Введение 4
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы изучения информационных полей 16
1.1. Место информационного поля в структуре понятийного
аппарата современной науки 16
1.2. Механизмы формирования информационного поля 45
ГЛАВА 2 Молодежь, как участник информационно-коммуникативных социальных взаимодействий 61
2.1. Социально-психологические особенности молодежи 61
2.2 Особенности молодежи, как субъекта социально-информационных взаимодействий 84
ГЛАВА 3. Особенности общественно-информационного поля современной молодёжи 92
Заключение 113
Список литературы и источников 115
Приложение 1 122
Приложение 2
Сегодня происходит неизбежное переосмысление нормоценностной базы и вследствие этого информационная сфера функционирует в режиме постоянного изменения и корректировки. Главным драйвером ее трансформаций является молодежь, она первой начинает использовать новые механизмы работы с информацией в повседневной жизни. Кроме того, молодежь, является объективным индикатором инновационных процессов, зарождающихся в социуме. Именно она является одним из самых ярких участников наиболее активным потребителем информационных ресурсов в силу своих потребной и социально-психологических особенностей.
Потребность социума в самоорганизации и сохранении стабильности, как залога дальнейшего существования и развития, является идейной основой информационной среды и обуславливает формирование составляющих ее компонентов, через которые в коллективном сознании отражается и интерпретируется событийная составляющая окружающей реальности. К этим компонентам, прежде всего, относится массив единых представлений о системе ценностей и базы нормотипических поведенческих реакций индивидов и социальных групп. Изменения основ общественного устройства вызваны спектром процессов глобализации, демократизации, динамичного технического прогрессирования и их последствиями.
В контексте современного российского общества умение находить, анализировать, и непосредственно оперативно использовать информацию в профессионально-трудовой, академической, культурно-досуговой деятельности становится неотъемлемым атрибутом построения повседневной жизнедеятельности человека.
Проблема поиска механизмов существования в информационном пространстве и источников получения знаний среди представителей молодежной среды является одной из наиболее актуальных тем на сегодняшний день. Исследование ее аспектов позволит выявить наиболее востребованные тенденции в области массового информационного потребления и позволит прогнозировать направления развития рынка информационных услуг.
Актуальность исследования информационного поля представителей современной молодежи вызвана и тем, что формирование множественных, разнообразных информационных потоков и система обеспечения доступности к ним широким массам начали формироваться в России только с восьмидесятых годов двадцатого века. До сих пор еще не сформирован устойчивый понятийный научный аппарат, что влечет за собой плюрализм трактовок и огромное количество синонимичных определений. Обострение проблемы информационных взаимодействий связано с появлением IT-технологий и сети Интернет, т.к. каждый человек получил уникальную возможность стать инфлюенсером, быстро доносить свои идеи и взгляды до широкой общественности, аккумулировать вокруг себя массы и воздействовать на различные социальные процессы заручившись их поддержкой. Это повлекло за собой изменения, в том числе и в экономической сфере: преобразуются техники PR-менеджмента, рекламы и продвижения, что позволяет зарабатывать лидерам мнений на своем авторитете среди определенных социальных групп.
Согласно отчету eMarketer содержащему экспертный анализ важных цифровых тем через призму маркетинга, СМИ и коммерции и посвященному анализу взаимодействий международного бизнеса, ведущих брендов и инфлюенсеров в 2018 году 84% компаний провели хотя бы одну рекламную интеграцию через блогеров и социальные сети. Опираясь на полученные данные и предыдущие многолетние наблюдения, эксперты констатируют появление все новых и новых разработок в отрасли торговли и продвижения. Важно заметить, что возраст наиболее крупных, востребованных и оказывающих наиболее сильное влияние на массы лидеров мнений колеблется от 17 до 30 лет. Это говорит не только о том, что именно молодежь представляет собой мощнейший ресурс трансляции данных, но и о том, что сегодня протекают глобальные изменения в структуре информационного поля человека и в механизмах его становления. И нам важно проследить изменение в динамике их развития.
Бурный поток информации, который круглосуточно воздействует в той или иной степени на всех современных людей, а так же развитие не только технологий в смысле инструментарного обеспечения передачи, сохранения и воспроизведения данных, но и технологий процессов общения и манипулирования усиливают роль и значение «якорей» позволяющих справится с таким объемом информации. В их качестве выступают ведущие источники знаний, которым доверяет человек. Их выявление и иерархическое распределение у современной молодежи позволит качественно корректировать их мировосприятие и мировоззрение, во многом предотвращая социально-нежелательное поведение.
