ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА
1. 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА 8
1. 2. СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ 23
ГЛАВА II. МЕХАНИЗМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ
2. 1. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 42
2. 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Согласно концепциям управления знаниями, суть организации заключается в её потенциале создания, передачи, интеграции и эксплуатации знаний как активов. Знания, в свою очередь, преображаются в компетенции, которые служат базисом для создания продуктов и услуг, предлагаемых компанией на рынке. Таким образом, knowledge management, как технология XXI века, объединяет в себе знания таких областей, как управление персоналом, маркетинг, социология управления, экономика, психология и информатика.
Внутрикорпоративное обучение более пластично по сравнению с академическими формами обучения. Оно непосредственно связано с профессиональной деятельностью, корпоративной культурой, целями, характером продукции и рыночным положением компании. Его нацеленность на повышение эффективности, качества, быстрое реагирование на экономические и технические изменения способствует повышению конкурентоспособности.
Значительная роль в системе обучения персонала отводится специалистам по работе с персоналом. На них возложены функции отбора кадров, организации обучения, переподготовки, развития карьеры и др. Кадровые подразделения и службы не всегда являются достаточно подготовленными для эффективного выполнения данных функций. Только эффективная система обучения персонала способна разрешить современные задачи непрерывного обучения персонала. Недоучёт методов управления персоналом, формализованный подход к организации обучения, отсутствие адаптированных методик оценки эффективности внутриорганизационного обучения - всё это становится факторами, ослабляющими влияние обучения персонала на повышение эффективности производства.
В этих условиях особое значение приобретают проблемы оценки эффективности подготовки персонала, обоснование затрат на повышение квалификации с учетом обновлений технического компонента, обеспечение условий эффективности подготовки персонала на базе современных учебных технологий и новых форм организации образовательных процессов.
Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью постоянного совершенствования внутрифирменных систем обучения в структуре непрерывного образования с учетом новых социально - экономических условий на основе эффективных управленческих решений в организационном и содержательном планах, базирующихся на современных методах принятия решения и компьютерных технологиях обучения.
Степень разработанности темы исследования. Теоретические и методические основы управления персоналом формировались в рамках школы научного управления (Ф. У. Тейлор, Л. М. Гилбрет, Г. Гантт), классической школы управления (Г. Эмерсон, А. Файоль, Л. Урвик, Г. Форд), школы человеческих отношений (Э. Мэйо, М. Фоллет, Д.Макгрегор, Ф.Херцберг и др.). Концепции управления знаниями разрабатывали К. Свейби, П. Сенге, К. Аргирис, Д. Шон, И. Нонаки, Х. Такеучи, Н. Ф. Шпак, Б. З. Мильнер. Система обучения персонала как самостоятельный объект организационной структуры требует более тщательного исследования. Большое внимание уделяется элементам системы: методам обучения, его формам и видам, оценке эффективности обучения персонала. Вопросу построения системы внутрикорпоративного обучения персонала посвящены труды В.В.Травина и В.А.Дятлова, К.Х.Абдурахманова, Л.А.Афанасьевой,
B. А. Шаховой, А. И. Андреевой, В. Диксона и других. Для Г. Н. Серикова и В.А.Антропова внутрикорпоративное обучение персонала имеет большие преимущества перед другими формами обучения персонала. Концепцию непрерывного профессионального образования в разные годы отстаивали С. Я. Батышев, В. А. Горохов и Л. А. Коханова и
C. С. Шафрова. Анализом эффективности внутрикорпоративного обучения персонала занимались А. К. Глазунов, П. И. Кулигин, А. Хэмблин, Д.Кэмпбелл, Д.Стенли. Свои методики оценки эффективности обучения персонала предложили Д.Киркпатрик и Дж.Филипс. Вместе с тем, существует потребность в проведении дальнейших исследований, которые позволили бы осмыслить и обобщить накопленный компаниями опыт в этой области, подойти к решению проблемы формирования и развития системы внутрикорпоративного обучения персонала с позиций комплексного и системного подходов, ее взаимоувязки с системой корпоративного управления, с процессом развития корпораций.
Целью магистерской диссертации является анализ систем обучения персонала в организации и разработка принципов управления системой обучения персонала.
С учётом намеченной цели в диссертации были поставлены следующие задачи:
- выявить и критически проанализировать основные направления и подходы к обучению персонала;
- раскрыть сущность и содержание системы обучения персонала;
- рассмотреть современные методы и технологии обучения персонала;
- исследовать методику контроля и оценки эффективности внутрифирменного обучения персонала;
- определить принципы управления внутрикорпоративным обучением персонала;
- выявить благоприятные условия для развития системы внутрикорпоративного обучения персонала.
