ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДОН КАРЛОС, ИНФАНТ ИСПАНСКИЙ, И ФИЛИПП II В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ XVII - ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В 8
§ 1. Ранние известия о Доне Карлосе. Вопрос о художественно-драматургической теме 8
§ 2. «Черная легенда» как источник художественно-драматургической темы Дона Карлоса 11
§ 3. Сочинения Брантома, Д. Энцисо, Ж. Монтальвана 15
§ 4. С.В. Сен-Реаль и его «Дон Карлос» 19
§ 5. Политизированные сочинения Ж. Кампристрона и В. Альфьери 28
ГЛАВА II «ДОН КАРЛОС, ИНФАНТ ИСПАНСКИЙ» Ф. ШИЛЛЕРА В СВЕТЕ ИДЕЙ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 33
§ 1 Фридрих Шиллер. Политико-философские взгляды Ф. Шиллера в первый период его творчества. Концепция Ф. Шиллера о значении литературы и театра в процессе нравственного воспитания личности 35 § 2. Историческая драма «Дон Карлос, инфант испанский» 41
§ 2.1. Работа Ф. Шиллера над исторической драмой 41
§ 2.2. «Дон Карлос, инфант испанский»: политика на сцене театра. «Идеальное пространство» поэмы. Столкновение легального и морального 45
ГЛАВА III ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ И ЕГО ОПЕРА «ДОН КАРЛОС» 58
§ 1. Джузеппе Верди и его творчество в свете Рисорджименто 59
§ 2. Опера Дж. Верди «Дона Карлос» как политическое сочинение 61
§ 2.1. Работа композитора и либреттистов над «Доном Карлосом». Основные редакции оперы 62
§ 2.2. Образ монаха (Императора Карла V) и его взаимосвязь с композицией оперы 69
§ 2.3. Персонажи оперы «Дон Карлос» Дж. Верди и манифесты Рисорджименто в опере 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Политика и театральное искусство имеют весьма продолжительную и сложную историю развития взаимоотношений. Как чрезвычайно точно заметил известный отечественный театральный режиссер Н.П. Акимов, «живой театр - не фонограф для чтения пьес и вправе объединять свой художественный интерес с интересами живых людей театра» . Можно предположить, что, если театральное искусство не являлось бы проводником передовых идей и актуальной проблематики, то, вероятно, навсегда бы исчезло из арьергарда интеллектуальной жизни общества. Одним из ярчайших примеров взаимодействия политики и театра в традиции западноевропейской художественной культуры служит художественно-драматическая тема Дона Карлоса: эта тема, зародивший как исключительно романтическая, вскоре трансформировалась в череду мощных политико-идеологических манифестов, доносимых с театральной сцены.
Вместе с тем, и в сознании современных деятелей искусства (прежде все¬го режиссеров, актеров и музыкантов), и в сознании современных зрителей тема Дона Карлоса (тема противостояния Филиппа II и инфанта) воспринимается исключительно как тема романтическая. Значение политического и идеологического компонентов, изначально этой теме присущих, не воспринимается как структурообразующее. Таким образом, представляется чрезвычайно важным обнажить истинную сущность упомянутой художественно-драматической темы и проследить ее развитие в произведениях, создаваемых ввиду социально-политической конъюнктуры отличных друг от друга исторических эпох.
Актуальность данной работы объясняется главным образом тем, что на данный момент не существует ни одного комплексного исследования, посвященного развитию политико-идеологической проблематики в произведениях, созданных на сюжет о судьбе Дона Карлоса, испанского инфанта. Вместе с тем полнота темы Дона Карлоса может быть раскрыта посредством комплексного анализа всех сопряженных с нею смыслов. Отметим, что актуальность настоящего исследования во многом также связана с высокой степенью распространения такого явления, как влияние социально-политической конъюнктуры на театральное искусство, одной из задач которого является непрерывная трансляция современной, актуальной проблематики.