Степень научной разработанности проблемы.
Изучению проблемы существования личности в условиях информационного общества посвящено большое количество как публицистической, так и научной литературы. Исследование данного вопроса имеет междисциплинарный характер, так как напрямую затрагивает все сферы жизни общества. Несмотря на живой интерес ученых и многообразие работ рассматривающих данную проблему, наука находится на первых ступенях ее осмысления, так как само по себе глобальное информационное общество, которое своим появлением и обратило внимание на рассматриваемые вопросы, возникло лишь в конце двадцатого - начале двадцать первого века. В этот же период формируется и понятийный аппарат, который включил в себя такие определения как «информационное общество», «информационная среда», «информационное пространство», «массовые i-коммуникации» и многие другие. Причем во многом знания были и остаются, разрознены по причине одновременного рассмотрения проблематики с разных сторон многими науками. Так исследования проводятся в рамках социальных наук, социолингвистике, психологии, психолингвистике, философии, менеджменте, политологии, экономике и др.
Идея «информационного общества» представляет собой вариацию теории постиндустриального общества. Основные аспекты и отличительные черты были описаны Д. Беллом, З. Бжезинским, О. Тоффлером, А. Маролем, И. А. Минком, С. Нором, Т. Стоуньером, М. Кастельсом.
Проблема информационной социализации в цифровом обществе в условиях транзитивного мира с характерной для него изменчивостью, неопределенностью и множественностью в своих трудах затрагивали Марцинковская Т.Д., Белинская Е.П., Войскунский А.Е., Голубева Н.А., Гребенникова О.В., Пархоменко А.Н., Плешаков В.А., Юревич А.В., С.Н. Гринченко.
Значимость межличностного обмена информацией, роль этого процесса в жизни современного человека отражены в трудах М.В. Кидайгородской, В.Г. Костамарова, Н.Т. Астафиной AA. Соколова Э. Фромма, Ч.Х. Кули, Дж. Мида, М. Куна, Г. Блумера, Г.Г. Почепцова, Т.М. Дридзе, , C.B. Бориснева, В.В. Кузнецова.
Рассмотрением последствий изменений в информационной среде социума занимались С.П. Капица (воздействие гуманитарной революция двадцать первого века на демографию); с точки зрения экономики рассматривали С.А. Орехов, А.А. Чернов, В.П. Талимончик, Т.И. Нудельман, М.В. Умаров, А.Б. Курицкий, В.Л. Иноземцева и д.р.
Формирование информационной этики, культуры и законов межличностного взаимодействия рассматривались педагогами, социологами и политологами такими как В.В. Налимова, А. Печчеи, С.Гроф, К.К. Клюев, П. И. Браславский, В. А. Виноградов, Н. П. Ващекин, Ю. М. Лотман, Н. Б. Крылова, В. С. Лобанов, А. Д. Иванникова, Е. А. Ракитина.
Коммуникативные навыки личности и способы формирования информационного окружений изучали В.А. Лабунская, О. Пиз, В.И. Курбатов.
Идеологические концепции становления культуры обращения с информацией разработали О.В. Артюшкин, В.Г. Афанасьев, Е.А. Болотова, Н.Г. Витковская, И.Н. Гайдарева, Н.Ы. Гладченкова, Г.А. Голицын, Н.Б. Зиновьева, В.З. Коган, К.К. Колин, И.А. Лавриненко, Е.М. Разинкина, Л.И. Хромов и др.
Расмотрение значимости информационного пространства в социо-культурном контексте прослеживается в трудах Шайхисламова Р.Б., О.Н. Астафьевой, Е.Г. Беляковой, П.Бурдье, Е.В. Выгузова, О.В. Естриной, Г.Г. Зиммеля, O.A. Захаровой, Л.Н. Когана, Л.Г. Пак, Н.К., М.Н. Филатовой, В.А. Фокеева и др.
