Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»)

Работа №66350

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 10
1.1. Понятие этнокультурной идентичности 10
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
этнокультурной идентичности младшего школьника 20
1.3. Педагогические условия формирования этнокультурной идентичности
младших школьников на уроках литературного чтения 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 31
2.1. Анализ программ и учебников по литературному чтению с точки
зрения проблемы исследования 31
2.2. Диагностика уровня сформированности этнокультурной идентичности
младших школьников 35
2.3. Содержание работы по формированию этнокультурной идентичности
младших школьников на уроках литературного чтения 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61


В настоящее время происходит интенсивное развитие общества с по-стоянным включением в него новых членов, общемировым процессом инте-грации в общество различных людей, представляющих разные народы, на-циональности, этнические группы. В связи с этими процессами актуальной становится проблема этнокультурной идентичности (этнической идентифи-кации, этнической идентичности).
Изучением этнокультурной идентичности занимаются такие науки как: педагогика, социология, история, культурология, психология личности и со¬циальная психология. Нами будут рассмотрены те аспекты этнокультурной идентичности, изучением которых занимается педагогика и психология.
Формирование этнокультурной идентичности школьников неразрывно связано с процессом патриотического воспитания, так как оно позволяет учащемуся начальных классов осознать свою принадлежность к собственно¬му народу и своему отечеству. В начальной школе для патриотического вос¬питания осуществляется и на уроках литературного чтения, так как на них происходит изучение культуры собственного народа путем рассмотрения ли¬тературных произведений различных жанров, текстов этнокультурной на¬правленности.
Актуальность данной темы заключается, в том, чтобы требовать уси-ление патриотического воспитания младших школьников.
В наше время в условиях социальной напряженности и неопределенно¬сти для любого человека крайне важно осознавать свою идентичность, в том числе и этническую, чтобы знать для себя — кто я и с кем я?. Идентичность - это своеобразный маркер, которым личность идентифицирует себя по от¬ношению к окружающему миру, он также служит для оценивания собствен¬ной отнесенности к внешнему миру. В зависимости от степени сформиро- ванности этнокультурной идентичности у младшего школьника можно про¬гнозировать его поведения в рамках данной этнической общности и приви¬вать ему традиции, устои и правила которых придерживается этническая группа, к которой он себя причисляет.
Проблема этнокультурной (этнической) идентичности и идентифика-ции освещена в работах: Т.П. Баклановой, Ю.А. Стрельцовым, Е.Ю. Стрельцовой, Т.Я. Шпикаловой, Т.Г. Стефаненко, Г.М. Андреевой, Н.В. Антоновой, Н.М. Лебедева, В.Н. Павленко, Г.У. Солдатовой, Р.Л. Рождественской и других.
Идентификация - отождествление; установление соответствия чего- либо с чем-либо. Этническая идентификация является частью социальной идентификации личности. Идентичность - психологическая категория, кото-рая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этниче-ской общности. В самой же психологии этническая идентичность рассматри¬вается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим послед¬ствиям.
Основой формирования этнокультурной идентичности является про-цесс осознания младшим школьником своей принадлежности к определенной этнической и культурной группе. Изучение культуры и истории собственного народа в начальной школе происходит в основном на уроках литературного чтении, где изучаются произведение народного творчества, таким образом, уроки литературного чтения в начальной школе являются самой благоприят¬ной средой формирования у учащихся этнокультурной идентичности путем изучений культуры собственного народа.
Все вышеперечисленное обусловило тему данной выпускной квалифи¬кационной работы: «Формирование этнокультурной идентичности у млад¬ших школьников на уроках литературного чтения (на примере УМК «Пер¬спективная начальная школа»)».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирова¬ния этнокультурной идентичности у младших школьников на уроках литера¬турного чтения (на примере УМК «Перспективная начальная школа»).
Целью работы является решение проблемы исследования.
Объект исследования: процесс формирования этнокультурной иден-тичности младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования этно-культурной идентичности младших школьников на уроках литературного чтения (на примере УМК «Перспективная начальная школа»).
