УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
|
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 8
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 8
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Конституция Российской
Федерации (п. 2 ст. 43) декларирует общедоступность и бесплатность
дошкольного образования . Современный период развития системы
дошкольного образования характеризуется качественными изменениями в сфере дошкольного образования, периодом перехода от количества
образовательных учреждений к повышению эффективности их деятельности, что определило существенные перемены в области организационно¬
управленческих основ дошкольного обучения . На сегодняшний день в развитии системы дошкольного образования происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции. Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды дошкольных учреждений.
В этих обстоятельствах неизбежно приобретает новые акценты задача управления муниципальной системой дошкольного образования. Разнообразные виды этого управления активно включаются в процесс социокультурной модернизации непрерывного образования, способствуя становлению целостной системы образования, наиболее полно удовлетворяющей потребности населения на территории конкретного муниципалитета .
В городе Белгороде создана сеть дошкольных образовательных учреждений, которые реализуют комплексные программы воспитания и образования детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества в целом, сохранены детские сады как дошкольные образовательные учреждения разных видов и направлений.
Кроме того, отметим, что управление муниципальной системой дошкольного образования напрямую зависит от решения нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-административных проблем формирования государственно-общественных структур управления образованием на муниципальном уровне.
Вместе с тем наряду с положительными изменениями в муниципальной системе дошкольного образования есть целый ряд проблем, которые сдерживают ее развитие. Это: недостаток мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; узость спектра услуг дошкольного образования как по видовому разнообразию, по режиму содержания детей, так и по категории предоставления услуг дошкольного образования; не обеспечивается право детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, на дошкольное образование; не получили развития формы и модели государственно - общественного управления; неэффективно используются имеющиеся ресурсы и механизмы, направленные на привлечение дополнительных внебюджетных средств для развития учреждения.
Таким образом, актуальность темы дипломного проекта обусловлена:
- необходимостью развития муниципальной системы дошкольного образования;
- недостаточной степенью разработанности управленческих технологий в системе дошкольного образования применительно к муниципальному уровню.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на актуальность темы, в настоящее время наблюдается недостаток комплексных эмпирических исследований и теоретических разработок по проблемам выработки и внедрения в практику эффективных механизмов управления муниципальной системой образования.
Общетеоретические вопросы управления образованием раскрываются в работах социологов классического и современного зарубежного направления, (П. Бурдье, Э. Гиддценс, Н. Смелзер, П. Штомпка и др) .
На рубеже 1980-90-х годов управленческие задачи образовательной практики были изложены в работах Е. С. Рапацевич, П. Г. Щедровицкого .
В работах Т.Н. Богуславской, С.Ю. Дубровиной, М.И. Кларина, А.И. Субетто, С.Е. Шишова и др. авторов, нашли свое отражение различные аспекты управленческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях образования.
Большое значение для дипломного исследования имеют работы, характеризующие специфику управленческой деятельности в дошкольном образовании (К.Ю. Белая, JI.M. Денякина, Л.В. Поздняк и др.).
Анализ научной литературы по проблемам управления муниципальной системой образования показал, что работы носят в основном педагогическую направленность, это позволяет сделать вывод о недостаточной теоретико¬методологической разработке указанной проблемы.
Основная проблема заключается в противоречии между потребностями муниципальной системы дошкольного образования в эффективном управлении и недостаточной разработанностью соответствующих механизмов на муниципальном уровне.
Гипотезой исследования является предположение о том, что основные проблемы в сфере дошкольного образования обусловлены недостаточностью применения современных технологий в муниципальном управлении.
Объект исследования - муниципальная система дошкольного образования.
Предмет исследования - управление системой дошкольного образования в городе Белгороде.
Цель проекта - разработка рекомендаций по совершенствованию управления муниципальной системой дошкольного образования в городе Белгороде.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы управления муниципальной системой дошкольного образования;
- осуществить анализ практики управления муниципальной системой дошкольного образования в городе Белгороде;
- определить основные направления совершенствования управления муниципальной системой дошкольного образования в городе Белгороде.
