ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
|
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Трансформация института социальной защиты населения в истории России
1.2. Содержательные характеристики институциональной системы социальной защиты населения
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Приоритетные направления развития института социальной защиты населения
2.2. Учет потребностей основных социально уязвимых групп населения как механизм оптимизации муниципальной системы социальной защиты населения в Волоконовском районе Белгородской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Трансформация института социальной защиты населения в истории России
1.2. Содержательные характеристики институциональной системы социальной защиты населения
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Приоритетные направления развития института социальной защиты населения
2.2. Учет потребностей основных социально уязвимых групп населения как механизм оптимизации муниципальной системы социальной защиты населения в Волоконовском районе Белгородской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Важнейшим достижением социальной политики ХХ века является становление системы социальной защиты населения от социальных и экономических рисков. Впервые общество предоставляет отдельным гражданам гарантии медицинского обслуживания, гарантии минимально необходимого уровня доходов в случае наступления трудных жизненных ситуаций, получения инвалидности, старости, безработицы, болезни, производственной травмы, потери кормильца и т.д. Обязательства государства по отношению к своим гражданам нашли выражение в концепции социального государства, принятой большинством развитых стран.
Благополучие и безопасность каждого гражданина России зависит от того, насколько полно будут реализованы социальные права каждого россиянина на достойную и обеспеченную жизнь. Если для многих экономически самостоятельных и активных граждан достаточно продуманной и взвешенной экономической политики, политики создания и сохранения стабильных условий их экономической деятельности, для других необходимы меры специальной помощи. Инвалиды, дети-сироты, выпускники детских домов, пенсионеры, безработные и другие категории населения нуждаются в социальной помощи и защите, поскольку реализовать свой трудовой и творческий потенциал, и, следовательно, собственными усилиями достичь материального благополучия им крайне затруднительно. Система социальной защиты должна предоставить им гарантии [24].
В переходные 90-е годы социальная защита несла в себе черты советской системы всеобщего социального обеспечения при разрушении экономического и социального фундамента существования этой системы, что повлекло за собой постоянное и повсеместное нарушение социальных обязательств российского государства перед своими гражданами.
Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, способствовал созданию и развитию нового социального института — социальной защиты населения, сделав его центром общественного мнения. Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной системы социальной защиты, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность.
Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законов льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, осуществляющих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых [52].
В настоящее время система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.
Мы рассматриваем институционализацию социальной защиты как формирующуюся комплексную систему, предназначенную для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям.
Степень научной разработанности проблемы. Снижение уровня и ухудшение качества жизни подавляющей части населения вследствие проведения радикальных экономических реформ, привели к тому, что предметом острых политических и идеологических дискуссий становятся вопросы социальной защиты социально уязвимых групп российского общества. В работах Л. Вульф, Э.В. Дубининой, С. Ильина, А. Илышева, Т.З. Козловой, Ю.Н. Козырева, Е.В. Кулагиной, Т.Н. Кухтевич И. Лаврентьевой, Г. Осадчей, В. Роика, П.В. Романова, Г. Соловьевой, Е.И. Холостовой, И. Черкасовой, В.Шароновой, В. Эдемской, Е.Р. Ярской- Смирновой и других рассмотрены вопросы пенсионного обеспечения и динамика важнейших показателей качества жизни пенсионеров, социального обеспечения и социальной реабилитации инвалидов, вопросы регулирования труда инвалидов, социальной защиты детей и семей с детьми, социальной защиты мигрантов, студенчества, безработных и членов их семей.
Попытки разрешения проблем социальной защиты той или иной категории социально уязвимых групп и теоретическое осмысление этих проблем показало необходимость рассмотрения общих вопросов функционирования системы социальной защиты и нашло отражение в работах таких авторов, как Т. Говоренкова, А. Жуков, С.В. Кадомцева, Г. Карелова, А.В.Малько, Р.Н. Мухамадеев, Г.И. Осадчая, Б. Ракитский, В. Роик, О.В.Ромашов, А.Н. Савинов, Т.О. Четвернина, Д. Савин, А. Чуев, Ю. Шишков и других.
Стремление отыскать комплексное решение социальной защиты населения в рыночных условиях показало слабость концептуальной базы ее организации, недостаточную проработанность методологических вопросов организации социальной защиты, вызванную, возможно, тем, что сам термин «социальная защита» и соответствующая проблематика в российской научной мысли появились только с началом рыночных реформ.
