ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА 9
1.1. Молодые семьи группы риска как объект социальной работы 9
1.2. Специфика социальной работы с молодыми семьями группы
риска 28
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С
МОЛОДЫМИ СЕМЬЯМИ ГРУППЫ РИСКА НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РОВЕНЬСКОГО РАЙОНА) 45
2.1. Проблемы социальной работы с молодыми семьями группы риска в
Ровеньском районе (на материалах социологического исследования) 45
2.2. Рекомендации по совершенствованию социальной работы с
молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 90
Актуальность темы исследования. Молодая семья в современной России находится с одной стороны в сложных условиях глубоких перемен в общественном развитии, а с другой стороны происходит модернизация самого института семьи. С учетом перспектив развития российского общества молодая семья обладает особой социальной ценностью, так как ей присуща высокая социальная активность и мобильность, повышенная восприимчивость к изменениям и склонность к реформированию общественной и индивидуальной жизни. Молодые семьи являются основным объектом реформирования и внедрения инновационных технологий как в обществе, так и на производстве. Молодым семьям отводится большая роль в улучшении демографической ситуации, так как по физиологическим показателям эта социальная группа находится в рамках наиболее благоприятного репродуктивного возраста. На их долю приходится 23 рожденных детей. В современных условиях демографический фактор выдвигается в разряд приоритетных государственных задач, определяющих безопасность и перспективы развития нашей страны.
Молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака, при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста [11]. В структуре семьи данной категории различают два её вида - полная, благополучная семья и семья социального риска.
Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, а их существование находится под угрозой, характеризуются как семьи социального риска. Рост числа молодых семей социального риска в обществе обуславливает актуальность этой проблемы. Именно эти семьи являются основными объектами социальной работы [1]. Современная молодая семья сильно подвержена влиянию всех негативных факторов социальной реальности и является наиболее уязвимой. В связи со сложным социально-экономическим
положением в стране растёт число семей группы риска. К ним относятся: неполные семьи, одинокие матери, несовершеннолетние родителя, семьи с детьми инвалидами, семьи, взявшие детей под опеку, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи безработных, имеющих
несовершеннолетних детей, девиантные семьи. Все более широкое распространение получает гражданский брак среди молодежи.
В настоящий период положение молодых семей группы риска осложняется общим ухудшением экономического положения в российском обществе, что приводит к проблемам не только материального плана, но и духовно-идеологическим. Социально-экономические перемены,
происходящие в России, в основном негативно влияют на положение большинства семей группы риска, государственная поддержка которых крайне актуальна.
Многие молодые семьи группы риска не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами и кризисами, не способны изменить себя ради сохранения своей целостности. Общество оказалось перед необходимостью оказания помощи таким семьям. К изменению отношения государства к семье подтолкнуло состояние кризиса не только в обществе, но и кризиса семьи в целом. Актуальность проблемы изучения молодой семьи группы риска так же обусловлена рядом объективных обстоятельств:
- во-первых, необходимостью объяснения кризиса жизненных ценностей и смыслов, в котором оказалась молодая семья на этапе системного кризиса в обществе;
- во-вторых, потребностью в осмыслении существующих в нашем обществе типов (моделей) социально-экономического поведения семьи и соответствующих им жизненных стратегий;
- в-третьих, противоречиями и трудностями формирования адекватных жизненных решений в зависимости от социально-экономического положения семьи.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной науке имеются фундаментальные работы, посвященные проблематике семьи в целом, среди авторов которых необходимо назвать А.Г. Харчева [84], М.С. Мацковского, А.И Антонова [19], И.В. Бестужева-Ладу [22], Г.А. Вишневского, С.И. Голода [27], И.А. Гундорова, А.А. Клецина, Н.А. Соколова [66], Л. Берковей [20] и др.
В исследованиях В.И. Жукова [74], Т.М. Афанасьева, Матушкиной [79], Л.В. Лебедевой, В.М. Медковой, Т.А. Склюевой [50] отражено современное состояние российской семьи.
Теоретические исследования А.Г. Харчева [85] посвящены основам методологии и методики изучения проблем семьи, в них раскрывается сущность брака и семьи как социального явления, которая анализируется с точки зрения, как традиционного эволюционного подхода к истории семейных форм, так и с точки зрения функционального подхода.
