ВВЕДЕНИЕ 3
1 Проектная деятельность в образовательном процессе 5
1.1 Исторический аспект использования метода проекта 5
1.2 Технология проектной деятельности: сущность, структура и классификации 9
1.3 Особенности технологии проектной деятельности при изучении географии
2 Организационно -педагогические условия применения проектной технологии на уроках географии 24
2.1 Применение проектной технологии на уроках географии 24
2.2 Модель урока географии с применением технологии проектов 30
2.3 Рекомендации по использованию технологии проектной деятельности при обучении географии 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
В российской образовательной системе происходят изменения, которые охватывают все стороны педагогического процесса, в связи с этим возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения на современном этапе развития. Это тесно связано с разработкой и внедрением новых педагогических технологий в современный учебный процесс [37]. Также возникла потребность в образовательных технологиях, для которых была бы характерна изменчивость, акцент на формирование компонента содержания образования - опыт творческой деятельности и опыт эмоционально -ценностных отношений личности. Это определяется новыми постановками цели, которые общество ставит и внедряет в систему образования [2, 21].
Целью исследования является изучение использования технологии проектов на уроках географии.
В соответствии с поставленной целью последовательно решались следующие задачи:
- изучить исторический аспект использования технологии проектов;
- проанализировать особенности использования технологии проектной деятельности при изучении географии в школе;
- разработать модель урока географии с применением технологии проектов;
- подготовить рекомендации по использованию технологии проектной деятельности при обучении географии .
Объект изучения - проектная деятельность как структурная единица образовательного процесса на уроках географии.
Предмет изучения - использование проектной технологии в преподавании географии.
Методы исследования. В ходе исследования применялись методы: изучение и систематизация психолого -педагогической и научно -методической литературы по проблеме исследования, изучение и систематизация практики преподавания географии в средней школе; анализ программ, учебных пособий, методических материалов по географии.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть непосредственно использованы в практике школьного преподавания географии. А также использование метода проектов на уроках позволяет повысить эффективность обучения географии.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников - 42 источника. Текст, объемом 50 страниц,
содержит 5 таблиц, 10 рисунков, приложения.
Подведя итоги, можно сказать, что на практическом примере использования проектной технологии в образовательной среде, у учащихся постепенно вырабатываются навыки получения знаний, мыслить, решения проблем, исследовать и экспериментировать, доказывать и защищать идеи, что в дальнейшем позволит каждому ребёнку лучше познать окружающий мир,
самого себя, и стремиться к истине, добру, красоте. И что немало важно, даёт эффективность труда, повышает мотивацию.
Нами разработаны рекомендации учителям и ученикам, при
использовании технологии проектов в образовательной деятельности:
- применять технологии проектов в сочетании с технологией личностно - ориентированного обучения;
- развивать творческое мышление обучающихся и их интеллектуальный потенциал;
- обучать самостоятельному добыванию знания;
- способствовать развитию навыков самообразования, научно -
исследовательской деятельности;
- развивать индивидуальные личностные особенности при помощи учебной деятельности;
- использовать технологию проектов как одну из личностно-развивающих технологий;
- учить учащихся работать в творческих группах.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. А так же формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно¬следственные связи.
Таким образом, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом .
Содержание школьной географии обладает широкими возможностями для применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы. Эти требования 42
предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать (например, тенденции изменения природных и социально -экономических объектов и природных территориальных комплексов в целом в результате хозяйственной деятельности человека).
В планируемых результатах обучения программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные последствия изменения природных объектов под воздействием человека (например, рек, озер, болот, подземных вод), роста населения, изменения городского и сельского населения, развития системы городских поселений, хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности [27].
Современный выпускник школы должен уметь самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы (применять для их решения, полученные на уроках знания), обладать критическим и творческим мышлением, богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. Реализовать перечисленные требования в значительной мере способна проектная деятельность школьников .
1. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, № 2. - 28 с.
2. Вербицкий А.А. Проблемы трансформации мотивов в контекстном обучении [Текст] / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. - М.: Педагогика, 2006. - 287 с.
3. Горлицкая С.И. История метода проектов [Текст] // Компьютерные инструменты в образовании 2001. - №5. - С. 95-98.
4. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. - 240 с.
5. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: Сущность, эффективность и неопределенность [Текст] / А.Н. Дахин // Теория и практика образовательной технологии; под ред. В.В. Гузеева. - М.: Педагогика, 2004. - 402 с.
6. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326 с.
7. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. - 431 с.
8. Информационные технологии реализации метода проектов - 2013 [Электронный ресурс] - URL: http://lfostu.ucoz.ru/publ/innovacionnye (дата обращения 06.06.2017).
9. Использование технологии проектной деятельности в воспитательно -
образовательном процессе - 2017 [Электронный ресурс] - URL:
https://infourok.ru/statya-ispolzovanie (дата обращения 06.07.2017).
10. Использование технологий проектной деятельности при изучении
географии - 2014-2017 [Электронный ресурс] - URL:
https://doc4web.ru/geografiya (дата обращения: 11.06.2017).
44
11. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926. стр. 20-24.
12. Круглова О.С. Технология проектного обучения // Завуч. - 1999. - №6.
- С. 90-94.
13. Крюкова Е.А. Введение в социально -педагогическое проектирование.
- Волгоград, 1998. - 106 с.
14. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992. - 244 с.
15. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов [Текст] / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Учебное пособие. - Ч. 2. - Барнаул: Изд-во БГТУ, 2004. - 128 с.
16. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. Управление проектами / Справочное руководство. М.: Высшая школа, 2001. - 875 с.
17. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 285 с.
18. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. - № 4. -61 с.
19. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. - №6. - С. 37-43.
20. Новиков А.М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М., 2004. - 119 с.
21. Опыт эмоционально-ценностного отношения - 2016 [Электронный ресурс] - URL: http://refac.ru/opyt-emocionalno-cennostnogo-otnosheniya/ (дата обращения 05.06.2017).
22. Основные цели, принципы построения проектного метода обучения в
условиях современной школы - 2015 [Электронный ресурс] - URL:
http://studopedia.ru (дата обращения 07.06.2017).
45
23. Особенности организации и методики - 2016 [Электронный ресурс] - URL: http://www.studfiles.ru/preview (дата обращения: 08.06.2017).
24. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. / Учитель №1, 2000г. - С. 41-45.
25. Подходы и методы проведения уроков географии - 2003-2017
[Электронный ресурс] - URL: http://bibliofond.ra/view.aspx?id=511559 (дата обращения: 10.06.2017).
26. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: М., Академия, 2008. - 272 с.
27. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М.,
2001. - 123 с.
28. Проектная деятельность как средство развития личности. - 2017 [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-kak- sredstvo-razvitiya-lichnosti-1718146.html (дата обращения: 12.06.2017).
29. Проектная деятельность на уроках географии и во внеклассной деятельности - 2015 [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru (дата обращения: 11.06.2017).
30. Проектная технология - 2009-2017 [Электронный ресурс] - URL http://pandia.ru/text/78/441/52367.php (дата обращения: 09.06.2017).
31. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - C.- Петербург, 1996. - 140 с.
32. Савченко Н.П., журнал «Теория и практика дополнительного образования №6, 2010, стр. 35.
33. Сазонов Б.В. К определению понятия «проектирование» // Методология исследования проектной деятельности. - М., 1973. - 216 с.
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие для пед. вузов и ИПК/ Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998.
- 255 с.
35. Селевко Г.К. Социально -воспитательные технологии [Текст] / Г. Селевко - М.: Народное образование, 2002. - 176 с.
36. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2007. - 80 с.
37. Современная классификация учебных проектов - 2015 [Электронный ресурс] - URL: https://multiurok.ru/blog (дата обращения: 07.06.2017).
38. Современные воспитательные технологии в начальной школе - 2017 [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/doklad (дата обращения 08.06.2017).
39. Современные образовательные технологии в школе - 2015
[Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/sovremennie-obrazovatelnie (дата обращения 05.06.2017).
40. Сущность современного проектного обучения - 2015 [Электронный ресурс] - URL: https://infourok.ru/suschnost (дата обращения 08.06.2017).
41. Технология проектной деятельности школьников на уроках географии
- 2015 [Электронный ресурс] - URL: https://videouroki.net/razrabotki/statya- tekhnologiya (дата обращения: 10.06.2017).
42. Управление проектами: Основы профессиональных знаний,
Национальные требования к компетенции специалистов. М.: Бизнес -Сервис,
2001. - 265 с.