Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №66363

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
434
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН 9 ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Ресоциализация граждан пожилого возраста: сущность, содержание, 9
принципы
1.2. Ресурсы клубной деятельности в ресоциализации граждан пожилого 21 возраста в условиях интернатного учреждения
2. СПЕЦИФИКА РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО 34
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГБСУСОССЗН «ВЕЙДЕЛЕВСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ
ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ»
2.1. Опыт ресоциализации граждан пожилого возраста посредством 34 клубной деятельности в ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов»
2.2. Рекомендации по совершенствованию ресоциализации граждан 48
пожилого возраста посредством клубной деятельности в условиях
интернатного учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62


Актуальность темы исследования Старение населения является одной из актуальных проблем современного общества. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, ключевой целью социальной политики государства становится повышение качества жизни граждан, в том числе и лиц пожилого возраста - одной из самых многочисленных категорий населения.
В рамках заявленной государственной политики особенно актуализируются такие проблемы как решение вопросов сохранения и улучшения здоровья, повышения продолжительности жизни, улучшения жизнеобеспечения пожилых людей, защиты их прав и интересов, создания условий для активного участия в жизни общества и реализации собственного социокультурного потенциала.
В сложившихся условиях наименее защищенной категорией населения являются пожилые граждане, проживающие в условиях интернатных учреждений, что актуализирует проблему ресоциализации данной категории населения.
Ресоциализация традиционно трактуется как усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия, а также как восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности.
Результатами данного процесса становятся интериоризация новых ценностных ориентаций личности, овладение новыми способами продуктивной художественно-творческой, социально-культурной
деятельности на основе самодеятельной активности личности.
Особую роль в реализации поставленных задач призвана выполнить концепция клубной деятельности. Участие в клубных объединениях, досуговых мероприятиях играют особую роль в жизни людей пожилого возраста, особенно когда их участие в общественной и трудовой деятельности затруднено. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности несомненно сужает рамки их образа жизни.
Не имеющая аналогов с точки зрения создания творческой атмосферы, организации общественно полезной деятельности, общения по интересам, клубная деятельность опирается на мощный багаж эмпирических фактов и практического опыта. Обладая разнообразием форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, клубная деятельность способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, проживающих в интернатных учреждениях, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности.
Таким образом, клубное объединение выступает особой формой общественной самоорганизации пожилых граждан, способствует самоидентификации пожилого человека как носителя ценностей, норм и традиций локальной общности, выразителя определенного стиля в межличностном, межгрупповом общении и социальном взаимодействии. Необходимо, чтобы клубная деятельность выступала как условие преодоления социального отчуждения пожилого человека в условиях интернатного учреждения.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение ресоциализации осуществлялось в контексте философского,
социологического, культурологического и психолого-педагогического осмысления общих проблем социализации.
В отечественной литературе характеристика процесса социализации представлена в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской,
Н.В. Андреенковой, Л.И. Анцыферовой, А.Г. Асмолова, С.С. Батенина, М.И. Бобневой, Л.П. Буевой, И.С. Кона, В.П. Кузьмина, А.Т. Москаленко, А.В. Мудрика, А.А. Налчаджяна, В.П. Петрова, во многом
предопределивших подходы к изучению повторной социализации личности.
Впервые понятие «ресоциализация» определили американские ученые А. Кеннеди и Д. Кербер как процесс «вторичного» вхождения индивида в социальную среду.
С 1960-х годов теория ресоциализации активно разрабатывается в отечественных научных исследованиях, в которых данное понятие интерпретируется как осознанное изменение поведенческих стратегий человека в кризисных ситуациях.
Самостоятельную группу составляют исследования, рассматривающие проблемы ресоциализации пожилых людей. Так, в работах Е.Н. Згурской ресоциализация пожилых людей представлена как социокультурная проблема; в трудах Ю.Д. Красильникова, О.Ю. Мацукевич,
Ю.С. Моздоковой рассмотрены ценностно-целевые ориентиры
ресоциализации личности в условиях социально-культурной деятельности, проблемы социально-культурной ресоциализации пожилых людей, социально-культурные технологии в процессе гериатрической реабилитации, досуговые технологии в практике стационарных учреждений социального обслуживания.
Особый интерес для изучения сущности и специфики ресоциализации пожилых людей посредством клубной деятельности представляют труды Г.А. Аванесовой, М.А. Ариарского, О.Д. Дашковской, А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, в которых представлены различные аспекты культурно-досуговой и социально-культурной деятельности.
