ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ
СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
1.1. Социализация подростков в условиях виртуализации 11
социальной среды как социально-педагогическое явление.
1.2. Структура виртуальных сетевых сообществ как пространство 28
социализации подростков.
2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ 50
СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВИРТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1. Социальные институты социализации подростков в объектно- 50
реальной и виртуальной среде.
2.2. Модель управления социализацией подростков в условиях 68
виртуализации социальной среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. Стремление понять процессы, приводящие к изменениям социальной реальности, всегда было одной из самых актуальных тем исследования. В настоящее время отмечается бурное развитие особого вида социальной реальности, т.е. виртуальной. Виртуальная реальность формируется в процессе замещения реальных объектов социальной среды их образами, существование которых поддерживается информационно-техническими средствами. Будучи неотъемлемой частью и организатором современного социального пространства и формируя новый принцип мировоззрения, виртуализация выступает ключевым моментом в рассмотрении преобразований мировоззрения человека. Как проблема социального характера, виртуализация старается охватить трансформации, происходящие в обществе, которые связанны с информационно-технологическим прогрессом и радикальными переменами, которые затронули буквально все сферы социального бытия.
Можно выделить как позитивное, так и негативное, т.е. отрицательное влияние виртуализации среды на социализацию подростков.
Виртуальные реальности меняют обыденные представления о многих вещах. Глобальная сеть стирает границы между странами, создавая условия для виртуального общения. Практически возникает специфичная культура электронных коммуникаций со своими законами, правилами, ритуалами и легендами.
Под влиянием виртуальных реальностей социализация подростков является одной из актуальных проблем. Подростки по-прежнему вместо поддержки со стороны родителей и школы, в которых они нуждаются, чаще всего представлены сами себе и поэтому стремятся уйти от повседневных забот и проблем в виртуализацию, улучшив тем самым свое эмоциональное самоощущение. Отрицательное влияние виртуализации среды на социализацию подростка состоит, прежде всего, в разрушении физического здоровья (нарушения функций зрения, опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы, общее истощение организма); нарушении психического состояния (наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме самого себя, ночные кошмары, высокий уровень тревожности); в полной замкнутости от окружающего мира; в отсутствии чувства ответственности; утрате интереса к окружающим.
В настоящее время профилактика виртуальной зависимости практически не разработана. В большинстве случаев людей, подверженных «виртуальной» болезни, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и схожими методами. Существуют и другие подходы к данной проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными. Недостаточная разработанность профилактических и коррекционных мероприятий обусловлена тем, что родственники пользователей и подростки не расценивают признаки, которые характеризуют риск развития виртуальной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной виртуальной зависимости.
Таким образом, актуальность исследования обуславливается:
- необходимостью разработки теоретических основ социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды;
- изучением структуры виртуальных сетевых сообществ как пространства социализации подростков;
- управлением процесса формирования социальных качеств подростков в условиях виртуализации социальной среды;
- изучением социальных институтов социализации подростков в объектно-реальном и виртуальном пространстве;
- разработки модели управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Степень разработанности проблемы. Проблема социализации подрастающей личности, вхождение её в общество всегда находилась в поле зрения учёных разных направлений, т.е. философов, социологов, психологов, педагогов, так как подростковый и юношеский возраст является одним из важных этапов социализации личности. Анализ концепций социализации состоит из двух подходов. Сторонники первого считают, что социализация является процессом адаптации индивида к обществу. При этом, они предполагают пассивную позицию личности в социализации. Типичным представителем данного направления является французский социолог конца XIX века Э. Дюркгейм.
Американский ученый Т. Парсонс рассматривал социализацию как интернализацию культуры общества. Согласно его взглядам, человек «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения с другими. Сторонники второго направления подчеркивают активную позицию человека в процессе социализации. Основоположниками данной теории можно считать американских ученных Ф. Знанецкого, Ч.Х. Кули, У.И. Томаса, Дж.Г. Мида [74,105].
Социологи (П. Бурдье, В.Л. Сандригайло и др.) считают, что социализацией индивида является процесс включения в систему общественных отношений посредством наделения его общественными функциями, процесс духовного воспроизводства и развития общества с помощью социального становления молодого поколения.
С точки зрения Г.М. Андреевой, социализацией подростка является двусторонний процесс, который включает в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны - процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной жизнедеятельности, включение в социальную среду.
