МОТИВ РОДСТВА В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОТИВ РОДСТВА В БЫТОПИСАНИИ И СЕМЕЙНОЙ
ЛИНИИ СЮЖЕТА 8
1.1. Казачий патриархальный уклад в мирных главах романа-эпопеи 8
1.2. Сюжет разрушения семьи Мелеховых и судьба Мелехова- старшего 15
ГЛАВА II. ДОМИНАНТА РОДСТВЕННОСТИ В ОБРАЗАХ ГЕРОЕВ
РОМАНА-ЭПОПЕИ «ТИХИЙ ДОН» 20
2.1. Одористические образы как знак чувства родины персонажей романа-
эпопеи 20
2.2. Хранительницы рода в произведении 26
2.3. Дети и детство в шолоховском мире 48
ГЛАВА III. СЕМЬЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВЕКА НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ 57
3.1. «Мысль семейная» в произведениях писателей XIX века 58
3.2. Тема дома и семьи системе уроков по изучению романа
М.А. Шолохова 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
ГЛАВА I. МОТИВ РОДСТВА В БЫТОПИСАНИИ И СЕМЕЙНОЙ
ЛИНИИ СЮЖЕТА 8
1.1. Казачий патриархальный уклад в мирных главах романа-эпопеи 8
1.2. Сюжет разрушения семьи Мелеховых и судьба Мелехова- старшего 15
ГЛАВА II. ДОМИНАНТА РОДСТВЕННОСТИ В ОБРАЗАХ ГЕРОЕВ
РОМАНА-ЭПОПЕИ «ТИХИЙ ДОН» 20
2.1. Одористические образы как знак чувства родины персонажей романа-
эпопеи 20
2.2. Хранительницы рода в произведении 26
2.3. Дети и детство в шолоховском мире 48
ГЛАВА III. СЕМЬЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX-XX ВЕКА НА
УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ 57
3.1. «Мысль семейная» в произведениях писателей XIX века 58
3.2. Тема дома и семьи системе уроков по изучению романа
М.А. Шолохова 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
М.А. Шолохов - художник эпического склада, смело вошедший в XX век с общезначимыми идеями, мотивами и образами. Роман-эпопея «Тихий Дон», обращенная к эпохе Великой русской революции, воссоздаёт мир в бытийной сложности и многоцветии казачьего быта, и как всякое классическое произведение, сохраняет своё значение в искусстве слова и духовной жизни народа благодаря силе художественных образов и системе вечных человеческих ценностей.
Сегодня в содержании романа важно увидеть не столько конкретно-историческое, сколько вневременное, вечное. Тема дома, мотивы родства, идея хрупкости семьи и её непреходящей ценности относится к числу таких общезначимых и актуальных в условиях разрушения традиционных ценностей аспектов произведения. М.А. Шолохов был свидетелем гражданской войны на Дону, он видел, как непоправимо рвутся нити родства в идеологических схватках, как рушатся и кровно-родственные отношения, и сословное казачье единство, и ценность землячества.
Обращаясь к мотивному анализу романа-эпопеи, мы опираемся на трактовку термина «мотив» В.Е. Хализева. Мотивом в литературоведении, по
В.Е. Хализеву, называется «компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен. <...> Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Прибегнув к иносказанию, можно утверждать, что сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним, невидимым курсивом» [Хализев 1999: 266]. Очевидно, что не столько с сюжетом, сколько с темой и идеей теоретик связывает мотив, однако иносказательные смыслы слов «курсив», «звено», вероятнее всего, отсылают филолога к сюжету, фабуле, конфликту. Иными словами, мотив, как иной другой элемент художественной системы произведения, связан со всеми сторонами художественного целого. Такой подход к категории мотива, который объединяет семантику и фабулу, текст и контекст, событие и деталь, лежит в основе нашего исследования.
Мотивный анализ шолоховской эпопеи не является традиционным при том, что «Тихому Дону» посвящено множество критических и научных работ. Ряд исследователей в XX веке рассматривали произведение сквозь призму дома и семьи. Однако основное внимание ученых было обращено к проблемам социально-исторического плана. Исследования Л.Г. Якименко, В.М. Литвинова, А.И. Хватова, И.Г. Лежнева, В.В. Петелина, С.Н. Семанова, В.В. Васильева, В.В. Гуры, Ф.Г. Бирюкова, Н.М. Федя, и многих других ученых и критиков вносили свой вклад в освоение творческого наследия М.А. Шолохова.
