ТВОРЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ АФРОАМЕРИКАНСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАРЛЬЗА ЧЕСНАТТА
|
Введение 3
Глава I Формирование афроамериканской литературной традиции: от истоков до рубежа XIX-XX веков 6
1. Литература афроамериканцев XVIII - начала XIX веков - зарождение
традиции
2. Время, эпоха, философия, литературное пространство рубежа XIX-XX
веков
3. Чарльз Чеснатт - «пионер» новой негритянской прозы 40
Глава II Творческое воплощение афроамериканского сознания в произведениях Чарльза Чеснатта 44
2.1 Отход от благопристойного канона и новый образ негра в романе «Дом,
скрытый кедрами» 44
2.2 Тема расового барьера, борьба представлений и ценностей в сборнике
рассказов «Жена его юности и другие истории о расовом барьере» 56
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Глава I Формирование афроамериканской литературной традиции: от истоков до рубежа XIX-XX веков 6
1. Литература афроамериканцев XVIII - начала XIX веков - зарождение
традиции
2. Время, эпоха, философия, литературное пространство рубежа XIX-XX
веков
3. Чарльз Чеснатт - «пионер» новой негритянской прозы 40
Глава II Творческое воплощение афроамериканского сознания в произведениях Чарльза Чеснатта 44
2.1 Отход от благопристойного канона и новый образ негра в романе «Дом,
скрытый кедрами» 44
2.2 Тема расового барьера, борьба представлений и ценностей в сборнике
рассказов «Жена его юности и другие истории о расовом барьере» 56
Заключение 73
Список использованной литературы 75
Афроамериканская литература, превратившись в одну из «наиболее динамичных ветвей национальной литературы», при всей своей эстетической и тематической самобытности неотторжима, по мнению ведущих ученых, от общих тенденций художественного развития США . Именно поэтому американская филология уже давно уделяет особое внимание изучению литературы чернокожих афроамериканцев, в то время как в отечественной науке подобные исследования начались относительно недавно.
Тем не менее, значительное количество научных работ известных литературоведов, среди которых можно назвать Ю. В. Стулова, И. М. Удлер, A.B. Ващенко, О. Ю. Панову и др., посвящены различным аспектам творчества первых негритянских литераторов. Многие отечественные исследователи обращались к изучению произведений афроамериканских писателей XX века: можно вспомнить работы Г. П. Злобина, A. C. Мулярчика, М. В. Тлостановой, Т. Н. Денисовой, Б. А. Гиленсона, Т. В. Воронченко и др. Однако период становления афроамериканской литературы как самостоятельного явления на рубеже XIX-XX веков в отечественной филологии до сих пор остается мало изученным.
Одним из тех афроамериканских писателей, чье творчество почти не известно в нашей стране, является и Чарльз Чеснатт (1858-1932), в то время как в американской науке ему посвящено множество исследований. Это и монографии У. Эндрюса, М. Уилсона, Д. МакУильямса, и концептуальные работы ведущих критиков афроамериканской литературы, таких как Ч. Дункан, Г. Л. Гейтс и Х. Бейкер. Многие ученые в своих научных статьях рассматривают различные аспекты произведений Чеснатта (О. Хейм, Б. Бендер, Т. Смит, Д. Винтс, В. Дж. Гаррел и др.).
В большинстве же отечественных исследований творческое наследие Чарльза Чеснатта упоминается вскользь, нет ни развернутого анализа текстов автора, ни попыток определить место писателя в истории литературы США. Таким образом, вопросы изучения поэтики большой и малой прозы Чарльза Чеснатта и уточнение места его творчества в историко-литературном процессе США представляются давно назревшими, что обуславливает актуальность и новизну данного исследования.
Целью настоящей работы является рассмотрение основных произведений Ч. У. Чеснатта в контексте ключевых тенденций развития словесности чернокожих афроамериканцев рубежа XIX-XX веков.
В диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:
1) Обобщить опыт исследователей в области изучения творчества Ч. У. Чеснатта, очертив круг уже рассмотренных проблем и выделив направления для дальнейшего исследования.
