ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН КОМИЧЕСКОГО: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА.. 6
1.1. Феномен комического и его реализация в тексте 6
1.2. Проявление комического в контексте русской литературы 19 века . 9 ГЛАВА II. СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ КОМИЧЕСКОГО В
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МАЛОГО ЖАНРА А.П. ЧЕХОВА 14
2.1. Приемы создания комического в рассказе «Злоумышленник» 16
2.2. Приемы создания комического в рассказе «Пересолил» 19
2.3. Приемы создания комического в рассказе «Попрыгунья» 22
2.4. Приемы создания комического в рассказе «Анна на шее» 25
ГЛАВА III. СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В
ДРАМАТУРГИИ А.П. ЧЕХОВА 32
3.1. Средства создания комического в пьесе «Чайка» 37
3.2. Средства создания комического в пьесе «Вишневый сад» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
На рубеже XIX-XX веков русская литература подарила миру целую плеяду замечательных прозаиков, талантливых драматургов и выдающихся поэтов. Творчество некоторых из них, как например, Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова, заслуженно считаются вершиной мировой литературы конца XIX - начала XX столетий. Их произведения, многогранно отражая окружающую действительность, стали
художественным свидетельством того, что судьба человека - это, прежде всего, отражение судьбы общества.
Открытие тесной связи личных и общественных судеб оказалось исключительно важным для определения новых путей и возможностей развития критического реализма рубежа веков. Именно тогда произведения разных жанров стали художественным средством выражения социальных и духовных процессов эпохи, общественной психологии.
Изменения, которые происходили в системе критического реализма тех лет, нашли яркое и самобытное отражение в творчестве Антона Павловича Чехова. Новаторская природа чеховского реализма, пронизанного сатирой, юмором и авторской иронией, была замечена и признана уже современниками писателя. Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что Чехов «создал новые, совершенно новые» формы письма, и ставил чеховское творчество выше творчества Ивана Сергеевича Тургенева, Федора Михайловича Достоевского и своего собственного. Очевидна субъективность этой точки зрения, но полностью не согласиться с Толстым нельзя, потому что Чехов действительно обогатил русскую литературу значительными художественными открытиями.
Так, именно в его творчестве предметом изображения стали внешне незаметные движения души человека, изменения настроения, чувств, образа мысли. Кроме того, А. Чехов стремился представить человека под разными углами зрения: в самооценке, в оценках окружающих, объективно, в отношениях с обществом, с близкими и посторонними ему людьми. Поэтому в его лаконичных, внешне незамысловатых произведений человек представлен на фоне своего времени таким, каков он есть на самом деле.
Актуальность данного исследования определяется тем, что за общей признанностью таланта Чехова-юмориста кроется недостаточная изученность чисто филологического характера, так признавая, что Чехов в ранний период своего творчества писал «смешно» и «коротко», исследователи далеко не всегда обнаруживают те средства, за счёт которых это «коротко» становилось «смешно».
Объектом является поэтика рассказов и драм А.П. Чехова.
Предметом исследования являются те способы, с помощью которых изображение приобретает характер комического.
Цель данного исследования - выявление способов и приемов комического в творчестве А.П. Чехова.
В соответствии с проблемой и целью исследования определены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретический аспект феномена комического и его реализации в художественном тексте;
2) Рассмотреть примеры проявления комического в литературе 19 века;
3) Выявить способы и приемы комического в творчестве А.П. Чехова, с этой целью проанализировав:
- рассказы раннего и позднего Чехова «Злоумышленник», «Пересолил», «Попрыгунья», «Анна на шее»;
- пьесы Чехова названные автором комедиями «Чайка», «Вишнёвый сад».
Теоретической базой нашей работы явились исследования А.П. Чудакова, В.Б. Катаева, Г. П. Бердникова, И. Г Эренбурга и др.
Методологической базой работы является историко-типологический, биографический, сравнительно-исторический методы.
Целями и задачами работы обусловлена её структура, включающая введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение методического характера.
Основные положения работы прошли апробацию на Х Международном молодёжном студенческом форуме «Белгородский диалог 2018».
