СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ
ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА И МЕР ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 9
1.1. Сущность и содержание таможенной
процедуры таможенного транзита и мер ее обеспечения 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
таможенной процедуры таможенного транзита и мер ее обеспечения 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ
ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ
ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ 36
2.1. Анализ применения мер обеспечения
соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита в Белгородской таможне 36
2.2. Направления совершенствования применения
мер обеспечения соблюдения таможенной
процедуры таможенного транзита в Белгородской таможне 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ
ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА И МЕР ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ 9
1.1. Сущность и содержание таможенной
процедуры таможенного транзита и мер ее обеспечения 9
1.2. Нормативно-правовое обеспечение
таможенной процедуры таможенного транзита и мер ее обеспечения 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕР
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ
ТАМОЖЕННОЙ ПРОЦЕДУРЫ
ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА В
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНЕ 36
2.1. Анализ применения мер обеспечения
соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита в Белгородской таможне 36
2.2. Направления совершенствования применения
мер обеспечения соблюдения таможенной
процедуры таможенного транзита в Белгородской таможне 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Россия является страной, которая находится одновременно в двух частях света, что обуславливает ее выгодное географическое положение. По территории страны проходят многие ключевые транспортные коридоры, задействованные в международной торговле. К ним относятся железнодорожные, автомобильные, морские (речные), а также воздушные международные магистрали, которые связывают Европу с Центральной и Юго-Восточной Азией и даже с Северной Америкой. В связи с этом вопросы, касающиеся транзита через территорию Российской Федерации особо актуальны во все времена.
Транзитный потенциал России, под которым понимается возможность перемещения по территории страны грузов третьих стран под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин и налогов, огромен. В настоящее время таможенные органы Российской Федерации обладают достаточно широким спектром функций, связанных с контролем за таможенным транзитом. Это обусловлено тем, что таможенный транзит является важнейшей сферой экономики государства.
Транзит обладает позитивным эффектом не только для внешней, но и для внутренней экономики страны, повышая эффективность использования российской транспортной сети и стимулируя ее постоянное совершенствование. В этих условиях задача использования транзитного потенциала России в сочетании с задачами развития мировой транспортной сети становятся одними из приоритетных для России. Тем более, что потенциальные доходы от международного транзита могут быть сопоставимы с доходами от экспорта энергоносителей. Так, например, в ряде европейских стран (Германии, Польше, Австрии, Венгрии и др.) транзит превращен в доходные статьи бюджета.
Говоря о таможенной процедуре таможенного транзита необходимо отметить, что данная процедура, согласно множеству классификаций, входит в категорию основных и наиболее часто используемых, в связи с
особенностью географического положения России. Кроме того, транзитные международные связи являются важнейшей составляющей
внешнеэкономических связей не только для Российской Федерации, но и для всего Евразийского экономического союза. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью унификации применяемых таможенными органами мер контроля за транзитом товаров и транспортных средств по территории Российской Федерации.
Степень изученности темы исследования. Говоря о степени разработанности тематики таможенного транзита в научной литературе необходимо отметить, что данная тема имеет место не только в исследованиях отечественных ученых, но также и в зарубежных исследованиях. В трудах зарубежных исследователей таможенный транзит чаще всего рассматривается в разрезе отраслевых дисциплин: таможенного, налогового и административного права. Российские же исследователи в своих научных работах рассматривают таможенный транзит исключительно в разрезе таможенного права.
