Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ А. КАМЮ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Работа №66673

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Творческий путь Альбера Камю и его идейно-художественная эволюция 7
1.1. Периодизация творчества Камю и «Средиземноморский фактор»
становления Камю-художника 7
1.2. Влияние философии экзистенциализма на творчество Альбера Камю. 14
1.3. «Миф о Сизифе» и повесть «Посторонний» как первый этап творческого
развития писателя 19
1.4. «Бунтующий человек» и роман «Чума» 34
1.4.1. Новый поворот в отношениях с экзистенциализмом 34
1.4.2. Эволюция художественного метода 41
1.5. Сборник новелл «Изгнание и царство», повесть «Падение - позднее
творчество Альбера Камю 44
Глава 2. Камю и русская культура 47
2.1. Альбер Камю и Фёдор Михайлович Достоевский 47
2.1.1. Мотивы преступления героев Достоевского и Камю 48
2.1.2. Размышление о границах свободы в творчестве писателей, различное
понимание идеи ответственности и вины 50
2.1.3. Тематика самоубийства в произведениях классиков 53
2.1.4. Проблема смертной казни в творчестве Достоевского и Камю 55
2.1.5. Переход от концепции абсурда к концепции бунта и, в конечном итоге, к концепции любви в произведениях Камю и влияние Достоевского на эту эволюцию 56
2.2. Отношение к «бунтующей душе» русского человека в эссе Альбера Камю «Бунтующий человек» 57
Глава 3. Творчество Камю в оценке русской культуры и проблема переводов 60
3.1. Отражение наследия Камю в русском театре, кинематографе, живописи,
науке 67
Глава 4. Изучение творчества Камю в курсе отечественного школьного обучения 70
4.1. Основания для включения повести «Посторонний» в школьную
программу по литературе 70
4.2. Вариант разработки урока по повести Альбера Камю «Посторонний»...71
Заключение 76
Список литературы 82

Актуальность исследования. Альбер Камю (1913 - 1960) - французский писатель, удостоенный Нобелевской премии в 1957 году, публицист и философ, творивший в середине ХХ века. Особое влияние на его творческое мировоззрение оказали идеи экзистенциализма (от лат. existentia — существование), представления об иррациональности мира и места, занимаемого человеком в нём. На формирование Камю-художника оказали влияние многие факторы. Не самое последнее место в этом процессе принадлежит русской культуре.
«Без русского XIX века я был бы ничем.», - признавался Альбер Камю в знаменитом письме к Борису Пастернаку 8 июня 1958 года [Цит. по: Фокин, www]. Действительно, многие нити связывают творчество французского писателя с Россией: «для него оказались равно значимы русский классический роман XIX столетия и феномен русского терроризма ХХ века, поэзия первых лет русской революции и трагедия лагерного уничтожения русского народа, эпопея русского сопротивления нацизму и летопись утверждения советской диктатуры в Восточной Европе» [Фокин, www]. Но и без Камю сама Россия второй половины XX - начала XXI века могла бы быть иной: начиная с первых публикаций текстов французского писателя в мятежном «Новом мире» А.Т. Твардовского в середине 1960-х годов, вплоть до постановки «Калигулы» в «Государственном театре наций» Е. Миронова (премьера состоялась 31 января 2011 года).
Не случайно первые переводы и отзывы критики о Камю появились в России в 60-х годах в период хрущёвской оттепели, для которого были характерны вышедшие из литературного подполья философские и эстетические искания советской интеллигенции, которая именно в это время начинает знакомиться с философией экзистенциализма. Сама философия экзистенциализма была глубоко чужда советской идеологии, поэтому критические отзывы на переводимые с 60-х годов ХХ века тексты Камю весь советский период отличаются самым широким спектром оценок от резкой негативной критики до серьёзных литературоведческих исследований (о чём мы будем говорить в основной части работы). Без упоминания имени Камю практически не обходится ни одна работа по исследованию западно-европейской литературы ХХ века. Исследовали творчество Альбера Камю и давали свою оценку: Л.Г. Андреев, А.И. Бабий, Ю. Борев, С.И. Беликовский, К.М. Долгов, Е. Евнина, Б.А. Карпушин, И.М. Кутасова, Е.П. Кушкин, Н.Б. Маньковская, Т. Мотылева, Р.Р. Москвина, Д. Наливайко, С. Попович, А.М. Руткевич, Т.А. Сахарова, С. Семенова, Г.М. Тавризян, С.Л. Фокин и другие.