Немаловажное значение для исследования проблем ресоциализации граждан пожилого возраста в условиях интернатного учреждения имеют исследования С.Е. Васиной, Г.Г. Волощенко, С.Г. Ефимова,
С.С. Комиссаренко, Н.А. Куликовой, О.Л. Крюковой, посвященные рассмотрению специфики клуба как социально-культурного явления, организации клубов общения для граждан пожилого возраста в контексте реализации модели активной старости, а также проблемам организации свободного времени как фактора социокультурной адаптации пожилых людей в условиях интернатного учреждения.
Вместе с тем исследований, посвященных проблеме ресоциализации пожилых людей, проживающих в интернатных учреждениях, в современной научной литературе явно недостаточно.
Объект исследования - ресоциализация граждан пожилого возраста в условиях интернатного учреждения.
Предмет исследования - особенности ресоциализации граждан пожилого возраста посредством клубной деятельности в условиях интернатного учреждения.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику ресоциализации граждан пожилого возраста посредством клубной деятельности в условиях интернатного учреждения; разработать рекомендации по совершенствованию ресоциализации граждан пожилого возраста посредством клубной деятельности в условиях интернатного учреждения.
Основными задачами исследования являются:
- раскрыть теоретические основы ресоциализации граждан пожилого возраста в условиях интернатных учреждений;
- изучить опыт ресоциализации граждан пожилого возраста посредством клубной деятельности в ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом- интернат для престарелых и инвалидов»;
- диагностировать проблемы и разработать рекомендации по совершенствованию ресоциализации граждан пожилого возраста посредством клубной деятельности в условиях интернатного учреждения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теория социального действия М. Вебера, теории культурно-досуговой и социально-культурной деятельности М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова; деятельностный подход (А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов), социокультурный подход (Б.С. Ерасов, М.С. Каган), идеи «социальной и культурной травмы», получившие развитие в трудах П. Штомпки.
Методы исследования:
1. Анализ документов (специальной, научной литературы, нормативно¬правовых, статистических, периодических источников), позволивший осуществить теоретико-методологическое обоснование ресоциализации граждан пожилого возраста.
2. Анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить проблемы ресоциализации граждан пожилого возраста посредством клубной деятельности в условиях интернатных учреждений.
3. Методы математической статистики, послужившие для обработки результатов исследования.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 №442 (ред. 21.07.2014), Постановление
Правительства Российской Федерации от 5.02. 2016 г. № 164-р «Об
утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»; периодические источники, отчетные документы ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; результаты социологического исследования «Проблемы ресоциализации пожилых граждан посредством клубной деятельности в условиях интернатного учреждения», проведенного автором в ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по исследуемой проблеме.
Теоретико-практическая значимость исследования состоит
рассмотрении сущности, содержания и специфики ресоциализации граждан пожилого возраста; изучении возможностей использования клубной деятельности в системе ресоциализации граждан пожилого возраста в условиях интернатного учреждения; анализе опыта работы ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» по ресоциализации граждан пожилого возраста средствами клубной деятельности, осуществлении диагностики проблем ресоциализации пожилых граждан посредством клубной деятельности в условиях интернатного учреждения, разработке рекомендаций по совершенствованию ресоциализации граждан пожилого возраста посредством клубной деятельности в условиях интернатного учреждения.
Апробация результатов выпускной квалификационной работы. Результаты исследования были апробированы в ходе профессиональной деятельности автора в ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования проблемы, связанной с осмыслением теоретико-методологических основ ресоциализации пожилых людей как одного из составных компонентов общего процесса социализации, осуществляемого в условиях развивающей клубной деятельности, следует подчеркнуть непреходящее социальное значение ресоциализации как особого социально-культурного явления.
Потребность в ресоциализации, т.е. повторной социализации, стремительно возрастает, распространяясь на все социальные, демографические и культурные группы, в том числе и на пожилых людей, проживающих в условиях интернатных учреждений.
Ресоциализация пожилых граждан в условиях интернатного учреждения приобретает особый ракурс в силу ряда причин. Во-первых, в связи с характеристикой пожилых людей, проживающих в интернатных учреждениях. В интернатных учреждениях, как правило, проживают люди преклонного и старческого возраста. У многих наблюдается тяжелое состояние здоровья и ограниченная способность к самообслуживанию, нарушение памяти и расстройство внимания, замедление темпа мыслительных процессов, нарушения эмоциональной сферы.
