Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №66577

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость3950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие коммуникативной деятельности в психологическом и
психолингвистическом аспектах 7
1.2. Взаимосвязь коммуникации, речевого развития и познавательного
развития детей 14
1.3. Особенности коммуникативно-речевого развития неговорящих детей
младшего дошкольного возраста 19
1.4. Анализ методических подходов к формированию средств коммуникации
у неговорящих детей младшего дошкольного возраста
25
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение состояния средств коммуникации у неговорящих детей
младшего дошкольного возраста 37
2.2. Методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию средств коммуникации у неговорящих детей младшего
дошкольного возраста 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ


Освоение окружающего мира ребенком при активном взаимодействии со взрослым осуществляется в процессе неречевой и речевой деятельности.
В результате совместной деятельности ребенок вступает в контакт с другими людьми, получает новую информацию.
Отсутствие речи негативно влияет на формирование основных речевых функций: коммуникативной, познавательной и регулирующей,
несформированность коммуникативной деятельности затрудняет развитие познавательных процессов (И.Т. Власенко, Р.И. Лалаева, Е.Ф. Соботович, О.И. Усанова, Т.Б. Филичева), всех форм общения и межличностного взаимодействия (Е.М. Мастюкова, Ю.Ф. Гаркуша), отрицательно влияет на формирование самосознания (Р.Е. Левина).
Особенности формирования речи детей раннего возраста являются предметом исследований ученых в разных областях специальной педагогики: Н.Д. Шматко - при нарушениях слуха и разных формах психического дизонтогенеза, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько - при двигательных нарушениях, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг - при нарушениях эмоциональной сферы, Е.А. Стребелевой - при органическиих поражениях центральной нервной системы, Ю.А. Разенковой - при последствиях социальной депривации.
Е.В. Кириллова к безречевым относит детей с различными задержками психоречевого развития, в том числе недифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, детский церебральный паралич, нарушения слуха, моторную и сенсорную алалию, анартрию.
Одной из наиболее встречаемых категорий неговорящих детей являются дети с первичным речевым недоразвитием.
В современной логопедии речевые отклонения у детей раннего возраста обозначаются как «задержка речевого развития» (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова). О.Е. Громова выделяет из этой категории детей, речевое развитие которых позволяет отнести их к «группе риска по общему недоразвитию речи».
Проблема сформированности коммуникативной деятельности у безречевых детей раннего возраста является актуальной для теории и практики логопедии, так как от сформированности общения зависит дальнейшая социализация и адаптация ребенка. Этой проблеме посвящены работы Е.В. Кирилловой, М.Н. Ромусик, С.Ю. Танцюра, Е.В.
Шереметьевой.
Недостаточная реализация имеющихся научно - методических разработок в практике, нерешенность организационных вопросов позволили считать выбранную нами тему выпускной квалификационной работы «Формирование средств коммуникации у неговорящих детей младшего дошкольного возраста» актуальной.
Проблемой исследования является совершенствование организации логопедической работы по формированию средств коммуникации у неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить организационно - методические аспекты логопедической работы по формированию средств коммуникации у неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенности владения средствами
коммуникации неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организационно-методические аспекты
логопедической работы по формированию средств коммуникации у неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать необходимость совершенствования организации логопедической работы по формированию средств коммуникации у неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить состояние владения средствами коммуникации неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.
3. Разработать методические рекомендации по организации логопедической работы по формированию средств коммуникации у неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
В основу нашего исследования была положена гипотеза: организация логопедической работы по формированию средств коммуникации у неговорящих детей младшего дошкольного возраста должна включать целенаправленную и систематическую консультативно-просветительскую деятельность с родителями, что предполагает: формирование у родителей представлений о своеобразии и трудностях овладения средствами коммуникации неговорящими детьми, а также навыков стимулирования процесса овладения средствами коммуникации с помощью специальных приемов и игровых упражнений.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория развития высших психических функций Л.С. Выготского, концепция системной организации речи (Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, Г. В. Чиркина), идеи о единстве законов развития нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский), теоретические основы
общения детей со взрослыми М.И. Лисиной, исследования в области изучения коммуникации детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Е.В. Кирилловой, М.Н. Ромусик, С.Ю.
