ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 8
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
Актуальность темы исследования. Конституция Российской
Федерации (п. 2 ст. 43) декларирует общедоступность и бесплатность
дошкольного образования . Современный период развития системы
дошкольного образования характеризуется качественными изменениями в сфере дошкольного образования, периодом перехода от количества
образовательных учреждений к повышению эффективности их деятельности, что определило существенные перемены в области организационно¬
управленческих основ дошкольного обучения . На сегодняшний день в развитии системы дошкольного образования происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции. Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды дошкольных учреждений.
В этих обстоятельствах неизбежно приобретает новые акценты задача управления муниципальной системой дошкольного образования. Разнообразные виды этого управления активно включаются в процесс социокультурной модернизации непрерывного образования, способствуя становлению целостной системы образования, наиболее полно удовлетворяющей потребности населения на территории конкретного муниципалитета .
В городе Белгороде создана сеть дошкольных образовательных учреждений, которые реализуют комплексные программы воспитания и образования детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества в целом, сохранены детские сады как дошкольные образовательные учреждения разных видов и направлений.
Кроме того, отметим, что управление муниципальной системой дошкольного образования напрямую зависит от решения нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-административных проблем формирования государственно-общественных структур управления образованием на муниципальном уровне.
Вместе с тем наряду с положительными изменениями в муниципальной системе дошкольного образования есть целый ряд проблем, которые сдерживают ее развитие. Это: недостаток мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; узость спектра услуг дошкольного образования как по видовому разнообразию, по режиму содержания детей, так и по категории предоставления услуг дошкольного образования; не обеспечивается право детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, на дошкольное образование; не получили развития формы и модели государственно - общественного управления; неэффективно используются имеющиеся ресурсы и механизмы, направленные на привлечение дополнительных внебюджетных средств для развития учреждения.
Таким образом, актуальность темы дипломного проекта обусловлена:
- необходимостью развития муниципальной системы дошкольного образования;
- недостаточной степенью разработанности управленческих технологий в системе дошкольного образования применительно к муниципальному уровню.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на актуальность темы, в настоящее время наблюдается недостаток комплексных эмпирических исследований и теоретических разработок по проблемам выработки и внедрения в практику эффективных механизмов управления муниципальной системой образования.
Общетеоретические вопросы управления образованием раскрываются в работах социологов классического и современного зарубежного направления, (П. Бурдье, Э. Гиддценс, Н. Смелзер, П. Штомпка и др) .
На рубеже 1980-90-х годов управленческие задачи образовательной практики были изложены в работах Е. С. Рапацевич, П. Г. Щедровицкого .
В работах Т.Н. Богуславской, С.Ю. Дубровиной, М.И. Кларина, А.И. Субетто, С.Е. Шишова и др. авторов, нашли свое отражение различные аспекты управленческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях образования.
Большое значение для дипломного исследования имеют работы, характеризующие специфику управленческой деятельности в дошкольном образовании (К.Ю. Белая, JI.M. Денякина, Л.В. Поздняк и др.).
Анализ научной литературы по проблемам управления муниципальной системой образования показал, что работы носят в основном педагогическую направленность, это позволяет сделать вывод о недостаточной теоретико¬методологической разработке указанной проблемы.
Основная проблема заключается в противоречии между потребностями муниципальной системы дошкольного образования в эффективном управлении и недостаточной разработанностью соответствующих механизмов на муниципальном уровне.
Гипотезой исследования является предположение о том, что основные проблемы в сфере дошкольного образования обусловлены недостаточностью применения современных технологий в муниципальном управлении.
Объект исследования - муниципальная система дошкольного образования.
Предмет исследования - управление системой дошкольного образования в городе Белгороде.
Цель проекта - разработка рекомендаций по совершенствованию управления муниципальной системой дошкольного образования в городе Белгороде.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы управления муниципальной системой дошкольного образования;
- осуществить анализ практики управления муниципальной системой дошкольного образования в городе Белгороде;
- определить основные направления совершенствования управления муниципальной системой дошкольного образования в городе Белгороде.
В качестве теоретико-методологической основы и методики исследования выступают основные положения системного подхода, изложенного в исследованиях Н.В. Бухариной, О.В. Кругловой, О.В. Силяковой , раскрывших понятие образовательных учреждений, а также определивших основные вопросы теории и практики управления дошкольными образовательными учреждениями, формирования структуры управления внутри дошкольного учреждения с ориентацией на конечные результаты в изменяющейся среде, а также особенности построения системы контроля.
