ПРОБЛЕМА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН СНГ
|
Введение 3
Глава I. Транснациональный терроризм - угроза и вызов безопасности мира и стран СНГ 11
1.1. Проблема транснационального терроризма в странах СНГ 11
1.2. Основополагающие нормативно-правовые акты в мире и СНГ,
регламентирующие борьбу с транснациональным терроризмом 28
Глава II. Страны СНГ в борьбе с транснациональным терроризмом 44
2.1. Основные направления деятельности АТЦ СНГ по обеспечению сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом 44
2.2. Меры борьбы с транснациональным терроризмом и возможные способы повышения эффективности мероприятий, направленных на его ликвидацию в
рамках СНГ 64
Заключение 72
Список источников и литературы
Глава I. Транснациональный терроризм - угроза и вызов безопасности мира и стран СНГ 11
1.1. Проблема транснационального терроризма в странах СНГ 11
1.2. Основополагающие нормативно-правовые акты в мире и СНГ,
регламентирующие борьбу с транснациональным терроризмом 28
Глава II. Страны СНГ в борьбе с транснациональным терроризмом 44
2.1. Основные направления деятельности АТЦ СНГ по обеспечению сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом 44
2.2. Меры борьбы с транснациональным терроризмом и возможные способы повышения эффективности мероприятий, направленных на его ликвидацию в
рамках СНГ 64
Заключение 72
Список источников и литературы
Актуальность темы исследования. Содружество Независимых Государств, образованная после распада СССР на Евразийском пространстве международная организация, деятельность которой направлена на развитие, укрепление и сотрудничество стран, входящих в ее состав, а также мирное решение конфликтов и споров между государствами-членами.
Содружество сталкивается как с внутренними, так и внешними проблемами, затрагивающими безопасность не только региона, но и целого мира.
Среди глобальных проблем и внутренних проблем отдельных государств, препятствующих стабильному прогрессу человечества и эффективному поддержанию существующего миропорядка, можно выделить такое явление, как транснациональный терроризм.
В настоящее время данная проблема представляет собой неконтролируемую угрозу всему человечеству, которая с каждым днем становится все опаснее и опаснее. Террористические организации псевдорелигиозной направленности все чаще используют атаки смертников как основной метод политической борьбы. Сам же транснациональный терроризм стал угрозой не только для неблагополучных стран, а количество террористических атак в 21 веке возросло с 1 тысячи в год до почти 10 тысяч.
Противодействие данной проблеме во всех формах ее проявления - задача как всего мирового сообщества, так и отдельных регионов и государств.
Актуальность темы исследования обусловлена высокой общественной опасностью международной террористической деятельности, ее масштабностью и активизацией в мире и на территории государств -участниц СНГ.
С помощью выбранной темы «Проблема транснационального терроризма в обеспечении безопасности стран СНГ» можно проанализировать, какова угроза террористической активности в странах СНГ и какие меры предпринимаются для ее устранения.
Объект исследования - внешняя и внутренняя политика стран СНГ по обеспечению безопасности.
Предмет исследования - деятельность Антитеррористического центра СНГ в рамках норм международного права по борьбе с транснациональным терроризмом в странах Содружества.
Хронологические рамки работы. Данное исследование охватывает период с 1991 года и по настоящее время.
Целью представленной работы является исследование проблем развития террористической угрозы в Содружестве Независимых Г осударств, а также влияние транснационального терроризма на положение дел в регионе и мире и реакции стран СНГ на него.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1. исследовать понятие «транснациональный терроризм» и проанализировать уровень террористической угрозы на территории стран СНГ;
2. изучить международно-правовые основы сотрудничества стран-членов Содружества в борьбе с терроризмом;
3. определить основные направления сотрудничества стран-участниц в рамках АТЦ СНГ;
4. разработать методологию, направленную на повышение эффективности мер борьбы с транснациональным терроризмом на территории стран постсоветского пространства.
Методологическая основа работы. Для достижения поставленных цели и задач были использованы общенаучные и частные методы исследования, в том числе анализ, синтез, описание и сравнение, обобщение, конструирование понятий, методы группировки, сравнительный анализ, исторический метод и системный подход, которые позволяют обобщить информацию по данной теме и сделать необходимые выводы. Сравнительный анализ способствовал пониманию общего и отличного между АТЦ СНГ и другими специализированными организациями евразийского региона, а системный подход - рассмотрению АТЦ СНГ как элемента системы органов СНГ.
Степень изученности проблемы. Большое количество авторов, как отечественных, так и зарубежных, предлагают немалый список литературы на террористическую тематику, но, к сожалению, многие из них, в частности, Мусалимов Р. А. , Гаврилюк С.А. , говоря о противодействии терроризму в рамках СНГ, делают упор скорее на структуры ОДКБ и Центрально¬Азиатский регион вместе с сопредельными с ним странами, а не на специализированные отраслевые органы собственной структуры.
