Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации умственной работоспособности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность и особенности умственной работоспособности
младшего школьника 8
1.2. Психолого-педагогические основы активизации умственной
работоспособности младшего школьника 17
1.3. Анализ педагогических условий активизации умственной
работоспособности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 24
Глава 2. Исследование возможностей активизации умственной работоспособности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир» 36
2.1. Диагностика уровня умственной работоспособности
младших школьников 36
2.2. Проектирование методической работы по активизации
умственной работоспособности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий
мир» 40
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложения 55
Проблема активизации умственной работоспособности младших школьников на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня умственной работоспособности учеников.
Активизация умственной работоспособности младших школьников в процессе обучения является одной из наиболее актуальных направлений в педагогической практике и науке. Различные аспекты умственной работоспособности младших школьников исследовали Д. Б. Богоявленская, А.А. Востриков, П.Я. Гальперин, И.С. Ладенко, В.Я. Анфимов, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, М.Л. Смульсон и др.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность — одна из основных задач современной школы. Школа должна расширить круг преподаваемых знаний, умений и навыков, чтобы удовлетворить высокие требования к организации и методике обучения учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от ориентации образовательного процесса на поддержание высокого уровня умственной работоспособности учащихся. Младший школьный возраст является очень важным периодом в становлении личности ребёнка, развитии его мыслительных процессов, интенсивном формировании умственной работоспособности, умения учиться.
Детский возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться. Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для активизации умственной работоспособности.
Долгое время процесс обучения был недостаточно
индивидуализирован, учебный материал был ориентирован на среднего ученика. Личность одарённого ученика не получала должного развития. Использование на уроках новых форм и методов обучения, активизирующих умственную работоспособность учащихся, должны были решить данную проблему.
Интерес ученика к обучению формируется через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.
Над этой проблемой следует задуматься, поскольку через школу проходит все наследие. В настоящее время актуальной становится деятельность, направленная на формирование и развитие таких мыслительных операций, как умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать. Каждая из этих операций есть своеобразное выражение основных процессов анализа и синтеза. Ведь чаще всего для решения мыслительной задачи нужно использовать не одну какую-то умственную операцию, а целую систему операций. Если человек умеет использовать разные операции и приёмы мышления в каждом конкретном случае, это свидетельствует о высокой умственной работоспособности.
Уровень умственной работоспособности учащихся во многом зависит не только от учебных умений и навыков самого ученика, но и от целенаправленных управленческих воздействий и организации педагогической среды, поэтому нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы - «Активизация умственной работоспособности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир». Исходя из изложенного, можно с уверенностью говорить о том, что данная тема является актуальной в современной педагогической науке.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
активизации умственной работоспособности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития умственной работоспособности учащихся начальной школы на уроках по предмету «Окружающий мир».
Предмет исследования - педагогические условия активизации умственной работоспособности у младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза: умственная работоспособность младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир» будет поддерживаться на высоком уровне, если:
1) обеспечить смену видов деятельности;
2) предлагать задания и упражнения направленные на поддержание познавательного интереса.
Задачи:
1. Исследовать сущность и особенности умственной работоспособности учащихся начальной школы.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности активизации умственной работоспособности младшего школьника.
3. Проанализировать педагогические условия, способствующие активизации умственной работоспособности учащихся начальной школы.
4. Провести диагностику уровня умственной работоспособности младших школьников.
5. Разработать уроки по предмету «Окружающий мир», направленные на активизацию умственной работоспособности младших школьников.
Для решения поставленных задач нами использованы теоретические методы исследования: анализ, систематизация и обобщение литературы; эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование,
диагностические методики: «Корректурная проба Анфимова».
База экспериментальной работы: МБОУ «СОШ» № 28 г. Белгорода, 3«Б» класс.
