ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально¬
ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 9
1.1. Эмоционально-ценностное отношение к природе как
компонент экологической культуры личности 9
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников 16
1.3. Содержание процесса формирования у младших
школьников эмоционально-ценностного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 21
Глава 2. Изучение возможностей формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 33
2.1. Изучение уровня сформированности эмоционально¬
ценностного отношения к природе у младших школьников 33
2.2. Проектирование методической работы по формированию
эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета
«Окружающий мир» 39
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 53
Глава 1. Теоретические основы формирования эмоционально¬
ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 9
1.1. Эмоционально-ценностное отношение к природе как
компонент экологической культуры личности 9
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников 16
1.3. Содержание процесса формирования у младших
школьников эмоционально-ценностного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир» 21
Глава 2. Изучение возможностей формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 33
2.1. Изучение уровня сформированности эмоционально¬
ценностного отношения к природе у младших школьников 33
2.2. Проектирование методической работы по формированию
эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета
«Окружающий мир» 39
Заключение 46
Библиографический список 48
Приложения 53
Проблема взаимоотношений человека и природы не нова, во второй половине XX века «антропогенный пресс» на природную среду составил сильнейшую угрозу продуктивности биосферы и качеству условий жизни самого человека. В настоящее время общество осознает, что основными факторами устойчивого развития являются гарантии экологической безопасности, принимаемые мировым сообществом. Поэтому вполне закономерно, что в настоящее время у ученых не вызывает сомнения необходимость развертывания непрерывного экологического образования, которое становится системообразующим фактором образования всех слоев населения.
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений человека, общества и природы. Экологическое образование - многоаспектный процесс обучения, воспитания и развития личности, включающий в себя формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы; воспитание эмоционально-чувственного мироощущения мира личности; формирование волевого фактора, без которого невозможна реализация экологических культуры человека (Алексеев, 2014).
У младших школьников преобладает познавательный интерес, субъективное отношение к природе и идентификация себя с объектами природы. Младший подростковый возраст является переломным, когда идентификация с природными объектами изменяется на субъектификацию. Поэтому в младшем школьном возрасте целесообразно развивать индивидуальные ценностные установки, ориентируя их на объекты природы (Баталыгина, 2012, 57-60).
Длительное время экологическое воспитание сводилось к природоохранному просвещению учащихся. Однако постепенно в среде педагогической общественности стало складываться понимание необходимости комплексного подхода к определению условий целенаправленного воспитания культуры отношений человека к миру природы. Смена исходных исследовательских установок сопровождалась активизацией деятельности по совершенствованию содержания и методики экологического воспитания. Особое внимание при этом уделялось выяснению взаимосвязи развития отношения к природному миру и необходимости овладения знаниями о различных сторонах взаимодействия общества и природы.
Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе происходит в процессе экологического воспитания, основная роль в котором принадлежит образовательным организациям и предполагает создание целостной системы экологических представлений с развитием эстетических чувств и участием обучающихся в практической экологической деятельности (Волкова, 2005, 53-55).
Вопросы усвоения школьниками экологических знаний, формирования культуры поведения в природном окружении, выработки у учащихся ценностного отношения к природе, а также организации практической природоохранной деятельности детей раскрыты в работах С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др.
Разработкой теоретических основ экологического образования младших школьников в нашей стране занимались Л.Д. Бобылева, Н.Ф. Виноградова, А.В. Миронов, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, А.Е. Тихонова и др. В работах этих авторов сформулированы цели, принципы, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы. Помимо концептуальных основ экологического образования младших школьников этими авторами были разработаны программы учебных и факультативных курсов, учебные и методические пособия.
