РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ
БЛАГОУСТРОЙСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА
ПРИМЕРЕ ШЕИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН»
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТАМИ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА В ШЕИНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 28
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ БЛАГОУСТРОЙСТВА В ШЕИНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «КОРОЧАНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность исследования. В настоящее время все более острой становится проблема благоустройства на муниципальном уровне и управления проектами благоустройства муниципального образования. Эта проблема требует тщательно взвешенных управленческих решений, связанных с разработкой и реализацией проектов в сфере благоустройства, планированием работы предприятий благоустройства и использованием территориальных ресурсов в рамках социально-экономического развития муниципалитета.
Благоустройство, в первую очередь, это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, обеспечение содержания прилегающей территории, повышение комфортности условий проживания для жителей.
Хозяйство муниципального образования является сложной социально¬экономической системой, включающей в себя большое число тесно связанных подсистем. Социально-экономический комплекс муниципального образования обеспечивает условия жизнедеятельности населения: торговлю и питание, пассажирский транспорт, благоустройство, непроизводственную связь, здравоохранение, просвещение, культуру, искусство, жилищно¬коммунальное хозяйство, бытовые услуги, непроизводственное управление. Качество жизни в муниципальном образовании, во многом определяется качеством транспортного обслуживания, водоснабжения, теплоснабжения, сбора и уничтожения отходов, благоустройства и других услуг. Решением этих проблем определяется успешность работы местных органов управления, а проектный подход позволяет наиболее полно отразить особенность современного муниципального управления - когда основным стратегическим конкурентным преимуществом муниципального образования становится более гибкое поведение в изменчивой внешней среде.
Значительный интерес приобретает теоретическое и эмпирическое исследование практики внедрения проектного управления на муниципальном уровне, в частности сельского поселения. Проектное управление обеспечит комплексное решение старых и приобретенных проблем благоустройства на основе объединения усилий и ресурсов органов власти, бизнеса и населения для оптимального социально-экономического развития муниципального образования.
Сельские муниципалитеты часто испытывают сложности, связанные с созданием и использованием потенциала и принятием управленческих решений в соответствии с текущими изменениями внешних и внутренних условий. Это обусловлено недостаточной проработкой вопросов в области управления проектами, недостатками в практической деятельности по разработке и реализации проектов, а также с отсутствием их дальнейшей оценки после реализации.
Реализация проектов в сфере благоустройства позволяет обеспечить новое качество местной среды и существенно изменяет имидж муниципального образования по многим взаимосвязанным направлениям, способствуя социально-экономическому развитию. В настоящее время актуально рассмотреть внедрение проектного управления в деятельность сельских поселений муниципального района.
Степень научной разработанности проблемы. Значительный научный вклад в разработку проблематики благоустройства внесли труды отечественных исследователей, среди которых работы Ж.В. Король, Е.Н. Королёва, В.В. Мищенко, Л.А. Пашкова, Е.Ф. Рашидова, Ю.П. Чулкова .
Проблемы управления проектами на федеральном, региональном и местном уровнях рассматривали такие ученые, как В.П. Бабинцева,
B. В. Васильев, Г.Ю. Ветрова, А.М. Лялина, И.Э. Надуткиной,
Г.Ф Ушамирской и др .
Благоустройство как фактор отражения его устойчивого развития муниципального образования рассмотрены в работах Л.Х. Магазовой, Н.П. Карташовой, Ю.А. Крикуновой, В.Ю. Сергиенко и т.д. .
Опыт муниципальных образований и сельских поселений в реализации проектов рассмотрен в работах О.Ю. Борсук, И.В. Белых, Р.В. Данилова, И.В. Кирьянова, Е.А. Кузьмина, О.С. Шевченко и т.д.
Таким образом, анализ актуальности темы и представление об уровне ее разработанности в научной литературе позволяет сформулировать основную проблему исследования.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью внедрении проектного управления в сфере благоустройства на муниципальном уровне и недостаточной эффективностью существующих механизмов обеспечения процессов разработки и реализации проектов в сельском муниципальном образовании.