Среди российских исследователей, рассматривающих вопросы таможенного транзита можно выделить М.В. Воробьева , который в своей диссертации подробно рассмотрел таможенный транзит в рамках Европейского Сообщества и проанализировал перспективы применения европейского опыта в Российской Федерации. Особый практический интерес представляет собой научная статья Г.И. Бякина , который предлагает собственный вариант осуществления контроля за таможенным транзитом на основе системы глобального позиционирования. В свою очередь, А. С. Дюкарева и Р.А. Лаптев рассматривают возможность применения электронных технологий при осуществлении таможенного контроля за таможенным транзитом. Научные труды В.А. Расколенко, О.И. Солодухиной, С.А. Старых и М.А. Чаплыгиной описывают сущность самой таможенной процедуры таможенного транзита и дают характеристику практики применения данной таможенной процедуры в рамках Евразийского экономического союза.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тематика, касающаяся таможенного транзита в научной литературе распространена достаточно широко.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования мер обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита и недостаточной материально-технической и организационной базой, которой обладают таможенные органы для внедрения предлагаемых направлений совершенствования в практическую деятельность.
Объектом исследования является организация таможенной процедуры таможенного транзита.
Предметом исследования является процесс применения мер обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию мер обеспечения, используемых таможенными органами, для соблюдения требований таможенной процедуры таможенного транзита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы применения таможенной процедуры таможенного транзита.
2. Рассмотреть нормативно-правовую основу применения таможенной процедуры таможенного транзита.
3. Проанализировать практику помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и применения мер обеспечения соблюдения данной таможенной процедуры (на примере Белгородской области).
4. Предложить направления совершенствования применения мер обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, которые были изложены в научных трудах Д. А. Курчавовой, Н.В. Матвеевой, А. В. Седос .
Анализ работ перечисленных авторов позволил разобраться в сущности таможенной процедуры таможенного транзита, изучить механизм помещения товаров под данную таможенную процедуру и применяемые таможенными органами меры обеспечения соблюдения таможенного транзита.
Важную роль в проведении исследования играли методы теоретического и эмпирического исследования, такие как анализ, моделирование, опрос, наблюдение, а также различные статистические методы исследования.
Эмпирическая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в
Российской Федерации», Решение Комиссии Таможенного союза № 438 «О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита», Решение Комиссии Таможенного союза № 218 «Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза» и иными нормативно-правовыми актами различных уровней.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы таможенными органами Российской Федерации при осуществлении контроля за товарами, перемещаемыми транзитом по таможенной территории Евразийского экономического союза.
Апробация результатов исследования. По теме исследования опубликовано две статьи в журналах РИНЦ общим объемом 0,6 печатных листа .
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Транзитный потенциал России, под которым понимается возможность перемещения по территории страны грузов третьих стран под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин и налогов, огромен. В настоящее время таможенные органы Российской Федерации обладают достаточно широким спектром функций, связанных с контролем за таможенным транзитом. Это обусловлено тем, что таможенный транзит является важнейшей сферой экономики государства.
Транзит обладает позитивным эффектом не только для внешней, но и для внутренней экономики страны, повышая эффективность использования российской транспортной сети и стимулируя ее постоянное совершенствование. В этих условиях задача использования транзитного потенциала России в сочетании с задачами развития мировой транспортной сети становятся одними из приоритетных для России. Тем более, что потенциальные доходы от международного транзита могут быть сопоставимы с доходами от экспорта энергоносителей. Так, например, в ряде европейских стран (Германии, Польше, Австрии, Венгрии и др.) транзит превращен в доходные статьи бюджета.
Говоря о таможенной процедуре таможенного транзита необходимо отметить, что данная процедура, согласно множеству классификаций, входит в категорию основных и наиболее часто используемых, в связи с
особенностью географического положения России. Кроме того, транзитные международные связи являются важнейшей составляющей
внешнеэкономических связей не только для Российской Федерации, но и для всего Евразийского экономического союза. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью унификации применяемых таможенными органами мер контроля за транзитом товаров и транспортных средств по территории Российской Федерации.
Степень изученности темы исследования. Говоря о степени разработанности тематики таможенного транзита в научной литературе необходимо отметить, что данная тема имеет место не только в исследованиях отечественных ученых, но также и в зарубежных исследованиях. В трудах зарубежных исследователей таможенный транзит чаще всего рассматривается в разрезе отраслевых дисциплин: таможенного, налогового и административного права. Российские же исследователи в своих научных работах рассматривают таможенный транзит исключительно в разрезе таможенного права.