Социологией молодежи, как особой общественной группы, в том числе и с точки зрения ее существования в современных условиях занимались Ж.Т. Тощенко, А.Г. Здравомыслова, В. Г. Шапко, Е.Г. Слуцкий, И.М. Ильинский, О.В. Курешева, А.Г. Маслов, И.Н. Орлова,Ю.А. Зубок,
А.Гезелл, П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Н.Е. Симонович, А.А. Бессонова, Б.С. Волков, Б.Р. Мандель, А.С. Запесоцкий, А.В. Шамне.
Информационную образованность и осведомленность в методах поиска, распространения и критического анализа студенческой молодежи рассматривали в своих работах М.Бершадский, М.В. Богданов, В.Ф. Бурмакин, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендин , Горбунова, A.B. Горячев, М.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, Е. Кожевникова, Б.Г. Ананьев, А.Н. Андреев, Н.Д. Апраксина, П.И. Бабочкин, A.C. Белкин, Ю.Р. Вишневский, A.C. Власенко, В.П. Гарькин, М.В. Гомезо, A.C. Власенко, A.B. Дмитриев, И.С. Кон и др.
Одним из основных вопросов при изучении молодежи, как участника, объекта информационного пространства стало определение наиболее значимых факторов влияния на поле отдельно взятой личности, прослеживание тенденций изменения способов анализа, переработки и передачи данных, как в системе человек-человек, так и в отношениях человек-социум. Исследованием этого аспекта и разработкой понятийно-теоретической базы информационной стороны жизни занимались Р. Стултс, С. Харрисон, И. А. Сафиулина, Б.М. Гаспаров, Ф. Ю. Шарков, Е.Л. Юдина, А.И. Каптерев, Е.П. Прохоров, Т.В. Закупень, И.Ф. Дзялошинский, Ф. Сталдер, Н.Б. Кириллова, А.В. Манойло, Р. Ф. Туровский, М. кастельс, Г.Г. Почепцов, С.С. Ширин, С.М. Сороко, С.А. Проскурин, М.В. Каткова, А.И. Ненашев, Б.Н. Лозовский и др.
При многообразии научных работ на сегодняшний момент нет всесторонних исследований, не проводилось анализа и сравнения процессов формирования информационного поля у людей, принадлежащих к разным социальным группам. При этом очевидно, что процессы коммуникации и потребления информации отличаются в зависимости от множества критериев и в первую очередь от возраста.
При попытке обобщения изученного материала следует отметить то, что в современной доступной литературы не нашли свое отражение характеристики и способы воздействия на межличностное и социо-личностное взаимодействие молодежи. Большинство исследований проводится либо с точки зрения маркетинга, продаж и рекламы либо с позиции педагогики. Кроме того большинство научных трудов имеют прикладной характер и не ставят перед собой цели развития теоретической базы. Делаются попытки определения схем влияния на молодежь, но само информационное поле крайне редко становится объектом изучения.
Тема взаимодействия человека и нового типа информационного социума поднимается на многих форумах и симпозиумах, становится классической, а иногда даже ведущей на конференциях и научных слетах посвященных социологии молодежи. Это еще раз подтверждает тот факт, что она находится сейчас на пике своей популярности и востребованности.
Таким образом, проблемой выпускной квалификационной работы выступила необходимость обобщения и дополнительного исследования молодежи, как участника коммуникационных воздействий и субъекто-объектной единицы информационной среды для ответа на вопросы каковы основные отличительные черты молодежи и ее информационного поля в условиях современного мира и как построены механизмы его формирования и изменения.
Сложность изучения проблем построения информационного поля молодежи заключается в многообразии способов его формирования, субъективности оценки значимости тех или иных факторов, кроме того важные аспекты, оказывающие влияние на восприятие человеком окружающей реальности зачатую остаются скорыми даже для самой личности, т.е. остаются неосознанными и незамеченными. Отношение, формируемое на основе анализа поступающих фактов, определяет позицию молодого человека, его дальнейшую деятельность и поведение.
Цель: детальное изучение состава информационного поля современной молодежи и факторов, воздействующих на него.
В соответствии с целью нами были определены следующие задачи дипломного исследования:
1. Эксплицировать понятия
информационного пространства и информационного поля молодежи.
2. Выявить наиболее востребованные ресурсы получения информации среди молодежи разных возрастов.
3. Рассмотреть поведенческие стратегии молодежи в информационной среде как способ реагирования на информационный поток.
4. Изучить структуру и типологию информационного поля молодежи.