Именно это и определяет актуальность и новизну нашего исследования, в связи с тем, что анализ эволюции идейно-художественных взглядов Альбера Камю в оценке российской критики и литературоведения не представлен ни в одной работе.
Развитие философско-эстетических воззрений А. Камю в ракурсе отечественной культуры второй половины ХХ века и стало предметом нашего рассмотрения.
Объект: творчество Альбера Камю в контексте русской культуры.
Цель: Рассмотреть смену творческих установок Альбера Камю на протяжении его жизни в ракурсе культуры России.
Задачи:
- Проследить смену творческого подхода Альбера Камю на протяжении его пути в литературе.
- Составить библиографический список имён российских критиков, писавших о Камю.
- Проанализировать эволюцию оценок начиная с 60-х годов ХХ века.
- Обозначить, в чём заключалась проблема переводов наследия Альбера Камю на русский язык.
- Обосновать необходимость включения произведений Камю в
отечественную школьную программу по литературе.
- Разработать вариант урока по повести Альбера Камю «Посторонний».
Методы исследования: биографический, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, где обусловлена актуальность работы по изученной проблеме; основной части; заключения; списка литературы. Список литературы включает 75 наименований, в том числе интернет-источники. Работа была апробирована в выступлениях на конференциях «Белгородский диалог - 2017», «Белгородский диалог - 2018» и в статье, опубликованной в сборнике материалов IX Международного молодёжного научного форума «Белгородский диалог - 2017» [Белгородский диалог - 2017, 533].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Альбер Камю - уникальная фигура в истории мировой литературы. На его творчество оказали влияние многие факторы: это и природа Алжира, где писатель провёл детские годы, и учителя, у которых он учился жизненной мудрости, и общественно-значимые события ХХ века. Отразилась на мировоззрении Камю, по его собственным словам, также сокровищница русской классической литературы. А творчество писателя, в свою очередь, находит своё отражение в культуре России: в конференциях, кинематографе, театральных постановках, выставках и, в целом, в мышлении целого поколения людей, читавших его книги.
В своей работе мы стремились дать самую широкую панораму фактов взаимовлияния творчества Альбера Камю и русской культуры. В первую очередь нами освещён вопрос эволюции творческого метода и мировоззрения писателя на протяжении его жизни.
В становлении Камю как писателя поражают стремительное изменение его мировоззрения на протяжении жизни и чёткий продуманный план, по которому развивалось его творчество. Выделены три основных этапа, о которых Камю и сам говорил в своих записях: этап Абсурда (или отрицания), этап Бунта и этап Любви. Когда журналист однажды задал вопрос на эту тему, Камю сказал: «Вы правы, у меня был определённый план, когда я начинал своё творчество: сначала я хотел выразить отрицание. В трёх формах. Повесть: «Посторонний», драма «Калигула». Идеология: «Миф о Сизифе». ... Но я знал, что отрицанием жить невозможно и писал об этом в предисловии к «Мифу о Сизифе», и тогда уже я задумывался над позитивным этапом своего творчества. Вновь в трёх формах. Роман «Чума». Драма: «Осадное положение». Идеология: «Бунтующий человек». Я намечаю и третью ступень, она будет сосредоточена вокруг темы любви. В настоящее время я работаю над этими замыслами» [Камю: 1990, 123]. Это суждение Камю относится к 1957 году. Через два года Камю погибнет в автокатастрофе, и воплощение цикла Любви останется незавершённым.
