ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 7
I | Сущность понятия «творческая активность» в психолого¬педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности формирования творческой активности в
старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Педагогические условия формирования творческой
активности детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества 18
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СТАРШЕМ
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА 28
2.1. Изучение сформированности творческой активности у детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Методические рекомендации по формированию творческой
активности в старшем дошкольном возрасте средствами устного народного творчества 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
Сегодня, когда государство придает творческому развитию человека особое значение, проблема формирования творческой активности дошкольников приобретает особую актуальность. Проблема развития творческой активности личности ребенка относится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания.
Развитие творческой активности дошкольников проходит одновременно с формированием у ребенка целостной системы исторически сложившихся ценностей, когда закладываются основы человечности, доброты, мышления, интеллекта и т.п. Индивидуальные способности и дарования дошкольника наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности. Это позволяет личности раскрыть себя с позиций активного творчества. От адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств зависит уровень развития творческой активности ребенка. Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития творческой активности детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Вопросы развития творческой активности личности являются предметом изучения многих наук: философии, педагогики, психологии. Философские основы изучения данной проблемы представлены в трудах Е.А.Ануфриева, Ю.Б.Борева, Г.Л.Ермаша, А.И.Лилова, и др.
Психологические основы проблемы формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова и др. В педагогической науке проблемы художественно-творческого развития излагаются в трудах Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, Б.Т.Лихачева, Н.П.Сакулиной и др.
В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах рассматривались исследователями и практиками (Г.С.Виноградов, О.И.Капица, Н.Ф.Самсонюк, А.П.Усова, К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина и др.). Исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей старшего дошкольного возраста. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей: формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе. Произведения народного творчества оказывают громадное влияние на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Проблема исследования заключается в обосновании педагогических условий формирования творческой активности старших дошкольников средствами устного народного творчества. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования творческой активности старших дошкольников средствами устного народного творчества.
Предмет исследования: педагогические условия формирования творческой активности старших дошкольников средствами устного народного творчества.
Гипотеза: формированию творческой активности старших
дошкольников средствами устного народного творчества будет способствовать реализация следующих педагогических условий:
- становление у детей положительного эмоционального отношения к устному народному творчеству;
- развитие у детей умений переводить образы произведений устного народного творчества в образы драматизаций;
- способствовать проявлению у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности в придумывании сказок, загадок и поговорок на основе произведений устного народного творчества.
Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:
1) Раскрыть сущность понятия «творческая активность» в психолого-педагогических исследованиях.
2) Охарактеризовать особенности формирования творческой активности в старшем дошкольном возрасте .
3) Раскрыть устное народное творчество как средство формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
4) Определить уровень сформированности творческой активности у детей старшего дошкольного возраста .
5) Разработать методические рекомендации по формированию творческой активности в старшем дошкольном возрасте средствами устного народного творчества.
В работе использовался комплекс методов исследования, включающих: теоретические: анализ и обобщение данных научно -
методической литературы; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап); качественный и количественный анализ результатов исследования.
Для реализации цели и задач определена база исследования - Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Центр развития ребенка» №57 г. Белгорода. В исследовании приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек и их родители.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время проблема развития творческой активности личности ребенка относится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания. Развитие творческой активности дошкольников проходит одновременно с формированием у ребенка целостной системы исторически сложившихся ценностей, когда закладываются основы человечности, доброты, мышления, интеллекта и т.п.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что однозначного определения понятия «творческая активность» не обнаружено. Сущность данного понятия раскрывается с помощью понятий «творчество», «активность», «творческая деятельность», в которых отмечается: понимание творческой активности как сложного интегрального качества личности; признание важности самостоятельности, инициативы субъекта; поощрение проявлений неповторимости, индивидуальности, стремления к открытию нового, оригинального.
В нашем исследовании мы опирались на исследования творческой активности детей старшего дошкольного возраста Н.С. Пышьевой. По ее мнению, творческая активность является качеством личности, которое обнаруживает и проявляет себя в деятельности. Она характеризуется умением (и желанием) ребенка самостоятельно, инициативно искать и усваивать необходимые знания и умения, применять их в новых нестандартных ситуациях; решать постоянно усложняющиеся задачи, а также способностью ставить цель, предлагая самые неожиданные, оригинальные способы ее реализации.