М.С Мацковский придерживался функционального подхода к пониманию семьи и ее функции в обществе, он исследовал системные связи между характером экономической жизнедеятельности и функциональной спецификой семьи. В своих работах он изучил взаимозависимость функционирования семьи как социального института и как системы индивидуально-личностных отношений, воплощающих потребность личности в семейной группе. Более конкретные исследования молодой семьи группы риска, как феномена, связаны, прежде всего, с изучением факторов дестабилизации семейных отношений.
Проблемы, связанные с семьей группы риска анализируются в работах
А.И. Антонова [19], Ю.М. Антоняна, М.М. Бабаева, Т.А. Склюевой [64], В.Д. Ермакова, Н.И. Крюковой, В.В. Панкратова, Д.А. Шестакова и др.
Экономические проблемы молодой семьи рассматриваются в работах Л.Л. Корняк, Н.М. Римашевской, Н.А. Соколовой [68] и др. Авторами исследованы основные факторы, обеспечивающие реализацию семьей своей хозяйственной функции, выявлены типичные проблемы, которые возникли у семьи в материальном обеспечении в условиях перехода к рыночной экономике.
Молодая семья, как особый клиент социальной работы, исследуется в трудах Л.С. Алексеевой [89], Е.Ю. Алешиной, Г.И. Климантовой [39], З.Х. Саралиевой, Е.И Холостовой [73], Е.Р. Ярской-Смирновой [92]. В работах этих авторов выделены как типичные проблемы организации эффективной социальной поддержки, помощи семье, так и те изменения, которые необходимо осуществить для повышения эффективности социальной работы с различными категориями семей.
В трудах ученых О.Ю. Арсентьевой, Н.П. Федорова [63], Е.Ф. Лаховой, определены типичные проблемы, которые возникают при осуществлении социальной защиты и поддержки различным категориям семей.
Существенным вкладом в разработке проблем молодых семей являются работы И.В. Бестужева-Лады [22], С.И. Голода [27], Т.А. Гурко [28]. В.Т. Лисовского, М.С. Мацковского, И.П. Матушкиной [79], В.А. Сысенко и др.
В последние годы социальные проблемы молодых семей широко обсуждались на российских и региональных научных конференциях.
С учетом актуальности темы исследования, степени ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи.
Объектом исследования является социальная работа с молодыми семьями группы риска.
Предмет исследования - специфика социальной работы с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику социальной работы с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
- изучить теоретические основы социальной работы с молодыми семьями группы риска;
- на примере Ровеньского района определить специфику социальной работы с молодыми семьями группы риска;
- выявить особенности социальной работы с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне и разработать рекомендации по ее совершенствованию;
Теоретико-методологическую основу исследования составили подходы и принципы работы с молодой семьей группы риска (Т.А. Склюева [63], А.И. Захаров, Л.В. Ладохина [44], А.С. Спиваковская, Т.И. Шульга и др.); компетентностный подход (А.Л. Андреев, Л.А. Косолапова [83], Л.М. Митина, Е.Н. Холостова [81] и др.), аксиологический подход (Б.Т. Лихачев,
З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, и др.); системно-деятельностный (Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Т.М Хижаева [85] В.В. Рубцов, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.)
Методы исследования анализ официальных документов, программ, определяющих задачи социальной работы с молодыми семьями группы риска; теоретический анализ литературы, позволяющий проанализировать особенности социальной работы с молодыми семьями группы риска; анкетирование и экспертный опрос для выявления проблем молодых семей группы риска в представлении самих членов семей данной категории и экспертов.
Эмпирическая база исследования. В рамках исследования использованы такие официальные документы, как Конституция Российской Федерации [2], «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики». Программы, направленные на обеспечение жильем молодых семей.
В качестве первичной информации были использованы:
- федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, программы, нацеленные на социальную поддержку молодых семей группы риска;
- результаты социального исследования «Проблемы социальной работы с молодыми семьями группы риска на муниципальном уровне», проведенного в УСЗН администрации муниципального района «Ровеньской район» Белгородской области.
В исследовании приняли участие всего 35 членов семей группы риска и 10 экспертов, работников УСЗН администрации муниципального района «Ровеньской район» Белгородской области и МБУСОССЗН «Комплексный центр социального обслуживания населения Ровеньского района».
