Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВОЕОБРАЗИЕ ПСИХОЛОГИЗМА В РАССКАЗАХ ВСЕВОЛОДА ИВАНОВА (1920–1930-е гг.)

Работа №28216

Тип работы

Диссертация

Предмет

филология

Объем работы225
Год сдачи2004
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Психологизм как особенность характерологии в рассказах
Вс.Иванова…………………………………………………………………..
14
1.1.Психология литературного героя в аспекте философии поступка… 14
1.2.Диалог «Я – Другой» и деструкция деяния персонажа………………... 35
ГЛАВА 2. Реальное и ирреальное в аспекте психологизма Вс. Иванова.... 54
2.1. Психология «измененного сознания» личности в условиях
тоталитаризма………………………………………………………………… 54
2.2. Психология абсурда…………………………………………………….. 61
2.3. Онейросфера…………………………………………………………….. 76
ГЛАВА 3. Сюжетно-композиционные формы манифестации
психологизма………………………………………………………………… 100
3.1. Орбитная схема сюжета………………………………………………… 100
3.2. Фантастическое в сюжетных коллизиях………………………………. 112
3.3. Лейтмотив……………………………………………………………….. 122
3.4 Хронотоп…………………………………………………………………. 131
ГЛАВА 4. Стилевые доминанты психологизма…………………………… 147
4.1.«Жестовый» психологизм……………………………………………….. 147
4.2. Приемы комического……………………………………………………. 175
4.3. Обсценная лексика………………………………………………………. 184
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 202
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………. 205

Специфика литературного труда такова, что его «конечные результаты
вынесены за обычные рамки жизни (воздействие творчества художника на
историю можно полно понять лишь через много лет после выхода
произведения в свет)», поэтому «для полного самоосуществления
писателю необходимо «дополнительное» время» (Борев, 2001. С. 456–457).
Все эти особенности писательского бытия в ХХ веке в равной степени
приложимы к биографии Всеволода Иванова (1895–1963).
«Лабиринтность жизни» новейшего времени способствовала тому, что
«художественно-творческий процесс в ХХ в. похож на лабиринт, по
которому бродит художник, иногда имея возможность зажечь свечу»
(Борев, 2001. С. 457). Это неизменное стремление к творческому
эксперименту, заявленное уже с первых шагов писателя, с его участия в
группе «Серапионовы братья», с увлечения орнаментальной прозой,
фантастическим реализмом, не покидало его, к какому бы жанру он ни
обращался – рассказу, повести, роману, драме. Результаты были различны:
классик при жизни, автор знаменитых «Партизанских повестей», он
большую часть литературного пути в условиях деформации литературного
процесса провел в борьбе с собой и властью за свою художническую
самобытность. Показательно понимание им своего положения: «Обо мне
Горький всегда думал неправильно. Он ждал от меня того реализма,
которым был сам наполнен до последнего волоска. Но мой «реализм» был
совсем другой, и это его не то чтобы злило – а приводило в недоумение, и
он всячески направлял меня в русло своего реализма. Я понимал, что в
этом русле мне удобнее и тише было бы плыть, и я пытался даже… но, к
сожалению, мой корабль был или слишком грузен, или слишком мелок,
короче говоря, я до сих пор все еще другой» [III, 8, 335–336]. То, что было
истинно оригинальным, новаторским, не признавалось, критиковалось
(повесть «Возвращение Будды», книга рассказов «Тайное тайных»),4
отвергалось (романы «У», «Кремль», «фантастические рассказы»), потом
выяснялось, что в фарватер за ним устремлялись другие. И то, что было
ивановским, с горечью констатировал писатель (о «Партизанах» и
«Бронепоезде»), становилось общим, чужим. «Принимали, пока не было
лучшего. А когда появились Фадеев и Фурманов, мои идеи, согласно
мнению критики, оказались не моими. Когда-нибудь, после смерти, они
вновь будут моими, но тоже как-то по-другому» [III, 8, 516]. То, что это не
было субъективистской позицией, подтверждается В. Кавериным: «Без
сомнения, уже тогда Иванова больше всего интересовала та неожиданная,
явившаяся как бы непроизвольной, фантастическая сторона революции и
гражданской войны, которая никем еще тогда не ощущалась. Он раньше
Бабеля написал эту фантастичность в революции как нечто обыкновенное,
ежедневное…» (Каверин, 1975. С. 33). В то же время не самые его лучшие
вещи (роман «Пархоменко»), созданные в духе социалистического
реализма, принимались. По сути его творчество – часть возвращенной
литературы ХХ века: публикация неизданного наследия, дневников, писем,
новое осмысление опубликованного в работах Т. Ивановой, Л.
