ВВЕДЕНИЕ 3
1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 5
1.1 Этапы развития графов 5
1.2 Основные понятия теории графов 12
2 ПОДБОР ЗАДАЧНОГО МАТЕРИАЛЛА, ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ПРИЛОЖЕНИЯ 22
2.1 Анализ учебно-методической литературы курса «Информатика и ИКТ» 22
2.2 Алгоритмы поиска пути в графах 33
2.3 Описание интерфейса 40
3 ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИЛОЖЕНИЯ 51
3.1 Использование теории графов на уроках информатики 51
3.2 Описание программной реализации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Современный этап развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных и информационных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.
Теория графов, начало которой было положено Эйлером в его знаменитом рассуждении о Кёнигсбергских мостах (1736 г.), сегодня понятия и утверждения теории графов широко применяется в математике, физике, электронике, экономике, программировании и других научных и прикладных областях. В виде графов можно представлять дороги между населенными пунктами, электрические схемы, строение химических молекул, отношения между людьми и решать разнообразные задачи и головоломки; задания на использование графов содержатся в материалах международных исследований образовательных достижений учащихся PISA [1].
В целом, анализируя учебные программы университетов, можно с уверенностью говорить, что учащиеся физико-математических, механико-математических и других факультетов связанных с изучением математики, активно изучают теорию графов как отдельный курс. Данные курсы помогают освоить многочисленную теорию, связанную с графами, но самое главное они показывают все разнообразие применения графов при решении конкретных задач из реальной жизни. Не смотря на то, что в школьной программе изучение теории графов явно не предусмотрено, некоторые положения теории графов включены в обязательный минимум содержания основных образовательных программ по предмету «Информатике и ИКТ» [3].
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что отдельный пласт предлагаемых в школьных учебниках и сборниках задач, заданий из ОГЭ и ЕГЭ можно красиво и доступно решать с учащимися, используя графы, некоторые из них «требуют» применения графов [30]. Это позволяет расширить спектр средств, используемых при решении задач, упростить поиск решения и в некоторых случаях существенно сократить время на поиск правильного ответа. Именно это и вызывает интерес у учащихся к практическим задачам. Данный интерес и стал основой для дальнейшего продвижения графов на уроках информатики.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является применение теории графов в информатике.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является программа для обучения решению задач по информатике с использованием теории графов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в особенности использования теории графов на уроках информатики в школе.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• изучить и проанализировать учебную, методическую литературу по данной теме;
• сравнить подходы к решению задач без использования и с использованием графов;
• подобрать задачный материал по данной теме;
• разработать приложение для решения задач с использованием теории графов.
Практическая значимость - предложенные исследования и программа может быть использована в учебном процессе при изучении темы «Теория графов»; при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, трех разделов, списка использованных источников и приложения.
Введение содержит общие сведения о работе, актуальность выбранной темы, объект, цель и задачи. В первой главе демонстрируется аналитический обзор этапов развития теории графов. Вторая глава включает в себя анализ учебно-методической литературы, описание алгоритмов и их применение.
Третья глава содержит код программы с детальным описанием функций и формул, которые были использованы.
Моделирование с помощью графов реализует одну из важнейших потребностей - потребность наглядности. Визуализация модели явления в сочетании с вычислительными, информационными и моделирующими возможностями компьютера лучше всего объясняет сущность изучаемого явления. Рисунок графа является знаком, материальным предметом, который чувственно воспринимается и выступает в качестве посредника между реальной действительностью и математической моделью. Использование рисунков графов неразрывно связано с процессами абстрагирования и детализации, с помощью которых происходит отделение тех признаков моделируемого объекта, и которые затем отображаются в модели. Графу модели обеспечивают связь мышления с реальными ситуациями.
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы была собрана информация об использовании теории графов в школьном курсе «Информатика и ИКТ».
Были рассмотрены теоретические основы, необходимые для изучения теории графов. Нами были рассмотрены следующие аспекты: возникновение теории графов как отдельной науки, основные виды графов, связность, графы - деревья, способы задания и операции на графах.
Проведен анализ учебной и методической литературы по теме исследования. Выяснены цель, задачи содержание обучения учащихся основной школы по теме: «Теория графов» было выявлено, что наиболее полно раскрывается данная тема в учебно-методическом комплексе под редакцией Быкадоров Ю.А., «Информатика и ИКТ».
Разработан программный продукт, который может быть внедрен и использован для изучения теории графов на уроках информатики .
1. Агапов Р. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе // Информатика и образование, 2014. 52 с.
2. Алексеев В. В. Физическое и математическое моделирование - СПб.: Питер, 1992. - 368 с.
3. Басова Л. Л. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Л. Л. Басова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 244 с.
4. Басова Л. Л. Информатика. Методическое пособие / Л. Л. Басова, А. Ю. Басова. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 184 с.