Один из самых авторитетных исследователей проблем социальной защиты В. Роик отмечает многообразие сложившихся подходов к определению данного понятия, использование данного понятия в различных нормативных документах как в узком (социальное страхование и социальная помощь), так и в широком смысле (вся сфера жизнедеятельности человека в процессе труда) [48]. Сопоставление подходов позволяет сделать вывод, что узко методологический подход к пониманию социальной защиты как совокупности различных институтов социального страхования и социальной помощи, как и инструментальный подход, делающий акцент на социальную помощь в трудных жизненных ситуациях при наступлении социальных рисков, не решают проблемы формирования системы социальной защиты в переходном обществе. Но и неправомерное расширение трактовки социальной защиты, не позволяет осуществлять эффективную практическую деятельность. Б. Ракитский, используя производное от социальной защиты понятие социальной защищенности. Е. Гонтмахер и В. Трубин осуществили попытку концептуализации понятий сферы социальной защиты/социальной поддержки и предложили вариант систематизации базовых понятий. А в работах В. Бобкова, К.Г. Чагина, Л. Эфтимович рассмотрен опыт применения программ адресной социальной помощи и адресных мер социальной поддержки в различных регионах страны. Благодаря работам таких авторов как В. Анисимов, Н.Н. Гриценко, Л.В. Жильская С.В. Калашников, Е.Г. Нечаева, В. Роик, М.М. Файнберг, Д.Ф. Шавишвили А.Ф. Храмцов и др., рассмотревших проблемы формирования социального государства в современной России, правовые аспекты, функциональную теорию социального государства стало возможным представление социальной защиты как системы реализации основных социальных прав. В литературе широко представлено изучение западного опыта формирования и функционирования социальных государств. Это работы М.Н. Антюшиной (шведский опыт строительства социального государства), Л.А. Немовой (канадская модель социальной политики), О.В. Родионовой (историко-стадиальная типология социального государства на примере Великобритании), М.Р. Морозовой (этапы формирования социального государства ФРГ) и др.
Проблемы социальной защиты стали предметом диссертационных исследований таких российских ученых как Водопьянова Т.П., ГоворухинаГ.В., Горяева С.Н., Ефимов С.Г., Касаева Л.В., Клементьев В.В., Кобыляцкий Н.Г., Колесникова О.Н., Корепанов Г.С., Королева Ю.А., Крестов А.В., Кулешова Г.П., Локонова Ю.М., Мехришвили Л.Л., Назмутдинова Р.Н., Плигузов А.С., Покручина А.А., Трутнев В.В., Уварова Л.В.
Несмотря на попытки концептуализации и широкое освещение отдельных аспектов социальной защиты, в отечественной научной литературе по-прежнему крайне мало комплексных системных исследований проблемы институционализации социальной защиты в условиях современной России на муниципальном уровне. Данная ситуация усиливает необходимость разработки конструктивных направлений и построения развернутой теории социальной защиты. Накопленный за последние годы в отечественной науке эмпирический и теоретический материал позволят начать исследовательский процесс на качественно новом уровне теоретико-
методологического обоснования концептуальных основ
институционализации социальной защиты населения в современной России.
Объектом исследования является социальная защита населения как социальный институт
Предмет исследования - институт социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Цель исследования состоит в комплексном исследовании содержания и специфики институционализации социальной защиты в Российской Федерации и разработке рекомендаций по совершенствованию социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
1) выявить сущность социальной защиты как социального института в современной России;
2) проанализировать трансформацию института социальной защиты населения в истории России
3) выявить проблемы и перспективы развития института социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых в области социологии, политологии, философии, экономики, теории социальной работы. Методологическую основу работы составили историко-ретроспективный подход к исследованию проблем трансформации моделей социальной защиты, системный, структурно-функциональный анализ, институциональный подход, позволившие рассмотреть социальную защиту как целостную систему в условиях перехода к социальному государству, а также концепции социального государства, устойчивого развития территорий, развития человеческого потенциала и др.