2) Определить индивидуальное своеобразие творческого метода писателя, и, тем самым, выявить его роль в развитии афроамериканской литературы.
3) На материале романа «Дом, скрытый кедрами» проследить тенденцию отхода от благопристойного канона, а также рассмотреть новаторство автора в создании «нового образа негра».
4) Проанализировать проблему расового барьера и способы ее освещения в тексте на материале сборника рассказов Ч. У. Чеснатта «Жена его юности и другие истории о расовом барьере».
Объектом изучения в работе являются сборник рассказов «Жена его юности и другие истории о расовом барьере» (1899) и первый роман Чеснатта «Дом, скрытый кедрами» (1900). Предметом исследования является художественное мастерство Ч. У. Чеснатта как литератора и автора большой и малой прозы.
В тех разделах диссертации, где произведения Чарльза Чеснатта сравнивались с прозой писателей реалистов и регионалистов, был использован сравнительно-сопоставительный метод. Опора на культурно-исторический принцип при осуществлении исследования позволила осмыслить художественно-эстетическую значимость текстов, а также провести анализ произведений с точки зрения их места в творчестве писателя и афроамериканской литературе эпохи рубежа XIX-XX веков. Типологический подход позволил оценить своеобразие отдельных черт поэтики произведений Чарльза Чеснатта, касающихся приемов повествования, проблематики, прорисовки персонажей, художественного метода. Структурный метод был применен при анализе отдельных элементов литературного произведения, относящихся к разным уровням - языковым, содержательным, мировоззренческим.
Тем не менее, значительное количество научных работ известных литературоведов, среди которых можно назвать Ю. В. Стулова, И. М. Удлер, A.B. Ващенко, О. Ю. Панову и др., посвящены различным аспектам творчества первых негритянских литераторов. Многие отечественные исследователи обращались к изучению произведений афроамериканских писателей XX века: можно вспомнить работы Г. П. Злобина, A. C. Мулярчика, М. В. Тлостановой, Т. Н. Денисовой, Б. А. Гиленсона, Т. В. Воронченко и др. Однако период становления афроамериканской литературы как самостоятельного явления на рубеже XIX-XX веков в отечественной филологии до сих пор остается мало изученным.
Одним из тех афроамериканских писателей, чье творчество почти не известно в нашей стране, является и Чарльз Чеснатт (1858-1932), в то время как в американской науке ему посвящено множество исследований. Это и монографии У. Эндрюса, М. Уилсона, Д. МакУильямса, и концептуальные работы ведущих критиков афроамериканской литературы, таких как Ч. Дункан, Г. Л. Гейтс и Х. Бейкер. Многие ученые в своих научных статьях рассматривают различные аспекты произведений Чеснатта (О. Хейм, Б. Бендер, Т. Смит, Д. Винтс, В. Дж. Гаррел и др.).
В большинстве же отечественных исследований творческое наследие Чарльза Чеснатта упоминается вскользь, нет ни развернутого анализа текстов автора, ни попыток определить место писателя в истории литературы США. Таким образом, вопросы изучения поэтики большой и малой прозы Чарльза Чеснатта и уточнение места его творчества в историко-литературном процессе США представляются давно назревшими, что обуславливает актуальность и новизну данного исследования.
Целью настоящей работы является рассмотрение основных произведений Ч. У. Чеснатта в контексте ключевых тенденций развития словесности чернокожих афроамериканцев рубежа XIX-XX веков.
В диссертационном исследовании ставятся следующие задачи:
1) Обобщить опыт исследователей в области изучения творчества Ч. У. Чеснатта, очертив круг уже рассмотренных проблем и выделив направления для дальнейшего исследования.
2) Определить индивидуальное своеобразие творческого метода писателя, и, тем самым, выявить его роль в развитии афроамериканской литературы.
3) На материале романа «Дом, скрытый кедрами» проследить тенденцию отхода от благопристойного канона, а также рассмотреть новаторство автора в создании «нового образа негра».