Основными вопросами для изучения в работах Сафонова А. К. , Л nPL'PPPDQ 63 1—Т РАПГШРЬ'ГШ 63 R ТЛ DQIJADQ R TWGAIJAII СТ Л
Алексеева О. Н. , Репинской О. О. , Иванова о. И., луиенец Я. А. ,
Хакимовой Г. А. , Климаченковой В. О. служат: международный
(транснациональный) терроризм и меры борьбы с ним, а также антитеррористические коалиции стран на постсоветском пространстве и их роль в борьбе с террористической угрозой.
Голубин Р. В., Коротышев А. П., Федюкин Е. В. рассматривают проблему транснационального терроризма на Кавказе и его связь с трансграничной преступностью.
В своей работе ««Стратегические направления антитеррористического сотрудничества государств-участников СНГ» Пашкевич А. В. предлагает необходимые меры для создания комплексного механизма по борьбе с транснациональным терроризмом, который учитывает специфику его проявления на территории стран СНГ и рассматривает международно¬правовые аспекты противодействия терроризму.
В источниковую базу вошли различные конвенции, резолюции, декларации, межгосударственные договоры, в которых затрагивается проблема международного терроризма, интернет-журналы, а также информационные порталы.
В Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, от 9 декабря 1994 года подчеркивается важность сотрудничества стран перед лицом глобальной опасности, прописываются обязательства стран по принятию надлежащих мер предотвращения и ликвидации террористической деятельности .
Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против воздушных судов, морского судоходства, гражданской авиации регламентировали меры противодействия терроризму, основанные на специфике собственного содержания.
Министры иностранных дел и руководители служб безопасности "восьмерки" в своем итоговом документе совещания по борьбе с терроризмом (1996 год) затронули проблему финансирования террористической деятельности .
В Договоре о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом впервые дается правовая формулировка термина «терроризм» и определены действия, попадающие под данное определение. Более того, Договор регламентирует уровень взаимодействия силовых структур стран-участниц и дает им возможность проводить совместные антитеррористические учения, конференции, семинары и взаимные стажировки .
Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма регламентирует обмен необходимой информацией, мониторинг над подозрительными денежными операциями, проведение оперативно-розыскных мероприятий и оказание правовой помощи .
В соответствии с решениями, принимаемыми Советом глав государств, Советом министров иностранных дел и другими уставными органами Содружества принимаются различные концепции, программы и планы деятельности, создаются новые структурные элементы и подразделения.
В 2007 году в Душанбе была принята Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации .
Концепция не ограничена временными рамками и охватывает различные направления сотрудничества государств СНГ от экономического до экологического . В Плане же прописаны исполнители, сроки исполнения положений концепций и приведены конкретные мероприятия по их выполнению .
21 июня 2000 года Совет глав государств СНГ принял Решение о создании специализированного отраслевого органа СНГ - Антитеррористического центра .
Положение об Антитеррористическом центре государств-участников Содружества Независимых Государств является главным документом организации и определяет цели, задачи, количественный и качественный состав АТЦ СНГ .
Принимаемые раз в три года Программы сотрудничества государств СНГ в борьбе с терроризмом определяют основные направления деятельности в данной сфере исходя из тенденций развития террористической угрозы на территории Содружества.
Примером может служить принятая в 2016 году Программа на период 2017-2019 годов, которая предусматривает взаимодействие стран в нормативно-правовой и информационно-аналитической сфере, проведение различных совместных мероприятий и подготовку квалифицированных кадров .
О тенденциях развития террористической угрозы на территории стран СНГ и результатах деятельности АТЦ СНГ можно узнать из материалов выступлений и интервью руководителя данного специализированного отраслевого органа - Новикова Андрея Петровича. Так, например, он отмечал, что в 2011 году активизировалось формирование сетей террористических группировок , в 2014 - увеличилось число актов
высокотехнологичного терроризма (кибертерроризм) , в 2015 - в страны СНГ из «горячих точек» направился поток беженцев , в 2016 - остро встала проблема привлечения молодых людей в ряды подпольных террористических организаций , в 2018 - на территории стран СНГ происходит активная вербовочная деятельность со стороны частично ликвидированного ИГИЛ .
При работе над текстом ВКР были использованы нормативно-правовые акты ООН, СНГ и АТЦ СНГ.
Содружество сталкивается как с внутренними, так и внешними проблемами, затрагивающими безопасность не только региона, но и целого мира.
Среди глобальных проблем и внутренних проблем отдельных государств, препятствующих стабильному прогрессу человечества и эффективному поддержанию существующего миропорядка, можно выделить такое явление, как транснациональный терроризм.
