Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ

Работа №66396

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы58
Год сдачи2016
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
316
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ 6
1.1 Сущность понятия «творческий потенциал личности» 6
1.2 Обучение рисованию как средство развития творческого потенциала
личности старших дошкольников 15
1.3 Педагогические условия развития творческого потенциала личности
старших дошкольников в процессе обучения рисованию 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
РИСОВАНИЮ 29
2.1 Определение уровней развития творческого потенциала личности у старших дошкольников 29
2.2 Содержание работы по развитию творческого потенциала личности старших дошкольников в процессе обучения рисованию 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 52


Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает на сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческого потенциала имеет свои особенности на каждом возрастном периоде.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач дошкольных учреждений состоит в создании благоприятной образовательной среды, оптимальных педагогических условий для развития творческого потенциала дошкольников.
В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Изобразительная деятельность является одним из важных факторов развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития творческих способностей исследовалась в трудах Д.Б. Богоявленской(7), Э.Д. Телегиной(43), О.К. Тихомировой и др. (43)
О роли и значении изобразительной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста писали многие ученые (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова (23), Н.П. Сакулина и др. (43). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности.
К сожалению, педагогами недостаточно полно используются возможности изобразительной деятельности в развитии творческих начал дошкольников. Данное противоречие и послужило выбором темы нашего исследования «Развитие творческого потенциала личности старших дошкольников в процессе обучения рисованию».
Проблема исследования: определение педагогических условий
развития творческого потенциала личности старших дошкольников в процессе обучения рисованию. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческого потенциала личности старших дошкольников в процессе обучения рисованию.
Гипотеза исследования: успешному развитию творческого потенциала личности старших дошкольников в процессе обучения рисованию будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение представлений детей об окружающей действительности активизация их воображения;
- ознакомление детей с разнообразными художественными материалами и техническими приёмами изображения;
- обеспечение субъектной позиции каждого ребенка в решении изобразительных задач.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и структуру творческого потенциала личности.
2. Выявить возможности обучения рисованию в развитии творческого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и теоретически обосновать педагогические условия развития творческого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию.
4. Определить уровни развития творческого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу нашего исследования составили: научная концепция Л.С. Выготского (14) о развитии воображения и творчества в детском возрасте; концепции А.М. Матюшкина (39), В.Т. Кудрявцева (29), Е.Л. Яковлевой (43) о развитии творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста; концепции Т.С. Комаровой (23), Т.Г. Казаковой (43) о развитии творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Методы исследования: метод теоретического анализа, педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 43 г. Белгорода.
Этапы проведения исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - поисково-теоретический. Первый этап посвящён анализу психолого - педагогической литературы по данной проблеме, изучению состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования, разработке аппарата исследования, составлению плана экспериментальной работы.
Второй этап (сентябрь 2015 г. - март 2016 г.) -экспериментальный: Второй этап посвящён подготовке и проведению диагностического обследования старших дошкольников; разработке содержания развивающей работы с дошкольниками, направленной на развитие их творческого потенциала в процессе обучения рисованию.
Третий этап (март - май 2016 г.) - обобщающе-аналитический: третий этап посвящен формулировке основных выводов, оформлению выпускной квалификационной работы.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка. В педагогической науке ведется активный поиск методов, форм и средств развития творческого потенциала личности. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает на сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческого потенциала имеет свои особенности в каждом возрастном периоде.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческой активности ребенка, его творческого воображения. И одна из важнейших задач дошкольных организаций состоит в создании благоприятной образовательной среды, оптимальных педагогических условий для развития творческого потенциала дошкольников.
Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления, под воздействием множества факторов и условий.
Успешному развитию творческого потенциала личности старших дошкольников в процессе обучения рисованию будут способствовать следующие педагогические условия:
- обогащение представлений детей об окружающей действительности активизация их воображения;
- ознакомление детей с разнообразными художественными материалами и техническими приёмами изображения;
- обеспечение субъектной позиции каждого ребенка в решении изобразительных задач.
Проведение исследовательской деятельности по теме «Развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности» было направлено на решение следующих задач:
1. На основе анализа научной и методической литературы выяснить сущность творческого потенциала личности и особенности его формирования в дошкольном возрасте.
2. Определить уровень развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить и апробировать педагогические условия развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Таким образом, поставленные нами задачи исследования были решены и условия гипотезы получили свое подтверждение.