В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что основные проблемы технологии разработки и реализации проектов в сфере благоустройства на муниципальном уровне.
Объект исследования - процесс реализации проектов в сфере благоустройства муниципального образования.
Предмет - процесс разработки и реализации проектов в Шеинском сельском поселении муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Цель - обоснование рекомендаций по совершенствованию разработки и реализации проектов в сфере благоустройства в Шеинском сельском поселении муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Указанная цель обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Исследовать теоретические основы управления проектами в сфере благоустройства на муниципальном уровне.
2. Проанализировать практику реализации проектов в сфере благоустройства в Шеинском сельском поселении муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
3. Предложить направления повышения эффективности при реализации проектов в сфере благоустройства в Шеинском сельском поселении муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Теоретико-методологической основой исследования послужили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых (Л. Гэддис, Т. М. Дридзе), а также работы авторов, характеризующие развитие муниципального управления на современном этапе .
При написании дипломного проекта применялись методы эмпирического и теоретического исследования, включая методы структурно- функционального и системного анализа. Основой исследования стали ключевые подходы и методы исследования: сравнительный,
ретроспективный, системный, структурно-функциональный, ситуационный, а также статистический анализ.
Эмпирическая база исследования включала в себя официальные документы (законодательные акты РФ, нормативные документы, Министерства экономического развития РФ, правительства Белгородской области) , материалов научных конференций, семинаров; статистические материалы (аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области); результаты собственных расчетов и проведенных исследований.
Практическая значимость дипломного проекта состоит в разработке и обосновании практических рекомендаций по совершенствованию проектного управления в сфере благоустройства в Шеинском сельском поселении муниципального района «Корочанский район» Белгородской области.
Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из
введения, трех разделов, заключения, списка источников литературы.
Управление проектами на муниципальном уровне должно учитывать, что социально-экономическое пространство муниципалитета является сложной системой и внедрение проектного управления в деятельность муниципального образования должно основываться на принципе системности.
Разработка и реализация проектов в сфере благоустройства на муниципальном уровне должна учитывать разделение объектов благоустройства к разным сферам согласно общероссийскому классификатору, а также задачи территориального планирования, которое направлено на создание особых условий для продолжительного социально - экономического развития
Проект в сфере благоустройства рассматривается как процесс зарождения, формирования и реализации идеи, направленной на решение определенной проблемы и ее реализация в практической деятельности;
При разработке и реализации проектов в сфере благоустройства необходимо учитывать сложность оценки эффективности в связи с разрозненной совокупностью показателей эффективности, необходимостью учета действия как технико-экономических, инженерных, коммерческих, так и экологических, организационных и социальных факторов.
Работа над проектом в муниципальном образовании должна строиться с учетом мировых и национальных, а также региональных и локальных стандартов, определяющих интеграцию процессов управления направленных на конечный результат;
Внедрение проектного управления в деятельность муниципального образования требует от муниципальных служащих профессиональных знаний по управлению проектами, профессиональные требования, предъявляемые к знаниям, опыту, навыкам, мастерству, а также личным качествам.
Управление проектами является действенными механизмом для решения проблем муниципального образования и обеспечит устойчивое и долгосрочное развитие муниципального образования.
Управление проектами - самостоятельная область научного знания, позволяющего на основе системного, структурного, деятельностного, управленческого подходов и методов проектирования осуществлять целенаправленную деятельность по разработке и управлению проектом, направленной изменение проектируемого объекта и достижение проектного результата на муниципальном уровне.
Разработка и реализация проектов в сфере благоустройства на муниципальном уровне должна учитывать разделение объектов благоустройства к разным сферам согласно общероссийскому классификатору, а также задачи территориального планирования, которое направлено на создание особых условий для продолжительного социально¬экономического развития.
Проект в сфере благоустройства рассматривается как процесс зарождения, формирования и реализации идеи, направленной на решение определенной проблемы и ее реализация в практической деятельности.
