Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОНОМАСТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РУССКИХ БЫЛИН

Работа №66743

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Необходимые теоретические сведения 8
1.1 Ономастика как наука об именах собственных 8
1.2 Антропонимика как важнейший компонент теоретической
ономастики 10
1.3 Топонимика как наука о географических названиях 17
2. Ономастическое пространство былины 21
2.1 Былины как предмет филологического изучения 21
2.2 Структурные модели антропонимов в русских
былинах 23
2.3 Топонимическая система в русских былинах 34
2.4 Былины. Художественные особенности былин
(Урок словесности в 6 классе) 51
Заключение 56
Список литературы 59
Приложение 63


Каждый человек, приходя в этот мир, получает имя. В языке существует множество имен, но мало кто задумывается, что значит его имя, как и откуда оно произошло.
Собственные имена привлекали внимание ученых с давних пор. Историю их возникновения, значение и смысл, связь с жизнью общества, с мировоззрением и верованиями людей, с окружающей нас природой, а также метаморфозы, происходившие с ними на протяжении разных эпох, изучали и изучают представители различных научных дисциплин — истории, географии, этнографии, краеведения, психологии, литературоведения. И все же собственные имена становятся объектом пристального внимания в первую очередь филологов. Любое наименование, любое имя собственное (вне зависимости от того, к какому объекту живой или неживой природы оно относится: к человеку, животному, улице, городу, озеру, книге или даже космическому кораблю) - это слово, и как слово оно входит в систему языка, образуется по законам языка, по определенным законам живет и употребляется в речи, подвергается разным изменениям в дальнейшем.
Термин «ономастика» имеет два значения. Во-первых, им обозначается наука об именах собственных; во-вторых, совокупность имен собственных. Ономастика имеет ряд разделов, которые традиционно выделяются в соответствии с категориями собственных имен, в соответствии с характером называемых объектов.
Название науки об именах собственных прямо отсылает нас к этимологическому факту, затрагивающему сущность этого класса языковых знаков. В основе этого научного термина лежит греческое слово onomastike, которое в древности переводилось на наш язык просто как "искусство давать имена" [Нерознак 1999:515]. Уже древние греки с помощью специальной терминологии подчеркивали разницу, которую они ощущали между именами собственными и всеми другими классами слов.
Мир, в котором мы живем, воистину можно назвать миром имен и названий. Ведь практически каждый реальный объект (а зачастую и вымыленный) имеет или может иметь свое собственное наименование. При этом одни названия настолько древние, что их воспринимают как возникшие сами собой, поскольку неизвестен их автор, а иногда даже и народ, языку которого это слово принадлежало.
Семантике собственных имен до последнего времени не уделялось должного внимания. Сфера языковых значений традиционно трактовалась как не поддающаяся или плохо поддающаяся системному описанию. Поэтому от изучения семантики собственных имен долгое время воздерживались.
В 1973 г. вышел труд специалиста по философии языка Евг. Гродзинского «Очерк общей теории имен собственных», в котором автор задался целью «показать подлинное место имен собственных в языке, определить их специфические свойства и отношение к другим категориям выражений, а также попытаться установить пути, которые привели к возникновению имен собственных как особой языковой категории». Основные вопросы теории имени собственного автором решаются традиционно, однако ряд его наблюдений, уточнений, интерпретаций, а также терминов заслуживает внимания. В семидесятые годы появилось несколько теоретических работ советских ономатологов. Прежде всего, это книги Л. Белецкого «Лексикология и теория языкознания (ономастика)» (Киев, 1972), А. В. Суперанской «Общая теория имени собственного» (М., 1973), В. А. Никонова «Имя и общество» (М., 1974). В указанное время были опубликованы статьи и работы Ю. А. Карпенко «Теоретические основания разграничения собственных и почтительных имен» А. Д. Зверева «О собственных и нарицательных именах» (2003), И. Ковалика «О собственных и нарицательных именах в украинском языке» (1977), был издан сборник «Имя нарицательное и собственное» (2001), появились исследования, посвященные теоретическим вопросам антропонимики, топонимики,
космонимике, ктематонимики. Рассмотрим основные положения некоторых из указанных работ.
Л.А. Белецкий основную разницу между собственными и нарицательными именами усматривает не в их структурно-языковом плане, а в функции. «Различие между собственными и нарицательными именами,— пишет он,— заключается не в морфологии и не в семантике, а в употреблении, использовании, функции обоих лексических классов... В отношении их функций собственные имена можно было бы назвать индивидуализаторами, а нарицательные — классификаторами». Имена собственные от несобственных отличаются своей «соотнесенностью не с понятиями... а дискретными объектами действительности».
