ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 10
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Сущность понятий «профессиональный имидж», «имидж 10 специалиста по социальной работе», «престиж профессии - социальной работа»
1.2. Направления, содержание и принципы формирования 23 профессионального имиджа специалиста по социальной работе в современной России
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА 39 СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ (НА ПРИМЕРЕ МБУССЗН «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА»)
2.1. Проблемы формирования профессионального имиджа 39
специалиста по социальной работе
2.2. Модель формирования профессионального имиджа 56 специалиста по социальной работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 10
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
1.1. Сущность понятий «профессиональный имидж», «имидж 10 специалиста по социальной работе», «престиж профессии - социальной работа»
1.2. Направления, содержание и принципы формирования 23 профессионального имиджа специалиста по социальной работе в современной России
2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА 39 СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ (НА ПРИМЕРЕ МБУССЗН «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КОРОЧАНСКОГО РАЙОНА»)
2.1. Проблемы формирования профессионального имиджа 39
специалиста по социальной работе
2.2. Модель формирования профессионального имиджа 56 специалиста по социальной работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность проблемы исследования обусловлена сравнительно недавно оформившейся новой профессией - «социальная работа». На рынке труда в России эта профессия появилась чуть более 20 лет назад, что, несомненно, говорит о начале ее становления. Но это не означает, что её важность и значимость ниже, чем у других профессий. Наоборот, в специалисте по социальной работе каким-либо образом нуждается практически каждый человек, ведь в поле его деятельности люди, попавшие или рискующие попасть в трудную жизненную ситуацию, с которой не могут справиться самостоятельно. Сегодня в эпоху экономической нестабильности большая часть населения страны нуждается в помощи и поддержке социальных служб, а, следовательно, и помощи специалистов по социальной работе.
Таким образом, мы можем наблюдать следующее противоречие: с одной стороны, население осознает важность и необходимость такой специальности, а с другой, в их сознании сложился стереотип о непрестижности профессии, потому что, несмотря на свою значимость и ценность профессии, специалистов по социальной работе в большинстве своем принимают за людей, которые оказывают бытовую помощь на дому нуждающимся людям. Посредством этого стереотипа многие люди, услышав словосочетание «социальная работа» сразу ассоциируют представителя данной области с человеком без специального высшего образования, совершающего покупки и оплачивающего счета своих клиентов. А значит, человек с другой трудной для него ситуацией не пойдет искать поддержки у такого специалиста.
В нашей стране престижными считаются профессии, которые связаны с властью, высокой заработной платой и влиянием. Не имея всего этого, профессия специалиста по социальной работе в этот список не входит, несмотря на то, что это, пожалуй, одна из самых значимых и благородных профессий. В этом так же заключается противоречие: профессия необходима не только населению, но и государству, специалисты по социальной работе посвящают себя служению людям, но в то же время профессия не имеет престижа у населения, а также среди молодежи при выборе профессионального будущего.
Проблема непопулярности и недоверия к профессии кроется в малой информированности и невысокого престижа этой профессии в общественном сознании. Престиж профессии отражает авторитет, влиятельность и уважение, которыми наделяются те или иные виды деятельности, и является феноменом общественного сознания. Имиджем профессии в свою очередь называют «совокупное общественное восприятие данной профессии многими людьми» , это впечатление о профессии, формируемое путем
собственного опыта, на основе мнений и слухов, циркулирующих в обществе, сообщений средств массовой информации» [35].
Разрешение этих противоречий и поиск путей формирования положительного профессионального имиджа специалиста по социальной работе в общественном сознании, стимулирование молодежи на профессиональный выбор в пользу социальной работы и есть проблема данного следования.
Степень научной разработанности проблемы. С 1950-х годов в Западной Европе, Северной Америке и Японии начинаются разработки в области имиджа. На данный момент наблюдается рост интереса исследователей к трудностям формирования имиджа, что вполне закономерно в силу стремительного развития социальной сферы. Изучению проблем формирования положительного профессионального имиджа специалистов по социальной работе посвящено множество научных трудов как зарубежных, так и отечественных авторов.