Гипотеза исследования: формирование этнокультурной идентичности на уроках литературного чтения будет эффективно, если:
- использовать методы и приемы на основе материала устного народно¬го творчества;
- организовывать исследовательскую деятельность младших школьни¬ков при изучении сказки
Задачи исследования:
1. Обосновать понятие этнокультурной идентичности.
2. Определить психолого-педагогические особенности формирования этнокультурной идентичности у младшего школьника.
3. Выявить педагогические условия формирования этнокультурной идентичности у младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Провести практическую работу по формированию этнокультурной идентичности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Общей методологической основой исследования является идея о по-ложительном влиянии уроков литературного чтения на процесс формирова¬ния этнокультурной идентичности младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методиче¬ской литературы;
- практические (эмпирические) методы: наблюдение, опрос, тестирова¬ние, анкетирование;
- анализ продуктов деятельности учащихся;
- математическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: Исследование про-водилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Сред¬няя общеобразовательная школа № 42» г. Белгорода, 2 «В» класс.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Общий объем исследовательской работы составляет 84 страницы.
Во введение была обусловлена актуальность выбранной темы исследо¬вания, определены проблема, цель, предмет и объект исследования, сформу¬лирована гипотеза, поставлены задачи исследования, определены методы.
В первой главе дано определение этнокультурной идентичности, рас-смотрены особенности ее формирования у детей младшего школьного воз-раста, был проведен подробный теоретический анализ процесса формирова¬ния этнокультурной идентичности у младших школьников на уроках литера¬турного чтения. Определены педагогические условия, необходимые для формирования у учащихся начальной школы этнокультурной идентичности на уроках литературного чтения.
Во второй главе была произведена практическая реализация разрабо¬танного проекта по формированию у младших школьников этнокультурной идентичности на уроках литературного чтения. Проведена диагностика младших школьников для определения уровня сформированности этнокуль¬турной идентичности. Определены основные направления работы по форми¬рованию у младших школьников этнокультурной идентичности на уроках литературного чтения
В заключении были представлены выводы по исследовательской рабо¬те. Также были приведены примеры результатов выполнения исследователь¬ской работы, определена эффективность содержания работы по формирова¬нию этнокультурной идентичности младших школьников на уроках литера¬турного чтения. Подведен итог достижения поставленной цели исследова¬тельской работы и выполнения поставленных в работе задач.
Библиографический список состоит из 51 научного источника.
В приложение представлены анкеты и тесты, которые использовались для определения уровня сформированности этнокультурной идентичности у учащихся начальных классов, а также технологическая карта урока литера¬турного чтения с включением методов и приемов по формированию этно¬культурной идентичности младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под этнокультурной идентичностью понимается процесс осознания личностью своей принадлежности к определенной этнической и культурной группе, а также эмоциональное сопровождение этого процесса. При этом стоит понимать, что этнокультурная идентичность не ограничивается этни-ческой принадлежностью на основании каких-либо признаков, напротив ос-новой этнокультурной идентичности является собственное отнесение лично-стью себя к какой либо этнокультурной группе на основе собственной этно-культурной идентификации.
В ходе выполнения теоретической части исследования были выявлены структурные компоненты процесса формирования этнокультурной идентич-ности, на которых следует сосредоточить внимание при реализации в на-чальной школе проекта по формированию этнокультурной идентичности учащихся начальных классов.
В ходе исследования были изучены возможности которые предостав-ляют уроки литературного чтения в начальной школе в контексте реализации проекта формирования этнокультурной идентичности учащихся младших классов.
В качестве критериев исследования были использованы когнитивный и афеективный компоненты формирования этнокультурной идентичности среди учащихся начальной школы.
Под когнитивным компонентом обычно понимается совокупность имеющихся знаний и представлений о присущих данной этнической группе особенностях, а также отождествление человека с данной этнической группой на основе некоторых общепринятых в этой группе характеристик. Под аффективным компонентом понимается оценка качеств, присущих собственной этнической группе, отношение человека к тому, что он является частью этой группы, а также значимость членства в этой группе для
индивида.
На основе вышеуказанных данных нами были определены 3 уровня сформированности этнокультурной идентичности личности младшего школьника: высокий, средний, низкий.