Литературовед Л.Г. Якименко в книге «Творчество М.А. Шолохова» выразил точку зрения, согласно которой традиционное, патриархальное устройство семьи, описанное в эпопее, требует обновления. В работе ученый также уделил большое внимание материнскому началу в женских образах произведения, не считая, однако, его приоритетным в характерах героинь.
В.В. Петелин книгу «Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества» посвятил проблематике, нравственному и художественному значению «Тихого Дона», затрагивая «мысль семейную» лишь через основательный анализ образа главного героя - Григория Мелехова.
Еще один авторитетный исследователь творчества писателя, Ф.Г. Бирюков, в книге «Художественные открытия Михаила Шолохова» касается темы семьи в «Тихом Доне», уделяя особое внимание нравственным основам жизни казаков и опираясь на представления этого народа о браке и семье.
Не иссякает интерес к произведению и в настоящее время. В статьях авторитетных современных исследователей творчества писателя, авторы которых - В.А. Чалмаев, И.И. Цыценко, Л.Е. Корсакова, В.Г. Степанов, рассматривают трагедию гражданской войны сквозь многогранную призму семейного начала. И это обстоятельство является принципиально иным углом зрения в освещении народной истории. В наши дни трактовка романа далеко не так однозначна, как раньше, когда присутствовало прочтение текста под влиянием господствующей идеологии. Многие авторитетные литературоведы полагают, что сюжетно-композиционную основу «Тихого Дона» составляет не историческая хроника, а драматические и трагические судьбы нескольких семей.
Обстоятельства жизни казачества изображены Шолоховым так основательно, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. Основное внимание, без сомнения, писатель уделяет семейству Мелеховых. Интересны, на наш взгляд, судьбы как старшего, так и младшего поколения Мелеховых: Петра, Григория, Дуняшки, а также яркие образы Натальи и Аксиньи. Насколько сильны в каждом из персонажей родственные чувства, как и почему разрываются семейные нити и гибнет к финалу вся мелеховская семья, - всё это вопросы, требующие самого глубокого анализа.
Актуальность избранной темы дипломной работы определяется реалиями времени, тем, что и в современных условиях тема родства является животрепещущей и злободневной. Разрушение традиционной культуры в ХХ и ХХ1 столетиях сопровождается разрушением родовых устоев общества. Потеря родовых устоев означает, что такие ценности, как семья, брак и рождение детей становятся в обществе второстепенными. Шолохов увидел и осмыслил эту проблему более 80 лет назад. В романе-эпопее «Тихий Дон», где передано национальное мироощущение, где человек является творцом и одновременно жертвой истории, рушится семья как основа мира, разрываются естественные кровные связи.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы рассмотреть художественное воплощение мотива родства в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Объект исследования - роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Предмет исследования - способы раскрытия мотива родства в романе- эпопее «Тихий Дон».
Для разрешения поставленной цели предполагается реализация ряда задач:
• проанализировать значение фактора родства в казачьем быту, морали, духовной жизни в изображении М.А. Шолохова;
• изучить проявление чувства родины и кровной связи человека с природой в одористических образах произведения;
• рассмотреть реализацию мотива родства в истории гибели семьи Мелеховых через анализ образа Пантелея Прокофьевича;
• выявить подход автора к созданию образа матери, анализируя главные женские образы романа-эпопеи;
• изучить характер отношения героев романа-эпопеи к детям и авторское видение детей и детства;
• раскрыть методические аспекты изучения «мысли семейной» в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» на уроках в школе.
Научную базу проведенного исследования составили работы таких авторитетных литературоведов, как В.Е. Хализев, Б.М. Гаспаров, и шолоховедов: А.И. Хватов, Н.М. Муравьёва, Н.М. Федь, С.Г. Семёнова, В.А. Чалмаев, С.Н. Семанов, Л. Киселева, Е.А. Костин, В.В. Кожинов, Н.А. Дворяшина, Е.А. Ширина и других современных учёных.
Методы исследования: мотивный анализ художественного произведения в рамках герменевтической методологии, сравнительно- типологический и культурно-исторический.
Теоретическая значимость дипломной работы: полученные
результаты расширяют представления о жизни казачества в этнокультурном и философском контекстах.