Проблемы создания профессионального имиджа, а также технологии его формирования раскрывают в своих трудах: Ю.В. Андреева, М.Н. Богомолова, A.A. Бирюкова, В.А. Жебит, Л.Г. Попова, H.A. Тарасенко и другие.
Вопросы становления персонального имиджа в профессиональном и межличностном общении раскрыты в работах: И.А. Баженовой, Л.И. Жариковой, Т.С. Зеленской, A.A. Калюжного, Н.Д. Твороговой, H.A. Фоминой, В.А. Чвякина и другие.
В диссертационных исследованиях Е.В. Емельяновой, O.A. Пикулевой,
Э.Б. Теймуровой, Н.М. Шкурко освещен процесс построения и коррекции личного имиджа специалиста.
Е.В. Змановская и А.Ю. Панасюк в своих трудах разработали и подробно описали различные техники управления персональным имиджем.
Значимость творческого начала как характеристики профессионального имиджа обозначили в своих публикациях В.И. Андреев, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына и другие.
Над разработкой структурных моделей имиджа и его моделированием работали В.Г. Горчакова, А.А. Калюжный, О.В. Левшина, А.Ю. Панасюк, H.A. Ходырев и другие.
Алгоритмом построения имиджа занимались Е.А. Петрова и К.С. Жуков. Анализ причин деструкции имиджа и способы их решения представлены в работах Е.В. Климковича и других.
О проблемах создания положительного профессионального имиджа и престижа профессии специалиста по социальной работе в своих научных трудах говорили А.Н. Галагузов, С.И. Глухих, В.А. Дегтерев, И.С. Ерфилова, А.А. Свицова.
Имидж специалиста по социальной работе в условиях современного общества исследовали А.А. Куанышева, Т.В. Макеева, М.В. Певная, Л.Ф. Тихомирова и другие.
Но, несмотря на достаточно широкий круг изученных проблем профессионального имиджа специалистов по социальной работе, на сегодняшний день в обществе стоит задача формирования положительного имиджа профессии. Анализ специальной литературы, а также научных трудов в данной области, выявил недостаточную разработанность проблемы формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе как фактора эффективной трудовой деятельности специалистов.
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена недостаточностью фундаментальных работ, посвященных профессиональному имиджу специалиста по социальной работе.
Объект исследования - профессиональный имидж специалиста по социальной работе.
Предмет исследования - проблемы и методы формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику профессионального имиджа специалиста по социальной работе и предложить пути формирования положительного имиджа данной профессии.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе;
- определить пути формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе (на примере Корочанского района);
- предложить модель формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории социальной стратификации и мобильности, социального неравенства, социальных и профессиональных общностей, теории личности (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская), общая теория профессионализма, профессиональной деятельности и профессиональной культуры (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин), концепции профессионального и личностного развития специалиста (Е.М. Иванова, Е.А. Климов, Н.Б. Крылова, Н.В. Самсонова, Л.Б. Шнейдер), имидж-теория (Д. Огилви), теория коммуникаций (Г.Г. Почепцов), подходы к формированию личного имиджа (Г.Г. Почепцов, E.H. Русская, В.М. Шепель), модели имиджевой коммуникации.
Методы исследования. Для решения поставленных нами задач в выпускной квалификационной работе использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (научно-теоретический анализ специальной литературы, сравнение, синтез, описание, абстракция), а также эмпирические методы социологического исследования (наблюдение, интервьюирование, анкетирование, экспертный опрос, анализ документов, контент-анализ).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили: результаты анализа специальной литературы, анализ нормативно-правовых документов, Профессиональный стандарт, Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе, Профессионально-этический кодекс социального работника 1994 г., Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, Кодекс этики социального работника, Устав, Положения, отчетная и внутренняя документация МБУ ССЗН «Комплексного центра социального обслуживания населения Корочанского района», анализ интернет-источников, сайтов учреждений социальной защиты населения РФ, публикации профессиональных журналов «Работник социальной службы», «Социальное обслуживание», «Отечественный журнал социальной работы».
