ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ГЕРМАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ
НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРНОЙ КАРТИНЕ МИРА
1.1. Культурная картина мира. 8
1.1.1. О мифологическом 1
0 мышлении
1.1.2. О культуре древних германцев 1
1
1.2. Германские мифонимы как маркеры немецкого 1
3 культурного кода
1.2.1. Ономастика и аллюзивные онимы 1
3
1.2.2. О германских мифонимах 1
5
Выводы по главе 20
I
Глава 2. РЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ
2.1. Ремифологизация и массовая культура 22
2.2. О мифе и фантастических жанрах в 2
4 литературе
2.2.1. Германская мифология в литературе «фэнтези» 2
6
2.2.2. Использование образа Тора в современном 2
9 литературном дискурсе
2.3. Прием ремифологизации в современном 3
2
2.3.1. Использование образа Тора в современном 3
кинематографическом дискурсе 3
5
2.4. Прием ремифологизации в современном музыкальном 4
0 дискурсе
2.4.1. Использование образа Тора в современной рок- 4
2 музыке
2.4.2. Образ Тора как объект хип-хоп 4
6 культуры
Выводы по главе II 4
9
Глава 3. АЛЛЮЗИВНЫЕ ОНИМЫ В СОВРЕМЕННОМ
НЕМЕЦКОМ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
3.1. Германский теоним Thor как объект специального 5
1 исследования ....
3.1.1. Теоним Thor в первичной номинативной функции 5
2
3.1.2. Использование атрибутов верховного германского
божества Тора 5
5
3.1.3. Теоним Thor во вторичной номинативной функции
(метонимия и метафора) 5
7
3.1.4. Теоним Thor во вторичных собственных именах с
аллюзией на первичный мифологический контекст 6
0
Выводы по главе 6
III 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6
7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Приложение
Мифология как комплекс архаических воззрений признается одним из фундаментальных компонентов культуры. Несмотря на то, что в сознании современного человека мифология чаще всего воспринимается как устаревший образ мышления или набор фиктивных историй, её истинное значение лежит гораздо глубже наших представлений.
В культуре нашего времени мифология заявляет о себе с экранов кино и телевидения, оживает на страницах литературных трудов, звучит в радиоприемниках и концертных залах. Мифологические понятия и категории становятся инструментом философских и психологических изысканий, а древние мифологические имена получают вторую жизнь в обозначениях предметов и явлений современности.
В поисках ответа на вопрос, по какой причине мифология не стирается из культуры, мы приходим к понятию ремифологизации, которое подразумевает под мифом значимый и универсальный культурный принцип. В современном европейском культурном пространстве, совмещающем в себе самые разнообразные мифологические традиции, процесс ремифологизации с особой интенсивностью затрагивает германо-скандинавскую мифологию, сформировавшуюся в северно-европейском культурном ареале.
Наблюдая за последними культурными трендами в этой области, мы убеждаемся в том, что ремифологизация германских мифов проявляет себя как интенсивный и в то же время недостаточно изученный культурный феномен. Несмотря на то, что германские мифы давно выходят за пределы европейского пространства и эксплуатируются повсеместно, мифология германских народов остается в некоторой степени недоступным предметом для отечественной ментальности.
Помимо общекультурного аспекта возрождения германских мифов в современном сознании, научный интерес привлекает также языковой аспект проблемы, а именно использование германских мифологических имен, изучаемое с позиции ономастики. Использование этноспецифических собственных имен в прямом или переносном значении нередко вызывает определенные коннотации, уловимые, как правило, только представителями конкретной культурной группы. Поэтому детальное рассмотрение употребления имен германского происхождения, а также исследование их аллюзивного потенциала в странах германской языковой группы является определяющим условием для осознания и усвоения языковой культуры этих стран.
В связи с этим в российском научном сообществе возникает необходимость в детальном изучении характера ремифологизации германских мифов в современной европейской культуре, а также в заострении внимания на употреблении мифонимов как элементов культурного кода. Данная необходимость обосновывает актуальность выбранной нами темы.
Объектом исследования являются германские мифологические образы и имена в современной культуре стран германской языковой семьи.
Предмет исследования - функционирование образа германского божества Тора в литературном, кинематографическом и музыкальном дискурсах последнего десятилетия, а также использование соответствующей онимической единицы Thor в актуальной немецкой публицистике с 2006 по 2018 гг.