Поэтому семантика собственных имен - область не только не исследованная, но и неопределенная. Поскольку многие считают имена собственные категорией, лежащей вне понятий, а семантика всегда понятийна, нередко вообще сомневаются в правомерности выделения семантики в качестве особого аспекта имени собственного.
Значимость имени собственного выделяется в языковом плане. Она уравнивает собственные имена с другими частями речи, выделяя из нарицательных и объединяя друг с другом.
Имена собственные живут в различных формах речевой деятельности человека — устно-речевой, разговорной, письменно-официальной, научной и др. Одной из таких форм, одной из живых и мощных речевых стихий, поддерживающих жизнь имен и названий или же дающих им жизнь, являются фольклорные тексты.
В самом деле, имена и названия являются неотъемлемым элементом фольклора, одним из средств, создающих образ. Они могут нести ярко выраженную смысловую нагрузку, обладать скрытым ассоциативным фоном, иметь особый звуковой облик; имена и названия способны передавать национальный и местный колорит, отражать историческую эпоху, к которой относится действие сказки, былины, пословицы, обладать социальной 6
характеристикой.
Тема работы связана с изучением и описанием ономастического пространства русских былин: структурных моделей антропонимов,
топонимической системы и этнонимов в русских былинах.
Объект исследования — ономастические единицы в контексте русских былин.
Предмет исследования — особенности звукового строя и морфемной структуры фольклорных онимов.
Источник исследования — былины, вошедшие в сборник, составленный Селивановым Ф.М. (Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф.М. Селиванов. М.: Сов. Россия, 1988. - (Б-ка русского
фольклора в 15-ти томах; Т.1).
Таким образом, мы можем определить цель исследования - выявление наиболее частотных имен и их происхождение, выявление фактов, создающих экспрессивность и выразительность в именах в русских былинах, а также описание моделей, по которым создаются имена в былинных текстах.
Цель исследования предполагает решение следующих задач:
1. Сбор фактического материала.
2. Систематизация и классификация фактического материала.
3. Изучение теоретических источников, связанных с вопросами функционирования имен в былинах.
4. Определение компонентов моделей имен.
Решение этих задач позволит подойти к достижению цели предполагаемого исследования.
Методы исследования - описательный и контекстуально-стилистический (выяснение статуса носителей имен собственных по словарям, справочникам). Исследование имен собственных представляет огромную важность благодаря специфическим закономерностям их передачи и сохранения. Вследствие своей социальной функции — служить простым индивидуализирующим указанием на определенный предмет — имя собственное способно сохранять свою основную значимость при полном затемнении его этимологического значения.
Научная новизна работы заключается в том, что описывается ономастическое пространство одного из самых популярных жанров фольклора — былин. В исследовании дается типологическая классификация имен собственных, функционирующих в былинах, и выделяются фонетические и словообразовательные особенности онимов.
Теоретическая значимость исследования связана с определением онимоупотребления в текстах былин. Анализ особенностей звукового строя и морфемной структуры фольклорных онимов вносит вклад в изучение фонетических и словообразовательных особенностей русской ономастики.
Актуальность работы определяется общей потребностью в дальнейшем изучении антропонимов как одной из лексических групп русского языка и их недостаточной изученностью в былинах. По возможности полное описание имен собственных в разных жанрах русских былин позволяет глубже проникнуть в семантический строй русского фольклорного слова и выявить внутренние закономерности устно - поэтических текстов.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав. Заключения, списка литературы и источников. Введение содержит необходимую информацию о материале, а также общую характеристику работы, ее цели и задачи. В первой главе содержатся теоретические сведения по теме: определение основных понятий, история развития ономастики как науки, классификация имен собственных. Вторая глава представляет собой исследование особенностей функционирования имен собственных в фольклорных текстах, исследование структуры имен. В заключении сделаны основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе предпринята попытка рассмотреть взаимодействие имен IX - XVII и былинного текста. Структуру имени, его составляющие компоненты. В центре внимания исследования были имена в былинах (на примере сборника былин Ф.М.Селиванова, 1988). Используя таблицу структуры имен IX - XVII веков В.Д. Бондалетова были рассмотрены структуры имен былинных персонажей.
Можно сказать, что в текстах былин большим количеством лексикофонетических синонимических структурных вариантов-
характеристик, вариантов-описаний отмечены лишь имена собственно богатырей. Как и в случае с однокомпонентными, так и двукомпонентными былинными именами, диминутивы с оттенками уничижения, пренебрежения отмечаются тогда, когда соответствующие персонажи представляют либо чужой, чуждый мир, либо низкий социальный статус героя. Былинный именной синтаксис в рассматриваемом случае сохраняет верность народному языку с его ориентацией на архаику паратаксического типа, трансформируя при этом синтаксический архаизм, поэтическое средство, согласие с жанровым требованием былины.