Экспериментальную базу исследования составили результаты социологического исследования «Имидж специалиста по социальной работе и престижность профессии», проведенного автором на базе МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района» в ходе прохождения производственной практики в период с 27 ноября по 18 декабря 2017 года и преддипломной практики в период с 16 апреля по 11 мая 2018 года. Сбор информации для исследования осуществлялся путем использования методов наблюдения, анкетирования, интервьюирования, а также массового и экспертного опросов по целевым группам: население Корочанского района, клиенты и специалисты МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района», а так же эксперты в данной области.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в уточнении сущности понятий «имидж», «профессиональный имидж», «имидж специалиста по социальной работе», «престиж профессии - специалист по социальной работе». В данной работе раскрываются причины низкого престижа и негативного имиджа профессии «специалист по социальной работе», которые были сформированы в общественном сознании, выявлены основные аспекты, влияющие на изменение показателей профессионального имиджа специалиста по социальной работе, образованные внутрикорпоративным и общественным уровнями. На основе описанных в работе направлений и принципов, а также содержания формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе могут быть разработаны новые пути создания положительного имиджа профессии в организациях и учреждениях социальной сферы, выработаны методы повышения престижа профессии.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при создании позитивного профессионального имиджа специалистов по социальной работе и необходимости повышения престижа профессии на базе МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района», путем внедрения модели формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на базе МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района» в ходе прохождения производственной и преддипломной практик, а также в публикации статьи «Профессионализация социальной работы в России в контексте повышения престижа профессии» в сборнике материалов на IX Международной научно¬практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» в НИУ «БелГУ» в 2017 году. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района».
Таким образом, мы можем наблюдать следующее противоречие: с одной стороны, население осознает важность и необходимость такой специальности, а с другой, в их сознании сложился стереотип о непрестижности профессии, потому что, несмотря на свою значимость и ценность профессии, специалистов по социальной работе в большинстве своем принимают за людей, которые оказывают бытовую помощь на дому нуждающимся людям. Посредством этого стереотипа многие люди, услышав словосочетание «социальная работа» сразу ассоциируют представителя данной области с человеком без специального высшего образования, совершающего покупки и оплачивающего счета своих клиентов. А значит, человек с другой трудной для него ситуацией не пойдет искать поддержки у такого специалиста.
В нашей стране престижными считаются профессии, которые связаны с властью, высокой заработной платой и влиянием. Не имея всего этого, профессия специалиста по социальной работе в этот список не входит, несмотря на то, что это, пожалуй, одна из самых значимых и благородных профессий. В этом так же заключается противоречие: профессия необходима не только населению, но и государству, специалисты по социальной работе посвящают себя служению людям, но в то же время профессия не имеет престижа у населения, а также среди молодежи при выборе профессионального будущего.
Проблема непопулярности и недоверия к профессии кроется в малой информированности и невысокого престижа этой профессии в общественном сознании. Престиж профессии отражает авторитет, влиятельность и уважение, которыми наделяются те или иные виды деятельности, и является феноменом общественного сознания. Имиджем профессии в свою очередь называют «совокупное общественное восприятие данной профессии многими людьми» , это впечатление о профессии, формируемое путем
собственного опыта, на основе мнений и слухов, циркулирующих в обществе, сообщений средств массовой информации» [35].
Разрешение этих противоречий и поиск путей формирования положительного профессионального имиджа специалиста по социальной работе в общественном сознании, стимулирование молодежи на профессиональный выбор в пользу социальной работы и есть проблема данного следования.