Объект исследования - обучение персонала в организации.
Предмет исследования - управление системой обучения персонала.
Гипотеза: чем в большей мере обучение персонала соответствует стоящим перед сотрудниками задачам, тем выше мотивация к труду.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по экономике, менеджменту, управлению персоналом и социологии управления.
В качестве методологических оснований исследования использованы современные концепции управления знаниями, описывающие стратегии, трансформирующие все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность, эффективность и новую стоимость.
При написании работы использовались следующие методы: статистический, аналитический, сравнительный, системный, факторный методы анализа и полустандартизированное интервью. Конкретными информационными материалами, используемыми в исследовании, стали: результаты исследований одного из первых центров обучения в стране «Русская школа Управления», посвященные отношению российских компаний к профессиональному развитию сотрудников, исследования российской компании интернет- рекрутмента HeadHunter, опубликованные в сети Интернет в свободном доступе, а также материалы специализированных периодических изданий.
Практическая значимость работы заключается в выявлении благоприятных условий для совершенствования системы повышения квалификации и повышения её привлекательности для сотрудников Санкт - Петербургского государственного университета. Результаты магистерской диссертации могут быть использованы в дальнейшем для выработки методических рекомендаций по улучшению качества системы обучения персонала в высшем учебном заведении.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассмотрены современные концепции управления знания и структура построения системы обучения персонала в организации. В первом параграфе второй главы представлены современные методы обучения персонала, их распространенность в российских и западных компаниях. Во втором параграфе второй главы представлены выводы социологического исследования, посвященного системе повышения квалификации сотрудников Санкт - Петербурского государственного университета.
Обучение персонала должно быть неразрывно связано с процессами организационного развития и со стратегическими целями организации, что обеспечит максимальную готовность людей, работающих в компании, к решению стоящих перед ними задач. Если обучение персонала выстраивается как система, то каждое конкретное направление этой деятельности, будь то отбор, оценка, обучение или стимулирование персонала, должно быть подчинено единой общей цели - обеспечению эффективной работы организации. В этом смысле обучение является отражением организационной политики управления и подчинено другим направлениям организационной деятельности и поддерживает их. С другой стороны, обучение само создает предпосылки для решения новых и более сложных задач за счет того, что персонал овладевает новыми подходами в работе, новыми знаниями и навыками.
В новых условиях к системе внутрифирменного обучения предъявляются новые требования. Общими требованиями обычно выступают поступательность, гибкость и целенаправленность обучения, доступность материала и последовательность его усложнения. Специальными требованиями для внутрифирменного обучения могут быть, ориентация на понимание, решение практических профессиональных задач, использование опыта слушателей, поддержка их заинтересованности, полноценное обеспечение учебно-методическими средствами, широкое использование в обучении информационно - коммуникативных технологий, нетрадиционных методов контроля знаний и управления учебным процессом. Обилие и разнообразие методов, форм и средств
обучения, необходимость учета при этом конкретных условий, основных требований к технологии и тенденций развития систем обучения делают решение задачи рационализации технологии обучения достаточно сложной.
Выбор действий в области управления профессиональной компетенцией персонала должен определяется каждой организацией самостоятельно, в зависимости от ее специфических особенностей и потребностей, выявленных на этапе определения потребности в обучении персонала и его уровня образования и квалификации. Таким образом, задачей управления обучением персонала является разработка методических подходов к выбору стратегий в области профессионального обучения в форме принципов и формализованных подходов к разработке и принятию управленческих решений по формированию и развитию знаний и компетенций персонала. Перспективным направлением в развитии системы обучения персонала организации и стратегическим инструментом управления бизнесом становятся корпоративные программы обучения. Они разрабатываются и реализуются, исходя из стратегических задач компании, поэтому при их создании учитывается динамика развития персонала компании, а также возможные темпы развития, имеющиеся и необходимые ресурсы для организации данной работы. Такие программы создаются с учетом интересов бизнеса в целом, интересов отдельных подразделений компании и, безусловно, интересов непосредственно самих сотрудников. Как показало исследование, в высших ученых заведениях система повышения квалификации преподавателей включает в себя одновременно аттестацию, контроль знаний сотрудников вуза и непосредственное обучение. Этап определения потребности университета в обучении сотрудников отсутствует, его необходимость определена по умолчанию. Необходимость постоянного повышения квалификации диктуется руководством, что не всегда совпадает с
желаниями и интересами сотрудников вуза. Также отсутствует и диагностика мотивации сотрудников повышать квалификацию.
