Введение 3
Глава 1 Теоретические подходы к исследованию системы мониторинга внешней и внутренней среды предприятия 6
1.1 Сущность, задачи и функции мониторинга внешней среды 6
1.2 Виды маркетингового мониторинга 13
1.3 Система мониторинга внешней и внутренней среды предприятия 17
Глава 2 Повышение конкурентоспособности ООО «Линдор» на основе совершенствования системы мониторинга
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Линдор» 23
2.2 Анализ внешней и внутренней среды, результаты анализа 31
2.3 Рекомендуемая система мониторинга внутренней и внешней среды по повышению конкурентоспособности 49
Заключение 65
Список литературы 69
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Интеграция экономики России в мировое сообщество диктует необходимость ее реформирования в соответствии с современными тенденциями развития, характерными для развитых стран, что предполагает использование современных методов науки и практики управления. Первостепенной задачей, стоящей перед российским менеджментом, является осуществление такого управления бизнесом, которое способствовало бы долгосрочному устойчивому росту экономики.
Для эффективного управления бизнесом и повышения качества принятия управленческих решений, необходимо обладать релевантной информацией, что требует новых подходов к ее сбору, обработке и анализу, которые в мировой практике реализуются посредством мониторинга.
В целях своевременного использования собственных приоритетов и построения эффективной стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и основанной на сильных сторонах деятельности предприятия, любая фирма должна постоянно осуществлять текущий контроль и анализ собственных конкурентных преимуществ (превосходства) на рынке, на котором она и конкурирующая фирма предлагают аналогичные по потребительскому спросу товары и услуги.
В этих условиях для эффективного управления бизнесом и повышения качества принятия управленческих решений необходимо обладать объектив-ной, точной, своевременной и релевантной информацией. Сегодня объективно создается потребность в инновационных подходах к ее сбору, обработке, систематизации и анализу. В мировой практике такие подходы реализуются посредством маркетингового мониторинга.
Маркетинговый мониторинг рынка в XXI веке приобретает роль универсального механизма, позволяющего повысить эффективность управления бизнесом. Управление предприятием - это информационный процесс, систематическое принятие эффективных управленческих решений, основывающихся на оперативной рыночной и внутренней информации, которую собирает, анализирует и распространяет субъект управления. Соответственно успех или неудача компании в турбулентной рыночной среде зависит от скорости и качества принятых управленческих решений, которые в свою очередь базируются на наличии в организации комплексной системы маркетингового мониторинга рынка.
В связи с этим наибольшую актуальность сегодня приобретают вопросы, связанные с маркетинговым мониторингом рынка как современным способом повышения конкурентоспособности компании. Отмеченные обстоятельства предопределили актуальность темы диссертационного исследования.
Объект исследования - ООО «Линдор».
Предмет исследования - система мониторинга на предприятии.
Цель исследования - разработка системы мониторинга внешней и внутренней среды.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические подходы к исследованию системы мониторинга внешней и внутренней среды предприятия;
- оценить организационно-экономическое состояние предприятия;
- провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Линдор;
- разработать систему мониторинга для предприятия.
Теоретико-методологической базой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций и семинаров, публикации в периодической печати, посвященные теоретическим вопросам и практическим проблемам формирования и развития маркетингового мониторинга рынка как системы повышения конкурентоспособности предприятия.
Фундаментальным исследованиям в области маркетингового мониторинга рынка как способа повышения конкурентоспособности предприятия посвящены труды следующих российских и зарубежных авторов: Г.Л. Баги¬ева, С.В.Веселов, Е.Б.Галицкий, А.В.Гончарова, Дж.Залтман, Ф.Котлер, Н. Малхотра, Т.Рябцова, Н.Б.Сафронова, Г.А.Черчилль и др. [2, 19, 12, 13, 15, 19, 25, 34, 37, 47].
Эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты в виде федеральных законов; информация Федеральной службы государственной статистики; официальные данные и отчетные мате-риалы государственных органов власти; публикации, бюллетени и периодические издания; эмпирические данные, полученные в процессе исследования, аналитические наработки и авторские расчеты.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы со-ставили такие общенаучные методы, как научная абстракция, сочетание исторического и логического, анализ и синтез, метод сравнения и сопоставления, а также экономико-статистические методы. Разработанные в результате исследования подходы основываются на методах экономико-математического и алгоритмического моделирования.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы осуществлялась ознакомлением менеджмента ООО «Линдор» с выводами и рекомендациями, которые были получены в процессе исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы. Предлагаемые рекомендации по совершенствованию системы мониторинга могут быть использованы ООО «Линдор» в целях повышения конкурентоспособности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Исследование проводилось в ООО «Линдор» образованное в 2003 году. Основными видами деятельности являются строительство и ремонт автомобильных дорог, производство асфальта.
