Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности изображения пространства в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»

Работа №66424

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость3950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Теоретические основы исследования изображения пространства в художественной литературе 7
1.1 Содержание понятия «пространство» 7
1.2 Философская категория пространства 16
1.3 Пространство и его проявление в художественном произведении 24
1.4 Характеристика романа «Великий Гэтсби» 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
Глава II Пространство и его отображение в романе «Великий Гэтсби».39
2.1 Понятие «пространство» в английском и русском языках 39
2.2 Интерьер в произведении «Великий Гэтсби» 43
2.3 Природа как часть пространства 50
2.4 Городское пространство Ф.С. Фицджеральда. Его описание 56
2.5 Пространство вечеринок. Его влияние на психику человека 61
2.6 Зелёный огонь как часть пространства и его связь с внутренним
миром человека 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
Список использованной литературы 77
Список источников фактического материала 79
Список использованных словарей 80


Современные ученые - физики, философы и лингвисты - считают, что пространство является одной из основных форм существования материи. С этой точкой зрения согласны и литературоведы, полагая, что писатель отражает в создаваемом им произведении реальные пространственно - временные связи, выстраивает параллельно реальному ряду свой, создавая при этом новое - концептуальное - пространство, которое становится формой осуществления авторской идеи. Отсюда, несомненно, возникает интерес к особенностям организации пространственно-временного континуума в художественных произведениях, появляется необходимость в детальном изучении закономерностей его конструирования с учетом особенностей жанра литературы, использования способов и средств его выражения, а также изучения попутной проблемы, такой как видение созданного художественного текста героями романа и его восприятие, непосредственно, читателем.
Актуальность темы определяется отсутствием работ, направленных на исследование особенностей изображения пространства в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби», несмотря на то что прошло почти столетие с момента его выхода.
Объектом исследования является категория пространства в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Предметом исследования выступают разноплановые средства выражения пространства и их роль в романе «Великий Гэтсби».
Целью работы является анализ изображения пространства в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби», а также его изображения в переводе.
Данное исследование проводится с применением следующих методов: стилистический, ассоциативно-концептуальный, дефиниционный,
сравнительный и информационно-смысловой, с помощью которого осуществляется анализ смыслового развертывания текста, направленного на изучение процесса его формирования на основе информации, представленной в художественном произведении.
Теоретическую основу нашего исследования составляют труды М.М. Бахтина, А.М. Бутлерова, Ю.М. Лотмана, П.А. Флоренского, посвященные основным вопросам изучения словесного творчества, теории художественного текста и семиотики искусства.
Материалом для исследования послужил текст романа Ф.С. Фицджеральда «The Great Gatsby», а также текст перевода данного романа на русский язык, выполненный И. Н. Мизининой.
Научная новизна исследования заключается в выявлении способов выражения категории пространства в романе «Великий Гэтсби», в описании специфики его восприятия героями, в проведении анализа комплекса языковых средств, выражающих категорию пространства в данном произведении.
Теоретическая значимость работы определяется комплексным описанием языковых средств выражения категории пространства в романе «Великий Гэтсби», а также тем, что в данной диссертации проводится анализ функционирования средств выражения пространства.
Практическая ценность исследования состоит в возможности использованиия материалов и результатов данного исследования при изучении творчества писателя Фрэнсиса Скотт Фицджеральда, и, в частности, данного романа.
На защиту выносятся следующие положения
1. Категория пространства в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» является базовой и определяет художественное единство данного литературного произведения.
2. Основными составляющими категории пространства в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» являются следующие образы: интерьер, природный пейзаж, городской пейзаж, конкретные предметы.
3. Категория пространства в исследуемом романе включает эмоционально-ценностный элемент. Ведущим средством передачи эмоционально-ценностной интенсивности является цвет.
Апробация работы: материалы исследования были изложены на международных конференциях: XI международная научно-практическая конференция «Научные исследования: ключевые проблемы III
тысячелетия»» (Москва, 2016) и XIII международная научно-практическая конференция «Научные исследования: ключевые проблемы III
тысячелетия»» (Москва, 2017). Результаты данной работы нашли свое отражение в трех публикациях:
1. Гамбарян, Т.Ш. Проблема главного героя романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» / Т.Ш. Гамбарян // Проблемы изучения иностранных языков, истории и культуры: сборник научных работ студентов и аспирантов (по материалам научной конференции 9 апреля 2015, г. Белгород). Вып. 7. - Белгород, 2015. - С. 18-20.
2. Гамбарян, Т.Ш. Интерьер в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий
Гэтсби» / Т.Ш. Гамбарян // Научные исследования. - 2016. - № 10(11). - С. 77-80 (по материалам XI Международной научно¬практической конференции «Научные исследования: ключевые
проблемы III тысячелетия», Москва, 2016).