Эмпирической основой исследования стали результаты вторичного анализа социологических исследований, проведенных в различные годы академическими институтами и научными центрами АН СССР и РАН, использованы материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), данные социологических исследований, осуществленных Академией труда и социальных отношений, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН. Использованы данные масштабных проектов фонда Эберта, опросов в рамках проекта ТАСИС «Реформа системы социальной защиты, в частности, системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» и т.д. А также результаты социологического исследования «Состояние и эффективность системы социальной защиты населения в Волоконовском районе Белгородской области», проведенного автором в октябре - декабре 2015года и апреле 2016 года.
Методы исследования: теоретические - контент-анализ официальной статистики, отчетов; эмпирические - выборочный метод опроса (анкетирование), экспертный опрос.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные результаты и концептуальные выводы исследования позволяют расширить представления о сущности института социальной защиты населения. Отдельные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в разработке муниципальной модели социальной защиты населения. Материалы исследования могут быть использованы при чтении дисциплин при подготовке бакалавров и магистров по социальной работе и переподготовки и повышении квалификации специалистов по социальной работе.
Апробация результатов исследования. Дипломная работа выполнена по заказу Управление социальной защиты населения администрации муниципального района «Волоконовский район».
Структура дипломной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Благополучие и безопасность каждого гражданина России зависит от того, насколько полно будут реализованы социальные права каждого россиянина на достойную и обеспеченную жизнь. Если для многих экономически самостоятельных и активных граждан достаточно продуманной и взвешенной экономической политики, политики создания и сохранения стабильных условий их экономической деятельности, для других необходимы меры специальной помощи. Инвалиды, дети-сироты, выпускники детских домов, пенсионеры, безработные и другие категории населения нуждаются в социальной помощи и защите, поскольку реализовать свой трудовой и творческий потенциал, и, следовательно, собственными усилиями достичь материального благополучия им крайне затруднительно. Система социальной защиты должна предоставить им гарантии [24].
В переходные 90-е годы социальная защита несла в себе черты советской системы всеобщего социального обеспечения при разрушении экономического и социального фундамента существования этой системы, что повлекло за собой постоянное и повсеместное нарушение социальных обязательств российского государства перед своими гражданами.
Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, способствовал созданию и развитию нового социального института — социальной защиты населения, сделав его центром общественного мнения. Опыт стран, перешедших к рыночным отношениям, свидетельствует о том, что рынок может нормально функционировать только параллельно с созданием надежной системы социальной защиты, которая является необходимой и своеобразной платой общества, бизнеса, работодателей за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность вести нормальную хозяйственную деятельность.
Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и др.) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законов льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, осуществляющих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых [52].
В настоящее время система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.
Мы рассматриваем институционализацию социальной защиты как формирующуюся комплексную систему, предназначенную для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям.
Степень научной разработанности проблемы. Снижение уровня и ухудшение качества жизни подавляющей части населения вследствие проведения радикальных экономических реформ, привели к тому, что предметом острых политических и идеологических дискуссий становятся вопросы социальной защиты социально уязвимых групп российского общества. В работах Л. Вульф, Э.В. Дубининой, С. Ильина, А. Илышева, Т.З. Козловой, Ю.Н. Козырева, Е.В. Кулагиной, Т.Н. Кухтевич И. Лаврентьевой, Г. Осадчей, В. Роика, П.В. Романова, Г. Соловьевой, Е.И. Холостовой, И. Черкасовой, В.Шароновой, В. Эдемской, Е.Р. Ярской- Смирновой и других рассмотрены вопросы пенсионного обеспечения и динамика важнейших показателей качества жизни пенсионеров, социального обеспечения и социальной реабилитации инвалидов, вопросы регулирования труда инвалидов, социальной защиты детей и семей с детьми, социальной защиты мигрантов, студенчества, безработных и членов их семей.
Попытки разрешения проблем социальной защиты той или иной категории социально уязвимых групп и теоретическое осмысление этих проблем показало необходимость рассмотрения общих вопросов функционирования системы социальной защиты и нашло отражение в работах таких авторов, как Т. Говоренкова, А. Жуков, С.В. Кадомцева, Г. Карелова, А.В.Малько, Р.Н. Мухамадеев, Г.И. Осадчая, Б. Ракитский, В. Роик, О.В.Ромашов, А.Н. Савинов, Т.О. Четвернина, Д. Савин, А. Чуев, Ю. Шишков и других.
Стремление отыскать комплексное решение социальной защиты населения в рыночных условиях показало слабость концептуальной базы ее организации, недостаточную проработанность методологических вопросов организации социальной защиты, вызванную, возможно, тем, что сам термин «социальная защита» и соответствующая проблематика в российской научной мысли появились только с началом рыночных реформ.