Гладковской, Вяч. Вс. Иванова, Е. Папковой, М. Черняк.
И до сих пор Иванов остается писателем, «не прочитанным нами».
Мнение В. Шкловского, высказанное в 1964 году, и через сорок лет
остается справедливым. Это связано как с современной возможностью
написания новой истории русской литературы ХХ века со стиранием
белых пятен на творческой карте, пересмотром классического наследия, с
учетом обретенных реалий истории, культуры, философии, психологии,
новых концепций в литературоведении, так и с особым интересом ко
времени становления новейшей русской литературы 1910 – 1920-х гг. Это,
возможно, наиболее сложный, противоречивый, но необыкновенно
продуктивный период в плане сосуществования, борьбы и взаимодействия
различных литературных направлений, течений, школ, групп.5
Сейчас заново перечитывается история литературной группы
«Серпионовы братья» (Б. Фрезинский, В. Перхин, А. Генис и др.).
Несмотря на скорый распад группы «Серапионовы братья», ее итоги
сегодня усматривают, в частности, в том, что «Серапионы» считали себя
поколением революции (точнее – Революции): они ничего не потеряли в
результате ее совершения, наоборот, революция, убрав массу старых
фигур, расчистила перед ними литпространство; они приобрели редкую
возможность совсем молодыми энергично войти в литературу и быстро
стать «классиками» (другое дело, что «расплата» за это оказалась тяжкой и
губительной для них для всех») (Фрезинский, 2003. С. 22). История этой
группы не привлекала действительно внимания ни в оттепельные, ни в
застойные годы, поскольку список Серапионов фактически не включал
запретных и, как казалось, ярких имен; это в основном были
здравствующие «классики», лауреаты, авторы многотомных собраний
сочинений. И, когда «их ранние, живые страницы заклеили поздними и
подчас – мертвыми», они, по убеждению исследователя, «особенно не
настаивали на перепечатке раннего и прочно забытого, как бы смирившись
с установкой, что если они чего и добились в литературе, то
исключительно вопреки своей молодости, а отнюдь не благодаря ей»
(Фрезинский, 2003. С. 3). Поздний интерес к «Серапионам» в связи с
изучением советской литературы как социокультурного феномена ХХ века
симптоматичен и в плане деформационного влияния времени на их
судьбы, которому они сопротивлялись по-разному (Иванов, 2000,
Литературная группа «Серапионовы братья», 1995, «Серапионовы братья»,
1998).
Первые книги Иванова «Партизанские повести» (1921–1922), «Седьмой
берег» (1922), «Экзотические рассказы» (1925) сразу объявили о приходе в
литературу оригинального талантливого писателя и обратили на себя
внимание критики, которая в целом была доброжелательна и обстоятельна
в своих суждениях. В этих первых вещах образ множеств, человека6
«массы» отвечал бродильному духу эпохи, передавая стихийное и
сознательное участие народа в исторических катаклизмах (Д. Фурманов,
А. Фадеев, Б. Пильняк, А. Малышкин, А. Веселый, А. Серафимович). Но
почти одновременно с этим Иванов приходит к пониманию того, что позже
определили как «взрыв антропоцентрической цивилизации» (Г. Федотов),
опасную тенденцию к нивелированию личности, дегуманизации (Х.
Ортега-и-Гассет).