Итак, проработав ряд литературных произведений А.П. Чехова, мы смогли составить достаточно четкое представление о личности А.П. Чехова, его творчестве. Рассмотрев наиболее значимые, по нашему мнению, произведения писателя, мы убедились в их гениальности и, безусловно, блестящем таланте самого автора. На отдельных примерах мы попытались рассмотреть, как феномен комического реализуется в рассказах и пьесах Чехова. Какие приёмы и способы А.П. Чехов использовал для создания комических ситуаций, героев и для снятия личины.
Творческое наследие А.П. Чехова по праву является одной из вершин русской и классической литературы. Завершая наивысшее достижение века предыдущего, как писатель-психолог он открывает новые пути изображения действительность, уже как писатель-модернист 20 века. Непростое переломное время рубежа веков отразилось в его творчестве в полной мере, с одной стороны его герои воплощают собой безвременье в поиске потерянного идеала, принимающее зачастую комические формы, с другой стороны ощущение нового времени, которое приходит на смену уходящей жизни, также ещё не привычно, поэтому вполне может вызывать смех.
Сущность комического заключается в несоответствии, обнаруживая это несоответствие, мы сможем приблизиться к ответу на вопрос о природе чеховского творчества. Конечно, особенности поэтики Чехова опирается на традиции классической русской литературы от Фонвизина до Салтыкова- Щедрина. Где Салтыков-Щедрин часто прибегал к гиперболе, гротеску, Гоголь же любил использовать сарказм, а Островский в свою очередь выбирал приём контрастирования.
Однако Чехов творчески перерабатывает существующее литературное наследие, не случайно он говорил: «Все мною написанное, - говорил он, - забудется через 5-10 лет; но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы - в этом моя единственная заслуга». В юмористических рассказах первого периода своего творчества он активно использует приёмы несоответствия, градацию, аллегорию, сравнение, инверсию, антитезу. В рассказе «Пересолил» автор выбрал приём - говорящее название, где Глеб Гаврилович Смирнов приезжает на станцию «Гнилушки». Прием антитезы, то есть противопоставления, Чехов применяет к образам доктора Дымова и его жены Ольги Ивановны в рассказе «Попрыгунья». В «Анне на шее», Чехов обратился к такому приёму как гротеск. Это нашло своё отражение в образе Модеста Алексеича.
В зрелом творчестве чеховский юмор остается, но уходит в подтекст, это проявляется в таких рассказах как «Злоумышленник», «Пересолил», «Попрыгунья», «Анна на шее».
Это использование подтекста широко задействуется писателем при создании пьес. Комический характер сюжета пьесы «Чайка» и «Вишневый сад», закрепляется автором в определении жанра (комедия), но сам сюжет даёт возможность для других трактовок - мелодраматических, драматических, трагикомических и даже трагических, поскольку гибель персонажа так же является частью сюжета.
Проанализировав обе пьесы «Чайку» и «Вишневый сад», выявлены следующие приёмы. Чехов в пьесе «Чайка» прибегает к такими приёмам комического, как неизменность и повторяемость. Это в первую очередь необходимо для раскрытия характеров героев, заставляя их снова и снова говорить об одном и том же или делать что-то, будто, зациклено.
Эффекта комического в «Вишнёвом саде» Чехов достигает при приёме «кривого зеркала». Главных героев, которые внешне выглядят чуть ли не трагическими персонажами, автор окружает «боковыми», откровенно фарсовыми фигурами. Эти последние подчёркивают комическую сущность центральных персонажей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что А.П. Чехов получивший известность, как писатель-юморист сохраняет эту особенность в своей поэтике на протяжении всего творчества, совершенствую способы и приёмы выражения комического от прямых текстуальных форм выражения, до неявного подтекста, проявляющегося в «подводном течении» его пьес.
На наш взгляд целесообразно показать специфику чеховского юмора при преподавании его творчества в средней школе, в приложении в данной работе мы приводим сценарный план внеурочного мероприятия на тему «Грустное и смешное в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».
1. Абдуллаева З.К. Жизнь жанра в пьесах Чехова.//Вопр. лит. - 1987..- №4. - с.65-71.
2. Авдеев Ю. К. В чеховском Мелихове / Ю.К. Авдеев. - М.: Моск. рабочий, 1972. - 183 с.