Фонетические и словообразовательные варианты онимов отражают языковые процессы. Способы номинации героев былин дублируют реальный антропонимикой языка. Антропонимы являются важными компонентами русских былин.
Наиболее общие закономерности, прослеживаемые в структуре былинной топонимики, можно сформулировать следующим образом.
Среди всех топонимических наименований наиболее подробно разработаны в былинах ойконимы.
В сочетаниях собственного имени-топонима со словом-аппозитивом, обозначающим родовое понятие, аппозитив неизменно постпозитивен. Это важная константа для русского эпического синтаксиса и структуры эпических топонимов.
Названия плесов, гор, лесов и полей (ландшафта), в отличие от всех прочих наименований, строятся по модели субстантивно-адъективных сочетаний, в которых адъектив, как это сложилось в русском языке в целом к концу средневековья, занимает препозицию. При этом адъектив с его идентифицирующей функцией относится к группе посессивных.
Доля мифо-поэтического в ономастиконе былинных текстов заметно возрастает, значительно превосходя по количеству реально-исторические названия, когда речь идет о природно-географических в широком смысле топосах эпоса; о морях, реках, горах, полях и т. д. И наоборот: в ойконимах абсолютно преобладают реально-исторические наименования.
Состав и историко-географическая локализация собственных имен в былинах позволяют очертить примерные границы их (былин) изначального и более позднего географического пространства в реально-историческом и мифо-поэтическом измерениях в их динамике.
Таким образом, русское былинное пространство - это не абсолютно замкнутое пространство. Оно так же подвижно, исторически изменчиво, как и сама былина. Неизменной при этом остается жанровая заданность, определяющая закономерности поэтики и языковых средств, которые усредняют проявления общеэпического хронотопа независимо от реально исторической прикрепленности тех или иных конкретных персонажей. Топонимы в былинах отражают как реальное физическое пространство, но и с их помощью обозначается что-нибудь очень далёкое, беспредельное.
Исследованный материал позволяет сделать некоторые выводы.
1. Фольклорная ономастика является особой подсистемой, существующей в рамках поэтической ономастики. Спецификой былинного текста является сохранение доминирующей роли антропонимов и мифонимов.
2. Жанрообразующая роль имен собственных в фольклорном тексте принадлежит антропонимам. Антропонимы по частотным характеристикам выступают основным разрядом имен собственных во всех фольклорных текстах.
3. Топонимы представляют собой относительно условные ономастические единицы, так как для фольклорного текста несущественно точное обозначение места действия.
4. Имена героев в былинах представляют одно — и двучленные образования. Способы номинации действующих лиц отличаются от узуального функционированием разных вариантов личных имен (фонетических, словообразовательных) и вставных конструкций (отдельных слов, предложений). Антропонимы былинных текстов отличаются стилистической маркированностью, которая отражается в самом имени или идентифицирующих компонентах.
Антропонимика русского языка богата, разнообразна и сложна, поэтому ее изучение является очень перспективным как теоретически так и практически.


1. Азадовский М.К. История русской фольклористики. - М.:
Учпедгиз., 1958.
2. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. - Ленинград: «Просвещение», 1987.
3. Берёзкина Е.С. Этнонимическая лексика в устном народном поэтическом творчестве: Автореф. дисс... филол. наук. Орел, 2001
4. Бондалетов В.Д., Данилина Е.Ф. Средства выражения эмоциональноэкспрессивных оттенков в русских личных именах // Антропонимика. М.: Наука, 1970.
5. Бондалетов В.Д. Русская ономастика: Учеб, пособие. - М.:
Просвещение, 1983.
6. Блажес В.В. Содержательность художественной формы русского былинного эпоса. - Свердловск, 1977.
7. Ведина Т.Ф. Словарь личных имен. - М., 1999.
8. Веселовский С. Б. Ономастикой. - М., 1974.
9. Головина Р.В. Антропонимы в русской народной лирической песне. Автореферат дис. ... канд. филолог, наук. - Орел, 2001.
10. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1997.
11. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. - М.: Наука, 1987.
12. Горбаневский М.В. К проблеме семантики имени собственного // Лингвистическая семантика и логика. Сб. науч. Трудов. - М.: Изд-во УДН, 1983.
13. Горбаневский М.В. Ономастика в художественной литературе: Филологические этюды. - М.: Изд-во УДН, 1988.
