РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста 11
1.1 Сущность понятий «эмпатия» и «эмпатийные способности».
Значение и специфика их формирования у детей старшего дошкольного возраста 11
1.2 Возможности игровой деятельности для развития эмпатийных
способностей детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Современные вариативные программы о задачах, содержании
работы по развитию эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста 19
1.4 Педагогические условия развития эмпатийных способностей у
старших дошкольников в игровой деятельности 25
Глава II. Экспериментальная работа по развитию эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 32
2.1 Изучение состояния развития эмпатийных способностей у
детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Программа и реализация работы по развитию эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности 45
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию
эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 50
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложение
Глава I. Теоретические основы развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста 11
1.1 Сущность понятий «эмпатия» и «эмпатийные способности».
Значение и специфика их формирования у детей старшего дошкольного возраста 11
1.2 Возможности игровой деятельности для развития эмпатийных
способностей детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Современные вариативные программы о задачах, содержании
работы по развитию эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста 19
1.4 Педагогические условия развития эмпатийных способностей у
старших дошкольников в игровой деятельности 25
Глава II. Экспериментальная работа по развитию эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 32
2.1 Изучение состояния развития эмпатийных способностей у
детей старшего дошкольного возраста 32
2.2 Программа и реализация работы по развитию эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности 45
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию
эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 50
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложение
Актуальность темы исследования. Идея гуманизации, как ведущая идея современного образования, рассматривается в современной философии образования и педагогике с позиции обращения к отношениям солидарности, взаимопомощи, соучастия, активного «сопереживания общих ценностей» людьми (Ш.А. Амонашвили, В.В. Абраменкова, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Б.Г. Гершунский, В.В. Сериков, E.H. Шиянов и др.).
В связи с этим, проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Современные тенденции развития теории и методики дошкольного образования свидетельствуют, что развитие эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социально-нравственного воспитания.
Изучением проблемы появления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи: В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, А.Б. Николаева, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова и др. Исследования показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, в которой эмпатия занимает ведущее место.
В современных педагогических исследованиях эмпатия изучается в контексте социально-нравственного развития ребенка, воспитания у детей чувства гуманности и коллективизма, и принимает формы: сотрудничества и взаимопомощи (Ф.С. Левин-Ширина, И.А. Рудовская), дружбы (A.A. Аржанова), доброжелательности (Т.И. Бабаева), положительных взаимоотношений (В.П. Залогина, И.М. Поспехов), отзывчивости (Л.А. Пеньевская). Анализ образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений показывает, что подобные задачи развития ребенка рассматриваются в русле социализации как значимые, что существует потребность практики в разработке необходимых инструментов в деятельности воспитателей и специалистов дошкольного образования по развитию эмпатии дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания, что обусловлено изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к шести годам уровнем нравственной воспитанности.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом (Д.И. Фельдштейн). Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений, базирующихся на механизмах сочувствия, сопереживания, содействия.
Особенностью старшего дошкольника, которая была отмечена в работах Д.Б. Эльконина, является направленность его деятельности на мир социальных отношений, в которых ребенок начинает выделять и осознавать себя в системе взаимоотношений людей через свои достижения в той или иной деятельности, и сопереживать достижениям других.
Таким образом, актуальность и значимость процесса развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте не вызывает сомнений в логике социально-нравственного развития ребенка, в ходе его социализации.
В теории и практике дошкольного образования сегодня существует арсенал средств, развивающих эмпатию ребенка, определено содержание, которое представлено произведениями искусства (музыка, художественная литература, живопись). Развивается эмпатия в специфических видах детской деятельности, например, в игровой.
Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками, эмпатийные способности.
Таким образом, совместная игровая деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.
Степень научной разработанности темы исследования. Положения гуманистической психологии и педагогики, признающие личность и ее переживания высшей ценностью (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, и др.); философские, педагогические и психологические концепции детства, отражающие задачи социализации как ведущие в становлении личности детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Н.Ф. Голованова, В.Т. Кудрявцев, P.M. Чумичева и др.); исследования, посвященные феномену эмпатии в структуре личности человека (H.H. Обозов, Т.А. Барышева, A.A. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менжерицкая и др.) и ребенка дошкольного возраста (A.B. Запорожец, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова).
Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), согласно которому развитие эмпатии рассматривается как развитие определенной способности в целостной структуре личности и индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын); исследования в области понимания дошкольника как субъекта различных видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Е.И. Исаев, Л.М. Кларина, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, М.Н. Полякова, В.И. Слободчиков, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.).
Непосредственно изучением развития эмпатийных способностей, гуманных отношений к сверстникам и доброжелательного настроя в дошкольном возрасте занимались такие ученые-исследователи как Е.Я. Басин, М.В. Бондарь, Г. Дюпан, Е. Квятковский, О.Б. Конева, В.Е. Коробкова, А.Д. Кошелева, Н.Л. Кряжева, Г.А. Любина, В.М. Минаева, Л.В. Прокофьева, С. Н. Сорокоумова, Л. И. Стрелкова и др.
Формирование эмпатийных способностей в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности явилось предметом исследования таких авторов как Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, А.Е. Жичкина, Р.Р. Калинина, Л.Д. Кошелева, Д.В. Менджерицкая, И.В. Романова, В. Силеван, Е.О. Смирнова, В.А. Холмогорова.
Создаются ситуации социально-нравственного выбора, социально-психологические тренинги и игровые программы, технологии воспитания. Вместе с тем, следует выделить ряд противоречий, существующих в практике работы дошкольного образовательного учреждения в связи с развитием эмпатии у старших дошкольников:
- между пониманием педагогами необходимости решать актуальную задачу - развитие эмпатии у детей 6-7 лет и отсутствием системной и последовательной работы, которая чаще носит ситуативный, педагогически нецелесообразный характер;
- между использованием воспитателем традиционных видов игровой деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников и неэффективной организацией, при которой не учитываются современные особенности и интересы старших дошкольников, стремление к самостоятельности и инициативности, детская активность, ее удовлетворение в различных играх, а так же развивающей потенциал и возможности самой игровой деятельности;
- между возрастающим интересом современных дошкольников к интегративным видам деятельности, в частности, игровой деятельности и исчезновением ее из жизни ребенка, неподготовленностью воспитателей и родителей к ее осуществлению;
- между существующими методиками и приемами социально-нравственного воспитания и развития и трудностью их реализации вследствие низкой технологичности, затрудняющей процесс воспроизводства в практике работы.
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Обозначенные противоречия и необходимость их разрешения обусловливают актуальность научной проблемы, поиска новых условий развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Определение проблемы исследования позволило сформулировать тему исследования «Развитие эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия развития эмпатии как способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что эффективность развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности обеспечивается использованием особой педагогической технологии, основанной на принципах игротерапии в образовательном процессе:
- будет учитываться принцип индивидуального подхода к каждому ребенку;
- игровой проект является оптимальной формой организации игровой деятельности детей;
- осуществление технологии в определенной логике;
- использование разнообразных методов и приемов игровой деятельности.
Мы сформулировали следующие задачи:
1) выявить научно-теоретические основы проблемы развития эмпатийных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в условиях игровой деятельности;
2) раскрыть особенности развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста и возможности игровой деятельности в ее развитии;
3) обосновать, разработать и апробировать педагогическую технологию развития эмпатийных способностей старших дошкольников в игровой деятельности;
4) проанализировать и сравнить особенности развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста после апробации педагогической технологии.
В целях решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез);
- эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование,
математической статистики).
Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно раскрывает новые аспекты развития эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста, обогащает теорию и методику, дает новые подходы к анализу игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Практическое значение исследование - разработаны методические аспекты использования индивидуального подхода в организации игровой деятельности старших дошкольников при развитии их эмпатийных способностей.
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида № 6 «Аленушка» (Белгородская обл., г. Строитель).
В связи с этим, проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.
Современные тенденции развития теории и методики дошкольного образования свидетельствуют, что развитие эмпатии как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социально-нравственного воспитания.
Изучением проблемы появления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи: В.В. Абраменкова, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, А.Б. Николаева, А.А. Рояк, Л.П. Стрелкова и др. Исследования показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, в которой эмпатия занимает ведущее место.
