УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
1.1. Социализация подростков в условиях виртуализации 11
социальной среды как социально-педагогическое явление.
1.2. Структура виртуальных сетевых сообществ как пространство 28
социализации подростков.
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ 50
СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1. Социальные институты социализации подростков в объектно- 50
реальной и виртуальной среде.
2.2. Модель управления социализацией подростков в условиях 68
виртуализации социальной среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
1.1. Социализация подростков в условиях виртуализации 11
социальной среды как социально-педагогическое явление.
1.2. Структура виртуальных сетевых сообществ как пространство 28
социализации подростков.
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ 50
СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1. Социальные институты социализации подростков в объектно- 50
реальной и виртуальной среде.
2.2. Модель управления социализацией подростков в условиях 68
виртуализации социальной среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Стремление понять процессы, приводящие к изменениям социальной реальности, всегда было одной из самых актуальных тем исследования. В настоящее время отмечается бурное развитие особого вида социальной реальности, т.е. виртуальной. Виртуальная реальность формируется в процессе замещения реальных объектов социальной среды их образами, существование которых поддерживается информационно-техническими средствами. Будучи неотъемлемой частью и организатором современного социального пространства и формируя новый принцип мировоззрения, виртуализация выступает ключевым моментом в рассмотрении преобразований мировоззрения человека. Как проблема социального характера, виртуализация старается охватить трансформации, происходящие в обществе, которые связанны с информационно-технологическим прогрессом и радикальными переменами, которые затронули буквально все сферы социального бытия.
Можно выделить как позитивное, так и негативное, т.е. отрицательное влияние виртуализации среды на социализацию подростков.
Виртуальные реальности меняют обыденные представления о многих вещах. Глобальная сеть стирает границы между странами, создавая условия для виртуального общения. Практически возникает специфичная культура электронных коммуникаций со своими законами, правилами, ритуалами и легендами.
Под влиянием виртуальных реальностей социализация подростков является одной из актуальных проблем. Подростки по-прежнему вместо поддержки со стороны родителей и школы, в которых они нуждаются, чаще всего представлены сами себе и поэтому стремятся уйти от повседневных забот и проблем в виртуализацию, улучшив тем самым свое эмоциональное самоощущение. Отрицательное влияние виртуализации среды на социализацию подростка состоит, прежде всего, в разрушении физического здоровья (нарушения функций зрения, опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы, общее истощение организма); нарушении психического состояния (наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме самого себя, ночные кошмары, высокий уровень тревожности); в полной замкнутости от окружающего мира; в отсутствии чувства ответственности; утрате интереса к окружающим.
В настоящее время профилактика виртуальной зависимости практически не разработана. В большинстве случаев людей, подверженных «виртуальной» болезни, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и схожими методами. Существуют и другие подходы к данной проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными. Недостаточная разработанность профилактических и коррекционных мероприятий обусловлена тем, что родственники пользователей и подростки не расценивают признаки, которые характеризуют риск развития виртуальной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной виртуальной зависимости.
Таким образом, актуальность исследования обуславливается:
- необходимостью разработки теоретических основ социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды;
- изучением структуры виртуальных сетевых сообществ как пространства социализации подростков;
- управлением процесса формирования социальных качеств подростков в условиях виртуализации социальной среды;
- изучением социальных институтов социализации подростков в объектно-реальном и виртуальном пространстве;
- разработки модели управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Степень разработанности проблемы. Проблема социализации подрастающей личности, вхождение её в общество всегда находилась в поле зрения учёных разных направлений, т.е. философов, социологов, психологов, педагогов, так как подростковый и юношеский возраст является одним из важных этапов социализации личности. Анализ концепций социализации состоит из двух подходов. Сторонники первого считают, что социализация является процессом адаптации индивида к обществу. При этом, они предполагают пассивную позицию личности в социализации. Типичным представителем данного направления является французский социолог конца XIX века Э. Дюркгейм.
Американский ученый Т. Парсонс рассматривал социализацию как интернализацию культуры общества. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения с другими. Сторонники второго направления подчеркивают активную позицию человека в процессе социализации. Основоположниками данной теории можно считать американских ученных Ф. Знанецкого, Ч.Х. Кули, У.И. Томаса, Дж.Г. Мида [74,105].