1. Автомонов О. Когда все дома.//Дошкольное образование: методический журнал для педагогов детского сада. - 2015. - № 1. - С. 52-54.
2. Андрианова А.В. Развитие замысла в сюжетных рисунках дошкольников //Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - С.94-102.
3. Баранова Е. В. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования : учеб.-метод. пособие / Баранова Е. В., Савельева А. М. - М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 64 с.
4. Бердяев, Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - Харьков. - М.: Фолио: АСТ, 2002. - С. 21.
5. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. - 60 с.
6. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: Смысл, 2000. - С.186-198.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
8. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. - 1998. - № 3. - С.36-42.
9. Борзенкова И. В. Психология творчества: учеб. пособие / И. В. Борзенкова ; Рос. откр. соц. ин-т. - Курск : РОСИ, 2002. - 68 с.
10. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. К вопросу о тематическом объединении содержания образовательной работы в детском саду //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 1. - С.32-42.
11. Вербенец А.М. Проблемы и направления мониторинга достижений дошкольников в рамках освоения образовательной области «Художественное творчество» //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 4. - С.62-82.
12. Вербенец А.М. Своеобразие и направления тематического
планирования образовательного процесса в рамках образовательной области «Художественное творчество» //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 1. - С.64-88.
13. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5.
14. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение, 1991. - 121 с.
15. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н. Детские инициативы и деятельность для детей: проблемы и противоречия//Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.6-16.
16. Григорович Л.А. Педагогические основы развития творческого
мышления на начальном этапе становления личности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Москва, 1996. -
17. Гурылева Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор
развития творческих способностей // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). -
Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2001. - C. 125-126.
18. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986. - 96 с.
19. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии.- М.: Педагогика, 1987, №1.- с.44-51.
20. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., Мозаика- Синтез, 2008. - 129с.
21. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. // - Дошкольное воспитание. - 2007. - №12. - С.73-75.
22. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 448 с.
23. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования./ Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., «Просвещение»,1970 .- 158 с.
24. Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами
театрального искусства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Москва, 1994.
25. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия, издательство -Питер, 2003 г. - 1096 с.
26. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
27. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих
способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 415 с.
28. Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие // Психологический журнал. - 2001. - №5. - С.
29. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и
интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. - М.: 1999. -156 с.
30. Кудрявцев В.Т., Веракса Н.Е. Диалектика развивающего познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника // Вестник РГГУ. Серия Психологические науки. - 2014 (19). - С.
31. Левин В.А. Воспитание творчеством. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
32. Ледовских Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С. 106-110.
33. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 127с.
34. Лубовский Д.В. Технологии развития творческого потенциала
дошкольников. Материалы конференции. Муром, 10 -11 окт. 2002 г. (Статья)
35. Лыкова И.А. Диалог с искусством: смысловое общение на языке образов, знаков и символов культуры //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3. - С.90-106.
36. Лыкова И.А. Художественно-эстетическая деятельность: рождение Культуры, Искусства и Человека //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.88-104.
37. Лютова Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М., 2001. -
38. Макашина Т.Ю. Партнерские отношения «ребенок — взрослый» в творческой деятельности //Детский сад: теория и практика. - 2011. - №7. - С.68-75.
39. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. - 1989. - №6. - С.29-33.
40. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М., 1987. - 142с.
41. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие. - Дубна: Феникс+, 2006. -
42. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим спец. / Мухина В.С.; Рец.: А.В. Петровский, В.П. Зинченко, Л.Ф. Обухова; М-во образования РФ. - 4-е изд., стер.. - М.: Академия, 1999 - 454 с.
43. Николаева Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по направлению 050700 "Педагогика" (профиль 540602 "Детская практическая психология") / Николаева Е.И.; УМО по направлениям педагогического образования. - СПб.: Речь, 2006 - 220 с.
44. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Обухова Л.Ф.; Рец.: Н.Г. Салмина, К.В. Тарасова. - М.: Тривола, 1995 - 360 с.
45. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов
вузов / Обухова Л.Ф.; М-во образования РФ. - 3-е изд. - М.:
Педагогическое общество России, 2001 - 445 с.
46. Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.
47. Погодина С. Художественные техники: цветные карандаши и фломастеры //Дошкольное воспитание. - 2010. - №2. - С.72-85.
48. Погодина С. Художественные техники - классические и
неклассические: для работы во всех возрастных группах // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10. - С. 52-67.
49. Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. - С.50.
50. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Пономарев Я.А..
- М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
51. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ/ Под ред. Н.В.Микляевой. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 128 с.
52. Привалов А.В. Проблема стереотипности в детском рисунке: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: Москва, 1993. - 21 с.
53. Прокопьев Д.Л. Развитие интеллектуальных и творческих
способностей детей 6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа: [Электронный ресурс]: Автореф. дис. ... канд. психол. наук: Москва, 2007. - 22 с.
54. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996. - № 5. - с. 21-27.
55. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.
- М.: Астрель, 2006. - 435 с.
56. Развитие творческой активности школьников./Под ред. А.М.
Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 155 с
57. Рау М.Ю. Развитие воображения средствами изобразительной
деятельности // Дефектология. - 1984. - № 5.
58. Ривина Е.К., Гутникова М.А., Гутников Р.А. Самостоятельная
художественно-эстетическая деятельность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 12. - С.62-72.
59. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / Ярославль: Гринго, 1996. - 247 с.
60. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. - 1993. - №10. - С.
61. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии /Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001. - 128с.
62. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для студ.вузов,
обучающихся по спец. 030900 «Дошкольная педагогика и психология».
- М.: ВЛАДОС, 2003 - 367 с.
63. Сомкова О.Н., Солнцева О.В., Вербенец А.М. Комплексно¬
тематическое планирование образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении //Детский сад: теория и практика. - 2013.
- № 1. - С.6-32.
64. Тимофеева Л.Л. Проблема формирования субъектности в дошкольном образовании //Детский сад: теория и практика. - 2015. - № 1. - С.16-24.
65. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты/ Е.Е. Туник. - М.: Чистые пруды, 2006. - 35 с.
66. Удова О.В., Левченко Т.А. Организация самостоятельной деятельности детей в разновозрастной группе детского сада //Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 12. - С.98-104.
67. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. ин-ов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, воспитателей дет. сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение, 1995 - 288 с.
68. Фарман И.П. Воображение в структуре познания / И.П. Фарман. М.: ИФРАН, 1994.-215 с.
69. Хабарова Т.В. Размышления о современном образовательном процессе в дошкольном учреждении //Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 2. - С.32-42.
70. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна.
- М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
71. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов / Шаграева О.А. - М.: ВЛАДОС, 2001 - 368 с.
72. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Шаповаленко И.В - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
73. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.
74.Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособ. для студ. вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии /Ред.- сост. Б.Д. Эльконин. - М.: Академия, 2004 - 384 с.
75. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: Учебно-методическая литература /Яковлева Е.Л.. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997 - 224 с.
76. Ярыгина А. Творчество и выразительность : нетрадиционные
изобразительные техники // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 6. - С. 57- 61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