Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №66482

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
377
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1. Особенности психофизического и социального развития
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как социально-педагогическая проблема
1.2. Сущность и принципы социально-педагогической
реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Опыт социально-педагогической реабилитации детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях
2.2. Проблемы социально-педагогической реабилитации детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата (по материалам социологического исследования)
2.3. Программа социально-педагогической реабилитации детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют

Актуальность темы исследования. Среди детей-инвалидов особенно много лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе вследствие детского церебрального паралича (ДЦП). В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом. По данным на 2016 год в стране насчитывается 71429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет [43].
Патология опорно-двигательного аппарата - это заболевание, отягощенное не только двигательными, но часто и интеллектуальными, речевыми, зрительными, слуховыми нарушениями. Особенности развития личности ребенка с данной патологией и различные ограничения, которые вносит в его жизнь нарушения здоровья, приводят к тому, что его самостоятельное обучение в условиях массовой общеобразовательной школы часто бывает затруднено.
В последние годы наблюдается стремление к созданию безбарьерной системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, их интеграции в общество, что является одной из тенденций развития современной инклюзивной образовательной практики не только за рубежом, но и в России.
Проведение комплексных социально-педагогических мероприятий, направленных на реабилитацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, - процесс многоуровневый, включает в себя реализацию этой деятельности и в общеобразовательном учреждении.
Успешность инклюзии данной группы детей зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности социально-педагогической реабилитации, предполагающей учет этих нарушений в индивидуальных образовательных программах, применение обучающих технологий, формирование
толерантного отношения к таким детям окружающих, безбарьерной образовательной среды, в которой находится ребенок. Базовым уровнем этого процесса выступает и работа с семьей. Включение семьи в работу дает возможность значительно повысить качество реабилитационных мероприятий, ускорить процесс социально-педагогической коррекции, что в свою очередь позволяет вывести реабилитационную деятельность на новый уровень. Однако в общеобразовательных учреждениях не всегда созданы условия для этого.
Таким образом актуальность исследования заключается в том, что рост численности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития; эти нарушения у детей означают существенное ограничение жизнедеятельности, что способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушением в развитии, затруднением в самообслуживании, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками; проблемами социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что из отечественных исследователей больший вклад в теорию инвалидности сделали специалисты московской, петербургской и саратовской научных школ (Н.В. Васильева, Э.К. Наберушкина, П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова), а также другие авторы (Н.В. Васильева, И.Ю. Ветрова, Е.С. Гетманенко, С.Г. Головко, А.Е. Думбаев, Н.П. Жигарева, Т.В. Зозуля, Н.Ф. Дементьева, Ю.С. Моздокова, Т.В. Попова, Л.И. Старовойтова и др.).
Особенности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья отражены в работах И.В. Лариковой, Т.И. Шамовой, В.А. Швецова, Т.М. Давыденко и др. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья стала предметом исследования С.В. Алехиной, Е.Н. Кутеповой. Д.В. Целок и др. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании рассматривали С.В. Алещенко, И.Б. Ворожцова, Т.М. Ковалева и др.
Сущность социальной реабилитации детей ограниченными возможностями анализируется в трудах: Т.Г. Авдеевой, Л.И Акатова, Г.В. Дедюхиной, В.Т. Мошняга, И.И. Поташовой, Д. Худенко, Е. Ярской- Смирновой.
Проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья стали предметом научного анализа Л.И. Акатова, К.М. Астаховой, С.А. Беличевой, А.В. Гордеевой, П.Д. Павленка, Е.И. Холостовой и др.
Проблемами формирования и развития абилитационных и реабилитационных процессов у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие авторы как И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Е.М. Мастюкова, Н.М. Семенова и др. Заслуживает внимания исследование А. Финка, раскрывающее суть и основные подходы к реабилитации в системе кондуктивной педагогики.
Обобщая вышеизложенное, мы можем отметить, что сложилось противоречие между настоятельной потребностью в социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях и социально-педагогической неподготовленностью к реабилитационной работе специалистов таких учреждений. Выявленная проблема определила тему исследования.
Объектом исследования является социально-педагогическая реабилитация детей как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования - специфика социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения.