Историография как зарубежная, так и отечественная, посвященная дан-ной проблеме, представляется сравнительно ограниченной. Это преимущественно связано с тем, что тема Дона Карлоса не воспринимается исследователями как самодостаточный, цельный объект исследования и оттого во многом имеющий магистральное направление в своем развитии. Вторая важная историографическая проблема связана с тем, что тема Дона Карлоса, раскрытая в целом ряде художественных произведений, при исследовании логически распадается на ряд научных областей, таких как история культуры, литературоведение, музыковедение. Это во многом породило отсутствие полного, комплексного исследования обозначенной проблематики. Вместе с тем, среди исследователей предпринимались попытки к проведению обобщающих исследовательских работ.
Прежде всего, необходимо отметить статью «Тема Дона Карлоса в литературе» немецкого филолога В.С. Лидера. Авторству В.С. Лидера принадлежит термин «тема Дона Карлоса», исследователем была проделана колоссальная работа по эвристике псевдоисторических и художественных произведений (многие из которых до публикации этого труда были неизвестны и оставались только лишь достоянием национальных архивов), созданных на сюжет о Доне Карлосе. Однако не был проведен глубокий анализ этих произведений с точки зрения их политико-идеологической направленности, автор ограничивается только лишь конструированием хронологического ряда и выявлением взаимосвязи, объективно существующей между сочинениями.
Другой примечательной работой является современная монография Д. Джексон «Трансформация нарратива в работах аббата Сен-Реаля, Ф. Шиллера, Дж. Верди», представляющая собой интертекстуальное исследование. Наряду с выявлением объективной трансформации фабулы каждого из произведений автором, однако, автором не было уделено должного внимания культурно-историческим условиям периодов, в котором создавались анализируемые сочинения; трансформация нарратива рассматривается Д. Джексон как самостоятельное явлением, что представляется не вполне справедливым. Существенным недостатком в исследовании Д. Джексон является игнорирование целого пласта художественных произведений, предшествующих публикации «Дона Карлоса» С.В. Сен-Реаля. В целом же, зарубежная историография характеризуется дисперсностью: тема Дона Карлоса не рассматривается как цельное, исследователи уделяют преимущественное внимание конкретным компонентам, в той или иной степени присутствующим в отдельных произведениях, созданных на тему «Дона Карлоса». Отечественными исследователями изучены отдельные аспекты художественно-драматической темы Дона Карлоса. Необходимо отметить работу С.В. Тураева , посвященную проблеме власти в рассматриваемой в рамках настоящей исследовательской работы поэме Ф. Шиллера. В фундаментальной монографии Л.А. Соловцовой «Джузеппе Верди» его опера «Дон Карлос» рассматривается в широком социально-историческом контексте. Нами также при-влечен хранящийся в ЦГАЛИ текст неопубликованной диссертации С.Н. Богоявленноского о Дж. Верди.
Объектом настоящего исследования является взаимосвязь политики и театра (воплощение политических и идеологических манифестов в художественных произведениях, воплощаемых на театральной сцене). Это явление в подразумевается раскрыть на материале художественно-драматической темы Дона Карлоса, идейное наполнение которой ввиду ее хронологического развития претерпевало существенные изменения.
Предметом исследования является художественно-драматургическая тема Дона Карлоса во всей полноте ее идейно составляющей. Так, при анализе этой темы выявляются следующие ее компоненты: романтический, политический, идеологический, каждый из которых в то же время является самодостаточным предметом для исследования
Настоящая работа преследует своей целью раскрыть политическую сущность произведений, созданных на тему Дона Карлоса в контексте исторической эпохи их создания, и, как следствие, выявление связи политики и идеологии с театральным искусством. В течение исследования предполагается решить несколько задач: во-первых, обосновать объективное существование темы Дона Карлоса в западноевропейской художественной культуре (литература и драматургия) как направленного политико-идеологического явления, уделив при-стальное внимание вопросу генезиса, во-вторых, осветить наиболее значимые произведения на сюжет о Доне Карлосе, определить их идейно-политическую нагрузку, наконец, - выявить преломление культурно-исторического контекста эпохи, к которой принадлежат рассматриваемые сочинения, непосредственно в самом тексте.