Основная цель исследования - изучение актуальности германского мифологического мышления в современных социокультурных условиях европейского пространства на примере функционирования германских образов и собственных имен в новейших культурных дискурсах.
В соответствии с поставленной целью нами были выделены следующие задачи исследования:
1) проследить динамику развития германо-скандинавской мифологии в пространстве расселения германских племен с акцентом на распространении в данной области германских мифонимов как маркеров культурного кода;
2) объяснить сущность явления ремифологизации и ее культурные предпосылки;
3) показать особенности ремифологизации германского народного творчества в современной массовой культуре на примере конкретных случаев отражения образа Тора в литературном, кинематографическом и музыкальном творчестве последних лет;
4) исследовать аллюзивный потенциал древнегерманских мифонимов для современной ментальности в немецком культурном сообществе на примере функционирования теонима Thor в новейшей немецкой публицистике.
Ход нашего исследования состоял из трех основных этапов. На первом этапе были изложены основные теоретические моменты работы с привлечением специальной научной литературы. В теоретическую базу исследования вошли труды как отечественных, так и зарубежных ученых, в том числе работы Р. Барта, К. Леви-Стросса, Э. Фромма, Е. Мелетинского, Б. Кононенко, А. Гуревича.
На втором этапе был отобран фактологический материал для исследования явления ремифологизации в различных областях современной культуры. Пространством изучения ремифологизации в литературе был выбран фантастический роман немецкого писателя В. Хольбайна «Thor: Die Asgard Saga» (2010). В кинематографе проблема была освещена на примере произвольно отобранных популярных фильмов последнего десятилетия, а именно «Вальгалла: Рагнарёк» (2019), «Тор: Рагнарёк» (2017) и «Тор: Сказания Асгарда» (2011). Для исследования ремифологизации в музыкальном дискурсе мы сформировали перечень иностранных песенных текстов, обратившись к онлайн-ресурсу lyrics.com.
На третьем этапе исследования мы сосредоточились на сборе языкового материала и работе с ним. С помощью публицистического сегмента электронного словаря DWDS был составлен корпус текстовых примеров из газеты Die Zeit, опубликованных в период с 2006 по 2018 гг. Заключительный этап включал последовательный анализ отобранных контекстов и примеров.
В ходе работы мы прибегали к следующим исследовательским методам:
-описательный метод при изложении теоретической части;
-метод сплошной выборки при формировании корпусов примеров;
-сопоставительный метод при их изучении;
-метод интерпретации художественного текста.
Структура настоящей работы определяется поставленными задачами. Дипломная работа состоит из введения, трех глав с выводами, общего заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава работы представляет реферативное изложение теоретической информации, связанной с общей проблематикой исследования. В главе затрагиваются такие проблемы, как место мифа в культурной картине мира, феномен мифологического мышления, а также осмысление мифа в контексте культуры древних германцев. Отдельное
внимание уделяется процессу исторического укоренения германских мифонимов в культуре Европы с параллельным освещением проблемы развития письменности в немецкоязычном пространстве.
Вторая глава работы содержит общий обзор культурологической направленности, посвященный явлению ремифологизации в современной европейской массовой культуре. Анализируются культурные предпосылки явления в различных областях массовой культуры, выделяются особенности отражения германской мифологии в пределах различных жанров.
Третья глава работы содержит исследование лингвистического аспекта ремифологизации в современной европейской ментальности и включает работу с языковым материалом. В главе представлены концептуальные и стилистические особенности использования германского мифонима Thor в новейшей немецкой публицистике.
Изложенная в работе теоретическая информация, а также полученные в ходе исследования результаты могут представлять практическую пользу для исследователей в области общей культурологии и лингвокультурологии, немецкой ономастики и лексикологии. Также данная работа может быть рекомендована широкому кругу лиц, интересующихся историей мифологии и европейской культуры.
В настоящей дипломной работе был исследован вопрос влияния германо-скандинавской мифологической традиции на современную европейскую культурную картину мира.
В теоретической части работы нами был проведен разбор специальной отечественной и иностранной литературы, посвященной проблематике мифологии в целом и, в частности, германской мифологической ветви. Были освещены такие темы, как роль мифологии в архаичном сознании человека, а также влияние мифа на современную европейскую культуру. Отдельное внимание было уделено распространению германских мифонимов, мифологических собственных имен, в области стран германской языковой семьи.