В жанровом отношении художественное наследие Всеволода Иванова,
как известно, многообразно. Но, думается, автор был недалек от истины,
когда еще в 1942 году посчитал главным своим вкладом в искусство
«томик рассказов» [III, 8, 325]. Действительно, Иванов вошел в большую
литературу как автор рассказов. Они «производили впечатление, будто в
реку бросил солдат ручную гранату и рыба всплыла на поверхность,
удивленно блестя белыми брюхами. Даже те, что не были оглушены,
сильно бились от изумления», – вспоминал В. Шкловский. Оценивая
сделанное другом, заключал: «Я думаю, что модель мира, которая была в
тех вещах Всеволода, правильна. Действительность одна, но способы ее
анализа, ее моделирование может быть разнообразно. То, что писал
Всеволод, было истиной. Познанием. Познанием прежде не бывшего»
(Шкловский, 1975. С. 20). В то же время, подводя творческие итоги,
Иванов прозорливо заметил, что «уже само по себе написание «рассказа»
совершенно неточное и неправильное дело», так как рассказ, если он
удался, покажется правильным только «через сто лет» [III, 8, 401].
Это парадоксальное заключение Иванова, перекликающееся с интенцией
К. Чуковского («Русский писатель должен жить долго»), актуализирует
внимание к его любимому жанру 1. Из многих книг рассказов мастера
сегодня можно составить скорее всего «томик рассказов», но такой,
1 При современном разграничении рассказа и новеллы мы придерживаемся мнения, что малая форма
писателя тяготеет к рассказу, а не к новелле, учитывая удельный вес собственно рассказов в его
наследии. Кроме того, авторская атрибуция – рассказ. В то же время не отрицаем того факта, что есть у
Иванова рассказы новеллистического типа («Дитё», «Пустыня Тууб-Коя», «Долг», «Сервиз»), которые
рассмотрены в этом ракурсе современной ему критикой (В. Шкловский) и новейшей (Е. Краснощекова).7
который выдержал нелегкое испытание временем, хотя срок, отведенный
для этого автором, еще не истек.
Еще современники обратили внимание на то, что Иванов –мастер малой
формы: некоторые рассказы («Дитё», «Пустыня Тууб-Коя», «Сервиз»)
были отнесены к шедеврам мировой классики.
К жанру рассказа Вс. Иванов обращался прежде всего как к плацдарму
творческих экпериментов, новаций, исканий, так как малая проза,
мобильная, динамичная, всегда была на переднем фланге, особенно в 1920-
е гг. Эта точка зрения на литературный процесс разделялась не всеми.
«Ассоциация «монументальных форм», особенно романа, с периодами
культурного расцвета, а малых форм с периодами упадка – это общее
место марксистской критики 1920-х гг., » – подытожил теоретическую
дискуссию того времени Р. А. Магвайр (Магвайр, 1993. С. 188). Поэтому
для марксистов от литературы лучшим оправданием избытка малых форм
становилось то, что «они отражали реальности общества, потрясенного
войной, распавшегося на «тысячи мелочей», полного «смешных, уродливых
и трагических подробностей» (Магвайр, 1993. С. 188–189). В этот период
Иванов активно обращался к рассказам, создав ряд циклов и книг (в 1930-е
гг. приоритет постепенно отдавался средним и большим эпическим
формам).
Жизненный и творческий путь Вс. Иванова с разной степенью полноты
освещен в ряде монографий (Яновский, 1956; Гладковская, 1972, 1988;
Краснощекова, 1980; Иванов, 1982). Основная часть работ о Вс. Иванове
связана с ранним периодом его творчества, с «Партизанскими повестями»,
с рассказами, повестями и романами 1920-1930-х гг. (Асеев, 1922; сб.
Всеволод Иванов, 1927; Воронский, 1963; Лежнев, 1987; Пакентрейгер,
1927; Полонский, 1929; Минокин, 1966; Пудалова, 1966; Бурова, 1973;
Скобелев, 1982; Дарьялова, 1989, 2000 и др.). Последний период
творчества (1940-1960-е гг.) представлен в диссертационных работах
(Сердобинцева, 1978; Зимин, 1987; Папкова, 1990). Художественное8
наследие Вс. Иванова рассматривалось в контексте литературного
процесса и эпохи (Бузник, 1975; Грознова, 1976), литературноэстетических взглядов писателя (Цейтлин, 1977), русской драматургии
(Кошелева, 1975), стилевого своеобразия (Соловьева, 1970), традиций
(Иванова, 1985, Пудалова, 1984). Характер творческой индивидуальности
писателя вызвал проблему атрибуции художественного метода/методов:
критический и социалистический реализм (Минокин, 1970, Бурова, 1973),
романтизм и реализм (сб. Всеволод Иванов и проблемы романтизма, 1976,
Эльяшевич, 1975), фантастический реализм (Черняк, 1994, Иванов, 2000).