4) Проанализировать проблему расового барьера и способы ее освещения в тексте на материале сборника рассказов Ч. У. Чеснатта «Жена его юности и другие истории о расовом барьере».
Объектом изучения в работе являются сборник рассказов «Жена его юности и другие истории о расовом барьере» (1899) и первый роман Чеснатта «Дом, скрытый кедрами» (1900). Предметом исследования является художественное мастерство Ч. У. Чеснатта как литератора и автора большой и малой прозы.
В тех разделах диссертации, где произведения Чарльза Чеснатта сравнивались с прозой писателей реалистов и регионалистов, был использован сравнительно-сопоставительный метод. Опора на культурно-исторический принцип при осуществлении исследования позволила осмыслить художественно-эстетическую значимость текстов, а также провести анализ произведений с точки зрения их места в творчестве писателя и афроамериканской литературе эпохи рубежа XIX-XX веков. Типологический подход позволил оценить своеобразие отдельных черт поэтики произведений Чарльза Чеснатта, касающихся приемов повествования, проблематики, прорисовки персонажей, художественного метода. Структурный метод был применен при анализе отдельных элементов литературного произведения, относящихся к разным уровням - языковым, содержательным, мировоззренческим.
В диссертационном исследовании был проведен анализ основного художественного наследия афроамериканского прозаика Чарльза Чеснатта, который позволил более подробно и детально рассмотреть тематику творчества писателя, проблематику его прозы, а также особенности художественного метода. Для полноценного анализа творчества писателя был привлечен историко-литературный контекст развития афроамериканской словесности XVIII-XIX веков, что позволило сделать попытку оценить место Чарльза Чеснатта как литератора в американской литературной традиции, а также сформулировать следующие выводы относительно творческого наследия писателя.
Чеснатт одним из первых афроамериканских писателей обращается к проблематике расового барьера и расовых предубеждений, освещая ключевые темы для чернокожего населения рубежа веков - пересечение расового барьера,
проблемы самосознания и поиск идентичности. При этом автор не просто использует публицистику, статистику и антирасистские лозунги, приравнивая писательство к общественной деятельности, а качественно перерабатывает и преобразовывает саму литературную традицию, что позволяет нам говорить о значимости вклада Чеснатта в формирование афроамериканской словесности.
В романе «Дом, скрытый кедрами» Чарльз Чеснатт затрагивает важную проблему выдавания себя мулатами за белых (“passing for white”). На примере главных героев Джона и Рины автор демонстрирует, что подобный обман не может устранить расовую неприязнь, а, напротив, еще больше обостряет ее. Таким образом Чеснатт поднимает проблему самосознания представителей черной образованной элиты, приходя к выводу - идентичность не выбирают, она существует внутри человека независимо от его желания и не ограничивается цветом кожи. Новаторство автора заключается в значительной трансформации благопристойного канона: для образа благовоспитанной дамы Чеснатт выбирает типаж героини-полукровки, а в центр любовного треугольника помещает негра. Кроме того, в романе Чеснатт «вычерчивает» абсолютно непривычный, новый образа афроамериканца. Автор впервые в американской литературе воссоздает психологию негра, не обобщая всех представителей черной расы, а обращаясь к конкретной личности. Чеснатт упоминает о двойственности сознания афроамериканцев, что обуславливает наличие противоречивых мнений, межрасового сочувствия и внутрирасовой неприязни.
В сборнике рассказов «Жена его юности и другие истории о расовом барьере» Чеснатт исследует проблематику расового барьера посредством анализа внутреннего мира афроамериканцев. Сосредотачиваясь в рассказах на психологических проблемах, самоидентификации и двойственности этнического сознания афроамериканцев, писатель показывает героев в динамике поступков и событий. Такие его персонажи, как Мистер Райдер, Сисеро Клейтон, Клара Хофедрел, уже не похожи на фольклорные образы страдающих негров, но и лишены пафоса, характерного для аболиционистской литературы. Эти герои очень живые, сложные, противоречивые, они вынуждены в своей жизни делать 81
нелегкий выбор, не всегда, по мнению автора, верный. Помимо этого, Чеснатту удается крайне смело освещать исторический контекст повествований, не упрощая социальные и экономические проблемы рубежа XIX-XX веков. Писатель показывает все тонкости и сложности процесса принятия свободы на Севере, демонстрирует примеры не только межрасовой, но и внутрирасовой неприязни и гордости, борется с расовыми предубеждениями и одновременно осуждает представителей своего народа за спесь, безграмотность и отказ от своих корней.