Цель исследования - раскрыть сущность социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения и разработать программу по ее совершенствованию.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Раскрыть опыт социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Исследовать проблемы социально-педагогической реабилитации детей в общеобразовательных учреждениях и разработать программу социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в них.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: философское понимание человека как активного субъекта, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе деятельности; основные положения теории деятельности А.Н. Леонтьева, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, а также теоретические положения его учения об индивидуально-коррекционном развитии ребенка с особыми нуждами, зонах ближайшего и актуального развития ребенка; концептуальные подходы к развитию и воспитанию детей с особыми нуждами, изложенные в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, А.Н. Граборов, Л.В. Занков, Б.В. Зейгарник, М.В. Ипполитова, Ж.И. Шиф; Э. Брукарт, Декроли, К. Керн, М. Монтессори); учение Войта о выработке активно-рефлекторных или активных движений; прикладные основы кондуктивной педагогики, разработанные А. Пете.
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют специальная литература, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о правах инвалидов, Федеральные законы «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, указ президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации; материалы сайтов МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы проведенного автором социального исследования: «Проблемы социально-педагогической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата», проведенного на базе МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» и МОУ «Никольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области», осуществленного в ходе преддипломной практики (март - апрель 2017 г.). Исследование проводилось посредством опроса обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (n=6), их родителей (n=6), и экспертного опроса специалистов (n=20).
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами был определен комплекс взаимодополняющих методов, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов исследования: анализ специальной литературы, нормативно-правовых документов, статистических данных, документов общеобразовательных учреждений; анкетирование; экспертный опрос; математические методы обработки результатов исследования.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в следующем: дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного аппарата; проведен анализ проблем социально-педагогической реабилитации в условиях общеобразовательного учреждения. На основе результатов исследования разработана и внедрена программа социально-педагогической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Материалы исследования могут найти применение в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров социальной работы, при изучении таких дисциплин как «Технологии социальной работы», «Социальная реабилитация», «Технологии формирования доступной среды» и других.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были обсуждены, одобрены и апробированы на базе МОУ «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области». Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу данной организации.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нарушения опорно-двигательного аппарата носят собирательный характер и включают в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата. Выделяют ряд патологий опорно-двигательного аппарата, среди которых основное место занимает детский церебральный паралич. Кроме нарушения двигательных функций у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта. Психическое развитие ребенка характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Каждая группа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет свои социально-педагогические проблемы, свои психофизиологические возможности в развитии и требует определенного подхода, своих методик и технологий реабилитационной работы.
Под реабилитацией понимается процесс и результат мероприятий, способствующих восстановлению ограниченных или утраченных свойств, качеств личности. И применительно к детям с нарушением опорно-двигательного аппарата этот термин не всегда корректен. В зарубежной социальной практике принято различать термины «реабилитация» и «абилитация». Ребенок с НОДА часто с рождения имеет органические изменения, которые обуславливают его патологию. Говорить о восстановлении в данном случае не совсем верно. В данном случае используют термин «абилитация».
Социально-педагогическая реабилитация ориентирована на целостное формирование личности ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, наиболее полное использование его индивидуальных возможностей в процессе целенаправленного комплексного развития, воспитание активной жизненной позиции и постепенную интеграцию в среду жизнедеятельности, а также предусматривает включение в активную деятельность с ним семьи.
Педагогический аспект реабилитации включает восстановление, коррекцию и компенсацию утраченных и нарушенных функций в процессе образования методами обучения, воспитания, развития, восстановление нарушенных связей разных областях развития. В широком смысле слова основные цели образования и реабилитации совпадают и направлены на наиболее полную интеграцию личности в общество.
Педагогический подход в преодолении патологии опорно-двигательной активности людей получил наибольшее развитие в Будапеште, Институте кондуктивной педагогики и восстановительной двигательной терапии имени А. Петё и получил название - кондуктивная педагогика.
Проведение социально-педагогической реабилитации опирается на соблюдении ряда принципов. Под принципами социально-педагогической реабилитации понимают исходные, базовые положения, выполнение которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности реабилитационной деятельности. Выделяют: принцип природосообразности, мобилизации всех возможностей ребенка и стимулирования его самоактивности в рамках выполняемой деятельности; создания ощущения физической и психологической безопасности; индивидуального подхода; наиболее целесообразного использования индивидуальных и интеграционных возможностей в реабилитации; принцип гуманизма.
В каждом конкретном случае реабилитационной работы с ребенком определяются свои задачи. Это делается с учетом диагноза и зоны его ближайшего развития.
Сегодня общеобразовательные учреждения решают проблемы обучающихся с НОДА. Ими осуществляется ряд действий: раннее выявление нарушений и максимально раннее начало комплексного сопровождения ребенка с учетом особенностей психофизического развития; регламентация деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима); особая организация образовательной среды, характеризующаяся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий; использование специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения; адресная помощь по коррекции двигательных, познавательных, речевых и социально-личностных нарушений; предоставление услуг тьютора; индивидуализация образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений; максимальное расширение образовательного пространства - выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей.
