СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (10 КЛАСС, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы обучения аудированию 6
1.1 Содержание понятия «аудирование» 6
1.2 Психофизиологическая характеристика аудирования 10
1.3 Внешние и внутренние факторы, воздействующие на
аудирование 15
1.4 Аудирование как цель и как средство обучения английскому
языку 21
Выводы по ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА II. Стратегии обучения аудированию на современном этапе 28
2.1 Виды аудирования 28
2.2 Трёхступенчатая модель обучения аудированию 33
2.3 Стратегии обучения аудированию 35
Выводы по ГЛАВЕ II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
ГЛАВА I. Теоретические основы обучения аудированию 6
1.1 Содержание понятия «аудирование» 6
1.2 Психофизиологическая характеристика аудирования 10
1.3 Внешние и внутренние факторы, воздействующие на
аудирование 15
1.4 Аудирование как цель и как средство обучения английскому
языку 21
Выводы по ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА II. Стратегии обучения аудированию на современном этапе 28
2.1 Виды аудирования 28
2.2 Трёхступенчатая модель обучения аудированию 33
2.3 Стратегии обучения аудированию 35
Выводы по ГЛАВЕ II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Выпускная квалификационная работа посвящена стратегиям обучения иноязычному аудированию в 10 классе средней общеобразовательной школы.
Актуальность темы исследования. Задача формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся не будет достигнута, если в процессе иноязычного образования не будет сформирована аудитивная база, являющаяся, во-первых, одним из условий совершенствования навыков устной речи, во-вторых, средством к накоплению сведений о неисчерпаемых возможностях языковой системы и способах ее речевой реализации, в- третьих, дополнительным каналом пополнения знаний о стране изучаемого языка. Формирование иноязычной аудитивной базы - это ответственный и необходимый шаг, предоставляющий обучающимся возможность включиться в будущем в реальное иноязычное общение.
На сегодняшний день раздел ЕГЭ по английскому языку «Аудирование» состоит из 15 заданий различных типов. Справедливо заметить, что умения воспринимать текст на слух с различными целями (понимание основной информации, извлечения специфической информации, полного детального понимания) являются комплексными специфическими умениями. Эти специфические умения требуют отработки и применения различных стратегий аудирования в зависимости от цели.
Согласно данным анализа результатов ЕГЭ (с момента введения и до 2015 гг.) увеличился процент тех, кто не справился с этим видом работы (2008 - 3,2%; 2015 - 3,55%). Однако в 2016 г. данный показатель снизился до 1,9%. Это обстоятельство подтверждает значимость решения проблемы обучения аудированию в целом и современным стратегиям обучения аудирования в частности.
Существующие на сегодняшний день проблемы свидетельствуют о том, что аудированию не уделяли должного внимания, а процесс обучения больше сводился к подготовке учащихся к формату теста. Аудирование - это сложный вид речевой деятельности, которому нужно обучать специально, так как аудитивные умения и навыки формируются непосредственно в процессе восприятия и распознавания звучащей речи. Кроме того, проведя опрос среди старшеклассников, выяснилось, что 90% учащихся относятся к аудированию как к учебной деятельности и не видят дальнейшего применения полученной информации. Результатом такого отношения является низкий уровень активности, как следствие - недостаточная эффективность обучения аудирования в целом.
Недооценка аудирования как вида речевой деятельности может отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников в целом. Добиться целей обучения аудированию в средней школе возможно лишь в случае обеспечения обучающихся надёжными стратегиями аудирования.
Объект исследования: обучение аудированию (на примере
английского языка).
Предмет исследования: стратегии обучения аудированию (на примере английского языка).
Цель исследования: выявление, теоретическое и методическое обоснование эффективных стратегий аудирования (на примере обучения учащихся 10 класса английскому языку.)
Для достижения цели исследования и обоснования гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:
• провести тестирование учащихся 10 класса с целью определения уровня владения английским языком;
• определить содержание обучения аудированию: понятие,
сущность, функции;
• рассмотреть психофизиологическую природу аудирования иноязычной речи и определить трудности аудирования;
•
навыков;
• рассмотреть существующие стратегии обучения иноязычному аудированию обучающихся в старшей средней школе;
• скорректировать стратегические средства обучения аудированию применительно к экспериментальной группе (10 класс, общеобразовательная школа);
• на основе полученных результатов разработать методические рекомендации для учителя и учащегося.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследованию вопросов обучения аудированию школьников уделяли внимание в методике обучения как родному, так и иностранному языкам многие ученые. Среди них - М.С. Балабайко, М.Т. Баранов, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, С. Я. Золотницкая, З.А. Кочкина, М.Г. Каспарова, О.А. Моисеенко, Е.И. Пассов, М.Г. Погосян Е.Г., М.Л. Панченко, Г.М. Пруссаков, Ш. Сапарова, и др.