Практическая значимость работы заключается в разработке уроков по предмету «Окружающий мир» направленных на активизацию умственной работоспособности младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальностью темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе освещаются теоретические основы активизации умственной работоспособности младших школьников, ее специфика и особенности. Дается определение умственной работоспособности. Проводится анализ психолого-педагогических возрастных особенностей младшего школьного возраста и их учет в процессе активизации умственной работоспособности. Выявляются педагогические условия способствующие активизации умственной работоспособности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
Во второй главе описывается экспериментальная часть работы. Описываются критерии и показатели оценки умственной работоспособности учащихся начальной школы. Приводятся данные диагностики уровня умственной работоспособности младших школьников на констатирующем этапе, описывается методическая работа по активизации умственной работоспособности младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Современное общество нуждается в людях, способных гибко мыслить, иметь нестандартное мышление и действовать самостоятельно, поэтому и возникает необходимость в активизации мыслительной деятельности младших школьников. Поскольку очень важно научить ребёнка мыслить ещё в начальной школе, с первых дней обучения ребёнка нужно начинать прививать интерес и потребность в решении нестандартных ситуаций и логических задач. Успешность развития у школьников умственной работоспособности зависит от того, насколько рациональна применяемая в процессе обучения организация познавательной деятельности, направленная на формирование умения самостоятельно анализировать и обобщать учебный материал. Каким образом можно достичь высокого уровня умственной работоспособности? Для достижения наиболее значимого результата учитель должен активизировать и поддерживать умственную работоспособность в процессе урока. Проведенный анализ современной литературы демонстрирует широчайший спектр методов и приемов, используемых в организации системной работы по активизации умственной работоспособности младших школьников.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы мы убедились, что высокий уровень умственной работоспособности младшего школьника это залог широкого кругозора по многим учебным темам, это основа работы с информацией, анализа учебной деятельности, работы в группах и парах. Поэтому в образовательном процессе необходимо использовать методы работы направленные на поддержание умственной работоспособности учащихся.
В ходе исследовательской работы на констатирующим этапе была проведена диагностика уровня умственной работоспособности младших школьников. Диагностика уровня умственной работоспособности младших школьников показала, что на занятии большинство школьников имеют высокий уровень продуктивности умственной деятельности, что отражается на качестве выполнения заданий и объеме работы. При этом большинство учащихся имеют низкую подвижность нервных процессов, что будет выражаться в неспособности быстрого переключения с одного вида деятельности на другой, некоторой пассивности психических процессов: внимания, воображения, памяти, мышления.
На основе полученных результатов, мы разработали и описали педагогические условия, направленные на активизацию умственной работоспособности младших школьников. Анализ педагогического опыта, методических материалов позволяет заключить, что использование в ходе урочной деятельности по предмету «Окружающий мир» заданий и упражнений, направленных на поддержание познавательного интереса и смена видов деятельности в ходе занятия способствуют поддержанию уровня умственной работоспособности учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/А.Г. Асмолов. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
2. Антропова М.В., Кузнецова Л. М., Параничева Т. М. Режим дня младшего школьника. / М.В. Антропова, Л. М. Кузнецова, Т. М. Параничева, - М.: Вентана-Граф, 2003.-367 с.
3. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем. / П.К. Анохин, - М.: Медицина, 1998. -298 с.
4. Балашова Е. Ю., Корсакова II. К., Микадзе Ю. В. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников: учеб, пособие. 2-е изд. доп. / Е. Ю. Балашова, П. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, -М.: Педагогическое общество России, 2002. - 368с.
5. Белоус П.Д. Динамика умственной работоспособности учащихся 3-4 классов. / П.Д. Белоус, Киев, 1977. -208с.
6. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков./ Г.А. Берулава, - Научно-издательский центр Бийского педагогического института, Бийск, 1993. - 400с.
7. Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности: в 2 т. Т. 1. Психика и жизнь. / В.М. Бахтерев - СПб.: Алетейя, 1999. -367с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
9. Вачкова С.Н. Использование информационных ресурсов на уроках «Окружающего мира» / С. Н. Вачкова // Начальная школа. - 2010. - № 3. - 198с.
10. Введенский Н.Е. Условия продуктивности умственной зрелости. Книга о здоровье./ Н.Е. Введенский - М.,1988. - 420 с.
11. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 212 с.
