ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК
1.1. Сущность понятий «изобразительно-выразительные» и «технические
умения» и особенности их развития у детей пятого года жизни в процессе обучения рисованию 7
1.2. Общая характеристика изобразительных техник, рекомендованных для
освоения детьми пятого года жизни 15
1.3. Педагогические условия развития изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни в процессе освоения изобразительных техник 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК 30
2.1. Определение уровня развития изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни 30
2.2. Содержание образовательной работы по развитию изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни в процессе
освоения изобразительных техник 35
2.3. Анализ результатов исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития ребенка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
В теории дошкольного воспитания изучалась специфика и пути формирования изобразительных способностей детей в рисовании. В дошкольном возрасте дети осваивают изобразительно-выразительные и технические умения, которые являются основой рисования. Полученные в результате этих исследований данные свидетельствуют о том, что в условиях целенаправленного формирования успешно развивается продуктивное творчество детей этого возраста в изобразительной деятельности — эмоционально насыщенной, имеющей большие возможности обогащения духовного мира ребенка, развития его творческих способностей.
В трудах Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной, О. Соломенниковой, Е.А. Флериной, Н.В. Шайдуровой раскрываются различные аспекты деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения).
В исследованиях Р.Г. Казаковой, Н.Л. Сакулиной, Е.А. Флериной рассматривались вопросы развития детского изобразительного творчества в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и технологии изобразительно-выразительных особенностей рисования разными художественными материалами.
Исследования Т.С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.
Проблему формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи А.А. Дмитриева, С.В. Иванникова, С.В. Погодина, которые в своих работах раскрыли особенности создания детьми образа в раз-личных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как форму не только изображения, но и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений.
Исследователи В.С. Кузин, Б.М. Неменский, С.В. Погодина, Р.М. Чумичева и др. исходят из того, что активное воздействие на ребенка средствами искусства способствует обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках.
На основе вышеизложенного, нами была определена тема исследования «Развитие изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни в процессе освоения изобразительных техник».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития изобразительно-выразительных и технических умений у детей 5 года жизни в процессе освоения изобразительных техник?
Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: развитие изобразительно-выразительных и технических умений у детей 5 года жизни.
Предметом исследования: педагогические условия развития изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни в процессе освоения изобразительных техник.
Гипотеза исследования: успешность в развитии изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни в процессе освоения изобразительных техник может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- обогащением представлений детей об объектах и явлениях окружающей действительности на основе наблюдений и восприятия иллюстраций и произведений живописи и графики;
- расширением представлений детей о выразительных средствах разно-образных изобразительных техник и умением их использования при создании рисунка;
- обеспечением позиции субъекта в процессе рисования.
В соответствии с проблемой, объектом и предметом исследования нами были определены следующие задачи:
1. Выяснить сущность понятий «изобразительно-выразительные» и «технические умения» и особенности их развития у детей пятого года жизни в процессе обучения рисованию.
2. Представить общую характеристику изобразительных техник, доступных для освоения детьми пятого года жизни.
3. Определить , теоретически обосновать и апробировать педагогические условия развития изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни в процессе освоения изобразительных техник.
4. Выявить динамику в развитии изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни.
Теоретические основы исследования:
- исследования отечественных педагогов о развитии изобразительно-выразительных и технических умений у дошкольников в процессе обучения рисованию (Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, И.А. Лыковой, С.В. Погодиной, Н.П. Сакулиной и др.);
- методические рекомендации по освоению детьми пятого года жизни изобразительными техниками (Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казакова, И.А. Лыкова, С.В. Погодина).
Методы исследования:
- теоретический анализ научной и методической литературы;
- педагогический эксперимент;
- анкетирование;
- наблюдение;
- анализ продуктов детской деятельности;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Выпускная квалификационная работа была направлена на определение педагогических условий развития изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни в процессе освоения изобразительных техник.
Теоретическую основу исследования составили исследования отечественных педагогов о развитии изобразительно-выразительных и технических умений у дошкольников в процессе обучения рисованию (Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.);
- методические рекомендации по освоению детьми пятого года жизни изобразительными техниками (Г.Н. Давыдова, Р.Г. Казакова, И.А. Лыкова, С.В. Погодина).
Использование педагогами разнообразных нетрадиционных техник в обучении рисованию развивает творческий потенциал детей. Педагогу же разнообразие изобразительных техник позволяет ставить перед детьми новые задачи, и стимулирует творческую активность. К тому же нетрадиционные техники развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность и самое главное - уверенность в себе. У детей возрастает интерес к изобразительной деятельности. Они более творчески всматриваются в окружающий мир, учатся находить разные оттенки. Приобретают опыт эстетического восприятия. Дети создают новый оригинальный продукт. Про-являют творчество, реализуют свои замыслы, и самостоятельно находят средства для его воплощения.
Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко» г. Бирюча» Красногвардейского района Белгородской области.
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов - констатирующего, формирующего и контрольного.
Содержание образовательной работы было построено на основе гипотезы исследования, согласно которой успешность в развитии изобразительно-выразительных и технических умений у детей 5 года жизни в процессе освоения изобразительных техник может быть обеспечена реализацией следующих педагогических условий:
- обогащением представлений детей об объектах и явлениях окружаю-щей действительности на основе наблюдений и восприятия иллюстраций и произведений живописи и графики;
- расширением представлений детей о выразительных средствах разнообразных изобразительных техник и умением их использования при создании рисунка;
- обеспечением позиции субъекта в процессе рисования.
Сопоставление результатов контрольного и констатирующего этапов эксперимента позволило выявить положительную динамику в развитии изобразительно-выразительных и технических умений у детей пятого года жизни.
Таким образом, нами были подтверждены условия гипотезы исследования. Поставленные цель и задачи - решены.
1. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. Ред. А. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «ИЗД. «ДЕТСТВО-ПРЕСС, М.: ТЦ «СФЕРА», 2012. - 352 с.
2. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Уч.-мет. пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 288с.
3. Вершинина Н. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства /Вершинина Н.//Дошкольное воспитание. — 2004. - № 6. - с.43-52.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология /под ред. Эльконина Д.Б. - М.: Педагогика, 2004. - 432с.
5. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 2000.- 80с.
6. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 1999. - 205с.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. /Г.Г. Григорьева - М., 1999. - 344с.
8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. - М.: Скрипторий 2003, 2007. - 80 с.
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. :«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-280с.
10. Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство». // Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 20142010.
11. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразитель-ного творчества / В.А. Езикеева. - М., 1983. - 115 с.
12. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство / Н.М. Зубарева. - М., 1968. - 187 с.
13. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.: 1961. - С. 35.
14. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учеб. пос. для вузов. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2007. - 225 с.
15. Казакова Т.Г. Изобразительная Деятельность и художественное раз-витие дошкольников / Т.Г. Казакова. - М.: Педагогика, 1983. - 206 с.
16. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255с.
17. Комарова Т.С. Дети в мире творчества / Т.С. Комарова. М.: Педагогика, 1995. - 165 с.
18. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.
19. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации — М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 192 с.
20. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Издание 2-е перераб и доп. - М.: Просвещение, 1976. - 158с.
21. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. - М.: Аркти, 2003. - 115 с.
22. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников.: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
23. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ. — 2008. — 160с.
24. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
25. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 2005. - 128 с.
26. Леонова Н.Н. «Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты».-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - 320 с.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. /Е.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1985. - 232 с.
28. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: Планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: «КА-РАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 135 с.
29. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и раз-вития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с.
30. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Т.С. Комарова, В.А. Езикеева, Е.В. Лебедева и др. - М.: Просвещение, 1985. - 271с.
31. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 592 с.
32. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвое¬ния социального опыта. - М.: Просвещение, 1981. - 326 с.
33. Мухина В.С. Генезис изобразительной деятельности ребенка.: Дис.. ..докт. психол наук. - М., 1972. - 442 с.
34. Мухина В.С. Психология дошкольника. /В.С. Мухина — М.: Педагогика, 2005. - 276 с.
35. Нестерова И.А. Использование нетрадиционных техник в изобрази-тельной деятельности детей дошкольного возраста // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru-http://odiplom.ru/lab/ispolzovanie-netradicionnyh-tehnik-v-izobrazitelnoi-deyatelnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
36. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. /Л. Ф. Обухова - М.: Тривола, 2006. - 203с.
37. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014. - 368 с.
38. Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева Л.В. Декоративное искусство — детям. /Г.Н. Пантелеев и др. - М.: Просвещение, 2006. - 138 с.
39. Партыка Н.В. Система работы по развитию художественно-творческих способностей детей 6-7 лет в процессе создания выразительного образа природы с использованием нетрадиционных техник рисования // https://elibrary.ru/download/elibrary 17909647 94617745.pdf
40. Петухова Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие раз-вития художественно-творческих способностей у детей старшего дошколь¬ного возраста// https://elibrary.ru/download/elibrary_16753503_10121896.pdf
41. Погодина Е.В. Развитие творчества в рисовании детей 3-х и 7-ми лет под влиянием художественных эталонов /Дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М., 2001. - 231 с.
42. Погодина С.В. Шаг в искусство: Методические рекомендации по реализации программы. - М.: ВАКО, 2016. - 128 с.
43. Погодина С.В. Художественные техники - классические и неклассические / С.В. Погодина // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 52-67.
44. Погодина С.В. Художественные техники. Монитипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография / С.В. Погодина // Дошкольное воспитание. -
2011. - № 3. - С. 53-62.
45. Погодина С.В. Сущность детского изобразительного творчества / С.В. Погодина // Современное дошкольное образование: теория и практика. -
2012. - № 3. - С.46-48
46. Психология рисунка и живописи /Под ред. Е.М. Игнатьева. - М.: Про-свещение, 1954. - 109с.
47. Ривина Е.К. Взаимосвязь ознакомления дошкольников с окружающим миром и развитие детского изобразительного творчества // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2011. - № 1. - С.10-17.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер-Ком, 1999. - 720 с.
49. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду /Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - М.: Просвещение, 1982. - 134с.
50. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве /Н.П. Сакулина - М.: Просвещение, 1965. - 130с.
51. Сибиркина Е.Н. Диагностика уровня развития изобразительных замыслов дошкольников //
https://elibrary.ru/download/elibrary 22774559 55297677.html
52. Смирнова Р.Н. Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании: Автореферат дисс. канд. пед. наук., М., 1978.- 32 с.
53. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством /О. Соломенникова//Дошкольное воспитание — 2004. - № 9. - с.42-45.
54. Страхова О.С. Развитие творчества дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования //
https://elibrary.ru/download/elibrary 30404666 15981728.pdf
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
56. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста /Е. А. Флерина - М.: Просвещение, 1956. - 208с.
57. Художественное творчество в детском саду /Под. ред. Н.А. Ветлугиной. — М.: Просвещение, 2004. - 327с.
58. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. / Н.В. Шайдурова - М.:ТЦ Сфера, 2008. - 160с.
59. Шнякина Е.В. Развитие изобразительно-выразительных умений у до-школьников в продуктивных видах деятельности
https://elibrary.ru/download/elibrary_20355802_49351327.pdf
60. Щербаков В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В.С. Щербаков. - М., 1969. - 126 с.
61. Якобсон П.М. Психология художественного творчества / П.М. Якобсон — М.: Педагогика, 1971. - 241 с.