Используемые методы исследования: анализ литературы, сравнение, классификация, тестирование, анкетирование.
Апробация работы. Материалы исследования нашли отражение в статьях:
• Стратегии обучения иностранному языку в современной школе;
• Стратегии обучения аудированию как основа формирования аудитивной базы учащихся.
В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме «Стратегии обучения иноязычному аудированию старшеклассников». Апробация работы проводилась при прохождении практики в Валуйской СОШ № 2.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Актуальность темы исследования. Задача формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся не будет достигнута, если в процессе иноязычного образования не будет сформирована аудитивная база, являющаяся, во-первых, одним из условий совершенствования навыков устной речи, во-вторых, средством к накоплению сведений о неисчерпаемых возможностях языковой системы и способах ее речевой реализации, в- третьих, дополнительным каналом пополнения знаний о стране изучаемого языка. Формирование иноязычной аудитивной базы - это ответственный и необходимый шаг, предоставляющий обучающимся возможность включиться в будущем в реальное иноязычное общение.
На сегодняшний день раздел ЕГЭ по английскому языку «Аудирование» состоит из 15 заданий различных типов. Справедливо заметить, что умения воспринимать текст на слух с различными целями (понимание основной информации, извлечения специфической информации, полного детального понимания) являются комплексными специфическими умениями. Эти специфические умения требуют отработки и применения различных стратегий аудирования в зависимости от цели.
Согласно данным анализа результатов ЕГЭ (с момента введения и до 2015 гг.) увеличился процент тех, кто не справился с этим видом работы (2008 - 3,2%; 2015 - 3,55%). Однако в 2016 г. данный показатель снизился до 1,9%. Это обстоятельство подтверждает значимость решения проблемы обучения аудированию в целом и современным стратегиям обучения аудирования в частности.
Существующие на сегодняшний день проблемы свидетельствуют о том, что аудированию не уделяли должного внимания, а процесс обучения больше сводился к подготовке учащихся к формату теста. Аудирование - это сложный вид речевой деятельности, которому нужно обучать специально, так как аудитивные умения и навыки формируются непосредственно в процессе восприятия и распознавания звучащей речи. Кроме того, проведя опрос среди старшеклассников, выяснилось, что 90% учащихся относятся к аудированию как к учебной деятельности и не видят дальнейшего применения полученной информации. Результатом такого отношения является низкий уровень активности, как следствие - недостаточная эффективность обучения аудирования в целом.
Недооценка аудирования как вида речевой деятельности может отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников в целом. Добиться целей обучения аудированию в средней школе возможно лишь в случае обеспечения обучающихся надёжными стратегиями аудирования.
Объект исследования: обучение аудированию (на примере
английского языка).
Предмет исследования: стратегии обучения аудированию (на примере английского языка).
Цель исследования: выявление, теоретическое и методическое обоснование эффективных стратегий аудирования (на примере обучения учащихся 10 класса английскому языку.)
Для достижения цели исследования и обоснования гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:
• провести тестирование учащихся 10 класса с целью определения уровня владения английским языком;
• определить содержание обучения аудированию: понятие,
сущность, функции;
• рассмотреть психофизиологическую природу аудирования иноязычной речи и определить трудности аудирования;
•
навыков;
• рассмотреть существующие стратегии обучения иноязычному аудированию обучающихся в старшей средней школе;
• скорректировать стратегические средства обучения аудированию применительно к экспериментальной группе (10 класс, общеобразовательная школа);
• на основе полученных результатов разработать методические рекомендации для учителя и учащегося.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследованию вопросов обучения аудированию школьников уделяли внимание в методике обучения как родному, так и иностранному языкам многие ученые. Среди них - М.С. Балабайко, М.Т. Баранов, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, С. Я. Золотницкая, З.А. Кочкина, М.Г. Каспарова, О.А. Моисеенко, Е.И. Пассов, М.Г. Погосян Е.Г., М.Л. Панченко, Г.М. Пруссаков, Ш. Сапарова, и др.