Социологи (П. Бурдье, В.Л. Сандригайло и др.) считают, что социализацией индивида является процесс включения в систему общественных отношений посредством наделения его общественными функциями, процесс духовного воспроизводства и развития общества с помощью социального становления молодого поколения.
С точки зрения Г.М. Андреевой, социализацией подростка является двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны - процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной жизнедеятельности, включение в социальную среду.
Понятие виртуальности, берущее свое начало у Аристотеля и разрабатывающееся средневековыми теологами, традиционно
интерпретировалось как мнимое, т.е. кажущееся, иллюзорное, лишенное подлинности. Но существенные достижения высоких технологий, которые самым радикальным образом изменили социальный ландшафт, заставили по- другому взглянуть как на сам феномен виртуализации, так и на содержательное наполнение данного понятия.
Наступление эры электронной цивилизации было указано такими исследователями, как Д. Белл [21,94], Дж.К. Гэлбрейт [41,148], П. Друкер [44,94], Э. Тоффлер [99,107] и др.
Новым этапом в исследовании социально-философского аспекта виртуального общества являются работы М. Кастельса [54,121]. Он выделил информацию как ресурс, который наиболее прост для проникновения через грани времени и пространства. Кастельс показывает роль виртуальных структур: «Именно сети составляют новую социальную морфологию нашего общества, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, обыденной жизнью, властью, культурой». С концепцией М. Кастельса сопоставимы труды многих ученых, которые изучают процесс глобализации в контексте виртуализации общества.
Новая форма бытия виртуализации была теоретически сформулирована в зарубежных исследованиях в конце 1970-1980-х гг. (Ж. Лорьер [69,35]).
Проблемами виртуализации жизни общества и человека в России занимается исследовательская группа «Виртуалистика» (ИГВ) Института философии РАН (ИФ РАН). Она в течение нескольких лет изучает и пытается теоретически осмыслить целый ряд виртуальных понятий субъектного пространства [89,105].
Возникновение виртуализации в России датируется 1986 годом, когда вышла статья Н.А. Носова и О.И. Генисаретского «Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора». В ней описывается идея виртуализации как принципиально нового типа события. Сам термин «виртуалистика», предложенный Н.А. Носовым, получил официальный статус в 1991 г., когда была создана Лаборатория виртуализации в Институте человека Российской академии наук. Впоследствии Н.А. Носовым был представлен «Манифест виртуалистики». Он провозгласил ее в качестве одной из новых мировоззренческих систем. В ее основе лежит тезис о том, что «мир виртуален» [39,35].
Исследователи используют междисциплинарный подход к изучению данной проблемы. Приоритетными являются разработки в области психологических виртуальных реальностей. Границы исследовательских интересов в последнее время расширяются и появляются работы, которые связанны с изучением социальных процессов. В работе
использовались труды В.К. Абросимова [11], С.А. Борчикова [25],
B. М. Быченкова [27,802], И.Г. Корсунцева [59,46], Н.А. Носова [79,306].
В области виртуальной реальности продолжили работу В. Руднев [93,53],
C. С. Хоружий [106,97], Д. Иванов [50,243].
В последнее время к проблеме виртуализации обратились и отечественные социологи. Это такие работы, как разработка Д.В. Ивановым социологической концепции виртуализации [50,115], трактовка
Л.А. Микешиной и М.Ю. Опенковым виртуальной реальности как особой реальности [82,118], социологический анализ проблем и последствий виртуализации Г.Д. Семеновой [95,53], исследование Интернета как инструмента социологической коммуникации Т.В. Филипповой [102,22] и пр.
В процессе исследования о виртуализации подростков было выявлено следующее. Досуг подростков не может быть представлен без Интернета: большая часть свободного времени проводится подростками за игрой на компьютере, на просторах «виртуальной реальности». Также исследование показало, что некоторые респонденты испытывают негативные эмоции при невозможности получения доступа к компьютеру. Также, было обнаружено, что большинство подростков пользуются Интернетом в развлекательных целях.