Танцюра, Е.В. Шереметьевой.
В работе используются следующие методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: метод беседы, наблюдения, анкетирование; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Базой исследования стало муниципальное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15
«Дружная семейка» г. Белгорода.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативно - познавательное и речевое развитие тесно взаимосвязаны. Отклонения в одном отрицательно влияют на развитие другого. Речь будучи высшей формой взаимодействия с людьми является двигателем развития познавательных процессов, коммуникативной деятельности. Когнитивное развитие в свою очередь является важнейшим фактором, влияющим на процесс овладения ребенка речью.
Исследование проводилось в соответствии с методикой Е.В. Шереметьевой. В соответствии с этой методикой изучались:
1. Неречевые средства коммуникации: взгляд на лицо, в глаза говорящего, коммуникативные жесты.
2. Голосовые средства коммуникации: вокабулы, умение
модулировать голосом.
3. Начальные языковые средства общения: звукоподражания, первичная организация первичной речевой продукции.
В исследовании была использована модифицированная анкета для воспитателей и родителей, разработанная Е.В. Шереметьевой и методика обследования средств коммуникации, предложенная Е.В. Шереметьевой.
Для неговорящих детей младшего дошкольного возраста характерно отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации общения, трудности привлечения и фиксации внимания, отставание в формировании словарного запаса по всем направлениям, трудности в игровом взаимодействии.
У группы исследуемых детей отмечаются трудности номинативной функции речи. Дети понимают слова, могут показать на соответствующий предмет или картинку, но назвать затрудняются. Отмечается очень бедный глагольный словарь. Речь 30% детей представлена вокализациями, не связанными с ситуацией общения. У детей отмечается трудность в использовании невербальных средств коммуникации, 40% детей не используют коммуникативные жесты в общении. Для детей исследуемой группы характерна несформированность ритмико-интонационной стороны речи. Дети не умеют модулировать голосом, понимание интонационной окрашенности речи затруднено. Для 70% детей исследуемой группы характерно отсутствие прямого контакта глаза в глаза (дети смотрят или «сквозь» говорящего, или поворачивают голову в сторону в процессе общения).
У детей исследуемой группы уровень владения начальными языковыми средствами общения ниже уровня владения неречевыми средствами общения. У большинства детей развитие начальных языковых средств общения находится на начальном этапе формирования, речь детей представлена вокализациями, лепетными словами.
В коррекционно-развивающей работе необходимо учитывать, что неговорящие дети представляют собой неоднородную группу по уровню сформированности познавательного, коммуникативного и речевого развития.
Работа по созданию необходимой базы речи должна осуществляться поэтапно, дифференцированно, с учетом уровня коммуникативно-речевого и познавательного развития детей.
Учитывая полученные в ходе исследования данные и на основе анализа научно-методической литературы нами были определены основные направления коррекционно-логопедической работы по формированию средств коммуникации у неговорящих детей младшего дошкольного возраста:
1) развитие импрессивной речи и формирование предпосылок речевого мышления;
2) формирование психофизиологической базы речи;
3) развитие неречевых средств коммуникации;
4) развитие голосовых средств коммуникации;
5) развитие начальных языковых средства общения.
В связи с тем, что в системе дошкольного образования Белгородской области недостаточно организована коррекционно-педагогическая помощь детям указанной категории, мы определили необходимость целенаправленной работы родителями в рамках консультативно-просветительской деятельности учителя-логопеда дошкольной
образовательной организации.
На наш взгляд учитель-логопед в рамках этой деятельности должен решать следующие задачи:
1. Выявить особенности владения средствами коммуникации неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.
2. Сформировать у родителей этих детей представление о своеобразии и трудностях овладения средствами коммуникации неговорящими детьми.