Методологическая основа. Исследование базируется на сравнительно-историческом и историко-типологическом методах.
Источниковая база исследования включает в себя письменные источники повествовательного рода как единственно возможные в соответствии с поставленной целью исследования. Так, настоящая работа базируется на текстах исторической новеллы С.В. Сен-Реаля «История об ишпанском принце Доне Карлосе, сыне ишпанского короля Филиппа II», текста драмы В. Альфери «Филипп II», текста поэмы Ф. Шиллера «Дон Карлос, инфант Испанский», а также труда пояснительного характера, созданного самим Ф. Шиллером, «Записки о Доне Карлосе» (так же в качестве вспомогательных источников были привлечены некоторые теоретические труды Ф. Шиллера), либретто оперы Дж. Верди «Дон Карлос» авторства К. де Локля, А. Гисланцони, а так же материалы личной переписки Дж. Верди, опубликованной в составе сборника «Дж. Верди. Избранные письма» Необходимо отметить, что источники, относящиеся к периоду, предшествующему публикации «Дона Карлоса» аббатом С.В. Сен-Реалем преимущественно недоступны для свободного изучения (т.к. по сей день остаются достоянием национальных архивов Франции, Англии, Испании и др. и не под-лежат публикации). Это обусловило необходимость более тесного взаимодействия настоящего исследования с зарубежной историографией, посвященной изучению произведений периода до 1672 г.
Настоящая работа в соответствии с поставленными целью и задачами исследования работа состоит из введения, трех глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе дано определение художественно-драматургической теме Дона Карлоса и выявлены ее основные, наиболее устойчивые компоненты, рассмотрен вопрос генезиса темы и вопрос ее развития в произведениях XVI - последней четверти XVIII в. Вторая глава представляет поэму Ф. Шиллера «Дон Карлос, инфант испанский» в свете идеологии эпохи Просвещения, рассматриваются особенности мировоззрения Ф. Шиллера. Третья глава рассматривает оперу Дж. Верди «Дон Карлос» как политическое сочинение, созданное в свете идеологии Рисорджименто (в эпоху строительства единого национального государства Италия), подробно были освещена проблема влияния идеологии Рисорджименто и эпохи романтизма, кратко рассмотрен вопрос о влиянии социально-политической конъюнктуры на творчество композитора.
В заключении подводятся итоги работы и очерчивается круг перспективных вопросов для дальнейшего исследования в рамках избранной темы.
Политика, идеология и театральное искусство главным образом являют собой неразрывную взаимосвязь. Театральная сцена иной раз служит своеобразным плацдармом не только для политических трансляции идей, но и для их апробации. Театр - зеркало политико-идеологических веяний в духовной сфере жизни общества.
Устойчивость взаимосвязи «политика-сцена» отчетливо раскрывается в настоящей работе на материале исследования процесса развития художественно-драматургической темы Дона Карлоса, инфанта испанского.
Термин «тема Дона Карлоса» был впервые введен в научный оборот филологом В.С. Лидером. Так, под художественно-драматургической темой Дона Карлоса следует понимать родство, обнаруживаемое между произведениями, которое одновременно существует на двух уровнях: генетическом (общность происхождения сюжета) и диалогическом (выраженном в разной степени преемственности одного сочинения другому).
В настоящей работе было уделено большое внимание изучению вопроса о генезисе художественно-драматургической темы. Своеобразным фундаментом, на котором впоследствии была выстроена тема Дона Карлоса, стали два ярких манифеста «черной легенды» (антииспанской пропаганды) «Апология» и «Диоген», принадлежащие авторству В. Оранского. Направленная против короля Филиппа II спекуляция фактами, касающимися смерти инфанта Дона Карлоса, невольно породила тему Дона Карлоса - тему романтическую. Таким образом, в сознании западноевропейцев, не являющихся современниками правления Филиппа II, посредством знакомства с художественными произведения на сюжет о Доне Карлосе, постепенно стал утверждаться трагический образ инфанта и впоследствии - образ героический. Сложилась своеобразная дихотомия «Дон Карлос-Филипп II», несообразно исторической действительности противопоставившая сына отцу. В личности исторического прототипа едва ли возможно найти хоть сколько-нибудь схожие черты, которые присущи инфанту - персонажу художественных произведений.