3. Балабанович Е. З. Из жизни А. П. Чехова. Дом в Кудрине / Е. З. Балабанович. - М.: Моск. рабочий, 1986. - 254 с.
4. Балабанович Е. З. Чехов и Чайковский / Е.З. Балабанович. - М.: Моск. рабочий, 1978. - 184 с.
5. Балухатый С. Д. Драматургия Чехова. К постановке пьесы «Вишневый сад» в Харьковском театре русской драмы / С.Д. Балухатый, Н. В. Петров. - Харьков, 1935. - 207 с.
6. Балухатый С. Чехов драматург / С. Балухатый. - Л.: Гослитиздат, 1936. - 318 с.
7. Бердников Г. П. А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. - Л.: Худож. лит, 1970. - 591 с.
8. Бердников Г. П. Избранные работы: в 2 т. Т. 1. А.П. Чехов: Жизнь и творчество / Г.П. Бердников. - М.: Худож. лит, 1986. - 526 с.
9. Бердников Г. П. Чехов-драматург: традиции и новаторство в драматургии А.П. Чехова / Г.П. Бердников. - М.: Искусство, 1981. - 356 с.
10. Бялый Г. А. Чехов и русский реализм: очерки / Г.А. Бялый. - Л.: Сов. писатель, 1981. - 400 с.
11. В творческой лаборатории Чехова: сб. статей / ред. коллегия Л. Д. Опульская и др. - М.: Наука, 1974. - 367 с.
12. Виноградова К. М. Жизнь среди народа. А.П. Чехов в Мелихове / К. М. Виноградова. - М.: Детгиз, 1962. - 191 с.
13. Водовозов Н. Антон Павлович Чехов/ Н. Водовозов. -
М: Госкультпросветиздат, 1954. - 70 с.
14. Гейзер И. М. Чехов и медицина/ И. М. Гейзер. - М.: Медгиз, 1954. - 140 с.
15. Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова / Н. И. Гитович. - М.: Гослитиздат, 1955. - 880 с.
16. Голубков В. В. Мастерство А. П. Чехова/ В.В. Голубков. - М.: Учпедгиз, 1958. - 199 с.
17. Громов Л. Реализм А.П. Чехова второй половины 80-х годов / Л. Громов. - Ростов н/Д: Книжное изд-во, 1958. - 218 с.
18. Громов М. П. Книга о Чехове/ М. П. Громов. - М.: Современник, 1989. - 384 с.
19. Гурвич И. А. Проза Чехова. Человек и действительность / И. А. Гурвич. - М.: Худож. лит, 1970. - 183 с.
20. Дерман А. Антон Павлович Чехов. Критико-биографический очерк / А. Дерман. - М.: ГИХЛ, 1939. - 209 с.
21. Дерман А. Б. О мастерстве Чехова / А. Б. Дерман. - М.: Сов. писатель, 1959. - 208 с.
22. Елизарова М. Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца XIX века / М.Е. Елизарова. - М.: Гослитиздат, 1959. - 200 с.
23. Ермилов В. В. А. П. Чехов - Драматургия Чехова / В. В. Ермилов. - М.: Сов. писатель, 1951. - 509 с.
24. Ермилов В. В. А. П. Чехов/ В.В. Ермилов. - М.: Сов. писатель, 1959. - 495 с.
25. Ермилов В. В. Драматургия Чехова/ В. В. Ермилов. -
М.: Гослитиздат, 1954. - 339 с.
26. Ермилов В. В. Избранные работы в 3 т. Т. 3 Драматургия Чехова. - О советской литературе. - М.: Гослитиздат, 1956. - 566 с.
27. Ермилов В. В. Избранные работы в 3 т. Т.1 А.П. Чехов. - Наш Пушкин / В. В. Ермилов. - М.: Гослитиздат, 1955. - 471 с.
28. Захаркин А. Ф. Антон Павлович Чехов. Очерк жизни и творчества / А. Ф. Захаркин. - М.: Сов. Россия, 1961. - 160 с.
29. Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение / Б. И. Зингерман; отв. ред. А.А. Аникст. - М.: Наука, 1988. - 521 с.