5. Определить факторы, оказывающие наиболее сильное воздействие на информационное поле молодежи.
Объектом исследования является молодежь города Ярославля в возрасте от 14 до 25 лет.
Предмет исследования: содержание и механизмы формирования и информационного поля современной молодежи.
Гипотезы дипломной работы:
1. Большинство респондентов являются в малой степени информированными как об информационном обществе, отдельных его составляющих.
2. Наиболее востребованными каналами передачи и поиска информации будут являться: «интернет» и «межличностные коммуникации».
3. Чем младше отдельно взятый представитель данной части социума, тем более ярко он демонстрирует себя в качестве транслятора и производителя информации.
Теоретико-методологической основой работы послужили труды иностранных и отечественных ученых разных научных сфер - социологии молодежи, социологии и психологии массовых коммуникаций, вычислительной социологии, кибернетики, возрастной психологии, экономики, менеджмента, PR и др. занимающихся изучением жизни человека, молодежи в условиях общественно-информационного поля современности. Помимо этого, в качестве примеров и доказательств была использована событийно-факторная база современной России и Ярославской области. Применялись методы поиска и анализа теоретического материала - контент-анализ, анкетный опрос, анализа и интерпретации эмпирической информации. В связи с междисциплинарным характером проблемы выпускной квалификационной работы использовались так же общенаучные и методы: методы дедукции и индукции, системный подход, комплексный подход, метод классификации и типологизации, сравнительно-исторический анализ, статистическая обработка данных. Их применение позволило не только детально рассмотреть классификацию и внутреннее строение информационного поля молодежи, выявить механизмы и способы его построения, обозначить функции каждого компонента и самой молодежи в информационном пространстве, но и проследить взаимодействие и взаимовлияние молодежи и информационного пространства, а также проследить динамику этих отношений в исторической ретроспективе.
Для реализации поставленных в рамках выпускной квалификационной работы цели и задач была разработана анкета с помощью, которой был собран, обработан и проанализирован эмпирический материал. Эмпирическую часть работы составили результаты российских исследований с перекликающейся проблематикой и результаты авторского социологического исследования проведённого в марте 2019 года в городе Ярославле.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены систематизированные обобщения научных взглядов на проблему изучения молодежи в контексте общественно-информационного поля современной, где молодежь играет двойственную роль и
потребителя и транслятора, формируя собственное информационное поле. Изучены и обобщены механизмы, условия и принципы становления и изменения информационного поля современной молодежи.
Результаты работы могут быть применены в последующих исследованиях роли молодежи в рамках информационного пространства, как одной из важнейших сторон жизни социума, исследованиях особенностей и принципов общения и иных способов создания информационных потоков, коммуникационной культуры, а так же методов потребления, обработки и передачи информации. Выводы, представленные в работе, могут послужить базой для более подробного и глубокого исследования, что позволит создать цельную картину о процессе формирования информационного поля молодежи и комплексе коммуникационных взаимодействий молодежи и социума в рамках информационного пространства. Кроме того, результаты могут стать основанием для написания рекомендаций связанных с донесением информации до широких молодежных масс, а так же базой для создания обучающих программ по работе с данными и формированию информационной культуры. Вместе с тем, понимание процессов формирования и расширения информационного поля молодежи позволяет определить тенденции в области информационного потребления. Так как именно молодежь первой начинает использовать новшества, становясь объективным индикатором общественно-информационных процессов.
Представление об устройстве информационного поля, как набора источников данных позволит вносить корректировки в него, качественно улучшить способы взаимодействия с молодежью и продвижения этой среде. Это обеспечит возможность влияния на мировоззрение, нормо- ценнстую базу, мотивы, поведение и непосредственную деятельность молодых людей, которые по оценкам экспертов уже к 2025 году будут составлять 75% трудоспособного населения страны, а уже сегодня представляют собой значительную часть социума, при этом характеризуясь высокой активностью и инициативность.
Непротиворечивость выводов существующим научным положениям, общепринятым теориям, наработанный эмпирический материал, репрезентативность исходных данных, использование методов, адекватных теме, цели и задачам исследования, валидных и апробированных методик сбора эмпирических данных обеспечивают достоверность результатов исследования.