3. Гамбарян, Т.Ш. “The Great Gatsby”: Analysis of the translation / Т.Ш.
Гамбарян // Научные исследования. - 2017. - № 1(12) - С. 49-50 (по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Научные исследования: ключевые проблемы III тысячелетия» , Москва, 2017).
Структура работы: Данная магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка источников фактического материала и списка использованных словарей. Глава I включает теоретические основы исследования изображения пространства в художественной литературе, в главе II описывается пространство и его отображение в произведении «Великий Гэтсби».
Работа предполагает раскрытие смысла понятия «пространство», что, в свою очередь, означает понимание первобытного значения данного термина, истории его появления и пути развития, а также обращение к англоязычным и русскоязычным словарям. Рассматривается философская категория слова, мнения философов разных времен и различных этапов развития философской науки. После делается акцент на определенное художественное произведение - роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Выявляются основные проблемы романа, психологические связи между героями, а также периодом их существования.
Далее рассматривается пространство и его отражение в произведении. Для этого изучаются способы описания интерьера и природы, эпитеты, которые используются автором для достижения определенных целей. Работа также изучает картину города, которую создал автор . Раскрываются цели и смысл подобных описаний и их связь с психологией. Приводится общая картина вечеринок «Века джаза» и рассматривается зеленый огонь как деталь пространства романа, его влияние на человека, а также сравнение произведения и фильма, где немалую роль играют новизна и способы создания контакта между «Веком джаза» и настоящим временем.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном научном исследовании нами отражено содержание термина «пространство» и его изображение в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Для достижения поставленной цели изучена история развития термина и его значение, также рассмотрена философская категория слова, мнения философов разных времен и различных этапов развития философской науки, начиная от Древнего Египта и до наших дней. Работа включает в себя анализ слова «пространство», для выполнения данной цели сделано обращение к англоязычным и русскоязычным словарям. Нами приведены дефиниции английского слова «space» и русского слова «пространство». В результате противопоставления значении двух слов в вышеупомянутых языках, выявлены их отличая и общие черты, а также сферы их использования. После понимания и определения данного термина поставлен акцент на его использование в художественной литературе. Для этого нами были рассмотрены мнения лингвистов, представляющих разные времена и лингвистические взгляды. Обращено внимание на использование слова в разноплановых произведениях и на особенности слова, которые оно обретает в разных контекстах. После сделан акцент на определенное художественное произведение - роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби». Дана общая характеристика романа, выявляющая основные проблемы, психологические связи между героями, а также между героями и периодом их существования. После чего приведены примеры текстов, изображающие пространство в романе, в которых изучили способы описания интерьера и природы, пространства вечеринок и городского пространства, эпитеты (в основном означающие цвет: розовый и золото), которые используются автором для достижения определенных целей.
Работа также изучает картину города, которую создал автор, с узенькими улицами, виллами богатых людей и маленькими домиками бедных. Раскрываются цели и смысл подобных описаний и их связь с психологией. Приводится общая картина вечеринок «Века джаза», где отдельную роль играет алкоголь, так как под его влиянием можно заметить изменение героя. Рассмотрен еще один элемент, создающий картину пространства в исследуемом романе - зеленый огонь. Наряду с рассмотренными выше составляющими - интерьером, природными и городскими пейзажами - важную роль в изображении пространства в романе играют конкретные предметы. Как и другие элементы пространства, зеленый огонь наделен высокой степенью эмоционально-ценностной значимости. Хотелось бы также упомянуть, что это единственный предмет, который в конце романа теряет свою столь важную значимость, становясь обычным зеленым фонарем в конце причала.
Также нами сделано обращение к фильму, снятому по роману, - и в результате сравнения книги и фильма выявлено, что в фильме немаловажную роль играет новизна. Она чувствуется как в музыке (джазовая музыка с нотами современной музыки), так и в оформлении интерьера (как уже отметили, присутствие вентилятора на фоне старинных комодов), но служит как способ создания контакта между «Веком джаза» и настоящим временем.
Таким образом, данная работа - это исследование одного из известных романов 20-го века, который рассмотрен в новом аспекте, и показана связь между человеком и окружающей его средой.
Проведенное исследование показывает, что пространство - это не только описание окружающей среды героев, но и определенные слова и эпитеты, которые раскрывают это же пространство, а после - героя в данном пространстве. В данном романе такими эпитетами стали слова, обозначающие цвет - розовый и золото. Последний из них представляет собой существительное, которое автор употреблял как эпитет и с помощью него передал и дух времени, и богатство, а также красоту и нежность. Анализ романа Ф.С. Фицджеральда показывает, что окружающие предметы дают возможность лучше и глубже понять образ героя и разгадать некоторые черты его характера, так как они иногда играют символическую роль (курица, сидящая в тумане; журналы, лежащие на столе). Подобный анализ убеждает, что пространство играет не последнюю роль для выявления характера героя. Конечно, оно не дает полного описания, а дополняет уже имеющееся, но в литературе иногда именно с помощью таких уточнений раскрываются образы. Кроме того, проведенный анализ убеждает, что данный роман является отражением своего времени не только в плане пространства, но и в плане образа жизни и психологии человека.