Практическая значимость заключается в том, что материал и результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории русской литературы XX века, русской словесности, внеклассного чтения и факультативных занятиях на уровне среднего общего образования.
Структура работы обусловлена задачами, которые мы ставим перед собой. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Основные положения дипломной работы отражены в докладах на конференциях, а также в авторской публикации по теме исследования.
Сегодня в содержании романа важно увидеть не столько конкретно-историческое, сколько вневременное, вечное. Тема дома, мотивы родства, идея хрупкости семьи и её непреходящей ценности относится к числу таких общезначимых и актуальных в условиях разрушения традиционных ценностей аспектов произведения. М.А. Шолохов был свидетелем гражданской войны на Дону, он видел, как непоправимо рвутся нити родства в идеологических схватках, как рушатся и кровно-родственные отношения, и сословное казачье единство, и ценность землячества.
Обращаясь к мотивному анализу романа-эпопеи, мы опираемся на трактовку термина «мотив» В.Е. Хализева. Мотивом в литературоведении, по
В.Е. Хализеву, называется «компонент произведений, обладающий повышенной значимостью (семантической насыщенностью). Он активно причастен теме и концепции (идее) произведения, но им не тождественен. <...> Мотив так или иначе локализован в произведении, но при этом присутствует в формах самых разных. Он может являть собой отдельное слово или словосочетание, повторяемое и варьируемое, или представать как нечто обозначаемое посредством различных лексических единиц, или выступать в виде заглавия либо эпиграфа, или оставаться лишь угадываемым, ушедшим в подтекст. Прибегнув к иносказанию, можно утверждать, что сферу мотивов составляют звенья произведения, отмеченные внутренним, невидимым курсивом» [Хализев 1999: 266]. Очевидно, что не столько с сюжетом, сколько с темой и идеей теоретик связывает мотив, однако иносказательные смыслы слов «курсив», «звено», вероятнее всего, отсылают филолога к сюжету, фабуле, конфликту. Иными словами, мотив, как иной другой элемент художественной системы произведения, связан со всеми сторонами художественного целого. Такой подход к категории мотива, который объединяет семантику и фабулу, текст и контекст, событие и деталь, лежит в основе нашего исследования.
Мотивный анализ шолоховской эпопеи не является традиционным при том, что «Тихому Дону» посвящено множество критических и научных работ. Ряд исследователей в XX веке рассматривали произведение сквозь призму дома и семьи. Однако основное внимание ученых было обращено к проблемам социально-исторического плана. Исследования Л.Г. Якименко, В.М. Литвинова, А.И. Хватова, И.Г. Лежнева, В.В. Петелина, С.Н. Семанова, В.В. Васильева, В.В. Гуры, Ф.Г. Бирюкова, Н.М. Федя, и многих других ученых и критиков вносили свой вклад в освоение творческого наследия М.А. Шолохова.
Литературовед Л.Г. Якименко в книге «Творчество М.А. Шолохова» выразил точку зрения, согласно которой традиционное, патриархальное устройство семьи, описанное в эпопее, требует обновления. В работе ученый также уделил большое внимание материнскому началу в женских образах произведения, не считая, однако, его приоритетным в характерах героинь.
В.В. Петелин книгу «Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества» посвятил проблематике, нравственному и художественному значению «Тихого Дона», затрагивая «мысль семейную» лишь через основательный анализ образа главного героя - Григория Мелехова.
Еще один авторитетный исследователь творчества писателя, Ф.Г. Бирюков, в книге «Художественные открытия Михаила Шолохова» касается темы семьи в «Тихом Доне», уделяя особое внимание нравственным основам жизни казаков и опираясь на представления этого народа о браке и семье.
Не иссякает интерес к произведению и в настоящее время. В статьях авторитетных современных исследователей творчества писателя, авторы которых - В.А. Чалмаев, И.И. Цыценко, Л.Е. Корсакова, В.Г. Степанов, рассматривают трагедию гражданской войны сквозь многогранную призму семейного начала. И это обстоятельство является принципиально иным углом зрения в освещении народной истории. В наши дни трактовка романа далеко не так однозначна, как раньше, когда присутствовало прочтение текста под влиянием господствующей идеологии. Многие авторитетные литературоведы полагают, что сюжетно-композиционную основу «Тихого Дона» составляет не историческая хроника, а драматические и трагические судьбы нескольких семей.