12. Воробьева Т. В. Изменение форм познавательной деятельности младших школьников на учебных занятиях./ Т.В. Воробьева - Рязань: Изд-во Ряз. обл. ин-та развития образования, 2001. . - 360 с.
13. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. /Л.С. Выготский - М.: Эксмо, 2004. -508 с.
14. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / под. ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1982. - 1984.
15. Глебова М.В. Результаты экспериментального исследования особенностей развития продуктивного мышления у современных школьников: монография //Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации /под общ. ред. Т.С. Фещенко. - Новосибирск, 2012. С. 107-143.Васильев В.Г, Казакова Л.В. Развивающее обучение и формирующий эксперимент. // Материалы 2-й научно-практической конференции «Педагогика развития», Красноярск, 2000 г.- С. 80-81.
16. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности."Вопросы психологии"/ В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, М.: Вентана-Граф, 1992. -280с.
17. Дзятковская Е. Н. Коррекция организации ментальных структур ребенка как принцип профилактики и реабилитации/ Е.Н. Дзятковская :. Иркутск,Приус- 1998. - 268с.
18. Жарков А.Д. Развитие творческой активности личности на уроках «Окружающего мира»/ А.Д. Жарков. — М.:МГУКИ, 2005. - 254 с
19. Журавлёв В.И. Педагогика / В.И. Журавлёв / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 2012. - 602 с.
20. Журавлева Д.И. Мотивация и проблемы в обучении/Д.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 2013. - 311 с.
21. Кондор И. С., Ротенберг В. С. Сон и умственная работоспособность. Физиология человека/ И. С. Кондор, В. С Ротенберг, - М.: Владос, 1980.-1101с.
22. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. Начальная школа. / Л.В. Королькова, Н.Б. Лебедева, - СПб.: Питер, 2007. -190с.
23. Кириллова Г.Д. Совершенствование урока как целостной системы. / Г.Д. Кириллова, - Л., 1983. -207 с.
24. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие по психологии. / Н.С. Лейтес - М.: Академия, 2000. - 320с.
25.Особенности УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой / Составитель: Гвашева Ф.Р., учитель начальных классов МОУ СОШ №78, СЦРО, ИМЦ. - Сочи, 2015. - 240с.
26. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться/ Е.А. Пономарева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - М.: Академия, 2010. - 215с.
27. Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии/В.В. Рубцов. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 384 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основа общей психологии. / С.Л. Рубинштейн -СПб.: Питер ком. 1998. - 688с.
29. Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. / Р.Г. Сапожникова -М.: Педагогика, 1974. -
30. Сеченов И. М. Психологические этюды./ И.М. Сеченов. - СПб.: тип. Ф. С. Сущинского, 1873. - 320с.
31. Сеченов И.М. Элементы мысли. / И.М. Сеченов. - СПб.: Питер, 2001. - 205с.
32. Слободчиков В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1005. - 384 с.
33. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. / В.А. Сухомлинский, - М.: Владос, 1946. - 260с.
34. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. / Н.Ф. Талызина, - М.: Владос, 1988. - 274с.
35. Таутиева Л.М. Исследование и проектирование как условие познания окружающей среды /Л.М. Таутиева, И.Ю. Кокаева// Журнал гуманитарных наук. - 2012. - № 10. - С. 136-140.
36. Торндайк Э. Л. Психология как наука о поведении. / Э.Л. Торндайк - М.: АСТ-ЛТД, 1998. - 408с.
37. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф.Харламов. -М.: Просвещение, 2007.-85
38. Хуторской, A.B. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя / A.B. Хуторской. - М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 320 с.
39. Хрищенко Е.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках «Окружающего мира» /Е.И. Хрищенко. // Начальное образование. - 2014. - №5. - С. 20 -22.
40. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
41. Шактамаева Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников на уроках «Окружающего мира»: Автореферат кандидатской диссертации по психологии / Д.Г. Шактамаеа - Якутск, 2012. - 238 с.
42.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин. - М.:
Педагогика, 1989. - 560 с.
43. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. / А.Ф.Эсаулов, - М.: Высшая школа, 1972. -216с.