Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» И ТРИЛОГИЯ БА ЦЗИНЯ «СТРЕМИТЕЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ»: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Работа №31295

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5635
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Проблема отцов и детей в романе Ф. М. Достоевского «Братья
Карамазовы» и в трилогии Ба Цзиня 9
1.1. Сюжетная линия и образы героев в романах Ф. М. Достоевского «Братья
Карамазовы» и в трилогии Ба Цзиня 9
1.2. Проблема взаимоотношений отцов и сыновей, отраженная в
произведениях, её социальный фон 22
1.3. Религиозно-философский подтекст проблемы отцов и детей, отраженных
в произведениях Ф.М.Достоевского и Ба Цзиня 29
2. Жанровое своеобразие произведений Ф. М. Достоевского и Ба Цзиня 40
2.1. Романное начало 40
2.2. Эпические тенденции 46
2.3. Драматизация эпического текста 57
3. Принципы художественного обобщения в романе Ф. М. Достоевского
«Братья Карамазовы» и трилогии Ба Цзиня 65
3.1. Реалистическое начало в художественном методе Достоевского и Ба
Цзиня 65
3.2. Символические тенденции в художественном методе писателей 74
Заключение 79
Список литературы

Произведения Ф. М. Достоевского помогают до сих пор постигать главные тайны бытия Божия и человека. Существует немало людей, которые не любят читать Достоевского: слишком много неприкрытой, откровенной, порой довольно тягостной правды о человеке открывается нам в его романах. И эта правда не просто впечатляет, она заставляет глубоко задуматься над самым важным вопросом, который каждый из нас должен решить для себя положительно или отрицательно. «Главный вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь, - существование Божие...» - напишет Достоевский, будучи зрелым человеком. Может показаться странным, но в последний месяц перед своей смертью, по воспоминаниям очевидцев, гений мировой литературы Л. Толстой перечитывал «Братьев Карамазовых» Достоевского. Этим обусловлена актуальность исследования.
Толстой сожалел, что так и не смог познакомиться с Достоевским, потому что считал его едва ли не единственным серьезным автором в русской литературе, с которым бы очень хотел поговорить о вере и о Боге. Не особо ценя Федора Михайловича как писателя, Лев Толстой видел в нем религиозного мыслителя, способного существенно воздействовать через свои произведения на ум и душу человека.
Дочь Достоевского в своих воспоминаниях приводит рассказ тогдашнего Петербургского митрополита, пожелавшего присутствовать на чтении Псалтири по усопшему писателю в церкви Святого Духа Алесандро- Невской лавры. Проведя часть ночи в храме, митрополит наблюдал за студентами, которые, стоя на коленях, все время по очереди читали псалмы у гроба покойного Достоевского. « Никогда я не слышал подобного чтения псалмов! - вспоминает он. - Студенты читали их дрожащим от волнения голосом, вкладывая душу в каждое произносимое слово. Какой же магической силой обладал Достоевский, чтобы так вновь обратить их к Богу?».
По свидетельству многих православных священников, в 70-е годы XX века, когда в России росло уже третье поколение атеистов, и внуков воспитывали бабушки - бывшие комсомолки, и, казалось, молодежь окончательно потеряна для Церкви, вдруг молодые люди во множестве стали креститься и воцерковляться. Когда священники спрашивали их: «Что привело вас в церковь?» - многие отвечали: «Читал Достоевского».
Именно поэтому в советское время литературные критики не жаловали автора «Братьев Карамазовых» и его произведения не очень охотно включали в школьную программу. А если включали, то акцент больше делался на бунтарских поползновениях Раскольникова и Ивана Карамазова, а не на христианских достоинствах старца Зосимы. До сих пор проблема отцов и детей в творчестве Достоевского остается неоднозначной научной проблемой. Указанные факторы обусловили актуальность выбранной темы.
Характеризуя степень разработанности, можно отметить, что проблема нравственности и этики в творчестве Ф. М. Достоевского является достаточно разработанной. Всего можно выделить несколько направлений научных исследований по данной тематике, а творчество Ба Цзиня требует систематизации и обобщения.