Здесь стоит вспомнить труд Бахтина «Автор и герой в эстетической деятельности» и его предложение рассматривать категорию автора как явление, обладающее определённой иерархией. Камю на каждом из этапов своего творчества рассматривает одни и те же проблемы в трёх ракурсах. В своих эссе он пишет от лица «первичного автора», (который, заметим, тоже не является автором биографическим, тоже имеет некий оттенок ориентации на читателя, представляет собой некий образ публициста). Здесь Камю выражает свои мысли прямо. В художественных же произведениях, прозаических и драматических, идеи каждого цикла проверяются развитием сюжета. Писатель уже не выражает свои мысли напрямую, но предстаёт в качестве «вторичного автора», а обозначенные им проблемы раскрываются через призму системы персонажей.
Идейная эволюция писателя заключается в том, что в эссе «Миф о Сизифе» и повести «Посторонний» Камю ставит экзистенциальный вопрос о праве выбора человека, раскрывает проблему абсурда и бессмысленности человеческой жизни.
Эссе «Бунтующий человек» и роман «Чума» написаны уже совсем в другом ключе. В них раскрывается единство всех людей перед лицом неизбежной смерти. Этот этап тесно связан с оккупацией Франции немецкими захватчиками в 1938 году. Фашизм сравнивается с Чумой в одноимённом романе. Камю заставляет своего героя, доктора Риэ, не бежать от сложившейся ситуации, но бороться с болезнью, даже если победа маловероятна. В этом экзистенциальный бунт.
Меняется сама форма повествования. Камю размышлял о необходимости вернуться к стройному и ясному слову классического французского романа. Если в «Постороннем» создана некая модель экспериментального героя, живущего «здесь и сейчас» по всем параметрам экзистенциализма, то в Чуме герои живут, любят, сомневаются, страдают и это изображено в рамках классического психологического анализа.
Этап Любви не был раскрыт Камю из-за его смерти, но о замыслах писателя повествуют «Записные книжки».
Также нами прослежено, какую роль в преображении художника сыграла русская классическая литература, в частности, произведения Достоевского, Пастернака. В своей работе мы пришли к мысли, что, во многом, знакомство с творчеством Ф.М. Достоевского привело к идейно-художественной эволюции Альбера Камю. На этапе абсурда, начиная со своего первого романа «Счастливая смерть», Камю проводит параллель с мыслями русского классика. Его герой Патрис Мерсо попадает под влияние идеи о том, что «Любой человек имеет право быть богатым», а «счастье без богатства невозможно» [Камю: 1992, 17]. Мерсо считает, что ради обретения капитала можно пойти на убийство, что он даже «имеет право» на такой поступок - и это отсылает нас к произведению Достоевского «Преступление и наказание». Однако мотив, побуждающий героя к преступлению - обыкновенная корысть и эгоизм, в отличие от мотивов, движущих Раскольниковым (в первую очередь - желание проверить свою способность переступить через заповеди морали, но и чувство сострадания по отношению к сестре Дуне, матери, Соне Мармеладовой). Патрис Мерсо жаждет исключительно личного обогащения.
Совершенно иные причины приводят к совершению убийства тёзку Мерсо из «Счастливой смерти» - главного героя повести Альбера Камю «Посторонний». Этот Мерсо является экспериментальным персонажем, созданным автором для проверки возможности воплощения экзистенциальной доктрины о следовании естественным порывам своей души, о жизни «здесь и сейчас». Посторонний не преследует никакой цели, совершает убийство случайно и остаётся столь же равнодушен после своего поступка.