14. Даль В.П. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 -х т. Т .II. - СПб-м.: Русский язык, 1982.
15. Зуева Т.В. Русский фольклор./ Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. - М.:
Наука, 2000.
16. Имя нарицательное и собственное. Сборник статей / Отв. ред. А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1978.
17. Кравцов Н.И. Русское устное народное творчество: Учеб, для филолог, фак-тов ун-тов / Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. - М.: Высшая школа, 1977.
18. Ковалев Г.Ф. Этнос и имя. - Воронеж: Воронежский
государственный университет, 2003.
19. Кондратьева Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. - Казань, 1967.
20. Кошарная С.А. Миф и язык: Опыт лингвокульт}фологической реконструкции русской мифологической картины мира. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.
21. Кудряшов К.В. Половецкая степь. М., 1948.
22. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. -М., 1981.
23. Левина Э.М. Ономастическое пространство в художественной речи: Учеб, пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000.
24. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл.,
1990.
25. Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. Сборник статей / Отв. ред. В.А. Никонов. - М.: Наука, 1970.
26. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф - имя - культура // Успенский Б. А. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. - М.: Гнозис, 1994.
27. Марков А.К былине о бое Ильи Муромца с сыном // Этнографическое обозрение. 1900. Кн. ХГУГ
28. Миллер В.Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. М., 1892.
29. Мирзоев В.Г. Былины и летописи - памятники русской
исторической мысли. - М., 1978.
30. Михайлов В.Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русской литературе // Филологические науки. - 1966. - №1.
31. Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. - М.: Мысль, 1984.
32. Неклюдов С.Ю. Время и пространство в былине //Славянский фольклор. М., 1972.
33. Нерознак В.П. Топонимика //Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
34. Никольская Т.Е. Ассоциативное поле личного имени //Семантика языковых единиц; Докл. IV Междунар. конф. 4.1. - М.: ИРЯП, 1998.
35. Никонов В.А. Славянский топонимический тип // Географические названия. - М.: Наука, 1962.
36. Номинация в ономастике. Сборник статей /Отв. ред. Н.Э. Рут. - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.
37. Ономастика. Типология. Стратегия. Сборник статей. - М.: Наука, 1988.
38. Петрова И.А. Парадигматические отношения имен собственных в фольклоре. Автореферат дис. ... канд. филолог, наук. - Волгоград, 2001.
39. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. -М.: Наука, 1978.
40. Рут М.Э. Номинация в ономастике. /Сборник научных трудов. - М.: Наука, 1991.
41. Рязанцев В.Д. Имена и названия. - М.: Современник, 1998
42. Суперанская А.В. Как вас зовут, где вы живете? - М.: Наука, 1973.
43. Суперанская А.В. общая теория имен собственных. - М.: Наука, 1973.
44. Суперанская А.В. Теория и методика ономастических исследований. -М.: Наука, 1986.
45. Харланов З.К. Географическое пространство русских былин // Филологические науки. - 2001. №4
46. Харланов З.К. Женский именник в былинах в контексте поэтики жанра и этноязыковой культуры //Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка на рубеже XX - XXI вв. - Воронеж, 2001.
47. Харланов З.К. Именник русских былин // Русская речь. - 2002. №3
48. Харланов З.К. Основные тенденции в динамике синтаксиса простого предложения в русском языке XI - XVII веков: Научные доклады СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998.
49. Харланов З.К. Состав и структура женского ономастикона в
былинах //Междисциплинарный семинар-4: Интерпретация художественного текста / Петрозаводская консерватория. - Петрозаводск, 2001.
50. Харланов З.К. Сравнительный синтаксис жанров русского фольклора. - Петрозаводск, 1981.
51. Хопорова Х.В. Культура в зеркале языка: древнегерманские двучленные имена собственные. - М.: Языки русской культуры, 1996.
52. Хопоров В.Н. Об одном способе сохранения традиции во времени: имя собственное в мифопоэтическом аспекте //Проблемы славянской этнографии (к 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Д. К. Зеленина). - Л.: Наука, 1979.
53. Флоренский П.А. Имена. -М., 1998.
53. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте: Учеб, пособие - Л.: Издательство ЛГУ, 1990.
54. Харченко В.К. Переносные значения слова. - Воронеж, 1989.
55. Хроленко А.Х. Общее языкознание. - М., 1989.
56. Хроленко А.Х. Семантика фольклорного слова. - Воронеж, 1992.
57. Хроленко А.Т. Этнос - язык - культура. - Курск, 1996.
58. Червинский П.П. Семантический язык фольклорной традиции. - М.: Наука, 1989.