Понятие виртуальности, берущее свое начало у Аристотеля и разрабатывающееся средневековыми теологами, традиционно
интерпретировалось как мнимое, т.е. кажущееся, иллюзорное, лишенное подлинности. Но существенные достижения высоких технологий, которые самым радикальным образом изменили социальный ландшафт, заставили по- другому взглянуть как на сам феномен виртуализации, так и на содержательное наполнение данного понятия.
Наступление эры электронной цивилизации было указано такими исследователями, как Д. Белл [21,94], Дж.К. Гэлбрейт [41,148], П. Друкер [44,94], Э. Тоффлер [99,107] и др.
Новым этапом в исследовании социально-философского аспекта виртуального общества являются работы М. Кастельса [54,121]. Он выделил информацию как ресурс, который наиболее прост для проникновения через грани времени и пространства. Кастельс показывает роль виртуальных структур: «Именно сети составляют новую социальную морфологию нашего общества, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, обыденной жизнью, властью, культурой». С концепцией М. Кастельса сопоставимы труды многих ученых, которые изучают процесс глобализации в контексте виртуализации общества.
Новая форма бытия виртуализации была теоретически сформулирована в зарубежных исследованиях в конце 1970-1980-х гг. (Ж. Лорьер [69,35]).
Проблемами виртуализации жизни общества и человека в России занимается исследовательская группа «Виртуалистика» (ИГВ) Института философии РАН (ИФ РАН). Она в течение нескольких лет изучает и пытается теоретически осмыслить целый ряд виртуальных понятий субъектного пространства [89,105].
Возникновение виртуализации в России датируется 1986 годом, когда вышла статья Н.А. Носова и О.И. Генисаретского «Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора». В ней описывается идея виртуализации как принципиально нового типа события. Сам термин «виртуалистика», предложенный Н.А. Носовым, получил официальный статус в 1991 г., когда была создана Лаборатория виртуализации в Институте человека Российской академии наук. Впоследствии Н.А. Носовым был представлен «Манифест виртуалистики». Он провозгласил ее в качестве одной из новых мировоззренческих систем. В ее основе лежит тезис о том, что «мир виртуален» [39,35].
Исследователи используют междисциплинарный подход к изучению данной проблемы. Приоритетными являются разработки в области психологических виртуальных реальностей. Границы исследовательских интересов в последнее время расширяются и появляются работы, которые связанны с изучением социальных процессов. В работе
использовались труды В.К. Абросимова [11], С.А. Борчикова [25],
B. М. Быченкова [27,802], И.Г. Корсунцева [59,46], Н.А. Носова [79,306].
В области виртуальной реальности продолжили работу В. Руднев [93,53],
C. С. Хоружий [106,97], Д. Иванов [50,243].
В последнее время к проблеме виртуализации обратились и отечественные социологи. Это такие работы, как разработка Д.В. Ивановым социологической концепции виртуализации [50,115], трактовка
Л.А. Микешиной и М.Ю. Опенковым виртуальной реальности как особой реальности [82,118], социологический анализ проблем и последствий виртуализации Г.Д. Семеновой [95,53], исследование Интернета как инструмента социологической коммуникации Т.В. Филипповой [102,22] и пр.
В процессе исследования о виртуализации подростков было выявлено следующее. Досуг подростков не может быть представлен без Интернета: большая часть свободного времени проводится подростками за игрой на компьютере, на просторах «виртуальной реальности». Также исследование показало, что некоторые респонденты испытывают негативные эмоции при невозможности получения доступа к компьютеру. Также, было обнаружено, что большинство подростков пользуются Интернетом в развлекательных целях.
Таким образом, подавляющее число научных работ имеют узконаправленный прикладной характер. Можно сделать вывод о дефиците комплексных исследований по проблемам отрицательного влияния
виртуализации социальной среды на социализацию подростков и
возможностях ее профилактики.
Основная гипотеза исследования состоит в предположении, что управление процессом социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды будет более успешным при условии сбалансированности работы социальных институтов, обеспечивающих формирование социальных качеств подростков в объектно-реальной и виртуальной средах.
Объектом диссертационного исследования является социализация подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Предметом исследования данной работы - управление процессом формирования социальных качеств подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Цель данной работы - раскрыть процесс социализации подростков как социально-педагогического явления в объектно-реальном и виртуальном пространстве и представить Модель управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть специфику социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды как социально-педагогического явления.