Обстоятельства жизни казачества изображены Шолоховым так основательно, что позволяют воссоздать общее строение семьи начала ХХ века. Основное внимание, без сомнения, писатель уделяет семейству Мелеховых. Интересны, на наш взгляд, судьбы как старшего, так и младшего поколения Мелеховых: Петра, Григория, Дуняшки, а также яркие образы Натальи и Аксиньи. Насколько сильны в каждом из персонажей родственные чувства, как и почему разрываются семейные нити и гибнет к финалу вся мелеховская семья, - всё это вопросы, требующие самого глубокого анализа.
Актуальность избранной темы дипломной работы определяется реалиями времени, тем, что и в современных условиях тема родства является животрепещущей и злободневной. Разрушение традиционной культуры в ХХ и ХХ1 столетиях сопровождается разрушением родовых устоев общества. Потеря родовых устоев означает, что такие ценности, как семья, брак и рождение детей становятся в обществе второстепенными. Шолохов увидел и осмыслил эту проблему более 80 лет назад. В романе-эпопее «Тихий Дон», где передано национальное мироощущение, где человек является творцом и одновременно жертвой истории, рушится семья как основа мира, разрываются естественные кровные связи.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы рассмотреть художественное воплощение мотива родства в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Объект исследования - роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Предмет исследования - способы раскрытия мотива родства в романе- эпопее «Тихий Дон».
Для разрешения поставленной цели предполагается реализация ряда задач:
• проанализировать значение фактора родства в казачьем быту, морали, духовной жизни в изображении М.А. Шолохова;
• изучить проявление чувства родины и кровной связи человека с природой в одористических образах произведения;
• рассмотреть реализацию мотива родства в истории гибели семьи Мелеховых через анализ образа Пантелея Прокофьевича;
• выявить подход автора к созданию образа матери, анализируя главные женские образы романа-эпопеи;
• изучить характер отношения героев романа-эпопеи к детям и авторское видение детей и детства;
• раскрыть методические аспекты изучения «мысли семейной» в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» на уроках в школе.
Научную базу проведенного исследования составили работы таких авторитетных литературоведов, как В.Е. Хализев, Б.М. Гаспаров, и шолоховедов: А.И. Хватов, Н.М. Муравьёва, Н.М. Федь, С.Г. Семёнова, В.А. Чалмаев, С.Н. Семанов, Л. Киселева, Е.А. Костин, В.В. Кожинов, Н.А. Дворяшина, Е.А. Ширина и других современных учёных.
Методы исследования: мотивный анализ художественного произведения в рамках герменевтической методологии, сравнительно- типологический и культурно-исторический.
Теоретическая значимость дипломной работы: полученные
результаты расширяют представления о жизни казачества в этнокультурном и философском контекстах.
Практическая значимость заключается в том, что материал и результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания истории русской литературы XX века, русской словесности, внеклассного чтения и факультативных занятиях на уровне среднего общего образования.
Структура работы обусловлена задачами, которые мы ставим перед собой. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Основные положения дипломной работы отражены в докладах на конференциях, а также в авторской публикации по теме исследования.
В результате проведенного нами исследования по анализу мотива родства в романе-эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон» можно сделать следующие выводы.
Мотив родства пронизывает всю повествовательную ткань «Тихого Дона», он организует одну из главных сюжетных линий, проявляется в системе образов, в способах создания образов героев, выражает авторское понимание родовых и семейных ценностей.
Мотив родства является идейно-тематической доминантой казачьего мироздания. Именно благодаря основам семьи и был построен мир, долгое время несокрушимый, мир народной жизни, основанный на патриархальных, родовых началах. Все приемы бытописания: повествование о труде, вере, буднях и праздниках, обрядах и обычаях, о распределении обязанностей в семье, описание одежды и еды, рассказ об отношении к детям, обращение к устно-поэтической традиции формируют представление о гармонии природно-семейного бытия в мирных главах романа-эпопеи.
Родственные связи буквально пронизывают всю частную жизнь казаков. Каждая отдельная личность воспринимается как часть общего - рода. Центр патриархальной семьи - религия, вера, трудолюбие, дети, нравственность. Последствия жестокого вмешательства исторических событий в естественный ход жизни показаны писателем на истории постепенного разрушения семьи Мелеховых. Семью Мелеховых Шолохов представил хранилищем нравственного опыта национальной культуры.