59.Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. - М., 1996.
60. Ярхо Б.И. Эпические элементы, приуроченные к имени Михайла
Потыка// Этнографическое обозрение. - 1910. №3-4.
Приложение
Словарь имён собственных русских былин
Однокомпонентные (однословные) имена
1. Агрикановы, два брата - шестой и седьмой богатыри на заставе из семи.
2. Андронище, старчище, крестный отец Василия Буслаевича, выходит к Василию с колоколом на голове и гибнет от его руки.
3. Блудище, отец Котенка Блудова.
4. Бог.
5. Бурко, имя коня разных богатырей.
6. Буслав, Буславьюшко, отец Василия Буслаева
7. Ванюшка, старший сын честной вдовы
Апраксии.
8. Васенька, Васильюшко, подвергается наказанию кнутом по подозрению, что сделал волынку из "большого быка".
9. Васенька, вместе с братцем Сенюшкой борется с Кострюком, старший из трех братанов, приходящих бороться с Кострюком.
10. Василий, князь московский, при нем совершает свой подвиг Вахта Рагнозерский.
11 .Василий, сын Ильи Муромца и девки Сиверьяничны.
12. Витвички, два племянника короля Политовского, их наезд на Москву.
13. Владимир, Владимир князь, ласковый, стольный, стольно-киевский. И.Волшан, царь, былина про него и Ваньку Удовкина упоминается.
15. Вольга, Вольва, Волья Буславлевич, (В)сеславьевич, Святослав(г)ович, Святославьевич, Щеславьевич.
16. Воронко маленький полоненный, конь кн. Владимира, конь Ильи М. См. Сивушка.
17. Герман, к Герману Сергию ушел постригаться в старцы отец Ермака Тимофеевича.
18. Годунов, храбрый воин, рыцарь, защищает, бережет Гришку - Расстрижку.
19. Горын(ч)ище проклятое, татарин поганый, любовник Маринки.
20. Господь.
21. Данила. См. князь Милославский.
22. Дмитрий, царь московский, царевич, убит в Литве, его именем назвался Гришка-Расстрижка.
23. Долгополянин, пятый из семи богатырей на заставе.
24. Дородовичи, братья. См. Михаил, Федор Дородовичи.
25. Ерема, получает в подарок от царя Возвяка Таврольевича Новгород.
26. Жиман, король польский, отец Апраксии.
27.3еновей, Зеновка, похищает для Алеши Кутятина (Афанасия Путятина) "большого быка".
28. Илья, разбойник, кум темный и князь Карамышевский.
29. Казанский, Тимофей Иванович, боярин, советует Алексею Михайловичу отдать город Смоленск врагам.
30. Каин, царь Золотой Орды, за него просватана Апраксия, нападает на Киев. См. Калин.
31 .Кокора, доносит становому об ограблении коновала на Моше.
32. Кострюк, шурин царя Ивана Васильевича, его одолевают московские борцы, причем обнаруживается, что он переодетая девушка, Кострюкович, Демьян Демьянович, Темнюк, Демрюк(ович), Мастрюк, Мастрюк Чемерюкович, Кострюканович, Дебрюк Дебрюканович, черкаленец, черкашенин.
33. Краснощеков, генерал, захватывает Берлин-город и жену прусского короля.
34. Кузьма, крестьянин с Моши, грабит коновала и откупается от суда.
35. Левонтий, поп Ростовский,о его обжорливой корове упоминает Илья Муромец.
36. Ливики, два племянника литовского короля, их наезд на Русь. См. Витвички.
37. Лука и Моисей, дети боярские, шестой и седьмой из семи богатырей на заставе.
38. Любовичи, два брата, их завоевал Дюк.
39. Лядков, фамилия сказителя, помеш;енная им в припеве былины.
40. Микита. См. Никита.
41. Микула, король Ляховинский, отец Апраксии и Настасьи.
42. Милославский, князь Данила, подает Алексею Михайловичу совет стоять за Смоленск и назначается туда воеводою, Иван Иванович, боярин.
43. Митрий, князь богатый, управитель города Чернигова.
44. Михайло, князь, в его отсутствие его мать выжигает у жены младенца из утробы.
45. Моисей. См. Лука и Моисей, дети боярские.
46. Мороз, старшина на Моше.
47. Николай, державец Малидоньский, на его дочери Апраксии женится князь Владимир.
48. Ондронище. См. Андронище.
49. Петре, Петрой Петрович, королевский сын из Крякова, охотится, сражается с поляницей, оказываюш;имся его братом.
50. Петр, дворянин из Крякова, отец Луки и Василия, его предали смерти татары касимовские.