В настоящее время данная проблема представляет собой неконтролируемую угрозу всему человечеству, которая с каждым днем становится все опаснее и опаснее. Террористические организации псевдорелигиозной направленности все чаще используют атаки смертников как основной метод политической борьбы. Сам же транснациональный терроризм стал угрозой не только для неблагополучных стран, а количество террористических атак в 21 веке возросло с 1 тысячи в год до почти 10 тысяч.
Противодействие данной проблеме во всех формах ее проявления - задача как всего мирового сообщества, так и отдельных регионов и государств.
Актуальность темы исследования обусловлена высокой общественной опасностью международной террористической деятельности, ее масштабностью и активизацией в мире и на территории государств -участниц СНГ.
С помощью выбранной темы «Проблема транснационального терроризма в обеспечении безопасности стран СНГ» можно проанализировать, какова угроза террористической активности в странах СНГ и какие меры предпринимаются для ее устранения.
Объект исследования - внешняя и внутренняя политика стран СНГ по обеспечению безопасности.
Предмет исследования - деятельность Антитеррористического центра СНГ в рамках норм международного права по борьбе с транснациональным терроризмом в странах Содружества.
Хронологические рамки работы. Данное исследование охватывает период с 1991 года и по настоящее время.
Целью представленной работы является исследование проблем развития террористической угрозы в Содружестве Независимых Г осударств, а также влияние транснационального терроризма на положение дел в регионе и мире и реакции стран СНГ на него.
В ходе исследования были определены следующие задачи:
1. исследовать понятие «транснациональный терроризм» и проанализировать уровень террористической угрозы на территории стран СНГ;
2. изучить международно-правовые основы сотрудничества стран-членов Содружества в борьбе с терроризмом;
3. определить основные направления сотрудничества стран-участниц в рамках АТЦ СНГ;
4. разработать методологию, направленную на повышение эффективности мер борьбы с транснациональным терроризмом на территории стран постсоветского пространства.
Методологическая основа работы. Для достижения поставленных цели и задач были использованы общенаучные и частные методы исследования, в том числе анализ, синтез, описание и сравнение, обобщение, конструирование понятий, методы группировки, сравнительный анализ, исторический метод и системный подход, которые позволяют обобщить информацию по данной теме и сделать необходимые выводы. Сравнительный анализ способствовал пониманию общего и отличного между АТЦ СНГ и другими специализированными организациями евразийского региона, а системный подход - рассмотрению АТЦ СНГ как элемента системы органов СНГ.
Степень изученности проблемы. Большое количество авторов, как отечественных, так и зарубежных, предлагают немалый список литературы на террористическую тематику, но, к сожалению, многие из них, в частности, Мусалимов Р. А. , Гаврилюк С.А. , говоря о противодействии терроризму в рамках СНГ, делают упор скорее на структуры ОДКБ и Центрально¬Азиатский регион вместе с сопредельными с ним странами, а не на специализированные отраслевые органы собственной структуры.
Основными вопросами для изучения в работах Сафонова А. К. , Л nPL'PPPDQ 63 1—Т РАПГШРЬ'ГШ 63 R ТЛ DQIJADQ R TWGAIJAII СТ Л
Алексеева О. Н. , Репинской О. О. , Иванова о. И., луиенец Я. А. ,
Хакимовой Г. А. , Климаченковой В. О. служат: международный
(транснациональный) терроризм и меры борьбы с ним, а также антитеррористические коалиции стран на постсоветском пространстве и их роль в борьбе с террористической угрозой.
Голубин Р. В., Коротышев А. П., Федюкин Е. В. рассматривают проблему транснационального терроризма на Кавказе и его связь с трансграничной преступностью.
В своей работе ««Стратегические направления антитеррористического сотрудничества государств-участников СНГ» Пашкевич А. В. предлагает необходимые меры для создания комплексного механизма по борьбе с транснациональным терроризмом, который учитывает специфику его проявления на территории стран СНГ и рассматривает международно¬правовые аспекты противодействия терроризму.
В источниковую базу вошли различные конвенции, резолюции, декларации, межгосударственные договоры, в которых затрагивается проблема международного терроризма, интернет-журналы, а также информационные порталы.
В Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, от 9 декабря 1994 года подчеркивается важность сотрудничества стран перед лицом глобальной опасности, прописываются обязательства стран по принятию надлежащих мер предотвращения и ликвидации террористической деятельности .
Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против воздушных судов, морского судоходства, гражданской авиации регламентировали меры противодействия терроризму, основанные на специфике собственного содержания.
Министры иностранных дел и руководители служб безопасности "восьмерки" в своем итоговом документе совещания по борьбе с терроризмом (1996 год) затронули проблему финансирования террористической деятельности .
