РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНКЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке 8
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей
дошкольного возраста 8
1.2. Современное состояние проблемы развития связной монологической речи дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ... 16
1.3. Моделирование как метод развития связной монологической речи
дошкольников 26
Глава II. Экспериментальная работа по развитию связной
монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке
2.1. Диагностика сформированности связной монологической речи
дошкольников 3-7 лет 40
2.2. Методические рекомендации по развитию связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке 59
Заключение 75
Библиографический список 78
Приложение 82
Глава I. Теоретические основы развития связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке 8
1.1. Особенности развития связной монологической речи детей
дошкольного возраста 8
1.2. Современное состояние проблемы развития связной монологической речи дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ... 16
1.3. Моделирование как метод развития связной монологической речи
дошкольников 26
Глава II. Экспериментальная работа по развитию связной
монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке
2.1. Диагностика сформированности связной монологической речи
дошкольников 3-7 лет 40
2.2. Методические рекомендации по развитию связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке 59
Заключение 75
Библиографический список 78
Приложение 82
Тема развития связной речи дошкольников является сегодня одной из самых актуальных. Это находит своё отражение в основных документах, определяющих деятельность учреждений образования. Согласно Проекту Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Межведомственной Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», очень важным является «формирование и развитие речи, навыков общения, выявление, направление и предоставление услуг по развитию навыков общения ребенка, включая устную речь» (32).
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, выделять звуки в словах (44). Речевое развитие дошкольников является одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения. Таким образом, речевое развитие детей находится среди стратегических направлений обновления российского образования.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста были освещены в научных трудах Алексеевой М.М., Арушановой А.Г., Выготского Л.С., Гербовой В. В., Зрожевской А. А., Львова М. Р., Люблинской А. А., Новоторцевой Н. В., Рубинштейна С.Л., Смирновой Е. С., Сохина Ф.А., Стародубовой Н.А., Ткаченко Д.Д., Ткаченко, Т.А., Ушаковой О.С., Фроловой Т.А., Шадриной Л. Г., Якубинского Л.П. и других авторов.
Отличительные признаки связной речи выделены Рубинштейном С.Л., Алексеевой М.М., Яшина В.И., Фроловой Т.А., Ушаковой О.С., Якубинским Л.П.
Значение связной речи, речь для воспитания и обучения детей рассматривалось в трудах Люблинской А. А., Выготского Л.С.
Возрастные особенности формирования связной речи дошкольников изучались Выготским Л.С., Арушановой А.Г., Сохиным Ф.А., Гербовой В. В.
Разработкой критериев определения уровня развития связной речи дошкольников занимались Зрожевская А.А., Львов М.Р., Смирнова Е.С., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г.
Вопросы развития связной монологической речи рассматривались Рубинштейном С.Л., Лурией А.Р., Леонтьевым А.П., Федоренко Л.П., Фомичевой Г.А., Лотаревым В.К.
Виды образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников, рассматриваются в работах Новотворцева Н.В., Ельцовой О. М., Арушановой А. Г., Юдиной Е.Г., Белой К.Ю., Венгер Л.А., Лазаревой М.В., Модиной И.А., Рюминой Ю.Н., Кравцовой Е.Е., Киселевой Л. С., Данилиной Т. А., Лагоды Т. С., Зуйковой М. Б., Бизиковой О. А., Кузевановой О. В., Кобловой Т. А.
В работах Юдиной Е.Г., Белой К.Ю., Венгер Л.А., Лазаревой М.В., Кравцовой Е.Е. показана целесообразность применения интегративного подхода в дошкольном образовании. Возможности развития связной речи в разных образовательных областях отражены в работах Киселевой Л.С., Данилиной Т.А., Лагоды Т.С., Зуйковой М. Б.
Особенности применения метода моделирования для развития связной монологической речи дошкольников рассматривались в работах Ткаченко, Т.А., Ткаченко Д.Д. Гербовой В.В. Поскольку сензитивным периодом для речевого развития является дошкольный возраст, на дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по развитию речи у подрастающего поколения.
Проблема исследования: каковы особенности развития связной монологической речи дошкольников 3-7 лет. Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи дошкольников.