В современных педагогических исследованиях эмпатия изучается в контексте социально-нравственного развития ребенка, воспитания у детей чувства гуманности и коллективизма, и принимает формы: сотрудничества и взаимопомощи (Ф.С. Левин-Ширина, И.А. Рудовская), дружбы (A.A. Аржанова), доброжелательности (Т.И. Бабаева), положительных взаимоотношений (В.П. Залогина, И.М. Поспехов), отзывчивости (Л.А. Пеньевская). Анализ образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений показывает, что подобные задачи развития ребенка рассматриваются в русле социализации как значимые, что существует потребность практики в разработке необходимых инструментов в деятельности воспитателей и специалистов дошкольного образования по развитию эмпатии дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания, что обусловлено изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к шести годам уровнем нравственной воспитанности.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом (Д.И. Фельдштейн). Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений, базирующихся на механизмах сочувствия, сопереживания, содействия.
Особенностью старшего дошкольника, которая была отмечена в работах Д.Б. Эльконина, является направленность его деятельности на мир социальных отношений, в которых ребенок начинает выделять и осознавать себя в системе взаимоотношений людей через свои достижения в той или иной деятельности, и сопереживать достижениям других.
Таким образом, актуальность и значимость процесса развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте не вызывает сомнений в логике социально-нравственного развития ребенка, в ходе его социализации.
В теории и практике дошкольного образования сегодня существует арсенал средств, развивающих эмпатию ребенка, определено содержание, которое представлено произведениями искусства (музыка, художественная литература, живопись). Развивается эмпатия в специфических видах детской деятельности, например, в игровой.
Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками, эмпатийные способности.
Таким образом, совместная игровая деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.
Степень научной разработанности темы исследования. Положения гуманистической психологии и педагогики, признающие личность и ее переживания высшей ценностью (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс, и др.); философские, педагогические и психологические концепции детства, отражающие задачи социализации как ведущие в становлении личности детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Н.Ф. Голованова, В.Т. Кудрявцев, P.M. Чумичева и др.); исследования, посвященные феномену эмпатии в структуре личности человека (H.H. Обозов, Т.А. Барышева, A.A. Бодалев, В.В. Бойко, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менжерицкая и др.) и ребенка дошкольного возраста (A.B. Запорожец, А.Д. Кошелева, Л.П. Стрелкова).
Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), согласно которому развитие эмпатии рассматривается как развитие определенной способности в целостной структуре личности и индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын); исследования в области понимания дошкольника как субъекта различных видов деятельности и поведения (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская, Е.И. Исаев, Л.М. Кларина, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, М.Н. Полякова, В.И. Слободчиков, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова и др.).
Непосредственно изучением развития эмпатийных способностей, гуманных отношений к сверстникам и доброжелательного настроя в дошкольном возрасте занимались такие ученые-исследователи как Е.Я. Басин, М.В. Бондарь, Г. Дюпан, Е. Квятковский, О.Б. Конева, В.Е. Коробкова, А.Д. Кошелева, Н.Л. Кряжева, Г.А. Любина, В.М. Минаева, Л.В. Прокофьева, С. Н. Сорокоумова, Л. И. Стрелкова и др.
Формирование эмпатийных способностей в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности явилось предметом исследования таких авторов как Т.И. Бабаева, В.А. Деркунская, А.Е. Жичкина, Р.Р. Калинина, Л.Д. Кошелева, Д.В. Менджерицкая, И.В. Романова, В. Силеван, Е.О. Смирнова, В.А. Холмогорова.
Создаются ситуации социально-нравственного выбора, социально-психологические тренинги и игровые программы, технологии воспитания. Вместе с тем, следует выделить ряд противоречий, существующих в практике работы дошкольного образовательного учреждения в связи с развитием эмпатии у старших дошкольников:
- между пониманием педагогами необходимости решать актуальную задачу - развитие эмпатии у детей 6-7 лет и отсутствием системной и последовательной работы, которая чаще носит ситуативный, педагогически нецелесообразный характер;
- между использованием воспитателем традиционных видов игровой деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников и неэффективной организацией, при которой не учитываются современные особенности и интересы старших дошкольников, стремление к самостоятельности и инициативности, детская активность, ее удовлетворение в различных играх, а так же развивающей потенциал и возможности самой игровой деятельности;
- между возрастающим интересом современных дошкольников к интегративным видам деятельности, в частности, игровой деятельности и исчезновением ее из жизни ребенка, неподготовленностью воспитателей и родителей к ее осуществлению;
- между существующими методиками и приемами социально-нравственного воспитания и развития и трудностью их реализации вследствие низкой технологичности, затрудняющей процесс воспроизводства в практике работы.