1. Рассмотрение категорий нравственности в конкретных произведениях Ф. М. Достоевского можно найти в трудах А. С. Айткалиевой, А. А. Алексеева, И. В. Бардыковой и пр.
2. Биографические исследования нравственного мировоззрений Ф. М. Достоевского представлены трудами А. Н. Акиньшина, Н. В. Балашова, В. А. Бачинина и др.
3. Религиозную подоплеку творчества Ф. М. Достоевского исследовали О. А. Богданова, Н. Ф. Буданова, Р. Гвардини и др.
Проблема отцов и детей как категории без привязки к литературному творчеству в целом и творчеству Ф. М. Достоевского в частности поднималась М. С. Бейтугановой, Б. С. Братусем, М. В. Волковой, Д. А. Граниным, Е. А. Шевцовой, Р. М. Щамионовым, А. А. Головановой и пр.
Общеизвестно, что произведения Ф.М. Достоевского, наряду с произведениями А.Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстого, И. Тургенева, А. Чехова, составляют славу русской литературы и являются заметной страницей в истории мировой литературы. Творчество этих авторов широко известно и в Китае. Их произведения стали источником новых размышлений о собственной жизни, о характере и совести самих китайцев, показали им иной мир человеческих страстей, иной тип литературы, вызвали бурные литературные дискуссии.
Китайскому читателю Ф. Достоевский стал известен с 1920 года, когда был опубликован перевод рассказа «Честный вор».
В 1921 году, когда исполнилось сто лет со дня рождения Достоевского, в китайской печати появился ряд статей о нем. Позже появились и другие его произведения.
Роль переводов Ф. Достоевского в Китае, его влияние на китайскую литературу и общество представляет интересный пласт истории мировой литературы, который еще не получил должного освещения в научных исследованиях.
Произведения Ф. Достоевского стали явлением литературной жизни Китая. Достаточно перечислить их, чтобы продемонстрировать интерес китайского читателя к творчеству этого русского писателя. В Шанхае выходят «Избранные произведения Достоевского» (1945-1948) и «Полное собрание сочинений Достоевского» (1947), романы «Братья Карамазовы» (1946), «Идиот» (1947), «Подросток» (1947), отдельными изданиями повести «Бедные люди» (1948), «Записки из Мертвого дома» (1947), «Записки из подполья» (1948), рассказы «Чужая жена и муж под кроватью» и «Хозяйка» - в китайском издании в сборнике под названием «Дама» (1947), «Скверный анекдот» (1947).
В других городах - «Униженные и оскорбленные» (1943, 1944), «Идиот» (1943). Газеты и журналы печатают небольшие рассказы («Елка на свадьбе» (1941), «Честный вор» в китайском издании «Вор» (1942)), а также фрагменты из больших произведений, например, «Сказки Мармеладова» (1945) - так был назван отрывок из «Преступления и наказания». Многие из вышедших книг были снабжены предисловием или послесловием или имели постраничный комментарий.
Литературная критика не могла обойти своим вниманием творчество столь активно для Китая издаваемого автора. Поэтому, наряду с произведениями Достоевского, появляются в печати и отклики на них, и серьезные исследования, рассматривавшие творчество Достоевского в контексте русской и европейской литературы, в сравнении с китайскими писателями.
Авторами отзывов были как профессиональные литературоведы, например, Бай Ян, Чан Фэнь и Чжоу Либо, так и писатели, переводчики, литературные обозреватели. В издании «Журнал для молодежи» (1943) разворачивается даже читательская дискуссия о романе «Преступление и наказание».
Интересно отметить, что в период с 1940 по 1942 г. в Академии искусств им. Лу Синя был открыт курс «Передовые шедевры современности», а также курс «Европейская литература», которые преподавал ученый и писатель Чжоу Либо. В программу этих курсов входил роман Достоевского «Преступление и наказание». К счастью, до наших дней сохранился учебный план, так что мы можем видеть, что целый ряд ученых проводил исследования европейской литературы.