Таким образом, подавляющее число научных работ имеют узконаправленный прикладной характер. Можно сделать вывод о дефиците комплексных исследований по проблемам отрицательного влияния
виртуализации социальной среды на социализацию подростков и
возможностях ее профилактики.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении, что управление процессом социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды будет более успешным при условии сбалансированности работы социальных институтов, обеспечивающих формирование социальных качеств подростков в объектно-реальной и виртуальной средах.
Объектом диссертационного исследования является социализация подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Предметом исследования данной работы - управление процессом формирования социальных качеств подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Цель данной работы - раскрыть процесс социализации подростков как социально-педагогического явления в объектно-реальном и виртуальном пространстве и представить Модель управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть специфику социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды как социально-педагогического явления.
2. Представить структуру виртуальных сетевых сообществ как
пространство социализации подростков.
3. Изучить практику работы социальных институтов социализации подростков в объектно-реальном и виртуальном пространстве.
4. Разработать Модель управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- теории социализации (Э.Дюркгейм, Г.М.Андреева, Т.Парсонс, Ч.Х.Кули, Ф.Знанецкий, У.И. Томас, Дж.Г. Мид, П.Бурдье, В.Л. Садригайло);
- теории виртуализации (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, А. Турен, Н. Винер, М. Кастельс, Н.Н. Моисеев, Д. Нейсбит, М. Порат).
Эмпирическую базу исследования составили материалы
социологического исследования на тему: «Проблемы и перспективы
профилактики виртуальной зависимости подростков», осуществлённого в апреле-мае 2016 г. на базе НИУ «БелГУ», которое проводилось посредством анкетирования подростков (N=100), анкетирования специалистов НИУ «БелГУ» (N=20).
Информационную базу исследования составляют:
- нормативные акты федерального уровня (акты органов власти Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области развития информационных технологий и защиты прав детства); регионального значения (нормативно-правовые документы Белгородской области, Постановления и распоряжения губернатора Белгородской области; Данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистической и отчетной информации управления по делам молодёжи Белгородской области);
- материалы Интернет-сайтов;
- результаты социологического исследования, проведенного автором работы в ходе научно-исследовательской практики в 2014 году на базе ОГБУ «Центр молодежных инициатив».
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, анализ Интернет-ресурсов, анкетирование подростков, экспертный опрос, контент-анализ, математические методы обработки результатов исследования.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что выявлены проблемы процесса социализации подростков в объектно-реальном и виртуальном пространстве и разработана Модель управления социализацией
подростков в условиях виртуализации социальной среды. Материалы данного исследования могут быть использованы в образовательных программах высшего образования по курсам «Социология управления», «Организация деятельности социальных служб», «Социальная работа с молодёжью», «Социокультурная деятельность в системе социальной работы» и др.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены на заседании кафедры социальной работы ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Основные положения магистерской работы докладывались на VI Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» - (Белгород, 2014 г.); VII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» - (Белгород, 2015 г.); III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием - (Кострома, 2015 г.), а также нашли отражение в научных изданиях: «Теория и практика социальной работы: история и современность» - (Барнаул, 2015 г.); «Современные
тенденции развития науки в молодежной среде: Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов» - (Елецк, 2015 г.).
Можно выделить как позитивное, так и негативное, т.е. отрицательное влияние виртуализации среды на социализацию подростков.
Виртуальные реальности меняют обыденные представления о многих вещах. Глобальная сеть стирает границы между странами, создавая условия для виртуального общения. Практически возникает специфичная культура электронных коммуникаций со своими законами, правилами, ритуалами и легендами.
Под влиянием виртуальных реальностей социализация подростков является одной из актуальных проблем. Подростки по-прежнему вместо поддержки со стороны родителей и школы, в которых они нуждаются, чаще всего представлены сами себе и поэтому стремятся уйти от повседневных забот и проблем в виртуализацию, улучшив тем самым свое эмоциональное самоощущение. Отрицательное влияние виртуализации среды на социализацию подростка состоит, прежде всего, в разрушении физического здоровья (нарушения функций зрения, опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы, общее истощение организма); нарушении психического состояния (наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме самого себя, ночные кошмары, высокий уровень тревожности); в полной замкнутости от окружающего мира; в отсутствии чувства ответственности; утрате интереса к окружающим.