Творческая активность старшего дошкольника выражается в умении, готовности дошкольника проявить свою индивидуальность, смекалку, выдумку в различных видах деятельности на основе ранее усвоенных знаний, умений и навыков. Это самостоятельное интегрирование ребенком знаний и известных способов деятельности, в результате чего создается новый, еще не бывший в его арсенале вариант решения практической задачи.
С помощью устного народного творчества ребёнок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира. В связи с этим были выделены основные возможности устного народного творчества в формировании творческой активности дошкольников: положительное эмоциональное отношение к устному
народному творчеству; перевод образов устно-поэтических произведений в образы драматизаций; самостоятельность и инициативность в придумывании собственных сказок, загадок, пословиц и поговорок на народной основе.
На констатирующем этапе педагогического эксперимента по изучению уровня сформированности творческой активности были выявлены три уровня: высокий уровень формирования творческой активности был отмечен у 10% детей старшего дошкольного возраста (2 ребенка), средний уровень зафиксирован у 30% детей старшего дошкольного возраста (6 детей), низкий - у 60% детей старшего дошкольного возраста (12 детей). Полученные результаты подтвердили необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на формирование творческой активности у детей средствами устного народного творчества. При разработке которых были учтены педагогические условия.
1. Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду [Текст] / Т.И. Бабаева - Санкт - Петербург «Детство - Пресс», 2012г. - 98 с.
2. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С.П. Белокурова - СПб.: Паритет, 2005 г. - 107 с.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих
способностей[Текст] / Д.Б. Богоявленская — М.: Издательский центр «Академия» 2002.- 320 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995г. - 130 с.
5. Васильева М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильева /3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. -.210 с.
6. Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. //Психоло- гиятворческого обучения. [Текст] / Н.Ф. Вишнякова- Минск, 1995 - 135 с.
7. Воронцова Л.Д. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. [Текст] / Д.Л. Воронцова- СПб., 1901.- 319 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2016 г. — 109с.
9. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. М.: Просвещение, 2012 г. -69 с.
10. Грановская Р. М. Элементы практической психологии [Текст] // М.Р. Грановская/ Издательство: "Речь" 2003г. - 130 с.
11. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа [Текст] / В.И. Даль М.,1984 г -.105 с.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/ В.И. Даль М.: Издательство «Русский язык», 1978г. - 350 с.
13. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. [Текст]/Н.А. Дмитриева М., «Искусство», 1956г. - 89 с.
14. Данилов М. А. и др. Дидактика[Текст] / М. А. Данилов, М. Н. Скаткин, Э. И. Моносзон, С. М. Шабалов; под ред. Б. П. Есипова; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - М. : Изд-во Акад. пед. наук, 1957. - 517с.
15. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и
творчества[Текст] //А.Я. Дудецкий Смоленск, 2004г. - 67 с.
16. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником [Текст]/ А.В. Запорожец -Дошкольное воспитание 1948г. - 34 с.
17. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. [Текст] /А.И. Каирова / М. : Просвещение, 2009. - 87 с
18. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения [Текст]/И.З. Калмыкова / М. : Знание, 1979. - 48 с.
19. Калошиной И.П. Структура и механизмы творческой деятельности[Текст]./И.П. Калошина М.: Изд-во МГУ, 1983. - 168 с.
20. Капица О.И. Детский быт и фольклор[Текст]/ О.И. Капица Л., 1930. - 105 с.
21. Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества. [Текст]/ Т.С. Комарова-М., 1994 - 32с.
22. Косминская В.Б. Учебное пособие для студентов пед. ин- тов[Текст]/В.Б. Косминская — М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
23. Крижанская Ю.С. Грамматика общения. [Текст] / Ю.С. Крижанская - Питер, Смысл, 2005 - 170 с.
24. Лазурский А.Ф. Поэтика русского фольклора. [Текст]/ А.Ф. Лазурский М., 1989.-76 с.
25. Лернер И.Я. Скаткин М.Н. О методах обучения. Советская педагогика. [Текст]/ - М., 1973. - 80 с.