Предмет исследования - развитие связной монологической речи дошкольников 3-7 лет с использованием модели обучения рассказыванию по картинке.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что педагогическими условиями развития связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке являются:
1) содержание сюжетных картинок должно быть функционально: связано с жизненным опытом дошкольника (пребыванием в детском саду, посещением общественных мест и др.);
2) постепенное усложнение содержания сюжетной картинки, словаря в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
3) ослабление педагогической помощи, содержащейся в модели (описание свойств и качеств предметов- составление небольших связных относительно самостоятельных повествований - передача временной и логической последовательности событий на картине - самостоятельное придумывание событий и высказывание элементарных оценочных суждений);
4) соблюдение алгоритма работы с картинкой (рассматривание картинки - усвоение структуры высказывания- составление рассказов);
5) использование проблемно ориентированной модели обучения рассказыванию по картинке, учитывающей основные виды монологической речи дошкольников (пересказа, рассказа - описания, рассказа по картинке, творческого рассказа и др.).
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста от 3 - 7 лет;
2) рассмотреть современное состояние проблемы развития связной монологической речи дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
3) представить критерии оценки связной монологической речи для дошкольников 3-4 лет, 5-6 лет, 6-7 лет;
4) разработать диагностическую модель исследования динамики развития связной монологической речи дошкольников разного возраста;
5) разработать методические рекомендации по использованию модели обучения рассказыванию по картинке при развитии связной монологической речи дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико - поисковом этапе был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, выдвинута гипотеза, определены цели и задачи исследования, разработан понятийный аппарат исследования.
На втором - эмпирическом этапе исследования проведено исследование развития связной монологической речи дошкольников разного возраста.
На третьем - теоретико - обобщающем этапе обработаны результаты исследования, разработаны методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке.
Научная новизна исследования заключается в систематизации теоретических подходов к проблеме развития связной речи дошкольников, в том числе, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; представлены критерии оценки связной монологической речи для дошкольников.
Практическая значимость - в разработке методических рекомендаций по развитию связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке, разработана диагностическая модель исследования динамики развития связной монологической речи дошкольников разного возраста.
Практической базой исследования являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ягодка» п. Борисовка Белгородской области, в исследовании приняли участие 60 дошкольников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 81 страницу, 52 литературных источника и 9 приложений.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей и чувств, выделять звуки в словах (44). Речевое развитие дошкольников является одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения. Таким образом, речевое развитие детей находится среди стратегических направлений обновления российского образования.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста были освещены в научных трудах Алексеевой М.М., Арушановой А.Г., Выготского Л.С., Гербовой В. В., Зрожевской А. А., Львова М. Р., Люблинской А. А., Новоторцевой Н. В., Рубинштейна С.Л., Смирновой Е. С., Сохина Ф.А., Стародубовой Н.А., Ткаченко Д.Д., Ткаченко, Т.А., Ушаковой О.С., Фроловой Т.А., Шадриной Л. Г., Якубинского Л.П. и других авторов.
Отличительные признаки связной речи выделены Рубинштейном С.Л., Алексеевой М.М., Яшина В.И., Фроловой Т.А., Ушаковой О.С., Якубинским Л.П.
Значение связной речи, речь для воспитания и обучения детей рассматривалось в трудах Люблинской А. А., Выготского Л.С.
Возрастные особенности формирования связной речи дошкольников изучались Выготским Л.С., Арушановой А.Г., Сохиным Ф.А., Гербовой В. В.
Разработкой критериев определения уровня развития связной речи дошкольников занимались Зрожевская А.А., Львов М.Р., Смирнова Е.С., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г.
Вопросы развития связной монологической речи рассматривались Рубинштейном С.Л., Лурией А.Р., Леонтьевым А.П., Федоренко Л.П., Фомичевой Г.А., Лотаревым В.К.
Виды образовательных ситуаций, используемых для речевого развития дошкольников, рассматриваются в работах Новотворцева Н.В., Ельцовой О. М., Арушановой А. Г., Юдиной Е.Г., Белой К.Ю., Венгер Л.А., Лазаревой М.В., Модиной И.А., Рюминой Ю.Н., Кравцовой Е.Е., Киселевой Л. С., Данилиной Т. А., Лагоды Т. С., Зуйковой М. Б., Бизиковой О. А., Кузевановой О. В., Кобловой Т. А.
