Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОИСКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ ГЮНТЕРА ВАЛЬРАФА

Работа №66715

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
201
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГЮНТЕРА ВАЛЬРАФА 8
1.1. Творческий путь Гюнтера Вальрафа 8
1.2. Тематические особенности публицистики Гюнтера Вальрафа 12
1.3. Жанровое разнообразие публицистики Гюнтера Вальрафа 25
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 30
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЮНТЕРА ВАЛЬРАФА 32
2.1. Приемы поиска информации в публицистике Гюнтера Вальрафа 32
2.2. Общественная реакция на публицистику Гюнтера Вальрафа 36
2.3. Этические и правовые аспекты творчества Гюнтера Вальрафа ... 43
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Познавательная деятельность журналиста является самым важным направлением социального постижения окружающей среды, а также источником оперативного знания о действительности. Аксиоматичным стало утверждение о том, что нельзя создать общество, претендующее на статус действительно демократического, гражданского, не разъясняя населению суть происходящего, не показывая ему взаимосвязи различных явлений, не помогая, таким образом, постижению аудиторией реальной логики действительности, правильной ориентации в актуальном повышении социальной компетентности людей.
Опираясь на знание, продуцируемое журналистикой, аудитория получает потенциальную возможность своевременной реакции на актуальные ситуации, возникающие в обществе. В то же время, распространяя производимые знания, журналистика реализует свои социальные функции и, прежде всего - функцию формирования массового сознания, влияя, прежде всего составляющую - общественное мнение.
Ключевым моментом источниковедческой парадигмы методологии истории является понятие источника как продукта целенаправленной человеческой деятельности, явления культуры. Произведения, которые создают люди в процессе осознанной, целенаправленной деятельности, служат им для достижения конкретных целей.
Они же несут ценную информацию о тех людях и о том времени, когда были созданы. Чтобы ее получить, необходимо понимать особенности получения правдивой фактической информации. Однако ее надо не только извлечь, но и критически оценить, правильно интерпретировать. Изучая фрагменты реальности, важно уметь делать логические умозаключения о том, что означает сам факт их наличия, уметь воспроизводить на их основании взаимосвязанную картину той культуры, того общества, остатком которой они являются.
Важным аспектом в работе является изучение индивидуально-авторской специфики в произведениях известного немецкого репортера и писателя Гюнтера Вальрафа, её более глубокое осмысление в координатах новой, интегративной по своей сущности парадигмы гуманитарного знания, в том числе и в межкультурном ракурсе. Как ни странно, на русский язык переведены только две книги Вальрафа «Нежелательные репортажи» (1982) и «Репортер обвиняет» (1988). Эти книги сегодня чаще всего лежат полузаброшенные и полузабытые в областных библиотеках. Журналисты сейчас предпочитают изучать больше пиар, ментальные войны, средства влияния на психологию человека, на его мировоззрение и в целом мышление, забывая о первоначальном назначении журналистики.
Актуальность данной работы состоит в том, что изучение метода Гюнтера Вальрафа, метода включенного наблюдения, представляет собой очень важное направление в профессиональной деятельности журналиста. Методика его работы, ставшая классикой мировой журналистики, представляет собой очень интересный и ценный материал для изучения.
Объектом исследования является публицистика Гюнтера Вальрафа.
Предметом исследования - тематические особенности, жанровое разнообразие, приемы поиска информации в творчестве Гюнтера Вальрафа.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить особенности сбора информации в творчестве Гюнтера Вальрафа, а также теоретический обзор и анализ творческого своеобразия в публицистике Гюнтера Вальрафа.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
- рассмотреть творческий путь Гюнтера Вальрафа;
- охарактеризовать тематические особенности публицистики Гюнтера Вальрафа;
- рассмотреть методологию сбора информации Гюнтера Вальрафа;
- рассмотреть приемы поиска информации в публицистике Гюнтера Вальрафа;
- выявить особенности общественной реакции на публицистику Гюнтера Вальрафа;
- определить этические и правовые аспекты творчества Гюнтера Вальрафа;
- сделать выводы о влиянии творчества Гюнтера Вальрафа на публицистику в целом.
