Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №66517

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2016
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
587
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ
РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Сущность и содержание понятия «образная речь» 8
1.2. Возрастные особенности развития образной речи детей в старшем
дошкольном возрасте 17
1.3. Педагогические условия развития образной речи старших
дошкольников 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ОБРАЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 34
2.1 Диагностика уровня развития образной речи старших дошкольников... 34
2.2 Содержание работы по развитию образной речи старших дошкольников...
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию образной
речи старших дошкольников 46
2.4 Методические рекомендации студентам педагогического колледжа по
изучению образной речи 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 68


Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно являетсяодним из наиболее значимых и характерных проявлений развития человеческой личности.
В настоящее время в речевой деятельности наблюдается увеличение лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Следствием всего этого является скудность словарного запаса ребенка, использование сленга, замена слов, отсутствие эмоциональной выразительности, образного восприятия окружающих его предметов и явлений, что обедняет не только речь, но и душу ребенка.
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.
На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.В. Гавриш и др.
Идеи К.Д. Ушинского являются основополагающими в отечественной педагогике, если говорить о значении родного слова для введения детей в сознательное обладание сокровищами родного языка. Великий педагог писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина».
Е.И. Тихеева стала продолжателем педагогических идей К.Д. Ушинского, и тоже в своих работах поддерживала его мысли о необходимости и важности обучения детей родному языку, необходимости работы с образностью речи .
Проблема формирования образности детской речи нашла отражение в трудах известных советских психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца.
Исследования А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриша, Е.В. Савушкиной показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.
Образное слово, живое, эмоциональное не оставляет равнодушным ни слушателя, ни читателя. Искусству образной речи нас учат писатели и поэты.
А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития речи в старшем дошкольном возрасте. К этому возрасту дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы.
Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи Гурович Л.М., Лямина Г.М., Пастернак Н., Усова А.П., Шорохова О.А. признают использование фольклора и художественную литературу. Для развития образной речи важно использовать вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, пауза) средства.
Огромную роль в формировании образной речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества.
Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов,перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе сгероями, что способствует развитию воображения и чувств.
Пословицы и поговорки- особый вид устной поэзии, веками шлифовавшиейся и впитавшей в себя опыт многочисленных поколений. Выразительность пословиц и поговорок, умение образно описать предмет и творчески использовать слово является весьма важным фактором в формировании образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Загадывание и отгадывание загадок - своеобразная проверка способности детей старшего дошкольного возраста мыслить образами, мыслить поэтически.
Однако в настоящее время воспитатели не в полной мере используют возможности фольклора в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседника выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте может не только пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. Однако процесс формирования образной речи дошкольников не может быть механическим - это совместная работа ума и чувств, и требует педагогической поддержки.
Нужна такая система работы, которая позволила бы компенсировать отставание в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста, создав благоприятные условия для усвоения детьми старшего дошкольного возраста доступного им языка литературных и фольклорных произведений, их выразительных средств. Поэтому тема нашего исследования: «Развитие образной речи старших дошкольников».
Проблема исследования: каковы педагогические условия,
способствующие эффективному развитию образной речи старших дошкольников? Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс развития образной речи детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности развития образной речи старших дошкольников .
Гипотеза исследования: процесс развития образной речи старших дошкольников будет эффективным, если:
- использовать устное народное творчество и художественную литературу, обращая внимание на образность и выразительность языка произведений;
- создать такие ситуации, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды,используя вербальные(интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, пауза) средства;
- осуществлять взаимодействие с семьей.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия «образная речь».
2. Рассмотреть развитие образной речи детей в старшем дошкольном возрасте.
3. Выявить педагогические условия развития образной речи детей старших дошкольников.
4. Провести диагностику уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации для студентов педагогического колледжа по изучению образной речи.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: МБДОУ детсеий сад №21 п. Северный.
Структура исследования: введение, две главы, заключение,
библиографический список, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина доказали, что формирование образной речи детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение для развития речи. К этому возрасту дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы определили, что образная речь - это умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафору, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать образные выражения, и в то же время правильно и красиво выражать свои мысли и чувства, уметь интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. Образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений.
Пословицы, поговорки, заклички, песни, загадки, русские народные сказки, с их богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образности речи детей старшего дошкольного возрпаста.
Произведения фольклора необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают их более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из фольклора, отделяются от него, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.
Также богаты произведения фольклора сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.
В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
Экспериментальная работа показала, что в практике дошкольного образования недостаточно внимания уделяется развитию образной речи детей, о чем свидетельствуют данные констатирующего эксперимента. Также мало внимания уделяется фольклору как средству развития образности речи детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение за речью детей в повседневной жизни показало, что дети редко использовали в своей речи синонимы, антонимы, эпитеты, метафоры, фразеологизмы и обобщающие слова.
Диагностика уровня развития образной речи детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента показала, что у детей отмечается значительное отставание в формировании образности речи. Это указывает на необходимость целенаправленной воспитательно¬образовательной работы по развитию данного вида речевой деятельности.
Для того чтобы восприятие произведений фольклора было более глубоким, а речь образной, яркой нами был разработан план работы по формированию образной речи у детей. Система работы по формированию образной речи детей старшего дошкольного возраста велась в двух направлениях:
1. Обучение в непосредственно образовательной деятельности.
2. Обучение и закрепление знаний детей в других режимных моментах.
Совместно с детьми и родителями нами был создан уголок сказки, где выставлялись книжки, иллюстрации (как художников, так и выполненные детьми), собирались куклы для разыгрывания сказок по ролям.
С целью закрепления в речи детей образных слов и выражений, почерпнутых ими из сказок, мы вместе с родителями сочиняли новые сказки по опорным словам.
На заключительном этапе нами был проведен литературный досуг «Путешествие в сказку».
Для проверки эффективности работы по развитию образной речи детей старшего дошкольного возраста мы провели контрольный эксперимент. Созданные в процессе формирующего эксперимента психолого-педагогические условия, направленные на развитие образности речи детей старшего дошкольного возраста, позволили повысить показатели ее развития, о чем говорят итоговые результаты: высокий уровень был выявлен у 35 % детей (на констатирующем 10%), количество детей со средним уровнем увеличилось с 35 % до 60%, но один ребенок (Эдик Ш.) по- прежнему остался на низком уровне.
Таким образом, речь детей обогатилась образными словами и выражениями, значительно увеличилось понимание этих слов. Из этого следует, что при систематической работе по формированию у детей образности речи в процессе использования русской народной сказки можно добиться ощутимых результатов.



