Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ (10 КЛАСС, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА)

Работа №66734

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

английский язык

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы обучения аудированию 6
1.1 Содержание понятия «аудирование» 6
1.2 Психофизиологическая характеристика аудирования 10
1.3 Внешние и внутренние факторы, воздействующие на
аудирование 15
1.4 Аудирование как цель и как средство обучения английскому
языку 21
Выводы по ГЛАВЕ 1 25
ГЛАВА II. Стратегии обучения аудированию на современном этапе 28
2.1 Виды аудирования 28
2.2 Трёхступенчатая модель обучения аудированию 33
2.3 Стратегии обучения аудированию 35
Выводы по ГЛАВЕ II 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59


Выпускная квалификационная работа посвящена стратегиям обучения иноязычному аудированию в 10 классе средней общеобразовательной школы.
Актуальность темы исследования. Задача формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся не будет достигнута, если в процессе иноязычного образования не будет сформирована аудитивная база, являющаяся, во-первых, одним из условий совершенствования навыков устной речи, во-вторых, средством к накоплению сведений о неисчерпаемых возможностях языковой системы и способах ее речевой реализации, в- третьих, дополнительным каналом пополнения знаний о стране изучаемого языка. Формирование иноязычной аудитивной базы - это ответственный и необходимый шаг, предоставляющий обучающимся возможность включиться в будущем в реальное иноязычное общение.
На сегодняшний день раздел ЕГЭ по английскому языку «Аудирование» состоит из 15 заданий различных типов. Справедливо заметить, что умения воспринимать текст на слух с различными целями (понимание основной информации, извлечения специфической информации, полного детального понимания) являются комплексными специфическими умениями. Эти специфические умения требуют отработки и применения различных стратегий аудирования в зависимости от цели.
Согласно данным анализа результатов ЕГЭ (с момента введения и до 2015 гг.) увеличился процент тех, кто не справился с этим видом работы (2008 - 3,2%; 2015 - 3,55%). Однако в 2016 г. данный показатель снизился до 1,9%. Это обстоятельство подтверждает значимость решения проблемы обучения аудированию в целом и современным стратегиям обучения аудирования в частности.
Существующие на сегодняшний день проблемы свидетельствуют о том, что аудированию не уделяли должного внимания, а процесс обучения больше сводился к подготовке учащихся к формату теста. Аудирование - это сложный вид речевой деятельности, которому нужно обучать специально, так как аудитивные умения и навыки формируются непосредственно в процессе восприятия и распознавания звучащей речи. Кроме того, проведя опрос среди старшеклассников, выяснилось, что 90% учащихся относятся к аудированию как к учебной деятельности и не видят дальнейшего применения полученной информации. Результатом такого отношения является низкий уровень активности, как следствие - недостаточная эффективность обучения аудирования в целом.
Недооценка аудирования как вида речевой деятельности может отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников в целом. Добиться целей обучения аудированию в средней школе возможно лишь в случае обеспечения обучающихся надёжными стратегиями аудирования.
Объект исследования: обучение аудированию (на примере
английского языка).
Предмет исследования: стратегии обучения аудированию (на примере английского языка).
Цель исследования: выявление, теоретическое и методическое обоснование эффективных стратегий аудирования (на примере обучения учащихся 10 класса английскому языку.)
Для достижения цели исследования и обоснования гипотезы исследования необходимо решение следующих задач:
• провести тестирование учащихся 10 класса с целью определения уровня владения английским языком;
• определить содержание обучения аудированию: понятие,
сущность, функции;
• рассмотреть психофизиологическую природу аудирования иноязычной речи и определить трудности аудирования; 