Используемые методы исследования: анализ литературы, сравнение, классификация, тестирование, анкетирование.
Апробация работы. Материалы исследования нашли отражение в статьях:
• Стратегии обучения иностранному языку в современной школе;
• Стратегии обучения аудированию как основа формирования аудитивной базы учащихся.
В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме «Стратегии обучения иноязычному аудированию старшеклассников». Апробация работы проводилась при прохождении практики в Валуйской СОШ № 2.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Подводя итог нашего исследования, следует еще раз подчеркнуть, что обучение аудированию было и остаётся одним из актуальных вопросов методики преподавания иностранного языка, так как аудирование относится к рецептивным видам речевой деятельности, и вместе с говорением образует устную речь. Основная задача изучения иностранного языка в школе - это научить учащихся языку как средству общения, то есть по окончании школы учащиеся должны уметь поддержать разговор в наиболее общих ситуациях общения. Умение общаться на иностранном языке не возможно без восприятия иноязычной речи на слух.
Важно понимать, что аудирование является самым сложным видом речевой деятельности, и для того, чтобы научить эффективному аудированию в школе, нужно использовать определенные стратегии, во- вторых, делать это нужно систематически. Не следует забывать о том, что умения и навыки аудирования формируются успешнее, если информация воспринимается не только с помощью слухового анализатора, но и зрительного. Использования иноязычных видеоматериалов создаёт условия иноязычной среды с её культурой и ценностями и помогает овладеть иностранным языком, не находясь в стране изучаемого языка, а в искусственно созданной среде. Эффективность использования видеоматериалов зависит от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как соотнесено использование материала с целями и задачами урока.
В результате проведенного исследования вы сделали следующие выводы:
• умение пользоваться стратегическими средствами мотивирует
обучающегося, ориентирует его, настраивает на самостоятельный поиск и учит оценивать свои действия. Мы убедились в том, что стратегические свойства проявляется, во-первых, в том, что полезность их видна только при систематическом и долговременном использовании. Во-вторых, все предлагаемые действия в стратегии довольно жестко фиксированы и их последовательность обязательна;
• применяя стратегическое средство, обучающийся может самостоятельно оценивать ситуацию общения, устанавливать цель понимания текста, пользоваться фоновыми знаниями и актуализировать навыки и умения аудирования. Поэтому процесс понимания речи на слух должен мотивировать каждого реципиента к активному учению, оценке своей деятельности слушания и осознанной ее коррекции в случае необходимости. Этому способствует обучение, которое предоставляет учащимся возможность овладевать эффективными для каждого из них стратегиями и использовать их как в учебной ситуации, так и в реальном общении;
• апробированные нами стратегии аудирования можно определить, как эффективные способы активного управления реципиентом в процессе аудирования.
Однако, мы считаем важным и то, что без соответствующей перестройки педагога и обучающегося невозможно решить проблему эффективного повышения качества формирования умения слушания и понимания аутентичной иноязычной речи. Успех в иноязычном аудировании определяется тем, насколько плавно удается гармонизировать как задачи обучения аудированию на разных этапах иноязычного образования, так и стратегии научения обучающихся данному виду речевой деятельности.
Обучение восприятию иноязычной речи на слух представляет собой один из передовых аспектов овладения иноязычной компетенцией, и именно поэтому развитие и совершенствование стратегий обучения иноязычному аудированию, отвечающих запросам времени, принципиально насущны. Процесс понимания аутентичной речи носит индивидуальный и длительный характер. Обучающийся сможет научиться автономно создавать собственные знания, если педагог сможет направить этот процесс, обучить новым способам и приемам мышления, необходимым и достаточным стратегиям восприятия и понимания аутентичной иноязычной речи на слух.
В ходе проведённой учебно-воспитательной работы во время практики были использованы различные методы и приемы обучения, которые стимулировали учебно-познавательную деятельность учащихся.
Использованные методы и приёмы показали свою эффективность.
Следует отметить, что все поставленные задачи были выполнены в ходе работы, а именно:
• проведено тестирование уровня владения языком в 10 классе;
• определено содержание обучения аудированию;
• исследована психофизиологическая природа аудирования;
• изучены методы, приемы и средства формирования аудитивных навыков;
• рассмотрены существующие стратегии обучения аудированию и скорретированы стратегии обучения аудированию учащихся 10 класса применительно к их условиям;
• разработаны методические рекомендации по использованию учащимися 10 класса стратегий аудирования.