1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике [Текст] / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - 234-407с.
2. Бурдина, И.В. Категория времени: развитие и функционирование в речевых актах / И.В. Бурдина // Категоризация мира: пространство и время: материалы научной конференции [Текст] / И.В. Бурдина. - М.: Диалог-МГУ, 1997. - 112с.
3. Бутлеров, А.М. Научная и педагогическая деятельность [Текст]: сборник документов / А.М. Бутлеров. - М., 1961-416 с.
4. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М.,
1986. - 196 с.
5. Гаспаров, М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный [Текст] / М.Л. Гаспаров // Проблемы структурной лингвистики. - М., 1988. -7-85 .
6. Гак, В.Г. Пространство вне пространства [Текст] / В.Г. Гак // Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред. Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. - М.: Наука, 2000. - 500 с.
7. Гуревич, А.Я. Представление о времени и пространстве в средневековой Европе: история и психология [Текст] / А.Я. Гуревич. - М., 1971. - 817 с.
8. Зиммель, Г. Избранное. Созерцание жизни [Текст] / Г. Зиммель. - М.: Юрист, 1997.
9. Колегаева, И.М. Текст как единица научной и художественной коммуникации [Текст] / И.М. Колегаева. - Одесса, 1991. - 367 с.
10. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб., 1998.
11. Лотман, Ю.М. Об искусстве [Текст] / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство,
2000.
12. Мерло-Понти, М. Пространство. Вариант 2 части 2 главы / М. Мерло- Понти // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века [Текст]. - Томск: Водолей, 1998. - 320 с.
13.Ортега-и-Гасет, Х. Эстетика. Философия культуры [Текст] / Х. Ортега-и- Гасет. - М.: Искусство, 1991- 592 с.
14. Тураева, З.Я. Категория времени: Время грамматическое и время художественное [Текст] / З.Я. Тураева. - М., 1979. - С. 29.
15. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в
художественно-изобразительных произведениях [Текст] /
П.А. Флоренский. - М.: Прогресс, 1993.
16. Флоренский, П.А. Обратная перспектива [Текст] / П.А. Флоренский. - М.: Мысль, 1999.
17. Флоренский, П.А. Статьи и исследования по истории философии искусства и археологии [Текст] / П.А. Флоренский. - М.: Мысль, 2000.
18. Хайдеггер, М. Искусство и пространство [Текст] / М. Хайдеггер. - М.: Республика, 1993.
19. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст] / О. Шпенглер. - М.: Наука, 1993.
20. Dagobert, D.R., The Dictionary of Philosophy [Тех1] / D.R. Dagobert. - New York: Philosophical Library, 1942. - 318 с.
Список источников фактического материала
1. Фицджеральд Ф.С. Великий Гэтсби [Текст] / Пер. И. Н. Мизининой. - Москва: Центрполиграф, 2013. - 283 с.
2. Fitzgerald, F.S. The Great Gatsby [ТехД / F.S. Fitzgerald. - СПб.: KAPO, 2008 - 251 p.
Список использованных словарей
1. Философия: энциклопедический словарь [Электронный ресурс] /
под редакцией А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - URL:
http://dic.academic.rU/dic.nsf/e ncphilosophy/1342/%D 0%A
5%D0%A3%D0%94%D0%9E%D0%96%D0 %95%D0%A1%D0%A2%
D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D% D0%9E %D0%95 (дата обращения 03.05.2016).
2. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс] / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - URL: http://www.efr emova.info/ (дата обращения 11.05.2016).
3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL: http://sl ovar-ojegova.888news.name/ (дата обращения 17.05.2016).
4. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс].
4 т. - URL: http:/ / diclist .ru /slovar /ushakova.html (дата обращения 23.05.2016).
5. «Cambridge dictionary: Meanings and Definitions» [Электронный ресурс]. -
URL: http://dictionary .cambri dge.org/dictionary/english/space (дата
обращения 30.05.2016).
6. «English Oxford living dictionaries» [Электронный ресурс]. - URL: https://en.oxforddict ionaries.com/defi nition/space (дата обращения 11.05.2016).
7. «Harper Collins. Publishers limited [GB]» [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.collinsdictionar y. com /dictionary/english/space (дата
обращения 03.06.2016).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