Научная и практическая значимость исследования. Результаты исследования, теоретические положения и выводы могут быть использованы при подготовке и реализации как общих, так и специальных муниципальных программ социальной, экономической и психологической поддержки молодых семей группы риска.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на базе Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Ровеньский район» в ходе прохождения преддипломной практики (ноябрь 2015 г.). Основные положения и выводы исследования рассмотрены, одобрены и использованы в практике работы Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Ровеньской район» Белгородской области.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Сегодня молодая семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяющиеся виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние молодых семей как кризисное. Растет чило семей группы риска. Это обусловлено объективными процессами изменения семейно-брачных отношений во всех экономически развитых странах, и особенно в Европе, в сторону автоматизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Поэтому «лечение» социальных болезней семьи, восстановление ее социальнопедагогических функций есть насущная задача времени.
В последние десятилетия четко просматриваются негативные тенденции в брачно-семейных отношениях среди молодежи:
-ухудшается нравственно-психологический климат в молодежных семьях;
-растет число разводов, количество матерей-одиночек; в связи с военными действиями также наблюдается рост числа молодых вдов;
-ухудшаются нравственно-половые нормы молодежи; наблюдается отрицание большинством молодых семей принципов совместного проживания старшего поколения;
-происходит преобладание профессионально-карьерных ценностей над семейными;
-наблюдается распространение разнообразных форм брака: юридически оформленный, гостевой брак, повторный брак, фактический брак, групповой брак и др.
Ухудшение морального, социального, экономического состояния в молодежной среде, особенно среди семейной молодежи, связано с резко изменившимся внутриполитическим и экономическим укладом в стране. В связи с инфляции растут затраты семьи на содержание и воспитание детей. В то же время за последние годы мало меняется доля пособий на детей в бюджете семьи. Все это приводит к тому, что многие молодые семьи попадают в категорию семей группы риска.
В новых условиях жизнедеятельности России феномен социальной поддержки молодых семей группы риска должен представляется в форме системы, обеспечивающей потенциальную возможность оказания помощи, а также деятельность по оказанию помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, для того, чтобы они не утратили своего социального статуса. Семейная политика должна играть роль фундамента для подъема экономической самостоятельности семьи.
Молодая семья группы риска не выделяется в отдельную категорию, и все меры по ее социальной защите осуществляются только если молодая семья попадает под другие категории семей группы риска, обозначенные в нормативно-правовых документах семейной политики Российской Федерации.
Рассмотрев в первой главе дипломной работы ряд вопросов, связанных с теоретическим осмыслением молодой семьи группы риска, с рассмотрением актуальных проблем молодых семей, а также вопросов социальной защиты семьи, мы пришли к следующему мнению. В целом, социальная работа с семьями группы риска имеет важное значение в рамках федеральной семейной политики и направлена на стабилизацию института семьи, ее социальную адаптацию и развитие внутренних резервов. В этой связи необходимо совершенствование системы социальной защиты семьи, развитие инфраструктуры ее социального обслуживания. Социальное благополучие молодой семьи во многом определяет состояние общества в ближайшем будущем, поэтому социальная работа с молодой семьей должно стать одним из стратегических направлений государственной социальной политики.
Во второй главе работы мы коснулись муниципального аспекта социальной работы с молодыми семьями «группы риска» на примере - Ровеньского района. Здесь мы рассмотрели основные направления семейной политики, социальное положение молодых семей, попытались раскрыть специфику социальной защиты молодьдх семей группы риска на муниципальном уровне.
Концепция семейной политики Белгородской области разработана с учетом опыта адаптации федеральной концепции семейной политики к региональным и муниципальным условиям жизнедеятельности семьи в России. Причины недостаточной эффективности политики в отношении семьи на уровне муниципального образования - это бессистемность, межведомственная разобщенность, неизученность реального положения семей, ограниченность финансовых ресурсов, дефицит квалифицированных управленческих кадров. Преимущества семейной политики на муниципальном уровне заключаются в использовании потенциала и ресурсов муниципального образования в целях создания условий для реализации всего комплекса функций семьи как социального института и субъекта собственного жизнеобеспечения.
Реализация семейной политики в Ровеньском районе осуществляется посредством, нормативно- правового обеспечения, разработки и выполнения социальных целевых программ; предусматривает организационное, аналитической, ресурсное, кадровое, научно-методическое и
информационное обеспечение.