В Договоре о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом впервые дается правовая формулировка термина «терроризм» и определены действия, попадающие под данное определение. Более того, Договор регламентирует уровень взаимодействия силовых структур стран-участниц и дает им возможность проводить совместные антитеррористические учения, конференции, семинары и взаимные стажировки .
Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма регламентирует обмен необходимой информацией, мониторинг над подозрительными денежными операциями, проведение оперативно-розыскных мероприятий и оказание правовой помощи .
В соответствии с решениями, принимаемыми Советом глав государств, Советом министров иностранных дел и другими уставными органами Содружества принимаются различные концепции, программы и планы деятельности, создаются новые структурные элементы и подразделения.
В 2007 году в Душанбе была принята Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации .
Концепция не ограничена временными рамками и охватывает различные направления сотрудничества государств СНГ от экономического до экологического . В Плане же прописаны исполнители, сроки исполнения положений концепций и приведены конкретные мероприятия по их выполнению .
21 июня 2000 года Совет глав государств СНГ принял Решение о создании специализированного отраслевого органа СНГ - Антитеррористического центра .
Положение об Антитеррористическом центре государств-участников Содружества Независимых Государств является главным документом организации и определяет цели, задачи, количественный и качественный состав АТЦ СНГ .
Принимаемые раз в три года Программы сотрудничества государств СНГ в борьбе с терроризмом определяют основные направления деятельности в данной сфере исходя из тенденций развития террористической угрозы на территории Содружества.
Примером может служить принятая в 2016 году Программа на период 2017-2019 годов, которая предусматривает взаимодействие стран в нормативно-правовой и информационно-аналитической сфере, проведение различных совместных мероприятий и подготовку квалифицированных кадров .
О тенденциях развития террористической угрозы на территории стран СНГ и результатах деятельности АТЦ СНГ можно узнать из материалов выступлений и интервью руководителя данного специализированного отраслевого органа - Новикова Андрея Петровича. Так, например, он отмечал, что в 2011 году активизировалось формирование сетей террористических группировок , в 2014 - увеличилось число актов
высокотехнологичного терроризма (кибертерроризм) , в 2015 - в страны СНГ из «горячих точек» направился поток беженцев , в 2016 - остро встала проблема привлечения молодых людей в ряды подпольных террористических организаций , в 2018 - на территории стран СНГ происходит активная вербовочная деятельность со стороны частично ликвидированного ИГИЛ .
При работе над текстом ВКР были использованы нормативно-правовые акты ООН, СНГ и АТЦ СНГ.
Для прогнозирования дальнейшей динамики развития
террористической угрозы и ее перспектив необходимо дальнейшее изучение условий и причин, порождающих данную проблему. Международный терроризм модернизируется и расширяется под влиянием глобализации. Для его понимания и устранения необходимо знание основных мотивов и целей, преследуемых членами террористических формирований.
В настоящее время терроризм - долговременный фактор современной политической жизни, относительно устойчивое явление в развитии общества. В своих различных проявлениях он угрожает безопасности многих стран и их граждан, несет за собой огромные потери и оказывает психологическое давление на массы людей. Растет разнообразие террористической деятельности, ее изощренность и масштабность.
Терроризм не возникает стихийно, а является следствием длительного затягивания решения назревших политических, социальных и этнических проблем.
Транснациональный терроризм является разновидностью
международного терроризма и совершается лицами или группами лиц, действующими «автономно» от государств. Транснациональные террористические формирования обладают политической и финансовой автономией, а сетевая организационная структура позволяет добиваться большей конспиративности и эффективности, что в конечном итоге делает их трудно уязвимыми.
К структурам подобного типа могут быть отнесены: движение «Хизб ут-Тахрир», «Исламская партия Туркменистана» (бывшее Исламское движение Узбекистана) и «Имарат Кавказ». На территории стран СНГ насчитывают более 30 бандформирований террористического и экстремистского характера. Данные террористические формирования ведут свою деятельность на территории стран бывшего Советского Союза и за ее пределами.
Активизация деятельности террористических групп в данном регионе обусловлена резким обострением внутриполитических ситуаций, повышением уровня криминализации в политике, ущемлением гражданских прав, ростом общественного недовольства, коррумпированностью властей, ухудшением экономического положения и подавлением оппозиции.
Основной целью этих организаций является продвижение идей сепаратизма и радикального фундаментализма, а также создание нового исламского государства.
В качестве идеологии выбираются положения ваххабизма (радикально - консервативного течения в суннитском исламе, преследующего цель избавления ислама от дурных и неправильных нововведений) и джихада (вооруженной борьбы за распространение ислама).
Для пропаганды своих идей и мобилизации ресурсов используются тематические брошюры соответствующего содержания и даже собственные интернет-сайты.