3. Научить родителей стимулировать развитие средств коммуникации в домашних условиях с помощью специальных методических приемов и игровых упражнений.
Основными формами работы с родителями выделяем беседу, консультации, открытые занятия, создание дидактического кейса для развития средств коммуникации.


1. Абелева, И. Ю. Речь о речи: Коммуникативная система человека [Текст] / И.Ю. Абелева. - М.: Логос, 2004. - 304 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] / Т.В. Ахутина. - М. - Либроком, 2012. - 220 с.
4. Вахрушев, А.А. Общеучебные умения младших школьников: плюсы и минусы [Текст] / А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, Л.В. Болотник // Народное образование. - 2010. - № 5. - С. 177-184
5. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
6. Гриншпун, Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов [Текст] / Б.М. Гриншпун //Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 1975. - С. 71-80.
7. Грибова, О.Е. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие [Текст] / О.Е. Грибова. - М.: Мозаика-Синтез , 2015. - 256 с.
8. Громова, О.А. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно - развивающего обучения [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О.А. Громова - М., 2003. - 22 с.
9. Кириллова, Е.В. Безречевые дети: особенности психолого-педагогической характеристики [Текст] / Е.В. Кириллова // Логопед. - 2012. - №8. С. 6 - 10.
10. Кириллова, Е.В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.В. Кириллова - М., 2001. - 202 с.
11. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления [Текст] / В.А. Ковшиков. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
12. Лалаева, Р.И. Логопатопсихология [Текст]: учебное пособие / Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 464 с.
13. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов)
[Электронный ресурс] / Р.Е. Левина Режим доступа:
http://search.rsl.ru/ru/record/01005826878
14. Леонтьев, А.Н. Психология общения [Электронный ресурс] / А.Н. Леонтьев / Режим доступа: https://www.litres.ru/aleksey-alekseevich- leontev/psihologiya-obscheniya/?lfrom=203296981
15. Лепская, Н.И. Язык ребенка: онтогенез речевой коммуникации [Текст] / Н.И. Лепская. - М.: РГГУ, 2013. - 311 с.
16. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - Спб.: Питер, 2009. - 320 с.
17. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Директ- Медиа, 2008. - 1174 с.
18. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] / И.М. Михайлова. - Псков: ПГПУ, 2005. - 188 с.
19. Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / О.С. Павлова - М., 1998. - 190 с.
20. Пиаже, Ж. Генетический аспект языка и мышления [Текст] // Психолингвистика / Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1984. - С. 325-335.
21. Репина, Т.А. Психологическая характеристика группы детского сада: (На разных этапах дошк. возраста) [Текст]: автореф. дис. ... доктора пед. наук / Т.А. Репина - М., 1989. - 32 с.
22. Ромусик, М.А. Личностно-ориентированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.Н. Ромусик - М., 2011 - 25 с.
23. Стернин, И.А. Модели описания коммуникативного поведения [Текст] / И.А. Стернин. - Воронеж: «Гарант», 2015. - 52 с.
24. Танцюра, С.Ю. Формирование предпосылок речевой коммуникации у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1 уровня [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Ю. Танцюра - М., 2008 - 19 с.
25. Шахнарович, А. М. К проблеме психолингвистического анализа детской речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / А.М. Шахнарович - М., 1974. - 22 с.
26. Шереметьева, Е.В. Диагностика психоречевого развития ребенка раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. - М.: НКЦ, 2013 - 112 с.
27. Шереметьева, Е.В. Логопедическое изучение речевого развития детей группы риска 3-го года жизни [Текст]/ Е.В. Шереметьева // Логопед. - 2004. - №4 - С. 56-61
28. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста (логопедия: от теории к практике) [Текст] / Е.В. Шереметьева. - М.: НКЦ, 2012. - 168 с.
29. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс] / Д.Б. Эльконин // ЭБ МГ11ПУ: [сайг] / Режим доступа: // http://psychlib.ru/mgppu/epr-1997/epr-0661.htm



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