2. Представить структуру виртуальных сетевых сообществ как
пространство социализации подростков.
3. Изучить практику работы социальных институтов социализации подростков в объектно-реальном и виртуальном пространстве.
4. Разработать Модель управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды.
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
- теории социализации (Э.Дюркгейм, Г.М.Андреева, Т.Парсонс, Ч.Х.Кули, Ф.Знанецкий, У.И. Томас, Дж.Г. Мид, П.Бурдье, В.Л. Садригайло);
- теории виртуализации (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, А. Турен, Н. Винер, М. Кастельс, Н.Н. Моисеев, Д. Нейсбит, М. Порат).
Эмпирическую базу исследования составили материалы
социологического исследования на тему: «Проблемы и перспективы
профилактики виртуальной зависимости подростков», осуществлённого в апреле-мае 2016 г. на базе НИУ «БелГУ», которое проводилось посредством анкетирования подростков (N=100), анкетирования специалистов НИУ «БелГУ» (N=20).
Информационную базу исследования составляют:
- нормативные акты федерального уровня (акты органов власти Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области развития информационных технологий и защиты прав детства); регионального значения (нормативно-правовые документы Белгородской области, Постановления и распоряжения губернатора Белгородской области; Данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, статистической и отчетной информации управления по делам молодёжи Белгородской области);
- материалы Интернет-сайтов;
- результаты социологического исследования, проведенного автором работы в ходе научно-исследовательской практики в 2014 году на базе ОГБУ «Центр молодежных инициатив».
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, анализ Интернет-ресурсов, анкетирование подростков, экспертный опрос, контент-анализ, математические методы обработки результатов исследования.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что выявлены проблемы процесса социализации подростков в объектно-реальном и виртуальном пространстве и разработана Модель управления социализацией
подростков в условиях виртуализации социальной среды. Материалы данного исследования могут быть использованы в образовательных программах высшего образования по курсам «Социология управления», «Организация деятельности социальных служб», «Социальная работа с молодёжью», «Социокультурная деятельность в системе социальной работы» и др.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены на заседании кафедры социальной работы ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Основные положения магистерской работы докладывались на VI Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» - (Белгород, 2014 г.); VII Международной научно-практической конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» - (Белгород, 2015 г.); III межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием - (Кострома, 2015 г.), а также нашли отражение в научных изданиях: «Теория и практика социальной работы: история и современность» - (Барнаул, 2015 г.); «Современные
тенденции развития науки в молодежной среде: Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов» - (Елецк, 2015 г.).
Проблема социализации подростков является одним из важных этапов социализации личности. Непрерывно растущая виртуализация современного общества актуализирует данную проблему. Подрастающее поколение в большей мере усваивает правила поведения и роли из информации, поступающей, как правило, из Интернета, из сюжетов компьютерных игр и пр. Это оказывает значительное влияние на процесс социализации, формируя определенные образцы поведения.
В ходе исследования мы выяснили, что подростки, вместо поддерживающего и конструктивного контроля со стороны родителей и школы, в которых они нуждаются, предоставлены чаще всего сами себе. Очень часто они сталкиваются с навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное состояние. Негативное влияние виртуализации среды на социализацию подростка состоит, прежде всего, в разрушении физического здоровья. Нарушение психического состояния проявляется в наличии собственного пространства, в котором нет доступа никому, кроме самого себя, ночных кошмаров, приступов тревоги, страхов, навязчивых состояний, полном абстрагировании от окружающего мира, а также в отсутствии ответственности и утрате интереса к окружающему миру.
Поэтому, в работе анализируются теоретико-методологические подходы к изучению сущности и специфики социализации подростков в условиях виртуализации социальной среды, рассматривается структура виртуальных сетевых сообществ, раскрывается их основное смысловое содержание. Нами анализируются две формы социализации подростков: направленная
(целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная). Это говорит о том, что любой социальный институт, будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на подростка как целенаправленно, так и спонтанно. Всё зависит от программы деятельности того или иного социального института.
В ходе исследования нами представлен подробный анализ основных видов виртуальных сетевых сообществ, как пространства социализации подростков и форму межличностного взаимодействия. Они обеспечивают контакт двух и более субъектов, ориентированных на достижение какой-либо цели. Тем самым они способствуют как организации социального общения между подростками, так и реализации их социальных потребностей.
