Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке 8
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей
дошкольного возраста 8
1.2. Современное состояние проблемы развития связной монологической речи дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ... 16
1.3. Моделирование как метод развития связной монологической речи
дошкольников 26
Глава II. Экспериментальная работа по развитию связной
монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке
2.1. Диагностика сформированности связной монологической речи
дошкольников 3-7 лет 40
2.2. Методические рекомендации по развитию связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке 59
Заключение 75
Библиографический список 78
Приложение 82
Тема развития связной речи дошкольников является сегодня одной из самых актуальных. Это находит своё отражение в основных документах, определяющих деятельность учреждений образования. Согласно Проекту Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Межведомственной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», очень важным является «формирование и развитие речи, навыков общения, выявление, направление и предоставление услуг по развитию навыков общения ребенка, включая устную речь» (32).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, выделять звуки в словах (44). Речевое развитие дошкольников является одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения. Таким образом, речевое развитие детей находится среди стратегических направлений обновления российского образования.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста были освещены в научных трудах Алексеевой М.М., Арушановой А.Г., Выготского Л.С., Гербовой В. В., Зрожевской А. А., Львова М. Р., Люблинской А. А., Новоторцевой Н. В., Рубинштейна С.Л., Смирновой Е. С., Сохина Ф.А., Стародубовой Н.А., Ткаченко Д.Д., Ткаченко, Т.А., Ушаковой О.С., Фроловой Т.А., Шадриной Л. Г., Якубинского Л.П. и других авторов.
Отличительные признаки связной речи выделены Рубинштейном С.Л., Алексеевой М.М., Яшина В.И., Фроловой Т.А., Ушаковой О.С., Якубинским Л.П.
Значение связной речи, речь для воспитания и обучения детей рассматривалось в трудах Люблинской А. А., Выготского Л.С.
Возрастные особенности формирования связной речи дошкольников изучались Выготским Л.С., Арушановой А.Г., Сохиным Ф.А., Гербовой В. В.
Разработкой критериев определения уровня развития связной речи дошкольников занимались Зрожевская А.А., Львов М.Р., Смирнова Е.С., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г.
Вопросы развития связной монологической речи рассматривались Рубинштейном С.Л., Лурией А.Р., Леонтьевым А.П., Федоренко Л.П., Фомичевой Г.А., Лотаревым В.К.
Виды образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников, рассматриваются в работах Новотворцева Н.В., Ельцовой О. М., Арушановой А. Г., Юдиной Е.Г., Белой К.Ю., Венгер Л.А., Лазаревой М.В., Модиной И.А., Рюминой Ю.Н., Кравцовой Е.Е., Киселевой Л. С., Данилиной Т. А., Лагоды Т. С., Зуйковой М. Б., Бизиковой О. А., Кузевановой О. В., Кобловой Т. А.
В работах Юдиной Е.Г., Белой К.Ю., Венгер Л.А., Лазаревой М.В., Кравцовой Е.Е. показана целесообразность применения интегративного подхода в дошкольном образовании. Возможности развития связной речи в разных образовательных областях отражены в работах Киселевой Л.С., Данилиной Т.А., Лагоды Т.С., Зуйковой М. Б.
Особенности применения метода моделирования для развития связной монологической речи дошкольников рассматривались в работах Ткаченко, Т.А., Ткаченко Д.Д. Гербовой В.В. Поскольку сензитивным периодом для речевого развития является дошкольный возраст, на дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по развитию речи у подрастающего поколения.
Проблема исследования: каковы особенности развития связной монологической речи дошкольников 3-7 лет. Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи дошкольников.
Предмет исследования - развитие связной монологической речи дошкольников 3-7 лет с использованием модели обучения рассказыванию по картинке.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что педагогическими условиями развития связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке являются:
1) содержание сюжетных картинок должно быть функционально: связано с жизненным опытом дошкольника (пребыванием в детском саду, посещением общественных мест и др.);
2) постепенное усложнение содержания сюжетной картинки, словаря в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
3) ослабление педагогической помощи, содержащейся в модели (описание свойств и качеств предметов- составление небольших связных относительно самостоятельных повествований - передача временной и логической последовательности событий на картине - самостоятельное придумывание событий и высказывание элементарных оценочных суждений);
4) соблюдение алгоритма работы с картинкой (рассматривание картинки - усвоение структуры высказывания- составление рассказов);
5) использование проблемно ориентированной модели обучения рассказыванию по картинке, учитывающей основные виды монологической речи дошкольников (пересказа, рассказа - описания, рассказа по картинке, творческого рассказа и др.).