Камю лишает своих героев чувства вины и отсюда - угрызений совести, однако личность не может быть полностью свободна от ответственности. Так оба Мерсо оказываются обречёнными на гибель, что является свидетельством критического отношения Камю и к идее личного обогащения любой ценой, и ко многим идеям экзистенциализма. Раскольников же Достоевского после убийства мучается угрызениями совести. Он чувствует, что обречён на наказание. Мысль о преступном поступке сводит его с ума. Он, в отличие от героев Камю, мучается чувством вины и, возможно, именно поэтому Раскольникова ждёт не смерть, а перерождение. Именно через осознание совершённого им греха и благодаря наставлениям Сони, герой приходит к возможности искупления, воскрешения через страдание.
Переход от концепции абсурда к концепции бунта в творчестве Камю во многом обусловлен влиянием произведений Достоевского. «Духовный коммунизм Достоевского — это нравственная ответственность всех» [Камю: 2000, 100], — писал в годы войны Камю, работая над романом «Чума». В Оране, охваченном чумой, остаётся доктор Риэ, несмотря на то, что ему была предложена возможность уехать. Именно долг перед обществом толкает его на во многом бессмысленные попытки побороть болезнь. Здесь Камю обращается к высказываниям Достоевского о «деятельной любви к человеку». В романе русского классика «Братья Карамазовы» старец Зосима произносит: «любовь деятельная... это работа и выдержка» [Достоевский: 2011, 93].
Для Камю высшим проявлением бунта как проявления любви и чувства сопричастности к судьбам окружающих людей были примеры из русской истории: восстание декабристов, первые русские революционеры, рискующие своими жизнями ради возможности изменения жизни соотечественников к лучшему. Камю делает наблюдение, в самую точку определяющее сущность русского характера: русский человек имеет «убеждение в том, что страдание очищает» [Камю: 2000, 325]. Особенно ярко, по мнению писателя, это убеждение проявилось в декабристском восстании. В эссе «Бунтующий человек» Камю приводит высказывание одного из декабристов накануне восстания: «Да мы умрём, но это будет прекрасная смерть» [Камю: 2000, 326]. Истоки такого мышления писатель видит в православной традиции с её «подвижничеством мучеников». Подобное служение идее Камю отмечает и у первых русских революционеров: «Лейтенант Шмидт писал накануне расстрела: «Моя смерть подведёт итог всему - и дело, за которое я стоял, увенчанное казнью, пребудет безупречным и совершенным»» [Камю: 2000, 352].
В то же время, Камю с горечью отмечает, что борьба за свободу обернулась для русских людей появлением сталинских лагерей и установлением тоталитарного режима.
С другой стороны нами перечислены факты отклика на произведения Камю в кругу советских и российских читателей. Нами были найдены материалы о проблемах самой первой публикации - из дневников близкого друга Твардовского, переводчицы Нины Георгиевны Бруни. Французские коммунисты дали негативный отзыв о личности Камю, что заставило советских цензоров задержать публикацию на 7 лет. Затем были годы негативных отрицательных отзывов и абсурдных укоров Альбера Камю в несоответствии идеологии СССР. Лишь после перестройки появляются по- настоящему стоящие исследования творчества писателя. Мы стремились к максимально широкому охвату персоналий литературоведов и публицистов, посвятивших свои работы произведениям Альбера Камю.
В наше время в России проходит множество театральных постановок, экранизаций, конференций и выставок, посвящённых творчеству писателя.
Наша дипломная работа завершается методической, практической частью, где содержится анализ современной школьной программы по литературе, а также учебников, рекомендованных к использованию на уроках. Только один учебник под редакцией Журавлёва включает в себя главу, посещённую анализу одного из произведений Альбера Камю - повести «Посторонний». Нами же приводятся доводы необходимости, чтобы большее число школьников знакомилось с произведениями писателя. А также даётся разработка технологической карты внеклассного мероприятия, которая может быть использована учителями литературы в старших классах.