На сегодняшний день не утратили в основном своего значения
исследования Л. Гладковской «Жизнелюбивый талант. Творческий путь
Всеволода Иванова» (1988), Е. Краснощековой «Художественный мир
Всеволода Иванова» (1980). Новый взгляд в ракурсе изучения
возвращенного наследия Иванова – романов «Кремль» и «У» – в
диссертации М. Черняк (Черняк, 1994). Характерно, что прошедшее
десятилетие не отмечено новыми диссертационными исследованиями, что
свидетельствует, с одной стороны, об исчерпанности прежних методов и
приемов арсенала литературоведения в отношении писателя, так и о
необходимости осмысления его творчества с учетом современных
требований.
Несмотря на многообразие подходов к изучению художественного
своеобразия ранних рассказов Вс. Иванова, на наш взгляд.
превалирующим оставался инерционный стереотип – представление
Иванова как художника революции и гражданской войны, орнаменталиста
и антипсихолога/психолога с гипертрофией психобиологического в своем
герое, в лучшем случае, наследника психологических традиций Бунина и
Чехова. Главными нашими предшественниками в этом плане являются,
прежде всего, Е. А. Краснощекова (Краснощекова, 1980), Л. Гладковская
(Гладковская, 1988). Указанные труды показывают, что достижения Вс.
Иванова в плане психологического анализа весьма значительны, его книга9
рассказов «Тайное тайных» (1927) до сих пор не перестает будоражить как
со стороны формы, так и со стороны содержания, каждый раз органично
вписываясь в контекст споров о психологизме русской литературы первой
трети ХХ века, о национальном характере, об историзме, об авторской
позиции (сб. Проблемы психологизма в советской литературе, 1970; сб.
Русский советский рассказ, 1970; Белая, Павлова, 1972; Бурова, 1972, 1973;
Краснощекова, 1970, 1980; Компанеец, 1980, 1982; Иванова, 1985;
Гладковская, 1972, 1988; Иванов, 2000; Мекш, 2002; Егорова, 2003 и др).
Однако современных обобщающих работ о психологизме Вс. Иванова пока
нет, и они должны быть представлены с учетом новых достижений в
области истории и теории художественного психологизма.
Еще на рубеже XIX–XX веков выдвигались идеи своеобразного
антипсихологизма символистами (А. Белый), акмеистами (О.
Мандельштам), футуристами, реалистами. Сознательная установка на
апсихологизм советской литературы декларировалась демонстративным
отказом от классических традиций предшествующей культуры и была, с
одной стороны, отражением дискуссий о «новом», «живом» человеке 1920-
1930-х гг., с другой, – идеологическим манипулятором в управлении
«массами», что сразу прозорливо увидели Е. Замятин («Мы»), Б. Пильняк
(«Повесть непогашенной луны»), М. Булгаков, А. Платонов, Б. Пастернак
и другие. «Авгиевы конюшни» (А. Белый) и «душные клетки» (А.
Воронский) психологизма парадоксальным образом определяли
изменившуюся парадигму феномена человека. Исчезало традиционное, по
словам Н. Автономовой, «представление о линейном совершенствовании
предзаданных свойств разума в истории культуры, о «прозрачности» для
познающего субъекта собственного сознания, о сводимости всех слоев и
уровней сознания к единому рациональному центру, о предустановленном
единстве человеческой природы и принципиальной однородности всех
цивилизаций» (цит. по: Колобаева, 1999. С. 7).10
Поэтому «основная и общая тенденция в эволюции психологизма в
литературе ХХ века – это отталкивание от способов аналитических в
пользу синтетических, отказ от прямых и рационалистических приемов в
сторону косвенных, сложно опосредованных и все пристальнее
обращенных к сфере подсознательного» (Колобаева, 1999. С. 8).
