Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №66451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
305
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития культуры здоровья младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «окружающий мир» 6
1.1. Понятие культуры здоровья личности и основные методы ее
развития 6
1.2. Возрастные особенности развития культуры здоровья
младших школьников в процессе проектной деятельности 13
1.3. Проектная деятельность как средство развития культуры
здоровья младших школьников по предмету «Окружающий мир» 22
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию культуры здоровья средствами проектной деятельности по предмету «окружающий мир» 30
2.1. Диагностика исходного уровня развития культуры здоровья
младших школьников 3 класса 30
2.2. Экспериментальная работа по развитию культуры здоровья
средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир» 38
2.3. Анализ достигнутого уровня развития культуры здоровья
младших школьников на контрольном этапе эксперимента 46
Заключение 50
Библиографический список 52
Приложения


Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, понимания значения здоровья как приоритетной социальной и личностной ценности с каждым днем становится более острой и требует активных действий, в первую очередь, со стороны педагогической науки. С точки зрения современных гуманистических идеалов здоровье рассматривается не только как важный общественный и индивидуальный ресурс, но и как ведущий показатель жизнеспособности, уровня социального и личного благополучия, гармоничности развития человека и общества.
Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития - вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая.
Все российские школы осуществили переход на новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования, в котором одно из центральных мест, несомненно, занимает проблема развития исследовательских навыков у учащихся. В данных условиях возрастает интерес к личности, имеющей основы и навыки исследовательского характера, способной самореализоваться, создать что-то новое или преобразовать. Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Категория «здоровье» подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического,
психического и социального. Эти компоненты формируются и развиваются, в частности, посредством проектной деятельности.
Значимость проектной деятельности в школе подчеркивали В. И. Андреев, И. А. Зимняя, А. М. Матюшкин.
Общие аспекты формирования различных приемов проектной работы учащихся на уроках затронуты в трудах В. Г. Болтянского, Б. В. Гнеденко, В. А. Гусева, О. Б. Епишевой, Л. Д. Кудрявцева, А. И. Маркушевича, на уроках естествознания - С. В. Пидгузовой, Е. В. Плащевой. Однако методические аспекты развития культуры здоровья средствами проектной деятельности еще недостаточно разработаны.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития культуры здоровья младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Цель исследования заключается в решении указанной проблемы.
Объектом исследования является процесс развития культуры здоровья младших школьников.
Предметом исследования является процесс эффективного развития культуры здоровья младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс развития культуры здоровья младших школьников средствами проектной деятельности по предмету «Окружающий мир» будет эффективно, если учитель:
1) использует проектную деятельность для развития культуры здоровья;
2) учитывает возрастные особенности развития культуры здоровья младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты развития культуры здоровья у младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир»;
2) выявить педагогические особенности развития культуры здоровья и организации проектной деятельности при изучении предмета «Окружающий мир»;
3) разработать и апробировать систему занятий по развитию культуры здоровья средствами проектной деятельности детей в курсе «Окружающий мир» на примере третьего класса.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение
информации, полученной из психолого-педагогической и методологической литературы), практические (анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент, статистический анализ и др.).
База исследования: 3 класс МБОУ «Шеинская» СОШ им. Героя РФ Ворновского Ю.В. Корочанского района Белгородской области.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что нами разработана система проектов для развития у младших школьников культуры здоровья в процессе изучения курса «Окружающий мир», которые могут быть полезны учителям начальной школы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ педагогической и методической литературы подтвердил актуальность темы исследования, потому что проблема сохранения и укрепления здоровья младших школьников ставится одной из главных задач федеральным государственным стандартом начального общего образования, признается приоритетной социальной и личностной ценностью, ведущим показателем жизнеспособности, уровня социального и личного благополучия, гармоничности развития человека и общества.
Развитие культуры здоровья - это неотъемлемая часть развития личности, при которой познаются основные принципы сохранения здоровья.