Чжоу Либо считал, что русская литература находится «за пределами области общепринятой литературной традиции», и это определяет ее особое место в европейской литературе. Исследователь выделил пять особенностей русской литературы XIX века. С точки зрения Чжоу Либо:
- русская литература иногда хаотична, смешана, запутана, но вместе тем, в большинстве случаев проста для понимания;
- в произведениях русской литературы пейзаж занимает незначительное место, а психологическим аспектам человеческого страдания и горя людей внимания уделяется значительно больше;
- в произведениях русской литературы преобладают диалоги и через них раскрываются характеры литературных героев.
- русской литературе свойствен авторский субъективизм;
- в русской литературе отсутствует вера в человека, вера в освобождение и прогресс народа, т.е. она пессимистична.
С некоторыми оценками Чжоу Либо сегодня можно не согласиться и поспорить, но стремление автора выявить особенности русской литературы и затем на ее фоне увидеть творчество Достоевского заслуживает нашего внимания, потому что рассуждения Чжоу Либо отражают трактовку русской литературы и понимание особенностей творчества Достоевского в то время, а потому имеют историческую ценность.
Объект исследования - романы Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и в трилогия Ба Цзиня.
Предмет исследования - критерии сопоставительного анализа произведений русского и китайского писателей.
Цель исследования - выработать критерии сопоставительного анализа произведений русского и китайского писателей.
Задачи исследования:
- рассмотреть сюжетную линию и образы героев в романах Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и в трилогии Ба Цзиня;
- рассмотреть проблему взаимоотношений отцов и детей,
отраженную в произведениях, её социальный фон;
- раскрыть религиозно-философский подтекст проблем отцов и детей, отраженных в произведениях Ф.М.Достоевского и Ба Цзиня;
- описать романное начало;
- раскрыть эпические тенденции;
- охарактеризовать драматизацию эпического текста;
- рассмотреть реалистическое начало в художественном методе Достоевского и Ба Цзиня;
- дать характеристику символическим тенденциям в художественном методе писателей.
Теоретическая основа исследования.
Принципы сравнительного и сопоставительного изучения национальных литератур, обоснованные А.Димой в работе «Принципы сравнительного литературоведения», В.М.Жирмунским в монографии «Сравнительное литературоведение», Н.И.Конрадом в исследовании «Запад и Восток», Ю.М.Лотманом в работе «Статьи по типологии культуры», а также Д. Дюришиным в монографии «Теория сравнительного изучения литератур», И.Г.Неупокоевой «История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа».
В работе мы опираемся на методы выявления национальной специфики текста, используемые Ю.Г.Нигматуллиной в работе «Национальное своеобразие эстетического идеала», Г.Гачевым в монографии «Национальные образы мира», Д.М.Урновым в исследовании «Национальная специфика литературы как предмет исторической поэтики».
Обоснование отбора материала: Между творчеством русского и китайского писателей могут быть установлены типологические схождения, которые проявляются на уровне проблематики и жанров.
Практическая значимость. Материалы могут быть использованы при подготовки к занятиям.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования были сформулированы следующие тезисы.
Творчество Ба Цзиня охватывает широчайший круг проблем. Трилогия «Стремительное течение» принесла Ба Цзиню широчайшую известность. Роман «Семья» считается автобиографическим и описывает распад зажиточной патриархальной семьи в довоенное время. Романы «Весна» и «Осень» появились уже в годы антияпонской войны и отражают проблемы, с которыми в это время сталкивается Китай.
Произведения Ф. М. Достоевского представляют собой уникальные образцы художественной философии, они приобщают к исконным проблемам христианства.
В литературном творчестве Ф.М. Достоевского поднимаются проблемы отцов и детей с разных ракурсов: в рамках данной работы исследованы дилемма «деньги - преступление», альтернатива «знания или хитрость», выбор «теодицея или свобода», распутье «равноправие или узаконенное рабство».
Проблемы отцов и детей в творчестве Ф. М. Достоевского рассматриваются не только на уровне сюжета, но через сложную систему символических образов, концептов, авторских трактовок.