Камянов В. И. Время против безвременья: Чехов и
современность / В. И. Камянов. - М.: Сов. писатель, 1989. - 380 с.
31. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации /
В. Б. Катаев. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 327 с.
32. Кулешов В. И. Жизнь и творчество А.П. Чехова: очерк / В. И. Кулешов. - М.: Детлит, 1982. - 175 с.
33. Лакшин В. Я. Толстой и Чехов / В. Я. Лакшин. - М: Сов. писатель, 1975. - 456 с.
34. Малюгин Л. А. Чехов: повесть-хроника / Л. А. Малюгин, И. Е. Гитович. - М: Сов. писатель, 1983. - 576 с.
35. Меве Е. Б. Медицина в творчестве и жизни А.П. Чехова /
Е. Б. Меве. - Киев: Госмедиздат УССР, 1961. - 288 с.
36. Паперный, З. С. А. П. Чехов. Очерк творчества /
З. С. Паперный. - М.: Гослитиздат, 1960. - 303 с.
37. Паперный, З. С. Записные книжки Чехова / З. С. Паперный. - М.: Сов. писатель, 1976. - 391 с.
38. Полоцкая Э. А. А. П. Чехов: движение художественной мысли / Э. А. Полоцкая. - М.: Сов. писатель, 1979. - 340 с.
39. Ревякин А. И. О драматургии А. П. Чехова / А. И. Ревякин. - М.: Знание, 1960. - 48 с.
40. Романенко В. Т. Чехов и наука / В. Т. Романенко. - Харьков: Кн. изд., 1962. - 208 с.
41. Роскин А. И. А. П. Чехов. Статьи и очерки / А. И. Роскин;
сост. Н.А. Роскина. - М.: Гослитиздат, 1959. - 432 с.
42. Семанова М. Л. Чехов и советская литература. 1917-1935 /
М. Л. Семанова. - М.-Л.: Сов. писатель, 1966. - 311 с.
43. Сосницкая М. Д. «Ионыч» и «Вишневый сад» А. П. Чехова /
М. Д. Сосницкая. - М.: Учпедгиз, 1955. - 63 с.
44. Строева М. Н. Чехов и Художественный театр. Работа К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко над пьесами А. П. Чехова/ М. Н. Строева. - М.: Искусство, 1955. - 315 с.
45. Сысоев Н. Чехов в Крыму / Н. Сысоев; предисл. М.П. Чеховой; ст. О.Л. Книппер-Чехова. - Симферополь: Крымиздат, 1954. - 151 с.
46. Творчество А. П. Чехова. Сборник статей: пособ. для учителя. - М.: Учпедгиз, 1956. - 384 с.
47. Турков А. М. А. П. Чехов и его время / А. М. Турков. - М.: Худож. лит., 1980. - 408 с.
48. Фейдер В. А. П. Чехов. Литературный быт и творчество по мемуарным материалам / В. А. Фейдер. - Л.: Академия, 1928. - 470 с.
49. Чехов и его время: сборник / ред. коллегия: Л. Д. Опульская и др. - М.: Наука, 1977. - 359 с.
50. Чехов и Лев Толстой: сб. статей/ редкол: Л. Д. Опульская и др. - М.: Наука, 1980. - 328 с.
51. Чехов и театр. Письма. Фельетоны. Современники о Чехове- драматурге / сост. Е. Д. Сурков. - М.: Искусство, 1961. - 503 с.
52. Чехов М. П. Антон Чехов и его сюжеты / М. П. Чехов. - М., 1923. - 144 с.
53. Чудаков А. П. Поэтика Чехова / А. П. Чудаков. - М.: Наука, 1971. - 291 с.
54. Чуковский К. И. О Чехове. Человек и мастер / К. И. Чуковский. - М.: Дет. лит, 1971. - 208 с.
55. Шубин Б. М. Доктор А. П. Чехов / Б. М. Шубин. - М.: Знание, 1982. - 176 с.
56. Эйгес И. Музыка в жизни и творчестве Чехова / И. Эйгес. - М.: Музгиз, 1953. - 95 с.
57. Эренбург И. Г. Перечитывая Чехова/ И. Г. Эренбург. - М.: Гослитиздат, 1960. - 111 с.