Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК

Работа №66438

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольное образование

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
496
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава Г Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик 7
1.1 Понятие «коммуникативная компетентность» в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Особенности формирования и содержание коммуникативной
компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик 11
1.3. Педагогические условия формирования коммуникативной
компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик 24
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик 37
2.1. Диагностика уровня сформированное™ коммуникативной
компетентности у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Реализация педагогических условий формирования коммуникативной
компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик 44
Заключение 61
Список литературы 62



Коммуникативная компетенция является сложным компонентом личности ребенка, который начинает свое развитие в дошкольном периоде детства. В дошкольном возрасте приобретает большое значение развитие личности в системе образования, ее базисных черт: детской компетентности, инициативности,комуникабельности,активности,эмпатии,самостоятельности.
Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации.
К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом.
Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста формируется в определенно созданных педагогических условиях. Именно или отсутствие или иных в большей влияет на коммуникативных компетенций ребенка.
В настоящее время роль коммуникации имеет огромное значение в жизни человека, особенно в жизни ребенка.
В трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов коммуникативная компетенция дошкольников выступает как наиболее значимая и важная характеристика, отличающая его и определяющая должный уровень развития личности.
Идеи о коммуникативной компетенции, как важной и значимой для развития дошкольников разрабатывались в трудах Е.О. Смирновой, Э.И. Бахтеева, Е.В. Красовская, Л. А. Дубинина и многих других.
Среди работ, посвященным вопросам формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста через культурные практики следует отметить работы Т.И. Бабаевой, З.М. Богусловска, О.А. Клименкова, Н.А. Короткова и другие.
Сущность развивающего дошкольного образования состоит в том, что личный опыт каждого ребенка организуется так, чтобы он естественным путем, в доступных, интересных видах деятельности осваивал культурные средства и способы познания, коммуникации, сотрудничества, позволяющие успешно проявить самостоятельность и реализовать позицию субъекта. Важно, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел необходимый культурный личный опыт, который становится фундаментом полноценного общего развития, позитивной социализации и индивидуализации.
С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада. Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми, что свидетельствует о необходимости формирования коммуникативной компетентности дошкольников в процессе культурных практик [15].
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также практики работы с детьми старшего дошкольного возраста позволил выявить противоречие между теоретически разработанными средствами формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным применением культурных практик как средства развития данных навыков у детей старшего дошкольного возраста в практической деятельности ДОО.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования
коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик?
Актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы: «Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик».
Цель исследования: выявление, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативной
компетентности детей в старшем дошкольном возрасте посредством культурных практик будет проходить эффективнее, если реализовать следующие педагогические условия:
- реализация культурных практик по следующим направлениям: практики познания, практики организации детской деятельности, практики свободы выбора деятельности;
- включение детей в культурные практики, реализуемые в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы и уточнить понятие коммуникативной компетентности в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить педагогические особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик.
3. Про диагностировать уровень сформированности коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик.
Теоретико-методологическая основа исследования: теоретические аспекты исследований развития в дошкольном возрасте игровой деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Галигузова, С.Л. Новоселова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин и др.); теоретические аспекты исследований феномена общения и формирования коммуникативной деятельности в дошкольном детстве (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина и др.); теоретические положения об использовании культурных практик в работе с дошкольниками (Т.Б. Алексеева, Н.Б. Крылова, С.В. Масловская, А.В. Шипова и др.).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение, беседа, эксперимент; количественная и качественная обработка результатов.
Научная новизна исследования состоит в выявлении взаимосвязи между формированием коммуникативной компетентности дошкольников и использованием в воспитательном процессе культурных практик.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогических условий формирования коммуникативной компетентности, которые могут быть применены в практике воспитания дошкольников.
База исследования: исследование проводилось на базе МАДОУ д/с №9 «Золотой ключик» города Ишима, Тюменской области.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Конкретизировано понятие «коммуникативная компетентность», которое, по мнению В.И. Житкова - это психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.
2. Выделены и описаны особенности формирования коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством культурных практик.
3. В ходе исследования выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников посредством культурных практик:
- реализация культурных практик по следующим направлениям: практики познания, практики организации детской деятельности, практики свободы выбора деятельности;
- включение детей в культурные практики, реализуемые в совместной деятельности взрослого и ребенка, включение детей в культурные практики в самостоятельной деятельности детей.
4. Разработан комплекс культурных практик для формирования коммуникативной компетентности.
5. Результаты проведенного эксперимента показали достоверные различия в изменениях показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности у детей контрольной и экспериментальной групп.
Результаты экспериментальной работы подтвердили результативность педагогических условий, направленных на формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста, посредством культурны практик.