Методы исследования, использованные в работе, определяются целью, задачами, объектом и предметом исследования и включают в себя:
- контент-анализ был направлен на уточнение и интерпретацию содержания сюжетов, отобранных для анализа и др;
- метод мониторинга, примененный при отборе эмпирического материала исследования;
- реферативно-аналитический, индуктивно-дедуктивный и
сравнительный методы, использованные для систематизации теоретического материала;
- описательный метод- при анализе правовых и этических аспектов
Теоретическая база:
- для объяснения всех понятий, связанных с жанрами в периодической печати мы использовали работы
А. А. Тертычного и Л. Шибаевой;
- в числе наиболее ценных научных работ, посвященных теоретическим проблемам развития средств массовой информации и массовых информационных процессов в современных условиях, следует назвать труды А. П. Короченского, Я. Н. Засурского, С.М. Гуревича и ряда других авторов;
- подробнее рассказать о творческом пути Вальрафа и структурных особенностях его публикаций помогли тексты Н. Зоркой и В. Стеженского.
Эмпирическая база - книги Гюнтера Вальрафа «Нежелательные репортажи» и «Репортер обвиняет», документальный фильм «Черным по белому».
Хронологические рамки - весь творческий путь Гюнтера Вальрафа.
Степень научной разработанности на сегодняшний день представляется не полной, так как с одной стороны метод включенного наблюдения изучен и используется журналистами в полной мере, а с другой применение этого метода Вальрафом выходит за рамки этических и правовых норм, что не позволяет каждому работать так как он.
Новизна данного дипломного исследования заключается в том, что в работе выявлены не стандартные приемы метода включенного наблюдения. Согласно нашему представлению, использование данного метода в работе Гюнтера Вальрафа, в которой он одним из первых попытался донести информацию не доступную для обычных людей, обладает богатой совокупностью приёмов метода включенного наблюдения.
Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы с целью восполнить пробел в теоретическом осмыслении расследовательской журналистики. Практическая ценность работы состоит в том, что в данном исследовании систематизируются и теоретически основываются, используемые приемы метода включенного наблюдения, которые могут применяться в практике современной расследовательской журналистики.
Структура обусловлена поставленными целями и задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников, список использованной литературы и приложения.
Во введении дается обзор изученности проблемы, излагаются актуальность, цели, задачи исследования, методы исследования, новизна исследования, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава - «ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГЮНТЕРА ВАЛЬРАФА» - посвящена творческому пути Гюнтера Вальрафа, а также выявлены тематическая направленность и жанровая составляющая его публикаций.
Во второй главе - «ОСОБЕННОСТИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ГЮНТЕРА ВАЛЬРАФА» - рассматриваются приемы
поиска информации для публикаций Гюнтера Вальрафа, а также рассматриваются общественная реакция, этические и правовые аспекты его деятельности.
В Заключении сформулированы основные выводы работы и намечены перспективы для дальнейших исследований.
Промежуточные результаты дипломного исследования прошли апробацию в рамках научно-практической конференции студентов факультета журналистики НИУ «БелГУ»

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Творческий путь Вальраф начал еще в молодости и продолжает заниматься своим делом по сей день - вскрывать недостатки систем правопорядка и трудоустройства, разоблачать лже-СМИ, расскрывать политические заговоры, иначе говоря работать на благо общества. И хотя кажется, что тематический набор достаточно обширен (антимилитаристическая тема, экономическая, политическая, религиозно-нравственная проблематика, межкультурная коммуникация, взаимодействие и взаимовлияние представителей разных культур - расизм), на самом деле все они объединены одной темой - защита прав человека, при чем не зависимо от статуса, цвета кожи, национальности или еще чего-либо.
Из вышесказанного становится понятна и жанровая скупость (репортаж и эссе), ведь ни один другой жанр не дал бы такого эффекта и возможности предоставить информацию в правдивом свете и при этом быть полностью объективным.
С учетом всего выше сказанного можно выделить следующие особенности публицистики Гюнтера Вальрафа. При включении в текст кратких интервью с участниками мероприятия автору важно, с одной стороны, для передачи атмосферы оставить реплики без изменения, а с другой соответствовать газетно-публицистическому стилю. В результате материал приобретает межстилевой характер.
Кроме того, учитывая особенности жанра репортажа, к приведенному списку следует добавить зависимость мастерства от компетентности журналиста.
Все эти требования складываются в определенный формат творчества, который сегодня, с развитием интернет ресурсов требует от автора высокой концентрации внимания и умения работать не только с источниками информации, но также и с богатым арсеналом средств создания образов своих героев. Новые требования потребителей информации ведут к дроблению специализации репортера и появлению журналистов, работающих на таком узком информационном участке.