В качестве основных методов дипломного исследования выступили: изучение и анализ нормативно-правовых документов, наблюдение, сравнение. Важную роль в процессе исследования сыграл метод сравнительного анализа. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством применения метода сопоставления данных.
Эмпирическая база.
- федеральные нормативно-правовые документы по вопросам управления образованием, местного самоуправления 1;
- региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие управление дошкольными образовательными учреждениями ;
- нормативно-правовая база управления системой дошкольного образования в городе Белгорода .
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных в нем выводов и предложений органами муниципального управления при проектировании мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности управления муниципальными образовательными учреждениями.
Структура дипломного проекта состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Изменение целостно-целевых ориентиров в современном дошкольном образовании, обновление его содержания на основе принципов вариативности, отказ от единообразия образовательных программ требует модернизации инновационной и экспериментальной деятельности специалистов ДОУ, а также ее психолого-педагогического, социально¬экономического сопровождения, нормативно-правового и организационного обеспечения. Все указанные направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования в городе Белгороде могут быть реализованы только при применении современных технологий в муниципальном управлении.
Значительная роль в социально-экономической адресной поддержке семей, повышении уровня рождаемости отводится дошкольному
образованию. На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные
перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.
Сегодня общественный заказ на дошкольное образование формируется с учетом двух основных принципов - принципа доступности и принципа качества. Эти принципы отражают основные потребности семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Эти принципы являются основополагающими и при построении муниципальной системы дошкольного образования на территории города Белгорода.
В дипломном проекте рассмотрены теоретические и практические аспекты управления муниципальной системой дошкольного образования, сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию этой деятельности. Разработан проект совершенствования управления муниципальной системой дошкольного образования г. Белгорода.
В процессе написания выпускной квалификационной работы был сделан ряд выводов и разработаны основные практические рекомендации.
В дипломном исследовании под муниципальной системой дошкольного образования понимается совокупность муниципальных дошкольных образовательных учреждений находящихся во взаимосвязи как между собой, так и с муниципальным органом управления образованием, созданных с учетом социально-экономической структуры, традиций муниципального образования.
Управление муниципальной системой дошкольного образования это система устойчивого и планомерного взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа, местной администрации и органов управления дошкольного образованием, обеспечивающая высокоэффективную организацию образовательных услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев населения, и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления.
В процессе исследования был изучен опыт управления системой дошкольного образования в г. Белгороде. Управление муниципальной системой дошкольного образования в администрации города Белгорода направлено на обеспечение доступности дошкольного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития города Белгорода, определённым Стратегией развития города Белгорода до 2025 года и обозначенным целевой программой «Развитие муниципальной системы образования города Белгорода на 2012-2016 годы».
Управление муниципальной системой дошкольного образования в администрации города Белгорода находится в ведении Департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города. В структуру Департамента входит Управление образования администрации г. Белгорода, в котором функционирует отдел дошкольного образования. К его полномочиям относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Анализ нормативно-правовой базы управления муниципальной системой дошкольного образования в администрации города Белгорода показал, что она несовершенна. Так, в программе «Развитие муниципальной системы образования города Белгорода на 2012-2016 годы» отсутствует отдельная подпрограмма развития дошкольного образования, недостаточно мероприятий по повышению кадровой компетентности специалистов ДОУ в подпрограмме «Педагогические кадры». Анализ ситуации, сложившейся в дошкольном образовании г. Белгорода, проведенный во втором разделе дипломного исследования, также показал ряд недостатков в области кадрового, финансового, маркетингового обеспечения.
Для решения выявленных проблем предложено внедрить проект «Совершенствование управления муниципальной системой дошкольного образования города Белгорода».
Цель проекта: создание необходимых условий для развития муниципальной системы дошкольного образования. Проект основывается на реализации мероприятий по следующим направлениям - кадровое, организационное, инвестиционное.
Планируемыми результатами проекта должны стать расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников; быстрое реагирование дошкольных образовательных
учреждений на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах; развитие профессиональной активности и компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений; повышение
инвестиционной привлекательности системы дошкольного образования в г. Белгороде; модернизация управления дошкольным образованием в г. Белгороде.