Проблема исследования - каковы педагогические условия развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Обозначенные противоречия и необходимость их разрешения обусловливают актуальность научной проблемы, поиска новых условий развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Определение проблемы исследования позволило сформулировать тему исследования «Развитие эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и практически апробировать педагогические условия развития эмпатии как способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объект исследования - процесс развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования - педагогические условия развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что эффективность развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности обеспечивается использованием особой педагогической технологии, основанной на принципах игротерапии в образовательном процессе:
- будет учитываться принцип индивидуального подхода к каждому ребенку;
- игровой проект является оптимальной формой организации игровой деятельности детей;
- осуществление технологии в определенной логике;
- использование разнообразных методов и приемов игровой деятельности.
Мы сформулировали следующие задачи:
1) выявить научно-теоретические основы проблемы развития эмпатийных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в условиях игровой деятельности;
2) раскрыть особенности развития эмпатийных способностей детей старшего дошкольного возраста и возможности игровой деятельности в ее развитии;
3) обосновать, разработать и апробировать педагогическую технологию развития эмпатийных способностей старших дошкольников в игровой деятельности;
4) проанализировать и сравнить особенности развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста после апробации педагогической технологии.
В целях решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретические (анализ, синтез);
- эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование,
математической статистики).
Теоретическое значение исследования состоит в том, что оно раскрывает новые аспекты развития эмпатийных способностей у детей старшего дошкольного возраста, обогащает теорию и методику, дает новые подходы к анализу игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Практическое значение исследование - разработаны методические аспекты использования индивидуального подхода в организации игровой деятельности старших дошкольников при развитии их эмпатийных способностей.
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад общеразвивающего вида № 6 «Аленушка» (Белгородская обл., г. Строитель).
На основе анализа психолого-педагогической литературы и диагностического исследования мы считаем целесообразным сделать ряд выводов:
1. Эмпатия (от греч. cmpathtia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
2. Сензитивным периодом для развития эмпатии является дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте формируется способность сопереживать, сочувствовать. Если это не заложить в детстве, то потом уже будет поздно.
3. Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в формировании эмпатии у ребенка и является основным условием развития эмпатийных переживаний. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать малышу опыт собственных чувствований, а ребенку - принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития.
4. Эффективным средством для развития эмпатии в дошкольном возрасте является игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка соотношения своих чувств с миром другого человека, постижение эмоционального состояния партнера, умение чувствовать, понимать, сопереживать, прийти на помощь товарищу.
5. Мы выделяем следующие социально-психологические детерминанты успешного развития эмпатии у старших дошкольников:
- индивидуально-психологические особенности: уровень,
коммуникативные навыки, эмотивность.
- социально-психологические: социальный статус ребенка в группе.
6. Экспериментальное исследование было направлено на подтверждение нашей гипотезы о том, что:
- в качестве социально-психологических детерминантов успешного развития эмпатии детей дошкольного возраста могут выступать: уровень коммуникативных навыков, развитие эмотивности, социальный статус ребенка в группе ДОУ как показатель успешного межличностного взаимодействия дошкольников;
- эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игра с эмоциональным переживанием. Для этого на первом этапе исследования мы провели диагностику индивидуально-психологических особенностей дошкольников, нами были использованы следующие методики:
- изучение коммуникативности;
- изучение эмотивности;
- изучение эмпатийных переживаний;
- выявление социометрического статуса в группе ДОУ.
Эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игровая коррекция детей, сопровождающаяся положительными эмоциональными переживаниями. В ходе формирующего эксперимента нами была проведена серия игр, направленная на развитие эмпатии, эмотивности и коммуникативных навыков старших дошкольников.
В ходе проведения коррекционно-развивающей работы по формированию эмпатийных переживаний дети, активно принимали условия игры, с интересом исполняли предложенные роли, входили в образ, демонстрировали соответствующие случаю эмоции. Таким образом, под влиянием групповой коррекционно-развивающей работы произошли позитивные изменения по всем пяти показателям, однако более всего они относятся к показателям социометрического статуса, эмоционального благополучия и эмпатийных проявлений в поведении старших дошкольников.