Особенность северокавказского террористического движения заключается в симбиозе местных социальных структур традиционного общества и радикальных группировок.
На развитие транснационального терроризма в Северном Кавказе оказал существенное влияние внешний фактор в лице основателя «Аль-Каиды» Усамы бен-Ладена, некогда спонсировавшего сепаратистское движение на территории Чечни и спровоцировавшего масштабные боевые действия.
Более того, в 2015 году боевики крупнейшего террористического формирования на территории Северного Кавказа «Имарат Кавказ» присягнули лидеру ИГИЛ Абу Бакру аль Багдади.
К настоящему времени активность «Имарата Кавказ» на территории России значительно снизилась, что даже некоторые источники, говоря о деятельности группировки, употребляют форму прошедшего времени. Однако это скорее связано не с эффективностью антитеррористических операций на территории Северного Кавказа, а с оттоком боевиков в Сирию для войны на стороне ИГИЛ. По данным 2017 года более 3000 граждан Российской Федерации примкнули к рядам «Исламского государства».
К тому же, поток финансирования экстремистских структур смещается в сторону стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки.
Адаптация террористического движения под условия реалий изменяющегося мира всегда вынуждала мировое сообщество реагировать на новые вызовы и угрозы международной безопасности.
В связи с этим в рамках международного права было выработано огромное количество международных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимное сотрудничество стран в борьбе с транснациональным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Разумеется, основу антитеррористического законодательства всех международных организаций и стран в частности составляют конвенции, декларации, договоры и соглашения, подписанные в рамках Организации Объединенных Наций.
Из-за неспособности некоторых государств воплотить на практике положения принятых нормативно-правовых актов, большинство из них неоднократно повторялось в текстах новых соглашений в последующие годы.
В основном страны-участницы ООН призываются к налаживанию более тесного и всестороннего сотрудничества в данной области, обмену соответствующей информацией, противодействию финансирования терроризма, любому препятствованию террористической деятельности на своей территории, созданию общей нормативно-правовой базы, касающейся данного вопроса.
Разработкой международно-правовых документов в сфере борьбы с терроризмом занимаются и менее масштабные международные организации, в частности Содружество Независимых Государств, в рамках которого утверждено более 350 различных правовых документов, посвященных данной тематике.
Несмотря на то, что Содружество достигло определенных успехов борьбе с транснациональным терроризмом, оно все равно сталкивается с организационными и концептуальными трудностями: отсутствует правовое определение понятия «терроризм», которое стало бы приемлемым для всех субъектов международных отношений; нет единства мнений о природе терроризма; государствами практикуются двойные стандарты в подходе к терроризму; некоторыми странами Содружества так и не был ратифицирован ряд международных договоров.
Отсюда следует, что у СНГ еще не сформировано эффективное антитеррористическое правовое поле, но страны прикладывают усилия для разрешения данных вопросов.
Примером тому может служить Антитеррористический центр Содружества Независимых Государств, взявший на себя полномочия координации сотрудничества компетентных служб стран-участниц СНГ по заданной проблематике исследования, выработки антитеррористических предложений рабочим и уставным органам СНГ, систематизации обмена и хранения оперативных данных, оказания правовой помощи, подготовки и переквалификации сотрудников антитеррористических силовых структур стран-участниц СНГ.
В рамках АТЦ СНГ проводится координационная, информационно - аналитическая, нормативно-правовая и научно-методическая деятельность.
Координационная деятельность заключается в проведении совместных командно-штабных учений (СКШУ) и тренировок (СКШТ), собраний руководителей спецслужб и органов безопасности стран СНГ, Региональных экспертных консультаций и совещаний представителей силовых структур.
Информационно-аналитическая деятельность Центра состоит из обработки и анализа получаемых оперативных данных, обеспечения
информационного обмена тематической информацией, исследований по интересующим Центр темам.
В осуществлении научно-методической деятельности Центра помогает Научно-консультационный совет, занимающийся разработкой предложений органам Содружества, консультационной работой и организацией совместных мероприятий СНГ, обучением и переподготовкой сотрудников силовых структур.
За все время своей работы АТЦ СНГ стал эффективно действующей информационно-аналитической структурой.
К сожалению, еще нет эффективного глобального механизма, способного бороться с транснациональным терроризмом, а исследования по данному вопросу, будучи политически мотивированными, не соответствуют социальной реальности и не всегда носят объективный характер. Однако благодаря созданию АТЦ СНГ на практике началась институализация механизма борьбы с терроризмом на территории стран бывшего СССР.