Во-вторых, специфика ресоциализации пожилых людей определяется особенностями самой среды интернатного учреждения: ограниченность жизненного пространства, монотонность событий, зависимость от окружающих, психологическая несовместимость проживающих.
Наиболее универсальной формой реализации так называемой «модели активной старости» и одновременно эффективным средством поддержания активного образа жизни пожилых людей является организация клубов пожилых людей с учетом индивидуальных потребностей и интересов граждан пожилого возраста.
Клубное объединение является уникальной организационно- культурной формой, обладающей потенциалом стимулировать процесс личностного самоопределения пожилого человека в социально-значимом направлении. Клубное объединение способствует самоидентификации пожилого человека как носителя ценностей, норм и традиций, выразителя определенного стиля в межличностном, межгрупповом общении и социальном взаимодействии, так как:
• клубное объединение способно являться для пожилых людей дополнительным жизненным пространством, в которое они вовлекаются добровольно на основе свободного волеизъявления;
• клубное объединение создает условия для формирования личностных качеств и реализации индивидуального потенциала в самовыражении и самоактуализации;
Непосредственно опыт ресоциализации пожилых людей посредством клубной деятельности рассмотрен нами на примере ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
В результате комплексной диагностики выявлено, что в доме-интернате ведется целенаправленная и систематическая работа по вовлечению пожилых людей в клубную деятельность, предпринимаются меры по совершенствованию данного вида деятельности в условиях интернатного учреждения.
Установлено, что в современной действительности требуется новый подход к организации клубной деятельности пожилых людей, проживающих в условиях интернатного учреждения, основанный на комплексной диагностике проблем пожилых граждан, требующий создания институциональных основ обеспечения устойчивого формирования социально-культурной среды для пожилых людей, а также повышения качества услуг в рамках совершенствования системы клубной деятельности пожилых людей.
Результаты проведенного исследования подтвердили, что одним из способов обеспечения эффективности ресоциализации пожилых людей является повышение уровня включенности пожилого человека в клубную деятельность интернатного учреждения.
Наиболее удобной для организации досуга и творчества пожилых людей является деятельность неформальных объединений, к которым относится клубная деятельность. Как было установлено в предыдущем параграфе, цель клуба для пожилых людей - поддержание активной жизненной позиции и долголетия граждан пожилого возраста, проживающих в интернатных учреждениях, посредством создания комфортных условий для удовлетворения их общих интересов и объединяющих потребностей его членов и участников.
В ходе проведения социологического исследования на базе ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» выявлен комплекс проблем ресоциализации пожилых граждан посредством клубной деятельности в условиях интернатного учреждения, что позволило разработать предложения по совершенствованию данного процесса в ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов»:
1. Укрепление материально-технической базы ГБСУСОССЗН «Вейделевский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и развитие кадрового потенциала интернатного учреждения.
2. Развитие клубной деятельности, увеличение численности членов клубов по интересам, расширение спектра направлений клубной деятельности в условиях дома-интерната, установление новых связей и контактов с учетом интересов пожилых людей, их культурно-досуговых предпочтений.
3. Создание без значительных материальных затрат максимально комфортных условий для клубной деятельности пожилых людей как фактора успешной ресоциализации, привлекая для этих целей спонсоров и меценатов.
4. Осуществление тесного межведомственного взаимодействия с
основными институтами социальной сферы Белгородской области (учреждениями социальной защиты населения, социально
ориентированными некоммерческими организациями, учреждениями здравоохранения).
5. Привлечение специалистов для проведения мастер-классов, просветительских лекций и бесед; организация встреч с интересными людьми, дискуссий о происходящих событиях, тематических круглых столов, экскурсий (развитие социального туризма), а также творческих мероприятий: выставок и презентаций, концертных программ, фестивалей и конкурсов.
6. Проведение комплексных научных исследований по проблемам пожилых людей, проживающих в условиях интернатных учреждений.
Результатами внедрения рекомендаций по совершенствованию ресоциализации пожилых людей посредством клубной деятельности станут:
• улучшение психологического самочувствия пожилых людей, активизация их жизнедеятельности;
• удовлетворение потребности пожилого человека в общении, использовании свободного времени;
• повышение уровня правовой грамотности пожилого человека;
• развитие творческих возможностей пожилых людей, самореализация личности;
• повышение социальной активности, формирование активной жизненной позиции пожилых людей;
• формирование позитивного образа пожилого человека,
расширение социальных связей;
• укрепление и сохранение здоровья, и, в целом, повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста, проживающих в условиях Вейделевского дома-интерната для престарелых и инвалидов.