В качестве теоретико-методологической основы и методики исследования выступают основные положения системного подхода, изложенного в исследованиях Н.В. Бухариной, О.В. Кругловой, О.В. Силяковой , раскрывших понятие образовательных учреждений, а также определивших основные вопросы теории и практики управления дошкольными образовательными учреждениями, формирования структуры управления внутри дошкольного учреждения с ориентацией на конечные результаты в изменяющейся среде, а также особенности построения системы контроля.
В качестве основных методов дипломного исследования выступили: изучение и анализ нормативно-правовых документов, наблюдение, сравнение. Важную роль в процессе исследования сыграл метод сравнительного анализа. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством применения метода сопоставления данных.
Эмпирическая база.
- федеральные нормативно-правовые документы по вопросам управления образованием, местного самоуправления 1;
- региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие управление дошкольными образовательными учреждениями ;
- нормативно-правовая база управления системой дошкольного образования в городе Белгорода .
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных в нем выводов и предложений органами муниципального управления при проектировании мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности управления муниципальными образовательными учреждениями.
Структура дипломного проекта состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Федерации (п. 2 ст. 43) декларирует общедоступность и бесплатность
дошкольного образования . Современный период развития системы
дошкольного образования характеризуется качественными изменениями в сфере дошкольного образования, периодом перехода от количества
образовательных учреждений к повышению эффективности их деятельности, что определило существенные перемены в области организационно¬
управленческих основ дошкольного обучения . На сегодняшний день в развитии системы дошкольного образования происходят значительные перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции. Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды дошкольных учреждений.
В этих обстоятельствах неизбежно приобретает новые акценты задача управления муниципальной системой дошкольного образования. Разнообразные виды этого управления активно включаются в процесс социокультурной модернизации непрерывного образования, способствуя становлению целостной системы образования, наиболее полно удовлетворяющей потребности населения на территории конкретного муниципалитета .
В городе Белгороде создана сеть дошкольных образовательных учреждений, которые реализуют комплексные программы воспитания и образования детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества в целом, сохранены детские сады как дошкольные образовательные учреждения разных видов и направлений.
Кроме того, отметим, что управление муниципальной системой дошкольного образования напрямую зависит от решения нормативно-правовых, социально-экономических, организационно-административных проблем формирования государственно-общественных структур управления образованием на муниципальном уровне.
Вместе с тем наряду с положительными изменениями в муниципальной системе дошкольного образования есть целый ряд проблем, которые сдерживают ее развитие. Это: недостаток мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; узость спектра услуг дошкольного образования как по видовому разнообразию, по режиму содержания детей, так и по категории предоставления услуг дошкольного образования; не обеспечивается право детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, на дошкольное образование; не получили развития формы и модели государственно - общественного управления; неэффективно используются имеющиеся ресурсы и механизмы, направленные на привлечение дополнительных внебюджетных средств для развития учреждения.
Таким образом, актуальность темы дипломного проекта обусловлена:
- необходимостью развития муниципальной системы дошкольного образования;
- недостаточной степенью разработанности управленческих технологий в системе дошкольного образования применительно к муниципальному уровню.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на актуальность темы, в настоящее время наблюдается недостаток комплексных эмпирических исследований и теоретических разработок по проблемам выработки и внедрения в практику эффективных механизмов управления муниципальной системой образования.
Общетеоретические вопросы управления образованием раскрываются в работах социологов классического и современного зарубежного направления, (П. Бурдье, Э. Гиддценс, Н. Смелзер, П. Штомпка и др) .
На рубеже 1980-90-х годов управленческие задачи образовательной практики были изложены в работах Е. С. Рапацевич, П. Г. Щедровицкого .
В работах Т.Н. Богуславской, С.Ю. Дубровиной, М.И. Кларина, А.И. Субетто, С.Е. Шишова и др. авторов, нашли свое отражение различные аспекты управленческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях образования.