Для Вс. Иванова опыт как русской классической литературы (Н. Гоголя,
Ф. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова), так и зарубежной (Л.
Стерн, Э. Т. Гофман) со временем становится самоопределяющим, что
прослеживается в авторских высказываниях, и в творческой практике,
особенно конца 1920-х-начала 1930-х гг., периода обращения к
психологическим рассказам («Тайное тайных»), романам («У», «Кремль»).
В то же время многие новации Вс. Иванова на этом пути были близки
поискам современников (Л. Лунц, К. Федин, Л. Леонов, А. Платонов, А. Н.
Толстой, И. Бабель, А. Веселый, Д. Хармс, К. Вагинов), раскрывающих
особенности русского национального характера в уникальных понятиях
русской культуры: эмоциональности, иррациональности, соборности,
неагентивности. Последняя характерна для некоторых героев («Жизнь
Смокотинина», «Ночь», «Смерть Сапеги» и др.) Вс. Иванова в том
понимании, какое мы находим у А. Вежбицкой. «Неагентивность –
ощущение того, что людям неподвластна их собственная жизнь, что их
способность контролировать жизненные события ограничена; склонность
русского человека к фатализму, смирению и покорности; недостаточная
выделенность индивида как автономного агента, как лица, стремящего к
своей цели и пытающегося ее достичь, как контролера событий»
(Вежбицкая, 1977. С. 33).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Как мы постарались доказать, многие общие особенности художественно-исторического процесса XX века в прозе Всеволода Иванова нашли свое
отражение: деструкция характера, обнажающая феномен психологической
неопределенности человека, развитие символико-мифологического
символизма и утверждение хронотопических способов выявления
психологии героя через его «внутреннее время», образы-наплывы памяти и
воображения» (Колобаева, 1999. С. 8, 11).
Одна из ведущих форм психологизма у Вс. Иванова – символико-мифологическая, связанная и с деструкцией характера, и с углубленным
осознанием сложности человеческой души, непредсказуемости ее
проявлений. Это психологизм «условный, «скрытый» и синкретический, в
отличие от психологизма аналитического, каузального, «объясняющего»,
логически прозрачного, который преобладал в классической литературе
прошлого. Это новаторство Иванова в свое время было понято и оценено
далеко не всеми (исключение составили публикации, к примеру, А. Лежнева,
С. Пакентрейгера). Большей частью его новаторство представлялось отказом
от прежних аксиологических и онтологических позиций художника
революции, даже контрреволюционностью взглядов ее вчерашнего певца,
автора «Партизанских повестей». И нужны были десятилетия, чтобы понять,
как и предсказывал автор, что книга «Тайное тайных» может быть любима
как прорыв в новое, неизведанное измерение человеческой личности.
Иванов-художник опередил свое время, оставив психологические загадки,
не пытаясь определенно связать причины и следствия в мотивах поведения
человека, но, дав нам такие подсказки, которые позволят читателю и
исследователю выбрать возможный путь из лабиринта загадок и открытий
писателя, отыскать вероятный ответ – и не один – на них. А это открывает
путь не только к перечитыванию и переосмыслению художественного203
наследия истинного классика русской литературы ХХ века, но и к
появлению «нового Иванова» (а не просто «нового Горького» (ЛьвовРогачевский, 1922), как это было в начале творческого пути, или «нового
Иванова», но под знаком недоумения и неприятия).
Обращение к бахтинским категориям идентификации и
самоидентификации человека через философию поступка (деяния и
деструкции) и диалога «Я – Другой» через художественную коммуникацию
«своего» и «чужого слова», на наш взгляд, представляется перспективным в
плане понимания природы психологического анализа у Иванова, его
авторской позиции и как формы взаимодействия личности с социумом.
Можно говорить о том, что чеховская традиция – непонимание человеком
самого себя (Эткинд, 1998. С. 357), продолженная Ивановым в разных
аспектах, перекликается у него и с традицией Достоевского: «Чем глубже
чувство, чем сложнее мысль, тем беднее речь, тем затрудненнее ее
рождение» (Эткинд, 1998. С. 257).
