Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫДВИЖЕНИЕ КАК СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ В МЕМУАРНОЙ ПРОЗЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Работа №66733

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 6
ГЛАВА 2 17
ГЛАВА 3 29
3.1 Конвергенция в очерках «Бальмонту» и «Мой Пушкин» 30
3.2 Сцепление в очерках «Бальмонту» и «Мой Пушкин» 36
3.3 Об остранении в очерке «Мой Пушкин» 42
3.4. Метафорические конструкции в очерке «Наталья Гончарова». .. 49
3.4.1 Метафорический континуум в очерке «Наталья Гончарова» 50
3.4.2 Антонимия в очерке «Наталья Гончарова» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72


Творчество Марины Ивановны Цветаевой, по праву признанной одной из ярчайших фигур русской литературы двадцатого века, вне всякого сомнения, не обделено вниманием. Однако, даже поверхностного взгляда на списки многочисленных монографий и работ, посвященных ее текстам, достаточно, чтобы заметить: Цветаева намного больше интересует исследователей как поэт, а не прозаик.
Между тем, ее проза заслуживает большего внимания. В процессе ознакомления с мемуарными очерками Цветаевой читателя не может не затронуть их глубокая психологичность, влияющая не только на вызываемые текстом эмоциональные впечатления, но и на непосредственный процесс чтения. Данное утверждение является основной причиной для того, чтобы предполагать: мемуарная проза Марины Цветаевой представляет интерес для когнитивной поэтики и, в частности, исследования ее на предмет методов выдвижения, которые способствуют эффективной работе текста на нескольких уровнях его структурной организации.
Цель настоящей работы - доказательство выдвигаемой нами гипотезы о том, что методы выдвижения в цветаевской прозе являются не только способами формального строения текста, но и стилистическими приемами, обеспечивающими его функционирование на эмоционально-экспрессивном уровне.
Для достижения данной цели мы ставим перед собой следующие исследовательские задачи:
• проследить историю понятия «выдвижение» от его зарождения до занимаемого в современной науке места;
• рассмотреть исследования прозы Марины Цветаевой на предмет открытий, потенциально подходящих под современное толкование методов выдвижения, и адаптировать их в контексте когнитивной поэтики;
• выяснить, таким образом, насколько перспективным представляется анализ цветаевских очерков на предмет методов выдвижения;
• провести непосредственный анализ и создать классификацию методов выдвижения, обнаруженных нами в мемуарных очерках Цветаевой;
• определить роль найденных проявлений выдвижения в процессе как структурного (формального), так и стилистического аспектов текстопостроения.
Таким образом, данные задачи последовательно формируют три главы, представляющие собой основную структуру настоящей работы.
Объектом для проводимого исследования являются мемуарные очерки Цветаевой «Бальмонту» (1925), «Наталья Гончарова» (1929) и «Мой Пушкин» (1937), избранные нами по причине показательной насыщенности наиболее актуальными для рассматриваемого автора проявлениями выдвижения.
Предметом исследования станут элементы вышеупомянутых текстов, непосредственно представляющие собой/включающие в себя методы выдвижения, а также их роль в контексте организации текста (структурной и экспрессивной) и управления читательским вниманием.
Степень научной проработанности исследуемого вопроса, к сожалению, оставляет желать лучшего, а если быть до конца откровенными, и вовсе стремится к нулю. Когнитивный подход к исследованию художественных текстов не получил широкой популярности в отечественном литературоведении (рискнем предположить: этого не произошло по причине того, что главенствующими среди способов анализа текста до сих пор являются классические методы). Кроме того, мемуарная проза Цветаевой не занимает лидирующих позиций среди приоритетов исследователей ее творчества даже в терминах классического анализа. Очевидно, что при подобных темпах развития исследований цветаевской прозы сравнительно молодой когнитивный метод в них испытан не был.
Данным фактом объясняется практически полное отсутствие методологической основы по теме выдвижения в прозе Цветаевой. По этой причине во второй главе настоящей работы мы проведем собственное экспериментальное рассмотрение исследований цветаевской прозы, в ходе которого нами будут проанализированы открытия В.Ф. Ходасевича, М.В. Ляпон, Л.В. Зубовой, О.Г. Ревзиной, И.В. Кудровой, И.А. Бродского, Д.Н. Ахапкина, В.А. Масловой и др. с целью доказательства обнаружения ими явлений, которые представляется возможным классифицировать как выдвижение, и, таким образом, доказать целесообразность основного исследования цветаевских методов выдвижения, представляющего собой третью главу настоящей работы.