На основании проведенного анализа теоретических подходов к сущности процесса управления дошкольным образованием и существующей практики осуществления этого управления на муниципальном уровне, нами был выработан ряд практических рекомендаций.
1. В Департаменте образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города Белгорода необходимо сформировать консультативную группу по оказанию методической помощи в применении инвестиционных технологий для управления дошкольными учреждениями.
2. Управлению образования администрации г. Белгорода необходимо рассмотреть вопрос о развитии новых форм предоставления дошкольного образования в соответствии с потребностями жителей города.
3. Начальнику отдела дошкольного образования Управления образования администрации г. Белгорода необходимо разработать план повышения квалификации сотрудников отдела, с упором на
межрегиональный и международный обмен опытом.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21 января.
2. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 31 декабря 2012 г. №5976.
3. О муниципальной службе в Российской Федерации [Текст]: федер. закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 52. - Ст. 5904.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации [Электронный ресурс] : Постановление
Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 // Справочно¬правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] : Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об утверждении Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 28 октября 2013 № 431-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
9. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Новая школьная инфраструктура на 2012-2016 годы [Электронный ресурс] :
Постановление правительства Белгородской области от 01 августа 2011 года № 291-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
10. О поддержке альтернативных форм предоставления дошкольного образования [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 10 февраля 2014 г. №20-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. Об утверждении нормативов расходов и порядка перечисления местным бюджетам субвенций из областного бюджета на получение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. №565-пп // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. Об утверждении городской целевой программы «Развитие муниципальной системы образования города Белгорода на 2012 -2016 годы» [Электронный ресурс] : Постановление администрации г. Белгорода от 30 декабря 2011 г. № 232 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
13. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») города Белгорода «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [Электронный ресурс] : Постановление Администрации города Белгорода от 05 июля 2013 г. №160 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
14. О создании Консультативных центров в МДОУ [Электронный
ресурс] : Приказ управления образования администрации г. Белгорода от 15.08.2014 г. №1058 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
15. Положение об управлении образования администрации города Белгорода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.beluo.ru/ob- upravlenii/struktura
16. Положение о структурном подразделении - отделе дошкольного образования Управления образования администрации города Белгорода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.beluo.ru/otdel- doshkolnogo-obrazovaniya.
17. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 4-11.
18. Богуславская, Т.Н. Проблемы управления муниципальной вариативной системой дошкольного образования в условиях социокультурной модернизации [Электронный ресурс] / Т.Н. Богуславская. - Режим доступа: http://www.iuorao.ru/2011-01-36/167-2011-01-41.
19. Борытко, Н.М. Управление образовательными системами [Текст] / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова. - Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2012. - 48 с.
20. Варич, Е.И. Развитие вариативных форм дошкольного образования в административном округе г. Белгорода [Электронный ресурс] / Е.И. Варич, Т.И. Иванова // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа: http: //www.scienceforum.ru/2013/117/3898.
21. Васильев, А.А. Муниципальное управление [Текст] / А.А. Васильев.
- Н. Новгород : Издатель Гладкова. - 2005. - 552 с.
22. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление [Текст] / Н.С. Гегедюш. - М. : Экзамен, 2012. - 236 с.
23. Гневко, В.А. Организация послевузовского обучения персонала органов местного самоуправления [Текст] / В.А. Гневко. - СПб. : Ин-т упр. и экономики, 2011. - 258 с.
24. Денякина, Л.М. Новое в планировании программы развития образовательного учреждения (Педагогическая диагностика как движущая сила развития ОУ) [Текст] / Л.М. Денякина // Начальная школа: плюс-минус. -2012. - № 1. - С. 73.
25. Дошкольное образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.beluo.ru/otdel-doshkolnogo-obrazovaniya.
26. Дошкольное образование. Проекты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.beluo .ru/media/proj ectdou. pdf.
27. Дубровина, С.Ю. Муниципальный уровень управления образованием / [Электронный ресурс] С.Ю. Дубровина // Право и образование. - Режим доступа: http://bookfi.org/book/809611.
28. Езопова, С.А. Менеджмент в дошкольном образовании [Текст] /
С.А. Езопова. - М. : Финпресс, 2013. - 330 с.
29. Зборовский, Г.Е. Образование от XX к XXI веку [Текст] / Г.Е. Зборовский. - Екатеринбург : TRF, 2012. - 475 с.
30. Инвестиционный паспорт города / IV Раздел [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://www.beladm.rU/invest/passport/4/detail.php?