Профессиональное обучение оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Некоторые руководители считают, что чем больше затраты на обучение и развитие персонала, тем выше вероятность того, что сотрудник уйдет. Чаще всего возникает в небольшом бизнесе, где любые затраты являются весомыми, а потеря даже одного линейного сотрудника ощутимой. Есть хорошая hr-шутка: плохо, если вы учите сотрудников и они от вас уходят, но гораздо хуже, если вы их не учите, а они остаются. Выигрывает от внутриорганизационного профессионального развития и общество в целом, получая более квалифицированных членов и более высокую производительность общественного труда без дополнительных затрат.
Опыт зарубежных и отечественных фирм показывает, что важнейшим направлением совершенствования системы управления кадров является увязка планирования обучения персонала со стратегией организационной деятельности, повышением ее эффективности в целом. Эта система должна носить массовый и в то же время дифференцированный характер, иметь строгую направленность на решение практических задач предприятий, располагать механизмом стимулирования работников к приобретению новых знаний и навыков.
Система повышения квалификации сотрудников Санкт - Петербургского государственного университета ставит задачи:
- непрерывности образования всех сотрудников (это помогает преодолеть отставание и контролировать компетентность сотрудника);
- внедрение новых технологий, программного обеспечения, коммуникационных возможностей, которые создают условия изменения технологических процессов.
Цель обучения сотрудников Санкт-Петербургского государственного университета видится многосторонней:
- освещение новых тенденций в научной сфере;
- освоение новых компьютерных технологий и программ для применения в процессе трудовой деятельности;
- расширение и углубление знаний о новых информационно - коммуникативных технологиях для их использования в процессе работы со студентами;
- обмен опытом между странами, регионами, вузами, специалистами с целью ознакомления и применения лучших методологий и технологий на базе своего университета.
В СПбГУ ежегодно утверждается программа повышения квалификации, которую сотрудники обязаны проходить, то есть процесс обучения носит непрерывный характер. Программа обучения охватывает направления от знакомства с историей университета до освоения компьютерных программ. Анализ программ повышения квалификации сотрудников вуза показал, что чаще всего курсы повышения квалификации проходят в лекционно-семинарской форме. Была предложена система модульного обучения с возможностью корректировать курсы повышения квалификации по мере необходимости и согласно интересам и запросам преподавателей вуза, расширение масштабов применения метода case study, что придаст более практиориентированный характер обучению, и также расширение использования дистанционного обучения при прохождении небольших курсов с целью снижения аудиторной нагрузки.
Мы считаем, что постоянное обучение нужно рассматривать как прямую служебную обязанность каждого руководителя и специалиста. Необходимость проведения организованного обучения подтвердило большинство преподавателей. Проведение должностных перемещений должны быть связаны с результатами обучения, с практическим использованием приобретаемых знаний. Из всего имеющегося богатого арсенала способов материального и морального стимулирования необходимо выбрать и обосновать целесообразность использования определенного способа стимулирования в конкретной ситуации.
Важно создать условия для получения определенных знаний работниками в соответствии с их личными желаниями и потребностями, и обеспечить как можно более широкий доступ слушателей к знаниям. Должен быть обеспечен достаточно широкий выбор содержания и форм обучения с тем, чтобы слушатель самостоятельно мог выбрать наиболее удобный для него способ получения знаний. Необходимо обеспечить и большую гибкость форм внутрифирменного обучения, чтобы сочетанием их можно было достичь практически любой познавательной цели.
Важное место при обучении должно занимать выявление соответствия полученных в результате обучения знаний реальным профессиональным потребностям как на текущий момент, так и на перспективу.
С точки зрения организации оценки обучения персонала важно выделить планирование и прогнозирование обучения персонала, организацию обучения, качество обучения, стимулирование обучения персонала.
На наш взгляд, учитывая остроту проблемы обучения персонала, для текущего контроля за качеством обучения, а также для оказания методического содействия организаторам обучения работников, рекомендуется организовать голосование-онлайн, что позволит получить статистику о популярности тех или иных направлений обучения.