В настоящее время профилактика виртуальной зависимости практически не разработана. В большинстве случаев людей, подверженных «виртуальной» болезни, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и схожими методами. Существуют и другие подходы к данной проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными. Недостаточная разработанность профилактических и коррекционных мероприятий обусловлена тем, что родственники пользователей и подростки не расценивают признаки, которые характеризуют риск развития виртуальной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной виртуальной зависимости.
Таким образом, актуальность исследования обуславливается:
- необходимостью разработки теоретических основ социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды;
- изучением структуры виртуальных сетевых сообществ как пространства социализации подростков;
- управлением процесса формирования социальных качеств подростков в условиях виртуализации социальной среды;
- изучением социальных институтов социализации подростков в объектно-реальном и виртуальном пространстве;
- разработки модели управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Степень разработанности проблемы. Проблема социализации подрастающей личности, вхождение её в общество всегда находилась в поле зрения учёных разных направлений, т.е. философов, социологов, психологов, педагогов, так как подростковый и юношеский возраст является одним из важных этапов социализации личности. Анализ концепций социализации состоит из двух подходов. Сторонники первого считают, что социализация является процессом адаптации индивида к обществу. При этом, они предполагают пассивную позицию личности в социализации. Типичным представителем данного направления является французский социолог конца XIX века Э. Дюркгейм.
Американский ученый Т. Парсонс рассматривал социализацию как интернализацию культуры общества. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения с другими. Сторонники второго направления подчеркивают активную позицию человека в процессе социализации. Основоположниками данной теории можно считать американских ученных Ф. Знанецкого, Ч.Х. Кули, У.И. Томаса, Дж.Г. Мида [74,105].
Социологи (П. Бурдье, В.Л. Сандригайло и др.) считают, что социализацией индивида является процесс включения в систему общественных отношений посредством наделения его общественными функциями, процесс духовного воспроизводства и развития общества с помощью социального становления молодого поколения.
С точки зрения Г.М. Андреевой, социализацией подростка является двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны - процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной жизнедеятельности, включение в социальную среду.
Понятие виртуальности, берущее свое начало у Аристотеля и разрабатывающееся средневековыми теологами, традиционно
интерпретировалось как мнимое, т.е. кажущееся, иллюзорное, лишенное подлинности. Но существенные достижения высоких технологий, которые самым радикальным образом изменили социальный ландшафт, заставили по- другому взглянуть как на сам феномен виртуализации, так и на содержательное наполнение данного понятия.
Наступление эры электронной цивилизации было указано такими исследователями, как Д. Белл [21,94], Дж.К. Гэлбрейт [41,148], П. Друкер [44,94], Э. Тоффлер [99,107] и др.
Новым этапом в исследовании социально-философского аспекта виртуального общества являются работы М. Кастельса [54,121]. Он выделил информацию как ресурс, который наиболее прост для проникновения через грани времени и пространства. Кастельс показывает роль виртуальных структур: «Именно сети составляют новую социальную морфологию нашего общества, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, обыденной жизнью, властью, культурой». С концепцией М. Кастельса сопоставимы труды многих ученых, которые изучают процесс глобализации в контексте виртуализации общества.
Новая форма бытия виртуализации была теоретически сформулирована в зарубежных исследованиях в конце 1970-1980-х гг. (Ж. Лорьер [69,35]).
Проблемами виртуализации жизни общества и человека в России занимается исследовательская группа «Виртуалистика» (ИГВ) Института философии РАН (ИФ РАН). Она в течение нескольких лет изучает и пытается теоретически осмыслить целый ряд виртуальных понятий субъектного пространства [89,105].