Степень научной разработанности проблемы. С 1950-х годов в Западной Европе, Северной Америке и Японии начинаются разработки в области имиджа. На данный момент наблюдается рост интереса исследователей к трудностям формирования имиджа, что вполне закономерно в силу стремительного развития социальной сферы. Изучению проблем формирования положительного профессионального имиджа специалистов по социальной работе посвящено множество научных трудов как зарубежных, так и отечественных авторов.
Проблемы создания профессионального имиджа, а также технологии его формирования раскрывают в своих трудах: Ю.В. Андреева, М.Н. Богомолова, A.A. Бирюкова, В.А. Жебит, Л.Г. Попова, H.A. Тарасенко и другие.
Вопросы становления персонального имиджа в профессиональном и межличностном общении раскрыты в работах: И.А. Баженовой, Л.И. Жариковой, Т.С. Зеленской, A.A. Калюжного, Н.Д. Твороговой, H.A. Фоминой, В.А. Чвякина и другие.
В диссертационных исследованиях Е.В. Емельяновой, O.A. Пикулевой,
Э.Б. Теймуровой, Н.М. Шкурко освещен процесс построения и коррекции личного имиджа специалиста.
Е.В. Змановская и А.Ю. Панасюк в своих трудах разработали и подробно описали различные техники управления персональным имиджем.
Значимость творческого начала как характеристики профессионального имиджа обозначили в своих публикациях В.И. Андреев, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицына и другие.
Над разработкой структурных моделей имиджа и его моделированием работали В.Г. Горчакова, А.А. Калюжный, О.В. Левшина, А.Ю. Панасюк, H.A. Ходырев и другие.
Алгоритмом построения имиджа занимались Е.А. Петрова и К.С. Жуков. Анализ причин деструкции имиджа и способы их решения представлены в работах Е.В. Климковича и других.
О проблемах создания положительного профессионального имиджа и престижа профессии специалиста по социальной работе в своих научных трудах говорили А.Н. Галагузов, С.И. Глухих, В.А. Дегтерев, И.С. Ерфилова, А.А. Свицова.
Имидж специалиста по социальной работе в условиях современного общества исследовали А.А. Куанышева, Т.В. Макеева, М.В. Певная, Л.Ф. Тихомирова и другие.
Но, несмотря на достаточно широкий круг изученных проблем профессионального имиджа специалистов по социальной работе, на сегодняшний день в обществе стоит задача формирования положительного имиджа профессии. Анализ специальной литературы, а также научных трудов в данной области, выявил недостаточную разработанность проблемы формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе как фактора эффективной трудовой деятельности специалистов.
Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена недостаточностью фундаментальных работ, посвященных профессиональному имиджу специалиста по социальной работе.
Объект исследования - профессиональный имидж специалиста по социальной работе.
Предмет исследования - проблемы и методы формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику профессионального имиджа специалиста по социальной работе и предложить пути формирования положительного имиджа данной профессии.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе;
- определить пути формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе (на примере Корочанского района);
- предложить модель формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теории социальной стратификации и мобильности, социального неравенства, социальных и профессиональных общностей, теории личности (А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская), общая теория профессионализма, профессиональной деятельности и профессиональной культуры (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин), концепции профессионального и личностного развития специалиста (Е.М. Иванова, Е.А. Климов, Н.Б. Крылова, Н.В. Самсонова, Л.Б. Шнейдер), имидж-теория (Д. Огилви), теория коммуникаций (Г.Г. Почепцов), подходы к формированию личного имиджа (Г.Г. Почепцов, E.H. Русская, В.М. Шепель), модели имиджевой коммуникации.
Методы исследования. Для решения поставленных нами задач в выпускной квалификационной работе использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (научно-теоретический анализ специальной литературы, сравнение, синтез, описание, абстракция), а также эмпирические методы социологического исследования (наблюдение, интервьюирование, анкетирование, экспертный опрос, анализ документов, контент-анализ).