Необходимо анализировать текущие и перспективные потребности в подготовке специалистов и повышении их квалификации, анализировать и оценивать эффективность всех форм обучения и готовить предложения руководству компании по тематике, содержанию и формам обучения, а также по организации обучения. Отметим, что эффективная система повышения квалификации должна быть относительно автономной и наиболее гибкой подсистемой непрерывного профессионального образования, поскольку именно в ее рамках может быть преодолен кризис профессиональной компетентности преподавателя и решен вопрос подготовки научно - преподавательского персонала к деятельности в условиях модернизации образования.
1. Абрамов И. В . Прогнозирование развития системы дистанционного обучения персонала предприятия // Вестник Чувашского университета. 2006. - № 5. - с. 35-43.
2. Андреева А.Ф., Новиков В.В. Сущность современной системы непрерывного обучения персонала в организации // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2012. - № 8. Том 2. - с. 261-263.
3. Афанасьева Л.А. Анализ кадрового потенциала организации // Ключевые вопросы в современной науке 2014: материалы 10-ой международной научной практической конференции София: БЯЛ ГРАД - БГ. - 2014. - С. 52-55.
4. Ахметова С. Г. Инновационные технологии в обучении персонала // Вестник Омского Университета. Серия «Экономика». - 2011.- № 2. - с. 18-22.
5. Базаров Т. Ю. Управление персоналом: учеб. пособие. - 8-е изд., стер. - М.: Издательский центр ««Академия». - 2010. - 224 с.
6. Бажин А.С. Анализ методов развития персонала организации в практике менеджмента зарубежных стран // Science Time. - 2015 - № 3 (15).
7. Воспитанник И.В. Метафорическая деловая игра как эффективный метод обучения персонала сервисных организаций // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2013 - № 1 (15). - с. 233-239.
8. Громов А.И. Анализ и моделирование бизнес-процессов: учеб. пособие. М., 2007 - с. 8-15
9. Дмитриев М. Е., Серёжкин А. М. Особенности обучения персонала в организации // Вестник Казанского технологического университета. - 2012/ том 15. - № 15. - с. 300-303.
10. Зеленова О. И., Севастьянова Н. В. Обучение и развитие компетенций в мультинациональных компаниях: учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008 - 205 с.
11. Интерактивные методы обучения взрослой аудитории // Сост.: Воспитанник И. В., Королева Н. И., Котельникова В. Н., Кудрявцева Е. И., Тулупьева Т. В. СПб: Издательство СПбГУСЭ, 2012.
12. Кеннеди К. Гуру менеджмента: «кто есть кто» в бизнес - элите: пер. с англ. М., 2006. - 288 с.
13. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации - 4-е изд. доп. и перераб. - М.: ИНФРА - М, 2010 - 695 с.
14. Клаттербак Д. Командный коучинг на рабочем месте: Технология создания самообучающейся организации. М.: ЭКСМО, 2008 - 288 с.
15. Коваленко И. В. Организационно - правовые основы повышения квалификации преподавателей вуза // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - №3-2. - с. 131-137.
16. Коваленко И. В . Система повышения квалификации преподавателей вуза в образовательном пространстве университета // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. - с. 123-131.
17. Коптева К. В., Меньшикова М. А. Теоретико - методологические подходы к оценке человеческого капитала // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - № 4 - с. 12-14
18. Коптева К.В., Афанасьева Л.А. Эффективная система обучения как основа развития кадрового потенциала предприятия // Auditorium. - 2014 - № 3 (3). - с. 172-181.
19. Копытова Н.Е., Макарова Л.Н. Повышение квалификации преподавателей вуза: состояние и проблемы // Вестник Тамбовского университета. Серия: гуманитарные науки. - 2012. - том 108. - с. 108-117.
20. Коряковцева О.А. Новый взгляд на повышение квалификации преподавателя высшей школы // Яро славский педагогиче ский вестник. - 2016. - № 3. - с. 13-19.
21. Куликов Ю. А. Традиционные и инновационные формы обучения в системе дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы 5-ой всероссийской научно- практической интернет-конфернеции / под науч. ред. М.В .Новикова - Ярославль : издательство ЯГПУ им . К. Д. Ушинского, 2013.
22. Коул Дж. Управление персоналом в современных организациях. М.: Вершина 2009. 239 с.
23. Магура М. Управление персоналом в обучающейся организации // Управление персоналом. 2009. - № 18. - с. 172-205.
24. Мильнер Б. З. Управление знаниями: первые итоги, уроки и перспективы // Проблемы теории и практики управления, - 2010. - № 6, с. 37-46.