На основании анализа собранного и обработанного теоретического ма-териала, был сформирован проект по формированию этнокультурной иден-тичности учеников начальных классов на уроках литературного чтения. В соответствии с положениями данного проекта, его основами является спо-собствование учащимся начальных классов в осуществлении собственной этнокультурной идентификации, изучении особенностей культуры, как сво¬его народа, так и других народов, и в конечном итоге формирование собст-венной этнической идентичности, основанное на четком осознании своей принадлежности к собственной этнокультурной группе при сохранении взаимоуважительных отношений с представителями иных этнокультурных групп.
Содержание работ выполняемых на каждом этапе исследования было направлено на достижение поставленных целей и задач проекта формирова-ния этнокультурной идентичности учащихся начальных классов.
Опытно-экспериментальная работа была запланирована и осуществле-на в соответствии с поставленными целями и задачами, а также при учете особенностей, которые имеются у детей младшего школьного возраста.
На начальном этапе опытно-методической работы с учениками началь-ных классов было проведено вводное тестирование для определения уровня сформированности этнокультурной идентичности личности младшего школьника. Целью проведение данного тестирования было установление ис-ходного уровня сформированности этнокультурной идентичности среди уче-ников начальных классов. После получение результатов тестирования было выявлено, что уровень сформированности этнокультурной идентичности среди учащихся начальных классов был недостаточен.
В ходе формирующего эксперимента был реализован проект формиро-вания этнокультурной идентичности личности младшего школьника на уро-ках литературного чтения. На данном этапе стояла цель доказать эффектив-ность разработанного проекта формирование этнокультурной идентичности учащихся начальной школы.
В ходе заключительного этапа исследовательской работы, с учащимися было выполнено повторное тестирование, а также произведен сбор обработка и систематизация всей информации полученной в ходе проведения опытно¬экспериментальной деятельности. На этом этапе было произведено сравне¬ние уровня сформированности этнокультурной идентичности личности младших школьников до начала реализации проекта и по завершению реали¬зации проекта формирования этнокультурной идентичности младших школьников на уроках литературного чтения.
Обобщая результат и подводя итог исследовательской работы, можно утверждать, что уровень сформированности этнокультурной идентичности личности младшего школьника за время реализации проекта значительно вы-рос, что подтверждается результатами вводного и повторного тестирования. На основании этого, можно утверждать, что результаты выполнения опытно-экспериментальных работ, подтверждают выдвинутую в исследовании гипо-тезу. Также в ходе исследования были решены задачи и достигнуты цели ис-следования.



1. Авдеева Н.Н. Развитие представлений о самом себе у ребенка от рожде¬ния до 7 лет / Н. Н. Авдеева, А. И. Силвестру, Е. О. Смирнова. - М.: Наука,
2012. -430 с.
2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. труды: В 2 т. Т. 1/ Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - 559 с.
3. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев. - М.: Изд. ЛГУ, 2012.-241 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
5. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. - М.: Наука, 1983. -412 с.
6. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер, К. Вердербер. - М.: Прайм-Еврознак, 2012. - 320 с.
7. Волков И.П. О социометрической методике в психологических исследо-ваниях / И.П. Волков. - М.: Академия, 2013.- 152 с.
8. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г. И. Волков. - М.: Академия, 2013. - 376 с.
9. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1982. - С. 161-165
10. Вундт В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. - СПб.: Изд. Питер, 2012.-328 с.
11. Гачев Г. Д. Национальные образы мира; Курс лекций / Г. Д. Гачев. - М.: Изд. центр «Академия», 2013. - 432 с.
12. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горянина / Психологический жур-нал. - Том 18. - 1997. - № 6. - С. 35-42.
13. Горянина В.А. Психология общения / В. А. Горянина. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 416 с.
14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - СПб.: Изд. Питер, 2007. - 289 с.
15. Дерманова И.Б. Психологический практикум / И. Б. Дерманова. - СПб.: Изд. Речь, 2012. - 40 с.
16. Елисеев О.П.Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев,- СПб.: Изд. Питер, 2012. - 512 с.
