Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №66511

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы53
Год сдачи2016
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
419
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Развитие активного словаря в онтогенезе в период дошкольного
детства 6
1.2. Специфика развития активного словаря старших дошкольников с
общим недоразвитием речи 10
1.3. Особенности коррекционно-педагогической работы по формированию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 26
2.1. Экспериментальное исследование активного словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи 26
2.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по
формированию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 37
2.3. Анализ результатов изучения состояния активного словаря старших
дошкольников с общим недоразвитием речи после
эксперимента 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51



Изучение словарного запаса дошкольников является актуальным направлением логопедической практики, так как выявление сформированности речи дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки коррекционной работы, направленной на развитие нарушенных компонентов речи.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.
Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированной лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Направления обследования детей с общим недоразвитием речи опираются на методики таких выдающихся педагогов как Левина Р.Е., Каше Г.А., Лалаева Р.И., и др. Речевые нарушения, по мнению Левиной Р.Е., должны быть отграничены от возрастных особенностей развития речи. Кроме того, как считает Левина Р.Е., необходимо отличать речевые нарушения от дефектов речи, которые сопутствуют другим аномалиям, представляя собой их следствие. Среди таких нарушений развития необходимо отметить умственную отсталость, нарушения слуха, нарушение зрения (8).
Своевременное выявление общего недоразвития речи у детей и отграничение его от возрастных особенностей развития речи, от умственной отсталости, нарушения слуха, нарушения зрения способствует успешной коррекции и предупреждает возможные осложнения в школьном обучении.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно¬
педагогической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Целью нашего исследования является разработка системы
коррекционно-педагогической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по
развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи будет эффективна при выполнении следующих условий:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
- поэтапность и систематичность работы над развитием активного словаря старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс развития активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: содержание коррекционно-педагогической работы по развитию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников изучить особенности словаря дошкольников в норме.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить особенности коррекционно-педагогической работы по формированию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 
4. Провести экспериментальное исследование словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
5. Разработать систему работы по развитию активного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования психологов, педагогов Л.Ф. Спировой, Н.А. Никашиной, Г.А. Каше, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной,
Т.В. Тумановой, С.Н. Сазоновой, которые занимались изучением общего недоразвития речи у детей. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования М. М. Алексеевой, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др. Вопросам изучения, развития и обогащения словаря детей с нарушениями речи занимались К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин и др.
Методы исследования:
1. Теоретический метод: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод: педагогический эксперимент по
исследованию активного словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Метод количественного и качественного анализа.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8, г. Белгорода, 10 детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа литературных источников изучили особенности речи дошкольников в норме.
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Развитие лексики в целом занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с ОНР. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, возникают некоторые трудности в употреблении слов в экспрессивной речи, актуализации словаря. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с ОНР.
У детей с общим недоразвитием речи:
- нарушено звукопроизношение;
- недостаточно сформированы фонематические процессы;
- скудный словарный запас;
- нарушено лексико-грамматическое структурирование;
- нарушена связная речь.
Ведущий признак ОНР - позднее начало речи, маленький словарный запас, дефекты произношения. Все проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
Во второй главе был проведен эксперимент на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детский сад № 8. В исследовании приняли участие 10 детей в возрасте
5- 6 лет с ОНР, III уровня речевого развития, которые были выявлены в ходе обследования логопедом.
Целью эксперимента являлось исследование состояния словарного запаса и грамматических навыков старших дошкольников с ОНР.
Изучение уровня состояния словарного запаса и грамматических навыков старших дошкольников с ОНР осуществлялось в ходе индивидуального педагогического эксперимента, основанного на методике Филичевой Т.Б.
Проанализировав результаты экспериментальной работы, сделали вывод: у детей с ОНР скудный словарный запас, в словаре преобладают существительные и глаголы, в речи часто употребляются одни и те же слова, нет метафор и сравнений. Так же выявились трудности в употреблении падежных форм существительных, в употреблении множественных форм именительного падежа, в употреблении форм родительного падежа.
Задачи, поставленные в работе, были решены.



1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А.Г Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
2. Белова-Давид, Р А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей [Текст] / РА. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969. - С.11-47
3. Волкова, Г.А Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб: Детство-Пресс, 2009. - 134с.
4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации [Текст] / под ред. Т.Б. Филичева, ТВ. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2010. - 189 с.
5. Гвоздев, А. П Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб: Детство-Пресс, 2007. - 470 с.
6. Гриншпун, Б.М. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией [Текст] / Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьева. - М., 1979.
7. Изучение особенностей психофизического развития детей в системе дошкольных и школьных образовательных учреждений. Методическое пособие [Текст] / Л.С. Сековец, М.Г. Копешкина, СА. Головкина, Н.Л. Мельникова, Л.В. Филиппова, Н.В. Невежкина, С.В. Гречухина, ТВ. Багаева. - Нижний Новгород: Сириус-НН, 2009. - 221с.
8. Кабанова Т.В.Тестовая методика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями [Текст] / ТВ. Кабанова, О.В. Домнина. - М.: ГНОМ и Д, 2008. - 104 с.
9. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
10. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления [Текст] / В.А. Ковшиков. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Сфера, 2007. - 128с.
12. Лалаева, Р И. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
13. Левина, Р Е. Нарушения речи и письма у детей [Текст] / Р.Е.Лалаева. - М.: Аркти, 2005. - 221 с.
14. Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией [Текст] // Школа для детей с тяжелыми
нарушениями речи / под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70.
15. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] /. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
16. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. -
2- е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240с
17. Программы дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 2009. - 271с.
18. Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.
19. Седых, Н.А. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Н.А. Седых. - Донецк: Сталкер, 2005. - 288 с.
20. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
21. Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) [Текст] / сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство - пресс, 2001. - 232 с.
22. Ушакова, О.С. . Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Владос, 2004. - 288 с.
23. Филимонова, О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх [Текст] / О.Ю. Филимонова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 144 с.
24. Филичева, Т Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
25. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями [Текст] / Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80 с.
26. Шаховская, С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией [Текст] /
С.Н. Шаховская. - М., 1971. - 169 с.
27. Шашкина, Г. Р Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г. Р Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Академия, 2003. - 240 с.
28. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