Следует отметить, что наметившаяся в последние годы интеллектуализация процесса обучения и воспитания, усиление внимания к развитию познавательной сферы ребенка, к расширению детского кругозора, в определенном смысле отрицательно повлияла на формирование эмоциональной сферы учащихся. В результате в характере и поведении ребенка начали проявляться эмоциональная скудность, невосприимчивость к эмоциональным переживаниям других и чрезмерный для этого возраста рационализм. Вместе с тем, установлено, что поведение человека по отношению к природным объектам зависит от того, какие чувства они вызывают, с какими смысловыми образованиями личности и как они связаны, какие ценностные ориентации, установки сформированы по отношению к ним и т.д. В самом общем виде, оно обусловлено тем, как личность воспринимает тот или иной природный объект.
В этой связи становится очевидной необходимость смещения акцентов в экологическом образовании младших школьников с задачи формирования у учащихся системы экологических знаний на проблему воспитания у них культуры восприятия природных объектов, эмоционального переживания взаимодействия с ними, нравственного отношения к природе (Жестова, 2011, 78-81).
Вопросы формирования позитивного отношения младших школьников к природе рассматривались в работах Н.Ф. Виноградовой, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверева, В.В. Николиной, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвина. В то же время обращает на себя внимание недостаток специальных исследований по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, несмотря на тот факт, что в большинстве работ отмечается большое значение фактора эмоциональности в воспитании у учащихся младших классов школы положительного отношения к природе.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между насущной потребностью в формировании у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории.
На основании выше изложенного темой исследования является «Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- использовать технологию проблемного обучения для формирования эмоционально-ценностного отношения к природным объектам, формирования ценности природы, восприимчивости мира природы;
- включать в процесс обучения младших школьников проектные задачи для самостоятельного познавательного поиска ценностей и целей взаимодействия с объектами природы.
Задачи:
1. Изучить эмоционально-ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры личности.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
3. Определить содержание процесса формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Изучить уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
5. Разработать педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы педагогического исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, мониторинг процесса формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, проведение мероприятий с учащимися;
- диагностические методики: анкета Е.Е. Морозовой «Я знаю о природе», методика Ю.А. Полищука «Поведение в природе», анкета М.М. Ивановой «Мое отношение к природе», их количественная и качественная обработка методом математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Кимовск, Тульская область, 4 класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение. Содержание работы изложено на 52 страницах.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе проводится исследование возможностей формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Библиографический список включает 50 источников.
Экологическое образование признано приоритетным направлением в гармонизации отношений человека, общества и природы. Экологическое образование - многоаспектный процесс обучения, воспитания и развития личности, включающий в себя формирование научной системы знаний в области взаимодействия общества и природы; воспитание эмоционально-чувственного мироощущения мира личности; формирование волевого фактора, без которого невозможна реализация экологических культуры человека (Алексеев, 2014).
У младших школьников преобладает познавательный интерес, субъективное отношение к природе и идентификация себя с объектами природы. Младший подростковый возраст является переломным, когда идентификация с природными объектами изменяется на субъектификацию. Поэтому в младшем школьном возрасте целесообразно развивать индивидуальные ценностные установки, ориентируя их на объекты природы (Баталыгина, 2012, 57-60).
Длительное время экологическое воспитание сводилось к природоохранному просвещению учащихся. Однако постепенно в среде педагогической общественности стало складываться понимание необходимости комплексного подхода к определению условий целенаправленного воспитания культуры отношений человека к миру природы. Смена исходных исследовательских установок сопровождалась активизацией деятельности по совершенствованию содержания и методики экологического воспитания. Особое внимание при этом уделялось выяснению взаимосвязи развития отношения к природному миру и необходимости овладения знаниями о различных сторонах взаимодействия общества и природы.
Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе происходит в процессе экологического воспитания, основная роль в котором принадлежит образовательным организациям и предполагает создание целостной системы экологических представлений с развитием эстетических чувств и участием обучающихся в практической экологической деятельности (Волкова, 2005, 53-55).
Вопросы усвоения школьниками экологических знаний, формирования культуры поведения в природном окружении, выработки у учащихся ценностного отношения к природе, а также организации практической природоохранной деятельности детей раскрыты в работах С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др.