В ходе проведения контрольно-оценочного эксперимента мы выявили положительную динамику развития эмоционального благополучия у детей, имеющих эмоциональные трудности в общении.
На современном этапе каждому педагогу необходимо привить ребенку способность к сочувствию и сопереживанию, так как это является одним из свойств человека как общественного существа. Сочувствовать, сопереживать - значит понимать то, что переживает он. Без этого невозможно развитие гармоничной, полноценной личности ребенка.
Перспективы исследования могут быть связаны с дальнейшим изучением следующих проблем:
- развитие эмпатии у дошкольников в условиях эмоционально-личностного общения с родителями;
- развитие эмпатии у дошкольников в условиях педагогического пространства ДОО.
1. Эмпатия (от греч. cmpathtia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
2. Сензитивным периодом для развития эмпатии является дошкольный возраст. Именно в дошкольном возрасте формируется способность сопереживать, сочувствовать. Если это не заложить в детстве, то потом уже будет поздно.
3. Общение как деятельность берет на себя существенную нагрузку в формировании эмпатии у ребенка и является основным условием развития эмпатийных переживаний. Общение объединяет взрослого и ребенка, помогает взрослому передавать малышу опыт собственных чувствований, а ребенку - принимать этот опыт, который преподносится ему в облегченной форме, с учетом уровня его развития.
4. Эффективным средством для развития эмпатии в дошкольном возрасте является игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка соотношения своих чувств с миром другого человека, постижение эмоционального состояния партнера, умение чувствовать, понимать, сопереживать, прийти на помощь товарищу.
5. Мы выделяем следующие социально-психологические детерминанты успешного развития эмпатии у старших дошкольников:
- индивидуально-психологические особенности: уровень,
коммуникативные навыки, эмотивность.
- социально-психологические: социальный статус ребенка в группе.
6. Экспериментальное исследование было направлено на подтверждение нашей гипотезы о том, что:
- в качестве социально-психологических детерминантов успешного развития эмпатии детей дошкольного возраста могут выступать: уровень коммуникативных навыков, развитие эмотивности, социальный статус ребенка в группе ДОУ как показатель успешного межличностного взаимодействия дошкольников;
- эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игра с эмоциональным переживанием. Для этого на первом этапе исследования мы провели диагностику индивидуально-психологических особенностей дошкольников, нами были использованы следующие методики:
- изучение коммуникативности;
- изучение эмотивности;
- изучение эмпатийных переживаний;
- выявление социометрического статуса в группе ДОУ.
Эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игровая коррекция детей, сопровождающаяся положительными эмоциональными переживаниями. В ходе формирующего эксперимента нами была проведена серия игр, направленная на развитие эмпатии, эмотивности и коммуникативных навыков старших дошкольников.
В ходе проведения коррекционно-развивающей работы по формированию эмпатийных переживаний дети, активно принимали условия игры, с интересом исполняли предложенные роли, входили в образ, демонстрировали соответствующие случаю эмоции. Таким образом, под влиянием групповой коррекционно-развивающей работы произошли позитивные изменения по всем пяти показателям, однако более всего они относятся к показателям социометрического статуса, эмоционального благополучия и эмпатийных проявлений в поведении старших дошкольников.
В ходе проведения контрольно-оценочного эксперимента мы выявили положительную динамику развития эмоционального благополучия у детей, имеющих эмоциональные трудности в общении.
На современном этапе каждому педагогу необходимо привить ребенку способность к сочувствию и сопереживанию, так как это является одним из свойств человека как общественного существа. Сочувствовать, сопереживать - значит понимать то, что переживает он. Без этого невозможно развитие гармоничной, полноценной личности ребенка.
Перспективы исследования могут быть связаны с дальнейшим изучением следующих проблем:
- развитие эмпатии у дошкольников в условиях эмоционально-личностного общения с родителями;
- развитие эмпатии у дошкольников в условиях педагогического пространства ДОО.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Музейная педагогика как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста посредством программы музыкальных занятий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Сюжетно-ролевая игра как фактор развития коммуникативного опыта дошкольников с нарушениями зрения в процессе их психолого-педагогического сопровождения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017