При разработке и реализации проектов в сфере благоустройства необходимо учитывать сложность оценки эффективности в связи с разрозненной совокупностью показателей эффективности, необходимостью учета действия как технико-экономических, инженерных, коммерческих, так и экологических, организационных и социальных факторов.
Совершенствование процесса внедрения проектного управления на территории Шеинское сельское поселение муниципального района «Корочанский район» зависит от количества разработанных и внедренных проектов, одним из которых является предложенный проект в сфере благоустройства, который позволит привлечь инвестиции не только в традиционную сферу сбора, транспортировки ТБО, но и наладит контакты с отходосортировочными и отходоперерабатывающими комплексами с целью вовлечения отходов в качестве вторичных ресурсов в материальное производство путём развития системы переработки ТБО.
Мероприятия проекта направлены на решение целей администрации поселения по улучшению качества благоустройства, обеспечению качества окружающей среды и экологических условий жизни населения, совершенствование механизмов комплексного и рационального использования природных ресурсов.
Разработка и реализация проекта «Обустройство площадок для раздельного сбора ТБО в ТОС «Надежда» с. Шеино» с одной стороны позволит модернизировать инфраструктуру обращения с ТБО с внедрением раздельного сбора и сортировки ТБО, с другой существенно повысить экологическую культуру населения.
Все отмеченное выше позволило сформировать следующие практические рекомендации:
- целесообразно, провести обучение муниципальных служащих сельского поселения основам проектного управления;
- особое внимание при внедрении проектного управления на муниципальном уровне следует уделить организационному и кадровому обеспечению проектов в сфере благоустройства, что заключается в правильном выборе руководителей проектов и подборе их команды;
- необходимо создание инициативного совета по благоустройству Шеинское сельское поселение муниципального района «Корочанский район».
В заключение хотелось бы отметить, что совершенствование процесса внедрения проектного управления на муниципальном уровне, особенно на сельских территориях невозможно без должной готовности кадров к данному процессу.
1. Гражданский Кодекс РФ Ч. I, II. от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 09.02.2009 №7-ФЗ) // Российская газета. - 2009. - 13 февраля.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Белгородской области, их формирования, реализации и оценки эффективности : постановление правительства Белгородской обл. от 31 августа 2009 № 295-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область».
5. Авдеева, В.П. Конституционные основы реализации приоритетных национальных проектов [Текст] / В.П. Авдеева, Винник Д.А // Вестник ТюмГУ. - 2010. - №2. - С. 244-250.
6. Алисова, Л.Н. Местное самоуправление и гражданское общество: проблемы взаимодействия [Текст] / Л.Н. Алисова, В.В. Аносова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №1. - С. 72-75.
7. Арефьев, Е.С. Муниципальная власть и реализация приоритетных национальных проектов [Текст] / Е.С. Арефьев // Вестник ВолГУ. Серия 9: Исследования молодых ученых. - 2008. - № 7. - С. 98-100.
8. Бабинцев, В.П. Теоретические основы управления проектами социально-экономического развития крупного города [Текст] / В.П. Бабинцев, В.А. Сапрыка, Г.Ф. Ушамирская// Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - № 1. - С.114-120.
9. Белых, И.В. Опыт муниципальных образований Москвы в реализации социальных проектов [Текст] / И.В. Белых // Муниципальная академия. - 2012. - № 1. - С. 8-9.
10. Борсук, О.Ю. Адресное проектирование в системе благоустройства городских территорий [Текст] / О.Ю. Борсук, Л.В. Зябкина // Новые технологии. - 2012. - №2. - С.75-79.
11. Булах, Т.Н. Управление сферой жилищно-коммунального хозяйства на селе: проблемы и пути преодоления [Текст] / Т.Н. Булах, Н.И. Гончарова // Проблемы экономики. - 2013. - № 1. - С. 68-73.
12. Верзух, Э. Управление проектами: ускоренный курс по программе МВА [Текст] / Э.Верзух. - М.: Диалектика, 2010. - 480 с.