В процессе образования детей с НОДА обеспечивается готовность личности к самоопределению и самореализации в основных сферах жизнедеятельности трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой, образовательной и готовности к выбору сферы профессиональной деятельности. В процессе образования развиваются способности к самореализации в социуме, к формированию среды общения, осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, происходит обучение досугу, обеспечивается сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование способности к саморегуляции.
Образовательная программа для детей с НОДА разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.
С целью выявления проблем социально-педагогической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательного учреждения нами было проведено прикладное социологическое исследование, которое показало, что: сама идея совместного обучения понятна всем группам опрошенных, и они видят её осуществимой при условии выделения средств и принятии волевых решений; имеются большие расхождения позиций родителей и представителей системы образования - особенно в том, чего можно ожидать от детей и друг от друга. Налицо значительное взаимное недоверие; причины, по которым совместное обучение может оказаться полезным, понятны участникам опроса; само представление об инвалидности часто бывает весьма отвлечённым, и если абстрактные дети-инвалиды в школе не вызывают никаких протестов, то при попытке разобраться подробнее сразу же обнаруживаются трудности. Среди видов помощи, оказываемых детям с ОВЗ, в настоящий момент наиболее распространена логопедическая и психологическая помощь. Логопедическая помощь распространена значительно больше, чем дефектологическая, что может обуславливаться не столько объективным запросом родителей детей с НОДА, сколько доступностью того и другого вида специализированной помощи в образовательном учреждении. Практически не распространены виды помощи, оказываемые индивидуальными помощниками.
С целью совершенствования социально-педагогической реабилитации детей с НОДА нами была разработана программа совершенствования этого вида реабилитации в условиях общеобразовательного учреждения. Программа опирается на разработанную нами для школы структурно-содержательную модель социально-педагогического аспекта реабилитационной работы с детьми с НОДА
Ожидаемыми конечными результатами реализации данной программы выступают: благополучие, адекватное взаимодействие ребенка с социальной средой, социально-бытовое ориентирование, потребность в общении и владение навыками общения, интерес к получению образования; повышение профессиональной компетентности специалистов в области взаимодействия с детьми с НОДА; создание условий для интеграции детей данной категории в общество; повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей; накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей с НОДА; создание системы оказания консультационной помощи семьям с детьми с НОДА; увеличение доли числа детей с НОДА вовлечённых в досуговую деятельность; увеличение результативности участия детей с НОДА, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации.
Предложенные мероприятия не исчерпывают все проблемы социально-педагогической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а лишь определяют наиболее существенные направления ее решения. Мы считаем, что результатом внедрения предложенной программы станет совершенствование социально-педагогической реабилитации, обучения детей с НОДА в условиях общеобразовательного учреждения.



1. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]: [принята
Генеральной Ассамблеей ООН 09.12.1975]. - Режим доступа:
http: //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml.
2. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: [принята
резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006]. - Режим
доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: [принята
резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989]. - Режим
доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml.
4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практической
деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями [Электронный ресурс]: [международная декларация: принята 10.06.1994]. -
Режим доступа: https: //perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/international/vw-504/
5. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для
инвалидов [Электронный ресурс]: [приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_12211/
6. О государственной программе Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011 - 2020 годы [Электронный ресурс]:
[Постановление Правительства РФ от 01.12. 2015 № 1297]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420319730
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -
2017 годы » [Электронный ресурс]: [Указ президента РФ]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc LAW_142277/
8. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой от 24.11.1995 № 181-ФЗ по сост. на 19.12.2016]. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=law;n=156792.
9. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
[федер. закон: принят Гос. Думой от 29.12.2012 № 273-ФЗ по сост. на 01.05.2017]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-
dok.html.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс]: [Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295]. - Режим доступа: http://base.garant.rU/70643472/#block_1000
11. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений
[Электронный ресурс]: [федер. закон: принят Гос. Думой 23 декабря 2009 года № 384-ФЗ]. - Режим доступа:
http://base.consuttant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=148719&fld =134&from=95720-8&rnd=211977.6274445579365459&.
12. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [утв. Минобрнауки России 08.04.2014 № АК-44/05вн] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.nstu.ru/info/information/dostupsreda/#Oborud
13. О направлении методических рекомендаций [Письмо
Министерства образования и науки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Ьйр://минобрнауки.рф/документы/8020
14. Требования к организации образовательного процесса для
обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса [утв. Минобрнауки России 26.12.2013 № 06-2412вн] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.nstu.ru/static_files/44422/file/Trebovania_06-2412.pdf
15. Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014
- 2020 годы» [гос. программа: утверждена
постановлением Правительства Белгородской области
от 16 декабря 2013 года № 523-пп] - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/469027808.