Сюжет разрушения дома Мелеховых нагляднее всего прослеживается через анализ судьбы Мелехова-старшего. Пантелей Прокофьевич предстает в романе прежде всего как отец, защитник рода. Неслучайно автор изобразил именно его реакцию на появление внуков: «Ишо не зараз переведется мелеховская порода!» (II, 56) - обрадовано, со слезами кричал он повитухе, принявшей двойню. В основе эволюции образа, в основе повествования о судьбе персонажа лежит психологически достоверная реакция Мелехова на удары жестокого военного времени. Так М.А. Шолохов показал трагические переломы истории через семью и человека в ней.
Идея родственности в романе-эпопее «Тихий Дон» воплощается не только на уровне взаимодействия героев с семьёй, но и на уровне сословной родственности, сопричастности казаков к малой родине. Авторское чувство родины и чувство родины персонажей традиционно воплощается как в картинах природы, в поступках, высказываниях персонажей, так и в микропоэтике текста. Весьма показательно мотив родства воплощается в одористических деталях романа-эпопеи «Тихий Дон», позволяя воссоздавать чувство родины, чувство дома и чувство родственной близости героев друг к другу. В сознании героев «Тихого Дона» чётко различим запах Родины, казачьего куреня, который дорог и близок сердцу каждого казака, особенно вдали от дома.
Мотив родства является стержневым в женских образах романа-эпопеи. Авторская установка в оценке персонажей близка народному представлению о женском предназначении в круговороте жизни, каждая героиня проверяется её отношением к материнству. В образах Ильиничны и Натальи материнское начало - главное. Идеальные героини Шолохова полностью реализуют себя в отношениях к семье и детям. Материнство в эстетическом чувстве М.А. Шолохова всегда связано с проявлением самого доброго и прекрасного в человеке.
Еще одной областью воплощения мотива родства в произведении М.А. Шолохова являются образы детей. Дитя у Шолохова предстало не только неким нравственным идеалом, но и высшим судом в оценке героями своих жизненных поступков. Дети для героев «Тихого Дона» - то, без чего нет будущего. В общении с ребенком в изображении писателя нет ничего злого, унижающего его достоинство. Здесь доминирует любовь, жалость, страстное желание защитить детишек, уберечь их от мук и страданий. Особую проникновенность обрели у Шолохова материнские и отцовские чувства.
Дети для шолоховских героев - самый главный источник счастья, показатель жизненной самостоятельности и полноценности.
Учитывая важность темы семьи в романе-эпопее, мы определили особенности её изучения на уроках литературы в старших классах, сформировали модель урока, в котором находят отражение (в той или иной форме) наши наблюдения над поэтикой мотива родства в бытописании, сюжете, характерологии М.А. Шолохова. Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту - формированию у обучающихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. На наш взгляд, только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».
Итак, понятие рода - одно из древнейших в человеческом сознании. Ценность семьи и родственных связей не может быть перечеркнута и сегодня, в эпоху торжества индивидуалистического сознания, «освобождающего» личность от почитания предков и от ответственности перед потомками. Крушение института семьи, разрыв родственных нитей грозит разрушением широких социальных связей, подрывает основу жизни народа. Вечные ценности семьи, простодушной любви, материнства, дома, родного очага как символа устойчивости бытия не померкли: их значение именно сейчас может быть оценено всерьез. М.А. Шолохов 90 лет назад в романе-эпопее «Тихий Дон» через мотив родства художественно осмыслил традиционное значение семьи и проникновенно воссоздал трагедию утраты родственности, будто предупреждая о хрупкости естественных связей, которые человеку непременно нужно сохранить.
Мотив родства пронизывает всю повествовательную ткань «Тихого Дона», он организует одну из главных сюжетных линий, проявляется в системе образов, в способах создания образов героев, выражает авторское понимание родовых и семейных ценностей.
Мотив родства является идейно-тематической доминантой казачьего мироздания. Именно благодаря основам семьи и был построен мир, долгое время несокрушимый, мир народной жизни, основанный на патриархальных, родовых началах. Все приемы бытописания: повествование о труде, вере, буднях и праздниках, обрядах и обычаях, о распределении обязанностей в семье, описание одежды и еды, рассказ об отношении к детям, обращение к устно-поэтической традиции формируют представление о гармонии природно-семейного бытия в мирных главах романа-эпопеи.