Эмпирическая база исследования. Информационной базой исследования послужили: результаты анализа специальной литературы, анализ нормативно-правовых документов, Профессиональный стандарт, Профессиональный стандарт специалиста по социальной работе, Профессионально-этический кодекс социального работника 1994 г., Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания, Кодекс этики социального работника, Устав, Положения, отчетная и внутренняя документация МБУ ССЗН «Комплексного центра социального обслуживания населения Корочанского района», анализ интернет-источников, сайтов учреждений социальной защиты населения РФ, публикации профессиональных журналов «Работник социальной службы», «Социальное обслуживание», «Отечественный журнал социальной работы».
Экспериментальную базу исследования составили результаты социологического исследования «Имидж специалиста по социальной работе и престижность профессии», проведенного автором на базе МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района» в ходе прохождения производственной практики в период с 27 ноября по 18 декабря 2017 года и преддипломной практики в период с 16 апреля по 11 мая 2018 года. Сбор информации для исследования осуществлялся путем использования методов наблюдения, анкетирования, интервьюирования, а также массового и экспертного опросов по целевым группам: население Корочанского района, клиенты и специалисты МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района», а так же эксперты в данной области.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в уточнении сущности понятий «имидж», «профессиональный имидж», «имидж специалиста по социальной работе», «престиж профессии - специалист по социальной работе». В данной работе раскрываются причины низкого престижа и негативного имиджа профессии «специалист по социальной работе», которые были сформированы в общественном сознании, выявлены основные аспекты, влияющие на изменение показателей профессионального имиджа специалиста по социальной работе, образованные внутрикорпоративным и общественным уровнями. На основе описанных в работе направлений и принципов, а также содержания формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе могут быть разработаны новые пути создания положительного имиджа профессии в организациях и учреждениях социальной сферы, выработаны методы повышения престижа профессии.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при создании позитивного профессионального имиджа специалистов по социальной работе и необходимости повышения престижа профессии на базе МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района», путем внедрения модели формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на базе МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района» в ходе прохождения производственной и преддипломной практик, а также в публикации статьи «Профессионализация социальной работы в России в контексте повышения престижа профессии» в сборнике материалов на IX Международной научно¬практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» в НИУ «БелГУ» в 2017 году. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района».
Социальная работа как профессиональная деятельность появилась в России только в 1991 году, в силу чего мы можем говорить о процессе становления этой профессии сегодня.
Складывается противоречивая ситуация, с одной стороны, население понимает необходимость данной профессии, а с другой, быть специалистом по социальной работе считается непрестижным, а их деятельность называют непрофессиональной, не требующей получения высшего специального образования. Подобные стереотипы о профессии обуславливают недоверие к специалистам по социальной работе и мешают повышению благосостояния населения. Еще одно противоречие заключается в важности и незаменимости профессии как для населения, так и для государства, деятельность специалистов по социальной работе благородна и человечна, но престижа у населения она не имеет, а молодежь не стремится к получению данной специальности.
Именно в силу подобных противоречий мы пришли к выводу, что сложившаяся ситуация обусловлена недостаточной информированностью о профессии и отсутствием у нее профессионального имиджа и престижа. Недостаточность фундаментальных работ, посвященных имиджу профессии «специалист по социальной работе», подтверждает актуальность темы данного исследования.
Предметом исследования мы обозначили проблемы и методы формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе.
Раскрывая сущность понятий «профессиональный имидж», «имидж специалиста по социальной работе», «престиж профессии «специалист по социальной работе», мы обратили особенное внимание на взаимосвязь таких явлений, как престиж и имидж профессии. В существующем контексте эти два понятия тесно переплетены между собой, что дает возможность выдвинуть гипотезу о формировании престижности профессии посредством профессионального имиджа. Взяв за основу определения понятий - престиж и имидж профессии специалист по социальной работе, мы делаем вывод о том, что создание профессионального имиджа поднимает уровень престижности данной деятельности.