За сравнительно небольшой срок предприятие зарекомендовало себя как четко работающее, проводящее работы на объектах в соответствии со всеми стандартами ремонтно-дорожного строительства.
Исходя из полученных данных, удалось сделать вывод, что ООО «Лин-дор» занимает лидирующие позиции на сегменте битуминозных смесей, но сильно уступает таким гигантам как ООО «Завод ЖБК-1» и ОАО «Белгород- СтройДеталь» на сегменте товарного бетона.
Проведенный анализ технических и стоимостных характеристик продукции ООО «Линдор» показывает, что она не обладает какими-то яркими конкурентными преимуществами, а выбранная оборонительная стратегия, хоть и позволяет удерживать занятую рыночную нишу с минимальными для ООО «Линдор» потерями, но с годами приводит к снижению потребительского спроса и потере рыночной доли.
В результате проведенного анализа внешней и внутренней среды пред-приятия нами было выявлено, что на предприятии слабо используется системы мониторинга.
В целях повышения конкурентоспособности ООО «Линдор» был пред-ложен механизм проведения маркетингового мониторинга.
Изменение организационной структуры предприятия. В ООО «Лин- дор» как таковой не проводится тщательный мониторинг внутренней и внешней среды, так как отсутствует специалист в области маркетинга, поверхностный анализ проводит руководитель и менеджеры в ходе работы, что является неэффективным для деятельности компании и самих работников.
Необходимо ввести должность маркетолога, который бы проводил все необходимые маркетинговые исследования, для обеспечения максимально эффективной работы компании, повышая отдачу от ее деятельности с помощью всего комплекса маркетинга.
Задачи, которые необходимо выполнять маркетологу в данной организации:
- изучение рынка сбыта продаваемого товара, тенденций его развития; прогнозирование объема продаж по сувенирной и полиграфической продукции и модульной рекламы;
- исследование факторов, оказывающих влияние на спрос на товар (услугу);
- стимулирование сбыта;
- совершенствование информационного обеспечения проводимых ис-следований; разработка программ по стимулированию спроса и сбыта;
- ведение контроля сбыта, постоянного анализа по объему и выручке;
- разработка планов продвижения продукции;
- определение маркетинговых бюджетов;
- анализ целевой аудитории и рынка;
- прогнозирование колебаний спроса и предложения;
- организация исследований, мероприятий, акций, рекламных кампаний, участия на выставках;
- определение сегментов рынка по сувенирной и полиграфической продукции и модульной рекламы;
- мониторинг рынка конкурентов;
- исследование потребительских предпочтений.
Так же целесообразным проводить маркетинговые исследования с помощью АВС-анализа и по принципу Парето.
ABC-анализ - метод, позволяющий классифицировать ресурсы фирмы по степени их важности.
Рекомендуем частоту реализации маркетингового мониторинга элементов внешней среды в ООО «Линдор». Наиболее часто компании следует осуществлять мониторинг рыночных тенденций, рыночной доли на рынке, а также степени удовлетворения потребителей предлагаемой им производимой продукцией. Мониторинг рынков ООО «Линдор» следует проводить на основе характеристик портфеля продукции, потребителей, конкурентов, рынка (региона, страны, территории).
Целесообразно проводить выборочные маркетинговые исследования рынка поставщиков по позициям, наиболее весомым в общей статье затрат на ежемесячные закупки.
Для анализа результатов маркетингового исследования рекомендуется приобрести программное обеспечение «Маркетинг-Эксперт». Ввод информации осуществляется в виде естественных самоочевидных оценок по принципу «хуже/лучше», «важно/второстепенно». Вводимые качественные данные преобразуются системой в количественные, что позволяет проводить со-ответствующие расчеты.
Программная система «Маркетинг-Эксперт» представляет собой удобный и эффективный инструментарий, позволяющий оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции.
В числе методик, на которых базируется «Маркетинг-Эксперт», - SWOT-анализ и модель Розенберга, метод 4Р, матрица Ансоффа. Благодаря программной системе «Маркетинг-Эксперт» ООО «Линдор» сможет оценить свои сильные и слабые стороны в рекламной и маркетинговой политике и получить комплекс рекомендаций по укреплению позиций на рынке.