13. Власова, Н.Ю. Реализация национальных проектов на муниципальном уровне [Текст] / Н.Ю. Власова, О.Е. Кудрин // Экономика региона. - 2008. - №2. - С.215-231.
14. Газеев, М.В., Ветошкин, Ю.И. Функциональное благоустройство территории в зоне рекреационной деятельности [Текст] / М.В. Газеев, Ю.И. Ветошкин // Леса России и хозяйство в них. - 2015. - № 3. - С. 45-53.
15. Гафарова, Л.А. Социальное проектирование как основа формирования новой муниципальной управленческой парадигмы [Текст] / Л.А. Гафарова // Вестник ЧелГУ. - 2014. - №11 (340). - С.108-115.
16. Глинкин, А.О. Организация благоустройства поселка городского типа Преображение Лазовского района [Текст] / А.О. Глинкин // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - №4. - С.17.
17. Гончаренко, П.В. Управление проектами в органах исполнительной власти Белгородской области [Текст] / П.В. Гончаренко, В.Л. Рамбаусик. - Белгород: Изд-во «ПОЛИТЕРРА», 2010. - 66 с.
18. Гофф, С. Управление рисками проектов развития в государственном секторе [Текст] / С. Гофф, Л.У. Льюис // Управление проектами и программами. - 2009. - № 2. - С. 154-162.
19. Данилов, Р.В. Роль муниципального управления в реализации социальных проектов в сфере профессионального образования [Текст] / Р.В. Данилов // Муниципальная академия. - 2012. - № 2. - С. 51-53.
20. Демина Л.С. Физкультурно-оздоровительная компонента в организации детского летнего отдыха по месту жительства [Текст] / Л.С. Демина, Л.Г. Смышляева // Вестник ТГПУ. - 2014. - №1 (142). - С.146¬150.
21. Дмитриев, А.В. Методика внедрения проектного подхода в
управление социальным развитием российских регионов [Текст] /
A. В. Дмитриев // Науковедение. - 2013. - №1 (14). - С.25-27.
22. Елесина, М.В. Зарубежный опыт управления реализацией проектов государственночастного партнерства на муниципальном уровне [Текст] / Елесина М.В., Рашкеева И.В., Петрова Д.Е. // Вестник Академии. - 2014. - № 3 (40). - С. 126-131.
23. Ергодоев, О.Б. О Подходах к оценке эффективности инвестиционных проектов развития социального сектора муниципальной экономики [Текст] / О.Б. Ергодоев // Известия ИГЭА. - 2010. - № 4. - C. 71-74.
24. Иванов, В.А., Оценка инновационно-инвестиционных проектов развития муниципального образования северного региона [Текст] /
B. А. Иванов, А.С. Пономарева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 3. - С. 155-166.
25. Иванов, В.Н., Патрушев. В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления [Текст] / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - М.: Изд-во «Экономика»: 2008. - 328 с.
26. Иванова, В.Н. Технология муниципального управления [Текст] / В.Н. Иванова, Ю.Н. Гузов, Т.И. Безнадежных. - М. : Наука, 2005. - 364 с.
27. Карташова, Н.П. Озеленение и благоустройство урбанизированных территорий [Текст] / Н.П. Карташова // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. - 2015. - № 6. - С. 107¬110.
28. Кендалл, И. Современные методы управления портфелями проектов и офис управления проектами [Текст] / И. Кендалл, К. Роллинз. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2009. - 189 с.
29. Клименко, О.А. Управление комплексными проектами: история вопроса, проблемы и подходы [Текст] / О.А. Клименко // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. - 2014. - № 3. - С. 4-13.
30. Козлов, А.С. Руководство управления проектами: как
руководителям организации контролировать и направлять проектную деятельность [Текст] / А.С. Козлов, Н.Н. Гаврилов, А.А. Матвеев. - М.: Изд- во «Наука», 2011. - 68 с.
31. Королева, Е.Н. Совершенствование системы управления
муниципальными унитарными предприятиями сферы благоустройства в современных условиях на практике города Барнаула [Текст] / Е.Н. Королева // Вестник АГАУ. - 2012. - № 9. - С. 117-120.