В работах Юдиной Е.Г., Белой К.Ю., Венгер Л.А., Лазаревой М.В., Кравцовой Е.Е. показана целесообразность применения интегративного подхода в дошкольном образовании. Возможности развития связной речи в разных образовательных областях отражены в работах Киселевой Л.С., Данилиной Т.А., Лагоды Т.С., Зуйковой М. Б.
Особенности применения метода моделирования для развития связной монологической речи дошкольников рассматривались в работах Ткаченко, Т.А., Ткаченко Д.Д. Гербовой В.В. Поскольку сензитивным периодом для речевого развития является дошкольный возраст, на дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по развитию речи у подрастающего поколения.
Проблема исследования: каковы особенности развития связной монологической речи дошкольников 3-7 лет. Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития связной монологической речи дошкольников.
Предмет исследования - развитие связной монологической речи дошкольников 3-7 лет с использованием модели обучения рассказыванию по картинке.
Перед началом исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что педагогическими условиями развития связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке являются:
1) содержание сюжетных картинок должно быть функционально: связано с жизненным опытом дошкольника (пребыванием в детском саду, посещением общественных мест и др.);
2) постепенное усложнение содержания сюжетной картинки, словаря в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
3) ослабление педагогической помощи, содержащейся в модели (описание свойств и качеств предметов- составление небольших связных относительно самостоятельных повествований - передача временной и логической последовательности событий на картине - самостоятельное придумывание событий и высказывание элементарных оценочных суждений);
4) соблюдение алгоритма работы с картинкой (рассматривание картинки - усвоение структуры высказывания- составление рассказов);
5) использование проблемно ориентированной модели обучения рассказыванию по картинке, учитывающей основные виды монологической речи дошкольников (пересказа, рассказа - описания, рассказа по картинке, творческого рассказа и др.).
Задачи исследования:
1) раскрыть теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста от 3 - 7 лет;
2) рассмотреть современное состояние проблемы развития связной монологической речи дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
3) представить критерии оценки связной монологической речи для дошкольников 3-4 лет, 5-6 лет, 6-7 лет;
4) разработать диагностическую модель исследования динамики развития связной монологической речи дошкольников разного возраста;
5) разработать методические рекомендации по использованию модели обучения рассказыванию по картинке при развитии связной монологической речи дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом - теоретико - поисковом этапе был проведен теоретический анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, выдвинута гипотеза, определены цели и задачи исследования, разработан понятийный аппарат исследования.
На втором - эмпирическом этапе исследования проведено исследование развития связной монологической речи дошкольников разного возраста.
На третьем - теоретико - обобщающем этапе обработаны результаты исследования, разработаны методические рекомендации по формированию связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке.
Научная новизна исследования заключается в систематизации теоретических подходов к проблеме развития связной речи дошкольников, в том числе, в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; представлены критерии оценки связной монологической речи для дошкольников.
Практическая значимость - в разработке методических рекомендаций по развитию связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке, разработана диагностическая модель исследования динамики развития связной монологической речи дошкольников разного возраста.
Практической базой исследования являлось муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ягодка» п. Борисовка Белгородской области, в исследовании приняли участие 60 дошкольников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 81 страницу, 52 литературных источника и 9 приложений.
Связная речь-это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Сначала формируется ситуативная связная речь, потом контекстная. В младшем дошкольном возрасте происходит накопление словарного запаса, дети начинают связывать отдельные слова в предложения, в среднем дошкольном возрасте высказывания детей становятся более развернутыми и последовательными, но структура речи не сформирована, к 6-7 годам связная речь достигает высокого уровня. Полноценное овладение детьми связной речью возможно только в условиях целенаправленного обучения. Развитие связной речи является важным условием полноценного развития ребенка.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, развитие связной речи является одним из целевых ориентиров дошкольного образования и рассматривается в современном дошкольном воспитании в качестве основы воспитания и общения детей.
Критериями развития связной речи дошкольников являются соответствие высказывания теме, наличие четкой структуры высказывания, использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания, средств выразительности, индивидуальность в выборе языковых средств. Показателем сформированности соответствия высказывания теме, раскрытия темы является способность раскрыть тему. Показателем сформированности четкой структуры высказывания является способность строить высказывания, в которых прослеживается начало, середина, конец. Показателем использования разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания является преобладание параллельного вида связи над цепным. Показателем использования средств выразительности является использование определений, сравнений, метафор в описаниях; диалогов, элементов описания в повествованиях. Показателем сформированности индивидуальности в выборе языковых средств является отсутствие речевых штампов и шаблонов.