Таким образом, при использовании системы маркетингового мониторинга в ООО «Линдор» в течение определенного периода появится возможность более взвешенно позиционировать себя среди предприятий-конкурентов, а также осуществлять наблюдение и анализ изменения своего экономического состояния, отслеживать отраслевые тенденции. Это даст возможность разрабатывать стратегию диверсификации, корректировать инвестиционные планы, а также более четко формулировать маркетинговые стратегии компании.
Позитивными результатами использования данных системы маркетингового мониторинга в деятельности ООО «Линдор» являются:
- принципиальное повышение степени независимости, объективности и оперативности в оценке экономических процессов;
- создание необходимой основы для дальнейшего совершенствования инструментов стратегического управления предприятием и повышения его конкурентоспособности;
- повышение качества и обоснованности принятия управленческих решений на всех уровнях управления в компании;
- улучшение скорости и качества документационно-информационного обмена между подразделениями предприятия;
- рост экономических результатов деятельности предприятия, доли рынка, имиджа, репутации и конкурентоспособности компании.
1. Аакер Д. Маркетинговые исследования. 7-е издание. / Д. Аакер Д. Кумар В., Дэй Дж. - СПб.: Питер,2004. - 848 с.
2. Багиев Г. Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич В. М. -
СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
3. Блюм М. А. Маркетинг рекламы/ М.А.Блюм, Б.И.Герасимов - М.: Форум, 2009.- 144 с. Березин И. Маркетинговые исследования. Как это делают в России. - М.: Вершина, 2005. - 432 с.
4. Божук С. Г. Маркетинг / С.Г.Божук, Л.Н.Ковалик, Т.Д.Маслова.- СПб.: 2012. - 448 с.
5. Брейс А. Анкетирование. Разработка опросных листов, их роль и значение при проведении рыночных исследований. / А.Брейс - М.: Balance Business Books, 2005. - 336 с.
6. Бурчаков В.А. Маркетинг в горной промышленности / В. А. Бурчаков. — Москва : Горная книга, 2013. — 271 с.
7. Васильев Г. А. Рекламный маркетинг / Г.А.Васильев,
В.А.Поляков. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 276 с.
8. Веселов С. В. Маркетинг в рекламе. Часть I. Рекламный рынок и
его изучение / С.В.Веселов. - М.: Изд-во Международного института
рекламы, 2003. - 316 с.
9. Веселов С. В. Маркетинг в рекламе. Часть II. Комплекс маркетинга в рекламной деятельности / С.В.Веселов - М.: Изд-во Международного института рекламы, 2003. - 376 с.
10. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations / И.Л.Викентьев. - СПб.: ИД «Бизнес-Пресса», 2012. - 322 с.
11. Габинская О.С. Маркетинговые коммуникации / О. С. Габинская, Н. В. Дмитриева. - М. : Академия, 2010. - 240 с.
12. Галицкий Е. Б. Маркетинговые исследования: учебник / Е.Б. Галицкий, Е.Г. Галицкая. - Москва: Юрайт, 2012. - 540 с.
13. Гончарова А.В. Системный и процессный подходы к управлению маркетингом инноваций / А. В. Гончарова, Г. И. Курчеева // Экономический анализ: теория и практика. — 2013. — № 39. — С. 26-31.
14. Демченко А. А. Стратегический анализ внешней среды
предприятия / А. А. Демченко // Маркетинг. - 2011. - N 1. - С. 40-48.
15. Залтман Дж. Как мыслят потребители. То, о чем не скажет потребитель, то, чего не знает ваш конкурент. / Дж. Залтман - М. : Прайм- Еврознак, 2006. - 384 с.
16. Иванов А.А. Спортивный маркетинг как комплекс
маркетинговых коммуникаций на рынке товаров и услуг спорта / А.А.Иванов// Экон. и гуманитар. науки. - 2013. - № 5. - С. 104-112.
17. Карпова С.В. Рекламное дело : Учеб.-метод. Пособие и практикум / С.В. Карпова. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 223 с.
18. Константинова Е. Маркетинг инноваций и его место в структуре инновационного процесса / Е. Константинова // Промышленный маркетинг. - 2013. - № 6. - С. 69-73.
19. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - 12-е изд. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 814 с.
20. Крылова И.К. Формирование конкурентоспособной стратегии развития предприятия / И.К. Крылова // Реструктуризация промышленных предприятий: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Казань: КГФЭИ, 2010. - С. 156-159.
21. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления / В.И. Кнорринг - М.: Издательство НОРМА, 2011. - 624.
22. Лидовская О. П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения / О.П.Лидовская. - СПб.: Питер, 2008. - 144 с.