Разработкой теоретических основ экологического образования младших школьников в нашей стране занимались Л.Д. Бобылева, Н.Ф. Виноградова, А.В. Миронов, А.А. Плешаков, Л.П. Симонова, А.Е. Тихонова и др. В работах этих авторов сформулированы цели, принципы, охарактеризованы содержание и методические условия становления экологической культуры учащихся начальной школы. Помимо концептуальных основ экологического образования младших школьников этими авторами были разработаны программы учебных и факультативных курсов, учебные и методические пособия.
Следует отметить, что наметившаяся в последние годы интеллектуализация процесса обучения и воспитания, усиление внимания к развитию познавательной сферы ребенка, к расширению детского кругозора, в определенном смысле отрицательно повлияла на формирование эмоциональной сферы учащихся. В результате в характере и поведении ребенка начали проявляться эмоциональная скудность, невосприимчивость к эмоциональным переживаниям других и чрезмерный для этого возраста рационализм. Вместе с тем, установлено, что поведение человека по отношению к природным объектам зависит от того, какие чувства они вызывают, с какими смысловыми образованиями личности и как они связаны, какие ценностные ориентации, установки сформированы по отношению к ним и т.д. В самом общем виде, оно обусловлено тем, как личность воспринимает тот или иной природный объект.
В этой связи становится очевидной необходимость смещения акцентов в экологическом образовании младших школьников с задачи формирования у учащихся системы экологических знаний на проблему воспитания у них культуры восприятия природных объектов, эмоционального переживания взаимодействия с ними, нравственного отношения к природе (Жестова, 2011, 78-81).
Вопросы формирования позитивного отношения младших школьников к природе рассматривались в работах Н.Ф. Виноградовой, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверева, В.В. Николиной, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвина. В то же время обращает на себя внимание недостаток специальных исследований по проблеме формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, несмотря на тот факт, что в большинстве работ отмечается большое значение фактора эмоциональности в воспитании у учащихся младших классов школы положительного отношения к природе.
Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречия между насущной потребностью в формировании у младших школьников культуры эмоционально-ценностного отношения к природе и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической теории.
На основании выше изложенного темой исследования является «Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза: процесс формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- использовать технологию проблемного обучения для формирования эмоционально-ценностного отношения к природным объектам, формирования ценности природы, восприимчивости мира природы;
- включать в процесс обучения младших школьников проектные задачи для самостоятельного познавательного поиска ценностей и целей взаимодействия с объектами природы.
Задачи:
1. Изучить эмоционально-ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры личности.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
3. Определить содержание процесса формирования у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Изучить уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
5. Разработать педагогические условия формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы педагогического исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, мониторинг процесса формирования эмоционально-ценностного отношения к природе, проведение мероприятий с учащимися;
- диагностические методики: анкета Е.Е. Морозовой «Я знаю о природе», методика Ю.А. Полищука «Поведение в природе», анкета М.М. Ивановой «Мое отношение к природе», их количественная и качественная обработка методом математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Кимовск, Тульская область, 4 класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение. Содержание работы изложено на 52 страницах.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе проводится исследование возможностей формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Библиографический список включает 50 источников.
Проблема сущности экологического культуры многогранна. Его значение, цель и роль нельзя ограничивать подготовкой экологически образованных школьников. Суть процесса формирования экологической культуры школьников заключается в своеобразном преобразовании экокультурных ценностей в личностно значимые. Экологическую культуру нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы, это, прежде всего, необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего развития нашей цивилизации. Поэтому экологическое воспитание следует рассматривать как один из приоритетных факторов, влияющих на прогрессивные изменения общества.