25. Назаров Л.И., Комендантова Ю. С. Роль мотивации в корпоративном обучении сотрудников инновационной организации // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». - 2014. - № 4.
26. Патрахина Т.Н. Интерактивные методы обучения в высшей школе: деловая метафорическая игра // Вестник Брянского го сударственного университета. 201 5. - № 1 .
27. Пашкова А.П. Проблема кадрового потенциала: системный психологический анализ // Северо-Кавказский психологический ве стник. - 2009. - № 7/1 . - с. 103-108.
28. Пашкова M.E., Цой Л. Н. Опыт взаимодействия психологических методов и социологических подходов в учебном процессе. Реальные разногласия, пути их преодоления, дальнейшие перспективы совместной работы // В контексте конфликтологии. М.: ««Институт социологии РАН», - 1997. Вып .1.
29. Петровская О. А. Система обучения персонала как управленческий ресурс организации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - № 2. - с. 151-158.
30. Плугина Ю. А. Современные методы профессионального развития персонала предприятия // В1сник економхки транспорту i промисловосП. - 2013. - № 43. - с. 248-254.
31. Попова Ю.Н., Белова Е.О. Различные подходы к управлению знаниями в современной компании // журнал «Новые технологии».- 2013.- № 3. - с. 132-136.
32. Рамперсад Х.К. Общее управление качеством: личностные и организационные изменения / пер. с англ. Е. Пестерова. М., 2005. 258 с.
33. Руденко И. В., Винжегин О. М. Эволюция и основные концепции управления знаниями в современных условиях // Ве стник Омского Университета. Серия ««Экономика». - 2009. - № 3. - с. 111-114.
34. Рулевский В.И. Выявление сущности, форм, методов и средств внутрифирменного обучения персонала // Транспортное дело России. - 2010. - №7. - с. 101-103.
35. Рябов В. В. Компетентность как индикатор человеческого капитала. М.: Исследовательский центр проблем каче ства подготовки специалистов, - 2004 - с .10-14.
36. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. М.: Олимп-бизнес, -2009. - 448 с.
37. Скибицкий М.М. Инновации правят экономикой (на заметку аспирантам // Вестник финансовой академии. - 2007. - № 4 (44). - с. 93-100.
38. Соловьева И.А., Закирьянов Р.И. Разработка комплексной многокритериальной модели оценки системы обучения и развития человеческих ресурсов организации // Журнал «Науковедение». - 2016. - № 2, том 8. - с. 1-17.
39. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 12. - с. 5-8.
40. Уфимцев В.В., Мезенцев Е.М. Роль и место наставничества в адаптации персонала малого предприятия // Известия Уральского го сударственного экономического университета. - 2012. - № 1 (39). - с. 159-163.
41. Ченцова М. В. Основные черты экономики знаний: теоретический аспект // Ве стник финансовой академии. - 2007. - № 3 (43). - с. 21-47.
42. Чернова Ю. К. Методы и модели управления интеллектуальными ресурсами для эффективного менеджмента. Тольятти: ТГУ, 2009.
- 164 с.
43. Чуланова О.Л., Мезенцева Е.И. Секондмент как современная технология обучения и развития персонала организации: проблемы, возможности, актуализации, риски // Актуальные проблемы гуманитарных и е сте ственных наук. - 2016. - № 3. - 22 с.
44. Чуруксаева И. В., Кукушкин С. Г. Модели оценки эффективности обучения персонала // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально - экономические и гуманитарные науки.
- 2010. - с. 276-277.
45. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации. М.: Бизнес - школа Интел - Синтез, 2007. 463 с.
46. Шпак Н. Ф. Факторы управления знаниями // Менеджмент сегодня.
2004. № 1 - с. 67-79.