Один из самых авторитетных исследователей проблем социальной защиты В. Роик отмечает многообразие сложившихся подходов к определению данного понятия, использование данного понятия в различных нормативных документах как в узком (социальное страхование и социальная помощь), так и в широком смысле (вся сфера жизнедеятельности человека в процессе труда) [48]. Сопоставление подходов позволяет сделать вывод, что узко методологический подход к пониманию социальной защиты как совокупности различных институтов социального страхования и социальной помощи, как и инструментальный подход, делающий акцент на социальную помощь в трудных жизненных ситуациях при наступлении социальных рисков, не решают проблемы формирования системы социальной защиты в переходном обществе. Но и неправомерное расширение трактовки социальной защиты, не позволяет осуществлять эффективную практическую деятельность. Б. Ракитский, используя производное от социальной защиты понятие социальной защищенности. Е. Гонтмахер и В. Трубин осуществили попытку концептуализации понятий сферы социальной защиты/социальной поддержки и предложили вариант систематизации базовых понятий. А в работах В. Бобкова, К.Г. Чагина, Л. Эфтимович рассмотрен опыт применения программ адресной социальной помощи и адресных мер социальной поддержки в различных регионах страны. Благодаря работам таких авторов как В. Анисимов, Н.Н. Гриценко, Л.В. Жильская С.В. Калашников, Е.Г. Нечаева, В. Роик, М.М. Файнберг, Д.Ф. Шавишвили А.Ф. Храмцов и др., рассмотревших проблемы формирования социального государства в современной России, правовые аспекты, функциональную теорию социального государства стало возможным представление социальной защиты как системы реализации основных социальных прав. В литературе широко представлено изучение западного опыта формирования и функционирования социальных государств. Это работы М.Н. Антюшиной (шведский опыт строительства социального государства), Л.А. Немовой (канадская модель социальной политики), О.В. Родионовой (историко-стадиальная типология социального государства на примере Великобритании), М.Р. Морозовой (этапы формирования социального государства ФРГ) и др.
Проблемы социальной защиты стали предметом диссертационных исследований таких российских ученых как Водопьянова Т.П., ГоворухинаГ.В., Горяева С.Н., Ефимов С.Г., Касаева Л.В., Клементьев В.В., Кобыляцкий Н.Г., Колесникова О.Н., Корепанов Г.С., Королева Ю.А., Крестов А.В., Кулешова Г.П., Локонова Ю.М., Мехришвили Л.Л., Назмутдинова Р.Н., Плигузов А.С., Покручина А.А., Трутнев В.В., Уварова Л.В.
Несмотря на попытки концептуализации и широкое освещение отдельных аспектов социальной защиты, в отечественной научной литературе по-прежнему крайне мало комплексных системных исследований проблемы институционализации социальной защиты в условиях современной России на муниципальном уровне. Данная ситуация усиливает необходимость разработки конструктивных направлений и построения развернутой теории социальной защиты. Накопленный за последние годы в отечественной науке эмпирический и теоретический материал позволят начать исследовательский процесс на качественно новом уровне теоретико-
методологического обоснования концептуальных основ
институционализации социальной защиты населения в современной России.
Объектом исследования является социальная защита населения как социальный институт
Предмет исследования - институт социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Цель исследования состоит в комплексном исследовании содержания и специфики институционализации социальной защиты в Российской Федерации и разработке рекомендаций по совершенствованию социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
1) выявить сущность социальной защиты как социального института в современной России;
2) проанализировать трансформацию института социальной защиты населения в истории России
3) выявить проблемы и перспективы развития института социальной защиты населения на муниципальном уровне.
Теоретико-методологической основой исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых в области социологии, политологии, философии, экономики, теории социальной работы. Методологическую основу работы составили историко-ретроспективный подход к исследованию проблем трансформации моделей социальной защиты, системный, структурно-функциональный анализ, институциональный подход, позволившие рассмотреть социальную защиту как целостную систему в условиях перехода к социальному государству, а также концепции социального государства, устойчивого развития территорий, развития человеческого потенциала и др.