Несмотря на это, социальное положение молодых семей группы риска остается очень сложным. В районе обострена демографическая ситуация, снижается рождаемость в молодых семьях, растет заболеваемость юношей и девушек, детская инвалидность, на низком уровне находятся материальные условия жизни большинства молодых семей, растут криминализация и маргинализация молодежной среды. Все это сказывается на духовно¬нравственном облике и настрое молодых людей, а также на успешности функционирования ими созданных семей.
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что среди наиболее острых проблем, которые коснулись молодых семей группы риска являются проблемы трудоустройства, жилищные проблемы, проблемы снижения доходов, а также проблемы, связанные со сферой здравоохранения. В связи с этим, будет уместно проводить некоторые социальные мероприятия, направленные на помощь в решении проблем молодых семей группы риска. Например, организация частичной занятости родителей с целью получения дополнительного заработка, проведения бесед по проблемам семьи и другие мероприятия. В этих целях мы предложили некоторые рекомендации, направленные на совершенствование системы социальной поддержки молодых семей группы риска.
Предложения включают одиннадцать направлений социальной поддержки молодых семей.
Несмотря на сложную социально - экономическую обстановку в стране и многочисленные кризисы во всех сферах жизнедеятельности людей, молодая семья носит в себе скрытый потенциал, который должен быть направлен на возрождение российской семьи, как важнейшей ячейки общества и государства. Необходимо, исходя из принципа максимализации минимума (стремление максимально расширить минимальные ресурсы социальной помощи) не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной помощи, но и научить молодые семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект. Наряду с мерами государственной и общественной помощи семье необходимо максимальное участие самой семьи во всех сферах жизни нашего общества, что будет способствовать его прогрессивному развитию.
Таким образом, в настоящее время молодежная семейная политика находится на этапе формирования как на федеральном так и на муниципальном уровнях Молодые семьи группы риска имеют проблемы, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Меры государственной социальной помощи способсвуют решению проблем молодых семей в процессе реализации им семейных функций и создают условия для эфективной семейной социализации молодежи. Комплекс програмных мероприятий предусмотренных муниципальными целевыми программами, обеспечивает реализацию межведомственного и территориального подходов к решению актуальных вопросов социальной работы с молодыми семьями группы риска.
1. Конвенция ООН о правах ребенка : принят резолюцией 24/25 Ген. Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. - М.: Издательский дом ИНФРА - М, 2002. - 87 с.
2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст.- М.:
Маркетинг, 2011.-39 с.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.- СПб.: Viktory: Стаун-кантри, 2001.-94 с.
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации:
федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 1998 № 124-ФЗ // Собрание
законодательства.- 1998.-№ 4. - C. 3-9.
5. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. №442 - ФЗ [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs
6. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная Указом президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 [электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.garant.ru
7. О защите прав ребенка в Белгородской области: закон Белгор. обл. от 13 декабря 2000 г. № 123 [электронный ресурс] / Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/
8. О приемной семье: закон Белгор.обл. от 14 июля 1997 г. № 124
[электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.fpa.su/regzakon/belgorodskaya-oblast
9. Об ответственности родителей за воспитание детей: закон Белгор. обл. от 20 января 2005 года № 167 // Белгородские известия. - 2006.- № 25.- C. 23-32.
10. Стратегия действий в интересах детей в Белгородской области на 2013-2017 годы» утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 18 февраля 2013 № 44-пп [электронный ресурс] // Режим доступа: http: //www.regionz.ru/index.php
11. Постановление Верховного Совета РФ - от 03.06.1993 года «Основные направления государственной молодежной политики в РФ».
12. Послание Президента к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 года.
13. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года» Принято Правительством РФ 21 сентября 2001 года.
14. Постановление Правительства Белгоодской области от 31 явваря 2006 года №25 -пп «О прорядке предоставления мер социальной защиты малоимущим гражданам и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации».
15. Государственная программа Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014-2020 годы».
16. Социальная поддержка семьи и детей. Подпрограмма 3 Государственной программы Белгородской области «Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014-2020 годы».
17. Алексеева, И.А. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь / И.А. Алексеева, И.Г. Новосельский. - М.: Генезис,
2010. - 256 с.