Нравственный выбор, с точки зрения Ф. М. Достоевского, совершается не в пользу нравственности и духовности по причине кризиса культуры гуманизма и обожествления личностью самой себя.
Уже в середине 19 века в мировоззрении человека произошел перелом. Если в начале столетия он еще колебался в своей оценке действительности, в нем только формировалось новое представление о мире, то в середине века у человека уже не осталось сомнений - мир материален и нет ничего, что может выходить за его рамки. Раньше мораль и нравственность были связаны с Богом, понимались как Его закон, теперь общество и окружающая действительность стали заменять человеку Бога. В результате духовная сфера стала пониматься не как Божественная, а как наполненная чем угодно - собой, другой личностью, общественными или какими-то иными идеями.
К концу столетия, благодаря сумасшедшему скачку цивилизации, мир приобрел практически такой же вид, каким мы видим его сегодня. Рост капитала и производства, научный прогресс, новые возможности для преодоления пространства - все это стало менять отношение человека к самому себе, к Богу и действительности. Именно об этом практически закричал Ф.М.Достоевский: «Мы убили Бога, значит, все позволено». Этот крик породил страх, причем страх приобрел новое качество - человек испугался самого себя.
Причем он испугался не только своего могущества, сколько могущества цивилизации, могущества общества, могущества другого человека, который вместо свободы способен принести в мир насилие и тиранию. Со времени произошедшего скачка прошло более ста лет, но мир не сильно изменился, сделанные открытия не поменяли отношение человека к мирозданию, а лишь усугубили уже имеющиеся проблемы. Ощущение потери почвы под ногами не потеряло должной остроты и теперь. В 21 веке мы также ищем ответ на мучительные «проклятые» вопросы, но теперь они перешли из разряда общественных в духовные. Отсюда и актуальность темы, поднятной в данной работе.
Именно Ф.М.Достоевскому удалось наглядно продемонстрировать следующую ситуацию: человек хотел быть Богом - он стал им, сделав свой нравственный выбор и убив в себе настоящего Бога, но испугался содеянного. Человек захотел могущества - нравственный выбор был не в пользу духовных ценностей, он его получил и вновь испугался, испугался насилия над собой. Более всего он ужаснулся, увидев «железное лицо эпохи», или, как сказал об этом позже О.Мандельштам, увидев свое новое лицо - лицо бога-тирана. Наступало царство абсурда.
Безусловно, практически все исследователи творчества Ф. М.Достоевского так или иначе касались этого вопроса.
Известный литературовед А.П.Скафтымов, говорил, что, анализируя произведения Достоевского, важно не пропустить «этажи» смысла: «Достоевский больше, чем кто другой знал, что в человеке живая вода жизни глубоко течет и человек мелок только в верхнем, видимом слое. И он не оставался наверху за экраном сознания, за явственной стороной переживаний, он заметил темную периферическую бахрому души. За внешней гармонией рационального и понятного он созерцал волны хаотических, бесформенных стихий и именно здесь открыл семена и корни реальной действительности». Подобное углубление в художественный образ обязательно выводит к категориям мифа и символа, поскольку всякий поистине художественный образ символичен.
Вероятно, нет необходимости напоминать, что произведения Достоевского представляют собой уникальные образцы художественной философии, они приобщают к исконным проблемам христианства. Будучи человеком гуманистического склада, искренне страдающим от утраты веры, он стремился своим творчеством предупредить человечество, которое вступило в болезненную стадию своего развития, он неуклонно движется к плачевному концу. Писатель был убежден, что подобный безрадостный итог является выражением кризиса культуры европейского гуманизма эпохи Возрождения.
Уже тогда энергия обожествившей себя личности посеяла в умах и душах семена эгоизма. В отличие от христианства, которое стремится к братству через духовное очищение каждого человека независимо от условий его жизни, представители буржуазной цивилизации поставили нравственное совершенствование общества в прямую зависимость от его экономического строя и тем самым низшую экономическую область превратили в высшую и господствующую.