Однако проведённое нами исследование не даёт исчерпывающего ответа по вопросу стратегий обучения аудированию и предполагает дальнейшее изучения этого вопроса.
Важно понимать, что аудирование является самым сложным видом речевой деятельности, и для того, чтобы научить эффективному аудированию в школе, нужно использовать определенные стратегии, во- вторых, делать это нужно систематически. Не следует забывать о том, что умения и навыки аудирования формируются успешнее, если информация воспринимается не только с помощью слухового анализатора, но и зрительного. Использования иноязычных видеоматериалов создаёт условия иноязычной среды с её культурой и ценностями и помогает овладеть иностранным языком, не находясь в стране изучаемого языка, а в искусственно созданной среде. Эффективность использования видеоматериалов зависит от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как соотнесено использование материала с целями и задачами урока.
В результате проведенного исследования вы сделали следующие выводы:
• умение пользоваться стратегическими средствами мотивирует
обучающегося, ориентирует его, настраивает на самостоятельный поиск и учит оценивать свои действия. Мы убедились в том, что стратегические свойства проявляется, во-первых, в том, что полезность их видна только при систематическом и долговременном использовании. Во-вторых, все предлагаемые действия в стратегии довольно жестко фиксированы и их последовательность обязательна;
• применяя стратегическое средство, обучающийся может самостоятельно оценивать ситуацию общения, устанавливать цель понимания текста, пользоваться фоновыми знаниями и актуализировать навыки и умения аудирования. Поэтому процесс понимания речи на слух должен мотивировать каждого реципиента к активному учению, оценке своей деятельности слушания и осознанной ее коррекции в случае необходимости. Этому способствует обучение, которое предоставляет учащимся возможность овладевать эффективными для каждого из них стратегиями и использовать их как в учебной ситуации, так и в реальном общении;
• апробированные нами стратегии аудирования можно определить, как эффективные способы активного управления реципиентом в процессе аудирования.
Однако, мы считаем важным и то, что без соответствующей перестройки педагога и обучающегося невозможно решить проблему эффективного повышения качества формирования умения слушания и понимания аутентичной иноязычной речи. Успех в иноязычном аудировании определяется тем, насколько плавно удается гармонизировать как задачи обучения аудированию на разных этапах иноязычного образования, так и стратегии научения обучающихся данному виду речевой деятельности.
Обучение восприятию иноязычной речи на слух представляет собой один из передовых аспектов овладения иноязычной компетенцией, и именно поэтому развитие и совершенствование стратегий обучения иноязычному аудированию, отвечающих запросам времени, принципиально насущны. Процесс понимания аутентичной речи носит индивидуальный и длительный характер. Обучающийся сможет научиться автономно создавать собственные знания, если педагог сможет направить этот процесс, обучить новым способам и приемам мышления, необходимым и достаточным стратегиям восприятия и понимания аутентичной иноязычной речи на слух.
В ходе проведённой учебно-воспитательной работы во время практики были использованы различные методы и приемы обучения, которые стимулировали учебно-познавательную деятельность учащихся.
Использованные методы и приёмы показали свою эффективность.
Следует отметить, что все поставленные задачи были выполнены в ходе работы, а именно:
• проведено тестирование уровня владения языком в 10 классе;
• определено содержание обучения аудированию;
• исследована психофизиологическая природа аудирования;
• изучены методы, приемы и средства формирования аудитивных навыков;
• рассмотрены существующие стратегии обучения аудированию и скорретированы стратегии обучения аудированию учащихся 10 класса применительно к их условиям;
• разработаны методические рекомендации по использованию учащимися 10 класса стратегий аудирования.
Однако проведённое нами исследование не даёт исчерпывающего ответа по вопросу стратегий обучения аудированию и предполагает дальнейшее изучения этого вопроса.
Подобные работы
- Реализация коммуникативного подхода в обучении школьников английскому языку с использованием подкастов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2024 - Формирование лексических навыков у учащихся средней ступени обучения посредством изучения фольклора
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
УЧЕНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ ПЛАТФОРМ DUOLINGO,
LINGUALEO, STEPIC)
Магистерская диссертация, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативной компетенции старших школьников на уроках английского языка (на материале фразеологии) (Крымский Федеральный Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И
ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ
СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - СТРАТЕГИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИДИОМ, ОПИСЫВАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ПРИ ОБУЧЕНИИ
ГОВОРЕНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