АТЦ СНГ взаимодействует с КТК СБ ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, ИНТЕРПОЛ, Антитеррористическим подразделением организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Комитетом Экспертов СЕ по борьбе с терроризмом (CODEXTER), Центрально-Азиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ «Rilo-Москва», Центром по борьбе с терроризмом НАТО (Турция), Оперативным комитетом по борьбе с организованной преступностью Совета государств Балтийского моря, Антитеррористическим центром Африканского союза, Региональным Антитеррористическим комитетом ОАГ, ОДКБ, РАТС ШОС и Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег в лице Евразийской группы (ЕАГ).
Оценивая работу Содружества, в частности АТЦ СНГ за все время его существования, можно отметить следующее:
• в рамках организации было разработано и реализовано большое количество нормативно-правовых актов в сфере безопасности, касающихся различных аспектов проблемы транснационального терроризма;
• происходит информационный обмен между заинтересованными сторонами при помощи эффективно функционирующего СБД АТЦ СНГ, своевременно пополняемого данными о лицах, причастных к совершению и подготовке террористических актов;
• в рамках сборов руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и спецслужб стран-членов СНГ осуществлено 14 совместных командно-штабных учений стран-членов СНГ на различных объектах инфраструктуры;
• создано Отделение АТЦ СНГ по ЦАР планируется создание подобного структурного подразделения на территории Северного Кавказа;
• в результате оперативно-розыскных мероприятий задержано более сотни человек, причастных к совершению действий экстремистской и террористической направленности.
• налажены рабочие связи более чем с 15 международными организациями регионального и общемирового характера.
Для более эффективной борьбы с международным
(транснациональным) терроризмом на территории стран СНГ необходимо разработать и реализовать комплексную программу, которая впитала бы в себя все существующие положения нормативно-правовых актов, принятых в рамках Содружества и при этом учитывала бы специфику проявления терроризма в данном регионе.
В международной практике существует три стратегии, применимые в борьбе с транснациональным терроризмом: превентивная, регулятивная и силовая.
Преимущество первых двух стратегий заключается в том, что они направлены на минимизацию рисков возникновения террористической угрозы путем разрешения внутренних социальных, политических и иных разногласий, не допуская при этом эскалации конфликта. Комплексная реализация профилактики терроризма может гарантировать возможность избежать или предотвратить террористические акты.
Для того чтобы данная стратегия была реализована на практике, странам СНГ необходимо:
• исследовать сущность понятия терроризм, дать ему правовое определение;
• проанализировать особенности проявления терроризма и, исходя из этого разработать пути его противодействия;
• постараться унифицировать законодательную базу по вопросам борьбы с терроризмом;
• разобраться в тенденциях международного терроризма на территории стран СНГ и его причинах;
• ввести механизм реализации и контроля над исполнением коллективных решений и договорных документов;
• создать эффективную систему финансирования мероприятий, направленных на укрепление национальной и коллективной безопасности;
• применить санкции в отношении стран, не желающих следовать положениям, изложенным в текстах соглашений СНГ;
• разграничить полномочия высших органов Содружества;
• присоединиться к Статуту Международного уголовного суда стран- участниц СНГ и ввести терроризм под его юрисдикцию;
• разработать и утвердить Программу работы по правовому обеспечению реализации положений Договора о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 года;
• создать возможность применения вооруженных сил в противодействии терроризму.
Тем не менее, лучше не доводить ситуацию до применения силовых и репрессивных мер принудительного характера, то есть ликвидации или нейтрализации существующих террористических организаций, а решить проблему до ее возникновения.
террористической угрозы и ее перспектив необходимо дальнейшее изучение условий и причин, порождающих данную проблему. Международный терроризм модернизируется и расширяется под влиянием глобализации. Для его понимания и устранения необходимо знание основных мотивов и целей, преследуемых членами террористических формирований.
В настоящее время терроризм - долговременный фактор современной политической жизни, относительно устойчивое явление в развитии общества. В своих различных проявлениях он угрожает безопасности многих стран и их граждан, несет за собой огромные потери и оказывает психологическое давление на массы людей. Растет разнообразие террористической деятельности, ее изощренность и масштабность.
Терроризм не возникает стихийно, а является следствием длительного затягивания решения назревших политических, социальных и этнических проблем.
Транснациональный терроризм является разновидностью
международного терроризма и совершается лицами или группами лиц, действующими «автономно» от государств. Транснациональные террористические формирования обладают политической и финансовой автономией, а сетевая организационная структура позволяет добиваться большей конспиративности и эффективности, что в конечном итоге делает их трудно уязвимыми.
К структурам подобного типа могут быть отнесены: движение «Хизб ут-Тахрир», «Исламская партия Туркменистана» (бывшее Исламское движение Узбекистана) и «Имарат Кавказ». На территории стран СНГ насчитывают более 30 бандформирований террористического и экстремистского характера. Данные террористические формирования ведут свою деятельность на территории стран бывшего Советского Союза и за ее пределами.