Именно Достоевскому принадлежит формула, что «все виноваты за всех», что все люди связаны таинственным единством, потенциально заключающим в себе возможность подлинного братства. Достоевский горячо принимал идеи Н. Ф. Федорова о духе «небратства» в современности - достаточно вспомнить его беспощадные слова в «Зимних заметках о летних впечатлениях»: «Кто, кроме отвлеченного доктринера, мог бы принять комедию буржуазного единения, которую мы видим в Европе, за нормальную формулу человеческого единения на земле?».
В результате Достоевский, разочаровавшийся в утопическом социализме с его иллюзорными идеалами Свободы, Равенства, Братства, пришел к убеждению, что недопустимо опираться лишь на силы своего ограниченного разума. У него сложилась новая система общественнополитических и этических взглядов, получившая название «почвенничества» и представляющая собой вариант христианского социализма.
По его мнению, современное состояние общества, называемое цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, неизбежно влечет за собой создание ложных кумиров, которым начинает поклоняться человек.
У человечества есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития. Идею разумного и гармонического общества социалисты, как считал Достоевский, почерпнули в христианстве, но наметили ложный путь ее осуществления.
Не человеческое совершенство зависит от экономического устройства общества, а нравственные начала определяют область общественных, и в том числе экономических отношений. Достоевский глубоко проникся идеями человека со своей природой.
Во всех его произведениях фигурирует Земля, Родина, «почва», как главные символы родства человека с миром, как доказательство его принадлежности и неразрывной связи с историческими корнями и ценностями души.
Главным губительным следствием удаления высшего слоя общества от «земли» Достоевский считал потерю живых связей с традициями, сохраняющими христианскую веру.
Эта «русская идея», идея возвращения к народу, к почве воплощается у Достоевского не только на уровне сюжета, но и через сложную систему символов. На наш взгляд, необходимо разграничивать символы вообще и символы, которые закрепляются в читательском сознании за тем или иным писателем. Безусловно, они могут фигурировать и у других, но имеют различное семантическое наполнение, ведь символ тем и отличается от аллегории или иного художественного образа, что он бесконечно многозначен. Как верно заметил по этому поводу Д.С.Мережковский, «символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине».



1. Айткалиева, А.С. Хронотоп подворотни в романе Достоевского «Преступление и наказание» / А.С. Айткалиева // Прорывные научные исследования как двигатель науки. - 2017. - № 5. - С. 71-73.
2. Акиньшин, А.Н. К биографии И. Н. Шидловского, приятеля Ф. М. Достоевского / А.Н. Акиньшин // Филологические записки. - 2018. - №1. - С. 75-77.
3. Алексеев, А.А. От замысла к воплощению: проблема авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» / А.А. Алексеев // Филологический класс. - 2015. - №12. - С. 59-65.
4. Аминева, В.Р. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» и трилогия Ба Цзиня «Стремительное течение»: проблема отцов и детей / В. Р. Аминева // Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии. - 2018. - № 8. - С. 29-32.
5. Ба, Цзинь. Любовь. Роман. Рассказы / Ба, Цзинь. - М.: Худоственная литература, 2015. - 432 с.
6. Балашов, Н.В. Спор о русской Библии и Достоевский / Н.В. Балашов // Достоевский. Материалы и исследования. - 2016. - № 7. - С. 3-10.
7. Бардыкова, И.В. Мотив падения в романе Ф. М. Достоевского «Игрок» / И.В. Бардыкова // Культура. Политика. Понимание. Материалы IV международной научной конференции. - 2016. - № 10. - С. 13-18.
8. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.: Астрель, 2015. - 343 с.
9. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского / М.М. Бахтин.
- М.: Академия, 2016. - 432 с.
10. Бачинин, В.А. «Старорусский» Достоевский: к методологии изучения биографического феномена / В.А. Бачинин // Вопросы культурологи. - 2015. - №10. - С. 109-113.
11. Бейтуганова, М.С. Педагогическая поддержка отцов и детей / М.С. Бейтуганова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета - 2015. - №1. - С. 78-87.