18. Асанова, Н.К. Руководство по предупреждению насилия над
детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров,
психотерапевтов, студентов педагогических вузов / Н.К. Асланова. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 220 с.
19. Антонов А.И. Семья как социальный институт - М.: Изд-во МГУ,
2010. -231 с.
20. Берковец, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковец. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. - 510 с.
21. Басов Н.Ф. Социальная работа: учеб.пособие. -М.: ИТК “Дашков иК”, 2010. - 364 с.
22. Бестужев-Лада, И.В. Какая ты, молодежь? [Текст] / И.В. Бестужев-Лада.- М., 1998.-111 с.
23. Волкова, Е.Н. Защита детей от жестокого обращения / Е.Н. Волкова. - СПБ.: ООО «Книжный дом», 2011. - 243 с.
24. Волкова, Е. Н., Баева, И. А., Васкэ, Е.В., Волков, В.В., Гринберг,
С.Н., Гришина, А.В., Морозова, Л.Б., Петросянец, В.Р., Ярыгина, Н.Ю. Насилие и жестокое обращение с детьми: источники, причины, последствия, решения: учебное пособие / под ред. Е. Н. Волковой. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. - 387 с.
25. Волкова, Е.Н., Гришина, А.В. Междисциплинарный подход специалистов по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Современная психология: теория и практика», Пенза, 30 июня 2014 г. - С. 32 - 37.
26. Гаспарян, Ю.А. Семья на пороге XXI века: (Социологические проблемы) [Текст] / Ю.А. Гаспарян. - СПб, 1999. - 320 с.
27. Голод, С.И. Состояние и перспективы развития семьи [Текст] /
С.И. Голод, А.А. Клецин. - СПб, 1994. - 43 с.
28. Гурко, Т. Трансформация института современной семьи [Текст] /Т. Гурко // Социологические исследования. - 1995. - №10. - С. 95-99.
29. Добренькое В.И., Жабин А.П. Современные механизмы
управления социальными изменениями: учеб. пос. для вузов. - М.:
Академический проект.: Альма Матер, 2012. - 281 с.
30. Дерябина, В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье / В.В. Дерябина // НОВУВ ПО «СФГА», ООО «Вариант», 2011 - С. 28-31.
31. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. - СПб.: Питер, 2011. - 580 с.
32. Донцов Д., Донцова М. Психосоциальный подход как многогранное научно-практическое направление в экстремальной психологии и психологической помощи // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция / под ред. Б. В. Кайгородова и Н. В. Майсак. — Издательский дом Астраханский университет Астрахань: Астраханский государственный университет, 2011. - С. 16 - 20.
33. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред. Е.Н. Волковой. - Нижний Новгород, 2014. - 192 с.
34. Зиновьева, Н.О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб.: Речь, 2010. - 248 с.
35. Зуйкова, Е.М. Насилие в семье - социальная проблема / Е.М. Зуйкова // Социальная работа. - 2013. - №1. - С. 22-30.
36. Казанцев, А.В. Психологическая помощь детям - жертвам насилия / А.В. Казанцев // Теория и практика науки третьего тысячелетия : сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. редактор А.А. Сукиасян. - Уфа: Амакс, 2014. - С. 242 - 246.
37. Климантова, Г.И. Насилие в семье: социальные технологии, его диагностики и профилактики / Г.И. Климантова, М.Г. Котовская, И.Д. Горшкова. - М.: Изд-во РГСУ, 2010. - 39 с.
38. Коваль-Молодцова, Ю.С., Николайшвили, Г.Г., Копейкина, В.Б. Ситуация в сфере домашнего насилия над детьми в мире и в Российском обществе. Использование СМИ и социальной рекламы как метода воздействия на целевые группы / Ю.С. Коваль - Молодцова и др. // SPERO. -
2013. - №18. - С. 81 - 92.
39. Корбут, Л.В. Международные конвенции и декларации о правах
женщин и детей / Л.В. Корбут, С.В. Полинина. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 120 с.
40. Костина, Л.М. Интегративная игровая психологическая коррекция: Монография / Л.М. Костина.- СПб.: Речь, 2012. - 136 с.
41. Кошелева, Е.В. Насилие в семье: генезис, состояние,
предупреждение: Пособие/Под ред. В.А. Лелекова.- Воронеж: ВИ МВД России, 2011.-50 с.