В работах Гюнтера Вальрафа отражается высокопрофессиональный метод включенного наблюдения, так как он не только мастер по созданию ситуации, в которой он не просто собирает информацию, он стремится вжиться в ней как в собственную реальность, прочувствовать происходящее, а затем вызвать доверие исследуемой социальной группы. Став членом определенного исследуемого социума, он тщательно собирает факты, формирует образы будущих персонажей, приступает к моделированию ситуаций, которые должны разоблачить скрываемое от общественности и на базе полученных фактов и доказательств должно привлечь внимание аудитории. После того как факты получат общественный резонанс и оценку в дело вступает уже общественное мнение, которое уже своими методами начинает внедряться в ситуацию и применять решение проблемы в рамках существующих норм и ценностей. Именно в этой ситуации результат эксперимента можно считать для журналиста успешным.
Самым интересным в работе Гюнтера Вальрафа оказывается этическая и правовая составляющая, нарушая которую, автор показывает, что в системе есть «дыры», которыми может пользоваться не только он. И если «закон» не хочет или не может, противостоять нарушителям, то это может сделать только тот, кто не побоится взять ответственность на себя.
Подводя итог, проведенное исследование, в ходе которого нами были систематизированы приемы расследовательской журналистики в публицистики Гюнтера Вальрафа, представляется не до конца изученным явлением. Перспективность дальнейших изысканий в данной области налицо. Направлением, на наш взгляд, требующим изучения является определение комбинаций приемов, наиболее эффективно привлекающих зрительское внимание, а также ведение журналисткой деятельности без нарушений этических и правовых аспектов, при этом сохраняя объективность и не подвергая факты искажению.



1. Агитмузей // Гюнтер Вальраф -
http: //www.agitclub .ru/spezhran/wahl/wallraff.htm
2. Вальраф Г. Нежелательные репортажи. М., 1982. - 280 с.
3. Вести.ш: Борец с расизмом шокировал немцев фильмом «Черным по белому»/ http://www.vesti.ru/doc.html?id=348471
4. Засурский Я. Н. Надо ли бороться с «желтизной» / Я. Н. Засурский, В. Л. Богданов // Энциклопедия жизни современной журналистики. Т. 2. М., 1998.
5. Зоркая Н. Человек, который проходит сквозь стены//Гюнтер Вальраф, Репортер обвиняет. М, 1988. - 399 с.
6. Ким М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004 (ОАО Техническая книга). - 335 с.
7. Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального
творчества / М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 495 с.
8. Ким М. Н. Технология создания журналистского
произведения: / Ким М. Н. - СПб. : Михайлов, 2001. - 319 с.
9. Константинов А. Журналистское расследование/
http: //fanread.ru/book/fb2/10162362/?key=4u5 ito9grk 15rvarccmj rfad43
10. Леглер А.А. Вторичная аккультурация личности как процесс познания и освоения другой культурной среды // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8195 (дата обращения: 22.02.2016).
11. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.: Языки русской культурной среды, 1996. - 464 с.
12. Мазитова Л. Журналистика как социальный институт
[Электронный ресурс] - Режим доступа:// http://crab-
online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html
13. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М., 2004. - 180 с.
14. Методы журналистского творчества / под ред. В.М. Горохова. М.: Изд-во МГУ, 2010. - 280 с.
15. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог : Учеб. пособие / В.Ф. Олешко; М-во образования Рос. Федерации. Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. Фак. журналистики. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 187 с.;
16. Основы творческой деятельности журналиста : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Журналистика" / С. Г. Корконосенко, С.М. Виноградова, Г.В. Лазутина и др.; [Ред.-сост. С. Г. Корконосенко]; О-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл., С.- Петерб. ин-т внешнеэкон. связей экономики и права. - СПб. : О-во "Знание" СПб. и Лен. обл., 2000. - 270 с.
17. Романовский В. С. Тайны газеты «Бильд» [Электронный ресурс] / В. С. Романовский // Тайны газеты «Бильд» - Электрон. дан. - Режим доступа: http//world.lib.ru/r/romanowskij_w_s/bild.shtml, - Загл. с экрана. - Яз. рус.
18. Рэндалл Д. Универсальный журналист / Дэвид Рэндалл; [Пер. с англ. А. Порьяза]. - СПб : Терция, 1998. - 341 с.
19. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - М. 2002. - 220 с.