Тип символико-мифологического психологизма практиковался уже в
прозе Серебряного века. Обращение к символу, поэтике метаморфозы, мифу
определяет закономерность нашего внимания к понятию архетипа (К. Г.
Юнг), к исследованию переживаний персонажа в образах и картинах его
видений, подобных по структуре мифу или сну, к фольклору. Психологизм в
прозе Вс. Иванова явлен не только через время и место событийного уровня,
но и как «внутренняя Вселенная» (Жан-Поль) героя с маркированием этих
координат через сон, память, воображение. В то же время можно также
говорить и о использовании им приема остранненного хрототопа
(Новикова), помимо распространенного приема остранения (В. Шкловский)
и, как выяснилось, неостранения (О. Меерсон). А такие концепты, как
«стыд», «страх», позволяют существенно обогатить арсенал приемов
исследования прозы Иванова, ибо концепт является результатом
контаминации значения слова с индивидуальным опытом человека (Д.
Лихачев). Невербальный код в кинетическом поведении персонажа у204
Иванова отвечает общей установке на невозможность для ивановского героя
только вербальными средствами выразить «внутреннюю Вселенную»
личности. Отсюда – мастерство «жестового» психологизма при
постулировании традиций Л. Н. Толстого. По наблюдениям А. Белого, «Лев
Толстой широко применил способ Гоголя, заменяя характеристику жестомрефреном; у каждого из героев – свой жест; остроту стилизации,
гиперболизм Гоголя он умягчил; онатураленный жест стал круглее и мягче;
Толстой сделал гибким его, омногообразив вариациями; у Гоголя жестрефрен, как атом-зерно; у Толстого зерно проросло; выхват из жеста
раскрылся, как круг рода жестов» (Белый, 1934. С. 163).
Ждет своего изучения и звуковой код организации художественного
текста, чему мы в рамках предпринятого исследования не смогли уделить
должного внимания, хотя отдельные наблюдения опровергают расхожее
представление современников писателя о том, что его слух уступает зрению
и обонянию художника. Например, молчание как атрибут смерти в рассказе
«Киргиз Темербей», символика колокольного звона в «Ночи», звуковое
оформление сновидений («Жаровня архангела Гавриила») и т. п. А в
тяготении к иронии, абсурду, смеху на протяжении всего литературного
пути также явлена целостность мировоззренческих и художнических
позиций Иванова в воссоздании не просто бинарного, амбивалентного, а
противоречивого, сложного, разнообразного универсума человеческого
существования. Поэтому природа художественного таланта Иванова не
поддается однозначному определению, так как она синкретична – в духе
художественных открытий русской литературы первой трети ХХ века, – и
особенности его психологизма манифестируют как индивидуальное, так и
всеобщее.
Несомненно, что Всеволод Иванов еще не открыт в полной мере для
новых поколений и читателей, и исследователей, но несомненно и то, что это
открытие не только впереди, но уже на пороге.


Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура // Михаил
Бахтин: pro et contra. Антология. В 2 т. Т. 1. – СПб.: РХГИ, 2001. – С.
468-483.
2. Айрапетян В. Русские толкования. – М.: Языки русской культуры,
2000.
3. Акишина А. А. и др. Жесты и мимика в русской речи.
Лингвострановедческий словарь. – М.: Русские языки, 1991.
4. Апулей. Золотой осел. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
5. Асеев Н. Всеволод Ивaнов («Цветные ветра», «Лога») // Печать и
революция. – 1922. – № 7.– С. 311-313.
6. Афанасьев А. Н. Древо жизни. Избранные статьи. – М.: Современник,
1982.
7. Бабель И. Соч.: В 2 т. Т.2. – М.: Худож. лит., 1992.
8. Бакалдин И. П. Homo prostituens в русской литературе рубежа XIX-XX
веков: этико-экзистенциальный и художественный аспекты. –
Автореферат дисс. …канд. филол. наук. – Ставрополь, 2002. – 22 с.
9. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, 1989.
10.Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных
наук. – СПб.: Азбука, 2000б.
11.Бахтин М. М. Всеволод Иванов // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 2.
– М.: Русские словари, 2000а. – С. 393-395.
12.Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки
и техники. 1984–1985 гг. – М., 1986а. – С. 80-160.