навыков;
• рассмотреть существующие стратегии обучения иноязычному аудированию обучающихся в старшей средней школе;
• скорректировать стратегические средства обучения аудированию применительно к экспериментальной группе (10 класс, общеобразовательная школа);
• на основе полученных результатов разработать методические рекомендации для учителя и учащегося.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследованию вопросов обучения аудированию школьников уделяли внимание в методике обучения как родному, так и иностранному языкам многие ученые. Среди них - М.С. Балабайко, М.Т. Баранов, М.Л. Вайсбурд, Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, С. Я. Золотницкая, З.А. Кочкина, М.Г. Каспарова, О.А. Моисеенко, Е.И. Пассов, М.Г. Погосян Е.Г., М.Л. Панченко, Г.М. Пруссаков, Ш. Сапарова, и др.
Используемые методы исследования: анализ литературы, сравнение, классификация, тестирование, анкетирование.
Апробация работы. Материалы исследования нашли отражение в статьях:
• Стратегии обучения иностранному языку в современной школе;
• Стратегии обучения аудированию как основа формирования аудитивной базы учащихся.
В рамках студенческой конференции был сделан доклад по теме «Стратегии обучения иноязычному аудированию старшеклассников». Апробация работы проводилась при прохождении практики в Валуйской СОШ № 2.
Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, выводам по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог нашего исследования, следует еще раз подчеркнуть, что обучение аудированию было и остаётся одним из актуальных вопросов методики преподавания иностранного языка, так как аудирование относится к рецептивным видам речевой деятельности, и вместе с говорением образует устную речь. Основная задача изучения иностранного языка в школе - это научить учащихся языку как средству общения, то есть по окончании школы учащиеся должны уметь поддержать разговор в наиболее общих ситуациях общения. Умение общаться на иностранном языке не возможно без восприятия иноязычной речи на слух.
Важно понимать, что аудирование является самым сложным видом речевой деятельности, и для того, чтобы научить эффективному аудированию в школе, нужно использовать определенные стратегии, во- вторых, делать это нужно систематически. Не следует забывать о том, что умения и навыки аудирования формируются успешнее, если информация воспринимается не только с помощью слухового анализатора, но и зрительного. Использования иноязычных видеоматериалов создаёт условия иноязычной среды с её культурой и ценностями и помогает овладеть иностранным языком, не находясь в стране изучаемого языка, а в искусственно созданной среде. Эффективность использования видеоматериалов зависит от того, насколько рационально организована структура видеозанятия, как соотнесено использование материала с целями и задачами урока.
В результате проведенного исследования вы сделали следующие выводы:
• умение пользоваться стратегическими средствами мотивирует
обучающегося, ориентирует его, настраивает на самостоятельный поиск и учит оценивать свои действия. Мы убедились в том, что стратегические свойства проявляется, во-первых, в том, что полезность их видна только при систематическом и долговременном использовании. Во-вторых, все предлагаемые действия в стратегии довольно жестко фиксированы и их последовательность обязательна;
• применяя стратегическое средство, обучающийся может самостоятельно оценивать ситуацию общения, устанавливать цель понимания текста, пользоваться фоновыми знаниями и актуализировать навыки и умения аудирования. Поэтому процесс понимания речи на слух должен мотивировать каждого реципиента к активному учению, оценке своей деятельности слушания и осознанной ее коррекции в случае необходимости. Этому способствует обучение, которое предоставляет учащимся возможность овладевать эффективными для каждого из них стратегиями и использовать их как в учебной ситуации, так и в реальном общении;
• апробированные нами стратегии аудирования можно определить, как эффективные способы активного управления реципиентом в процессе аудирования.
Однако, мы считаем важным и то, что без соответствующей перестройки педагога и обучающегося невозможно решить проблему эффективного повышения качества формирования умения слушания и понимания аутентичной иноязычной речи. Успех в иноязычном аудировании определяется тем, насколько плавно удается гармонизировать как задачи обучения аудированию на разных этапах иноязычного образования, так и стратегии научения обучающихся данному виду речевой деятельности.
Обучение восприятию иноязычной речи на слух представляет собой один из передовых аспектов овладения иноязычной компетенцией, и именно поэтому развитие и совершенствование стратегий обучения иноязычному аудированию, отвечающих запросам времени, принципиально насущны. Процесс понимания аутентичной речи носит индивидуальный и длительный характер. Обучающийся сможет научиться автономно создавать собственные знания, если педагог сможет направить этот процесс, обучить новым способам и приемам мышления, необходимым и достаточным стратегиям восприятия и понимания аутентичной иноязычной речи на слух.
В ходе проведённой учебно-воспитательной работы во время практики были использованы различные методы и приемы обучения, которые стимулировали учебно-познавательную деятельность учащихся.
Использованные методы и приёмы показали свою эффективность.
Следует отметить, что все поставленные задачи были выполнены в ходе работы, а именно:
• проведено тестирование уровня владения языком в 10 классе;
• определено содержание обучения аудированию;
• исследована психофизиологическая природа аудирования;
• изучены методы, приемы и средства формирования аудитивных навыков;
• рассмотрены существующие стратегии обучения аудированию и скорретированы стратегии обучения аудированию учащихся 10 класса применительно к их условиям;
• разработаны методические рекомендации по использованию учащимися 10 класса стратегий аудирования.
Однако проведённое нами исследование не даёт исчерпывающего ответа по вопросу стратегий обучения аудированию и предполагает дальнейшее изучения этого вопроса.