1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.:
Маркетинг, 2013. -39 с.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [федер. закон от 23 декабря 2013г. № 442-ФЗ (ред. 21.07.2014)] / [Электронный ресурс]: http://www.rg.ru/2013/12/30/socialka-dok.html
3. О ветеранах [федер. закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ; ред. от 28.11.2015] / [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/search/base/?q%
4. ГОСТ Р 52495 - 2005 Национальный стандарт Российской
Федерации Социальное обслуживание населения. Термины и определенияhttp://docs.cntd.ru/document/1200043127
5. Постановление Правительства Белгородской области от 24 ноября 2011 года №435-пп «Об утверждении Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы».
6. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г.А. Аванесова // М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
7. Альперович, В. Д. Социальная геронтология / В. Д. Альперович. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 557 с.
8. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. - СПб., 2008. - 791 с.
9. Ариарский, М. А. Социально-культурная деятельность в условиях модернизации духовной жизни России / М.А. Ариарский // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - Т. 195. - С. 8-15.
10. Архипова, О.В. Реализация геронтообразования в стационарных учреждениях социального обслуживания / О.В. Архипова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2010. - Вып.2. - С.126-130.
11. Багреева, Е.Г. Социокультурные основы ресоциализации преступников: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.08. - Москва, 2001. - С. 35.
12. Балашова, С.Н. Изучение функционального статуса лиц пожилого и старческого возраста // Пушковские чтения: I Научно-практ. геронтологическая конференция: Тезисы докладов. - СПб., 2005. - С. 49-50.
13. Балханова, Е.А. Особенности технологий социальной работы с пожилыми людьми в ГБУ ЦСО «Тверской» ЦАО г. Москвы / Е.А. Балханова // Вестник УМО ВУЗов России по образованию в области социальной работы. - 2012. - №3. - С. 111-117.
14. Барсуков, В.Н. Исследование качества жизни старшего
поколения: региональный опыт / В.Н. Барсуков // Экономические и
социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - №4(46). - С.88-107.
15. Васина, С.Е. Культурно-досуговая деятельность / С.Е. Васина // Система ценностей современного общества. - вып.16. - 2010. - С. 204-208.
16. Возьмитель, А.А. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа / А. А. Возьмитель, Г. И. Осадчая // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - С. 58-64.
17. Волощенко, Г.Г. Досуг: происхождение и развитие: учебное пособие / Г.Г. Волощенко. - Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2004. - 112 с.
18. Волкова, О.А. Теория социальной терапии в практике интернатных учреждений для престарелых и инвалидов / О.А. Волкова // Теория и практика общественного развития. - Вып. 11. - 2012. - С.46-49.
19. Выготский, Л.С. Конкретная психология человека / Л.С. Выготский // Вестник МГУ. (Сер. Психология). 1986, № 1. С. 54-59.
20. Галкин, Р.А. Одинокая старость: медицинские и социальные проблемы / Р.А. Галкин, И.А. Гехт, О.Г. Яковлев. - Самара, 2005. - 308с.
21. Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс при участии Карен Бердсолл; Пер. с англ. - Изд. второе, выполн. по четвертому англ. изд., полностью перераб. и доп. - М.: URSS, 2005. - 629 с.
22. Дашковская, О.Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций /О.Д. Дашковская. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 45 с.
23. Демидова, Т. Е. Пожилые как объект социальной работы / Т.Е. Демидова, В.Г. Попов // Российская энциклопедия социальной работы: Т.2. - М.: Институт социальной работы, 1997. - 406 с.
24. Демидова, Т. Е. О методиках работы с пожилыми людьми: настольная книга социального работника / Т.Е. Демидова. - Ханты- Мансийск: Полиграфист, 2003. - 60 с.
25. Доброхлеб, В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России / В.Г. Доброхлеб // Социологические исследования. - 2008. - №8. - С.55-61.
26. Долженкова, М. А. Сущность и специфика рекреативно-оздоровительной деятельности с пожилыми людьми / М.А. Долженкова, О.Б. Мурзина // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2014. - № 3 (131). - С. 56-63.
27. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
28. Ефимов, С.Г. Организация свободного времени лиц пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях / С.Г. Ефимов // Социологические исследования. - 2011. - №4. - С.237-241.
29. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: теория,
практика и методика научных исследований: учебное пособие / А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 1994. - 112 с.
30. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство МГУК; ИПО Профиздат, 2002. - 287 с.