1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2006.-127 с.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения родному языку. - М.: Педагогика, 2008. - 160 с.
3. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,
2000. - 400 с.
4. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-З-в. М., «Просвещение», 2007. - 280 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1981.-255 с.
6. Боша Р.П. Использование латышской народной песни в формировании образной речи старших дошкольников: Дис... канд. пед.наук. - М., 1988. -143 с.
7. Бухвостова С.С. Формирование выразительной речи у детей
старшего дошкольного возраста. - Курск: Академия Холдинг, 2000. -178с.
8. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от
первого проявления сознания до школьного возраста. - М.,2000. - 156 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь — В кн. Избранные
психологические исследования. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001.- 355 с.
10. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Университет, 2000. - 336с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.. 2011. - 170 с.
12. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М.: Междунар. отношения, 2003. - 280 с.
13. Гриценко 3. А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс. 2003. - 232 с.
13. Гурович Л. М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада /Под ред. В.И. Логиновой/. - М.,1992. - 156 с.
14. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.,2006.163 с.
15. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания
дошкольников//Дошкольное воспитание. - 2005. - №5.
16. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). -М.: Педагогика, 2002. -143с
17. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. - Центр гуманитарной литературы «РОН»,
2004. -125 с.
18. Короткова Э.П. Беседа о книгах в подготовительной группе. - М., 2014.
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2007.
20. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -С. 139-144.
21. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М., «Просвещение», 1997 г.
22. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников.Учебно-методическое пособие. Часть 1. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 96 с.
23. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников.Методическое пособие. Часть 2. - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 112 с.
24. Митькина И.Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7¬го года жизни. - Диссерт. Канд. Пед. Наук. - М.,2001.
25. Орланова Н.А. Обучение дошкольников творческому рассказыванию: Автореф. дис... канд.пед.наук. - Киев, 1997. - 18 с.
26. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
27. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. -Ярославль: Академия развития, 2006-143 с.
28. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под редакцией Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2004. - 200 с.
29. Рогаткина Т, Овод Г. В нашем театре - сказка. // Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. - с. 125-127.
30. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
31. Савушкина Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства//Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - с. 5-9.
32. Сакулина Н.П., Ветлугина Н.А., Езикеева В.А., Карпинская Н.С. Художественное воспитание в детском саду. - М. 2014.
33. Смольникова Н.Г.,Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - С. 150-153.
34. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. -М.: Просвещение, 1966. - 175 с.
35. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -2009. - №3.
36. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. - 2008-№7-с. 6-10.
37. Струнина Е.М., Ушакова О.С, Шадрина Л.Г. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2007. -144 с.
38. Струнина Е.И., Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - М.: Владос, 2008.-288 с.
39. Струнина Е.М. Развитие словаря детей//Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 2004. - 256 с.
40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей - М.: Просвещение, 2002. - 280 с.
41. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 2002. -78с.
42. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод, пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
43. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 240с.
44. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-
2005. -№1.-С.59-66.
45. Ушакова О.С., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-2008.- №9.-С.71-78.
46. Ушакова О.С, Гавриш Н.В. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 224с.
47. Ушинский К.Д. Родное слово. - М., 2000. - 278 с.
48. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 2006 - 350с.
49. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 2007. - 464 с.
50. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 2001.
51. Хрестоматия по теории и методике развития речи дошкольников. Ч.
2. Теоретические и методические основы. - Глазов: Изд. центр ГТПИ, 2004. - 176 с.
52. Чемортан СМ. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. - Кишинев, 2006.
53. Чуковский К.И. От двух до пяти. -М.: Педагогика, 2000. -384с.
54. Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -208 с.
55. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. -М.: Просвещение, 1996. -348с.
56. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки./Я практический психолог. -№ 10-11-1999. С.27-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