Подводя итог нашей работе, можно отметить, что взаимодействие отечественной культуры и творчества Альбера Камю взаимно обогатили обе стороны соприкосновения. Произведения писателя стоит изучать русскому человеку, в том числе и для того, чтобы лучше понять самого себя. Ведь именно в «загадочной русской душе» Камю черпал вдохновение.



1. Адамович, Г. В. Сомнения и надежды [Текст] / Г. В. Адамович. - М.: Олма-Пресс, 2002. - 448 с.
2. Андреев Л.Г. История французской литературы [Текст] / Л.Г. Андреев - М.: МГУ, 1987. - 514 с.
3. Бердяев Н.А. Смысл истории, [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.:
Просвещение, 1999. - 401 с.
4. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. [Текст] / Ф.А.
Брокгауз, И.А. Ефрон // Режим доступа:
https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%90%D0%BB%D0%B6%D0%B8%D 1 %80%D0%B8%D 1 %8F
5. Бруни, История первого перевода Камю на русский [Текст] / Культпросвет // Режим доступа:http: //www.kultpro .ru/item 680/
6. Великовский, С.И. В поисках утраченного смысла [Текст] / С. Великовский. - М.: Дрофа, 1979. - 272 с.
7. Великовский, С.И. Грани «несчастного сознания» (театр, проза, философская эссеистика, эстетика А. Камю) [Текст] / С. Великовский. - М.: Искусство, 1973. - 208 с.
8. Великовский, С.И. От анархического бунтарства к моралистическому гуманизму [Текст] / С. Великовский // Вселенная. - 1972. - № 8. - С. 142-154.
9. Великовский, С.И. Проза Камю [Текст] / С. Великовский // Камю А. Избранное. - М.: Прогресс, 1969. - С. 5-48.
10. Великовский, С.И. «Проклятые вопросы» Камю [Текст] / С. Великовский // Камю. Избранное. - М.: Прогресс, 1988. - С. 5-15.
11. Гренье, Ж. Альбер Камю (Воспоминания) [Текст] / Ж. Гренье. - М.: Аст-пресс, 1999. - 101 с.
12. Гозенпуд А. Пути и перепутья: Английская и французская драматургия в ХХ в. [Текст] / А. Гозенпуд. - М.: Искусство, 1967. — 327 с.
13. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. [Текст] / Ю.Н. Давыдов - М.: Молодая гвардия, 1989. - 317 с.
14. Долгов, К.М. Красота и свобода в творчестве Альбера Камю [Текст] / К.М. Долгов // Камю А. Творчество и свобода. Сборник. - М.: Искусство, 1990. - С. 5-27.
15. Долгов, К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. [Текст] / К.М. Долгов. - М.: Искусство, 1990. - 472 с.
16. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. [Текст] / Достоевский Ф.М. - М.: Азбука-Аттикус, 2011. - 896 с.
17. Достоевский Ф.М. Идиот. [Текст] / Достоевский Ф.М. - М.: Эксмо, 2012. - 640 с.
18. Достоевский Ф.М. Приговор. [Текст] / Достоевский Ф.М. // Режим доступа:https://royallib.com/book/dostoevskiy fedor/prigovor.html
19. Дружинин, А.В. Идеология и философия, Т.3 [Текст] / Дружинин А.В. - М.: Прогресс, 2015. - 498 с.
20. Дубавец, С. Введение [Текст] / С. Дубавец // Миф о Сизифе. Бунтарь. - М.: Поппури, 2000. - С. 3-12.
21. Евнина, Е. Судьбы экзистенциалистского романа [Текст] / Е. Евнина // Вопросы литературы. - 1959. - № 4. - С. 8-12.
22. Ерофеев, В. Мысли о Камю [Текст] / Ерофеев. В. // Самиздат, 2007 [Режим доступа: https://www.livelib.ru/work/1000955665].
23. Есипов В. Он твёрже своего камня [Текст] / Есипов // Режим доступа: https://shalamov.ru/research/44/
24. Журавлёв В.П. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч. / Под ред. Журавлева В.П. - Ч.2. - М.: Просвещение, 2015.- 431с.