Новизна настоящей работы заключается главным образом не только в попытке создания комплексного исследования темы, но и в том, что в качестве одного из результатов исследования предлагается трехчастная модель эволюции художественно-драматургической темы Дона Карлоса ввиду сменяющейся социально-политической конъюнктуры в западноевропейском обществе второй половины XVI - третьей четверти XIX в.в.
Выделение первого этапа в развитии темы обусловлено господством «черной легенды» в политическом сознании интеллектуальной элиты западно-европейского общества (вторая половина XVI - последняя треть XVII в.в.). К этому периоду относится создание псевдоисторического сочинения аббата Брантона, драм Д. Энциско, Ж. Монтальвана. В этих сочинениях обнаруживается преобладание романтического компонента, который вместе с тем вступает в коннотативную связь с политической составляющей (антииспанской пропагандой) посредством создания одиозного и деспотичного образа короля Филиппа II как противника Дона Карлоса.
Второй период, рубежом выделения которого служит публикация «Дона Карлоса С.В. Сен-Реалем в 1672 г., характеризуется некоторым отступлением от традиции «черной легенды» (т.к. во многом Испания уже не представляла былой угрозы для других государств), проявившейся в некоторой трансформации образов, а также смещения «центра тяжести» от романтического компонента к политическому. Впервые образ инфанта стал приобретать героические черты, это выражалось не сколько в противостоянии Филиппу II личностном (инфант - соперник короля за сердце Елизаветы), сколько противостоянии политическом. За Доном Карлосом утверждается репутация защитника угнетаемых Нидерландов. Образ короля Филиппа усложняется. К этому периода так же представляет-ся возможным отнести сочинения Ж. Кампристрона и отчасти В. Альфери.
Третий период (последняя четверть XVIII - вторая треть XIX в.) характеризуется появлением и преобладанием идеологического компонента, который изначально не был присущ теме Дона Карлоса. Этот период знаменуется созданием наиболее масштабных произведений на сюжет о судьбе инфанта поэмы немецкого драматурга Ф. Шиллера и итальянского композитора Дж. Верди. Но историческая Испания XVI в. и мировоззренческое своеобразие исторических прототипов не воспринимаются ни Ф. Шиллером, ни Дж. Верди как самодостаточное - происходит конструирование идеального пространства театрального действия, в котором историческая эпоха выступает как декорация, а поступки персонажей и их мотивация перестают быть этой эпохе органичными. Так, через драматическую поэму Ф. Шиллера транслировались передовые идеи эпохи Просвещения, Дж. Верди стремился к манифестации идеологии Рисорджименто (периода строительства единого национального государства Италия) в своем сочинении. Происходит полное отступление от влияния «черной легенды», проблематика темы Дона Карлоса на этом завершающем этапе развития сосредотачивается вокруг категорий «легального» и «морального».
Предложенная в этом исследовании модель, во-первых, является яркой иллюстрацией влияния социально-политической конъюнктуры на идейное со-держание драматургических произведений (политика на сцене театра), во-вторых, посредством исследования генетических и диалогических связей, существующих в тексте, обосновывает существование художественно-драматургической темы Дона Карлоса как целостного и направленного явления в западноевропейской культурной традиции (литературе и драматургии).
Вместе с тем многие из произведений, объективно входящие в художественно-драматургическую тему Дона Карлоса, не вошли в рамки настоящего исследования. Это главным образом связано с их недоступностью (большинство сочинений к настоящему моменту не опубликованы и хранятся в национальных архивах). Однако для полноты и объективности исследования художественно-драматургической темы Дона Карлоса по части установления генетических и диалогических связей представляется чрезвычайно актуальным произвести эвристику и анализ не вошедших в данное исследование сочинений. Это открывает новые исследовательские горизонты.