Активизация деятельности террористических групп в данном регионе обусловлена резким обострением внутриполитических ситуаций, повышением уровня криминализации в политике, ущемлением гражданских прав, ростом общественного недовольства, коррумпированностью властей, ухудшением экономического положения и подавлением оппозиции.
Основной целью этих организаций является продвижение идей сепаратизма и радикального фундаментализма, а также создание нового исламского государства.
В качестве идеологии выбираются положения ваххабизма (радикально - консервативного течения в суннитском исламе, преследующего цель избавления ислама от дурных и неправильных нововведений) и джихада (вооруженной борьбы за распространение ислама).
Для пропаганды своих идей и мобилизации ресурсов используются тематические брошюры соответствующего содержания и даже собственные интернет-сайты.
Особенность северокавказского террористического движения заключается в симбиозе местных социальных структур традиционного общества и радикальных группировок.
На развитие транснационального терроризма в Северном Кавказе оказал существенное влияние внешний фактор в лице основателя «Аль-Каиды» Усамы бен-Ладена, некогда спонсировавшего сепаратистское движение на территории Чечни и спровоцировавшего масштабные боевые действия.
Более того, в 2015 году боевики крупнейшего террористического формирования на территории Северного Кавказа «Имарат Кавказ» присягнули лидеру ИГИЛ Абу Бакру аль Багдади.
К настоящему времени активность «Имарата Кавказ» на территории России значительно снизилась, что даже некоторые источники, говоря о деятельности группировки, употребляют форму прошедшего времени. Однако это скорее связано не с эффективностью антитеррористических операций на территории Северного Кавказа, а с оттоком боевиков в Сирию для войны на стороне ИГИЛ. По данным 2017 года более 3000 граждан Российской Федерации примкнули к рядам «Исламского государства».
К тому же, поток финансирования экстремистских структур смещается в сторону стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки.
Адаптация террористического движения под условия реалий изменяющегося мира всегда вынуждала мировое сообщество реагировать на новые вызовы и угрозы международной безопасности.
В связи с этим в рамках международного права было выработано огромное количество международных нормативно-правовых актов, регулирующих взаимное сотрудничество стран в борьбе с транснациональным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Разумеется, основу антитеррористического законодательства всех международных организаций и стран в частности составляют конвенции, декларации, договоры и соглашения, подписанные в рамках Организации Объединенных Наций.
Из-за неспособности некоторых государств воплотить на практике положения принятых нормативно-правовых актов, большинство из них неоднократно повторялось в текстах новых соглашений в последующие годы.
В основном страны-участницы ООН призываются к налаживанию более тесного и всестороннего сотрудничества в данной области, обмену соответствующей информацией, противодействию финансирования терроризма, любому препятствованию террористической деятельности на своей территории, созданию общей нормативно-правовой базы, касающейся данного вопроса.
Разработкой международно-правовых документов в сфере борьбы с терроризмом занимаются и менее масштабные международные организации, в частности Содружество Независимых Государств, в рамках которого утверждено более 350 различных правовых документов, посвященных данной тематике.
Несмотря на то, что Содружество достигло определенных успехов борьбе с транснациональным терроризмом, оно все равно сталкивается с организационными и концептуальными трудностями: отсутствует правовое определение понятия «терроризм», которое стало бы приемлемым для всех субъектов международных отношений; нет единства мнений о природе терроризма; государствами практикуются двойные стандарты в подходе к терроризму; некоторыми странами Содружества так и не был ратифицирован ряд международных договоров.
Отсюда следует, что у СНГ еще не сформировано эффективное антитеррористическое правовое поле, но страны прикладывают усилия для разрешения данных вопросов.
Примером тому может служить Антитеррористический центр Содружества Независимых Государств, взявший на себя полномочия координации сотрудничества компетентных служб стран-участниц СНГ по заданной проблематике исследования, выработки антитеррористических предложений рабочим и уставным органам СНГ, систематизации обмена и хранения оперативных данных, оказания правовой помощи, подготовки и переквалификации сотрудников антитеррористических силовых структур стран-участниц СНГ.
В рамках АТЦ СНГ проводится координационная, информационно - аналитическая, нормативно-правовая и научно-методическая деятельность.
Координационная деятельность заключается в проведении совместных командно-штабных учений (СКШУ) и тренировок (СКШТ), собраний руководителей спецслужб и органов безопасности стран СНГ, Региональных экспертных консультаций и совещаний представителей силовых структур.
Информационно-аналитическая деятельность Центра состоит из обработки и анализа получаемых оперативных данных, обеспечения
информационного обмена тематической информацией, исследований по интересующим Центр темам.