26. Лихачева Д.С. Экология культуры. [Текст]// Д.С. Лихачева Москва. -1979. № 7. - 67 с.
27. Лустина Е.А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения. "Вопросы психологии"[Текст]/ Е.А. Лустина 1982г. - 98 с.
28. Ляхова Л.Н. Логика: Учебное пособие. [Текст] /Л.Н. Ляхова - М.: Российский университет кооперации, 2006. - 104 с.
29. Матюшкин М.А. Мышление, обучение, творчество. [Текст]/М.А. Матюшкин Москва — Воронеж 2003. - 50 с
30. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6—7 лет[Текст]/Науч. .-исслед. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992г. - 109 с.
31. Новикова Л.И. Фольклорная школа. [Текст]/ Л.И. Новикова 1994. - № 5. - 100 с.
32. Овчинников В.Ф. Народные традиции и проблемы[Текст]// В.Ф. Новиков Советская педагогика. 1989. - № 7. 110 с.
33. Огузов В.В. Воспитание творческой
активности младших дошкольников во внешкольной трудовой деятельности: [Текст]/ В.В. Огузов Автореферат. -М., 1990. 59 с.
34. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст]/ Н. Н. Поддъяков, С. Н. Николаева, Л. А. Парамонова - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
35. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала
человека[Текст]//Психологический журнал. Т. 12, № 1, 1991. - 109 с.
36. Рубинштейн С.Л. О субъекте психической деятельности.
[Текст]/ С.Л. Рубинштейн М., 1973. - 111 с.
37. Сакулина Н.П. Рисунки детей к литературным произведениям [Текст]/ Н.П. Сакулина /Дошкольное воспитание. 1948. - № 4.76 с.
38. Сакулина Н.П. Система должна быть (вопросы художественного воспитания детей) [Текст]//Творчество. 1960. - № 11. - 108 с.
39. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
40. Скаткин М.Н. Искусство как фактор социализации индивида. [Текст]// М.Н. Скаткин Ученые записки ЛГУ, 1971, - 127 с.
41. Танина Л.В. Развитие словесного и театрального творчества дошкольников [Текст]// Л.В. Танина, М., 2009.- 60 с.
42. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Текст]/ Е.И. Тихеева — М.: Просвещение, 1981. - 190 с.
43. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. [Текст]/ А.П. Усова М., 1961. - 109 с.
44. Ушинский К.Д. О народном обучении [Текст]/ К.д. Ушинский Избранные произведения. -М.: Просвещение, 1968.- 106 с.
45. Фомичев А.П., Шацкая В.П. Эстетическое воспитание[Текст]./ М.- Л., 1954 - 185 с.
46. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. [Текст] /М., 1961- 58 с.
47. Цаплина О.В. Особенности понимания сказки у детей от 3 до 5 лет: Автореферат. [Текст]/ О.В. Цаплина — М., 1953.-15 с.
48. Чичеров В.И. Русское народное творчество. [Текст]/ В.И. Чичеров М., 1956г. - 68 с.
49. Шадрикова В.Д. Взгляды Л. С. Выготского на проблему развития высших психических функций [Текст]/ 2000г. - 98 с.
50. Щередина Н.И. Актуальные проблемы разработки системы воспитания и освоения подрастающим поколением народного искусства и традиционной культуры России. [Текст] //Межвузовский сборник научных трудов. Шуя, 1994.- 160 с.
51. Шинкарь Г.Н. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста. [Текст]// Г.Н. Шинкарь Дошкольное воспитание. 1990 - 106 с.
52. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст]/ Д.Б. Эльконин — М.: Педагогика, 1989. — 360 с.
53. Эрберг К. Цель творчества: Опыты по теории творчества и эстетике. [Текст] /М.: Русская мысль, 1913. 69 с.
54. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. [Текст] / М.П. Якобсон М., 1971 - 80 с.
55. Ярошевский М.Г. О внутренней и внешней мотивации научного творчества. [Текст]/ М.Г. Ярошевский — В кн.: Проблемы научного творчества в современной! психологии / М., 1971 - 204 с.