16. Социальный кодекс Белгородской области [Электронный ресурс]:
[обл. закон: принят Белгородской областной Думой 9 декабря 2004 г.] - Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;
base=RLAW404;n=36477.
17. Абаскалова, Н.П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора пед. наук / Н.П. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 48 с.
18. Антипьева, Н.В. Социальная защита инвалидов в РФ. Правовое регулирование [Текст]: учеб. пособие / Н.В.Антипьева. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. - 224 с.
19. Васильева, Н.В. Социологические концепции исследования инвалидности [Текст] / Н.В. Васильева // Социологический сборник: Вып.7. - М.: Социум, 2010. - С. 23-24.
20. Васильева, Н.В. Социальная реабилитация инвалидов [Текст] / Н.В. Васильева - М.: Лань, 2005. - 264 с.
21. Ветрова, И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов [Текст] / И.Ю. Ветрова. - М.: Дело, 2000. - 256 с.
22. Гетманенко, Е.С. Адаптация людей с ограниченными возможностями как задача современного государства [Текст] / Е.С. Гетманенко // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2008. - № 4. - С. 75-84.
23. Головко, С.Г. Реабилитация инвалидов как направление региональной социальной политики [Текст]: дисс... на соискание степени канд. социолог. наук: 23.00.02 / С.Г. Головко. - Кемерово, 2009. - 157 с.
24. Гордеева, А.В. Реабилитационная педагогика [Текст]: учеб. пособие / А.В. Гордеева. - М.: Академический проект, 2005. - 320 с.
25. Данакин, Н.С. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.С. Данакин, С.Н. Глаголев, Л.Е. Данилюк. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. - 276 с.
26. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа в учреждениях социально-реабилитационного профиля и медико-социальной экспертизы [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Дементьева, Л.И. Старовойтова. - М.: Академия, 2010 . - 270 с.
27. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство [Текст]: методические материалы для специалистов сопровождения / О.Г. Приходько // Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях. - М.: ГБОУ МГПУ, 2014. - 102 с.
28. Думбаев, А.Е. Инвалид, общество и право [Текст] / А.Е. Думбаев, Т.В. Попова. - Алматы: Верена, 2006. - 180 с.
29. Жигарева, Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов в
учреждениях социальной защиты: Учебно-практическое пособие
[Электронный ресурс] / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и К°, 2012. - 208 с. - Режим доступа:http: //www.studenthbrary.ru/book/ISBN9785394013539.html.
30. Зозуля, Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки и спец. «Социальная работа» / Т.В. Зозуля и др.; Рец.: А.И. Соловьев, Н.Ю. Гаубрих. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
31. Ибатов, А.Д. Основы реабилитологии: учебное пособие для студентов медицинских вузов [Текст] / А.Д. Ибатов, С.В. Пушкина. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 160 с.
32. Ковалева, Т.М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Текст] : лекции 1 - 4 / Т.М. Ковалева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.
33. Ковалева, Т.М. Тьютор как новая профессия в российском образовании [Текст] / Т.М. Ковалева // Материа-лы IV международной научно-практической конферен-ции и 16 научно-практической Межрегиональной тью-торской конференции 09-10 ноября 2011 г. «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: профессио-нальный
стандарт тьюторского сопровождения»: сб. статей. - М.: МИГУ ;
АПКиППРО, 2011. - С. 7-20.
34. Ковалева, Т.М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М. Ю. Чередилина. - М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 303 с.
35. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. - М.: Академия, 2005. -
304 с.
36. Лаврова, Д.И. Технология социальной реабилитации инвалидов: методические рекомендации [Текст] / Д.И. Лаврова, О.С. Андреева, Д.П. Рязанов. - М.: ЦИЭТИН, 2000. - 58 с.
37. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: [Текст] Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2001. - 192с.
38. Моздокова, Ю.С. О концепции социально-культурной реабилитации инвалидов [Электронный ресурс] / Ю.С. Моздокова, А.В. Лебедев. - 2012. - http://www.centernadegda.ru/reabilitaciya/.
39. Мошняга, В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст] / В.Т. Мошняга; под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Инфра-М, 2008. - 256 с.
40. Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. _ 101 с.
41. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: А ТЕМП, 2004. - 944 с.
42. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. пособие / под ред. С.В. Алехиной, Е.Н. Кутеповой. - М.: МГН!ГУ, 2013. - 116 с.