1. Альфери В. Филипп II // Гливенко И.И. Витторио Альфери. Жизнь и произведения. Т.1. СПб., 1912. - 108 с.
2. Верди Дж. Письма // Дж. Верди. Избранные письма / Сост., пер., вступ. А.Д.- Бушен Л.: Музыка, 1973. - 352 с.
3. Де Локль К., Гаслонци А. Либретто оперы «Дон Карлос» Дж. Верди. / Пер. Т.А. Манук // Дон Карлос: буклет к постановке оперы Дж. Верди «Дон Карлос» на сцена ГАБТ России / Под ред. Т.В. Беловой и А.М. Макаровой. М.: Литературно-издательский отдел Большого театра Россси, 2016. - 224 с.
4. Сен-Реаль С.В. История об ишпанском принце Доне Карлосе, сыне ишпанского короля Филиппа II / Пер. Семичева А. СПб.: Тип. Сухопут. кадет. Корпуса, 1762. - 96 с.
5. Шиллер Ф. Дон Карлос, инфант испанский // От Просвещения к предромантизму. Фридрих Шиллер. Иоган Вольфганг Гете / Сост., коммент. М.Б. Бабинского. М.: Школа-Пресс, 1999. - 623 с.
6. Шилл ер Ф. Письма о Доне Карлосе // От Просвещения к предромантизму. Фридрих Шиллер. Иоган Вольфганг Гете / Сост., коммент. М.Б. Бабинского. М.: Школа-Пресс, 1999. - 623 с.
7. Шиллер Ф. Письмо об эстетическом воспитании человека // Ф. Шиллер Собр. соч. В 7 томах. Пер. с нем. яз. / под общ. ред. Н.Н. Вильмонта Т.6. - М.: Гослитиздат, 1955. - 643 с.
II. ИССЛЕДОВАНИЯ:
8. Акимов Н.П. Не только о театре: Сборник статей. М.: Искусство, 1966. - 427 с.
9. Алташина В.Д. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения. - М.: Академия, 2010. - 239 с.
10. Гозенпуд А.А. Оперный словарь. СПб.: Композитор, 2005. - 631 с.
11. Иванов Г.И. Немецкая драма: Лессинг, Гете, Шиллер. М.: Типолит. А.В. Васильева, 1902. - 52 с
12. Жаринов Е.В. Лекции о литературе: диалог эпох. М.: АСТ, 2016. - 414 с.
13. Кассирер Э. Философия Просвещения. Пер. с нем. яз. В.Л. Махлин. М.: Центр гуманитарный инициатив, 2013. - 399 с.
14. Логунова А.С. Вердиана С.Н. Богоявленского // Musicus. 2009. № 3. - С. 3-8.
15. Логунова А.С. К истории создания оперы Верди "Дон Карлос": "Сцена аутодафе» // Музыковедение. 2016, № 4. - С. 34-38.
16. Логунова А.С. К проблеме музыкально-драматической формы финала в операх Джузеппе Верди: по материалам писем композитора // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016, Вып 42 (1) - С. 155-160.
17. Нарский И.С. Имануил Кант. М.: Наука 1976. - 384 с.
18. Радугин А.А. Культурология: Учеб. пособ. для ВУЗов. М.: Центр, 1996. - 395 с.
19. Разумовская М.В. Литература XVII—XVIII веков: Учеб. пособ. для ВУЗов. М.: Academia Высш. шк., 1999. — С. 252 с.
20. Растеряев Н. Испания с точки зрения исторической, географической, католической. СПб.: Изд. Н. Растеряева 1902. - с. 72.
21. Рыбакова Д.А. Театральная концепция Ф. Шиллера и вопрос о назначении театра в России XIX в.: постановка проблемы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 11. - С. 177-186.