По нашему мнению, виртуальные сетевые сообщества представляют собой площадки для максимально разнообразного общения, в которых в качестве основных объектов общения и поставщиков контента выступают сами пользователи. Они формализуют индивидуальный образ в виде «личной страницы», а также могут постоянно поддерживать связь с другими пользователями и выражать свое мнение. Участие в виртуальных сообществах является разновидностью коммуникативной практики, которая реализует потребность пользователей в свободном общении в виртуальном пространстве.
В ходе исследования мы также выяснили, что особое влияние на социализацию подростков оказывают реальные социальные институты, к которым относятся институты образования, семьи, культуры, группа сверстников, физическая культура и спорт.
Расширению социального опыта личности подростка в ходе интернет- социализации способствуют интернациональный интернет-язык, заимствования иностранных слов, унификация языковой картины мира. Единое языковое и ценностное пространство вызывает явление синхронии: подростки, которые находятся в одном пространстве, начинают мыслить и действовать подобно.
В ходе социологического исследования на тему: «Проблемы и перспективы профилактики виртуальной зависимости подростков», осуществлённого в апреле-мае 2016 г. на базе НИУ «БелГУ» были выявлены основные причины, симптомы и последствия этой зависимости, а также разработаны меры по её профилактике.
Результаты исследования стали основанием для разработки региональной Модели управления социализацией подростков в условиях виртуализации социальной среды. Модель управления социализацией подростков будет способствовать взаимодействию институтов социализации объектно-реального и виртуального пространства, сближению участников процесса социализации подростков, раскрепощению и проявлению творческого потенциала каждого из них, расширению их функционального «поля» действий в целях координации организационно-практического, педагогического, культурного, информационно-правового, творческого характера по успешной социализации молодого поколения в условиях виртуализации социальной среды.
1. Окинавская Хартия глобального информационного общества [Текст]: офиц. текст.- [принята главами государств и правительств «Группы восьми» 22 июля 2000г.].- М.: Юнити, 2000г.- 51с.
2. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39с.
3. Доктрина информационной безопасности РФ [Текст]: офиц.текст.- [утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000г. № Пр- 1895].- М.: Юнити, 2000.- 52с.
4. О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию сети Интернет [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 18 мая 2000г. № 207-ФЗ].- СПб-Виктория плюс, 2000.- 29с.
5. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Текст]: [федер.закон: принят Гос. Думой 29 декабря 2010 № 436- ФЗ].- СПб-Виктория плюс, 2010.- 41с.
6. Об информации, информатизации и защите информации [Текст]:
[федер.закон: принят Госдумой 20 февраля 1995. № 24].- М.: Маркетинг,
1995.- 37с.
7. О рекламе [Текст]: [федер.закон: принят Гос. Думой 18.07.1995г. № 108].- М.: Маркетинг,1995.- 32с.
8. О связи [Текст]: [федер.закон: принят Гос. Думой 16 февраля 1995 г. № 15].- М.: Маркетинг, 1995.- 38с.
9. О средствах массовой информации [Текст]; [федер.закон: принят Гос. Думой 27 декабря 1991 г. № 2124-I].- М.: Маркетинг, 1991.- 41с.
10. Об участии в международном информационном обмене [Текст]: [федер.закон: принят Гос. Думой 4 июля 1996г. № 85].- М.: Маркетинг, 1996.-45с.
11. Абросимов, В.Н. Культурно-идентификационный кризис
современного российского общества. [Электронный ресурс] // В.Н. Абросимов.
- http: //www.georggu.ru/files/pers/abr_st.pdf
12. Акимова, М.К. Психологическая диагностика [Текст]: учебник для вузов / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652с.
13. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Г.М. Андреева // учебник для высших учебных заведений.- 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2002.- 176с.
14. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия [Текст] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин/ Вестник Московск. Ун-та, 2003.- 131с.
15. Арестова, О.Н. Мотивация пользователей Интернета [Текст] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин // 2-ая Российская конференция по экологической психологии.- М.: Экопсицентр РОСС, 2008.- 213с.
16. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский // Психологический журнал, Т.- 19, № 1.-2005.- 100с.
17. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. - М.: Академия, 2003. - 310 с.
18. Бергер, П. Социальное конструирование реальности [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М.: Проспект, 2002. - 302 с.
19. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: МПСИ, 2008.
- 352 с.
20. Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст] / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Проспект, 2004.- 309с.
21. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт
социального прогнозирования [Текст] / Д. Белл. - М.: Академия, 2005. - 510с.
22. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества: новая технократическая волна на Западе [Текст] / Д. Белл. - М.: Академия, 2005. - 210 с.
23. Бенедикт, Р. Модели культуры [Текст] / Р. Бенедикт. - СПб.: Мир, 2004. - 301 с.
24. Бодрийяр, Ж. Этика симулякров [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Проспект, 2002. - 234 с.
25. Борчиков, С.А. Творческое воображение воображения. [Электронный ресурс] // С.А. Борчиков. - http://gzvon.lg.ua
26. Бронфенбреннер, У. Два мира детства [Текст] / У. Бронфенбреннер. - М.: Проспект, 2003. - 296 с.
27. Быченков, В.М. Институты: сверхколлективные социальные образования и безличные формы социальной субъективности [Текст] / В.М. Быченков. - М.: Академия, 2003. - 976 с.
28. Бурова, В.А. Социально-психологические аспекты Интернет- зависимости. [Электронный ресурс] // В.А. Бурова.-http://user.lvs.ru/vita/ doclad.htm
29. Бюль, А. Субъект виртуального общества [Текст] / А. Бюль. - СПб.: Мир, 2005. - 401 с.
30. Винер, Н. Кибернетика и общество [Текст] / Н. Винер. - М.: Проспект, 2003. - 142 с.
31. Воронина, Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы [Текст] / Т.П. Воронина.- М.: Проспект, 2005. - 111с.
32. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета [Текст] / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. 2004.- М. 25.-32с.
33. Войскунский, А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема [Электронный ресурс] // Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Интернет-зависимость: домыслы и правда. - http: //psynet.by.ru/texts/voysk8. htm
34. Войскунский, А.Е Метафоры Интернета. [Электронный ресурс] / А.Е. Войскунский.- http://psynet.by.ru/texts/voysk5.htm
35. Войскунский, А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде. [Электронный ресурс] / А.Е. Войскунский.- http: //psy net.by.ru/texts/voysk2. htm
36. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции [Электронный ресурс] /А.Е. Войскунский / 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Секция. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде.- http://psynet.by.ru/ texts/voysk4.htm
37. Гезелл, А. Умственное развитие ребенка [Текст] / А. Гезелл. - М.: Проспект, 2004. - 331 с.
38. Геккель, Э. Трансформизм и дарвинизм [Текст] / Э. Геккель. - М.: Проспект, 2003. - 102 с.
39. Генисаретский, О.И. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора [Текст] / О.И. Генисаретский, Н.А. Носов. - Изд.: Эксмо, 2005 г. - 89 с.
40. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика [Текст]/ А.В. Гоголева.- М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «Модек», 2003.- 240с.
41. Гэлбрейт, Дж.К. Новое индустриальное общество [Текст] / Дж.К. Гелбрейт. - М.: Академия, 2004. - 238 с.
42. Даль, В.И. Толковый словарь [Текст] / В.И. Даль. - М.: Белый город, 2008. - 840 с.
43. Делез, Ж. Логика смысла [Текст] / Ж. Делез. - М.: Академия, 2002. - 231 с.
44. Друкер, П.Ф. Приключения очевидца [Текст] / П.Ф. Друкер. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.
45. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости [Текст] / А.Ю. Егоров. - СПб.: Речь, 2007.- 190с.
46. Емельянов, В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни [Текст] /В.В. Емельянов // СОЦИС, 2001.- № 9. - С.77-82.
47. Жичкина, А.Д. Социально-психологические аспекты общения в Интернет [Электронный ресурс] / А.Д. Жичкина.- http://flogiston.ru/pro j ects/articles/refinf. shtml
48. Залесский, П. Сколько нас? Какие мы? Портрет российской Интернет-аудитории [Текст] / П. Залесский. - М. Спектр./ Мир Internet, 2004.-44с.
49. Змановская, Е. В.Девиантология : (психология отклоняющегося
поведения) [Текст]/ Е.В. Змановская : учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений: 3-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2006. - 288с.