Среди российских исследователей, рассматривающих вопросы таможенного транзита можно выделить М.В. Воробьева , который в своей диссертации подробно рассмотрел таможенный транзит в рамках Европейского Сообщества и проанализировал перспективы применения европейского опыта в Российской Федерации. Особый практический интерес представляет собой научная статья Г.И. Бякина , который предлагает собственный вариант осуществления контроля за таможенным транзитом на основе системы глобального позиционирования. В свою очередь, А. С. Дюкарева и Р.А. Лаптев рассматривают возможность применения электронных технологий при осуществлении таможенного контроля за таможенным транзитом. Научные труды В.А. Расколенко, О.И. Солодухиной, С.А. Старых и М.А. Чаплыгиной описывают сущность самой таможенной процедуры таможенного транзита и дают характеристику практики применения данной таможенной процедуры в рамках Евразийского экономического союза.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тематика, касающаяся таможенного транзита в научной литературе распространена достаточно широко.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью совершенствования мер обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита и недостаточной материально-технической и организационной базой, которой обладают таможенные органы для внедрения предлагаемых направлений совершенствования в практическую деятельность.
Объектом исследования является организация таможенной процедуры таможенного транзита.
Предметом исследования является процесс применения мер обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита.
Цель исследования - разработка рекомендаций по совершенствованию мер обеспечения, используемых таможенными органами, для соблюдения требований таможенной процедуры таможенного транзита.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы применения таможенной процедуры таможенного транзита.
2. Рассмотреть нормативно-правовую основу применения таможенной процедуры таможенного транзита.
3. Проанализировать практику помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и применения мер обеспечения соблюдения данной таможенной процедуры (на примере Белгородской области).
4. Предложить направления совершенствования применения мер обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные положения системного подхода, которые были изложены в научных трудах Д. А. Курчавовой, Н.В. Матвеевой, А. В. Седос .
Анализ работ перечисленных авторов позволил разобраться в сущности таможенной процедуры таможенного транзита, изучить механизм помещения товаров под данную таможенную процедуру и применяемые таможенными органами меры обеспечения соблюдения таможенного транзита.
Важную роль в проведении исследования играли методы теоретического и эмпирического исследования, такие как анализ, моделирование, опрос, наблюдение, а также различные статистические методы исследования.
Эмпирическая база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, ФЗ № 311 «О таможенном регулировании в
Российской Федерации», Решение Комиссии Таможенного союза № 438 «О Порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита», Решение Комиссии Таможенного союза № 218 «Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза» и иными нормативно-правовыми актами различных уровней.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы таможенными органами Российской Федерации при осуществлении контроля за товарами, перемещаемыми транзитом по таможенной территории Евразийского экономического союза.
Апробация результатов исследования. По теме исследования опубликовано две статьи в журналах РИНЦ общим объемом 0,6 печатных листа .
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Выгодное географическое расположение, расположенность Российской Федерации на пути основных транспортных коридоров обусловили высокий транзитный потенциал страны, задача грамотного использования которого является крайне актуальной в настоящее время. Обладая положительным эффектом не только для внешней, но и для внутренней экономики страны транзит повышает эффективность использования российской транспортной сети, стимулирует ее постоянное совершенствование.
Российская Федерация является активным членом мировой торговли и международных торговых и внешнеэкономических отношений. Все товары ввозятся на таможенную территорию стран и вывозятся за ее пределы с различными целями. Широкий спектр особенностей внешнеторговых операций диктует установление различных условий пользования и распоряжения товарами на таможенной территории. Именно для этого в рамках таможенного регулирования были введены таможенные процедуры, позволяющие реализовать цели ввоза или вывоза для конкретных товаров.
