнес, который является ресурсом социальной поддержки населения, где социальная цель является основополагающей. Экономическая эффективность частного бизнеса с ориентацией на решение наиболее острых проблем клиента - основная характеристика деятельности социального предприятия.
В современных условиях социальное предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы.
Развитие социального предпринимательства сталкивается с рядом трудностей. Возможными направлениями преодоления препятствий могут выступать укрепление стабильности социально-экономического развития; совершенствование правового воздействия и повышения правовой культуры населения; создание современного законодательства о социальном предпринимательстве; неукоснительное выполнение законов и иных правовых актов; активизация деятельности самих социальных предпринимателей и ряд других.
Однако, несмотря ни на что, российские предприниматели стремятся постепенно завоевать твердые позиции на мировой арене, и, наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.
Развитие социального предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений и, прежде всего, наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночных отношений является социальное предпринимательство, где главной отличительной чертой предпринимательской деятельности выступает свободная конкуренция
Сейчас от социальных предпринимателей зависит во многом возрождение России, улучшение качества жизни нуждающихся категорий граждан, но для этого они должны заботиться не только о получении прибыли, но и о достижении социального эффекта путем решения социальных проблем населения.
Несмотря на наличие серьёзных примеров, для дальнейшего развития социального предпринимательства, по мнению экспертов, необходимо разработать отдельный закон о социальном предпринимательстве, а также доработать и расширить законодательные акты. Например, разработать и прописать в законодательстве субъекты социального предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, обозначить требования и ограничения для такого рода деятельности, а также установить налоговые льготы, на которые они могут рассчитывать. Следующим шагом могло бы стать создание отдельных корпоративных форм или типов компаний для субъектов социального предпринимательства.
Таким образом, деятельность социальных предпринимателей на сегодняшний день находится на стадии своего развития, способна эффективно решать социальные проблемы общества. Кроме того, все больший охват приобретает целевая аудитория, для которой осуществляется социально-предпринимательская деятельность, активно расширяется спектр оказываемых услуг населению.
Предприниматель-собственник - центральная фигура в гражданском и торговом обороте, он - главное действующее лицо рынка, гарант стабильности гражданского общества. По сути, социальное предпринимательство - это бизнес-решение социальной проблемы. Социальная проблема, которую пытается решить социальный предприниматель, является отправной точкой его бизнеса.
Социальное предпринимательство - это не просто бизнес, в котором возможны пожертвования процентов от прибыли в пользу благотворительности, а бизнес, который является ресурсом социальной поддержки населения, где социальная цель является основополагающей. Экономическая эффективность частного бизнеса с ориентацией на решение наиболее острых проблем клиента - основная характеристика деятельности социального предприятия.
В современных условиях социальное предпринимательство является важнейшим структурным элементом не только рыночной экономики, но и гражданского общества в целом, затрагивающим все его сферы.
Развитие социального предпринимательства сталкивается с рядом трудностей. Возможными направлениями преодоления препятствий могут выступать укрепление стабильности социально-экономического развития; совершенствование правового воздействия и повышения правовой культуры населения; создание современного законодательства о социальном предпринимательстве; неукоснительное выполнение законов и иных правовых актов; активизация деятельности самих социальных предпринимателей и ряд других.
Однако, несмотря ни на что, российские предприниматели стремятся постепенно завоевать твердые позиции на мировой арене, и, наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.
Развитие социального предпринимательства определяется состоянием и уровнем рыночных отношений и, прежде всего, наличием необходимых условий для свободы частного сектора в экономике. Таким образом, неотъемлемым атрибутом рыночных отношений является социальное предпринимательство, где главной отличительной чертой предпринимательской деятельности выступает свободная конкуренция
Сейчас от социальных предпринимателей зависит во многом возрождение России, улучшение качества жизни нуждающихся категорий граждан, но для этого они должны заботиться не только о получении прибыли, но и о достижении социального эффекта путем решения социальных проблем населения.
Несмотря на наличие серьёзных примеров, для дальнейшего развития социального предпринимательства, по мнению экспертов, необходимо разработать отдельный закон о социальном предпринимательстве, а также доработать и расширить законодательные акты. Например, разработать и прописать в законодательстве субъекты социального предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, обозначить требования и ограничения для такого рода деятельности, а также установить налоговые льготы, на которые они могут рассчитывать. Следующим шагом могло бы стать создание отдельных корпоративных форм или типов компаний для субъектов социального предпринимательства.
Таким образом, деятельность социальных предпринимателей на сегодняшний день находится на стадии своего развития, способна эффективно решать социальные проблемы общества. Кроме того, все больший охват приобретает целевая аудитория, для которой осуществляется социально-предпринимательская деятельность, активно расширяется спектр оказываемых услуг населению.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК
ИННОВАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Исследование потенциала развития инновационного бизнеса в сфере социального предпринимательства
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Роль финансов в решении социальных проблем (Алтайский институт труда и права)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Социальное предпринимательство как фактор социального развития Алтайского края
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - РАЗВИТИЕ СИСТЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ИСТОЧНИК УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