31. Информация об итогах работы управления образования администрации города Белгорода в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: beladm.ru/upload/Obraz 2014 god.doc.
32. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / М.В. Кларин. - М. : Эксмо, 2014. - 258 с.
33. Коробецкий, И.А. Управление муниципальной системой образования : социологический аспект [Текст]: дис. ... канд. социол. наук: социология управления / И.А. Коробецкий. - М., 2011. - 151 с.
34. Лапцевич, И.М. Единое образовательное пространство «детский сад-школа»: от теории к практике [Текст] / И.М. Лапцевич, О.С. Сачава // Управление образованием: теория и практика. - 2014. - №3. - С.45-56.
35. Лопатина, О.Л. Организация маркетинговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] / О.Л. Лопатина. - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/10/2835.
36. Марков, М. Технология и эффективность социального управления [Текст] / М. Марков. - М. : Прогресс, 2012. - 428с.
37. Моисеев, А.М. Научно-методические рекомендации по интеграции государственно-общественного управления в целостную систему управления образованием на всех уровнях [Текст] / А.М. Моисеев. - Ханты-Мансийск : Терра, 2012. - 456 с.
38. Моисеев, А.М. Проектное управление в образовании [Текст] / А.М. Моисеев, О.М. Моисеева. - М. : АПК и НПРО, 2012. - 124 с.
39. Научные материалы к конференции «Стратегическое видение и стратегические планы городов Европы и России в начале 3 тысячелетия» [Текст]. - СПб. : Флинта, 2012. - 478 с.
40. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591.
41. Никовская, Л.И. Гражданские инициативы и модернизация России [Текст] / Л.И. Никовская. - М. : Эксмо, 2011. - 336 с.
42. Никовская, Л.И. Гражданские инициативы и модернизация России. [Текст] / Л.И. Никовская. - М. : ЭКСМО, 2011. - 258 с.
43. Орлов, А.И. Менеджмент [Текст] / А.И. Орлов. - М.: ИНФО, 2013. - 456с.
44. Осипов, A.M. Общество и образование: Лекции по социологии образования [Текст] / A.M. Осипов. - Новгород : НИК, 2012. - 478 с.
45. Официальный сайт Управления образования администрации г. Белгорода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.beluo.ru/
46. Поздняк, Л.В. Концепция управления образованием на основе образовательных округов [Текст] / Л.В. Поздняк // Образование. - 2012. - № 4. - С. 24-36.
47. Рапацевич, Е.С. Педагогика [Текст] / Е.С. Рапацевич // Большая современная энциклопедия. - Минск : Дело, 2012. - 375 с.
48. Савчук, В. Анализ и разработка инвестиционных проектов [Текст] / В. Савчук. - Казань, 2011. - 236 с.
49. Смородинов, В.В. Формирование системы аудита эффективности использования бюджетных ресурсов [Текст]: автореф. дисс. ... канд. экон. наук / В.В. Смородинов. - М., 2011. - 25 с.
50. Создание благоприятного организационного и инвестиционного климата для дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.eurekanet.ru/ewww/info/13062. html.
51. Субетто, А.И. Системологические основы образовательных систем [Текст] / А.И. Субетто. - М. : ТЕРРА, 2012. - 569 с.
52. Трайнев, В.А. Муниципальный менеджмент и его информационное обеспечение [Текст] / В.А. Трайнев, Н.Я. Бутырин. - М. : Логос-М, 2013. - 184 с.
53. Управление в образовании: проблемы и подходы [Текст] / Под ред. П. Карстанье, К. Ушакова. - М. : Сентябрь, 2014. - 336 с.
54. Харченко, К.В. Программно-целевое регулирование: проблемы и инновации [Текст] / К.В. Харченко // Практика муниципального управления. - 2013. - №4. - С. 15-17.
55. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. - М. : Владос, 2012. - 320 с.
56. Шарагулова, К.М. Актуальные кадровые риски в дошкольном образовании [Текст] / К.М. Шарагулова // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С. 91-93.
57. Шемятихина, Л.Ю. Развитие персональной компетентности
руководителя в управлении дошкольным образовательным учреждением [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Общая педагогика, история
педагогики и образования / Л.Ю. Шемятихина. - Екатеринбург, 2011. - 161 с.
58. Шишов, С.Е. Механизмы контроля и оценки эффективности деятельности в системах образования европейских стран [Текст] / С.Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. - № 4. - С. 31-47.