50. Иванов, Д.В. Виртуализация общества [Текст] / Д.В. Иванов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2004. - 306 с.
51. Иванов, Д.В. Императив виртуализации. Современные теории общественных изменений [Текст] / Д.В. Иванов. - СПб.: Издательство СПбГУ,
2002. - 210с.
52. Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций [Текст] / Е.Н. Каменская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 251с.
53. Кастельс, Ю. М. Становление общества сетевых структур [Текст] / Ю.М. Кастельс. - М.: Академия, 2007. - 494 с.
54. Кастельс, Ю.М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / Ю.М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. - 608 с.
55. Кимберли, Я.С. Диагноз - Интернет-зависимость [Электронный ресурс] /Я.С. Кимберли .- http://www.iworld.ru
56. Ковалев, А.Г. Психические особенности человека [Текст] / А.Г. Ковалев. - М.: Академия, 2003. - 221 с.
57. Ковалевская, Е.В. Компьютерные виртуальные реальности [Текст] / Е.В. Ковалевская. - М.: Проспект, 2005. - 124 с.
58. Копылов, В.А. Интернет и право [Текст] / В.А. Копылов - ВИНИТИ, 2001.- № 9. - С.5 - 10.
59. Корсунцев, И.Г. Субъект и виртуальная реальность [Текст] / И.Г. Корсунцев. - М.: Академия, 2003. - 103 с.
60. Краснова, С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью. Серия: Бросить - легко! [Текст] / С.В. Краснова, Н.Р. Казарян, С.В. Тундалева.-
Изд.: Эксмо, 2008 г.- 312с.
61. Кристал, Г.О. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении [Текст] / Г.О. Кристал // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга. - М., 2007- 251с.
62. Крокер, А. Теория виртуального общества [Текст] / А. Крокер, М. Вэйнстейн. - СПб.: Мир, 2002. - 234 с.
63. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] / Ч.Х. Кули. - М.: Идея-пресс, Дом интеллектуальной книги, 2003. - 306 с.
64. Куракин, А.Л. Виртуальные среды [Текст] / А.Л. Куракин. - СПб.: Мир, 2005. -91 с.
65. Леонтьев, А.Н. Платформа виртуализации [Текст]/ А.Н. Леонтьев. - М.: Проспект, 2004. - 101 с.
66. Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна [Текст] / Ж.Ф. Лиотар. - М.: Проспект, 2003. - 121 с.
67. Лисовский, В.Т. Социология молодежи [Текст]/ В.Т. Лисовский // учебное пособие. СПб.: Виктория плюс, 2006.- 280с.
68. Лозовский, Л.Ш. Интернет - это интересно [Текст] /
Л.Ш. Лозовский, Л.В. Ратновский. - М.: Владос, 2002.-89с.
69. Лорьер, Ж. Системы искусственного интеллекта [Текст] /
Ж. Лорьер. - М.: Проспект, 2002. - 98 с.
70. Лямзин, Д.В. Использование ИКТ в учебном процессе [Текст] / Д.В. Лямзин. - СПб.: Мир, 2004. - 271 с.
71. Марков, Б.В. Человек в пространстве культуры [Текст] / Б.В. Марков. - СПб.: Мир, 2004. - 291 с.
72. Маркс, К. Социальная система [Текст] / К. Маркс. - М.: Проспект,
2003. - 307 с.
73. Марьина, О.В. Профилактика Интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций [Текст] / О. В. Марьина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - 20с.
74. Мид, Дж.Г. Сознание, личность и общество [Текст] / Дж.Г. Мид. - СПб.: Мир, 2004. - 305 с.
75. Микешина, Л.А. Новые образы познания и реальности [Текст] / Л.А. Микешина, М.Ю. Опенков. - М.: РОССПЭН, 2003. - 237 с.
76. Миллер, Н. Социальное научение и подражание [Текст] /
Н. Миллер, Дж. Доллард. - М.: Проспект, 2005. - 301 с.
77. Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума [Текст] /
Н.Н. Мосеев. - СПб.: Мир, 2004. - 206 с.
78. Нейсбит, Д. Мегатренды [Текст] / Д. Нейсбит. - М.: АСТ, 2002. - 191 с.
79. Носов, Н.А. Виртуальная философия [Текст] / Н.А. Носов. - СПб.: Литера, 2004. - 347 с.
