КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Развитие активного словаря в онтогенезе в период дошкольного
детства 6
1.2. Специфика развития активного словаря старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 10
1.3. Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Экспериментальное исследование активного словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по
формированию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
2.3. Анализ результатов изучения состояния активного словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи после
эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Развитие активного словаря в онтогенезе в период дошкольного
детства 6
1.2. Специфика развития активного словаря старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 10
1.3. Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Экспериментальное исследование активного словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по
формированию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
2.3. Анализ результатов изучения состояния активного словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи после
эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Изучение словарного запаса дошкольников является актуальным направлением логопедической практики, так как выявление сформированности речи дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки коррекционной работы, направленной на развитие нарушенных компонентов речи.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.
Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированной лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Направления обследования детей с общим недоразвитием речи опираются на методики таких выдающихся педагогов как Левина Р.Е., Каше Г.А., Лалаева Р.И., и др. Речевые нарушения, по мнению Левиной Р.Е., должны быть отграничены от возрастных особенностей развития речи. Кроме того, как считает Левина Р.Е., необходимо отличать речевые нарушения от дефектов речи, которые сопутствуют другим аномалиям, представляя собой их следствие. Среди таких нарушений развития необходимо отметить умственную отсталость, нарушения слуха, нарушение зрения (8).
Своевременное выявление общего недоразвития речи у детей и отграничение его от возрастных особенностей развития речи, от умственной отсталости, нарушения слуха, нарушения зрения способствует успешной коррекции и предупреждает возможные осложнения в школьном обучении.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Целью нашего исследования является разработка системы
коррекционно-педагогической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по
развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна при выполнении следующих условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- поэтапность и систематичность работы над развитием активного словаря старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание коррекционно-педагогической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников изучить особенности словаря дошкольников в норме.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить особенности коррекционно-педагогической работы по формированию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Провести экспериментальное исследование словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Разработать систему работы по развитию активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования психологов, педагогов Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
Т.В. Тумановой, С.Н. Сазоновой, которые занимались изучением общего недоразвития речи у детей. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М. М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др. Вопросам изучения, развития и обогащения словаря детей с нарушениями речи занимались К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования:
1. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: педагогический эксперимент по
исследованию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Метод количественного и качественного анализа.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8, г. Белгорода, 10 детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.
Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированной лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Направления обследования детей с общим недоразвитием речи опираются на методики таких выдающихся педагогов как Левина Р.Е., Каше Г.А., Лалаева Р.И., и др. Речевые нарушения, по мнению Левиной Р.Е., должны быть отграничены от возрастных особенностей развития речи. Кроме того, как считает Левина Р.Е., необходимо отличать речевые нарушения от дефектов речи, которые сопутствуют другим аномалиям, представляя собой их следствие. Среди таких нарушений развития необходимо отметить умственную отсталость, нарушения слуха, нарушение зрения (8).
Своевременное выявление общего недоразвития речи у детей и отграничение его от возрастных особенностей развития речи, от умственной отсталости, нарушения слуха, нарушения зрения способствует успешной коррекции и предупреждает возможные осложнения в школьном обучении.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Целью нашего исследования является разработка системы
коррекционно-педагогической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по
развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна при выполнении следующих условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- поэтапность и систематичность работы над развитием активного словаря старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание коррекционно-педагогической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников изучить особенности словаря дошкольников в норме.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить особенности коррекционно-педагогической работы по формированию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Провести экспериментальное исследование словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Разработать систему работы по развитию активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования психологов, педагогов Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
Т.В. Тумановой, С.Н. Сазоновой, которые занимались изучением общего недоразвития речи у детей. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М. М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др. Вопросам изучения, развития и обогащения словаря детей с нарушениями речи занимались К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования:
1. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: педагогический эксперимент по
исследованию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Метод количественного и качественного анализа.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8, г. Белгорода, 10 детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
На основе анализа литературных источников изучили особенности речи дошкольников в норме.
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, возникают некоторые трудности в употреблении слов в экспрессивной речи, актуализации словаря. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с ОНР.
У детей с общим недоразвитием речи:
- нарушено звукопроизношение;
- недостаточно сформированы фонематические процессы;
- скудный словарный запас;
- нарушено лексико-грамматическое структурирование;
- нарушена связная речь.
Ведущий признак ОНР - позднее начало речи, маленький словарный запас, дефекты произношения. Все проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Во второй главе был проведен эксперимент на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад № 8. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте
5- 6 лет с ОНР, III уровня речевого развития, которые были выявлены в ходе обследования логопедом.
Целью эксперимента являлось исследование состояния словарного запаса и грамматических навыков старших дошкольников с ОНР.
Изучение уровня состояния словарного запаса и грамматических навыков старших дошкольников с ОНР осуществлялось в ходе индивидуального педагогического эксперимента, основанного на методике Филичевой Т.Б.
Проанализировав результаты экспериментальной работы, сделали вывод: у детей с ОНР скудный словарный запас, в словаре преобладают существительные и глаголы, в речи часто употребляются одни и те же слова, нет метафор и сравнений. Так же выявились трудности в употреблении падежных форм существительных, в употреблении множественных форм именительного падежа, в употреблении форм родительного падежа.
Задачи, поставленные в работе, были решены.
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, возникают некоторые трудности в употреблении слов в экспрессивной речи, актуализации словаря. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с ОНР.
У детей с общим недоразвитием речи:
- нарушено звукопроизношение;
- недостаточно сформированы фонематические процессы;
- скудный словарный запас;
- нарушено лексико-грамматическое структурирование;
- нарушена связная речь.
Ведущий признак ОНР - позднее начало речи, маленький словарный запас, дефекты произношения. Все проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Во второй главе был проведен эксперимент на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад № 8. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте
5- 6 лет с ОНР, III уровня речевого развития, которые были выявлены в ходе обследования логопедом.
Целью эксперимента являлось исследование состояния словарного запаса и грамматических навыков старших дошкольников с ОНР.
Изучение уровня состояния словарного запаса и грамматических навыков старших дошкольников с ОНР осуществлялось в ходе индивидуального педагогического эксперимента, основанного на методике Филичевой Т.Б.
Проанализировав результаты экспериментальной работы, сделали вывод: у детей с ОНР скудный словарный запас, в словаре преобладают существительные и глаголы, в речи часто употребляются одни и те же слова, нет метафор и сравнений. Так же выявились трудности в употреблении падежных форм существительных, в употреблении множественных форм именительного падежа, в употреблении форм родительного падежа.
Задачи, поставленные в работе, были решены.