Возникновение виртуализации в России датируется 1986 годом, когда вышла статья Н.А. Носова и О.И. Генисаретского «Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора». В ней описывается идея виртуализации как принципиально нового типа события. Сам термин «виртуалистика», предложенный Н.А. Носовым, получил официальный статус в 1991 г., когда была создана Лаборатория виртуализации в Институте человека Российской академии наук. Впоследствии Н.А. Носовым был представлен «Манифест виртуалистики». Он провозгласил ее в качестве одной из новых мировоззренческих систем. В ее основе лежит тезис о том, что «мир виртуален» [39,35].
Исследователи используют междисциплинарный подход к изучению данной проблемы. Приоритетными являются разработки в области психологических виртуальных реальностей. Границы исследовательских интересов в последнее время расширяются и появляются работы, которые связанны с изучением социальных процессов. В работе
использовались труды В.К. Абросимова [11], С.А. Борчикова [25],
B. М. Быченкова [27,802], И.Г. Корсунцева [59,46], Н.А. Носова [79,306].
В области виртуальной реальности продолжили работу В. Руднев [93,53],
C. С. Хоружий [106,97], Д. Иванов [50,243].
В последнее время к проблеме виртуализации обратились и отечественные социологи. Это такие работы, как разработка Д.В. Ивановым социологической концепции виртуализации [50,115], трактовка
Л.А. Микешиной и М.Ю. Опенковым виртуальной реальности как особой реальности [82,118], социологический анализ проблем и последствий виртуализации Г.Д. Семеновой [95,53], исследование Интернета как инструмента социологической коммуникации Т.В. Филипповой [102,22] и пр.
В процессе исследования о виртуализации подростков было выявлено следующее. Досуг подростков не может быть представлен без Интернета: большая часть свободного времени проводится подростками за игрой на компьютере, на просторах «виртуальной реальности». Также исследование показало, что некоторые респонденты испытывают негативные эмоции при невозможности получения доступа к компьютеру. Также, было обнаружено, что большинство подростков пользуются Интернетом в развлекательных целях.
Таким образом, подавляющее число научных работ имеют узконаправленный прикладной характер. Можно сделать вывод о дефиците комплексных исследований по проблемам отрицательного влияния
виртуализации социальной среды на социализацию подростков и
возможностях ее профилактики.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении, что управление процессом социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды будет более успешным при условии сбалансированности работы социальных институтов, обеспечивающих формирование социальных качеств подростков в объектно-реальной и виртуальной средах.
Объектом диссертационного исследования является социализация подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Предметом исследования данной работы - управление процессом формирования социальных качеств подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Цель данной работы - раскрыть процесс социализации подростков как социально-педагогического явления в объектно-реальном и виртуальном пространстве и представить Модель управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть специфику социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды как социально-педагогического явления.
2. Представить структуру виртуальных сетевых сообществ как
пространство социализации подростков.
3. Изучить практику работы социальных институтов социализации подростков в объектно-реальном и виртуальном пространстве.
4. Разработать Модель управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- теории социализации (Э.Дюркгейм, Г.М.Андреева, Т.Парсонс, Ч.Х.Кули, Ф.Знанецкий, У.И. Томас, Дж.Г. Мид, П.Бурдье, В.Л. Садригайло);
- теории виртуализации (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, А. Турен, Н. Винер, М. Кастельс, Н.Н. Моисеев, Д. Нейсбит, М. Порат).
Эмпирическую базу исследования составили материалы
социологического исследования на тему: «Проблемы и перспективы
профилактики виртуальной зависимости подростков», осуществлённого в апреле-мае 2016 г. на базе НИУ «БелГУ», которое проводилось посредством анкетирования подростков (N=100), анкетирования специалистов НИУ «БелГУ» (N=20).
Информационную базу исследования составляют:
- нормативные акты федерального уровня (акты органов власти Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области развития информационных технологий и защиты прав детства); регионального значения (нормативно-правовые документы Белгородской области, Постановления и распоряжения губернатора Белгородской области; Данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистической и отчетной информации управления по делам молодёжи Белгородской области);
- материалы Интернет-сайтов;
- результаты социологического исследования, проведенного автором работы в ходе научно-исследовательской практики в 2014 году на базе ОГБУ «Центр молодежных инициатив».