Эмпирической основой исследования стали результаты вторичного анализа социологических исследований, проведенных в различные годы академическими институтами и научными центрами АН СССР и РАН, использованы материалы Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ), данные социологических исследований, осуществленных Академией труда и социальных отношений, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН. Использованы данные масштабных проектов фонда Эберта, опросов в рамках проекта ТАСИС «Реформа системы социальной защиты, в частности, системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» и т.д. А также результаты социологического исследования «Состояние и эффективность системы социальной защиты населения в Волоконовском районе Белгородской области», проведенного автором в октябре - декабре 2015года и апреле 2016 года.
Методы исследования: теоретические - контент-анализ официальной статистики, отчетов; эмпирические - выборочный метод опроса (анкетирование), экспертный опрос.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные результаты и концептуальные выводы исследования позволяют расширить представления о сущности института социальной защиты населения. Отдельные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в разработке муниципальной модели социальной защиты населения. Материалы исследования могут быть использованы при чтении дисциплин при подготовке бакалавров и магистров по социальной работе и переподготовки и повышении квалификации специалистов по социальной работе.
Апробация результатов исследования. Дипломная работа выполнена по заказу Управление социальной защиты населения администрации муниципального района «Волоконовский район».
Структура дипломной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Благополучие и безопасность каждого гражданина России зависит от того, насколько полно будут реализованы социальные права каждого россиянина на достойную и обеспеченную жизнь.
Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, осуществляющих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Сегодня система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.
Мы рассматриваем институционализацию социальной защиты как формирующуюся комплексную систему, предназначенную для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям.
Основной, доминирующей тенденцией в развитии социальной защиты населения в настоящее время является активная регионализация и муниципализация, т.е. перенос центра тяжести в решении практических задач социальной зашиты населения в регионы и муниципалитеты.
На сегодняшний день основные цели органов социальной защиты населения остаются прежними, а вот задачи постоянно видоизменяются: вносят свои коррективы и нормативные документы, и обстоятельства жизни.
Для эффективного развития института социальной защиты населения на муниципальном уровне крайне важно знать потребности и особенности социального самочувствия различных групп населения. При выборе стратегии использования ресурсов в системе социальной защиты населения необходимо учитывать потребности, массовые настроения, ожидания различных групп населения, их отношение к разным сторонам жизни и то, как оно выражается в мнениях, оценках социальных явлений, в степени удовлетворенности своей жизнью, в отношении к субъектам социальной защиты.
Таким образом, главной целью, стоящей перед институтом социальной защиты населения на ближайшее время является усиление социальной защищенности малоимущих и социально уязвимых групп населения путем повышения эффективности механизма предоставления различных видов социальной помощи.
Предстоит решить следующие основные задачи: обеспечение
адаптации граждан к изменяющимся условиям социальной среды через содействие самореализации личности, расширение участия общества в решении социальных проблем, обеспечение всеобщей доступности и повышение качества социальных услуг. Приоритетами в работе приняты - выявление и устранение причин, порождающих социальные проблемы, содействие самореализации личности, укрепление института семьи, развитие интегративности и межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
Основными направлениями деятельности определены:
совершенствование нормативной правовой и научно-методической базы деятельности социальных служб; совершенствование системы управления системой социальной защиты населения (программно-целевой метод управления); организация комплексности социальной поддержки, развитие оптимальной системы социального обслуживания, совершенствование содержания социальной работы; усиление адресности социальной поддержки; переход на государственный заказ по предоставлению услуг различным категориям населения; содействие в развитии негосударственных форм собственности предприятий, предоставляющих социальные услуги; развитие предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; внедрение гибкой, дифференцированной системы оплаты за социальные услуги в зависимости от материального положения клиента и его потребности в социальных услугах.
Подводя итог выше сказанному, можно наметить определенные позиции, которые будут способствовать оптимизации системы социальной защиты населения. Концепция развития муниципальной системы социальной защиты населения требует учета реалий, долгосрочных интересов и последствий и ограничивают масштабы планируемого роста системы социальной защиты населения. Главным результатом такого подхода является методологический сдвиг от краткосрочного к долгосрочному пониманию и планированию социальной деятельности.
В качестве приоритетных направлений деятельности по совершенствованию муниципальной системы социальной защиты населения должны быть предприняты следующие: дальнейшее развитие системы социального обслуживания, прежде всего путем модернизации функционирующих учреждений, улучшения качества оказываемых услуг, повышения эффективности деятельности учреждений; совершенствование нормативно-правового обеспечения социальной защиты на муниципальном уровне; дальнейшее развитие совместной деятельности государственных, негосударственных и общественных организаций по социальной защите и формирование социального партнерства между ними.
Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества, она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых отношений, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, т.е. создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
Под системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, осуществляющих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Сегодня система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.
Мы рассматриваем институционализацию социальной защиты как формирующуюся комплексную систему, предназначенную для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым социальным слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановки в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям.
Основной, доминирующей тенденцией в развитии социальной защиты населения в настоящее время является активная регионализация и муниципализация, т.е. перенос центра тяжести в решении практических задач социальной зашиты населения в регионы и муниципалитеты.
На сегодняшний день основные цели органов социальной защиты населения остаются прежними, а вот задачи постоянно видоизменяются: вносят свои коррективы и нормативные документы, и обстоятельства жизни.
Для эффективного развития института социальной защиты населения на муниципальном уровне крайне важно знать потребности и особенности социального самочувствия различных групп населения. При выборе стратегии использования ресурсов в системе социальной защиты населения необходимо учитывать потребности, массовые настроения, ожидания различных групп населения, их отношение к разным сторонам жизни и то, как оно выражается в мнениях, оценках социальных явлений, в степени удовлетворенности своей жизнью, в отношении к субъектам социальной защиты.
Таким образом, главной целью, стоящей перед институтом социальной защиты населения на ближайшее время является усиление социальной защищенности малоимущих и социально уязвимых групп населения путем повышения эффективности механизма предоставления различных видов социальной помощи.
Предстоит решить следующие основные задачи: обеспечение
адаптации граждан к изменяющимся условиям социальной среды через содействие самореализации личности, расширение участия общества в решении социальных проблем, обеспечение всеобщей доступности и повышение качества социальных услуг. Приоритетами в работе приняты - выявление и устранение причин, порождающих социальные проблемы, содействие самореализации личности, укрепление института семьи, развитие интегративности и межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
Основными направлениями деятельности определены:
совершенствование нормативной правовой и научно-методической базы деятельности социальных служб; совершенствование системы управления системой социальной защиты населения (программно-целевой метод управления); организация комплексности социальной поддержки, развитие оптимальной системы социального обслуживания, совершенствование содержания социальной работы; усиление адресности социальной поддержки; переход на государственный заказ по предоставлению услуг различным категориям населения; содействие в развитии негосударственных форм собственности предприятий, предоставляющих социальные услуги; развитие предпринимательской деятельности учреждений социального обслуживания; внедрение гибкой, дифференцированной системы оплаты за социальные услуги в зависимости от материального положения клиента и его потребности в социальных услугах.
Подводя итог выше сказанному, можно наметить определенные позиции, которые будут способствовать оптимизации системы социальной защиты населения. Концепция развития муниципальной системы социальной защиты населения требует учета реалий, долгосрочных интересов и последствий и ограничивают масштабы планируемого роста системы социальной защиты населения. Главным результатом такого подхода является методологический сдвиг от краткосрочного к долгосрочному пониманию и планированию социальной деятельности.
В качестве приоритетных направлений деятельности по совершенствованию муниципальной системы социальной защиты населения должны быть предприняты следующие: дальнейшее развитие системы социального обслуживания, прежде всего путем модернизации функционирующих учреждений, улучшения качества оказываемых услуг, повышения эффективности деятельности учреждений; совершенствование нормативно-правового обеспечения социальной защиты на муниципальном уровне; дальнейшее развитие совместной деятельности государственных, негосударственных и общественных организаций по социальной защите и формирование социального партнерства между ними.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ СТРЕЛЕЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ АДРЕСНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ (НА ПРИМЕРЕ
АДМИНИСТРАЦИИ СТРЕЛЕЦКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональные и образовательные стандарты как основа подготовки специалистов по социальной работе
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Круг лиц, подлежащих социальному обслуживанию (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - Оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке молодых семей как направление семейной политики государства (Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал Тюменского государственного университета))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы социальной поддержки детей-инвалидов (Научно-исследовательская работа, Право социального обеспечения, Омский Государственный Технический Университет)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Оценка эффективности реализации целевых программ по поддержке инвалидов и маломобильных групп населения (Тюменский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование социального обеспечения граждан, принявших под опеку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Забайкальский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2025