23. Лукин В.Б. Цены в маркетинговой деятельности организации / В. Б. Лукин // Директор по маркетингу и сбыту. - 2013. - № 7. - С. 9-18.
24. Максимюк К. Продвижение в новых медиа : сколько, как и почем / К. Максимюк // Советник. - 2010. - № 5. - С. 24-28.
25. Малхотра Н. Маркетинговые исследования. Практическое
руководство / Н.Малхотра. - М.: Вильямс, 2007. - 1200 с.
26. Маркетинг в социальных медиа : интернет-маркетинговые
коммуникации / Под ред. В. П. Тихомиров. — СПб : Питер, 2013. — 288 с.
27. Маркетинг и современность: монография / Под. ред. проф. С. В. Карповой Финансовый ун-т при Правительстве Рос. Федерации. - Москва: Вузовский учебник ИНФРА-М, 2014. - 266 с.
28. Лазаревич И.М. Маркетинг и ценообразование: учебно-методический комплекс / И.М.Лазаревич - 3-е изд., стереотипное. Минск : Издательство МИУ, 2013. - 189 с.
29. Махоркина И.В. / И. В. Махоркина ; Учреждение образования "Частный институт управления и предпринимательства". — Минск : Частный институт управления и предпринимательства, 2013. — 78 с.
30. Мельникова О. Т. Фокус-группы. Методы, методология, модерирование / О.Т. Мельникова. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 320 с.
31. Попова Г.В. Маркетинг / Г. В. Попова. - Москва [и др.] : Питер, 2010. - 160 с.
32. Рапай К. Культурный код. Как мы живем, что покупаем и почему. / К.Рапай. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 168 с.
33. Рыжанков М. Веб-сайт как инструмент продвижения товаров и услуг. Какое имеет к нему отношение Дейл Карнеги? Ч. 1 / М. Рыжанков, М. Акулич // Рекламодатель: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 47-53 ; продолж : 2014. - № 7. - С. 88-90.
34. Рябцева Т. И. Маркетинг как фактор повышения эффективности деятельности предприятий / Т. И. Рябцева. Белорусский национальный технический университет // Новые направления развития приборостроения. - Минск, 2013. - С. 418.
35. Садмен С. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых исследований. / С.Садмен, Н.Брэдберн. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2005. - 382 с.
36. Садмен С. Как люди отвечают на вопросы: применение когнитивного анализа в массовых исследованиях. / С.Садмен, Н.Брэдберн, Н.Шварц. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2003. - 304 с.
37. Сафронова Н. Б. Маркетинговые исследования: учебное пособие / Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева. - Москва: Дашков и К, 2012. - 293 с
38. Семенычев А.Ю. Почему клиент выбрал не вас? Как сделать ваш сайт эффективным на 100 % / А.Ю.Семенычев // Маркетинг услуг. - 2012. - № 2. - С. 138-148.
39. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики / В.ПСеркин. - М.: Пчела, 2008. - 378 с.
40. Слонимская М.А. Маркетинг услуг / М. А. Слонимская, Г. А. Яшева. - Витебск : ВГТУ, 2014. - 222 с.
41. Тарасов В.И. Маркетинг и ценообразовани / В. И. Тарасов; Белорусский государственный университет. - Минск: БГУ, 2013. — 316 с.
42. Токарев Б.Е. Адаптация стратегии маркетинговой логистики для инновационных продуктов / Б.Е. Токарев // Логистика. - 2013. - № 12. - С. 42-44.
43. Тюшевская О. Свежий ветер маркетинга / О. Тюшевская // Деловое совершенство. - 2014. - № 1. - С. 62-64.
44. Халилов Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Халилов. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 239 с.
45. Христосенко М.С. Как привлечь много новых клиентов на корпоративный веб-сайт / М.С.Христосенко // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 83-92.
46. Чащин В.В. Маркетинг персонала как фактор повышения эффективности инновационной деятельности машиностроительных предприятий / В. В. Чащин // Экономика и управление в машиностроении. — 2013. — № 3. — С. 45-47.
47. Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. 5-е изд. / Г.Черчилль, Т.Д. Браун. - СПб: Питер, 2010. - 704 с.
48. «Открытая экономика» - экспертный портал Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа // http:www.opec.ru-,www.gosniihp. com
49. Отраслевой бизнес-справочник предприятий России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: myprom.ru
50. Официальный сайт Государственного научного учреждения «Государственный научно исследовательский институт промышленности Россельхозакадемии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа // http: www.russbread.ru