Классический вариант распоряжения товарами после их прибытия в пункт ввоза и размещения товаров в зоне таможенного контроля состоит в доставке товаров в регион, где находится их получатель. Любое перемещение товаров по таможенной территории ЕАЭС нуждается в применении таможенной процедуры таможенного транзита. Именно поэтому данная таможенная процедура является основной и одной из наиболее часто применяемой, что подтверждается статистическими показателями.
Согласно статье 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В данной дипломной работе таможенная процедура таможенного транзита была изучена достаточно подробно. В ходе исследования мы изучили условия помещения товаров под данную таможенную процедуру, срок ее действия, место доставки товаров, правила завершения указанной таможенной процедуры, меры наказания за нарушение требований таможенной процедуры таможенного транзита, а также меры обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита (меры контроля).
Важно отметить, что товары, перемещаемые по таможенной территории ЕАЭС под таможенной процедурой таможенного транзита, находятся под таможенным контролем. Применение контрольных мер при транзите крайне важно, так как это позволяет обеспечить сохранность товаров и гарантирует доставку товаров в место назначения, а значит снижает риски нарушения таможенного законодательства. Именно поэтому действующим законодательством установлено три меры обеспечения соблюдения таможенного транзита: обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрутов перевозки товаров.
Следует отметить, что наиболее часто используемой мерой является обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Данная мера может быть реализована такими способами как денежные средства, банковская гарантия, залог имущества и поручительство. Таможенное сопровождение как мера обеспечения таможенного транзита применяется крайне редко. В Белгородской таможне за период с 2014 по 2017 годы данная мера не была использована ни разу. Это связано со сложностью и затратностью ее применения. Еще одна мера - установление маршрутов перевозки, как самостоятельная мера не применяется.
Применение таможенной процедуры таможенного транзита регламентируется законодательно на нескольких уровнях: международный, наднациональный, национальный и локальный (ведомственный). На международном уровне следует отметить Конвенцию о транзитной торговле внутриконтинентальных государств, которая устанавливает правовые основы перемещения товаров таможенным транзитом для стран-участниц. На наднациональном уровне ключевыми нормативно-правовыми актами являются ТК ЕАЭС, Решение КТС «О форме и порядке заполнения транзитной декларации», а также Решение Коллегии ЕЭК «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита». На национальном уровне следует выделить ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Локальный уровень образуют приказы, распоряжения и постановления ФТС России, РТУ и таможен, которые действуют в регионе деятельности того или иного таможенного органа. Все указанные уровни образуют единую нормативно-правовую базу, обеспечивающую и регулирующую применение таможенной процедуры таможенного транзита.
В структуре каждого таможенного органа выделено обособленное структурное подразделение, на которое возложены функции по обеспечению контроля и применения таможенной процедуры таможенного транзита. В Белгородской таможне - это отдел контроля за таможенным транзитом. Основной задачей ОКТТ Белгородской таможни является реализация таможенной политики и защита экономических интересов Российской Федерации посредством контроля за соблюдением требований таможенной процедуры таможенного транзита и предотвращения нарушений таможенного законодательства в данной сфере деятельности.
Проведенный анализ практики, основанный на статистических отчетах работы отдела, выявил общую тенденцию к снижению транзитных потоков через территорию, подконтрольную Белгородской таможне. Это связано, в первую очередь, с нестабильной внешнеполитической и
внешнеэкономической обстановкой. Несмотря на это, таможенные органы делают все возможное для повышения эффективности работы и ускорения проведения таможенных операций по контролю товаров, следующих транзитом через подконтрольную территорию, о чем свидетельствуют статистические данные.
Изучение практики применения таможенной процедуры таможенного транзита и мер обеспечения ее соблюдения позволило выделить некоторые недостатки, среди которых: отсутствие устойчивой системы
информационного обмена между странами-участницами ЕАЭС,
необходимость внедрения современных мер контроля за таможенным транзитом.