80. Носов, Н.А. Манифест виртуалистики [Текст] / Н.А. Носов. - СПб.: Литера, 2005. - 201 с.
81. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]/ Л.Ф. Обухова. Изд. 4. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 442с.
82. Опенков, М.Ю. Неоплатонизм [Текст] / М.Ю. Опенков. - СПб.: Мир, 2003. - 297 с.
83. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории [Текст] / Б.Д. Парыгин. - СПб.: Мир, 2003. - 341 с.
84. Пейперт, С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи [Текст] / С. Пейперт. - М.: Педагогика, 2002. - 202 с.
85. Перешеина, Н.В. Отклоняющееся поведение человека в современном мире: проблемы и решения [Текст] / Н.В. Перешеина // Психология: материалы второй международной заочной научно-практической конференции.- Владимир: ВлГУ, 2011.- 12с.
86. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб.: Мир, 2002. - 233 с.
87. Платонов, К.К. Занимательная психология [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Проспект, 2004. - 501 с.
88. Попов, В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи [Текст] / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социологические исследования. 2007.-16с.
89. Порат, М. Информационное общество [Текст] / М. Порат. - СПб.: Мир, 2003. - 201 с.
90. Психологический словарь [Текст] /под ред. Зинченко В.П. - М.: Владос, 2007.- 367с.
91. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. [Текст] / Д.Я. Райгородский.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672с.
92. Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодёжи: тенденции, проблемы, перспективы [Текст] / О.А. Раковская. - М.: Прогресс, 2004. - 210с.
93. Руднев, В. Прочь от реальности [Текст] / В. Руднев. - М.: Аграф, 2003. - 80 с.
94. Саралиева, З.Х. Девиация и делинквентность: социальный
контроль [Текст] / З.Х. Саралиева // Психология: сб. материалов Междунар. конф.- Н. Новгород: НИСОЦ, 2006.- Т. 1.- 303с.
95. Семёнова, Г.Д. Информационная социология [Текст] / Г.Д. Семенова. - М.: Госкоорцентр, 2003. - 153 с.
96. Семикин, Г.И. Проблемы профилактики рискованного (аддиктивного) поведения молодежи и здоровьесберегающие технологии в образовательной среде [Текст] / Г.И. Семикин, А.И.Киселев, Г.А. Мысина. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. -169с.
97. Тихомиров, O.K. Общение, опосредствованное компьютером [Текст] / О.К. Тихомиров, Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский / Вестник Московск. ун-та. Серия 14, Психология, 2004.- 110с.
98. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. - М.: Академия,
2004. - 371 с.
99. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2005.
- 535 с.
100. Турен, А. Постиндустриальное общество [Текст] / А. Турен. - М.: Академия, 2001. - 130 с.
101. Фетискин, Н.П. Психология аддиктивного поведения [Текст]/ Н.П. Фетискин. - М.: Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2005.- 272с.
102. Филиппова, Т.В. Социология в Интернете [Текст] / Т.В. Филиппова.
- М.: Академия, 2002. - 101 с.
103. Франкл, В. Человек в поиске смысла [Текст] / В. Франкл. - М.: Прогресс, 2001.- 310с.
104. Фрейд, З. Психопатология обыденной жизни [Текст] / З. Фрейд. - М.: Проспект, 2004. - 341 с.
105. Холл, Г.С. История детской психологии [Текст] / Г.С. Холл. - М.: Проспект, 2004. - 401 с.
106. Хоружий, С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности [Текст] / С.С. Хоружий. - М.: Прогресс, 2003. - 102 с.
107. Чванова, М.С. Информационные технологии в обучении [Текст] / М.С. Чванова. - М.: Перспектива, 2003. - 139 с.
108. Чернов, А.Н. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы [Текст] / А.Н. Чернов.- М.: Перспектива, 2009.- 190с.
109. Чудова, И.В. Особенности образа Я Жителя Интернета [Текст] / И.В. Чудова // Психологический журнал.- М.: Прогресс, 2002. - 22с.
110. Эриксон, Э. Теория становления личности [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Проспект, 2005. - 299 с.
111. Юрьева, Л.Н. Профилактика компьютерной зависимости [Текст] / Л.Н. Юрьева // Медицинская психология.- М.: Перспектива, 2010. - 210с.