Апробация результатов исследования и публикации по теме. Результаты исследования и основные выводы были представлены в рамках XXVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в Москве, а также на Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-политические проблемы современного общества: новые вызовы и тренды» к 100-летию профессора П.Ф. Янкевича».
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 71 наименований, и приложений. Первая глава раскрывает теоретико-методологические основы изучения информационных полей. В ней определяется место информационного поля в структуре понятийного аппарата современной науки, отражается история и подходы к определению данного термина. Рассматриваются условия и модели формирования информационного поля. Отражены их свойства и функции. Выделяются механизмы формирования информационного поля человека. Рассмотрено медиапространство, как разновидность информационного пространства.
Во второй главе рассматривается молодежь, как участник информационно-коммуникативных социальных взаимодействий. Обозначены причины вычленения молодежи как особой социальной группы Её особенности как субъекта социально-информационных взаимодействий и социально-психологические черты.
В основу третьей главы положено прикладное социологическое исследование - описание основных результатов и выводов.
В заключении подводятся итоги теоретического и практического изучения проблемы молодежи в условиях современного информационного поля. В приложениях представлена программа исследования, использованный инструментарий, наглядное представление результатов исследования в виде графики и таблицы, отражающих ответы респондентов.
В данной работе была предпринята попытка произвести анализ молодежи как субъекто-объектной единицы в условиях общественно информационного поля. Главной целью являлось детальное изучение состава информационного поля современной молодежи и факторов, воздействующих на него. Для этого в первую очередь были рассмотрены теоретико-методологические основы изучения информационного поля. Рассмотрены подходы к определению этого понятия и его место в иерархии информационных структур современного социума. Изучен историко-социальный контекст возникновения информационного поля.
В рамках ВКР под информационным полем понималась совокупность информационных ресурсов, механизмов их нахождения, расширения, анализа, а так же коммуникационные каналы и характерные модели поведения личности, как объекта информационного воздействия и источника информации, определяющие мировосприятие человека. Был изучен и описан ролевой состав информационного поля, состоящий из субъектов, объектов информационного поля. В совокупности последних были выделены адресаты и источники информации. Проведено классифицирование информационного поля на первичное и приобретенное.
Рассмотрели молодежь в качестве потребителя информации и в роли транслятора. При этом, с целью оценки влияния современных технологий, последствий переплетения кибер среды с реальностью и результатов становления новой медиа культуры вся выборочная совокупность была разделена по возрасту в соответствие с поколенческой теорией. Это позволило выявить различия в информационных предпочтениях, механизмах работы с данными между представителями поколения Y и «медиа поколением», то есть теми людьми, которые уже родились и социализировались в условиях развития и становления информационного пространства.
Удалось в результате эмпирического исследования выявить каналы информации, которые являются наиболее часто используемые молодежью и выявлены те, которые обладают большим уровнем доверия со стороны респондентов.
1. Алексеев А. П. Рациональность аргументации в
современных коммуникативных
контекстах // Информационное общество. — 2013. — № 3. — С. 11-17.
2. Антошкин В.Н. Типологический анализ и повышение эффективности социального управления // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №6. С 5.
3. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От мы-медиа к я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире //Вестник Моск. ун-та. - 2010. - № 1. - С. 3-21.
4. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. М., 2001. С. 118.
5. Бех В.П. Философия социального мира:
гносеологический анализ. Запорожье: «Тандем - У », 1999. - 284с.
6. Бухарин С. Н., Малков С. Ю. Основы теории информационного поля // Инноватика и экспертиза — 2014. — №12. — С. 131-147.
7. Бухарин С. Н., Малков С. Ю.Основы теории информационного поля // Инноватика и экспертиза — 2014. — №12. — С. 131-147.
8. Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации //Человек и образование. - 2012. - № 2. - С. 92-98.
9. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования Текст. / Б.М. Гаспаров. М.: Новое литературное обозрение,1996. -352 с.
10. Головатый Н. Ф. Социология молодежи: Курс лекций. — К.: МАУП, 1999. —. 224 с.
11. Гудилина С.И., Медиаобразование 2015: Сб. трудов
Всероссийского форума конференций
«Медиаобразование 2015. Медиа-информационная грамотность для всех» - М., 2015. - С. 87-92.
12. Гуревич И. М. Законы информатики - основа строения и познания сложных систем. М.: РИФ «Антиква», 2003. 176 с.