Для формирования связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке для дошкольников от 3 до 7 лет можно применять пересказ; рассказ по сюжетной картине; рассказ - описание; логопедическую сказку; сравнительное описание предметов; фрагментарное рассказывание по пейзажной картине; творческий рассказ; творческую сказку по силуэтным изображениям.
Пересказ используется для развития умений раскрывать тему, использовать разнообразные средства связи и выразительности. Рассказ по сюжетной картине используется для формирования четкой структуры высказывания, способности раскрывать тему, использовать разнообразные средства связи и выразительности. Рассказ - описание используется для формирования способности раскрыть тему, структурировать высказывание, использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания, средства выразительности, проявлять индивидуальность в их выборе. Рассказ по пейзажной картине, творческий рассказ, творческая сказка используются для формирования способности использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания, средства выразительности, проявлять индивидуальность в выборе языковых средств.
Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине, логопедическая сказка, сравнительное описание предметов используются для формирования структуры высказывания.
Условиями развития связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке являются: связь содержания сюжетных картинок с жизненным опытом дошкольника, постепенное усложнение содержания сюжетной картинки, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; ослабление педагогической помощи, содержащейся в модели; соблюдение алгоритма работы с картинкой; использование проблемно ориентированной модели обучения рассказыванию по картинке, учитывающей основные виды монологической речи дошкольников.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, развитие связной речи является одним из целевых ориентиров дошкольного образования и рассматривается в современном дошкольном воспитании в качестве основы воспитания и общения детей.
Критериями развития связной речи дошкольников являются соответствие высказывания теме, наличие четкой структуры высказывания, использование разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания, средств выразительности, индивидуальность в выборе языковых средств. Показателем сформированности соответствия высказывания теме, раскрытия темы является способность раскрыть тему. Показателем сформированности четкой структуры высказывания является способность строить высказывания, в которых прослеживается начало, середина, конец. Показателем использования разнообразных средств связи между предложениями и частями высказывания является преобладание параллельного вида связи над цепным. Показателем использования средств выразительности является использование определений, сравнений, метафор в описаниях; диалогов, элементов описания в повествованиях. Показателем сформированности индивидуальности в выборе языковых средств является отсутствие речевых штампов и шаблонов.
Для формирования связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке для дошкольников от 3 до 7 лет можно применять пересказ; рассказ по сюжетной картине; рассказ - описание; логопедическую сказку; сравнительное описание предметов; фрагментарное рассказывание по пейзажной картине; творческий рассказ; творческую сказку по силуэтным изображениям.
Пересказ используется для развития умений раскрывать тему, использовать разнообразные средства связи и выразительности. Рассказ по сюжетной картине используется для формирования четкой структуры высказывания, способности раскрывать тему, использовать разнообразные средства связи и выразительности. Рассказ - описание используется для формирования способности раскрыть тему, структурировать высказывание, использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания, средства выразительности, проявлять индивидуальность в их выборе. Рассказ по пейзажной картине, творческий рассказ, творческая сказка используются для формирования способности использовать разнообразные средства связи между предложениями и частями высказывания, средства выразительности, проявлять индивидуальность в выборе языковых средств.
Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине, логопедическая сказка, сравнительное описание предметов используются для формирования структуры высказывания.
Условиями развития связной монологической речи дошкольников с использованием модели обучения рассказыванию по картинке являются: связь содержания сюжетных картинок с жизненным опытом дошкольника, постепенное усложнение содержания сюжетной картинки, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; ослабление педагогической помощи, содержащейся в модели; соблюдение алгоритма работы с картинкой; использование проблемно ориентированной модели обучения рассказыванию по картинке, учитывающей основные виды монологической речи дошкольников.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНКЕ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ГРАФИЧЕСКОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)(Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью, Казанский Инновационный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2025 - Связная монологическая речь у старших дошкольников с ОНР III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2025 - Формирование монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией через использование элементов песочной терапии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2021 - НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022