В осуществлении научно-методической деятельности Центра помогает Научно-консультационный совет, занимающийся разработкой предложений органам Содружества, консультационной работой и организацией совместных мероприятий СНГ, обучением и переподготовкой сотрудников силовых структур.
За все время своей работы АТЦ СНГ стал эффективно действующей информационно-аналитической структурой.
К сожалению, еще нет эффективного глобального механизма, способного бороться с транснациональным терроризмом, а исследования по данному вопросу, будучи политически мотивированными, не соответствуют социальной реальности и не всегда носят объективный характер. Однако благодаря созданию АТЦ СНГ на практике началась институализация механизма борьбы с терроризмом на территории стран бывшего СССР.
АТЦ СНГ взаимодействует с КТК СБ ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, ИНТЕРПОЛ, Антитеррористическим подразделением организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Комитетом Экспертов СЕ по борьбе с терроризмом (CODEXTER), Центрально-Азиатским региональным информационным координационным центром по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ «Rilo-Москва», Центром по борьбе с терроризмом НАТО (Турция), Оперативным комитетом по борьбе с организованной преступностью Совета государств Балтийского моря, Антитеррористическим центром Африканского союза, Региональным Антитеррористическим комитетом ОАГ, ОДКБ, РАТС ШОС и Группой разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег в лице Евразийской группы (ЕАГ).
Оценивая работу Содружества, в частности АТЦ СНГ за все время его существования, можно отметить следующее:
• в рамках организации было разработано и реализовано большое количество нормативно-правовых актов в сфере безопасности, касающихся различных аспектов проблемы транснационального терроризма;
• происходит информационный обмен между заинтересованными сторонами при помощи эффективно функционирующего СБД АТЦ СНГ, своевременно пополняемого данными о лицах, причастных к совершению и подготовке террористических актов;
• в рамках сборов руководящего состава антитеррористических подразделений органов безопасности и спецслужб стран-членов СНГ осуществлено 14 совместных командно-штабных учений стран-членов СНГ на различных объектах инфраструктуры;
• создано Отделение АТЦ СНГ по ЦАР планируется создание подобного структурного подразделения на территории Северного Кавказа;
• в результате оперативно-розыскных мероприятий задержано более сотни человек, причастных к совершению действий экстремистской и террористической направленности.
• налажены рабочие связи более чем с 15 международными организациями регионального и общемирового характера.
Для более эффективной борьбы с международным
(транснациональным) терроризмом на территории стран СНГ необходимо разработать и реализовать комплексную программу, которая впитала бы в себя все существующие положения нормативно-правовых актов, принятых в рамках Содружества и при этом учитывала бы специфику проявления терроризма в данном регионе.
В международной практике существует три стратегии, применимые в борьбе с транснациональным терроризмом: превентивная, регулятивная и силовая.
Преимущество первых двух стратегий заключается в том, что они направлены на минимизацию рисков возникновения террористической угрозы путем разрешения внутренних социальных, политических и иных разногласий, не допуская при этом эскалации конфликта. Комплексная реализация профилактики терроризма может гарантировать возможность избежать или предотвратить террористические акты.
Для того чтобы данная стратегия была реализована на практике, странам СНГ необходимо:
• исследовать сущность понятия терроризм, дать ему правовое определение;
• проанализировать особенности проявления терроризма и, исходя из этого разработать пути его противодействия;
• постараться унифицировать законодательную базу по вопросам борьбы с терроризмом;
• разобраться в тенденциях международного терроризма на территории стран СНГ и его причинах;
• ввести механизм реализации и контроля над исполнением коллективных решений и договорных документов;
• создать эффективную систему финансирования мероприятий, направленных на укрепление национальной и коллективной безопасности;
• применить санкции в отношении стран, не желающих следовать положениям, изложенным в текстах соглашений СНГ;
• разграничить полномочия высших органов Содружества;
• присоединиться к Статуту Международного уголовного суда стран- участниц СНГ и ввести терроризм под его юрисдикцию;
• разработать и утвердить Программу работы по правовому обеспечению реализации положений Договора о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом 1999 года;
• создать возможность применения вооруженных сил в противодействии терроризму.
Тем не менее, лучше не доводить ситуацию до применения силовых и репрессивных мер принудительного характера, то есть ликвидации или нейтрализации существующих террористических организаций, а решить проблему до ее возникновения.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - Международно-правовые механизмы борьбы с терроризмом
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА КАК СОЦИАЛЬНО -СКОНСТРУИРОВАННОГО ЯВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ «МЯГКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ» РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛОВИЯХ: ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - ОДКБ как институт обеспечения коллективной безопасности: проблема эффективности
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВКОНТЕКСТЕ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ С 2019 ПО 2023 ГГ.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2024 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертация , философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Понятие и виды транснациональных преступлений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