32. Король, Ж.В. Благоустройство городов Западной Сибири. Пореформенный период [Текст] / Ж.В. Король // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 5. - С.143-144.
33. Крикунова, Ю.А. Теоретические и эмпирические основы исследования проблемы благоустройства моногорода в условиях модернизации российского общества [Текст] / Ю.А. Крикунова // Концепт. - 2013. - № 6 (22). - С. 31-35.
34. Кузнецова, Е.С. Оценка эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / Е.С. Кузнецова, А.С. Богданова // Вестник МГТУ. - 2012. - № 1. - С.195-198.
35. Кузьмин, Е.А. Реализация проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях [Текст] / Е.А. Кузьмин // Современные технологии управления. - 2013. - № 12 (36). - С. 17-27.
36. Курдюмов, А.В. Развитие социальной инфраструктуры в сельских
территориях: региональный аспект [Текст] / А.В. Курдюмов //
Инновационная наука. - 2015. - №10. - С. 72-73.
37. Кушнер, М.А. Комплексная методика оценки эффективности проектного управления развитием [Текст] / М.А. Кушнер // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2011. - № 2. - С. 63-71.
38. Либерзон, В.И. Основы управления проектами [Текст] / В.И. Либерзон. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2008. - 284 с.
39. Магазова, Л.Х. Роль управления благоустройством в развитии территории муниципального образования [Текст] / Л.Х. Магазова // NovaInfo.Ru. - 2016. - № 43. - С. 398-401.
40. Мазура, И.И. Управление проектами [Текст] / И.И. Мазура, В.Д. Шапиро. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2009. - 960 с.
41. Матвеев, А.А. Модели и методы оперативного управления портфелем проектов [Текст] / А.А.Матвеев, Д.А.Новиков // «Современные сложные системы управления». - 2005. - № 3. - С. 128 -135.
42. Мельникова, Р.И. Кадровый резерв на муниципальной службе:
проектный подход к формированию [Текст] / Р.И. Мельникова, И.Э. Надуткина // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия.
Социология. Право. - 2014. - №22 (193). - С.19-23.
43. Милькина, И.В. Методический подход к разработке инновационной стратегии муниципального образования. / И.В. Милькина // Вестник университета. Серия «Государственное и муниципальное управление». - 2006. - №2 (8). - С. 12-18.
44. Митрофанова, И.В. Программно-целевой подход к управлению
территорией: анализ современного отечественного опыта /
И.В. Митрофанова // Региональная экономика: теория и практика. - 2006. -
№ 6. - С. 32 - 38.
45. Мищенко, В.В. К вопросу об определении термина «Благоустройство» в современных условиях [Текст] / В.В. Мищенко, Е.Н. Королев // Известия АлтГУ. - 2012. - № 2. - С. 305-309.
46. Молчанова, Н.П. Программно-целевой подход в управлении развитием федеральных округов и субъектов Российской Федерации [Текст] / Н.П. Молчанова. - М.: Издательство «МАКС Пресс», 2011. - 340 с.
47. Неделин, М.Д. Кластерное взаимодействие предпринимательских структур в сфере ЖКХ муниципальных образований в обеспечении благоустройства территорий [Текст] / М.Д. Неделин // Journal of Economic Regulation. - 2016. - № 1. - С. 54-62.
48. Новикова, Т.Р. Контроль использования бюджетных средств на ремонт и благоустройство дворовых территорий [Текст] / Т.Р. Новикова // Вестник АКСОР. - 2013. - № 4. - С. 150-151.
49. Ореховский, П.А. Моделирование, прогнозирование и планирование развития муниципального образования / П.А Ореховский // Муниципальная экономика. - 2011. - № 4 (4). - С. 24-31.
50. Панков, С.В. Вопросы планировки и благоустройства личных подворий в сельских поселениях Тамбовщины [Текст] / С. В. Панков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 4. - С. 367-369.