12. Белинский, В.Г. О русской повести и повестях Гоголя («Арабески» и «Миргород»). Собрание сочинений / В.Г. Белинский. - М.: Художественная литература, 2016. - 643 с.
13. Белов, С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании» / С. В. Белов // Неподвижно лишь солнце любви. - 2015. - № 7. - С. 263-266.
14. Белов, С.В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарии / С.В. Белов. - М.: Альтаир, 2015. - 343 с.
15. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского / Н.А. Бердяев // Бердяев Н. А. о русских классиках. - М.: Высшая школа, 2016. - 242 с.
16. Бочаров, С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому / С.Г. Бочаров // Смена литературных стилей: на материале русской литературы XIX-XX веков. - 2015. - № 8. - С. 17-57.
17. Братусь, Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 2016. - №1. - С. 14-21.
18. Буданова, Н.Ф. Достоевский и преподобный Сергий Радонежский / Н.Ф. Буданова // Достоевский. Материалы и исследования. - 2017. - № 8. - С. 198-204.
19. Буданова, Н.Ф. Достоевский о Христе и истине / Н.Ф. Буданова // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 2015. - 204 с.
20. Ветловская, В.Е. «Хождение души по мытарствам» в «Преступлении и наказании» / В.Е. Ветловская // Достоевский: материалы и исследования. - 2015. - № 9. - С. 97-117.
21. Ветловская, В.Е. Литературные и реальные прототипы героев Достоевского / В. Е. Ветловская // Русская литература. - 2018. - №1. - С. 194205.
22. Волкова, М. В. Готовность к осуществлению морального выбора как базовая характеристика нравственно устойчивой личности / М.В. Волкова // Мир науки, культуры и образования. - 2016. - №6. - С. 16-32.
23. Габдуллина, В.И. Проблема периодизации творчества Ф. М. Достоевского: опыт реинтерпретации / В.И. Габдуллина // Сибирский филологический журнал. - 2018. - №1. - С. 36-43.
24. Гвардини, Р. Религиозные образы в творчестве Достоевского / Р. Гвардини // Культурология. Дайджест. - 2017. - №1. - С. 129-145.
25. Гвардини, Р. Человек и вера: исследование религиозной экзистенции в больших романах Достоевского: конец нового времени и попытка найти свое место / Р. Гвардини // Эон Альманах старой и новой культуры. - М.: РАН ИНИОН, 2016. - 278 с.
26. Гиль, О.Л. Биография Ф. М. Достоевского в контексте современности / О.Л. Гиль // Вестник Омского университета. - 2015. - №1. - С. 252-256.
27. Гроссман, Л.П. Достоевский. / Л.П. Гроссман - М.: Молодая гвардия, 2017. - 362 с.
28. Гроссман, Л.П. Путь Достоевского / Л.П. Гроссман. - СПб.: Питер, 2016. - 573 с.
29. Данилова, Н К. «Игрок» и особенности романа Достоевского / Н. К. Данилова // XIX Царскосельские чтения. - 2015. - № 6. - С. 249-253.
30. Достоевский, Ф.М. Собрание / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 2015. - 473 с.
31. Есаулов, И.А. Что не сказано М. Бахтиным о Ф. М. Достоевском, но сказано Серебряным веком? / И.А. Есаулов // Ф. М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации. - 2017. - № 4. - С. 33-40.
32. Жаров, В.А. Ф. М. Достоевский в правовом поле своего времени / В.А. Жаров // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. - 2016. - № 2. - С. 114-121.
33. Живолупова, Н.В. Исповедь антигероя в архитектонике «Игрока» Достоевского / Н.В. Живолупова // Вестник Воронежского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 13-16.
34. Зелянская, Н.Л. Законы построения биографии творца, или о гранях концепта творчество (на материале биографического текста Ф. М. Достоевского 1840-х годов) / Н.Л. Зелянская // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2016. - № 11. - С. 75-82.
35. Золотусский, И. Гоголь / И. Золотусский. - М.: Молодая гвардия, 2017. - 543 с.