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, анализ Интернет-ресурсов, анкетирование подростков, экспертный опрос, контент-анализ, математические методы обработки результатов исследования.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что выявлены проблемы процесса социализации подростков в объектно-реальном и виртуальном пространстве и разработана Модель управления социализацией
подростков в условиях виртуализации социальной среды. Материалы данного исследования могут быть использованы в образовательных программах высшего образования по курсам «Социология управления», «Организация деятельности социальных служб», «Социальная работа с молодёжью», «Социокультурная деятельность в системе социальной работы» и др.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены на заседании кафедры социальной работы ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Основные положения магистерской работы докладывались на VI Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» - (Белгород, 2014 г.); VII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» - (Белгород, 2015 г.); III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием - (Кострома, 2015 г.), а также нашли отражение в научных изданиях: «Теория и практика социальной работы: история и современность» - (Барнаул, 2015 г.); «Современные
тенденции развития науки в молодежной среде: Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов» - (Елецк, 2015 г.).
Проблема социализации подростков является одним из важных этапов социализации личности. Непрерывно растущая виртуализация современного общества актуализирует данную проблему. Подрастающее поколение в большей мере усваивает правила поведения и роли из информации, поступающей, как правило, из Интернета, из сюжетов компьютерных игр и пр. Это оказывает значительное влияние на процесс социализации, формируя определенные образцы поведения.
В ходе исследования мы выяснили, что подростки, вместо поддерживающего и конструктивного контроля со стороны родителей и школы, в которых они нуждаются, предоставлены чаще всего сами себе. Очень часто они сталкиваются с навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное состояние. Негативное влияние виртуализации среды на социализацию подростка состоит, прежде всего, в разрушении физического здоровья. Нарушение психического состояния проявляется в наличии собственного пространства, в котором нет доступа никому, кроме самого себя, ночных кошмаров, приступов тревоги, страхов, навязчивых состояний, полном абстрагировании от окружающего мира, а также в отсутствии ответственности и утрате интереса к окружающему миру.
Поэтому, в работе анализируются теоретико-методологические подходы к изучению сущности и специфики социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды, рассматривается структура виртуальных сетевых сообществ, раскрывается их основное смысловое содержание. Нами анализируются две формы социализации подростков: направленная
(целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная). Это говорит о том, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на подростка как целенаправленно, так и спонтанно. Всё зависит от программы деятельности того или иного социального института.
В ходе исследования нами представлен подробный анализ основных видов виртуальных сетевых сообществ, как пространства социализации подростков и форму межличностного взаимодействия. Они обеспечивают контакт двух и более субъектов, ориентированных на достижение какой-либо цели. Тем самым они способствуют как организации социального общения между подростками, так и реализации их социальных потребностей.
По нашему мнению, виртуальные сетевые сообщества представляют собой площадки для максимально разнообразного общения, в которых в качестве основных объектов общения и поставщиков контента выступают сами пользователи. Они формализуют индивидуальный образ в виде «личной страницы», а также могут постоянно поддерживать связь с другими пользователями и выражать свое мнение. Участие в виртуальных сообществах является разновидностью коммуникативной практики, которая реализует потребность пользователей в свободном общении в виртуальном пространстве.
В ходе исследования мы также выяснили, что особое влияние на социализацию подростков оказывают реальные социальные институты, к которым относятся институты образования, семьи, культуры, группа сверстников, физическая культура и спорт.
Расширению социального опыта личности подростка в ходе интернет- социализации способствуют интернациональный интернет-язык, заимствования иностранных слов, унификация языковой картины мира. Единое языковое и ценностное пространство вызывает явление синхронии: подростки, которые находятся в одном пространстве, начинают мыслить и действовать подобно.
В ходе социологического исследования на тему: «Проблемы и перспективы профилактики виртуальной зависимости подростков», осуществлённого в апреле-мае 2016 г. на базе НИУ «БелГУ» были выявлены основные причины, симптомы и последствия этой зависимости, а также разработаны меры по её профилактике.