Таким образом, актуальность данной работы определяется сразу несколькими причинами. Прежде всего, полем для нашего исследования становится прозаический сегмент творчества Марины Цветаевой, который, вне всякого сомнения, проигрывает ее поэзии по степени академической актуальности. Кроме того, выражаясь фигурально, мы намереваемся вернуть понятие выдвижения «на родину», так как основную базу для развития явления подготовили отечественные формалисты. Наконец, данная работа призвана обратить внимание на когнитивную ветвь литературоведения в целом и на теорию выдвижения в частности, ведь избранный нами метод является принципиально новым подходом к анализу цветаевской прозы, являющимся, по причине невероятно высокой степени ее психологизма, необходимым для раскрытия в ней принципиально новых граней, представляющих интерес для дальнейшего исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Являясь эффективным рычагом воздействия на человеческую психологию, литература не сдает своих позиций в академическом плане. Литературоведение получает новые направления развития, стремящиеся охватить грани предмета, не полностью доступные или недостаточно актуальные для исследования ранее. Механизмы взаимодействия литературы с читателем - одна из таких граней. Как нам удалось выяснить, путь к признанию ее важности оказался не без терний, но, все же, с появлением в двадцатом веке технологий, способных эмпирическим путем доказать физические проявления этого взаимодействия, когнитивная ветвь литературоведения получила не только надежную методологическую базу, но и заслуженное признание.
Таким образом, теория выдвижения, разработанная для объяснения и классификации текстовых явлений, обусловливающих непосредственный психологический контакт читателя с текстом, оказалась весьма перспективной в вопросе исследования художественных произведений, будучи способной охватить аспекты их организации, недоступные классическим методам анализа.
Целью данной работы стало доказательство гипотезы о том, что методы выдвижения в мемуарной прозе Марины Цветаевой являются не только способами формального строения текста, но и стилистическими приемами, обеспечивающими (посредством создаваемой экспрессии) его функционирование на эмоционально-психологическом уровне,
принципиально важном для оказания воздействия на читателя. Наше предположение оказалось верным: детально проанализированные нами проявления выдвижения путем образования сложных конструкций как делят очерки на структурные уровни (отвечая, таким образом, за формальную организацию текста), так и определяют наполнение текстов системами выразительных средств, эффективно дополняющих их структурный «каркас» (создавая стилистическую картину произведений). Таким образом, методы выдвижения действительно оказываются одним из ключевых цветаевских способов создания текстов.
По завершении нашего исследования стоит отметить, что назначением настоящей работы стало не только доказательство выдвинутой нами гипотезы, но и привлечение внимания к теории выдвижения как к эффективному способу работы с мемуарной прозой, которая нуждается в более специфическом подходе в силу своей когнитивной природы - наш текст был создан с целью развития интереса к в новому, ранее не применяемому в рамках анализа русской литературы методу. Безусловно, проза Цветаевой как «база» для экспериментального исследования не была выбрана нами случайно: решающую роль сыграла предельно высокая концентрация в анализируемых очерках психологических проявлений самого автора и, как следствие, предельная насыщенность ее выдвижением. Рассматривая историю исследования понятия, нам удалось выяснить, что именно такая проза вызывает у читателя наиболее сильный эмоциональный отклик. Так, одной из «неформальных» задач настоящей работы стало стремление дать цветаевским очеркам «вторую жизнь» и привлечь к ним заслуженное внимание как в академическом, так и в читательском плане.
Актуальность художественного произведения обусловлена силой его связи с читателем и, по этой причине, природа данной связи сакральна для литературы. Выдвижение, как непосредственно устанавливающий эти отношения прием, оказывается чрезвычайно перспективным для исследования: познание механизмов его функционирования открывает не только «техническую» сторону процесса создания литературы (ту, которую так упорно стремились познать русские формалисты), но также позволяет понять более глубинные уровни текста, вплотную взаимодействуя с индивидуальной авторской природой. Таким образом, когнитивный подход необходим современному литературоведению: не столько по причине способности «новых веяний» предотвратить кризис и застой в области, а преимущественно по причине важности дополнения формальных методов анализа, ведь, в конце концов, любое литературное произведение является взаимодействием формы и наполнения. Именно в этом взаимодействии, «зря в корень», представляется возможным обнаружить то самое авторское сообщение, от успешной дешифровки которого читателем зависит существование этого самого произведения в частности и, в более глобальном плане, самого предмета литературы в целом.



1. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Азбука-классика, 2010.
2. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002.
3. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.philol ogy.ru/l ingui sticsl /arutyunova-90.htm (дата обращения: 13.05.2016).
4. Ахапкин Д.Н. Когнитивный подход в современных исследованиях художественных текстов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nlobooks.ru/node/2024 (дата обращения: 13.05.2016).
5. Ахапкин Д.Н. О некоторых особенностях риторической организации текста (Очерк М. Цветаевой «Наталья Гончарова») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eb.by/b7a (дата обращения: 14.05.2016).
6. Бродский, И.А. Поэт и проза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/BRODSKIJ/br poetprosa.txt (дата обращения: 13.05.2016).
7. Вольская Н.Н. Поэтика автобиографических очерков М.И. Цветаевой (повтор как ведущая черта идиостиля автора): Дис. канд. филол. наук. М., 1999.
8. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.
9. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М.: Intrada, 1999.
10. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. Назрань: Пилигрим, 2010.
11.Зубова Л.В. Язык поэзии Марины Цветаевой (Фонетика, словообразование, фразеология) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philologos.narod.ru/portefolio/zubova1999.htm (дата обращения: 13.05.2016).
12. Канищева Е.В. Поэтика прозы М. Цветаевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/poetika-prozy-m-tsvetaevoy (дата обращения: 13.05.2016).
13. Кашицына Е.Г., Милютина М.Г. Особенности организации антонимической системы в прозе М.И. Цветаевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti- organizatsii-antonimicheskoy-sistemy-v-proze-m-i-tsvetaevoy (дата обращения: 13.05.2016).
14. Козина H.A. Антонимия в очерке М. Цветаевой «Мой Пушкин» // Проблемы семантики: сб. науч. тр. Латв. ун-та. Рига: ЛГУ, 1981. С. 48¬55.
15. Кудрова И.В. О времени и о себе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //tsvetaeva. narod.ru/WIN/kudrova/ovremeni .html (дата обращения: 14.05.2016).
16. Кудрова И.В. Просторы Марины Цветаевой. Поэзия, проза, личность. СПб.: Вита Нова, 2003.
17. Лаврова Е.Л. Андрогинная природа любви в художественном мире Марины Цветаевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://6url.ru/iIMV (дата обращения: 14.05.2016).
18. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004.
19. Ляпон М.В. Проза М. Цветаевой: стратегия чтения авторского текста // Художественный текст как динамическая система // Материалы международной научной конференции, посвященной 80-летию В.П. Григорьева / Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН. Москва, 19-22 мая 2005 г. М., 2006. С. 219-227.
20. Ляпон М.В. Проза Цветаевой. Опыт реконструкции речевого портрета автора. М.: Языки славянских культур, 2010.
21. Ляпон М.В. Стратегия разрушителя стереотипа (Парадоксы М.
Цветаевой и И. Бродского) // Эмигрантский период жизни и творчества М. Цветаевой. XI Межд. научно-тематич. конф. Сб. докл. М., 2004. С. 356-368.
22. Маслова В.А. Поэт и культура: концептосфера Марины Цветаевой.
Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004.
23. Мирская В.А. Текстовые связи в эссе М. Цветаевой «Наталья
Гончарова» // Формирование семантики и структуры художественного текста. Куйбышев: Изд-во Куйбышевского пед. ин-та, 1984. С. 128-145.
24. Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. М.: Изд-во иностр. лит., 1957.
25. Ревзина О.Г. Марина Цветаева // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века: Опыты описания идиостилей. М.: Наследие, 1995
26. Ревзина О.Г. Системно-функциональный подход в лингвистической поэтике и проблемы описания поэтического идиолекта: Дис. в форме науч. док. М., 1998.
27. Рядчикова Е.Н., Ахмадеева С.А. Аппликативная метафора как особенность идиостиля Марины Цветаевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //tsvetaeva. synnegoria.com/WIN/about/philol/ahm2 .html (дата обращения: 14.05.2016).
28. Саакянц, А.А. Проза Марины Цветаевой [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http: //tsvetaeva.narod.ru/WIN/saakyan/prozamts.html (дата обращения: 13.05.2016).
29. Фарино Е. Введение в литературоведение. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
30. Федорова Е.В. Особенности композиционного ритма в прозе М.
Цветаевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http:ZZcyberlenmka.ru/articleZn/osobennosti-kompozitsionnogo-ritma-v- proze-m-tsvetaevoy (дата обращения: 13.05.2016).