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста от 3 - 7 лет;
2) рассмотреть современное состояние проблемы развития связной монологической речи дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
3) представить критерии оценки связной монологической речи для дошкольников 3-4 лет, 5-6 лет, 6-7 лет;
4) разработать диагностическую модель исследования динамики развития связной монологической речи дошкольников разного возраста;
5) разработать методические рекомендации по использованию модели обучения рассказыванию по картинке при развитии связной монологической речи дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико - поисковом этапе был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, выдвинута гипотеза, определены цели и задачи исследования, разработан понятийный аппарат исследования.
На втором - эмпирическом этапе исследования проведено исследование развития связной монологической речи дошкольников разного возраста.
На третьем - теоретико - обобщающем этапе обработаны результаты исследования, разработаны методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке.
Научная новизна исследования заключается в систематизации теоретических подходов к проблеме развития связной речи дошкольников, в том числе, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; представлены критерии оценки связной монологической речи для дошкольников.
Практическая значимость - в разработке методических рекомендаций по развитию связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке, разработана диагностическая модель исследования динамики развития связной монологической речи дошкольников разного возраста.
Практической базой исследования являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ягодка» п. Борисовка Белгородской области, в исследовании приняли участие 60 дошкольников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 81 страницу, 52 литературных источника и 9 приложений.
Связная речь-это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Сначала формируется ситуативная связная речь, потом контекстная. В младшем дошкольном возрасте происходит накопление словарного запаса, дети начинают связывать отдельные слова в предложения, в среднем дошкольном возрасте высказывания детей становятся более развернутыми и последовательными, но структура речи не сформирована, к 6-7 годам связная речь достигает высокого уровня. Полноценное овладение детьми связной речью возможно только в условиях целенаправленного обучения. Развитие связной речи является важным условием полноценного развития ребенка.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, развитие связной речи является одним из целевых ориентиров дошкольного образования и рассматривается в современном дошкольном воспитании в качестве основы воспитания и общения детей.
Критериями развития связной речи дошкольников являются соответствие высказывания теме, наличие четкой структуры высказывания, использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания, средств выразительности, индивидуальность в выборе языковых средств. Показателем сформированности соответствия высказывания теме, раскрытия темы является способность раскрыть тему. Показателем сформированности четкой структуры высказывания является способность строить высказывания, в которых прослеживается начало, середина, конец. Показателем использования разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания является преобладание параллельного вида связи над цепным. Показателем использования средств выразительности является использование определений, сравнений, метафор в описаниях; диалогов, элементов описания в повествованиях. Показателем сформированности индивидуальности в выборе языковых средств является отсутствие речевых штампов и шаблонов.
Для формирования связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке для дошкольников от 3 до 7 лет можно применять пересказ; рассказ по сюжетной картине; рассказ - описание; логопедическую сказку; сравнительное описание предметов; фрагментарное рассказывание по пейзажной картине; творческий рассказ; творческую сказку по силуэтным изображениям.
Пересказ используется для развития умений раскрывать тему, использовать разнообразные средства связи и выразительности. Рассказ по сюжетной картине используется для формирования четкой структуры высказывания, способности раскрывать тему, использовать разнообразные средства связи и выразительности. Рассказ - описание используется для формирования способности раскрыть тему, структурировать высказывание, использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания, средства выразительности, проявлять индивидуальность в их выборе. Рассказ по пейзажной картине, творческий рассказ, творческая сказка используются для формирования способности использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания, средства выразительности, проявлять индивидуальность в выборе языковых средств.
Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине, логопедическая сказка, сравнительное описание предметов используются для формирования структуры высказывания.
Условиями развития связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке являются: связь содержания сюжетных картинок с жизненным опытом дошкольника, постепенное усложнение содержания сюжетной картинки, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; ослабление педагогической помощи, содержащейся в модели; соблюдение алгоритма работы с картинкой; использование проблемно ориентированной модели обучения рассказыванию по картинке, учитывающей основные виды монологической речи дошкольников.
1. Агеева Ю.В. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образоваиияшааш.ги/detskijsad/rechevoe-razvitie-v-sotvetstvi-s-fgos-doshkolno go-obrazovanij a.html
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. — М.: Академия, 2009. — 400 с.
3. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи./Дошкольное воспитание. 1993 г. № 9. — С. 25- 27.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей М.: Мозаика-Синтез, 2004. —238 с.
5. Белая К.Ю. Рабочий журнал старшего воспитателя детского сада М.: Сфера, 2015 г.
6. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре.— М.: Скрипторий, 2003. — 251 с.
7. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М.: РОСМЕН, 1989. — 284 с.
8. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994. — 448 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2006 — № 6. — с.62 — 76.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4. Москва, 1982.
11. Гальперин П.Я Психология как объективная наука. Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. — 480 с.
12. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. — М.: Просвещение, 2009. — С. 40.
13. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. — С.18-21
14. Давайте поиграем / под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение,2011. - 36 с.
15. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
16. Запорожец А.В. и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В. Запорожца. — М.: Просвещение,1995.
17. Зрожевская А. А. Обучение монологам-описаниям / А.А. Зрожевская // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 1. - С.42-46.
18. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
19. Кравцова Е.Е. Вариативная примерная основная образовательная про-грамма дошкольного образования «Золотой ключик». — М.: Левъ, 2015. — 217 с.
20. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика..— М.: Академия, 2007.— 352 с.
21. Кузеванова О. В., Коблова Т. А. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика — 2012.— № 6.
22. Лазарева М.В. Интегрированное обучение в детском саду. - М.: Российский университет кооперации, 2007. — 275 с.
23. Лурия А. Р. Язык и сознание. //http: //www.center-nlp .ru
24. Львов М. Р. Основы теории речи. - М.: Академия, 2000.- 324 с.
25. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1992. — 187 с.
26. Немов Р.С. Психология. Том 2, М.: Просвещение, 1998. — 285 с.
27. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. -М.: Просвещение, 1995. - 212 с.
28. Новоторцева Н. В. Энциклопедия речевого развития.— М.:
РОСМЭН— ПРЕСС, 2008. - 192 с.
29. Нормативно-правовые основы, регулирующие коррекционно-развивающую деятельность учителя-логопеда и учителя-дефектолога в соответствии с современными требования мирзу-сепЛ-З l.ucoz.ru
31Онтогенез связной речи www.liveinternet.ru/users/4701016
31. Подласый. И.П.ПедагогикаТ ом1 http: //www.univer5 .ru
32. Проект Распоряжения Правительства Российской Федерации Об
утверждении Межведомственной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (подготовлен Минтрудом России 24.05.2016)
http: //www.garant .ru/products/ipo/prime/doc/56570728
33. Психология воспитания/ под ред. Петровского В.А. — М.:
Просвещение, 2011 - 96 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологииhttps://www.psyoffice.ru/
35. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000. — 160 с.
36. Сохин Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника. / Вопросы психологии. 1989 г. № 4.
37. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников.— М.: Академия, 2007.- 256 с.
38. Сюжетные картинки для развития связной речи
pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/logopediya/kartinki-dlya-razvitiya-svyaznoy-rechi-883914
39. Ткаченко Т.А., Ткаченко Д.Д. Занимательные символы. -М.: Москва, Прометей, 2002.-190с.
40. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Мысль 1971. — 311 с.
41. Украинская О. Н., Микова М. Е., Шатерникова И. В. Развитие речи дошкольника через ситуации общения // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 665-667.
42. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.— М.: ВЛАДОС, 2008.-287 с.
43. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. — N 11. — с. 8-12.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования// Дошкольное воспитание. 2013. № 2.
45. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи
детей дошкольного возраста. — М., 1977
http: //www.detskiysad.ru/rech/375 .html
46. Фридман Л.М. Психология детей и подростков М.: Издательство Института психотерапии, 2004. —480 с.
47. Фролова Т.А. Связная речь дошкольников: развитие и формирование - http://fb.ru/article/250595/svyaznaya-rech
48. Цыферов Г.М. Добрые сказки М.: АСТ, 2015. — 128 с.
49. Шадрина Л. Г., Семёнова Н.В. Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет: Методические рекомендации М.: Сфера, 2012. — 64 с.
50. Штофф В. А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. — 304 с.
51. Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного
образования интеграция Психологическая наука и образование, 2010. —№ 3. — С. 5-19.
52. Якубинский Л.П. О диалогической речиhttp://www.ruthenia.ru