25. Журчева Т. «Посторонний» - премьера в «Уместном театре» // Режим доступа:http://www.sgpress.ru/Lenta novostej/art88551 .html
26. Зарубежная философия ХХ в. [Текст]. В 6 т. / Под ред. Волынки Г.И. - Т.6. - М.: Просвящение, 1993. - 314 с.
27. Ивунина Е. Е. Анализ невыраженных посылок аргументации в художественном тексте (на примере повести А. Камю «Посторонний») // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 170-173.
28. Исторический журнал, Спектакль «Калигула» // Режим доступа:
http: //diletant.media/historv in culture/cal/review/36879755/
29. Казакова А.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2016. - 207 с.
30. Камю А. - Гренье Ж., Переписка. 1932-1960. - М. Исток, 1999. - С. 181.
31. Камю А. Диалог с глухими? [Текст] / А. Камю // Слово. - 1991. - № 3. - С. 18-25.
32. Камю. А. Записные книжки [Текст] / А. Камю. - М.: Вагриус, 2000. - 250 с.
33. Камю А. Избранное [Текст] / А. Камю. - М.: Прогресс, 1969. - С. 49¬132.
34. Камю А. Изгнание и царство. Сборник. [Текст] / А. Камю. - М.: Астрель, 2011. - 385 с.
35. Камю А. Миф о Сизифе. Бунтарь. [Текст] / А. Камю // - М.: Поппури, 2000. - 544 с.
36. Камю А. Падение [Текст] / А. Камю. - М.: АСТ, 2009. - 274 с.
37. Камю, А. Первый человек. [Текст] / А. Камю // Иностранная литература, 1995, № 5 . - С. 5-110.
38. Камю А. Размышления о гильотине [Текст] / А. Камю // Камю А. Изнанка и лицо: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 864 с.
39. Камю А. Речь от 10 декабря 1957 года // режим доступа: http: //lib .ru/INPROZ/KAMU/shwed.txt with-big-pictures. html
40. Камю А. Романы. [Текст] / А. Камю // - Харьков.: Фолио, 1999. - 336 с.
41. Камю А. Счастливая смерть. [Текст] / А. Камю // Иностранная литература, 1992, № 2. - С. 113-170.
42. Камю. А. Творчество и свобода. Статьи, эссе, записные книжки. [Текст] / А. Камю. - М.: Радуга, 1990. - 507 с.
43. Камю А. Эссе. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - 356 с.
44. Карпушин Б.А. Концепция личности в творчестве Альбера Камю [Текст] / Б.А. Карпушин // Вопросы философии. - 1967. - № 2. - С. 22-28.
45. Кийо, Р. Введение // Камю А. Миф о Сизифе. Бунтарь. - М.: Поппури, 2000. - С. 5-24.
46. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе [Текст] / Е. Коссак. - М.: Издательство политической литературы, 1980. - 360 с.
47. Кузнецов, С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 1998.
48. Кушкин Е.П. Альбер Камю. Ранние годы [Текст] / Е.П. Кушкино. - Л.: Прогресс, 1982. - 201 с.
49. Кушкин Е.П. Достоевский и Камю. // Достоевский в зарубежных литературах. Л.: Наука, 1978. - С. 81 - 116.
50. Кушкин Е.П. У истоков творчества Камю. // Мировоззрение и метод. - Л.: Наука, 1979. - С. 119-129.
51. Кьеркегор, Серен. Повторение [Текст] / Серен Кьеркегор. - М.: Лабиринт, 1997. - 329 с.
52. Луков В.А. Альбер Камю: Хроника жизни и творчества // Камю А. Сочинения. - М.: Прогресс, 1989. - С. 607-610.