51. Пленко, гость Сарожанин, отец Чурилы.
52. Полешанин, четвертый из семи богатырей на заставе.
53. Потанюшка, из дружины Василия Буслаева, малый упавый, маленький, на правую ножку припадывает; хроменький (горбатенький, сын вдовы Апраксии), побеждает Кострюка, второй из трех братьев, приходяш;их бороться с Кострюком; Поташенька, сутул-горбат, товарищ Василия Богуслаевича.
54. Поташенька См. Потанюшка.
55. Потык, Потых Михаила Иванович, упоминается его красота- угожество, до вина упачлив, упальчив, полякует в поле, странствует в виде калики, по поручению кн. Владимира выправляет дань в Подольской земле, в Турции, в Швеции, женится на Марье Лебеди белой с уговором на случай смерти одного из них, выигрывает царство у царя Бухаря заморского, братается крестами с Ильей М. и Добрыней, отправляется с умершей женой в могилу, опаивается женою и зарывается в яму, превращен в камень, его разыскивают богатыри, калика (Микола святитель) возвращает ему человеческий вид, прибит гвоздями к стене, освобождается и расправляется с Марьей, становится царем, ездит оценивать Дюково имущество, не желает выдать жены царям, а расправляется с ними, по поручению Ильи М. ездит корить языки неверные, играет в шахматы с царем Вахрамеем, побивает войско царя Ивана Окульевича, сопровождает Добрыню к реке Пучайной), в поле, ему поручает кн. Владимир отвезти дань к Чубадею, королю Политовскому, былина про него упоминается.
56. Путятинский См. Афонасий.
57. Разин См. Сенька.
58. Раньжа, калека перехожая, у него Добрыня спрашивает, что делается в Киеве.
59. Рободанович, Рободановский. См. Василий Богданович.
60. Садко, богатый гость, Сатук, пребывание у Водного, Морского царя, поддонного князя, добывание золота и серебра под видом грязи и мусора, бьется об заклад с купцами и выигрывает, хочет выкупить все товары новгородские, называется работником. Садко, гусельщик, в него богатством желала бы уродить Добрыню мать, у него живет Святогор.
61. Салфея и Василий, два любовника, умирающие от отравы.
поднесенной матерью девушки. См. София.
62. Святогор, Святигор, встреча с Ильей М. и смерть в гробнице, сила его упоминается, ему не позволено ездить на Русь, его не случилось в Киеве при нападении Батыги, старше всех богатырей, стояш;их в числе 12 на московской заставе, посылает Добрыню в землю Тальянскую, жил у Садка, купца богатого, когда у него явилась сила великая, встреча его с Самсоном Самойловичем (=Илья М.), поднимание сумки и смерть в гробнице, преставление его на Святых горах. См. Самсон.
63. Святослав, отец Вольги.
64. Сеньша, его посылает царь Везвяк на устье.
65. Сергий См. Герман.
66. Сокольник, королевич из Крякова, сын Ильи М. См. Михайло Долгомерович.
67. Соловник, Соловников молодой, наезжает на Киев и требует поединщика, бой с Ильей М., смерть. См. Илья М. и сын.
68. София и Василий. См. Салфея.
69. Спаситель, Спас, пречистый, Спасов образ.
70. Татары, татарова, татарева, татаровя, татаровья, татаревья, поганые, неверные, поганые неверные, безбожные, могучие, сильные могучие, крупные и мелкие, татарины плененные, татарченок, Косинский татарин. См. также Касимовское поле, татаровья-улановья, татарская - уланская сила; татарская беседа, богатыри, войско, сила, голова, грудь, земли, конь, кость, кровь, руки, сердце, слобода, сын, улица, управа, царица, царство.
71. Угрюмиш;е, старичигце, крестный батюшка Василия Буславьевича, убитый своим крестником.
72. Фома, получает от Возвяка Таврольевича в подарок Тотьму.
73. Фомушка, из дружины Василия Буслаевича, толстый благоуродливый, толстородливый.
74. Хованский, Илья Иванович, боярин, советует
Михайловичу отдать город Смоленск неприятелю.
75. Хотен, Хотин, Хотей, Котенко, Котенко Блудович, Блудов сын, Блудовской, Збудович, неудачное сватовство и месть семье, его отвергнувшей. См. также Фотей, Фадей.
76. Христос (Иисус), милостыня Христа ради. Христов день, светлый. Христово воскресенье, светлое, светлая неделя, христосоваться. Христов гроб, Христо(в)ская вечерня, заутреня, обедня, Пятница, служба. Суббота, яичко.
77.Чембал, король литовский, дядя Ливиков.