31. Жаркова, А.А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты / А.А. Жаркова. - Монография. - М., МГУКИ, 2011. - 177 с.
32. Згурская, Е.Н. Ресоциализация людей третьего возраста как социокультурная проблема / Е.Н. Згурская // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. - №3(28). - 2016. - С.172-175.
33. Елютина, М.Э., Чеканова, Э.Е. Пожилой человек в образовательном пространстве современного общества / М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова // Социс. - 2003. - №7. - С. 43-49.
34. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности. Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М., МГУКИ, 2004. - 539 с.
35. Клюско, Е.М. Альтернативные подходы к определению понятия «культура досуга» (по материалам зарубежных исследований) / Е.М. Клюско // Вестник МГУКИ. - 2010. - №5. - С.112-121.
36. Комиссаренко, С.С. Клуб как социально-культурное явление. Исторические аспекты развития / С.С. Комиссаренко - СПб.: СПбГАК, 1997. - 157с.
37. Королева, И.В. Творческая деятельность как условие ресоциализации подростков с делинквентным поведением: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Биробиджан, 2003. - 183 с.
38. Кувшинова, О.А. Геронтологические теории активности человека в пожилом возрасте / О.А. Кувшинова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2003. - №4. - С.168-172.
39. Кули, Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. - М., 1996. - С. 334.
40. Куликова, Н.А. Организация клубов общения для граждан пожилого возраста в контексте реализации модели активной старости / Н.А. Куликова, М.Н. Самарина // Вестник Томского государственного университета. 2014. -№ 385. - С. 57-61.
41. Куприянова, Т. А. Активизирующие технологии социального обслуживания пожилых людей: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 / Т.А. Куприянова. - Санкт-Петербург, 2012. - 25 с.
42. Красильников, Ю.Д. Социально-культурные технологии в процессе гериатрической реабилитации / Ю.Д. Красильников, Ю.С. Моздокова, О.Ю. Мацукевич // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 1. - С. 95-108.
43. Крюкова, О.Л. Организация свободного времени как фактор социокультурной адаптации пожилых людей в условиях интернатного учреждения / О.Л. Крюкова // Социология культуры: опыт и новые парадигмы. - 2006. - С.137-143.
44. Мацукевич, О.Ю. Ресоциализация личности в условиях
социально-культурной деятельности: ценностно-целевые ориентиры
современности: О.Ю. Мацукевич. - М.: МГУКИ, 2011. - 160с.
45. Мацукевич, О.Ю. Ситуативный подход к решению задач ресоциализации личности / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 5 (43). - С. 129-133.
46. Мацукевич, О.Ю. Педагогика ресоциализации личности: от средового к ситуативному подходу / О.Ю. Мацукевич // Вестник Челябинской государственной академии искусств и культуры. - 2012. - № 1 (29). - С. 81-83.
47. Мацукевич О.Ю. Социально-культурные технологии в процессе гериатрической реабилитации / О.Ю. Мацукевич, Ю.С., Моздокова, Ю.Д. Красильников // Вестник МГУКИ. - 2003. - № 1. - С. 95-108.
48. Мацукевич, О. Ю. Социально-культурный подход в контексте педагогического исследования ресоциализации личности / О.Ю. Мацукевич // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 4 (48). - С. 105-110.
49. Мацукевич, О.Ю. Социально-культурная ресоциализация пожилых людей / О.Ю. Мацукевич // Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств. - 2012. - №19. - С.23-26.
50. Мозговая, Е.И. Художественно-творческие технологии в практике социальной работы: учеб. пособие / Е.И. Мозговая. - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. - 96 с.
51. Мозговая, Е.И. Народная художественная культура в практике социальной работы: учеб. пособие / Е.И. Мозговая, Д.А. Кулабухов - Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. - 93 с.
52. Моздокова, Ю. С. Пути повышения социально-культурного статуса лиц пожилого возраста / Ю.С. Моздокова, Ю.Д. Красильников, Т.Г. Киселева // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. - 2000. - С. 28-35.
53. Моздокова, Ю.С. Досуговые технологии в практике стационарных учреждений социального обслуживания / Ю.С. Моздокова // Старшее поколение в пространстве и времени российской культуры: Дайджест исследований МГУКИ по проблемам социально-культурной деятельности пожилых людей. - М.: МГУКИ, 2003. - С. 68-80.
54. Моздокова, Ю.С. Социально-культурные и оздоровительные технологии в работе с пожилыми людьми / Ю.С. Моздокова // Вестник УМО ВУЗов России по образованию в области социальной работы. - 2012. - №3. - С.102-111.
55. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б. Г. Мосалев. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 96 с.
56. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик. 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 634 с. (Серия «Библиотека студента»). - С-.18-22.
57. Неваева, Д.А. Особенности социальной эксклюзии лиц пожилого возраста (по материалам социологического исследования) / Д.А. Неваева // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2014. - №2(58). - С.141-146.
58. Никитина, Г.Я. История культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие / Г.Я. Никитина. - М.: МГУКИ, 1998. - 65 с.
59. Новикова, Л.Л. Клуб как функциональная модель культурной деятельности / Л.Л. Новикова. - М. 1990 - 112с.
60. Пачина, О. А. Социально-культурная деятельность как средство преодоления одиночества людей третьего возраста: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / О.А. Пачина. - Тамбов, 2006. - 206 с.
61. Понежа, Г.И. Исследование ресоциализации пожилого человека с позиций акмеологического подхода / Г.И. Понежа // Вестник Томского государственного университета. - Вып.11 (91). - 2010. - С.158-160.
62. Попов, А.А. Духовная жизнь пожилых людей в современном российском обществе: социологический аспект / А.А. Попов, Ю.Л. Воробьёв // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск». - 2007. - №1(51). - С. - 57-63.
63. Попов, А.А. Духовная жизнь пожилых людей в современных социокультурных условиях: автореферат дис. . канд. социол. наук: 24.00.06 / Попов Александр Александрович. - Курск, 2007. - 26 с.
64. Рогозин, Д.М. Трудные жизненные ситуации в представлениях старшего поколения россиян / Д.М. Рогозин // Государство и общество. Мониторинг общественного мнения. - 2013. - С. 32 - 51.
65. Рылеева, А.С. Организация культурно-досуговой деятельности населения России / А.С. Рылеева. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. - 229 с.
66. Саламатина, И.И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних: на материале США и Англии: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 2007. - С. 13-14.
67. Сапожникова, Т.И. Социально-культурная деятельность пожилых людей как способ интеграции и адаптации в современном обществе / Т.И. Сапожникова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2012. - № 5. - С. 103-107.
68. Солодникова, И. В. Самореализация личности в зрелом возрасте (социологический анализ): автореф. дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.01 / И.В. Солодникова. - Москва, 2007. - 57 с.
69. Стрельцова, Е.Ю. Народное художественное творчество как
объект научного исследования: Опыт историко-эпистемологического
изыскания / Е. Ю. Стрельцова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 2003. - 248 с.
70. Сукало, А.А. Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы / А.А. Сукало // Вестник Санкт- Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011.
- № 2. - С. 70-78.
71. Шевченко, А.М. Социокультурная обусловленность
ресоциализации дезадаптантов и девиантов в процессе общественных изменений: диссертация ... доктора социологических наук: 22.00.06 /
А.М. Шевченко. - Ростов-на-Дону, 2004. - С. 93.
72. Шевченко, В.В. Организация гериатрической помощи в России и за рубежом / В.В. Шевченко // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2012. - №1. - С. 29-32.
73. Шляфер, С.И. Анализ показателей деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в Российской Федерации / С.И. Шляфер // Менеджмент в здравоохранении. - 2013. - №10.
- С.26-39.
74. Штомпка, П. Социальное изменение как травма / П. Штомпка // Социологические исследования. - 2001. - №1. - С. 12-13.
75. Чернышкова, Е.В. Активный образ жизни в пожилом возрасте: медико-социальные стратегии, риски, практики / Е.В. Чернышкова, Е.А. Андриянова. - Саратов: Наука, 2012. - 196с.
76. Чернышкова, Е.В. Медико-социальные практики активизации ресурсов пожилых людей: социологический анализ / Е.В. Чернышкова, Е.А. Андриянова // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. - 2013.
- №12(3). - С.1389-1391.
77. Фаррахов, А.Ф. Феномен одиночества: геронтологический аспект
[Электронный ресурс] / А.Ф. Фаррахов // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 9. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/fenomen-odinochestva-gerontologicheskiy-aspekt
78. Харьковская, Е.В. Социокультурная деятельность с людьми третьего возраста по преодолению социального отчуждения: региональный аспект / Е.В. Харьковская, Е.В. Мирошниченко, Г.Н. Тутаева // Интеграция образования. - №2 (20). - 2016. - С.188-198.
79. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия / Н. Н. Ярошенко.
- М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23. - С. 39-47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