31. Флакер А.Ю. Авангард словесный и авангард изобразительный:
Цветаева о Гончаровой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: ZZwww.a-z.ru/women cd 1 ZhtmlZavangard slovesnij .htm (дата обращения: 13.05.16).
32. Ходасевич В.Ф. Книги и люди. "Русские записки", книга 3-ая // Возрождение. 25 марта 1938. №4124. С.9.
33. Цветаева М.И. Бальмонту. Наталья Гончарова. Мой Пушкин // Стихотворения. Поэмы. Избранная проза. М.: Эксмо, 2008. С. 255-260, 677-756, 757-799.
34. Шкловский В.Б. Искусство как прием [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.opojaz.ruZmanifestsZkakpriem.html (дата обращения: 12.05.2016).
35. Шкловский В.Б. О Маяковском [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.e-reading.clubZchapter.phpZ110780Z27ZShklovskiii-
O Mayakovskom.html (дата обращения: 12.05.2016).
36. Якобсон Р.О. Доминанта // Хрестоматия по теоретическому литературоведению. Т. 1. Тарту, 1976. С. 56-63.
37. Davidson, R. J. “Hemispheric Asymmetry and Emotion”. In K. R. Scherer & P. Ekman (Eds.), Approaches to Emotion. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1984. P. 39-57.
38. Dorry, E.R. The Relevance of Foregrounding in Translation: Literarily Text in Focus [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.translationdirectory.com/articlesZarticle1636.php (дата обращения: 13.05.2016).
39. Erlich, Victor. Russian Formalism: History - Doctrine. New Haven, NJ: Yale University Press, 1981.
40. Fonagy, I. “The Metaphor: a Research Instrument”. In D. Meutsch, R. Viehoff (Eds.), Comprehension of Literary Discourse. Berlin: Walter de Gruyter, 1989. P. 111-130.
41. Frazier, L., Rayner, K. “Resolution of Syntactic Category Ambiguities: Eye Movements in Parsing Lexically Ambiguous Sentences”. Journal of Memory and Language 26 (1987): 505-526.
42. Heilman, K. M., Bowers, D. “Neuropsychological Studies of Emotional Changes Induced by Right and Left Hemispheric Lesions”. In N. L. Stein, B. Leventhal, T. Trabasso (Eds.), Psychological and Biological Approaches to Emotion. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1990. P. 97-113.
43. Hunt, R., Vipond, D. “Crash-testing a Transactional Model of Literary Reading”. Reader: Essays in Reader-Oriented Theory, Criticism, and Pedagogy 14 (Fall 1985): 23-39.
44. Joanette, E., Goulet, P., Hannequin, D. Right Hemisphere and Verbal Communication. New York: Springer-Verlag, 1991.
45. Kuiken, D., Miall, D.S. Foregrounding, Defamiliarization, and Affect: Response to Literary Stories [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.ualberta. ca/~dmiall/reading/foregrd.htm (дата обращения: 13.05.2016).
46. Kutas, M., Hillyard, S.A. "The Lateral Distribution of Event-Related Potentials during Sentence Processing". Neuropsychologia 20.5 (1982): 579¬
90.
47. Labov, W. Language in the Inner City. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972.
48. Leech, G.N. Language in Literature: Style and Foregrounding. London: Routledge, 2013.
49. Levin, S.R. Linguistic Structures in Poetry. The Hague: Mouton, 1962.
50. McIntyre, D. “Using Foregrounding Theory as a Teaching Methodology in a Stylistic Course”. Style 37.1 (Spring 2003): 1-13.
51. Mukarovsky, J. Standard Language and Poetic Language. In P. L. Garvin (Ed.), A Prague School Reader on Esthetics, Literary Structure, and Style. Washington, DC: Georgetown University Press, 1964. P. 17-30.
52.Osterhout, L., Holcomb, P. J. “Event-Related Potentials Elicited by Syntactic Anomaly”. Journal of Memory and Language 31 (1992): 785-806.
53. Peer, W. Van. Stylistics and Psychology: Investigations of Foregrounding. London: Croom Helm, 1986.
54. Van Petten, C., Kutas, M. “Interactions Between Sentence Context and Word Frequency in Event-Related Potentials”. Memory and Cognition 18 (1990): 380-393.
55. Winner, E., Gardner, H. “The Comprehension of Metaphor in Brain-Damaged Patients”. Brain 100 (1977): 717-729.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