Культура здоровья представляет собой результат педагогического процесса. Она состоит из следующих компонентов:
- устойчивая сформированность, ценность здоровья и человеческой жизни, которая мотивирована к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей, общества в целом,
- знание своих возможностей и вера в собственные силы, представления о себе, своей самоценности, ощущение себя субъектом здоровья и здоровой жизни,
- проявление бережного, уважительного и заботливого отношения к близким людям, своим родственникам, сверстникам и взрослым, предметному миру.
Метод проектов, судя по литературным источникам, оказывается одним из наиболее подходящих для развития указанных компонентов культуры здоровья, а также коммуникативности, уровня физического и социального благополучия, качества и удовлетворенности жизнью.
Диагностика развития уровня здоровья у учащихся третьего класса показала преобладание среднего уровня развития культуры здоровья. Многие учащиеся не имеют полного представления о состоянии своего здоровья.
На уроках «Окружающего мира» мы организовали серию проектов, нацеленных на развитие культуры здоровья. В ходе восьми уроков проводили опытную работу и давали проекты для самостоятельного творчества.
В ходе проведенного нами анализа достигнутых результатов было определено, что теперь у 60 % учащихся отмечен высокий уровень культуры здоровья, у 40% школьников - средний уровень.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что наша проектная работа положительно повлияла на развитие культуры здоровья у учеников 3-го класса. Гипотеза подтверждена.



1. Абакумова Е.С. Культура и ее компоненты / Е.С. Абакумова. - М.: Академия, 2010. - 361 с.
2. Аксенова М.В. Искусство воспитания в школе / М.В. Аксенова. - М.: Феникс, 2009. - 138 с.
3. Базарных В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс - контроль в школе и дома / В.Ф. Базарных. - М.: Аркти, 2010 . - 176 с.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 2009. - 154 с.
5. Бочаров Е.Н. Как привить ребенку полезные привычки / Е.Н. Бочаров. - Киров: Пресс, 2011. - 167 с.
6. Волошина Л.Н. Организация здоровьесберегающего пространства: учеб.-метод. пособие / Л.Н. Волошина. - Екатеринбург, 2012. - 149 с.
7. Вульфов Б.З. Педагогическое сопровождение как явление / Б.З. Вульфов // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи. - Ярославль, 2012. - С.13.
8. Герасимова О.Л. Подвижные игры в помещении для 7-8 лет / О.Л. Герасимова. - Новосибирск, 2011. - 213 с.
9. Гитянов А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка / А.Д. Гитянов. - М.: Эгвес, 2012. - 440 с.
10. Гречаник Т.С. Валеология: Учебное пособие / Т.С. Гречаник. - Томск, 2010. - 127 с.
11. Гриророва И.П. Тренинги для детей / И.П. Григорова. - Самара: БИОМ, 2009. - 182 с.
12. Дашкова И.Т. Воспитание здоровой личности / под ред. Б.М. Старкова. - Новосибирск: изд-во НГПУ, 2009. - 160 с.
13. Демидова М.Ю. Методика личностно-ориентированного обучения / М.Ю. Демидова. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с.
14. Зинукова Е.В. Педагогика здоровья / Е.В. Зинукова. - М.: Инфро-М, 2011. - 273 с.
15. Клюева Н.В. Педагогическая психология: учеб. / Н.В. Клюева. - М.: Влад-Пресс, 2011. - 341 с.
16. Краснов С.Т. Валеологические основы УВП в школе / С.Т. Краснов.
- М.: Просвещение, 2010. - 144 с.
17. Куренков Г.И. Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие / Г.И. Куренков. - М.: Астрель, 2010. - 180 с.
18. Лукина Т.Н. Воспитание детей в школе: новые подходы и технологии / Т.Н.Лукина, С.М. Березина. - СПб.: Питер, 2015. - 251 с.
19. Майер А.А. Педагогическая валеология / А.А. Майер. - М.:
Астрель, 2010. - 260 с.
20. Малярчук Н.Н. Валеология: Учебное пособие / Н.Н. Малярчук. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2009. - 210 с.
21. Малярчук Н.Н. Валеология: Учебное пособие. Часть 2. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. - 192 с.