42. Кузьмина, З.Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами / З.Г. Кузьмина. - СПб.: Врачи детям, 2010. -92 с.
43. Кузьмина, В.М., Азеева, Ю.И. Социально-психологическая помощь детям - жертвам насилия // Проблемы воспитания личности молодого человека в образовательном процессе Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Отв. ред.: А.Г. Далгатов, Б.М. Магомедов, Ш.К. Шахов. - 2013. - С. 157 - 161.
44. Курасова, Н.В. Психологическая реабилитация детей - жертв насилия / Н.В. Курасова // Семейная психология и семейная терапия. - 2012. - №2. - С. 106-110.
45. Курасова, Н.В. Сексуальное насилие в семье / Н.В. Курасова // Семейная психология и семейная терапия. - 2011. - №1. - С. 62 - 72.
46. Ладохина, Л. В. Жестокое обращение с детьми и подростками в семье как острая социальная проблема / Ладохина Л. В. // Социальная работа. - 2011. - № 3. - С. 5 - 8.
47. Лазарева, З.Н., Малоземова, Н.В. Семейное насилие над детьми: теоретические и практические аспекты социальной работы / З.Н. Лазарева, Н.В. Малоземова // Вестник Мордовского университета. - 2012. - № 1. - С. 135 - 137.
48. Лисовский, В.Г. Социология молодежи [Текст] / В.Г. Лисовский. -СПб, 2006.
49. Мацковский М.С Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики [Текст] /М. С. Мацковский; под ред. Г. С. Батыгина. - М.: «Наука», 2003. - 116 с.
50. Медков, В. М. Социологические проблемы демографического
прогнозирования: российская семья на рубеже столетий (по материалам социолого-демографического исследования «Россия-2000) [Текст] /В. М. Медков //Вестник МГУ серия Социология и политология. -2002. - №1. - С.57¬74.
51. Малинина, Н.А. Психологическая безопасность ребенка в семье [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tyndaschool7.ucoz.ru.
52. Малкина-Пых, И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина. - Пых. - М.: Эксмо, 2010. - 201 с.
53. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2010. -150 с.
54. Малофеев И.В. Развитие социальных услуг в современном обществе: теория вопроса: монография. - М.: ИПК ДСЗН, 2010. - 208 с.
55. Мерзлякова, Е.Л. Как правильно общаться с ребенком. Уроки родительского мастерства / Е.Л. Мерзлякова. - СПб. Речь, 2010. - 272 с.
56. Павленок, П.Д., социальная работа с лицами и группами девиантного поведения [Текст]: Учеб.пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2007. -185с.
57. Развитие и модернизация инфраструктуры социальных служб в сфере поддержки семей с детьми, попавших в кризисную ситуацию, в том числе пострадавших от жестокого обращения / Информационно-методический сборник. - М.: ИПК ДСЗН, 2013. - 252 с.
58. Райкус, Дж. Социально-психологическая помощь семьям и детям групп риска: практическое пособие. Развитие и благополучие детей / Дж. Райкус. - М.: Эксмо, 2011. - 257 с.
59. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика / К. Рудестам. - М.: Прогресс, 2012.- 394 с.
60. Руководство по организации деятельности социальной гостиницы -отделение временного пребывания для несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации / Под.ред. Ю.В. Батлук, Р.В. Йорика. СПб.: Врачи детям, 2010. - 208 с.
61. Руководство по предотвращению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 280 с.
62. Сафонова, Т.Я. Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита / Т.Я. Сафонова, Е.И. Цымбал. - М.: Дом, 2013. - 242 с.
63. Синельников А.Н., Писклакова М.Е. Домашнее насилие как объект социальной работы // Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты/ А.Н.Синельников, М.Е. Псикалова. - М.: РОССПЭН,
2014. - 220 с.
64. Склюева, Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении / Под ред. Федоровой Н.П., Малаховой Н.М. - Тюмень: ГУСО «Областной центр социальной помощи семье и детям. 2014. - 168 с.
65. Смагина, М.В. Жертвы семейного насилия: дети вчерашние и сегодняшние / М.В Смагина // НИЦ Социосфера. - 2010. - № 6. -С. 127 - 131.