53. Маньковская Н.Б. Счастливая смерть постороннего [Текст] / Н.Б. Маньковская // Вестник МГУ. - 1973. - № 2. - С.12-17.
54. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. [Текст] / Н.Б.
Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.
55. Мильграм Б. «Калигула» - премьера в Пермском академическом театре // Режим доступа:https://teatr-teatr.com/repertoire/kaligula/
56. Наливайко Д. Трагический гуманизм Камю [Текст] / Д. Наливайко // Камю А. Избранные соч. - М.: Прогресс, 1991. - С 8-41.
57. Наливайко Д. Интеллектуальная проза Камю [Текст] / Д. Наливайко // Камю А. Избранные произведения. - Харьков, 1997. - С. 10-42.
58. Нарский И.С. Марксистская концепция отчуждения и экзистенциализм
[Текст] / И.С. Нарский // Философия марксизма и экзистенциализм. Сборник статей под ред. И. С. Нарского. - М.: Издательство московского
университета, 1971. - С. 34-35.
59. Новости культуры, «Посторонний» в «Современнике» // Режим доступа:
http: //tvkultura.ru/article/show/article id/77324/
60. Исторический журнал. Спектакль «Калигула» // Режим доступа:
http: //diletant.media/history in culture/cal/review/36879755/
61. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века [Текст] / В. Руднев. - М.: Аграф, 2001. - 600 с.
62. Руткевич А.М. Философия А. Камю [Текст] / А.М. Руткевич // Камю. Бунтующий человек. - М.: Искусство, 1991. - С. 204-223.
63. Сахарова Т.А. Проблема человека в концепциях французских экзистенциалистов. [Текст] / Т.А. Сахарова // Современный экзистенциализм. Критические очерки. Под ред. Л.Н. Митрохина. - М.: Мысль, 1966. - С. 280-318.
64. Свердлов М. «Посторонний» А. Камю: абсурд и двусмысленность [Текст] / Свердлов // Режим доступа:http://20v-euro-lit.niv.ru/20v-euro-lit/articles-franciya/sverdlov-postoronnij-kamyu.html
65. Сартр Ж.-П. Объяснение «Посторонннего» // «С кем вы, мастера культуры?». Программные выступления // Режим доступа: http://noblit.ru/node/1131
66. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. [Текст] / Э.Ю. Соловьёв. - М.: Мысль, 1991. - 510 с.
67. Тавризян Г.М. Феноменологический «антипсихологизм» и проблема интуиции в экзистенциализме [Текст] / Г.М. Тавризян // Философия марксизма и экзистенциализм. Сборник статей под ред. И. С. Нарского. - М.: Издательство московского университета, 1971. - С. 80-83.
68. Театр Наций. Калигула // Режим доступа:
http://theatreofnations.ru/performances/kaligula
69. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс, 1987. - Т. 3. - 418 с.
70. Фитч А.Д. «Посторонний» Альбера Камю [Текст] / А.Д. Фитч. - М.: Просвящение, 1999. - 271 с.
71. Фокин С.Л. Камю и Сартр. Начало трудного диалога [Текст] / С.Л. Фокин // Вестник ЛГУ. Сер. 2. История, языкознание, литература. - 1991. - № 4. - С. 10-15.
72. Фокин С.Л. А. Камю. Роман. Философия. Жизнь [Текст] / С.Л. Фокин. - СПб.: Алетейя, 1999. — 384 с.
73. Фокин С.Л. Вступительное слово к международной конференции по
компаративным исследованиям национальных культур «Альбер Камю и Россия» // Режим доступа:
http: //artesliberales.spbu.ru/events/afisha/13 12 02events3
74. Шервашидзе В.В. Альбер Камю: Путь к роману «Посторонний». [Текст] / В.В. Шервашидзе. - Сухуми: Алашара, 1988. - 179 с.
75. Якушев А. В. Философия (конспект лекций) [Текст] / А.В. Якушев. - М.: Приор-издат, 2004. - 410 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