36. Золотусский, И. Струна звенит в тумане / И. Золотусский // Золотусский И. От Грибоедова до Солженицына. - 2016. - № 13. - С. 61-70.
37. Иванов, В. Легион и соборность / В. Иванов. - М.: АСТ-пресс,2015. - 433 с.
38. Иманова, С.И. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 30-40-х гг. (Пушкин, Гоголь, Достоевский) / С.И. Иманова // Вопросы филологических наук. - 2017. - №1. - С. 10-14.
39. Казаков, А. А. Диалог с Гоголем в романе Достоевского «Бедные люди» / А.А. Казаков // Вестник Томского государственного университета. -2016. - № 2. - С. 353-358.
40. Казакова, Н.Ю. К осмыслению публицистического пласта романа Ф. М. Достоевского «Бесы»: Петр Верховенский как архетип / Н.Ю. Казакова // Вестник РГГУ. - 2016. - №8. - С. 92-101.
41. Кантор, В.К. Бердяев о Достоевском: теодицея и свобода / В.К. Кантор // Философские науки. - 2016. - №4. - С. 52-64.
42. Кантор, В.К. Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, Августин / В.К. Кантор // Ф. М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации. - 2016. - № 9. - С. 426-433.
43. Капилупи, С.М. Достоевский и христианство: новые итоги исследования / С.М. Капилупи // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2017. - №2. - С. 136-144.
44. Карякин, Ю. Самообман Раскольникова / Ю. Карякин //
Достоевский и канун XXI века. - 2015. - № 3. - С. 43-48.
45. Кибальник, С.А. О тексте романа Ф. М. Достоевского «Игрок» / С.А. Кибальник // Русская литература. - 2016. - №4. - С. 227-229.
46. Кириллова, И.А. Христос в жизни и творчестве Достоевского / И.А. Кириллова // Достоевский. Материалы и исследования. - 2017. - № 1. - С. 20-27.
47. Коган, Г.Ф. Разыскания о Достоевском / Г.Ф. Коган //
Литературное наследство. - 2016. - № 6. - С. 581-605.
48. Кольцова, В.А. Воплощение духовности в личности и творчестве Ф. М. Достоевского / В.А. Кольцова, Е.Н. Холондович. - М.: Институт психологии РАН, 2016. - 565 с.
49. Коночевская, А.В. «Если Бога нет, то все позволено»:
Достоевский о сакральных причинах революции / А.В. Конючевская, В.В. Сайченко // Литература и революция. - 2017. - № 6. - С. 186-188.
50. Криницын, А.Б. «Игрок» Достоевского и бульварная литература: о точках пересечения / А.Б. Криницын // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №5. - С. 25-29.
51. Кукуева, А.А. Лев Толстой и Федор Достоевский: история
сопоставительного изучения / А.А. Кукуева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2017. - №1. - С. 97-100.
52. Лапин, А.В. Категория религиозной веры в мировоззрении Ф. М. Достоевского / А.В. Лапин, Е.А. Воронкова // Религиоведение. - 2016. - №1. - С. 94-101.
53. Лемешко, Ю.Г. Современная литература Китая: учебное пособие / Ю.Г. Лемешко. - М.: Глобус, 2016. - 560 с.
54. Магарил-Ильяева, Т.Г. Гностицизм в литературе русского реализам: ранний Достоевский / Т.Г. Магарил-Ильяева // Русская литература и философия: пути взаимодействия. - 2018. - № 6. - С. 196-216.
55. Мелетинский, Е.М. Заметки о творчестве Достоевского / Е.М. Мелегинский. - М.: РГГУ, 2016. - 565 с.
56. Мельников, Е.С. Непонятный Достоевский: субъективизм в творчестве великого писателя / Е.С. Мельников // Вестник Омского государственного педагогического университета. - 2016. - № 2. - С. 72-76.
57. Мозолева, Д. А. Способы репрезентации эмоциональной сферы персонажей романов Ф. М. Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» / Д. А. Мозолева // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. - 2018. - №1. - С. 130-134.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