Большое значение для дипломного исследования имеют работы, характеризующие специфику управленческой деятельности в дошкольном образовании (К.Ю. Белая, JI.M. Денякина, Л.В. Поздняк и др.).
Анализ научной литературы по проблемам управления муниципальной системой образования показал, что работы носят в основном педагогическую направленность, это позволяет сделать вывод о недостаточной теоретико¬методологической разработке указанной проблемы.
Основная проблема заключается в противоречии между потребностями муниципальной системы дошкольного образования в эффективном управлении и недостаточной разработанностью соответствующих механизмов на муниципальном уровне.
Гипотезой исследования является предположение о том, что основные проблемы в сфере дошкольного образования обусловлены недостаточностью применения современных технологий в муниципальном управлении.
Объект исследования - муниципальная система дошкольного образования.
Предмет исследования - управление системой дошкольного образования в городе Белгороде.
Цель проекта - разработка рекомендаций по совершенствованию управления муниципальной системой дошкольного образования в городе Белгороде.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать теоретические основы управления муниципальной системой дошкольного образования;
- осуществить анализ практики управления муниципальной системой дошкольного образования в городе Белгороде;
- определить основные направления совершенствования управления муниципальной системой дошкольного образования в городе Белгороде.
В качестве теоретико-методологической основы и методики исследования выступают основные положения системного подхода, изложенного в исследованиях Н.В. Бухариной, О.В. Кругловой, О.В. Силяковой , раскрывших понятие образовательных учреждений, а также определивших основные вопросы теории и практики управления дошкольными образовательными учреждениями, формирования структуры управления внутри дошкольного учреждения с ориентацией на конечные результаты в изменяющейся среде, а также особенности построения системы контроля.
В качестве основных методов дипломного исследования выступили: изучение и анализ нормативно-правовых документов, наблюдение, сравнение. Важную роль в процессе исследования сыграл метод сравнительного анализа. Обработка эмпирических данных осуществлялась посредством применения метода сопоставления данных.
Эмпирическая база.
- федеральные нормативно-правовые документы по вопросам управления образованием, местного самоуправления 1;
- региональные нормативно-правовые акты, регламентирующие управление дошкольными образовательными учреждениями ;
- нормативно-правовая база управления системой дошкольного образования в городе Белгорода .
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных в нем выводов и предложений органами муниципального управления при проектировании мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности управления муниципальными образовательными учреждениями.
Структура дипломного проекта состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Изменение целостно-целевых ориентиров в современном дошкольном образовании, обновление его содержания на основе принципов вариативности, отказ от единообразия образовательных программ требует модернизации инновационной и экспериментальной деятельности специалистов ДОУ, а также ее психолого-педагогического, социально¬экономического сопровождения, нормативно-правового и организационного обеспечения. Все указанные направления модернизации муниципальной системы дошкольного образования в городе Белгороде могут быть реализованы только при применении современных технологий в муниципальном управлении.
Значительная роль в социально-экономической адресной поддержке семей, повышении уровня рождаемости отводится дошкольному
образованию. На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные
перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.
Сегодня общественный заказ на дошкольное образование формируется с учетом двух основных принципов - принципа доступности и принципа качества. Эти принципы отражают основные потребности семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Эти принципы являются основополагающими и при построении муниципальной системы дошкольного образования на территории города Белгорода.
В дипломном проекте рассмотрены теоретические и практические аспекты управления муниципальной системой дошкольного образования, сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию этой деятельности. Разработан проект совершенствования управления муниципальной системой дошкольного образования г. Белгорода.
В процессе написания выпускной квалификационной работы был сделан ряд выводов и разработаны основные практические рекомендации.
В дипломном исследовании под муниципальной системой дошкольного образования понимается совокупность муниципальных дошкольных образовательных учреждений находящихся во взаимосвязи как между собой, так и с муниципальным органом управления образованием, созданных с учетом социально-экономической структуры, традиций муниципального образования.