Уже при жизни Чарльз Чеснатт заявил о себе как о писателе национального масштаба. Его творческое наследие является ярким примером трансформации литературной традиции американских негров и серьезным вкладом в становление самостоятельной афроамериканской литературы на рубеже XIX-XX веков.
Чеснатт одним из первых афроамериканских писателей обращается к проблематике расового барьера и расовых предубеждений, освещая ключевые темы для чернокожего населения рубежа веков - пересечение расового барьера,
проблемы самосознания и поиск идентичности. При этом автор не просто использует публицистику, статистику и антирасистские лозунги, приравнивая писательство к общественной деятельности, а качественно перерабатывает и преобразовывает саму литературную традицию, что позволяет нам говорить о значимости вклада Чеснатта в формирование афроамериканской словесности.
В романе «Дом, скрытый кедрами» Чарльз Чеснатт затрагивает важную проблему выдавания себя мулатами за белых (“passing for white”). На примере главных героев Джона и Рины автор демонстрирует, что подобный обман не может устранить расовую неприязнь, а, напротив, еще больше обостряет ее. Таким образом Чеснатт поднимает проблему самосознания представителей черной образованной элиты, приходя к выводу - идентичность не выбирают, она существует внутри человека независимо от его желания и не ограничивается цветом кожи. Новаторство автора заключается в значительной трансформации благопристойного канона: для образа благовоспитанной дамы Чеснатт выбирает типаж героини-полукровки, а в центр любовного треугольника помещает негра. Кроме того, в романе Чеснатт «вычерчивает» абсолютно непривычный, новый образа афроамериканца. Автор впервые в американской литературе воссоздает психологию негра, не обобщая всех представителей черной расы, а обращаясь к конкретной личности. Чеснатт упоминает о двойственности сознания афроамериканцев, что обуславливает наличие противоречивых мнений, межрасового сочувствия и внутрирасовой неприязни.
В сборнике рассказов «Жена его юности и другие истории о расовом барьере» Чеснатт исследует проблематику расового барьера посредством анализа внутреннего мира афроамериканцев. Сосредотачиваясь в рассказах на психологических проблемах, самоидентификации и двойственности этнического сознания афроамериканцев, писатель показывает героев в динамике поступков и событий. Такие его персонажи, как Мистер Райдер, Сисеро Клейтон, Клара Хофедрел, уже не похожи на фольклорные образы страдающих негров, но и лишены пафоса, характерного для аболиционистской литературы. Эти герои очень живые, сложные, противоречивые, они вынуждены в своей жизни делать 81
нелегкий выбор, не всегда, по мнению автора, верный. Помимо этого, Чеснатту удается крайне смело освещать исторический контекст повествований, не упрощая социальные и экономические проблемы рубежа XIX-XX веков. Писатель показывает все тонкости и сложности процесса принятия свободы на Севере, демонстрирует примеры не только межрасовой, но и внутрирасовой неприязни и гордости, борется с расовыми предубеждениями и одновременно осуждает представителей своего народа за спесь, безграмотность и отказ от своих корней.
Уже при жизни Чарльз Чеснатт заявил о себе как о писателе национального масштаба. Его творческое наследие является ярким примером трансформации литературной традиции американских негров и серьезным вкладом в становление самостоятельной афроамериканской литературы на рубеже XIX-XX веков.
Подобные работы
- ТВОРЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ АФРОАМЕРИКАНСКОГО
СОЗНАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАРЛЬЗА ЧЕСНАТТА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ТВОРЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ АФРОАМЕРИКАНСКОГО СОЗНАНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ЧАРЛЬЗА ЧЕСНАТТА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017