13.Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. – М.: Худож. лит.,
1986б.
14.Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: Сов. Россия,
1979.
15.Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1986в.206
16.Белая Г. А. Закономерности стилевого развития советской прозы
двадцатых годов. – М.: Наука, 1977.
17.Белая Г. А., Павлова Н. С. Диалектика сознательного и
подсознательного в концепциях человека (из опыта советской и
немецкой литератур) // Советская литература и мировой литературный
процесс. Изображение человека. – М., 1972. – С. 106-165.
18.Белая Г. Дон-Кихоты 20-х годов. «Перевал» и судьба его идей. – М.:
Сов. писатель, 1989.
19.Беленький Н. Всеволод Иванов. «Тайное тайных». Рассказы» //Звезда.
– 1927.– № 3. – С. 197.
20.Белый А. Мастерство Гоголя. Исследование. – М.-Л.: Гослитиздат,
1934.
21.Бем А. Л. Исследования. Письма о литературе.– М.: Языки русской
культуры, 2001.
22.Бер У. Что означают цвета. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
23.Борев Ю. Особенности литературы в ХХ веке // Теория литературы. Т.
IV. Литературный процесс. – М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.– С.
456-468.
24.Боровой Л. Жизнь, как слово, – слаще и горче всего (Всеволод Иванов)
// Боровой Л. Язык писателя. – М.: Сов. писатель, 1966. – С. 73-129.
25.Брайнина Б. На перевале. Всеволод Иванов за 1930 год // Литература и
искусство. – 1931. – № 2–3. – С. 118-127.
26.Бузник В. В. Русская советская проза двадцатых годов. – Л.: Наука,
1975.
27.Буланов А. М. «Ум» и «сердце» в русской классике. – Саратов, 1992.
28.Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. – М.: Худож. лит., 1965-1967.
29.Бурова Г. М. Метод и особенности психологизма «Тайного тайных»
Вс. Иванова // Некоторые вопросы русской литературы ХХ века. – М.,
1973. – С. 95-112.207
30.Бурова Г. М. Особенности жанра и метода рассказов Всеволода
Иванова о гражданской войне (20-е годы) // Ученые записки. Моск.
пед. ин-т им. В. И. Ленина. Т. 485.– М., 1972. – С. 169-184.
31.Вагинов К. Козлиная песнь // Вагинов К. Козлиная песнь. Труды и дни
Свистонова: Романы. – М.: XXI-Согласие, 2000.
32.Валенцова М. М. Полесская традиция о сновидениях // Сны и видения
в народной культуре. Мифологический, религиозно-мистический и
культурно-психологический аспекты. – М.: РГГУ, 2001.– С. 44-54.
33.Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М.: Русские словари, 1997.
34.Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989.
35.Веселый А. Избранная проза. – Л.: Лениздат, 1983.
36.Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. – СПб.:
Азбука, 2000.
37.Воронский А. Всеволод Иванов // Воронский А. К. Избранные статьи
о литературе. – М. Худож. лит., 1982.
38.Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1968.
39.Галузо А.В. Средняя Азия и Казахстан в прозе Вс. Иванова. – АлмаАта, 1964. Автореферат дисс. … канд. филол. наук. – 21 с.
40.Гарфилд П. Управление снами // Психология сновидений:
Хрестоматия. – Минск: Харвест, 2003. – С. 266-288.
41.Гачев Г. Русский Эрос. – М.: Интерпринт, 1994.
42.Гельфанд М. От «Партизан» к «Особняку». К характеристике одной
писательской эволюции // Революция и культура. – 1928. – № 22. – С.
70-76.
43.Генис А. «Серапионы»: опыт модернизации русской прозы // Звезда. –
1996. – № 12.– С. 201-209.
44.Гинзбург Л. О психологической прозе. – Л.: Сов. писатель, 1971.
45.Гладковская Л. Всеволод Иванов. Очерк жизни и творчества. – М.:
Просвещение, 1972.208
46.Гладковская Л. Жизнелюбивый талант. Творческий путь Всеволода
Иванова. – Л.: Худож. лит., 1988.
47.Гоголь Н. В. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2, 3. – М.: Правда, 1968.