Управление муниципальной системой дошкольного образования это система устойчивого и планомерного взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа, местной администрации и органов управления дошкольного образованием, обеспечивающая высокоэффективную организацию образовательных услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев населения, и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления.
В процессе исследования был изучен опыт управления системой дошкольного образования в г. Белгороде. Управление муниципальной системой дошкольного образования в администрации города Белгорода направлено на обеспечение доступности дошкольного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития города Белгорода, определённым Стратегией развития города Белгорода до 2025 года и обозначенным целевой программой «Развитие муниципальной системы образования города Белгорода на 2012-2016 годы».
Управление муниципальной системой дошкольного образования в администрации города Белгорода находится в ведении Департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города. В структуру Департамента входит Управление образования администрации г. Белгорода, в котором функционирует отдел дошкольного образования. К его полномочиям относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Анализ нормативно-правовой базы управления муниципальной системой дошкольного образования в администрации города Белгорода показал, что она несовершенна. Так, в программе «Развитие муниципальной системы образования города Белгорода на 2012-2016 годы» отсутствует отдельная подпрограмма развития дошкольного образования, недостаточно мероприятий по повышению кадровой компетентности специалистов ДОУ в подпрограмме «Педагогические кадры». Анализ ситуации, сложившейся в дошкольном образовании г. Белгорода, проведенный во втором разделе дипломного исследования, также показал ряд недостатков в области кадрового, финансового, маркетингового обеспечения.
Для решения выявленных проблем предложено внедрить проект «Совершенствование управления муниципальной системой дошкольного образования города Белгорода».
Цель проекта: создание необходимых условий для развития муниципальной системы дошкольного образования. Проект основывается на реализации мероприятий по следующим направлениям - кадровое, организационное, инвестиционное.
Планируемыми результатами проекта должны стать расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников; быстрое реагирование дошкольных образовательных
учреждений на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах; развитие профессиональной активности и компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений; повышение
инвестиционной привлекательности системы дошкольного образования в г. Белгороде; модернизация управления дошкольным образованием в г. Белгороде.
На основании проведенного анализа теоретических подходов к сущности процесса управления дошкольным образованием и существующей практики осуществления этого управления на муниципальном уровне, нами был выработан ряд практических рекомендаций.
1. В Департаменте образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города Белгорода необходимо сформировать консультативную группу по оказанию методической помощи в применении инвестиционных технологий для управления дошкольными учреждениями.
2. Управлению образования администрации г. Белгорода необходимо рассмотреть вопрос о развитии новых форм предоставления дошкольного образования в соответствии с потребностями жителей города.
3. Начальнику отдела дошкольного образования Управления образования администрации г. Белгорода необходимо разработать план повышения квалификации сотрудников отдела, с упором на
межрегиональный и международный обмен опытом.
Значительная роль в социально-экономической адресной поддержке семей, повышении уровня рождаемости отводится дошкольному
образованию. На сегодняшнем этапе развития системы образования в ее первом звене - дошкольном образовании - происходят значительные
перемены: дошкольное учреждение приобретает новый статус, изменяются его функции и происходит смена их ранжирного места (на первое место, исходя из экономической и социальной ситуации, ставится функция охраны жизни и здоровья детей, а не традиционно рассматриваемая функция подготовки детей к обучению в школе). Меняется структура системы дошкольного образования: создаются разные типы, виды дошкольных учреждений; изменился контингент детей, которые посещают дошкольные учреждения; иной взгляд государства и общества на процессы воспитания и обучения, социализации детей с особенностями психического и физического развития.
Сегодня общественный заказ на дошкольное образование формируется с учетом двух основных принципов - принципа доступности и принципа качества. Эти принципы отражают основные потребности семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Эти принципы являются основополагающими и при построении муниципальной системы дошкольного образования на территории города Белгорода.
В дипломном проекте рассмотрены теоретические и практические аспекты управления муниципальной системой дошкольного образования, сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию этой деятельности. Разработан проект совершенствования управления муниципальной системой дошкольного образования г. Белгорода.