Положительный имидж и высокий престиж профессии специалиста по социальной работе непременно поднимет уровень информированности населения о профессии и будет оказывать благотворное влияние на привлечение молодых кадров в сферу социальной работы, что решит существующую кадровую проблему. Кроме того, качественным изменением после успешного формирования положительного имиджа профессии будет повышение уровня качества предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, благотворно отразится на доверии к специалистам по социальной работе со стороны потенциальных клиентов социальных служб и поднимет уровень благосостояния населения.
Для успешного формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе нам необходимо учитывать направления, содержания и принципы данной деятельности. Чтобы оценить сформированность имиджа мы выделили ряд категорий, которые наглядно покажут проблемы в существующем профессиональном имидже: уровень профессиональных компетенций специалиста, то есть владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; уровень информированности о деятельности специалиста в обществе, то есть представление и уровень информированности о профессии со стороны населения; уровень коммуникативной культуры, то есть соблюдение специалистом по социальной работе профессионального кодекса этики; уровень корпоративной культуры, то есть наличие фирменного стиля и уровень сплоченности и атмосфера внутри коллектива; уровень привлекательности для молодежи.
Посредством описанных категорий мы выделили основные направления, которые, на наш взгляд, будут способствовать грамотному и всестороннему формированию профессионального имиджа специалиста по социальной работе: профессиональное направление, информационное направление, профориентационное направление, направление повышения коммуникативной культуры специалистов по социальной работе, направление формирования корпоративной культуры в сфере социальной работы, PR-направление.
Кроме того, мы определили принципы, которые должны быть в основе деятельности по формированию имиджа профессии «специалист по социальной работе»: системность, комплексный подход, стратегическая целостность, континуальность, директивность, конкретность.
Для определения проблем в существующем имидже специалиста по социальной работе нами было проведено исследование на базе МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района», что и стало его целью. В исследовании приняло участие 58 человек из жителей Корочанского района и клиентов Центра и 16 экспертов из Центра и учреждений культуры района.
Результаты массового опроса наглядно демонстрируют отсутствие у населения района четкого образа профессии специалиста по социальной работе и недостаточность информации о ее возможностях и должностных компетенциях. Помимо этого, мы обнаружили отмеченный низкий уровень престижности профессии по причине того, что данная профессиональная деятельность не имеет влиятельности, а ее статус находится на низком уровне в общественном сознании. Была также выявлена несформированность ее имиджа и непопулярность у молодежи, несмотря на указанную респондентами значимость для общества, в силу низкой информированности населения о профессии.
Результаты экспертного опроса обратили наше внимание на необходимость популяризации профессии среди населения и в молодежной среде посредством увеличения информационных мероприятий, рекламирующих деятельность специалистов по социальной работе. Эксперты считают важным внедрение фирменного стиля с внешней атрибутикой для учреждений социальной сферы, а также проведение рекламных компаний о профессии и повышение значимости деятельности специалиста по социальной работе на государственном уровне.
На основании проведенного исследования мы выяснили, что имидж профессии «специалист по социальной работе» в современных реалиях представляет собой размытое явление в общественном понимании, требующее комплексной работы по повышению престижа и формированию положительного профессионального имиджа путем повышения квалификации специалистов по социальной работе, внедрения корпоративного стиля в организации социального характера, проведения информационной деятельности для населения и профориентационных мероприятий среди молодежи, а также разнообразных PR-кампаний.
Представленная в работе модель формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе, состоит из трех блоков: концептуального, технологического (формирующего) и результативного. Модель наглядно иллюстрирует технологию формирования имиджа специалиста по социальной работе как целостную систему.
В основе концептуального блока, в котором имидж представлен как совокупность личностных и социальных характеристик, лежит структура профессионального имиджа. Технологический блок включает в себя четыре взаимосвязанных направления, деятельность каждого из которых способствует формированию профессионального имиджа специалиста по социальной работе. Результативный блок модели содержит инструментарий мониторинга уровней сформированности профессионального имиджа и его составляющих, их критерии и показатели.