13. Ершова Т. В., Зива С. В. Ключевые компетенции в цифровой экономике // Информационное общество. — 2018. — № 3. — С. 4-20.
14. Закупень Т.В. Правовые и организационные аспекты формирования информационного пространства государств - участников СНГ. М., 1998
15. Ильганаева В. А. Социальные коммуникации
(теория, методология, деятельность): словарь-
справочник. - Х.: КП «Городская типография», 2009. - С 297.
16. Ильинский И. М. «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. №1. 2014 г. С. 5-17.
17. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 512 с.
18. Кастельс М., Химанен П. Информационное общество и государственное благосостояния : Финская модель / пер. с англ. А. Калинина, Ю. Подороги. М. : Логос, 2002. С. 224
19. Каткова М.В. Понятие «информационное пространство» в современной социальной философии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2008. — Вып. 2. — С. 23—26.
20. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Академический проект, 2005.
21. Клюканов И.Э. Коммуникативный универсум. - М.: Московская политическая энциклопедия, 2012. - 256 с.
22. Ковалева Н. Н. Общая характеристика единого информационного пространства // Современное право. 2011. № 7. С. 38.
23. Ковалева Н. Н. Объекты информационного пространства в структуре государственного управления в информационной сфере // Законы России : опыт, анализ, практика. 2012. № 6. С. 104.
24. Колин К. К. Структура реальности и феномен информации // Открытое образование. 2008. № 5. С. 56¬61
25. Коркия Э. Д., Мамедов А. К. Когнитивный дискурс нового образования: информационное поле и акторы // Глобальный научный потенциал. — 2016. — № 2 (59). — С. 8-15.
26. Круль А.С. Типологический анализ как способ моделирования информационной структуры социальных систем // Вестник Карагандинского университета. 2012. №1. С. 87 - 92.
Лазутина Г. В. Информационное поле страны как
предмет медиаисследований // Актуальные проблемы медиаисследований - 2018. VII Международная научно-практическая конференция НАММИ: Материалы конференции. — Москва: Москва, 2018. — С. 101-102.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009.
29. Луков Вал. А., Луков С. В., Погорский Э.К., Тихомиров Д.А., Фальковская К.И. Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: Концепция исследовательского проекта. - М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. - 40 с.
30. М. Кастельс Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе //Из-во: У-Фактория, 2004 г. С. 328
31. Макеев П.С. Межпоколенческий диалог: обзор теоретических подходов и концепций // Социальная политика и социология. 2012. № 2. С. 221-231.
32. Малков С. Ю. О рисках информационного общества // Информационное общество. — 2018. — № 2. — С. 19-24.
33. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. - М.: МИФИ, 2003. - C. 73.
34. Манхейм К. Консервативная мысль // Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.
35. Мартынов, М. Ю. Социология массовой
коммуникации: предмет и методы исследования : учеб. пособие / М. Ю. Марты-нов, Е. В. Иванчихина ; Сургут.
гос. ун-т. ХМАО - Югры. - Сургут : ИЦ СурГУ, 2008. - 159
с.
36. Назарчук А. В. Этика глобализирующегося общества. М., 2002. С. 207.
37. Науменко Т. В. Информациональное/глобальное в понимании Мануэлем Кастельсом современного общества // Информационное общество. — 2018. — № 1. — С. 24-31.
38. Науменко Т. В. Многогранность информационного
общества: теоретико-методологический анализ
проблем // Информационное общество. — 2018. — № 2. —
С. 1.
39. Ненашев А.И. Средства электронной коммуникации в структуре социума. Саратов: ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2008. 108 с.
40. Поппер К. Логика научного исследования: Пер. с англ. / Под общ. ред. В. Н. Садовского. — М.: Республика, 2004. — 447 с.
41. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации Текст. / Г.Г. Почепцов. М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 2001. - 656 с.
42. Проскурин С. А. Геополитическое измерение глобального информационного пространства // Геополитика: учеб. / под общ. ред. В.А. Михайлова. М., 2007.
43. Прохоров Е. П. П84. Введение в теорию
журналистики: Учебник для студентов
вузов /. Е. П. Прохоров — 8 е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2011.
44. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебник / М: Аспект Пресс, 2009. 351 с.
45. Раецкая О. В. Социальные последствия
информатизации // ПНиО. 2013. №1.