В фокусе практической части работы находился образ германского божества Тора, а также соответствующей онимической единицы Thor.
Для рассмотрения культурологической проблемы воздействия ремифологизации на современное массовое сознание нами был проведен многоплановый обзор функционирования образа Тора в таких направлениях
популярной культуры, как литература, кинематограф и музыкальное искусство. Затрагивание упомянутых дискурсов было продиктовано необходимостью подчеркнуть общекультурную универсальность мифа, а также его определяющее значение для современного общества. В попытке проследить последние проявления ремифологизации мы ориентировались на наиболее свежие источники, появившиеся в свободном доступе в пределах последнего десятилетия.
Примером для ремифологизации творчестве послужила актуальная литература. Наше внимание было функционировании образа божества Тора в современном немецкоязычном романе жанра «фэнтези». В ходе аналитического разбора художественного произведения нами было установлено участие мифологических образов и универсалий в ряду жанрообразующих компонентов жанра «фэнтези», были показаны особенности реализации архаических образов и нарративов в пределах жанра.
В кинематографе проблема ремифологизации германских мифов была раскрыта на примере различных фантастических фильмов. В данном дискурсе нами были затронуты как классическое игровое кино, так и мультипликация. Предметами нашего анализа стали три художественных фильма в жанровом поле «фантастика/фэнтези», вышедшие в свободный прокат с 2010 года. Было выявлено, с одной стороны, наличие стойкого мифологического влияния в художественной структуре современного фильма, и, с другой стороны, приспособление древних мифологических мотивов под жанровые особенности современных фильмов.
Для изучения характера ремифологизации в музыке нами был составлен и проанализирован корпус актуальных текстовых примеров из песен на английском и немецком языках. По результатам рассмотрения отражения образа Тора в актуальном музыкальном дискурсе были обозначены две основные области ремифологизации в музыке, а именно рок-музыка и хип-хоп. В пределах указанных музыкальных направлений были выявлены специфические подходы к раскрытию мифологического образа в соответствии с требованиями определенных жанров.
Заключительная часть нашего исследования включала работу с языковым материалом. Мы остановились на изучении ситуативного употребления германского мифонима «Тор» в новейшей немецкой публицистике с целью выявления аллюзивного потенциала собственного имени Thor в немецкоязычном культурном сообществе. Нами был отобран и проанализирован корпус текстовых примеров из немецкоязычных публицистических работ последних лет. Был установлен факт использования германского мифонима Thor как в первичной номинативной функции, в которой собственное имя соотносилось с исходным мифологическим контекстом, так и во вторичной номинативной функции, основанной на переносе имени Тора в новую культурную ситуацию. Нами был выделен самый распространенный тип использования собственного имени, а именно использование во вторичных собственных именах с аллюзией к исходному мифологическому контексту.
Полученные в нашей работе результаты в достаточной степени обосновывают релевантность германского мифологического наследия в современной европейской культурной картине мира.
Проведенное нами исследование может быть развито в русле новейшего литературоведения, визуальных и сценических искусств. Новым этапом в осмыслении германской мифологии может стать изучение переработки германских мифологических реалий в искусстве постмодернизма. Интересную возможность для исследования потенциала германской мифологии представляет также функционирование мифологических образов в виртуальной реальности, в индустрии видеоигр.
1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. С. 72¬130.
2. Библер В.С. На гранях логики и культуры. Книга избранных очерков. Русское феноменологическое общество, 1997. 440 с.
3. Божко Е.М. Пространство квазиреалий романа Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» / Е. М. Божко // Иностранные языки и литература в международном образовательном пространстве: сборник материалов пятой международной научно-практической конференции, [г. Екатеринбург, 3 марта 2015 г.]. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2015. С. 178-189.
4. Винтерле И.Д. Миф как основа литературы фэнтези // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. 2012. № 1 (2). С. 37-39.
5. Галанина Е.В., Батурин Д.А. Фэнтези как неомифологическая реальность. Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 3 (385). Философские науки. Вып. 39. С. 41-45.
6. Гёлль Г., Вагнер Р. Мифология германских богов. Северная сага о Нибелунгах. Под редакцией П. В. Тулаева. Белобог, 2013. 160 с.
7. Гуревич А. Избранные труды. Древние германцы. Викинги. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. 352 с.