Электронные источники:
47. Архипова Н.И. Профессия в вопросах и ответах: управление персоналом // Федеральный образовательный портал ««Социология. Экономика. Менеджмент». 2010. URL: http:// ecsocman.hse.ru/text/33309471.html [ Дата обращения :23.03.2017]
48. Безлепкина Е. Современные методы обучения персонала. URL: http://www.ngpc.ru/forum2010/Articles/Learnining%20methods.pdf [ Дата обращения :12.04.2017]
49. Гасанов А. П. Особенности повышения квалификации учителей в сфере воспитания // Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2011. URL: http://www.emissia.org/offline/2011/1571.htm [ Дата обращения: 20.05.2017]
50. Готовы ли компании вкладываться в обучение персонала? Результаты исследования. URL: http://www.hr-portal.ru/article/ gotovy-li-kompanii-vkladyvatsya-v-obuchenie-personala-rezultaty- issledovaniya [ Дата обращения: 02.04.2017]
51. Жигач А. Многие компании собираются урезать затраты на обучение сотрудников // Деловой Петербург. 25.05.2015. URL: https://www.dp.ru/a/2015/05/25/Uchit_nikogda_ne_pozdno [ Дата обращения: 07.05.2017]
52. Закомурная Е. «Тени» и «друзья» - методы обучения персонала, которых у нас пока нет // Executive.ru. 2011. URL: http://www.e- xecutive.ru/career/hr-management/3447 85-teni-i-druzya-metody- obucheniya-personala-kotoryh-u-nas-poka-net. [Дата обращения: 15.05.2017]
53. Зунина Н.В. Корпоративное обучение. Секреты мастерства для руководителя // T&D Director: электронный журнал. - 2008. - №
27. URL: http://www.hr-portal.ru/article/korporativnoe-obuchenie- sekrety-masterstva-dly a-rukovoditely a. [ Дата обращения: 02.03.2017]
54. Кельперис Г. Повышение квалификации в процессе управления персоналом // журнал «Управление персоналом». - 2007. - №7. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?1084 [ Дата обращения: 10.03.2017]
55. Кирьянов А. В. Повышение эффективности внутрифирменного обучения персонала промышленного производства // Экономическая библиотека. 2005. URL: http://economy-lib.com/ povyshenie-effektivnosti-vnutrifirmennogo-obucheniya-personala- promyshlennogo-predpriyatiya#1 [ Дата обращения :23.03.2017]
56. Короткова О.А. Обучающаяся и развивающаяся организация // ITeam.ru - технологии корпоративного управления. URL: https:// iteam.ru/publications/human/section_6 7/article_9 8 5 [ Дата обращения :03.04.2017]
57. Коряковцева О. А. Особенности организации повышения квалификации в вузе / Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. URL: http:// docplayer.ru/37893621-Osobennosti-organizacii-povysheniya- kvalifikacii-v-vuze.html [ Дата обращения :21.05.2017]
58. Кузьмина Т. Как сформировать оптимальный бюджет на обучение и развитие персонала // журнал «Директор по персоналу». 2015. URL: https: //www.hr-director.ru/article/640 92-webinar-kak- sformirovat-byudzhet. [ Дата обращения :17.05.2017]
59. Лукас Уильям (William Lucas). Циклы и стили обучения // Elitarium. URL: http://www.elitarium.ru/cikly_i_stili_obuchenija/ [ Дата обращения :05.05.2017]
60. Моженков В. Три модели управления персоналом, которые помогут организовать сотрудников // Персональный журнал руководителя «Генеральный директор». 27.05.2016. URL: https:// www.gd.ru/articles/3157-modeli-upravleniya-personalom. [ Дата обращения :10.02.2017]
61. Прокопьева У.В. Особенности мотивации труда в сфере образования // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2014. URL: http://nsportal.ru/vuz/sotsiologicheskie- nauki/library/2014/11/08/osobennosti-motivatsii-truda-v-sfere- obrazovaniya. [ Дата обращения :23.03.2017]
62. Черновол Д. Д. Подходы к обучению персонала: Психомедиа. Личностный рост и развитие человека, - 2012. URL: http:// psychomedia.org/articles/609. [ Дата обращения: 13.05.2017]
63. Обучение сотрудников - а стоит ли ? // Школа бизнеса. Управляй будущим. 2010. URL: https://www.u-b-s.ru/publikacii/ publikacii_15.html [ Дата обращения: 27.04.2017]
64. Ярных В.И. Обучение персонала: преодоление трудностей и достижение целей. СПб., 2007. URL: http://www.elitarium.ru/ obuchenie_personala. [ Дата обращения: 17.04.2017]
65. Role playing games in stuff trainings // Inc.com. Пер. с англ. Айрапетовой О. URL: http://www.hr-portal.ru/blog/rolevye-igry-v- obuchenii-sotrudnikov [ Дата обращения: 14.05.2017]
66. Sorela N. Emploee training is the worth of investment//Go2HR. -
2015. URL: https://www.go2hr.ca/articles/employee-training-worth- investment. [Дата обращения: 05.05.2017]