22. Маркина Н.М. Путь к здоровью / Н.М. Маркина. - М.: Экспо, 2009.
- 139 с.
23. Мельников И.В. Как научить ребенка соблюдать режим дня / И.В.Мельников. - М.: ЛитРес, 2012. - 175 с.
24. Мухин Е.П. Основы здорового образа жизни / Е.П. Мухин. - СПб.: Питер Ком, 2014. - 110 с.
25. Николаенко В.М. Психология и педагогика / В.М. Николаенко, Г.М.
Залесов, Т.В. Андрюшина и др // Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М;
Новосибирск: НГАиУ, 2011. - 175 с.
26. Новиков А.Р. Лекции о воспитании культуры здоровьесбережения / А.Р.Новиков. - М.: АСТ, 2009. - 531 с.
27. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов. - М.:ООО «Изд-во Оникс», 2011. - 1101 с.
28. Павлидис Теодорос. Компоненты основ культуры здорового образа жизни / Теодорос Павлидис, Р.Н. Терехина // Ученые записки университета им.П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №12. - С.79.
29. Пасюков П.Н. Здоровьесбережение как стратегия модернизации педагогического образования в современных условиях (монография) / П.Н. Пасюков, О.Р. Кокорина, Т.М. Пономаренко. - М.: Компания Спутник, 2012. - 304 с.
30. Перкрестова М.Л. Теоретические основы педагогического сопровождения личности / М.Л. Перекрестова. - Екатеринбург: МИР, 2012. - 110 с.
31. Петрова О.О. Возрастная психология: Конспект лекций. 2-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2012. -241 с.
32. Пирогов Е.К. Беседы о здоровье школьников: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 2012. - 236 с.
33. Попова А.И. Здоровье через образование / А.И. Попова. - СПб.: Речь, 2011. - 160 с.
34. Распопов П.Н. Культура здоровья / П.Н. Распопов. - Минск, 2010. - 140 с.
35. Родынина К.Г. Особенности педагогического сопровождения
учащихся младшего звена / К.Г. Родынина. - Новгород: Корифей, 2009. - 169 с.
36. Рожков М.И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности: матер. международ. науч. конфер. - Ярославль, 2012. - 325 с.
37. Симакова Д.Е. Формирование ЗОЖ на уроках в начальной школе / Д.Е. Симакова. - М.: Альфа-пресс, 2011. - 103 с.
38. Сладков И.Р. Азбука здорового образа жизни / И.Р. Сладков. - Екатеринбург, 2010. - 117 с.
39. Смирнов А.Г. Здоровьесбережение в школе / А.Г. Смирнов. - М.: ЭКСПО, 2011. - 183 с.
40. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: АПК ПРО, 2012. - 240 с.
41. Соловьёв Г.М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы: Учебное пособие, ч.3. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2010. - 163 с.
42. Столяренко А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко // Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 423 с.
43. Тележук А.М. Интеллектуальная радуга. Часть 2 / А.М. Тележук. - Екатеринбург, 2011. - 183 с.
44. Тепляк И.Г. Оздоровительные технологии в образовательном процессе // Педагогика, 2010. - 110 с.
45. Ткаченко Е.В. Образование и наука. Будущее в ретроспективе / Е.В. Ткаченко // Научно-методический сборник. - Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2010. - 434 с.
46. Толковый словарь русского языка / под ред. Т.Ф. Ефремовой. - М.:ЭКСПО, 2012. - 207 с.
47. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. проф. Д. Ушакова. - М.: ТЕРРА, 2013. - Т.4. - 378 с.
48. Храмко Л.Г. Роль здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении / Л.Г. Храмко. - Кемерово, 2011. - 246 с.
49. Холодок О.В. Здоровью надо учить / О.В.Холодок. - М.: Профи, 2009. - 148 с.
50. Шевчук Л.Е. Педагогическое сопровождение в условиях начальной школы / Л.Е. Шевчук. - М.: ООО «Изд-во Оникс», 2011. - 189 с.
51. Яшина Л.Д. Педагогика здоровья / Л.Д. Яшина. - Краснодар: ЭпиТек, 2012. - 142 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