8. Даглдиян А. С. Заимствования из мифологии и христианские символы в сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф» // Электрон. вестн. Ростов. соц.-экон. ин-та. 2015. № 3/4. С. 595-600.
9. Драч Г.В., Матяш Т.П. Культурология. Краткий тематический словарь. Ростов н/Д: 2001. 192 с.
10. Ерохина Л. Д., Ерохин А. К., Ким И. А., Шендерецка
А .П., Царева Н. А. Философия. ВГУЭС, 2003. Электронный ресурс. URL:
https://abc.vvsu.ru/books/krl_filosofija/. Дата обращения: 26.05.2019.
11. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.
12. Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2006. 669 с.
13. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. Вече, 2003. 512 с.
14. Королев К. М. Мифология Британских островов: энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. 640 c.
15. Коршунова Н.Н. Мифологические образы в мировой музыкальной культуре. Вестник КрасГАУ, 2012, №4. С. 213-216.
16. Кулебякин Е. В. Проблема менталитета и формирование личности. Цитируется по научному журналу «Ойкумена. Регионоведческие исследования» №1, 2015. 127 с.
17. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.
18. Леви-Стросс К. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. - М.; СПб.: Университетская книга, 1999. С. 344-392.
19. Луговая Е.А. Мифопоэтические основания произведений жанра
"fantasy" // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. № 3. С.76-79.
20. Мурясов Р. З. Мифонимы в системе языка. Цитируется по: Вестник Башкирского университета, Т. 20. 2015. 1434 с.
21. Петрухин В.Я. Мифы древней Скандинавии. АСТ- Астрель, 2010. 464 с.
22. Соколов Е.Г. Артистический миф Рихарда
Вагнера // Серия «Мыслители», Смыслы мифа: мифология в истории и культуре. Выпуск 8 / Сборник в честь 90-летия профессора М.И. Шахновича. Санкт- Петербург : Санкт-Петербургское философское
общество, 2001. Электронный ресурс. URL:
http://anthropology.ru/ru/edition/smysly-mifa-mifologiya-v- istorii-i-kulture. Дата обращения: 31.05.2019.
23. Тетерина Е. А., Питерова А. Ю. Роль мифов в
развитии культуры. Цит. по Электронному научному журналу «Наука. Общество. Государство» № 2 (6), 2014. Электронный ресурс. URL:
https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/teterina_ea_piterova_a yu_14_2_15.pdf. Дата обращения: 27.05.2019
24. Токарев С.А., Мелетинский Е.М. Мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2.М., «Советская Энциклопедия». 671 с.
25. Трофимова И.В. Мифология в современном кино: визуальное искусство в курсе «Культурология». - Записки горного института. 2005. Т. 163. С. 249-251.
26. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3.: Пер. с нем. 2-е изд., стереотип. М.: Прогресс, 1986-1987. 832 с.
27. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 1998. 800 с.
28. Фромм Э. Бегство от свободы / Перевод Г. Ф. Швейника. М.: АСТ, 2011. 288 с.
29. Харузин Н. Этнография. Лекции, читанные в Императорском Московском университете. Вып. 1. 1901. 343 с.
30. Хейвуд Д. Люди Севера: История викингов, 793¬1241 / Пер. с англ. Н. Мезина. М.: Альпина нон-фикшн, 2016. 452 с.
31. Черепанова И.А. Пространственно-временной континуум древнегерманской картины мира. Цитируется по научному журналу «Язык и культура». ТГУ, 2009. № 3 (7). 107 с.
32. Шкунаев. С. В. Германские племена и союзы племен. Цитируется по: История Европы. Т. 1. Древняя Европа. М.; Наука, 1988. 704 с.
33. Щербак А. С. Основные типы ономастических
концептов. Вестник ТГУ, выпуск 10 (78), 2009.
Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/osnovnye-tipy-onomasticheskih-kontseptov-na-materiale- regionalnoy-kontseptosfery. Дата обращения: 29.05.2019
34. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
35. Grimm Jacob. Die deutsche Mythologie. Цитируется по: Афанасьевский сборник. Выпуск XII. ВГУ 2012. 378 с.
36. Dumezil G. Gods of the Ancient Northmen. UCLA Center for the Study of Comparative Folklore & Mythology. Publications, 3, 1977. 157 P
37. Weinstein D. Heavy Metal: The Music And Its Culture. Da Capo Press, 2000. 368 p.