Результаты исследования стали основанием для разработки региональной Модели управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды. Модель управления социализацией подростков будет способствовать взаимодействию институтов социализации объектно-реального и виртуального пространства, сближению участников процесса социализации подростков, раскрепощению и проявлению творческого потенциала каждого из них, расширению их функционального «поля» действий в целях координации организационно-практического, педагогического, культурного, информационно-правового, творческого характера по успешной социализации молодого поколения в условиях виртуализации социальной среды.
В ходе исследования мы выяснили, что подростки, вместо поддерживающего и конструктивного контроля со стороны родителей и школы, в которых они нуждаются, предоставлены чаще всего сами себе. Очень часто они сталкиваются с навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное состояние. Негативное влияние виртуализации среды на социализацию подростка состоит, прежде всего, в разрушении физического здоровья. Нарушение психического состояния проявляется в наличии собственного пространства, в котором нет доступа никому, кроме самого себя, ночных кошмаров, приступов тревоги, страхов, навязчивых состояний, полном абстрагировании от окружающего мира, а также в отсутствии ответственности и утрате интереса к окружающему миру.
Поэтому, в работе анализируются теоретико-методологические подходы к изучению сущности и специфики социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды, рассматривается структура виртуальных сетевых сообществ, раскрывается их основное смысловое содержание. Нами анализируются две формы социализации подростков: направленная
(целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная). Это говорит о том, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на подростка как целенаправленно, так и спонтанно. Всё зависит от программы деятельности того или иного социального института.
В ходе исследования нами представлен подробный анализ основных видов виртуальных сетевых сообществ, как пространства социализации подростков и форму межличностного взаимодействия. Они обеспечивают контакт двух и более субъектов, ориентированных на достижение какой-либо цели. Тем самым они способствуют как организации социального общения между подростками, так и реализации их социальных потребностей.
По нашему мнению, виртуальные сетевые сообщества представляют собой площадки для максимально разнообразного общения, в которых в качестве основных объектов общения и поставщиков контента выступают сами пользователи. Они формализуют индивидуальный образ в виде «личной страницы», а также могут постоянно поддерживать связь с другими пользователями и выражать свое мнение. Участие в виртуальных сообществах является разновидностью коммуникативной практики, которая реализует потребность пользователей в свободном общении в виртуальном пространстве.
В ходе исследования мы также выяснили, что особое влияние на социализацию подростков оказывают реальные социальные институты, к которым относятся институты образования, семьи, культуры, группа сверстников, физическая культура и спорт.
Расширению социального опыта личности подростка в ходе интернет- социализации способствуют интернациональный интернет-язык, заимствования иностранных слов, унификация языковой картины мира. Единое языковое и ценностное пространство вызывает явление синхронии: подростки, которые находятся в одном пространстве, начинают мыслить и действовать подобно.
В ходе социологического исследования на тему: «Проблемы и перспективы профилактики виртуальной зависимости подростков», осуществлённого в апреле-мае 2016 г. на базе НИУ «БелГУ» были выявлены основные причины, симптомы и последствия этой зависимости, а также разработаны меры по её профилактике.
Результаты исследования стали основанием для разработки региональной Модели управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды. Модель управления социализацией подростков будет способствовать взаимодействию институтов социализации объектно-реального и виртуального пространства, сближению участников процесса социализации подростков, раскрепощению и проявлению творческого потенциала каждого из них, расширению их функционального «поля» действий в целях координации организационно-практического, педагогического, культурного, информационно-правового, творческого характера по успешной социализации молодого поколения в условиях виртуализации социальной среды.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Практики использования социальных сетей студенческой молодежью (на примере студентов ИППС СФУ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ ДЕСТРУКТИВНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (НА ПРИМЕРЕ «ГРУПП СМЕРТИ»)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Электронные образовательные ресурсы для формирования у студентов техникума теоретических представлений о вреде табакокурения (на примере Ужурского многопрофильного техникума)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Роль СМИ в защите прав несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конструирование социальной идентичности молодежи в виртуальном пространстве
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Феномен «идолопоклонства» в среде молодежи: анализ социальных форм и практик
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ПРАВОРАДИКАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2016