1. Азаровская А.Е. Я слушаю Вас. Текст // Коммуникативная методика. - 2002. - №1. - С. 22-25.
2. Апатова Л.И. Обучение пониманию иноязычной речи на слух: автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1971. - 24с.
3. Бабинская П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: учебное пособие / П.К. Бабинская, Т.М. Леонтьева,
А.Ф. Будько. - Театр Систем, 2005. - 288 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - Просвещение, 1982. - 192 с.
5. Балабардина Ю.Н. Зачем мы слушаем? // Коммуникативная методика. - 2003. - №2. - С. 22-25
6. Баранов С.П. Принципы обучения. - С.П. Баранов. - Просвещение, 1995. - 192 с.
7. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - Просвещение, 1965. - 226 с.
8. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам? // Иностранные языки в школе. - 2007. - №4. - С. 2- 6.
9. Брудный А.А. Проблемы языка и мышления - это прежде всего проблема понимания / А.А. Брудный // Вопросы философии. - 1977. - №6. - С. 100-104.
10. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. - Просвещение, 1985. -184 с.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - Высшая школа, 1996. - 373 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - Айрис пресс, 2003. - 184 с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения ин.яз.:
лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов
лингвистических университетов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. - Академия, 2004. - 336 с.
14. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, А.Л. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - Высшая школа, 1982. - 336 с.
15. Гез Н.И. О факторах, определяющих успешность аудирования иноязычной речи // Иностранные языки в школе. - 1977. - №5. - С. 32-42.
16. Елухина Н.В Основные трудности аудирования и пути их преодоления // Иностранные языки в школе. - 1987 - №1 - С. 18-20.
17. Елухина Н.В. Интенсификация обучения аудированию на
начальном этапе // Иностранные языки в школе. - 1986 - №5 - С. 15-16.
18. Елухина Н.В., Каспарова М.Г. Подготовка учебного текста для аудирования // Иностранные языки в школе. - 2005. - №2. - С.13-18.
19. Зайцева Л.А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику // Иностранные языки в школе. - 1975. - №6. - С. 44 - 55.
20. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - Просвещение,1991. - 212 с.
21. Зимняя И.А. Психологическая характеристика слушания и говорения как видов речевой деятельности // Иностранные языки в школе. - 1973. - №4. - С. 66 - 72.
22. Золотницкая С.П. Учебно-воспитательные возможности текстов для аудирования // Методические рекомендации по иностранному языку: метод. пособие. - 1982. - №1. - С. 31-38.
23. Кочкина З.А. Аудирование как процесс восприятия и понимания звучащей речи // Иностранный язык в высшей школе. - 1964. - № З. - С.161¬164.
24. Колкер Я.М. Обучение восприятию на слух английской речи.
Практикум: учеб. пособие для вузов / Я.М. Колкер. - Academia, 2002. - 328
с.
25. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков / М.В.Ляховицкий. - Высшая школа, 1981. - 159 с.
26. Михина А.Э. Новые тенденции в методике преподавания иностранных языков и их отражение в обучении аудированию на современном этапе // Вестн. Бурят. гос. ун-та. Сер. Теория и методика обучения. - 2007. № 10. - С. 204-208.
27. Моисеенко О.А. Аутентичное аудирование как феномен иноязычного образования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2016. - №28. - С.138-146.
28. Моисеенко О.А., Ярыгина О.Н. Listening comprehension (учебно¬методическое пособие по аудированию) // Белгород, ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2017. - 88 с.
29. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур / Е.И. Пассов. - Лексис, 2003. - 184 с.
30. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пассов. - Москва: Русский язык, 1977. - 454 с.
31. Петренко М.А. Генезис диалогического подхода в науке и образовании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №81. - С. 242-251.
32. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович и др. - Просвещение, 1991. - 234 с.
33. Степанова Ю. В. Цели и задачи обучения чтению аутентичных текстов в современном контексте // Молодой ученый. - 2015. - №15.2. - С. 69-71.
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - Просвещение, 2002. - 239 с.
35. Соловьева Н.Г. Обучение устной речи в старших классах школ
гуманитарного типа с использованием аутентичных культурно-страноведческих материалов: дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. - Томск, 1997. - 251 с.
36. Сысоев П.В. Развитие умений учащихся воспринимать на слух текст на средней и старшей ступенях общего и среднего образования // Иностранные языки в школе. - 2007- №8. - С. 12-15.
37. Сысоев П.В. Спорные вопросы коммуникативного контроля умений учащихся воспринимать речь на слух // Иностранные языки в школе. - 2008. - №1. - С. 8-15.
38. Федотова Н.Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Практический курс. - СПБ: Златоуст, 2013. - 192 с.
39. Щербакова И.А. Кино а обучении иностранным языкам / И.А. Щербакова. - Минск: Вышейш. Шк., 1984. - 94 с.
40. Forward English Student's Book Базовый уровень 10 класс, Bob Hastings, Jane Comyns Carr, Вербицкая М.В., Твердохлебова И., Stuart McKinlay, Jennifer Parsons. - Вентана-Граф, 2012. - 144 с.
41. M. Harrison. Оксфордские тесты по английскому языку для
подготовки к Единому Государственному Экзамену. -
Oxford University Press, 2007. - 127 с.
42. Wilson, JJ. How to teach listening


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