22. Сидорченко Л.В. История зарубежной литературы XVIII в.: Учеб. пособ. для ВУЗов. М.: Academia Высш. шк., 1998. - 318 с.
23. Сокольская А.А. Оперный текст как феномен интерпретации: дис. ... канд. иск. Казань, 2004. - С. 34.
24. СоловцоваЛ.А. Джузеппе Верди. М.: Музыка, 1986. - 388 с.
25. Тураев С.В. «Дон Карлос» Шиллера: проблема власти. // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М.: Наука, 1995. - 237с.
26. Титаренко И.Н. Эстетика. Таганрог, 2006. - 281 с.
27. Яковенко В.И. Фр. Шиллер. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1892. - 214 с.
28. Дон Карлос: буклет к постановке оперы Дж. Верди «Дон Карлос» на сцена ГАБТ России / Под ред. Т.В. Беловой, А.М. Макаровой. М.: Литературно-издательский отдел Большого театра Россси, 2016. - 224 с.
29. Обзор дипломных работ выпускников музыковедческого факультета СПбГК им. Римского-Корсакова (2014) // Musicus. 2004. № 3. С. 16-17.
31. Charles H. The Aristotelian Concept of The Tragic Hero // The American Journal of Philology. 1953. Vol. 73. №. 2. 172-178. 21.
32. Edwards G. The Verdi baritone: Studies in development of dramatic character. London: Indiana University press. 1994. - 202 p.
33. Finger E. Schiller's Concept of the Sublime and Its Pertinence to «Don Carlos» and «Maria Stuart» // The Journal of English and Germanic Philology. 1980. Vol. 79. № 2. 166-178.
34. Francis T. Giuseppe Verdi: his life and works. N.Y.: Afred A. Konpf, 1931. - 414 p.
35. Hanke L. A Modest Proposal for a Moratorium on Grand Generalizations: Some Thoughts on the Black Legend. // The Hispanic American Historical Review. 1971. Vol. 1. № 2. P 132.
36. Garland H. Schiller - the dramatic writer. A study of style in the plays. - Oxford: Claredon Press, 1969. - 302 p. 22.
37. Jakson J. Narrative Transformation in the Works of Abbe de Saint-Real, Friedrich Schiller and Giuseppe Verdi. Weisenberg: Music Edition Luice Galland, 2009. - 141 p.
38. Kamen H. Philipp of Spain. - London.: Yale univ. Press, 1997. - 384 p.
39. Lieder W.C. The Don Carlos theme in literature // The Journal of English and Germanic Philology. 1910. Vol. 9. № 4. 483-498.
40. Newark C. In Italy We don’t have the Means for illusion: Grand opera in Nineeth- Century Bologna // Cambridge Opera journal. 2007. Vol. 19. № 3. 199-222.
41. Parker R. Philippe and Posa Act II: The Shock of the New // Cambridge Opera Journal. 2002. Vol. 14. № 1. 133-147.
42. Petrie Ch. Philippe II of Spain. Biography. London.: Eyre & Spottiswoode, 1963.
- 319 p.
43. Porter A. The making of «Don Carlos» // Proceedings of the Royal Music Asso-ciation. 1971. № 98. 73-88.
44. Rudelic-Fernandez D. Saint-Real’s «Don Carlos» tragic end or narrative denouement? // Romanische Forschungen. No. 107. 1995. - P 131-142.
45. Ticknor G. History of Spanish literature. - Boston: Librocom, 1963. - 435 p.
46. Viallolon A. Putting Don Carlos Together Again: Treatment of a Head Injury in Sixteenth- Century // The Sixteenth Century Journal. 1995. Vol. 26. № 2. 347-365.
III. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
47. Богоявленский С. Н. Работа Верди над оперным либретто в свете развития его как музыканта и драматурга: дисс. ... кандидата искусствоведения. Ленин- град-Ташкент, 1944. ЦГАЛИ СПб., ф. 298, оп. 4, ед. хр. 288.