66. Современные подходы в оказании экстренной психологической помощи: Материалы научно-практической конференции. / Под ред. А.Ю. Коджаспирова - М.: Экон-информ, 2014. - 151 с.
67. Соонетс, Р. Недостойное обращение с детьми / Р. Соонетс. - Тарту: АО Атлекс, 2010. - 210 с.
68. Соколова Н.А. Комплексная поддержка семьи - М.: Изд-во МИР, 2012
69. Социальная безопасность семьи и детства: Материалы
межрегиональной научно-практической конференции 29-30 апреля 2014 года. - Кемерово: Изд-во Арт-студия «Презент», 2014. - 254 с.
70. Социальная работа с семьей: уч.пособие для студентов вузов / под ред. В.А. Никитина.- М.: Гуманитарный издательский центр МПСИ, 2014
71. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия: Методические материалы из опыта работы кризисных центров для женщин. - М.: Региональная общественная организация «АННА», 2011. - 180 с.
72. Социальный работник за безопасность в семье. - М.: РИК Русанова, 2014. - 162 с.
73. Социальная политика: Учебник для ба-калавров/Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Кли-мантовой. - М.: Юрайт, 2011. - 367 с.
74. Социальная политика: парадигмы и приоритеты: монография / под общ.ред. В.И. Жукова.- М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000.
75. Сошникова, И.В. Насилие в семье в современной России:
социологический анализ: дис.канд. соц. наук/ И.В. Сошникова. -
Екатеринбург: Ур. гос. ун-т им. А. М. Горького, 2011. - 169 с.
76. Степанова, И.Б., Явчуновская, Т.М. Подросток и насилие: проблемы и факты / И.Б. Степанова, Т.М. Явчуновская // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. -
2011. - № 4. - С. 50 - 55.
77. Тарабрина, Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н.В. Тарабрина. - СПб.: Питер, 2011. - С. 64 - 74.
78. Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам (Материалы Всероссийской научно-практической конференции)/ Под ред. А.Ю.Коджаспирова.- М.: МГППУ, 2010. - 214 с.
79. Технологии и приемы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия: Методические рекомендации / Под ред. И.В. Матвиенко. - М.: Региональная общественная организация «АННА», 2011. - 210 с.
80. Технологии профилактики семейного неблагополучия. Пособие. - М.: ИП Матушкина И.И., 2012. - 277 с.
81. Теория социальной работы: учеб-ник для бакалавров/Под ред. Е.И. Холостовой,Л.И. Кононовой, М.В. Вдовиной. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 345 с.
82. Технология социальной работы: учеб-ник для бакалавров/Под ред. Е.И. Холостовой,Л.И. Кононовой. - М.: Изд-во Юрайт, 2011. - 503 с.
83. Фирсов, М.В., Шапиро, Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Издательский центр «Академия», 2012 с. - 192 с.
84. Формы и методы работы с детьми и родителями в центре
социальной помощи семье/Л.С.Алексеева, Е.В. Бурмистрова, Н.Н. Чупракова, Л.А. Косолапова. - М.: Государственный НИИ семьи и
воспитания, 2011. - 192 с.
85. Харчев, А.Г. Современная семья и ее проблемы.- М.: Изд-во Логос, 2010.
86. Хижаева, Т.М. Теоретические основы и методика организации социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации / Т.М. Хижаева. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2010. - 161 с.
87. Центр по проблемам насилия над детьми // Вопросы социального обеспечения. - 2011. - № 22. - С. 32 - 36.
88. Цымбал, Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия: учебное пособие / Е.И. Цымбал. - М.: РБФ НАН,
2011. -165 с.
89. Шапарь, Б.В. Психология кризисных ситуаций / Б.В. Шапарь. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. -361 с.
90. Шик, С.В. Социально-педагогическая коррекция нарушений общения у детей, подвергшихся насилию в семье / С.В. Шик // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2010. - № 4. - С. 15-36.
91. Эйдемиллер Э.Г., В.А. Юстицскис.- Социальная поддержка семьи.-СПб.: Изд-во питер, 2012.
92. Ярская-Смирнова, Е.Р., Романов П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия / Е.Р. Ярская- Смирнова, П.В. Романов, Е.П. Антонова // Социологические исследования. -
2008. - № 1. - С. 22-34.