Эмоционально-ценностное отношение к природе формируется в процессе экологического воспитания и проявляется в таких признаках: осознании ценности природы в жизни человека, самоценности природы; чувстве личной причастности к сохранению природных богатств, ответственности за них; способности личности гармонично сосуществовать с природой; умении вести себя компетентно, экологически безопасно; в критической оценке потребительски-утилитарного отношения к природе, которое приводит к нарушению природного равновесия, обострению экологического кризиса; активному участию в практических природоохранных мероприятиях; в осуществлении природоохранной деятельности по собственной инициативе; в экологическом просвещении.
Под эмоционально-ценностным отношением к природе понимается система ценностей, эмоций, идеалов, отношений, обеспечивающая формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся, активной деятельности по сохранению окружающей среды. Формирование положительного отношения детей к природе - это важное направление экологического воспитания оно отражает результат всей эко лого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.
Проведя выбранные диагностики и проанализировав уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников, мы выявили, что уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе недостаточный. Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что в данном классе необходимо провести целенаправленную систематическую работу по развитию эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». На основании полученных результатов исследования на формирующем этапе нами была подготовлена и проведена работа по развитию эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников. В ходе работы использовались материалы учебника «Окружающий мир» по УМК «Начальная школа XXI века», а также дополнительные задания.
Таким образом, после проведенного в работе исследования можно сделать вывод о том, что представленные теоретические и практические задачи были выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.
Изучение педагогического опыта, методической литературы в исследовательской работе позволяет рекомендовать в качестве эффективных педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» следующее:
- использовать технологию проблемного обучения для формирования эмоционально-ценностного отношения к природным объектам, формирования ценности природы, восприимчивости мира природы;
- включать в процесс обучения младших школьников проектные задачи для самостоятельного познавательного поиска ценностей и целей взаимодействия с объектами природы.
Эмоционально-ценностное отношение к природе формируется в процессе экологического воспитания и проявляется в таких признаках: осознании ценности природы в жизни человека, самоценности природы; чувстве личной причастности к сохранению природных богатств, ответственности за них; способности личности гармонично сосуществовать с природой; умении вести себя компетентно, экологически безопасно; в критической оценке потребительски-утилитарного отношения к природе, которое приводит к нарушению природного равновесия, обострению экологического кризиса; активному участию в практических природоохранных мероприятиях; в осуществлении природоохранной деятельности по собственной инициативе; в экологическом просвещении.
Под эмоционально-ценностным отношением к природе понимается система ценностей, эмоций, идеалов, отношений, обеспечивающая формирование гуманистических ценностных ориентаций учащихся, активной деятельности по сохранению окружающей среды. Формирование положительного отношения детей к природе - это важное направление экологического воспитания оно отражает результат всей эко лого-педагогической работы с детьми, является конечным ее продуктом и показателем.
Проведя выбранные диагностики и проанализировав уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников, мы выявили, что уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к природе недостаточный. Исходя из полученных данных, мы сделали вывод, что в данном классе необходимо провести целенаправленную систематическую работу по развитию эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир». На основании полученных результатов исследования на формирующем этапе нами была подготовлена и проведена работа по развитию эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников. В ходе работы использовались материалы учебника «Окружающий мир» по УМК «Начальная школа XXI века», а также дополнительные задания.
Таким образом, после проведенного в работе исследования можно сделать вывод о том, что представленные теоретические и практические задачи были выполнены, цель достигнута и выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.
Изучение педагогического опыта, методической литературы в исследовательской работе позволяет рекомендовать в качестве эффективных педагогических условий формирования эмоционально-ценностного отношения к природе у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» следующее:
- использовать технологию проблемного обучения для формирования эмоционально-ценностного отношения к природным объектам, формирования ценности природы, восприимчивости мира природы;
- включать в процесс обучения младших школьников проектные задачи для самостоятельного познавательного поиска ценностей и целей взаимодействия с объектами природы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Воспитание ценностного отношения к природе у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2022 - Формирование ценностного отношения к природе в младшем школьном возрасте (на примере кружка «Оригами»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