Таким образом, формирование положительного профессионального имиджа специалиста по социальной работе в современных условиях не только повысит престиж профессии среди населения, но и будет способствовать повышению уровня благосостояния населения в силу повышения его информированности о профессии, избавлении от слухов и стереотипов о ней, а также построение ситуации доверительного отношения к специалистам со стороны потенциальных клиентов социальных служб. Кроме того, повышая уровень квалификации специалистов по социальной работе и грамотно организуя рабочее пространство для них, формируя профессиональную культуру деятельности, мы создадим площадку для их самореализации и создадим привлекательность профессии для молодежи.
Складывается противоречивая ситуация, с одной стороны, население понимает необходимость данной профессии, а с другой, быть специалистом по социальной работе считается непрестижным, а их деятельность называют непрофессиональной, не требующей получения высшего специального образования. Подобные стереотипы о профессии обуславливают недоверие к специалистам по социальной работе и мешают повышению благосостояния населения. Еще одно противоречие заключается в важности и незаменимости профессии как для населения, так и для государства, деятельность специалистов по социальной работе благородна и человечна, но престижа у населения она не имеет, а молодежь не стремится к получению данной специальности.
Именно в силу подобных противоречий мы пришли к выводу, что сложившаяся ситуация обусловлена недостаточной информированностью о профессии и отсутствием у нее профессионального имиджа и престижа. Недостаточность фундаментальных работ, посвященных имиджу профессии «специалист по социальной работе», подтверждает актуальность темы данного исследования.
Предметом исследования мы обозначили проблемы и методы формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе.
Раскрывая сущность понятий «профессиональный имидж», «имидж специалиста по социальной работе», «престиж профессии «специалист по социальной работе», мы обратили особенное внимание на взаимосвязь таких явлений, как престиж и имидж профессии. В существующем контексте эти два понятия тесно переплетены между собой, что дает возможность выдвинуть гипотезу о формировании престижности профессии посредством профессионального имиджа. Взяв за основу определения понятий - престиж и имидж профессии специалист по социальной работе, мы делаем вывод о том, что создание профессионального имиджа поднимает уровень престижности данной деятельности.
Положительный имидж и высокий престиж профессии специалиста по социальной работе непременно поднимет уровень информированности населения о профессии и будет оказывать благотворное влияние на привлечение молодых кадров в сферу социальной работы, что решит существующую кадровую проблему. Кроме того, качественным изменением после успешного формирования положительного имиджа профессии будет повышение уровня качества предоставляемых услуг. Это, в свою очередь, благотворно отразится на доверии к специалистам по социальной работе со стороны потенциальных клиентов социальных служб и поднимет уровень благосостояния населения.
Для успешного формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе нам необходимо учитывать направления, содержания и принципы данной деятельности. Чтобы оценить сформированность имиджа мы выделили ряд категорий, которые наглядно покажут проблемы в существующем профессиональном имидже: уровень профессиональных компетенций специалиста, то есть владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; уровень информированности о деятельности специалиста в обществе, то есть представление и уровень информированности о профессии со стороны населения; уровень коммуникативной культуры, то есть соблюдение специалистом по социальной работе профессионального кодекса этики; уровень корпоративной культуры, то есть наличие фирменного стиля и уровень сплоченности и атмосфера внутри коллектива; уровень привлекательности для молодежи.
Посредством описанных категорий мы выделили основные направления, которые, на наш взгляд, будут способствовать грамотному и всестороннему формированию профессионального имиджа специалиста по социальной работе: профессиональное направление, информационное направление, профориентационное направление, направление повышения коммуникативной культуры специалистов по социальной работе, направление формирования корпоративной культуры в сфере социальной работы, PR-направление.