5. Басова Л. Л., Басова А. Ю., Коломенская Ю. Г.. Занимательные задачи по информатике / - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 164 с.
6. Басова Л.Л. Информатика. 7-9 классы / Л.Л. Басова, А.Б Басова - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 - 84 с.
7. Белоусов А.В., Ткачев С.В.. Дискретная математика. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2002.
8. Березина А.Ю. Графы и их применение / А.Ю. Березина. - Москва: Просвещение, 1979. - 143с.
9. Гейн А. Г. Информатика. Методические рекомендации / А. Т. Гейн. - Москва : Просвещение, 2013. - 80 с.
10. Гейн А. Т. Информатика. 11 класс / А. Т. Гейн. - Москва : Просвещение, 2014. - 336 с.
11. Глазунов С. А. Опорные конспекты как средство повышения качества образования / С. А. Глазунов - Москва: БИНОМ, 2013 - 211 с.
12. Ефимова О. Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. Учебное пособие для старших классов / О. Н. Ефимова, В. С. Морозов, Н. Г. Угринович. - Москва : ABF, 1999. - 432 с.
13. Калмыкова Н. В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации / Н. В. Калмыкова, С. Ф. Петряева - Молодой ученый: 2015. - №11.1. - 58 с.
14. Кормен Т.Х., Лейзерсон Ч.И., Ривест Р.Л., Штайн К.. Алгоритмы. Построение и анализ (3-е издание). - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013.
15. Кузнецов А.А. Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы. / Москва: Просвещение, 2012. - 102с.
16. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики / М. П. Лапчик. - Москва : Академия, 2016. - 624 с.
17. Лыскова В. Ю. Учебные задачи в курсе информатики / В. Ю. Лыскова, У. Ф. Ракитина // Информатика и образование. - 1998. - №4. 61 с.
18. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ : учебник для 8 - 9 классов / Н. В. Макарова. - СПб. : Питер, 2014. - 416 с.
19. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ : учебник для 9 класса / Н. В. Макарова. - СПб. : Питер, 2001. - 254 с.
20. Мельников О. И. Незнайка в стране графов: Пособие для учащихся / О.И. Мельников - Москва: Наука, 2010. - 81 с.
21. Николаев А. С. Информатика 9 класс. Поурочные планы по учебнику Н. Д. Угриновича / А. С. Николаев. - Волгоград: Учитель, 2013. - 199 с.
22. Новиков А.А.. Дискретная математика для программистов. - СПб.: Питер, 2001
23. Оре О. Графы и их применение / О. Оре, - М: Мир, 1963 - 174 с.
24. Перминова Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного обучения / Л.М. Перминова - Москва: Просвещение, 2013.
25. Селиванов В. Л. Организация учебно-исследовательской работы студентов и школьников по информатике - Новосибирск: Перо, 2011. - 101 с.
26. Семакин И. Г. Информатика и информационные технологии. 10- 11 класс / И. Г. Семакин, Н. Д. Угринович - Москва: Бином, 2011. - 283 с. 32.
27. Семакин И. Г. Информатика. 9 класс / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер. - Москва: Лаборатория базовых знаний, 2015. - 224 с.
28. Семакин И. Г. Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы / И. Г. Семакин, М. С. Цветкова - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 201 с.
29. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям // Информатика и образование. - 2014.
30. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 10-11 класс / Н. Д. Угринович - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 232 с.
31. Угринович Н. Д. Информатика. Программа для основной школы. ФГОС / Н. Д. Угринович, М. С. Цветкова, Н. Н. Самылкина. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 256 с.
32. Угринович Н. Д. Информатика: учебник для 11 класса / Н.Д.
Угринович. - Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 182 с.
33. Угринович Н.Д.. Информатика и ИКТ. Профильный уровень.
Москва, БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2008.
34. Уилсон Р.. Введение в теорию графов. - М.: Мир, 1977.
35. Федеральный государственный стандарт общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2014.
36. Федотова С. Г. Курс лекций по информатике. Учебное пособие / С. Г. Федотова. - Москва: Форум, 2016. - 485 с.
37. Филиппов В. И. Метапредметные результаты по информатике, достижение которых проверяется в ходе ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - Москва, 2015. - 738 с.
38. Фридланд А. Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы / А. Я. Фридланд. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 272 с.
39. Фридман И. Научные методы в архитектуре / И. Фридман; пер. с англ. А.А. Воронова. - М.: Стройиздат, 1983. - 160 с.
40. Харари Ф. Теория Графов / Ф. Харари - Москва: Мир, 1979 - 298с.
41. Шершакова Т. А. Решение задач на движение и работу с помощью графов / Т.А. Шершаков - Москва, 1987. - 167 с.
42. Э. Майника. Алгоритмы оптимизации на сетях и графах. - М.: Мир,
1981.