20. Стеженский В. Предисловие к кн.// Гюнтер Вальраф, Нежелательные репортажи. М., 1982. - 296 с.
21. Съедобные газеты и 9 других творческих идей от «Аксель Шпрингер» [Электронный ресурс]// Съедобные газеты и 9 других творческих
идей от «Аксель Шпрингер» - Электронные дан. http: //www.redactor. in.ua/strate gy/4589.html
22. Тертычный А.А. Познание и характер знания в журналистике. - М.
2008. - 180 с.
23. Харрис Р. Психология массовой коммуникации. - М., 2002. - 320 с.
24. Хилханова Э. В. Дискурс газеты BILD как объект лингвистического исследования / Э. В. Хилханова: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04. - Москва, 2012. - 205 с.
25. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000. - 280 с.
26. Чаковская М.С. Текст как сообщение и воздействие. М.: Высшая школа, 1986. - 180 с.
27. Шарков Ф. И. Коммуникология: социология массовой
коммуникации: учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2010. - 280 с.
28. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа //http: //www.relga. rsu.ru/n47/j ur47. htm
29. Щепилова Г.Г. Публицистика Гюнтера Вальрафа. В творческой мастерской журналиста. М. 1990. - 56 с.
30. Юрченко И. В. Вербальные и невербальные механизмы воздействия «желтой» прессы на массовое сознание: на материале немецкой газеты «Bild», австрийской газеты «Kronen Zeitung» и швейцарской газеты «Blick». / И. В. Юрченко: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04. - Москва, 2012. - 258 с.
31. Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г.Я. Солганик. 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - С. 58-67.
32. тоСМИ.КИ: Москва воспретила въезд в страну немецким
правозащитникам/ http://www.inosmi.ru/untitled/20030109/168432.html
33. Strassner E. «Bild» - Deutschlands modernste Zeitung // Hans J. Bucher, Erich Strassner. Mediensprache, Medienkommunikation, Medienkritik. Tubingen, 1991.
34. Wallraff G. Der Aufmacher. Der Mann der bei «Bild» Hans Esser war / G. Wallraff: Verlag Kiepenheuer and Witsh, Koln. 1977.
35. Wallraff G. Industriereportagen. - Reinbek bei Hamburg : Rowohlt, 1987. - 117 с.
36. Wallraff G. Reportagen 1963 - 1974 : Mit Materialien u. einem Nachw. des Aut. : Hrsg. von Dorlies Pollmann / Gunter Wallraff. - [Koln] : Kiepenheuer & Witsch, Cop. 1987. - 313 с.
1. Вальраф Г. Рождение сенсации. Человек, который в «Бильд» был Гансом Эссером [Текст] / Г. Вальраф // Репортер обвиняет - М.: Прогресс, 1988a. - С. 23 - 103.
2. Вальраф Г. На самом дне [Текст] / Г. Вальраф // Репортер обвиняет - М.: Прогресс, 1988b. - С. 274 - 366.
3. Вальраф Г. У конвейера [Текст] / Г. Вальраф // Нежелательные репортажи - М.: Радуга, 1988a. - С. 63 - 80.
4. Вальраф Г. Напалм? Да и аминь [Текст] / Г. Вальраф // Нежелательные репортажи - М.: Радуга, 1988b. - С. 116 - 127.
5. Вальраф Г. Португалия: как был раскрыт заговор [Текст] / Г. Вальраф // Нежелательные репортажи - М.: Радуга, 1988c. - С. 206 - 247.
6. Вальраф Г. Ночлежка без обратного билета [Текст] / Г. Вальраф // Нежелательные репортажи - М.: Радуга, 1988d. - С. 81 - 91.
7. Вальраф Г. Следует опасаться вскрывать недостатки [Текст] / Г. Вальраф // Нежелательные репортажи - М.: Радуга, 1988e. - С. 175 - 180.
8. Вальраф Г. Беда, если им дадут волю [Текст] / Г. Вальраф // Нежелательные репортажи - М.: Радуга, 1988f. - С. 128 - 142.
9. Вальраф Г. Свидетели обвинения. Описание «Бильд» продолжается [Текст] / Г. Вальраф // Нежелательные репортажи - М.: Радуга, 1988g. - С. 267 - 294.
10. Вальраф Г. Чистый Берлин /
http: //www. agitclub. ru/spezhran/walraf. htm
11. Полнометражный документальный фильм «Черным по белому»


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