В процессе написания выпускной квалификационной работы был сделан ряд выводов и разработаны основные практические рекомендации.
В дипломном исследовании под муниципальной системой дошкольного образования понимается совокупность муниципальных дошкольных образовательных учреждений находящихся во взаимосвязи как между собой, так и с муниципальным органом управления образованием, созданных с учетом социально-экономической структуры, традиций муниципального образования.
Управление муниципальной системой дошкольного образования это система устойчивого и планомерного взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, независимо от форм собственности и административного подчинения, находящихся на территории муниципального округа, местной администрации и органов управления дошкольного образованием, обеспечивающая высокоэффективную организацию образовательных услуг и условий, отвечающих образовательным потребностям всех слоев населения, и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления.
В процессе исследования был изучен опыт управления системой дошкольного образования в г. Белгороде. Управление муниципальной системой дошкольного образования в администрации города Белгорода направлено на обеспечение доступности дошкольного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития города Белгорода, определённым Стратегией развития города Белгорода до 2025 года и обозначенным целевой программой «Развитие муниципальной системы образования города Белгорода на 2012-2016 годы».
Управление муниципальной системой дошкольного образования в администрации города Белгорода находится в ведении Департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города. В структуру Департамента входит Управление образования администрации г. Белгорода, в котором функционирует отдел дошкольного образования. К его полномочиям относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
Анализ нормативно-правовой базы управления муниципальной системой дошкольного образования в администрации города Белгорода показал, что она несовершенна. Так, в программе «Развитие муниципальной системы образования города Белгорода на 2012-2016 годы» отсутствует отдельная подпрограмма развития дошкольного образования, недостаточно мероприятий по повышению кадровой компетентности специалистов ДОУ в подпрограмме «Педагогические кадры». Анализ ситуации, сложившейся в дошкольном образовании г. Белгорода, проведенный во втором разделе дипломного исследования, также показал ряд недостатков в области кадрового, финансового, маркетингового обеспечения.
Для решения выявленных проблем предложено внедрить проект «Совершенствование управления муниципальной системой дошкольного образования города Белгорода».
Цель проекта: создание необходимых условий для развития муниципальной системы дошкольного образования. Проект основывается на реализации мероприятий по следующим направлениям - кадровое, организационное, инвестиционное.
Планируемыми результатами проекта должны стать расширение спектра дополнительного образования, доступного для широких групп воспитанников; быстрое реагирование дошкольных образовательных
учреждений на потребности детей и родителей в новых образовательных услугах; развитие профессиональной активности и компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений; повышение
инвестиционной привлекательности системы дошкольного образования в г. Белгороде; модернизация управления дошкольным образованием в г. Белгороде.
На основании проведенного анализа теоретических подходов к сущности процесса управления дошкольным образованием и существующей практики осуществления этого управления на муниципальном уровне, нами был выработан ряд практических рекомендаций.
1. В Департаменте образования, культуры, спорта и молодежной политики администрации города Белгорода необходимо сформировать консультативную группу по оказанию методической помощи в применении инвестиционных технологий для управления дошкольными учреждениями.
2. Управлению образования администрации г. Белгорода необходимо рассмотреть вопрос о развитии новых форм предоставления дошкольного образования в соответствии с потребностями жителей города.
3. Начальнику отдела дошкольного образования Управления образования администрации г. Белгорода необходимо разработать план повышения квалификации сотрудников отдела, с упором на
межрегиональный и международный обмен опытом.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
И ВВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ
КОМПОНЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2003 - Управление сферой общего (среднего) образования на муниципальном уровне (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - Управление сферой общего (среднего) образования на муниципальном уровне (на примере г. Копейска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БОРИСОГЛЕБСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА ТАБАКОКУРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ В МЕСТНОМ СООБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ГОРОД ВАЛУЙКИ И ВАЛУЙСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОММУНИКАЦИЯМИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (НА ПРИМЕРЕ МБУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА»)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