Результатом данного дипломного исследования явилась разработка предложений по совершенствованию применения таможенной процедуры таможенного транзита и мер обеспечения ее соблюдения. Так, первым направлением совершенствования является разработка межгосударственной автоматизированной системы электронного декларирования на уровне ЕАЭС. Посредством данной системы таможенные органы будут иметь возможность обмениваться необходимыми данными с таможенными органами государств-членов ЕАЭС в режиме реального времени. При этом необходимо обеспечить устойчивую техническую базу для данной системы, чтобы минимизировать время «простоя» при технических сбоях в системе.
Еще одним направлением совершенствования является разработка и внедрения системы слежения за таможенным транзитом, необходимость внедрения которой назревает уже давно. Технической основой данной системы может служить отечественная спутниковая система навигации ГЛОНАСС (которая уже давно успешно применяется в различных сферах) и GPS-трекеры (либо прямое подключение к навигационной системе транспортного средства). Внедрение данной системы позволит таможенным органам обеспечивать постоянный мониторинг состояния и местонахождения товаров, находящихся под таможенным контролем, предотвратить противоправные действия в отношении указанных товаров. После тестового внедрения данной системе на автомобильном транспорте, имеется возможность использования ее и на других видах транспорта, так как с помощью системы ГЛОНАСС можно отслеживать в том числе и морской, железнодорожный и воздушный транспорт. Данная система, путем законодательного закрепления, сможет полностью заменить такую меру обеспечения соблюдения таможенного транзита как таможенное сопровождение.
Таким образом, представленные рекомендации по совершенствованию, на наш взгляд, будут способствовать более эффективному применению мер контроля за таможенным транзитом и всей таможенной процедуры в целом.
Российская Федерация является активным членом мировой торговли и международных торговых и внешнеэкономических отношений. Все товары ввозятся на таможенную территорию стран и вывозятся за ее пределы с различными целями. Широкий спектр особенностей внешнеторговых операций диктует установление различных условий пользования и распоряжения товарами на таможенной территории. Именно для этого в рамках таможенного регулирования были введены таможенные процедуры, позволяющие реализовать цели ввоза или вывоза для конкретных товаров.
Классический вариант распоряжения товарами после их прибытия в пункт ввоза и размещения товаров в зоне таможенного контроля состоит в доставке товаров в регион, где находится их получатель. Любое перемещение товаров по таможенной территории ЕАЭС нуждается в применении таможенной процедуры таможенного транзита. Именно поэтому данная таможенная процедура является основной и одной из наиболее часто применяемой, что подтверждается статистическими показателями.
Согласно статье 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В данной дипломной работе таможенная процедура таможенного транзита была изучена достаточно подробно. В ходе исследования мы изучили условия помещения товаров под данную таможенную процедуру, срок ее действия, место доставки товаров, правила завершения указанной таможенной процедуры, меры наказания за нарушение требований таможенной процедуры таможенного транзита, а также меры обеспечения соблюдения таможенной процедуры таможенного транзита (меры контроля).
Важно отметить, что товары, перемещаемые по таможенной территории ЕАЭС под таможенной процедурой таможенного транзита, находятся под таможенным контролем. Применение контрольных мер при транзите крайне важно, так как это позволяет обеспечить сохранность товаров и гарантирует доставку товаров в место назначения, а значит снижает риски нарушения таможенного законодательства. Именно поэтому действующим законодательством установлено три меры обеспечения соблюдения таможенного транзита: обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрутов перевозки товаров.
Следует отметить, что наиболее часто используемой мерой является обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Данная мера может быть реализована такими способами как денежные средства, банковская гарантия, залог имущества и поручительство. Таможенное сопровождение как мера обеспечения таможенного транзита применяется крайне редко. В Белгородской таможне за период с 2014 по 2017 годы данная мера не была использована ни разу. Это связано со сложностью и затратностью ее применения. Еще одна мера - установление маршрутов перевозки, как самостоятельная мера не применяется.