46. Раецкая О. В. Социальные последствия
информатизации // ПНиО. 2013. №1. С. 47-59.
47. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. - М., 2003.
48. Сороко, С. Архитектоника информационного пространства культуры / С. Сороко // Вести института современных знаний. - 2011. - № 1. - С. 69 - 73.
49. Стригунов Ю.В., Петухов К.В. Ценностные ориентации в анализе межгенерационных отношений современных россиян // Современные проблемы и пути их решения в науке, производстве и образовании. № 7. 2018 г. С. 79-83.
50. Торрас-Кальво М.-К. Продвижение медиа- и информационной грамотности во всем мире: возможности плодотворного сотрудничества. - материалы Междун. конф. « Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. М.: МЦБС, 2013. - С.33¬35.
51. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT", 2004 г. С. 261
52. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.
С.15-29.
53. У. Эко Отсутствующая структура: Введение в семиологию// М: Из-во Симпозиум, 2006 г. С 544.
54. Фрейд З. Введение в психоанализ / Под ред. Е.Е. Соколовой и Т.В. Родионовой — СПб.: Алетейя, 1999. - 200 с.
55. Цветков В.Я. Информационное пространство как ресурс познания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 3-2. - С. 207-212.
56. Цымбаленко С.Б. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. М.: НИИ школьных технологий, 2010.
57. Цымбаленко С.Б. Путешествие в мир информации, или «Как информационно-коммуникативные процессы меняют мир, общество, человека». Монография / С.Б. Цымбаленко; науч. ред. А. В. Гагарин. - Москва : РУДН, 2015. С. 118
58. Шайхисламов Р.Б. Коммуникативное единство
социокультурной системы. М.: Социально-гуманитарныезнания, 2006.
59. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации: В 2-ч ч. - Ч. I Техника и технология сбора и обработки информации. М., 2002.
60. Швецов А. Н. Пространственная организация «информационного общества» как предмет системного анализа и объект государственного регулирования // Регион: экономика и социология. 2012. № 4 (76). С. 344.
61. Ширин С. Фактор внешней среды в современной глобальной системе международных отношений // Международные процессы. — 2005. — Т. 3. — № 3(9).
62. Becker Howard S. Outsiders: Studies In The Sociology Of Deviance Paperback — March 1, 1997. P. 230.
63. Shuman H., Scott J. Generation and Collective Memories // American Sociological Review. 1989. P. 359¬381.
Электронные источники
64. Болотнов Алексей Владимирович Информационное поле и его типы в медиакоммуникации: лингвистический аспект // Вестник ТГПУ. 2015. №9 (162). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZinformatsionnoe-pole-i-ego-tipy-v-mediakommunikatsii-lingvisticheskiy-aspekt(дата обращения: 20.05.2019).
65. Зуев С. Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности). 2018 г. - URL:http://future.museum.ru/part01/010601.htm(дата обращения: 01.06.2019)
66. Попова В. О., Балезина Е. А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. №2 (22). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sredstv-massovoy-informatsii-v-formirovanii-stereotipov-massovogo-soznaniya(дата обращения: 30.05.2019).
67. Пядышева Тамара Геннадиевна Коммуникативное пространство текста массмедиа // Социально¬экономические явления и процессы. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnoe-prostranstvo-teksta-massmedia(дата обращения: 31.05.2019).
68. Пядышева Тамара Геннадиевна Методы влияния на
общественное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2017. №4
(12) . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-
vliyaniya-na-obschestvennoe-mnenie(дата обращения: 31.05.2019).
Юдина Е. Н. Медиапространство как культурная и социальная система. - М.: Прометей, 2005.
69. Рассолов И. М. Киберпространство и позитивное право // Рос. право в Интернете. 2010. № 1. URL: http://www.rpi.msal.ru/prints/201001rassolov.html(дата обращения: 19.05.2019).
70. Фомин А. А. Формирование информационного пространства в современной России: проблемы и перспективы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 192¬195. DOI:https://doi.org/10.18500/1818- 9601-2019-19-2¬192-195
71. Шарков Ф. И., Юдина Е. Н. Регулирование
отношений в современном медиапространстве // Коммуникология. 2013. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-otnosheniy-v-sovremennom-mediaprostranstve(дата обращения: 09.06.2019).