51. Пашкова, Л.А. Практическое исследование сооружений комплексного благоустройства территорий в Белгородской области [Текст] / Л.А. Пашкова // Science Time. - 2014. - № 11. - С.287-293.
52. Пехова, Н.Ю. Стандарты качества управления муниципальными проектами [Текст] / Н.Ю. Пехова// Социология власти. - 2011. - № 6. - С. 122-129.
53. Попов, Ю.И. Управление проектами в современной России [Текст] / Ю. И. Попов, О. В. Яковенко. - М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2008. - 208с.
54. Пригода, Л.В. Обеспечение финансовой устойчивости муниципалитетов посредством управления нематериальными активами [Текст] / Л.В. Пригода // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 1. - С. 63-69.
55. Разу, М.Л. Управление программами и пректами [Текст] / М.Л. Разу, В.И. Воропаев, Ю.В. Якутин. - М.: Изд-во «Инфра-М», 2000. - 364 с.
56. Рашидов, Е.Ф., Чулков, Ю.П. Проблема установления обязанности по содержанию прилегающей территории в муниципальных образованиях [Текст] / Е.Ф. Рашидов, Ю.П. Чулков// Вестник Омской юридической академии. - 2015. - № 1. - С. 28-30.
57. Решке, Х. Мир управления проектами [Текст] / Х. Решке, Х. Шемми. - М.: Изд-во «Аланс», 2003. - 304 с.
58. Саматова, О.С., Хациева, И.А Благоустройство и озеленение жилых территорий как элемент общественного благосостояния [Текст] / О.С. Саматова, И.А. Хациева // Актуальные проблемы гуманитарных и социально¬экономических наук. - 2012. - № 6. - С. 58-60.
59. Сачков, Д.И. Модернизация системы управления на уровне муниципалитетов // Известия ИГЭА . - 2009. - № 2. - С. 101-105.
60. Семкина, О.С. Роль управления благоустройством в развитии территории муниципального образования [Текст] / О.С. Семкина, А.И. Скопиниский, Е.С. Свиридова // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - № 3. - С.1 59-161.
61. Сергиенко, В.Ю. Благоустройство региона как фактор отражения его устойчивого развития [Текст] / В.Ю. Сергиенко // Пространство экономики. - 2014. - № 2. - С. 128-132.
62. Ситникова, С.В. Социальная ценность современных проектов благоустройства городской среды [Текст] / С.В. Ситникова // Изв. Сарат. ун¬та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2015. - № 2. - С. 13-15.
63. Старкова, Е.А. Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование» [Текст] / Е.А. Старкова // Science Time. - 2014. - № 11 (11). - С.3 56-359.
64. Стенина, Т.Л. Социальное проектирование в контексте реализации молодежной политики на региональном уровне [Текст] / Т.Л. Стенина // Образование и саморазвитие. - 2011. - № 24. - С. 126-131.
65. Суровицкая, А.В. Досуг провинциальной молодежи как аспект муниципальной молодежной политики [Текст] / А.В. Суровицкая // Власть. - 2010. - № 12. - С. 70-73.
66. Фахрутдинова, Е.В. Вопросы теории управления проектами [Текст] / Е.В. Фахрутдинова // Экономические науки. - 2009. - № 2. - С. 134-138.
67. Шевченко, О.С. Механизмы реализации проектов муниципально-частного партнерства [Текст] / О.С. Шевченко // Науковедение. - 2014. - № 3 (22). - С. 85.
68. Шегаев, И.С. О Новой проблеме муниципальных служб: реализация пилотного проекта [Текст] / И.С. Шегаев// Мир современной науки. - 2013. - № 3 (18). - С. 72-75.
69. Юдина, Е.С. Внедрение проектного управления в органах исполнительной власти [Текст] / Е.С. Юдина // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 3 (11). - С. 177-181.
70. Юрасов, И.А., Мониторинг социальной эффективности управления муниципалитетом [Текст] / И.А. Юрасов, И.Н. Горячев // Власть. - 2012. - № 5. - С.102-105.