Применение таможенной процедуры таможенного транзита регламентируется законодательно на нескольких уровнях: международный, наднациональный, национальный и локальный (ведомственный). На международном уровне следует отметить Конвенцию о транзитной торговле внутриконтинентальных государств, которая устанавливает правовые основы перемещения товаров таможенным транзитом для стран-участниц. На наднациональном уровне ключевыми нормативно-правовыми актами являются ТК ЕАЭС, Решение КТС «О форме и порядке заполнения транзитной декларации», а также Решение Коллегии ЕЭК «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита». На национальном уровне следует выделить ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Локальный уровень образуют приказы, распоряжения и постановления ФТС России, РТУ и таможен, которые действуют в регионе деятельности того или иного таможенного органа. Все указанные уровни образуют единую нормативно-правовую базу, обеспечивающую и регулирующую применение таможенной процедуры таможенного транзита.
В структуре каждого таможенного органа выделено обособленное структурное подразделение, на которое возложены функции по обеспечению контроля и применения таможенной процедуры таможенного транзита. В Белгородской таможне - это отдел контроля за таможенным транзитом. Основной задачей ОКТТ Белгородской таможни является реализация таможенной политики и защита экономических интересов Российской Федерации посредством контроля за соблюдением требований таможенной процедуры таможенного транзита и предотвращения нарушений таможенного законодательства в данной сфере деятельности.
Проведенный анализ практики, основанный на статистических отчетах работы отдела, выявил общую тенденцию к снижению транзитных потоков через территорию, подконтрольную Белгородской таможне. Это связано, в первую очередь, с нестабильной внешнеполитической и
внешнеэкономической обстановкой. Несмотря на это, таможенные органы делают все возможное для повышения эффективности работы и ускорения проведения таможенных операций по контролю товаров, следующих транзитом через подконтрольную территорию, о чем свидетельствуют статистические данные.
Изучение практики применения таможенной процедуры таможенного транзита и мер обеспечения ее соблюдения позволило выделить некоторые недостатки, среди которых: отсутствие устойчивой системы
информационного обмена между странами-участницами ЕАЭС,
необходимость внедрения современных мер контроля за таможенным транзитом.
Результатом данного дипломного исследования явилась разработка предложений по совершенствованию применения таможенной процедуры таможенного транзита и мер обеспечения ее соблюдения. Так, первым направлением совершенствования является разработка межгосударственной автоматизированной системы электронного декларирования на уровне ЕАЭС. Посредством данной системы таможенные органы будут иметь возможность обмениваться необходимыми данными с таможенными органами государств-членов ЕАЭС в режиме реального времени. При этом необходимо обеспечить устойчивую техническую базу для данной системы, чтобы минимизировать время «простоя» при технических сбоях в системе.
Еще одним направлением совершенствования является разработка и внедрения системы слежения за таможенным транзитом, необходимость внедрения которой назревает уже давно. Технической основой данной системы может служить отечественная спутниковая система навигации ГЛОНАСС (которая уже давно успешно применяется в различных сферах) и GPS-трекеры (либо прямое подключение к навигационной системе транспортного средства). Внедрение данной системы позволит таможенным органам обеспечивать постоянный мониторинг состояния и местонахождения товаров, находящихся под таможенным контролем, предотвратить противоправные действия в отношении указанных товаров. После тестового внедрения данной системе на автомобильном транспорте, имеется возможность использования ее и на других видах транспорта, так как с помощью системы ГЛОНАСС можно отслеживать в том числе и морской, железнодорожный и воздушный транспорт. Данная система, путем законодательного закрепления, сможет полностью заменить такую меру обеспечения соблюдения таможенного транзита как таможенное сопровождение.
Таким образом, представленные рекомендации по совершенствованию, на наш взгляд, будут способствовать более эффективному применению мер контроля за таможенным транзитом и всей таможенной процедуры в целом.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ
ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И ПОРЯДКА ТАМОЖЕННОГО
КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ,
ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО
ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ (НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ТРАНЗИТОМ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