Родственные связи буквально пронизывают всю частную жизнь казаков. Каждая отдельная личность воспринимается как часть общего - рода. Центр патриархальной семьи - религия, вера, трудолюбие, дети, нравственность. Последствия жестокого вмешательства исторических событий в естественный ход жизни показаны писателем на истории постепенного разрушения семьи Мелеховых. Семью Мелеховых Шолохов представил хранилищем нравственного опыта национальной культуры.
Сюжет разрушения дома Мелеховых нагляднее всего прослеживается через анализ судьбы Мелехова-старшего. Пантелей Прокофьевич предстает в романе прежде всего как отец, защитник рода. Неслучайно автор изобразил именно его реакцию на появление внуков: «Ишо не зараз переведется мелеховская порода!» (II, 56) - обрадовано, со слезами кричал он повитухе, принявшей двойню. В основе эволюции образа, в основе повествования о судьбе персонажа лежит психологически достоверная реакция Мелехова на удары жестокого военного времени. Так М.А. Шолохов показал трагические переломы истории через семью и человека в ней.
Идея родственности в романе-эпопее «Тихий Дон» воплощается не только на уровне взаимодействия героев с семьёй, но и на уровне сословной родственности, сопричастности казаков к малой родине. Авторское чувство родины и чувство родины персонажей традиционно воплощается как в картинах природы, в поступках, высказываниях персонажей, так и в микропоэтике текста. Весьма показательно мотив родства воплощается в одористических деталях романа-эпопеи «Тихий Дон», позволяя воссоздавать чувство родины, чувство дома и чувство родственной близости героев друг к другу. В сознании героев «Тихого Дона» чётко различим запах Родины, казачьего куреня, который дорог и близок сердцу каждого казака, особенно вдали от дома.
Мотив родства является стержневым в женских образах романа-эпопеи. Авторская установка в оценке персонажей близка народному представлению о женском предназначении в круговороте жизни, каждая героиня проверяется её отношением к материнству. В образах Ильиничны и Натальи материнское начало - главное. Идеальные героини Шолохова полностью реализуют себя в отношениях к семье и детям. Материнство в эстетическом чувстве М.А. Шолохова всегда связано с проявлением самого доброго и прекрасного в человеке.
Еще одной областью воплощения мотива родства в произведении М.А. Шолохова являются образы детей. Дитя у Шолохова предстало не только неким нравственным идеалом, но и высшим судом в оценке героями своих жизненных поступков. Дети для героев «Тихого Дона» - то, без чего нет будущего. В общении с ребенком в изображении писателя нет ничего злого, унижающего его достоинство. Здесь доминирует любовь, жалость, страстное желание защитить детишек, уберечь их от мук и страданий. Особую проникновенность обрели у Шолохова материнские и отцовские чувства.
Дети для шолоховских героев - самый главный источник счастья, показатель жизненной самостоятельности и полноценности.
Учитывая важность темы семьи в романе-эпопее, мы определили особенности её изучения на уроках литературы в старших классах, сформировали модель урока, в котором находят отражение (в той или иной форме) наши наблюдения над поэтикой мотива родства в бытописании, сюжете, характерологии М.А. Шолохова. Раскрывая основные вопросы методики анализа романа, мы подчиняем их главному, с нашей точки зрения, аспекту - формированию у обучающихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение. На наш взгляд, только при этом условии литература может воздействовать на читателя, воспитывая и формируя «человека в человеке».
Итак, понятие рода - одно из древнейших в человеческом сознании. Ценность семьи и родственных связей не может быть перечеркнута и сегодня, в эпоху торжества индивидуалистического сознания, «освобождающего» личность от почитания предков и от ответственности перед потомками. Крушение института семьи, разрыв родственных нитей грозит разрушением широких социальных связей, подрывает основу жизни народа. Вечные ценности семьи, простодушной любви, материнства, дома, родного очага как символа устойчивости бытия не померкли: их значение именно сейчас может быть оценено всерьез. М.А. Шолохов 90 лет назад в романе-эпопее «Тихий Дон» через мотив родства художественно осмыслил традиционное значение семьи и проникновенно воссоздал трагедию утраты родственности, будто предупреждая о хрупкости естественных связей, которые человеку непременно нужно сохранить.
Подобные работы
- “ПОЧВЕННОЕ” НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