Кроме того, мы определили принципы, которые должны быть в основе деятельности по формированию имиджа профессии «специалист по социальной работе»: системность, комплексный подход, стратегическая целостность, континуальность, директивность, конкретность.
Для определения проблем в существующем имидже специалиста по социальной работе нами было проведено исследование на базе МБУССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Корочанского района», что и стало его целью. В исследовании приняло участие 58 человек из жителей Корочанского района и клиентов Центра и 16 экспертов из Центра и учреждений культуры района.
Результаты массового опроса наглядно демонстрируют отсутствие у населения района четкого образа профессии специалиста по социальной работе и недостаточность информации о ее возможностях и должностных компетенциях. Помимо этого, мы обнаружили отмеченный низкий уровень престижности профессии по причине того, что данная профессиональная деятельность не имеет влиятельности, а ее статус находится на низком уровне в общественном сознании. Была также выявлена несформированность ее имиджа и непопулярность у молодежи, несмотря на указанную респондентами значимость для общества, в силу низкой информированности населения о профессии.
Результаты экспертного опроса обратили наше внимание на необходимость популяризации профессии среди населения и в молодежной среде посредством увеличения информационных мероприятий, рекламирующих деятельность специалистов по социальной работе. Эксперты считают важным внедрение фирменного стиля с внешней атрибутикой для учреждений социальной сферы, а также проведение рекламных компаний о профессии и повышение значимости деятельности специалиста по социальной работе на государственном уровне.
На основании проведенного исследования мы выяснили, что имидж профессии «специалист по социальной работе» в современных реалиях представляет собой размытое явление в общественном понимании, требующее комплексной работы по повышению престижа и формированию положительного профессионального имиджа путем повышения квалификации специалистов по социальной работе, внедрения корпоративного стиля в организации социального характера, проведения информационной деятельности для населения и профориентационных мероприятий среди молодежи, а также разнообразных PR-кампаний.
Представленная в работе модель формирования профессионального имиджа специалиста по социальной работе, состоит из трех блоков: концептуального, технологического (формирующего) и результативного. Модель наглядно иллюстрирует технологию формирования имиджа специалиста по социальной работе как целостную систему.
В основе концептуального блока, в котором имидж представлен как совокупность личностных и социальных характеристик, лежит структура профессионального имиджа. Технологический блок включает в себя четыре взаимосвязанных направления, деятельность каждого из которых способствует формированию профессионального имиджа специалиста по социальной работе. Результативный блок модели содержит инструментарий мониторинга уровней сформированности профессионального имиджа и его составляющих, их критерии и показатели.
Таким образом, формирование положительного профессионального имиджа специалиста по социальной работе в современных условиях не только повысит престиж профессии среди населения, но и будет способствовать повышению уровня благосостояния населения в силу повышения его информированности о профессии, избавлении от слухов и стереотипов о ней, а также построение ситуации доверительного отношения к специалистам со стороны потенциальных клиентов социальных служб. Кроме того, повышая уровень квалификации специалистов по социальной работе и грамотно организуя рабочее пространство для них, формируя профессиональную культуру деятельности, мы создадим площадку для их самореализации и создадим привлекательность профессии для молодежи.
Подобные работы
- ОБРАЗ СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ КАК ФАКТОР ДОВЕРИЯ К
ИНСТИТУТУ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Магистерская диссертация, Социальная психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2022 - Технологии формирования имиджа социальной работы в общественном сознании
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование технологий формирования и развития имиджа социального работника
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОТРУДНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЮ СПОРТОМ: НА ПРИМЕРЕ СООБЩЕСТВА ВО ВКОНТАКТЕ ТРЕНЕРА ПО ХОККЕЮ ШУМЕЙКО ДАНИИЛА ВАДИМОВИЧА
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2025 - Анализ эффективности социальной рекламы в практике социальной работы
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕШЕНИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: ОРГАНИЗАЦИОННО-
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2018 - ПОТЕНЦИАЛ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПРОФЕССИИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024



