ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ- ОПИСАНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ 7
1.1. Понятие «текст». Составление текстов-описаний детьми дошкольного воз¬раста 7
1.2. Специфика порождения текстов-описаний детьми дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 10
1.3. Анализ методических подходов к обучению дошкольников с общим недо¬развитием речи составлению текстов-описаний 15
ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ
ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ 21
2.1. Изучение особенностей порождения текстов-описанийдошкольниками с
общим недоразвитием речи 21
2.2. Содержание логопедической работы по обучению дошкольников с общим
недоразвитием речи составлению текстов-описаний.
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ 7
1.1. Понятие «текст». Составление текстов-описаний детьми дошкольного воз¬раста 7
1.2. Специфика порождения текстов-описаний детьми дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 10
1.3. Анализ методических подходов к обучению дошкольников с общим недо¬развитием речи составлению текстов-описаний 15
ГЛАВА II. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СОСТАВЛЕНИЮ
ТЕКСТОВ-ОПИСАНИЙ 21
2.1. Изучение особенностей порождения текстов-описанийдошкольниками с
общим недоразвитием речи 21
2.2. Содержание логопедической работы по обучению дошкольников с общим
недоразвитием речи составлению текстов-описаний.
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Успешность обучения в школе является неким итогом того, как проходило психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом и развитие речи в частности. Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обуче¬нию. Кроме того, от уровня развития связной речи зависит успеваемость обу¬чающегося: написание изложений, ответы у доски. Без умения четко формули¬ровать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Каждый вид связной речи важен для психического развития ребенка. Но именно благодаря речи-описанию закрепляются и расширяются представления детей об окружающих предметах и явлениях, их признаках, активизируется и обогащается соответствующий словарь, обозначающий признаки знакомых предметов, закрепляется правильность употребления грамматических форм (словоизменений и структуры предложений).
Изучением связной речи занимались такие ученые как Л.П.Федоренко, Т.А.Ладыженская, М.С. Лаврик, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и Е.М. Мастюкова, А.Г. Зикеев, Мазанова Е.В. и др.
Описанию как функционально-смысловому типу речи ребенка на разных возрастных этапах его развития посвящали свои исследования такие ученые, как Л.А. Варзацкая, М.К. Вашуленко, З.А. Доморацкая, А.А. Зрожевская, Н.А. Со¬рокина, Т.И. Тамбовкина и др.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. И среди них самое распространенное - общее недоразвитие ре¬чи.
По данным исследователей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др.), у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания раз¬вернутых высказываний и их языкового оформления . Связные высказывания, как правило, у воспитанников с ОНР короткие; отличаются непоследовательно¬стью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста, состоят из от¬дельных фрагментов, логически не связанных между собой. Уровень информа¬тивности высказывания очень низкий. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рассказов по наглядной опоре, описании предмета или явле¬ния. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.
В описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отме-чаются затруднения в самостоятельном определении главных признаков и свойств изучаемого предмета, установлении последовательности их изложения, удерживания в памяти данной последовательности. Перечисление признаков детьми характеризуется неполнотой и неточностью, низким уровнем информа¬тивности.
Проблема, в рамках которой осуществляется данное исследование - со-вершенствовать логопедическую работу по обучению составлению текстов- описаний дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить содержание логопедической работы по обучению составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошколь¬ников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по обучению составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: процесс обуче¬ния составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недоразви¬тием речи будет успешным при соблюдении следующих условий:
- тексты будут соответствовать возрастным возможностям детей и уровню их речевого развития;
- использование в логопедической работе моделей различных видов (предметные, предметно-схематические, схематические);
- поэтапность проведения коррекционно-педагогической работы.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать особенности порождения текстов-описаний дошкольни-ками с общим недоразвитием речи.
3. Спланировать логопедическую работу по формированию текстов- описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме
исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий); метод количе-ственного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследо¬ваниями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. выготский, В.П. Глухов, И.А. Зимняя, А.М. Леушина, Т.А. ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.); системным подходом к анализу речевой деятельности детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); исследованиями в области изучения связной мо¬нологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробь¬ева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области развития навыка составления описательных рассказов у старших до¬школьников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Куликовская, Г. Е. Сычева, Т.А. Ткаченко и др.).