43. Организация специальных образовательных условий для детей с
ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. - М.:
МГППУ, 2012. - 75 с.
44. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб. пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: Инфра-М, 2010. - 272 с.
45. Панасенко, К.Е. Основы специальной педагогики и психологии
[Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / К.Е. Панасенко. - Белгород, 2012. - Режим доступа:
http: //pegas .bsu.edu.ru/course/view.php?id=253
46. Педагогическое сопровождение образовательной деятельности младших школьников: позиция тьютора, технологии тьюторского сопровождения, подготовка тьюторов [Текст] / под ред. И.Б. Ворожцовой. - Ижевск: ERGO, 2011. - 144 с.
47. Психология инвалидности [Текст]: Метод. указания / Сост. Н.А. Соловьева; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2004. 47 с.
48. Реабилитация детей и подростков при различных заболеваниях:
Руководство [Электронный ресурс] / под общ. ред. Т.Г. Авдеевой. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - Режим доступа:
http://www.studentlibrary.ru/books/06-COS-2384.html.
49. Романов, П.В. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России [Текст] / П.В. Романов, Е.Р. Ярская- Смирнова. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.
50. Российский статистический ежегодник [Текст] / статистический сборник. - М.: Росстат, 2016. - 717 с.
51. Сорвина, А.С. Социальная работа: теория и практика [Текст]: учеб. пособие /А.С. Сорвина, Е.И. Холостова. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 234 с.
52. Социальная защита инвалидов: правовой аспект [Текст] / под ред. Н.П. Рожковой. - Белгород: БИЦ БГУНБ, 2012. - 64 с.
53. Ткачева, В.В. Психологические особенности родителей, имеющих детей с детским церебральным параличом [Текст] / В.В. Ткачева // Специальная психология. - 2009. - № 1. - С. 53-62.
54. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии [Текст]: учеб. пособие / В.В. Ткачева. - М.: Астрель, 2007. - 318 с.
55. Терскова, С.Г. Механизм формирования доступной среды дляинвалидов [Текст] / С.Г. Терскова // Гуманитарные научные исследования. - 2016. - № 7 (47). - С. 21-28.
56. Терскова, С.Г. Результаты реализации Федеральной программы«Доступная среда» на 2011-2015 гг.: социологический анализ [Текст] / С.Г. Терскова, Е.С. Гаврилова, Е.Е. Юркова // Гуманитарные научные исследования. 2016 - № 2 (54). - С. 30-37.
57. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методические рекомендации для тьюторов, педагогов, специалистов образовательных учреждений / под ред. С.В. Алещенко. - Томск: «Центр ПМСС», 2014. - 40 с.
58. Федосеева, О.А. Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями / О.А. Федосеева // Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 344-346.
59. Финк, А. Кондуктивная педагогика А. Петё. Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / А. Финк. - М.: Академия, 2003. - 316 с.
60. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова, Н.Н. Стрельникова, Е.М. Черняк. - М.: Дашков и К, 2015. - 292 с.
61. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К, 2014. - 239 с.
62. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева. - М.: Дашков и К, 2003. - 340 с.
63. Храпылина, Л.П. Реабилитация инвалидов [Текст] / Л.П. Храпылина. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 129с.
64. Худенко, Е.Д. Комплексная программа развития и социализации ребенка-инвалида в семье [Текст] / Е.Д. Худенко, Г.В. Дедюхина, И.И. Поташова. - М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012. - 170 с.
65. Худенко, Е.Д. Основы правовой грамотности родителей, воспитывающих детей-инвалидов [Текст] / Е.Д. Худенко, Л.Н. Молчанова, В.С. Ткаченко. - М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2012. - 182 с.
66. Целок, Д.В. Программа «Инклюжен»: новая модель
социализации инвалидов в учебных заведениях США [Текст] / Д.В. Целок // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 106-111.
67. Шабанова, О.А. Медико-социальные аспекты инвалидности и реабилитации больных сколиозом [Текст] : дис. ... канд. мед. наук: 14.02.06 / О.А. Шабанова. - М., 2011. - 167 с.
68. Шандыбо, С.В. Формирование профессиональной позиции принятия ребенка у будущего педагога в вузе [Текст]: дис. ... канд. педагогических наук / С.В. Шандыбо. - Красноярск, 2014. - 239 с.
69. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 384 с.
70. Швецова, В.А. Педагогика и психология лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / В.А. Швецова. - Белгород: НИУ БелГУ, 2013. - Режим доступа: http: //pegas .bsu.edu.ru/course/view.php?id=7008
71. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текст]: учеб. пособие / Е.Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина. - СПб.: Питер, 2004. - 198 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