78.Черкаленец, черкашенин, название Кострюка.
79.Чолпан, король литовский, дядя Ливиков.
80.Чубадей, король Политовский, отвезти ему дань посылает кн. Владимир Потыка.
81.Чурило, Чурилка, Чуришка, Щурило, Пленкович, Попленкович, Щапленкович, Щипленкович, Щапа Пленкович, упоминается его (щапливая) походка, щапство-щегольство, пощапка, удаль, самолучший богатырь, его наряды, на его красоту засматриваются старицы, молодцы и девицы, хвастается своей пошапкой молодецкою, похождения его с чужой женой, этот эпизод приписан Добрыне, бьется об заклад с Дюком и проигрывает, ездит с Дюком, который побеждает его в скаканье через Неву, его побил Дюк, на пиру у кн. Владимира, стоит по левую руку кн. Владимира, подле него становится в церкви Дюк, выражает сомнение в подлинности Дюка и предлагает кн. Владимиру послать Алешу Поповича описывать его имение, ездит вместе с Алешей Поповичем оценивать Дюково имупдество, является на службу к кн. Владимиру, служит при дворе кн. Владимира и возбуждает страсть в Апраксии, состязается с переодетой женой Ильи М. (=Ставра), четвертый в числе 7 богатырей на заставе, вместе с Добрыней и Ильей М. сражается против неверной силы, ему удалась женитьба, пришедшим к нему за деньгами сыновьям Садового жены советует отдать сестру за Фадея, дружина его творит безобразия в Киеве, кн. Владимир приезжает к нему в гости, смерть его, про молодость его, про смерть. Отец его см. Пленко. Чурило и королева (-’молодец и худая жена" + "молодец и королева").
82. Шахманок. См. Конь.
83. Шелементьев, Борис Петрович, в его дворце хочет остановиться шведский король.
84. Шемаханский. См. Шелк.
85. Щурила. См. Чурило.
86. Юрий, пан Сердобольский, отец Марины, пан орды польской.
87. Ярюк, сын Иванович, богатырь, убивает Алешу Поповича, хотевшего отрубить ему голову и отнять жену.
Двухкомпонентные (двухсловные) имена
1. Алексей Михайлович, царь Московский, предлагает генералам взять Азов, советуется с князьями и боярами, отдавать ли Смоленск шведскому королю.
2. Алеша Дородович, сражается с Ильей Муромцем, побежден им и с ним братается. См. Илья М. и сын.
3. Алеша Кутятин, для него похищают "большого быка" Рободановика.
4. Алеша мясник, убивает "большого быка".
5. Алеша Попович, Олеша, поповский сын, Поповинец, названный крестовый брат Добрыни, Левонтьевич, Григорьевич, Иванович, называется королевским сыном, у него глаза поповские, завидливы, силой не силен, напуском смел, упоминается его смелость, красота, грамотность, похавность, ему женитьба неудачная, удалась ему женитьба, бабий, женский, девочий на(д)смешник, пересмешник, на ножку хром, да на походку скор, племянник родной кн. Владимиру, не удалый, не смеет сразиться с Идолищем, с поляницей, отказывается сразиться со змеею, привозит Забаву в Киев по поручению Добрыни, привозит ложные вести о Добрыне, женится на жене Добрыни, расправа с ним Добрыни, его спасает от рук Добрыни Илья Муромец, посхимился, пошел в монастыри после расправы с ним Добрыни, его не случилось в Киеве, находился на богомольной стороне, у Макарья на желтых песках, в Новгороде, пропадает без вести, сражается с Добрыней, братается с ним, отправляется с Добрыней на Литву, сопровождает Дуная при добывании невесты кн. Владимиру, по поручению князя едет спрашивать у калик про чапгу, его нельзя послать: с приглашением, оценивать Дюково имение, за данью - забалуется с молодушками, с девицами загуляется, сражаться с богатырем, ездит вместе с Чурилою оценивать Дюково имущество, убивает Тугарина, едет по поручению Ильи Муромца удерживать Ермака, третий богатырь в числе семи на заставе, в числе трех, хвастается на пиру золотою казною, заявляет желание защищать Киев от Калина, выезжает на заставу, дает совет кн. Владимиру послать Добрыню выручать Забаву от змеи, биться с неприятелем на Турецкой границе, сопровождает Р1вана Го(р)диновича при добывании невесты, ему поручает Добрыня оседлать коня, бьет по голове палицей калику-богатыря, ходит в Маринкин терем за стрелами по поручению Добрыни, смерть его.
6. Алешка Баскаков, из дружины разбойника Ильи.