48.Головко В. М. Историческая поэтика русской классической повести. –
М.– Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
49.Голубков М. М. Русская литература ХХ в.: После раскола. – М.:
Аспект Пресс, 2001.
50.Горбачев Г. Всеволод Иванов // Современная русская литература. – Л.,
1929.– С. 229-246.
51.Горбов Д. Итоги литературного года // Новый мир. – 1925.– № 12. – С.
141-142.
52.Горбов Д. Поиски Галатеи. – М.: Федерация, 1929.
53.Гордович К. Д. История отечественной литературы ХХ века. 2-е изд.,
испр. и доп. – СПб.: СпецЛит., 2000.
54.Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т.11, 29, 30. – М.: ГИХЛ, 1951-1955.
55.Гречнев В. Я. Русский рассказ конца XIX–XX века. (Проблематика и
поэтика жанра). – Л.: Наука, 1979.
56.Григорьев И. Психоанализ как метод исследования художественной
литературы // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. – М.:
Республика, 1994. – С. 221-236.
57.Григорьев М. К спорам о творческом методе пролетарской литературы
(о психологизме и антипсихологизме) // Октябрь. – 1930. – № 8. – С.
183-197.
58.Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка
русских жестов. – М.-Вена: Языки русской культуры, Венский
славистический альманах, 2001.
59.Гришакова М. Визуальная поэтика В. Набокова // Новое литературное
обозрение. – 2002. – № 54. – С. 205-228.209
60.Гришин А. С. Русский советский рассказ второй половины 20-х годов
(к проблеме характера и психологизма) // Проблемы литературных
жанров. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1979. – С. 145-147.
61.Грознова Н. А. Ранняя советская проза. 1917–1925. – Л.: Наука, 1976.
62.Гроссман-Рощин И. С. Напостовский дневник. Без мотивов и без цели
(«Ночь» и «Особняк» Всеволода Иванова) // На литературном посту. –
1928. – № 20–21. – С. 43-48.
63.Груздев И. Всеволод Иванов // Книга и революция. – 1922.– № 6 (18). –
С. 24-26.
64.Давыдов Д. Ночное искусство (Сон и фрагментарность прозы) // Новое
литературное обозрение. – 2002. – № 54. – С. 246-250.
65.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 4. –
М.: Госиздат иностранных и национальных словарей, 1955.
66.Дарьялова Л. Н. «Возвращение Будды» Г. Газданова и «Возвращение
Будды» Вс. Иванова: опыт художественной интерпретации // Газданов
и мировая литература. – Калининград, 2000. – С. 175-187.
67.Дарьялова Л. Н. Тема Востока в прозе 20-х годов («Маленькая
трилогия» Л. Леонова и «Возвращение Будды» Вс. Иванова) //
Филологические науки. – 1987. – № 6. – С. 3-9.
68.Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 30, кн. 1. – Л.: Наука,
1972.
69.Друзин В. Стиль современной литературы. – Л.: Красная газета, 1929.
70.Егорова Л. П. Легенда и жизнь // Большой мир. Статьи о творчестве
Леонида Леонова. – М.: Моск. рабочий, 1972. – С. 187-201.
71.Егорова Л. П. Романтическая трактовка инонационального характера в
прозе Вс. Иванова // Всеволод Иванов и проблемы романтизма. – М.,
1976. – С. 23-34.
72.Егорова О. Г. О новых принципах создания циклического целого в
прозе орнаментализма (на примере произведений Вс. Иванова) в свете
литературно-теоретических взглядов В. К. Тредиаковского // В. К.210
Тредиаковский и русская литература XVIII–XX веков. Материалы
Международной научной конференции. – Астрахань: Изд-во АГУ,
2003.– С. 102-110.
73.Ермилов В. За живого человека в литературе. – М.: Федерация, 1928.
74.Есенин С. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3. – М.: Правда, 1983.
75.Есин А. Б. Литературоведение. Культурология. Избранные работы. –
М., 2002.
76.Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. – М.:
Просвещение, 1988.
77.Жельвис В. И. Вербальная дуэль: история и игровой компонент //
Жанры речи. – Саратов, 2002. Вып. 3. – С. 200-205.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