Экспериментальная база проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбини-рованного вида № 18 «Лучик» г. Белгорода. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, имеющие III уровень речевого развития при общем недоразвитии речи в количестве 10 человек, а также дети, не имею¬щие нарушений речи в количестве 10 человек. Возраст испытуемых - 5 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Каждый вид связной речи важен для психического развития ребенка. Но именно благодаря речи-описанию закрепляются и расширяются представления детей об окружающих предметах и явлениях, их признаках, активизируется и обогащается соответствующий словарь, обозначающий признаки знакомых предметов, закрепляется правильность употребления грамматических форм (словоизменений и структуры предложений).
Изучением связной речи занимались такие ученые как Л.П.Федоренко, Т.А.Ладыженская, М.С. Лаврик, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Л.Н. Ефименкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова и Е.М. Мастюкова, А.Г. Зикеев, Мазанова Е.В. и др.
Описанию как функционально-смысловому типу речи ребенка на разных возрастных этапах его развития посвящали свои исследования такие ученые, как Л.А. Варзацкая, М.К. Вашуленко, З.А. Доморацкая, А.А. Зрожевская, Н.А. Со¬рокина, Т.И. Тамбовкина и др.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. И среди них самое распространенное - общее недоразвитие ре¬чи.
По данным исследователей (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др.), у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания раз¬вернутых высказываний и их языкового оформления . Связные высказывания, как правило, у воспитанников с ОНР короткие; отличаются непоследовательно¬стью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста, состоят из от¬дельных фрагментов, логически не связанных между собой. Уровень информа¬тивности высказывания очень низкий. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рассказов по наглядной опоре, описании предмета или явле¬ния. Описание нередко превращается в простое перечисление предметов и их частей, связь между предложениями отсутствует.
В описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отме-чаются затруднения в самостоятельном определении главных признаков и свойств изучаемого предмета, установлении последовательности их изложения, удерживания в памяти данной последовательности. Перечисление признаков детьми характеризуется неполнотой и неточностью, низким уровнем информа¬тивности.
Проблема, в рамках которой осуществляется данное исследование - со-вершенствовать логопедическую работу по обучению составлению текстов- описаний дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить содержание логопедической работы по обучению составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс развития связной речи старших дошколь¬ников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по обучению составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В связи с проблемой исследования выдвигается гипотеза: процесс обуче¬ния составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недоразви¬тием речи будет успешным при соблюдении следующих условий:
- тексты будут соответствовать возрастным возможностям детей и уровню их речевого развития;
- использование в логопедической работе моделей различных видов (предметные, предметно-схематические, схематические);
- поэтапность проведения коррекционно-педагогической работы.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему формирования текстов-описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Исследовать особенности порождения текстов-описаний дошкольни-ками с общим недоразвитием речи.
3. Спланировать логопедическую работу по формированию текстов- описаний у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме
исследования; эмпирические: эксперимент (констатирующий); метод количе-ственного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическая база исследования представлена: исследо¬ваниями связной монологической речи детей (А.М. Бородич, Л.С. выготский, В.П. Глухов, И.А. Зимняя, А.М. Леушина, Т.А. ладыженская, Д.Б. Эльконин и др.); системным подходом к анализу речевой деятельности детей с речевым недоразвитием (Р.Е. Левина); исследованиями в области изучения связной мо¬нологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробь¬ева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.К. Орфинская, Н.Н. Трауготт, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.); современными разработками в области развития навыка составления описательных рассказов у старших до¬школьников с общим недоразвитием речи (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Куликовская, Г. Е. Сычева, Т.А. Ткаченко и др.).
Экспериментальная база проведения исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад комбини-рованного вида № 18 «Лучик» г. Белгорода. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, имеющие III уровень речевого развития при общем недоразвитии речи в количестве 10 человек, а также дети, не имею¬щие нарушений речи в количестве 10 человек. Возраст испытуемых - 5 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Благодаря речи-описанию закрепляются и расширяются представления детей об окружающих предметах и явлениях, их признаках, активизируется и обогащает¬ся соответствующий словарь, обозначающий признаки знакомых предметов, за-крепляется правильность употребления грамматических форм (словоизменений и структуры предложений).
Среди других видов связной монологической речи именно описание явля-ется наиболее трудным даже для детей, речевое развитие которых является нормативным.
В описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отме-чаются затруднения в самостоятельном определении главных признаков и свойств изучаемого предмета, установлении последовательности их изложения, удерживания в памяти данной последовательности. Перечисление признаков детьми характеризуется неполнотой и неточностью, низким уровнем информа-тивности.
Мы пришли к выводу, что преодоление описанных выше сложностей в описательной речи детей возможно при условии специально организованной логопедической работы, включающей использование таких методов и приемов как наглядное моделирование. Его применение создает условия для более проч-ного усвоения компонентов языковой системы, развивает навыки построения связного высказывания в процессе составления текстов-описаний, что выража¬ется в преодолении имеющихся трудностей текстообразования детей с общим недоразвитием речи. Простота, лаконичность и ясность символов, используе¬мых в методе наглядного моделирования делают текст легко понимаемым, за-поминаемым и используемым детьми. Дети с удовольствием занимаются разви-тием речи по этой методике, быстро запоминают последовательность описания (алгоритм) того или иного предмета, могут самостоятельно сделать описание любого другого предмета по усвоенному алгоритму. Упражнения, в рамках ме-тода наглядного моделирования, в которых используется разнообразный образ-ный материал достаточно эффективны, потому, что активизируют мотивацию ребенка. Используя образную память, дети могут быстро и эффективно запом-нить предъявляемые изображения, произношение и смысл слов. У них форми-руются четкие ассоциативные связи между словами, их звучанием и смыслом, что помогает ребенку постепенно осваивать речь в целом.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования: процесс обучения составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недо-развитием речи будет успешным при соблюдении следующих условий:
- тексты будут соответствовать возрастным возможностям детей и уровню их речевого развития;
- использование в логопедической работе моделей различных видов (предметные, предметно-схематические, схематические);
- поэтапность проведения коррекционно-педагогической работы.
Среди других видов связной монологической речи именно описание явля-ется наиболее трудным даже для детей, речевое развитие которых является нормативным.
В описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речи отме-чаются затруднения в самостоятельном определении главных признаков и свойств изучаемого предмета, установлении последовательности их изложения, удерживания в памяти данной последовательности. Перечисление признаков детьми характеризуется неполнотой и неточностью, низким уровнем информа-тивности.
Мы пришли к выводу, что преодоление описанных выше сложностей в описательной речи детей возможно при условии специально организованной логопедической работы, включающей использование таких методов и приемов как наглядное моделирование. Его применение создает условия для более проч-ного усвоения компонентов языковой системы, развивает навыки построения связного высказывания в процессе составления текстов-описаний, что выража¬ется в преодолении имеющихся трудностей текстообразования детей с общим недоразвитием речи. Простота, лаконичность и ясность символов, используе¬мых в методе наглядного моделирования делают текст легко понимаемым, за-поминаемым и используемым детьми. Дети с удовольствием занимаются разви-тием речи по этой методике, быстро запоминают последовательность описания (алгоритм) того или иного предмета, могут самостоятельно сделать описание любого другого предмета по усвоенному алгоритму. Упражнения, в рамках ме-тода наглядного моделирования, в которых используется разнообразный образ-ный материал достаточно эффективны, потому, что активизируют мотивацию ребенка. Используя образную память, дети могут быстро и эффективно запом-нить предъявляемые изображения, произношение и смысл слов. У них форми-руются четкие ассоциативные связи между словами, их звучанием и смыслом, что помогает ребенку постепенно осваивать речь в целом.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования: процесс обучения составлению текстов-описаний старших дошкольников с общим недо-развитием речи будет успешным при соблюдении следующих условий:
- тексты будут соответствовать возрастным возможностям детей и уровню их речевого развития;
- использование в логопедической работе моделей различных видов (предметные, предметно-схематические, схематические);
- поэтапность проведения коррекционно-педагогической работы.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТА-ОПИСАНИЯ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2016 - Обучения составлению описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ-III УРОВНЯ»
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2020 - ОБУЧЕНИЕ ОПИСАНИЮ ПЕЙЗАЖА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГР С ПРАВИЛАМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА РЕГИОНАЛЬНОМ КОМПОНЕНТЕ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по развитию умения составлять рассказы у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛИСЕНСОРНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗОК)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