7. Андрей Андреевич, второй из братьев, приходящих бороться с Кострюком.
8. Аника-воин, стих про него упоминается.
9. Аполонище славное, сын девки Сиверьяночки и Ильи Муромца, бой его с отцом.
10. Астраханский князь, подает Алексею Михайловичу совет уступить Смоленец-город шведскому королю, повешен за это царем.
11. Афонасий Путятинский, великий князь, для него и похищают быка Рободановского.
12. Батыга Батыгович, Сергиевич, сын Васильевич, Батый, царь, облагает Киев, закаивается бывать в Киеве, смерть его, сын его Батыга Батыгович, убиваемый Василием Игнатьевичем.
13. Бахмет Турецкий, старый король, разоряет Казань, но отпускает полон по просьбе Авдотьи Рязаночки.
14. Безмер Васильевич, молодой, муж любовницы Чурилиной. См. Бермята.
15. Бермята Васильевич, Михайлович, старый муж Чурилиной любовницы, между ним и Чурилой становится в церкви Дюк, в его роли Добрыня. См. Пермят, Вельма, Безмер.
16. Борис Борисович и брат его Митрий Борисович, благоверные князья в Твери.
17. Ботяин Ботиянов, король земли Сорочинской.
18. Бухардов король, ему везет дань Добрыня.
19. Бухарский князь, подает совет Алексею Михайловичу уступить Смоленск шведскому королю, казнен им за это.
20. Бухарские жеребчики.
21. Бухарь царь заморский, требует дани-выходы с кн. Владимира, проигрывает Потыку свое Бухарское царство.
22. Бухарьский король, (то же), сражается с Добрыней.
23. Ванька Удовкин. См. Волшан царь.
24. Ванюша новогорожанин, из дружины Василия Буслаева.
25. Василий Андреевич, старший из трех братьев, пришедших бороться с Кострюком.
26. Василий Богданович, сам Рободанович Рободановский, владелец "большого быка", которого у него похищают.
27. Василий Бусла(вь)евич, Богуслаевич, шуточки пошучивает, выбирает дружину, бьется с новгородцами, с мужиками городо-кемскими, с силой войской из-за обладания Новгородом, убивает крестного отца, останавливается матерью, сопровождает Дуная при добывании невесты кн.
Владимиру, отправляется замаливать грехи в Иерусалим, купается в Ердан- реке нагим телом, несмотря на предосторожения, кость предсказывает ему гибель, смерть его при перепрыгивании через камень. Мать его. См. также Омельфа, Фетьма и Мамельфа Тимофеевна. В роли Василия Буслаева действует Вольга.
28. Василий Васильевич, голь кабацкая, избивает войско Батыги. См. Василий Игнатьевич.
29. Василий заморский, паробок заморский, сопровождает Дуная и Василия Казимирова при добывании невесты кн. Владимиру.
30. Василий Иванович, посол царя Калина.
31. Василий Иванович, сын князя Карамышевского, племянник и крестник кн. Владимира, убивает разбойника Шью.
32. Василий Иванович, царевич, сын Ивана Грозного, доносит на брата отцу. См. Иван-царевич.
33. Василий Игнатьевич, избивает войско Батыги, былина про него упоминается, называется голью кабацкою, упьянсливый, в роли калики уступает свою одежду Илье М., отправляюш;емуся сражаться с Идолип];ем. См. Василий Васильевич.
34. Василий и Салфея, два любовника, умирающие от отравы, и Софьюшка. Былина про них упоминается.
35. Василий Казимиров, отвозит по поручению кн. Владимира дань к королю Ботияну, сопровождает Дуная при добывании невесты кн. Владимиру.
36. Василий Никулин, это имя принимает жена Ставра. См. Василиса Никулична, Настасья.
37. Василий Петрович из Крякова, похищен трех месяцев от роду татарами, встречается, выросши, с братом Лукою или Петром и возвращается к матери.
38. Васька Белозерянин, товарищ Василия Буслаева.
39. Вахрамей Вахрамеевич, царь, отец жены Потыка, играет несчастливо с Потыком в шахматы.
40. Везвяк Везвякович, царь, жалует Щелкана Тверью. См. Возвяк.
41. Вельма Васильевич, муж любовницы Чурилиной. См. Бермята.
42. Викула Селягин, пахарь-богатырь, встреча его с Вольгой, Селянинович. См. Никула.
43 .Водяной царь, требует пошлины у Садка, посылает ему 3 рыбы- золоты перья, берет Садка к себе, водяной. См. Морской царь.
44. (Во)звяк Таврольевич, царь, зять Щелкана Дудентьевича. См. Везвяк.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