17. Клепцова Е.Ю. Аксиологические основы толерантности. Психология и педагогика толерантности / Е.Ю. Клепцова - СПБ.: Изд. Питер, 2004. -312 с.
18. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содер-жание, диагностика, коррекция / Е.Ю. Клепцова. - М.: Изд. «Академический проект», 2005. - 192с.
19. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (об-щие и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. - Мн.: БГУ, 1976. - 352 с.
20. Коломинский Я. Л. Проблемы личных взаимоотношений в детском кол-лективе / Я. Л. Коломинский. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 359 с.
21. Кон П.С. К проблеме национального характера / И.С.Кон // История и психология,- 1971,- С. 165- 173.
22. Кузьмина Е.С. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е.С. Кузьмина. - Л.: Изд. Лениздат, 1987.-849 с.
23. Кричевский Р. Л. Социальная психология / Р. Л. Кричевский. - М.: Изд. Инфра-М, 2012. - 84 с.
24. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р. Л. Кричевский. - М: Изд. МГУ, 2013. - 437 с.
25. Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию / В.Г. Крысько. - М.: Изд. Гар- дарики, 2013. - 458 с
26. Леонтьев А. И. Деятельность, сознание, личность / А.И. Леонтьев,- М.: Изд. Норма, 2011.-311 с.
27. Морено Дж. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об об-ществе / Дж.Морено. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 274 с.
28. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб, для студ. пед. вузов. / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2012. - 200 с.
29. Мухина В.С. Личность в условиях этнического возрождения и столкнове-ния цивилизации: XXI в. / В.С. Мухина,- М.: Изд. центр «Академия». - 2013,- № 1.-19 с.
30. Немов Р.С. Психология. Учеб, для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии. - М.: Изд. Владос, 2012. - 576 с.
31. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука /В.В. Новиков. - М.: Изд. Эксмо, 2013. - 282 с.
32. Обозов И. И. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. - М.: Изд. МГУ, 1979.-448 с.
33. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные тру¬ды / А. В. Петровский. — М.: Изд. Просвещение, 1984. — 272 с.
34. Петровский А.В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский. - М.: Изд. Наука, 2005. - 368 с.
35. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. / Д.Я. Райгородский.
- Самара: Изд. «БАХРАХ-М», 2011.-398 с.
36. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / под ред. Т. А. Тутушкиной. - Самара: Изд. «БАХРАК-М», 2013. - 512 с.
37. Психология и педагогика: Учеб. пос. / В. М. Николаенко. -М.: Изд. ИНФРА-М, 2013.- 175 с.
38. Психология личности. Учебное пособие / под ред. Проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. - М.: Изд. Эксмо, 2013. - 653 с.
39. Ратанова Т.А. Методы изучения и психодиагностика личности / Т. А. Ра- танова. - М.: Изд. МГПОУ, 2006. - 437с.
40. Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка / Т.Г. Стефаненко, Е.Г. Белинская. - М.: Изд. МСИ, 2013. - 208 с.
41. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. - М.: Изд. Норма,
2013. -329 с.
42. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону: Изд. Феникс, 2013. - 523 с.
43. Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема со-
временной школы / Л. Л. Супрунова,- М.: Изд. Педагогика, 2013. - С.64 - 73
44. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: Изд. МГУ, 2014. - 286 с.
45. Фомина Ю.И. К вопросу о становлении этнических представлений / Ю.И. Фомина - Тула: Изд. ТулГУ, 2012 - С. 234 - 240
46. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапарь. - Ростов на Дону.: Изд. Феникс, 2014. - 808 с.
47. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шпет. - СПб.: Изд. Питер, 2014,- 490 с.
48. Федоренко Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе: Методиче¬ские материалы: Л. Г. Федоренко. - СПб.: Изд. КАРО, 2007- 128 с.
49. Фомина Ю. И. Содержание этнических представлений современной рос-сийской молодежи / Ю. И. Фомина // Молодой ученый. — 2013. — №11. -Т.2.
— С. 129-139
50. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эль ко-нин. - М.: Изд. центр «Академия», 2014. - 287 с.
51. Этнические стереотипы поведения / Под ред. А. К. Байбурина. - Л.: Изд. «Наука», 1985. - 328 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