1. Андреева, И.В. Межкультурная коммуникация [Текст] : учеб, пособие / И.В. Андреева, Л.А. Балобанова. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС,
2011. - 96 с.
2. Арушанова, А. Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3-4 лет [Текст] / А. Г. Арушанова. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - С. 148.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] : учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин [и др.] ; под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1988. - 479 с.
4. Бондаревская, Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры [Текст] / Е.В. Бондаревская // Формирование педагогической культуры будущего учителя : межвуз. сб. научи, трудов. - СПб. : РГПИ, 1989. -С. 3-20.
5. Васильев, Г.С. Методика изучения коммуникативной компетентности личности [Текст] / Г.С. Васильев. - Свердловск, 2010. - 134 с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] : кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 144 с. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 273 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Эксмо, 2003. - 512 с.
8. Ганзен, В. А. Системные описания в психологии [Текст] / В.А. Ганзен. - Л. : Изд во Ленингр. ун та, 1984. - 176 с.
9. Гребенников, И.В. Педагогический всеобуч родителей [Текст] / И.В. Гребеннков. - М.: Знание, 1986. - 79 с.
10. Доронова, Т.Н. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет [Текст]: метод, пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова. -М.: Просвещение, 2011. -96 с.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] : учебник для вузов / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с. - (Стандарт третьего поколения).
12. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников [Текст] : сборник игр и упражнений / Л.А. Дубина. - М. : Книголюб, 2006. - 64 с.
13. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.-64 с.
14. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] Т. 1 / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1996. - 149 с.
15. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент [Текст] / А. Б. Зверинцев. - СПб. : Союз, 1997. - 228 с.
16. Ивакина, И.О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников [Текст] / И. О. Ивакина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
17. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности [Текст] / М.К. Кабардов, Е.В. Арцишевская // Способности и склонности. - М.: Педагогика, 1989. - С 103-104.
18. Каган, М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. - М., 2008. - 450 с.
19. Карасева, НИ. Психологические особенности развития коммуникативной компетентности у подростков, оставшихся без попечения родителей [Текст] : дис. ... канд. психол. наук /НИ. Карасева. - Киев, 1991. - 127 с.
20. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и её совершенствование [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / А.А. Кидрон. - Л.: 1981.-235 с.
21. Клюева, Н.В. Общение. Дети 5-7 лет [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.
22. Коломинский, Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., 2011.-217 с.
23. Кравцова, Е.Е. Ребенок внутри общения [Текст] : как дети дошкольного возраста общаются друг с другом / Е.Е. Кравцова // Дошкольное образование. - 2005. - № 4. - С. 6.
24. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя [Текст] / Н.В. Кузьмина. - Л., 1985. - 253 с.
25. Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст] /
Ч.Х. Кули. - М., 2000. - 320 с.
26. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. - М. : Академия, 1999 - 232 с.
27. Куницына, В.Н. Межличностное общение [Текст] : учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. - СПб. : Питер,
2003. - 544 с.
28. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
29. Льюис, Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию [Текст] : пер. с англ. / Р.Д. Льюис. - М.: Дело, 1999. - 440 с.
30. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками [Текст] / И.В. Маврина // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. - М.: Гном-Пресс, 1999. - С. 106 - 118.
31. Масловская, С.В. Методические рекомендации по разработке и реализации культурно-антропологических практик в системе ДОУ [Текст] /
С.В. Масловская. - Оренбург: ФГБОУ ОГПУ ИПкППРО, 2012.
32. Мельникова, Н.М. Социально-психологическая компетентность старшеклассников в общении [Текст] : дис. ... канд. психол. наук / Н.М. Мельникова. - М., 1992. - 178 с.
33. Менджрицкая, Д.В. Воспитание детей в игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. - М.: Просвещение, 2009. - 145 с.
34. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. - М., 1993. - 205 с.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. - М. : Академия, 2004. - С. 93.
36. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / сост. Е. С. Рапацевич ; под общ. ред. А. П. Астахова. - Минск : Современная школа, 2010. -928 с.
37. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 64 с.
38. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 2011. - 586 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Проблема общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1946. - 90 с.
40. Скитская, Л.В. К вопросу формирования коммуникативной компетентности у дошкольников в условиях внедрения государственных образовательных стандартов дошкольного образования [Текст] / Л.В. Скитская // Психология и педагогика в образовательной и научной среде : междунар. научное издание по итогам Междунар. научно-практ. конф. (17 сент. 2016 г.) - Стерлитамак, 2016. - С. 113-119.
41. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб, пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
42. Смирнов, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнов. - М.,2009. 192 с.
43. Сорокина, Н.Ф. Программа «Театр-творчество-дети» [Текст] /Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович. -М.: Мозаика-Синтез, 2011. - С. 119.
44. Усова, А.П. Роль игры в детском саду [Текст] / А.П. Усова. - М.: Просвещение, 2000. - 128 с.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: http ://www. rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok. html
46. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. -Изд. 10-е. -М.: Республика, 2001. - 623 с.
47. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье [Текст] / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. - М. : ЭКСМО-пресс, 2014. - С. 135.
48. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников [Текст] : практ. руководство для педагогов и психологов дошк. образоват. учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
49. Чеснокова, Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников [Текст] / Е.Н. Чеснокова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2008. -№ 9. - С. 126.
50. Чиндилова, О.В. Чтение художественной литературы дошкольниками [Текст] : подходы к пониманию и формы реализации / О. Чиндилова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №1. - С. 36-41.
51.Чихачёв, М.В. Коммуникативная компетентность личности: теоретические основы [Текст] // Сборник конференций НИЦ Социосфера. - М.,2012.-№43.-С. 32-36.
52. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Владос, 2015. - 215 с.
53. Шибутани, Т. Социальная психология [Текст] / Т. Шибутани. - М., 1969. - 536 с.
54. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999,- 360 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